Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кто сильнее: весь флот России против авианосца США. Действующий и перспективный состав американского флота Морской флот америки

Капитан 1 ранга С. Мишин

Оперативный флот (ОФ) является высшим оперативным объединением ВМС США, включающим в свой состав оперативные соединения родов военно-морских сил, и предназначен для решения задач оперативного или стратегического масштаба самостоятельно и во взаимодействии с объединениями и соединениями других видов ВС.

В американских ВМС насчитывается шесть оперативных флотов. Их штабы подчинены соответствующим объединенным командованиям (ОК) ВС, которые имеют географические зоны. Исключение составляет 10-й оперативный флот (киберфлот), являющийся береговым оперативным объединением, зона ответственности которого распространяется на весь мир.
Состав оперативных флотов не постоянный, он формируется из боеготовых сил и средств, выделяемых (как правило, для несения боевой службы в передовых зонах) из состава однородных сил Атлантического и Тихоокеанского флотов.

Каждому ОФ присвоен свой порядковый номер (3-, 4-, 5-, 6-, 7- и 10-й). Оперативным соединениям также назначается определенная группа номеров (двухзначных). Первая цифра указывает на принадлежность к флоту, а вторая - порядковый номер соединения. В свою очередь оперативные соединения разделяются на оперативные группы, отряды и элементы. Такая система обозначений облегчает управление силами по каналам связи, не перегружая их лишней информацией об отдельных наименованиях кораблей, воинских частей и подразделений. Обозначение оперативного элемента выглядит так: 35.4.3.1 - 1-й оперативный элемент 3-го оперативного отряда 4-й оперативной группы 35-го оперативного соединения, которое входит в состав 3 ОФ ВМС США.

В состав американских военно-морских сил входят следующие оперативные флоты:
3 ОФ по оперативной организации подчинен ОК ВС США в зоне Тихого океана. Данное объединение было сформировано в марте 1943 года для ведения боевых действий на Тихоокеанском театре войны. В своем нынешнем виде ОФ существует с февраля 1975-го. В его операционную зону входят восточная и центральная части Тихого океана.

Командующий 3-м флотом по административной организации непосредственно подчинен командующему Тихоокеанским флотом ВМС США. Его береговой штаб находится в ВМБ Сан-Диего (штат Калифорния).

При необходимости силы и средства 3-го флота могут передаваться в состав оперативных соединений 7-го флота, ведущих боевые действия в западной части Тихого океана, а также в состав 5-го флота, развернутого в зоне объединенного центрального командования (ОЦК) ВС США.

В настоящее время 3 ОФ не располагает штабным кораблем, поэтому походный штаб флота (при необходимости) размещается на одном из универсальных десантных кораблей.

В мирное время штаб флота отвечает за реализацию полного цикла боевой подготовки подчиненных оперативных соединений разнородных сил к несению боевой службы в передовых зонах, а также поддержание их в заданной степени боеготовности. В состав 3 ОФ входят девять оперативных соединений:
- 30 ОС (CTF-30) - разнородных сил;
- 31 ОС (CTF-31) - оперативного управления силами флота. В составе этого оперативного соединения имеется 11-я оперативная группа (CTG-31.11) - сил и средств командования морских перевозок в зоне Тихого океана;
- 32 ОС (CTF-32) - сил базовой патрульной и разведывательной авиации 3-го флота;
- 33 ОС (CTF-33) - сил подвижного тылового обеспечения 3-го флота (корабли специального назначения флота и вспомогательные суда морской пехоты, а также вспомогательная авиация из состава воздушных сил Тихоокеанского флота). В состав 33 ОС входит 3-я оперативная группа (CTG-33.3) - сил подвижного тылового обеспечения в центральной части Тихого океана;
- 34 ОС (CTF-34) - подводных и противолодочных сил;
- 35 ОС (CTF-35) - надводных сил;
- 36 ОС (CTF-36) - амфибийных сил;
- 37 ОС (CTF-37) - авианосных ударных сил;
- 39 ОС (CTF-39) - сил высадки морского десанта.

В угрожаемый период и военное время может формироваться 38 ОС (CTF-38) - ВМС Канады на Тихом океане. Данное соединение сохраняет национальное командование, однако будет действовать по единому замыслу и плану с командованием Тихоокеанского флота.

4 ОФ по оперативной организации подчинен ОК ВС США в зоне Центральной и Южной Америки. Этот флот был сформирован 1 июля 2008 года в ПБ Мейпорт (штат Флорида) для ведения боевых действий в операционной зоне данного ОК ВС, являясь его военно-морским компонентом.

До этого 4-й флот существовал с марта 1943 по февраль 1950 года. Во время Второй мировой войны его главной задачей была борьба с германскими подводными лодками. Также он занимался поиском и уничтожением германских рейдеров на коммуникациях в Южной Атлантике.

Командующий ВМС в зоне Центральной и Южной Америки также совмещает должность командующего 4 ОФ. Соответственно штаб этого командования одновременно является береговым штабом 4-го флота.

В составе 4 ОФ может создаваться до восьми оперативных соединений:
- 40 ОС (CTF-40) - надводных сил. В состав данного соединения входят надводные корабли, действующие на ротационной основе в операционной зоне 4-го флота. Береговым пунктом управления 40 ОС является штаб 40-й эскадры эсминцев в ПБ Мейпорт (штат Флорида). С ноября 2008 года в этом пункте базирования была сформирована 9-я оперативная группа 40 ОС (CTG-40.9) - подготовки личного состава ВС стран региона по вопросам несения патрульной службы в целях обеспечения безопасности каботажного судоходства, портовой инфраструктуры, а также поиска и спасения на воде;
- 43 ОС (CTF-43) - сил тылового обеспечения;
- 47 ОС (CTF-47) - сил противодействия террористическим угрозам и незаконной транспортировке наркотиков в зоне Карибского моря. Для устойчивого управления силами и средствами соединения на АвБ Хато (о. Кюрасао, Нидерландские Антиллы) функционирует передовая группа штаба 47 ОС;
- 48 ОС (CTF-48) - сил постоянной готовности в Карибском море. В разное время соединение осуществляло морскую блокаду Кубы, участвовало в противолодочных операциях. С начала 1980-х годов его главной задачей являлась борьба с наркотрафиком, контрабандой и незаконной миграцией;
-134 ОС (CTF-134) - командование ВМС в зоне Карибского моря. Данное соединение формируется в угрожаемый период;
- 138 ОС (CTF-138) - командование ВМС в Южной Атлантике. Соединение формируется в угрожаемый период, а также при проведении учебно-боевых мероприятий типа "Унитас" и "Панамакс";
- 141 ОС (CTF-141) - воздушных сил;
- 183 ОС (CTF-183) - сил, эвакуируемых при угрозе ураганов. Соединение сформировано в сентябре 2008 года. Его штаб отвечает за своевременную подготовку кораблей, судов и авиации флота, базирующихся в акваториях Карибского моря, Мексиканского залива и в ПБ на территории штата Флорида, к эвакуации на случай приближения ураганов к пунктам базирования флота. Пункт управления соединением развертывается ежегодно в период сезона ураганов (с 1 июня по 30 ноября) и тесно взаимодействует со штабом командования метеорологии и океанографии ВМС. В состав 183 ОС входит 2-я оперативная группа (CTF-183.2) - сил, эвакуируемых из ПБ Мейпорт при угрозе ураганов и стихийных бедствий.

5 ОФ по оперативной организации подчинен ОЦК ВС США. Этот ОФ был сформирован 1 июля 1995 года с береговым штабом в ПБ Манама (Бахрейн) для ведения боевых действий в операционной зоне ОЦК.
До этого 5 ОФ существовал с апреля 1944 по декабрь 1945 года и вел боевые действия в Центральной и Западной частях Тихого океана.
В операционную зону 5-го флота входят акватории северной и северозападной частей Индийского океана, в том числе Красное и Аравийское моря, Персидский, Оманский и Аденский заливы, которые до 1995 года входили в операционную зону 7-го флота.
5 ОФ является военно-морским компонентом ОЦК ВС США. Его командующий одновременно возглавляет американские ВМС в зоне ОЦК.
Штаб флота отвечает за организацию ведения боевых действий в своей операционной зоне всеми оперативными формированиями, выделенными из состава Атлантического и Тихоокеанского флотов для несения боевой службы в данном регионе, а также за все виды их боевого обеспечения. В настоящее время в составе 5 ОФ на постоянной основе действуют 11 оперативных соединений:
- 50 ОС (CTF-50) - экспедиционных сил. Основу соединения составляет авианосная ударная группа, развернутая в зоне ОЦК на ротационной основе;
- 51 ОС (CTF-51) - сил быстрого реагирования;
- 52 ОС (CTF-52) - минно-тральных сил. Соединение было сформировано в ноябре 2010 года на базе 5-й эскадры минно-тральных кораблей;
- 53 ОС (CTF-53) - сил тылового обеспечения (корабли специального назначения и вспомогательные суда флота и морской пехоты ВМС США, а также вспомогательная авиация из состава воздушных сил Атлантического и Тихоокеанского флотов);
- 54 ОС (CTF-54) - подводных сил. Руководит данным соединением командир 7-й группы ГШ, он же возглавляет 74 ОС 7-го флота (CTF-74);
- 55 ОС (CTF-55) - надводных сил. Соединение сформировано на базе 50-й эскадры эсминцев. В его состав входят: патрульные катера БОХР (шесть единиц) и ВМС (10 единиц);
- 56 ОС (CTF-56) - обеспечения экспедиционных сил. Соединение включает подразделения обезвреживания боеприпасов, борьбы с терроризмом, охраны водного района, а также инженерно-строительные части;
- 57 ОС (CTF-57) - сил базовой патрульной и разведывательной авиации;
- 59 ОС (CTF-59) - амфибийных сил (АДГ на боевой службе в операционной зоне флота);
- 518 ОС (CTF-518) - сил по оказанию гуманитарной помощи и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Кроме того, в 2003 году в период подготовки к проведению военной операции против Ирака в составе 5-го оперативного флота были сформированы ряд оперативных соединений, к числу которых относятся:
- 561 ОС (CTF-561) - сил специальных операций 5-го флота. Данное соединение было упразднено (ориентировочно в начале 2009 года);
- 150 ОС (CTF-150) - сил морской блокады. Главной задачей соединения являлось проведение операций по пресечению контрабанды оружия в Персидском заливе и Аравийском море.

После завершения активной фазы военной операции в Ираке, а также в связи с расширением количества стран-участниц коалиции на базе штаба 150-го оперативного соединения 5-го флота был сформирован штаб командования коалиционными ВМС (Combined Forces Maritime Component Command). В составе его были созданы четыре коалиционных оперативных соединения, главной задачей которых является охрана коммерческого судоходства, нефтяных терминалов и платформ в акватории Персидского залива, противоминные действия в прибрежных водах северной части залива, пресечение проникновения в Ирак иностранных боевиков-наемников, а также морских перевозок любых видов военной контрабанды и транспортировки наркотиков. В их число вошли:
- 150-е коалиционное ОС (CCTF-150). Зона ответственности - северо-западная часть Аравийского моря, Оманский и Аденский заливы, а также Красное море;
-151-е коалиционное ОС (CCTF-151)- многонациональных сил борьбы с пиратством. Зона ответственности соединения - Аденский залив, район акватории западной части Индийского океана у побережья Сомали. Оно было сформировано 8 января 2009 года в связи с резким увеличением количества пиратских нападений на гражданские суда в районе Африканского Рога;
- 152-е коалиционное ОС (CCTF-152) действует в центральной и южной частях Персидского залива.
- 158-е коалиционное ОС (CCTF-158), выполняющее задачи в северной части Персидского залива. Основная задача данного соединения - обеспечение безопасности нефтедобывающих морских платформ и погрузочных терминалов для супертанкеров.

6 ОФ по оперативной линии подчинен штабам (ПБ Неаполь, Италия) ОК ВС США в Европейской зоне и ОК американских ВС в Африканской зоне. Он был сформирован 20 января 1967 года для ведения боевых действий в Средиземном и Черном морях, которые ограничивали на тот момент его операционную зону. С ноября 2008-го она была расширена путем включения зоны ответственности ОК ВС США в Африканской зоне.

Командующий 6 ОФ непосредственно подчинен командующему ВМС в Европейской и Африканской зонах. Таким образом, операционная зона этого флота охватывает акватории Северного Ледовитого океана, центральную и восточную части Атлантического океана, Средиземное и Черное моря, а также воды, омывающие юго-западную часть Африки.

В сентябре 2005 года организационно-штатная структура 6-го флота претерпела изменения, главным содержанием которых стало объединение штабов командования ВМС в Европейской зоне и 6 ОФ. Командующий 6-м флотом по совместительству стал заместителем командующего ВМС США в Европейской зоне. В связи с этим, в настоящее время он не имеет собственного берегового штаба. Во время войны или в период учений штаб командования ВМС в Европейской и Африканской зонах выделяет командующему 6 ОФ личный состав для формирования походного штаба на борту ШК "Маунт-Уитни", который базируется в ПБ Гаэта (Италия). В настоящее время 6-й флот включает 11 оперативных соединений:
- 60 ОС (CTF-60) - разнородных сия. Основу соединения составляют корабли и вспомогательные суда американского флота, находящиеся на боевой службе в зоне ответственности 6 ОФ ВМС США;
- 61 ОС (CTF-61) - авианосных сил;
- 62 ОС (CTF-62) - амфибийных сил. Формируется на основе АДГ находящейся на боевой службе в зоне ответственности 6-го флота;
- 63 ОС (CTF-63) - сил подвижного тылового обеспечения (корабли специального назначения и вспомогательные суда флота и морской пехоты, а также военно-транспортная авиация из состава командования резерва авиации флота). Береговой штаб соединения находится в ПБ Неаполь. Им руководит начальник управления МП в Европейской и Африканской зонах;
- 64 ОС (CTF-64) - сил противоракетной обороны. Соединение было сформировано 1 октября 2015 года. Штаб находится в ПБ Неаполь. Ему подчинены как надводные корабли, способные решать задачи ПРО, так и комплексы "Иджис Эшор" в Румынии и Польше;
- 65 ОС (CTF-65) - надводных сил. Соединение решает задачи защиты морских коммуникаций, борьбы с терроризмом и пиратством, усиления и поддержки постоянных соединений ОВМС НАТО. Командование им возложено на командира 60-й эскадры эсминцев;
- 66 ОС (CTF-66) - экспедиционных сил морской пехоты. Соединение формируется на базе экспедиционного батальона морской пехоты, находящегося в зоне ответственности 6 ОФ на боевой службе;
- 67 ОС (CTF-67) - противолодочных сил. В состав соединения входят самолеты разведывательной и базовой патрульной авиации, развернутые в зоне ответственности 6 ОФ. Штаб находится на АвБ Сигонела (о. Сицилия, Италия);
- 68 ОС (CTF-68) - обеспечения экспедиционных сил (инженерно-строительные части и подразделения обеспечения безопасности объектов базирования кораблей ВМС в Европейской и Африканской зонах). Штаб соединения дислоцирован на АвБ Рота (Испания);
- 69 ОС (CTF-69) - подводных и противолодочных сил. Руководит соединением командир 8-й группы ПЛ, корабли которой составляют основу данного формирования;
- 164 ОС (CTF-164) - ПЛАРБ в зоне 6-го флота. Штаб соединения находится в ПБ Неаполь (Италия).

7 ОФ по оперативной линии подчинен штабу объединенного командования ВС США в зоне Тихого океана. При необходимости штаб флота выделяет силы для ведения боевых действий в зоне ОЦК ВС США (5 ОФ).

Данный оперативный флот был сформирован в феврале 1943 года для ведения боевых действий в западной части Тихого океана. В нынешнем виде он существует с 1 августа 1970 года. В настоящее время в его операционную зону входят акватории в западной части Тихого океана, а также Индийский океан - до границ зоны ответственности 5- и 6-го оперативных флотов.

Командующий 7-м флотом непосредственно подчинен командующему Тихоокеанским флотом ВМС США. Его береговой штаб находится в ПБ Йокосука (Япония).

Штаб флота отвечает за организацию несения боевой службы и боевых действий в своей операционной зоне силами оперативных формирований ВМС, выделяемыми из состава Тихоокеанского флота, а также за все виды их боевого обеспечения.

В настоящее время в состав 7 ОФ входят девять оперативных соединений:
- 70 ОС (CTF-70) - разнородных сил. Основу соединения составляют 5 АУТ и корабли 15-й эскадры эсминцев. Командует 70 ОС командир 5 АУТ. Кроме того, в декабре 2014 года на базе этой эскадры была сформирована 15-я оперативная группа 70 ОС (CTG-70.15) - надводных кораблей. Руководит соединением командир 15-й эскадры эсминцев;
- 71 ОС (CTF-71) - сил специальных операций. Функционирует на базе 1-го передового отряда специального назначения, предназначенного для действий в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Базируется отряд в ВМБ Гуам (Марианские о-ва, США);
- 72 ОС (CTF-72) - сил базовой патрульной и разведывательной авиации. Штаб соединения находится на АвБ Мисава (Япония);
-73 ОС (CTF-73) - сил подвижного тылового обеспечения (корабли специального назначения флота и вспомогательные суда морской пехоты). Руководит соединением (по совместительству) командир группы кораблей обеспечения в ЗЧТО (ПБ Сембаванг, Сингапур). Он же командует Сингапурским военно-морским районом и 712 ОС (CTF-712) - силы ВМС США в Сингапуре;
- 74 ОС (CTF-74) - подводных сил. Соединением руководит командир 7-й группы ГШ, он же (по совместительству) возглавляет 54 ОС (CTF-54) 5-го флота.
- 75 ОС (CTF-75) - обеспечения экспедиционных сил;
- 76 ОС (CTF-76) - амфибийных сил (корабли экспедиционной ударной группы);
- 78 ОС (CTF-78) - ВМС США в Республике Корея;
- 79 ОС (CTF-79) - сил высадки морского десанта.

10 ОФ подчинен штабу командования боевых действий ВС США в киберпространстве. Он был сформирован 29 января 2010 года. Штаб флота находится в Форт-Мид (штат Мэриленд).
Командующий 10 ОФ также возглавляет командование боевых действий ВМС в киберпространстве (по совместительству). По административной линии он подчинен начальнику штаба ВМС США. Таким образом, флот представляет собой береговое оперативное объединение, действующее в интересах других оперативных флотов и командований ВМС в географических зонах. Областью его ответственности является киберпространстве 10 ОФ отвечает за ведение боевых действий в нем и стратегическую радиоэлектронную разведку.

В его состав входят десять оперативных соединений:
- 1000 ОС (CTF-1000) - криптографии и дешифрования. Штаб соединения находится в Форт-Мид. Он является главным шифрорганом ВМС. В состав соединения входят до 10 оперативных групп, размещенных, как правило, при центрах и отрядах РЭР национальных военно-морских сил;
- 1010 ОС (CTF-1010) - проведения операций в телекоммуникационных сетях. Данное соединение создано на объединенной базе Литл-Крик - Форт-Стори (штат Виргиния). В его состав входят три оперативные группы, размещенные при Атлантическом и Тихоокеанском зональных узлах компьютерной связи в ВМБ Норфолк (штат Виргиния) и в и. п. Вахиава (о. Оаху, штат Гавайи) соответственно, а также в центре управления космическими аппаратами ВМС на АвБ Пойнт-Мугу (штат Калифорния);
-1020 OC (CTF-1020) -защиты коммуникационных сетей от киберугроз. Размещено соединение на объединенной базе Литл-Крик - Форт-Стори. В его составе две оперативные группы, одна из которых отвечает за безопасность флотских линий связи, а вторая за планирование и проведение информационных операций.
- 1030 ОС (CTF-1030) - боевых действий в киберпространстве. Силы и средства соединения размещены в В МБ Норфолк на базе управления информационных операций и РЭР "Норфолк". В составе соединения насчитывается три оперативные группы - штабная, и две ведения боевых действий в киберпространстве.
- 1040 ОС (CTF-1040) - информационных операций и РЭР "Техас" дислоцируется на АвБ Лэкленд (штат Техас);
- 1050 ОС (CTF-1050) - информационных операций и РЭР "Джорджия". Соединение включает две оперативные группы - штабную и РЭР "Бахрейн", размещенную в ПБ Бахрейн (Манама);
- 1060 ОС (CTF-1060) - информационных операций и РЭР "Мэриленд" дислоцируется в Форт-Мид (штат Мэриленд). В состав соединения входят две оперативные группы - штабная и РЭР "Дигби" в н. П. Дигби (графство Линкольншир, Великобритания);
- 1070 ОС (CTF-1070) - информационных операций и РЭР "Гавайи" в Скофилд-Бэррэкс (штат Гавайи). В его состав входят три оперативные группы, две из которых дислоцируются на японских островах;
- 1080 ОС (CTF-1080) - информационных операций и РЭР "Колорадо". Дислоцируется на АвБ Бакли (штат Колорадо). В состав соединения входит одна оперативная группа;
- 1090 ОС (CTF-1090) - опытовых и исследовательских сил 10-го флота. Данное соединение сформировано на базе группы разработки новых способов ведения боевых действий в киберпространстве находящейся в г. Сьютленд (штат Мэриленд).

Военно-морские силы США являются единственным видом вооруженных сил, который в повседневных условиях на постоянной основе располагает крупными ударными группировками сил (войск), развернутыми в передовых зонах и находящимися в высоких степенях боевой готовности чему в полной мере способствует организация оперативных флотов. Структурно они представляют собой мощные оперативные объединения разнородных сил, включающие все компоненты национальных ВМС, которые являются важнейшим инструментом политического, военного и экономического воздействия Соединенных Штатов на всей акватории Мирового океана.

Многолетняя практика применения оперативных флотов показала их высокую эффективность особенно в вопросах оперативного реагирования на кризисные ситуации.

Люблю статистику разнообразную, а тут еще и возобновили анализ. Итак, прежде чем перейти к 2018 заглянем в 2016-й, там базовая таблица по составу была, у автора блога NAVY-Korabel. В представленном статистическом исследовании учтено всё то, что называют capital ships – боевые корабли основных классов, плюс десантные и так называемые литоральные корабли (которые автор блога склонен считать корветами), т. е. та компонента ВМС, которая способна проецировать силу на удалённые регионы мира. При этом, ВМС США являются, наверное, единственным военным флотом на планете, в котором под данное определение подпадает практически весь корабельный состав, за исключением, разве что, тральщиков типа "Авенджер". Строящиеся корабли (не переданные флоту до 01.01.2016) включены в исходные данные справочно – они не учтены ни в общей численности корабельного состава, ни в суммарном водоизмещении. Наименования кораблей даны в русской транскрипции, в большинстве случаев проверенной на соответствие традиционным написаниям географических названий, имён и фамилий людей, в честь которых было произведено имя наречение.

1 ) колоссальное суммарное водоизмещение (около трёх миллионов тонн) – в четыре раза большее, нежели у ближайших конкурентов (ВМФ РФ и ВМС НОАК – ссылка 1);

2 ) около 30% суммарного водоизмещения приходится на авианосцы, около половины – на авианосцы, УДК и ДВКД (которые составляют в первом случае – 5% , во втором –около 15% корабельного состава);

3 ) большое среднее водоизмещение (15 500 т), соответствующее тяжёлому крейсеру (у ВМФ РФ – эсминцу, у ВМС НОАК – фрегату), что позволяет говорить о ВМС США как о "флоте больших кораблей";

4 ) достаточно скромная доля новых кораблей (вступивших в строй в течение последних 10 лет ) – 21,5-23,5% (у ВМФ РФ – порядка 10-12,5% – ссылка 2), которая, скорее всего, близка к "нормативу" доли новой техники (за исключением некоторых образцов вооружения) в составе любого флота, устойчиво развивающегося и функционирующего на протяжении длительного времени);

5 ) не слишком сильный (не "навсегда") отрыв от ВМФ РФ по среднему возрасту корабельного состава (19 против 25 лет), что свидетельствует как о трудностях более частого его обновления, так и о хорошо развитом судоремонте, способном поддерживать в надлежащем техническом состоянии большое количество далеко не новых кораблей;

6 ) минимальный разрыв (по сути – паритет ) с ВМФ РФ по среднему возрасту многоцелевых АПЛ, включая ПЛАРК/АПКР (22,3 против 22,9 года – в таблицах в явном виде этих цифр нет), при "всего лишь" двухкратном (2,2 ) превосходстве в численности (57 против 26 ) – при условии, что наша программа восстановления атомного подводного флота будет полностью реализована;

7 ) значительный (почти двухкратный ) отрыв от ВМФ РФ по среднему возрасту кораблей класса "эсминец" (включая БПК) – рабочих лошадок океанского флота (14,3 против 26,2 лет) при подавляющем (почти шестикратном ) численном превосходстве (62 против 11 );

8 ) вызывающие вопросы сроки постройки "маломерных" литоральных кораблей (к тому же – увеличивающиеся от головного к серийным, а не наоборот), превышающие таковые для крейсеров, эсминцев и АПЛ;

9 ) вызывающие зависть и уважение средние сроки постройки многоцелевых АПЛ и эсминцев (3,65 и 2,77 года соответственно) – ориентир, к которому надо стремиться;

10 ) отставание СССР от США по средней продолжительности постройки боевых кораблей основных классов (включая РПКСН/ПЛАРБ) составляло всего три месяца с четвертью (3,91 против 3,64 года или 6,9% ) – потенциал, который необходимо восстановить хотя бы в среднесрочной перспективе.

Теперь посмотрим на изменения за 2 года

5 статистических (и прочих ) наблюдений в 2018 году:

1. В 2017 г. судпром США передал ВМС одну многоцелевую ПЛА типа "Вирджиния" мод. III, один авианосец типа "Джеральд Р. Форд", два эсминца типа "Арли Бёрк" мод. IIA, один ДВКД типа "Сан-Антонио" и два литоральных боевых корабля (по одному типа "Фридом" и "Индепенденс") − итого 7 единиц суммарным полным водоизмещением 160800 тонн (больше, нежели было у замыкающих Топ-12 на 01.01.2017 Бразилии, Австралии и Испании − ссылка 1). В итоге, несмотря на списание (официальное или неофициальное) сразу 4-х лодок типа "Лос-Анджелес" мод. I, суммарный прирост полного водоизмещения составил 135600 тонн или 4,1% (по большей части, благодаря "Форду").

2. Главным событием 2017 года в области практического кораблестроения (и для США, и в мировом масштабе) безусловно стала передача ВМС авианосца нового проекта, оснащённого электромагнитными катапультами и "вечными" ядерными реакторами, не требующими перезагрузки активной зоны в течение всего 50-летнего срока службы корабля (не считая прочих полезных нововведений).
В связи с этим имеет смысл разобраться с полным водоизмещением как "Форда", так и "Нимица". Официальный сайт ВМС США navy.mil запутал всех (включая автора блога), давая для "Нимица" в одном своём разделе 88000 метрических тонн (ссылка 2), в другом − целый набор значений от 99800 до 105800 (98235-104112 "длинных" тонн) персонально для каждого корабля серии (ссылка 3). При этом, для засекреченного "Форда" с теми же главными размерениями (Lвл х Bвл х Tпред = 317х40,8х12,5), представляющим из себя, по сути, новый корабль в старом корпусе, приводится "примерно 100000 "длинных" тонн" или 101600 метрических. В итоге, после некоторых размышлений, было решено "назначить" всем авианосцам одинаковое (среднее для "Нимицев") Dполн=103300 тонн, которое хорошо вписывается в диапазон Н. Полмара (ссылка 4) и даёт вполне приемлемый коэффициент общей полноты − 0,62 (как у "Кузнецова").

Необходимо добавить, что после сворачивания в 1992 г. программы NATF (Navy Advanced Tactical Fighter) "ахиллесовой пятой" авианосцев ВМС США являются их авиакрылья, основа которых в ближайшее время (как минимум, 10-15 лет) будет состоять из модернизированных "Супер Хорнетов" (ссылка 5) и новых F-35C. И тех, и других, наверное, можно считать неплохими штурмовиками, но они мало пригодны для ведения воздушного боя (в особенности − ближнего маневренного) с самолётами берегового базирования типа Су-30СМ, Су-35 и Су-57, а также с палубными Су-33. С ожидаемой посадкой на перспективный российский авианосец Су-57К американская авианосная авиация полностью утратит конкурентоспособность. Что касается самолёта 6-го поколения F/A-XX, то пока это всего лишь набор букв.

3. Двумя главными событиями в области планирования военно-морского строительства стали лозунг (иначе не назовёшь) о создании флота из 355 кораблей, объявленный на исходе 2016 г. (15.12), и возобновление строительства фрегатов. Второму вопросу была посвящена отдельная запись (ссылка 6), поэтому остановимся только на первом. Краткая история вопроса в цифрах: в 1952-1955 г.г. численность ВМС превышала 1000 единиц, затем какое-то время колебалась у этого рубежа, опустившись к концу Холодной войны до 513-568 кораблей, а с 2003 г. не дотягивала и до трёх сотен (в 2017 г. − 279 единиц). Предыдущий запланированный уровень мощи ВМС США (force-levelgoal), сформулированный в марте 2015 г., составлял 308 вымпелов (ссылка 8).

Помимо боевых кораблей основных классов все приведённые цифры включают в себя тральщики, штабные корабли, морские суда снабжения (танкеры и транспорты), буксиры и пр. В декларативном составе флота боевых кораблей основных классов 80%, в реальном и того меньше − на конец 2016 финансового года (30.09) из 275 единиц в ВМС было 204 основных (74%) и 71 прочая (ссылка 9). Чтобы воплотить в жизнь лозунг "355-ship fleet" взамен "308-ship fleet" потребуется добавить в 30-летнюю кораблестроительную программу ещё 57-67 заказов (при условии, что не будут продлеваться плановые сроки службы и заново вводиться в строй корабли, выведенные в резерв).

Справится ли с подобной задачей американский судпром − вопрос второстепенный (надо полагать, что справится), главный же звучит несколько иначе: для чего понадобилось резкое увеличение морской мощи (на 15%, если считать от 308, и на 27%, если от 279) могущественной морской державе, военно-морские силы которой сильнее ВМС всех остальных стран мира вместе взятых (т.е. соответствуют мультидержавному стандарту )?. Несмотря на гиперактивность в области военного кораблестроения, Китай ещё долго (а скорее всего, никогда) не сможет тягаться с Америкой, мы с нашими черепашьими темпами обновления ВМФ − тем более. Казна США не бездонна (особенно, с учётом госдолга), производственные возможности не безграничны − так может быть лучше заняться восстановлением технической готовности, модернизацией и перевооружением того, что есть, а не плодить новые боевые единицы в ущерб имеющимся?

4. Средние и "долевые" значения с прошлого года изменились очень мало (некоторые не изменились совсем): среднее полное водоизмещение (в скобках цифры для 2017 г.) − 16600 (16200) тонн, доля новых кораблей (переданных в течение последних 10 лет) − 22,1% (22,0%) по количеству и 21,2% (19,8%) по водоизмещению, средний возраст − 19,7 (19,7) года без учёта водоизмещения (когда CVN и LCS обладают равным "удельным весом") и 21,0 (21,1) с учётом водоизмещения, средний срок постройки − 3,65 (3,64) года.

Со сроками строительства, однако, дела обстоят не столь радужно, как может показаться на первый взгляд. Официальные даты закладки (keel laying) и передачи заказчику (commission) дают для "Вирджиний" и "Бёрков" 2,72 и 2,79 года в постройке. В то же время известно, что работы на SSN 786 "Иллинойс" и на SSN 787 "Вашингтон" начались за три с лишним года (3,22) до их официальной закладки (ссылка 11), и фактическая продолжительность их строительства в среднем приблизилась к шести годам (5,86). С эсминцами "мухлюют" меньше: DDG 113 "Джон Финн" был заложен всего через 14 месяцев, а DDG 121 "Фрэнк Э. Петерсен мл." − через 10 месяцев после начала работ (

.
Возобновление темы сравнения военных флотов ведущих морских держав. Предыдущие записи - по метке .

В представленном статистическом исследовании учтены боевые корабли основных классов (атомные и неатомные подводные лодки, авианосцы, крейсера, эсминцы, фрегаты , корветы , литоральные боевые корабли, мореходные десантные корабли) полным водоизмещением от 2000 тонн (надводным от 1000 тонн), т.е. та компонента ВМС, которая способна проецировать силу на удалённые регионы мира. Корабли, переданные флоту (списанные), начиная с 01.01.2018, включены в исходные данные справочно - они не учтены ни в общей численности корабельного состава, ни в суммарном водоизмещении. Наименования кораблей даны в русской транскрипции, проверенной на соответствие либо устоявшемуся (традиционному) написанию, либо словарной фонетической транскрипции.

Пять статистических ( и прочих ) наблюдений:

1. В 2017 г. судпром США передал ВМС одну многоцелевую ПЛА типа "Вирджиния" мод. III , один авианосец типа "Джеральд Р. Форд", два эсминца типа "Арли Бёрк" мод. IIA , один ДВКД типа "Сан-Антонио" и два литоральных боевых корабля (по одному типа "Фридом" и "Индепенденс") − итого 7 единиц суммарным полным водоизмещением 160800 тонн (больше, нежели было у замыкающих Топ-12 на 01.01.2017 Бразилии, Австралии и Испании − ). В итоге, несмотря на списание (официальное или неофициальное) сразу 4-х лодок типа "Лос-Анджелес" мод. I , суммарный прирост полного водоизмещения составил 135600 тонн или 4,1% (по большей части, благодаря "Форду").

2. Главным событием 2017 года в области практического кораблестроения (и для США, и в мировом масштабе) безусловно стала передача ВМС авианосца нового проекта, оснащённого электромагнитными катапультами и "вечными" ядерными реакторами, не требующими перезагрузки активной зоны в течение всего 50-летнего срока службы корабля (не считая прочих полезных нововведений).

В связи с этим имеет смысл разобраться с полным водоизмещением как "Форда", так и "Нимица". Официальный сайт ВМС США navy . mil запутал всех (включая автора блога), давая для "Нимица" в одном своём разделе 88000 метрических тонн ( ссылка 2 ), в другом − целый набор значений от 99800 до 105800 (98235-104112 "длинных" тонн) персонально для каждого корабля серии (ссылка 3 ). При этом, для засекреченного "Форда" с теми же главными размерениями (L вл х B вл х T пред = 317х40,8х12,5), представляющим из себя, по сути, новый корабль в старом корпусе, приводится "примерно 100000 "длинных" тонн" или 101600 метрических. В итоге, после некоторых размышлений, было решено "назначить" всем авианосцам одинаковое (среднее для "Нимицев") D полн=103300 тонн, которое хорошо вписывается в диапазон Н. Полмара (ссылка 4 ) и даёт вполне приемлемый коэффициент общей полноты − 0,62 (как у "Кузнецова").

Необходимо добавить, что после сворачивания в 1992 г. программы NATF ( Navy Advanced Tactical Fighter ) "ахиллесовой пятой" авианосцев ВМС США являются их авиакрылья, основа которых в ближайшее время (как минимум, 10-15 лет) будет состоять из модернизированных "Супер Хорнетов" (ссылка 5 ) и новых F -35 C . И тех, и других, наверное, можно считать неплохими штурмовиками, но они мало пригодны для ведения воздушного боя (в особенности − ближнего маневренного) с самолётами берегового базирования типа Су-30СМ, Су-35 и Су-57, а также с палубными Су-33. С ожидаемой посадкой на перспективный российский авианосец Су-57К американская авианосная авиация полностью утратит конкурентоспособность. Что касается самолёта 6-го поколения F/A-XX, то пока это всего лишь набор букв.

3. Двумя главными событиями в области планирования военно-морского строительства стали лозунг (иначе не назовёшь) о создании флота из 355 кораблей, объявленный на исходе 2016 г. (15.12), и возобновление строительства фрегатов. Второму вопросу была посвящена отдельная запись ( ), поэтому остановимся только на первом. Краткая история вопроса в цифрах: в 1952-1955 г.г. численность ВМС превышала 1000 единиц, затем какое-то время колебалась у этого рубежа, опустившись к концу Холодной войны до 513-568 кораблей, а с 2003 г. не дотягивала и до трёх сотен (в 2017 г. − 279 единиц). Предыдущий запланированный уровень мощи ВМС США (force - level goal ), сформулированный в марте 2015 г., составлял 308 вымпелов (ссылка 8 ).

Помимо боевых кораблей основных классов все приведённые цифры включают в себя тральщики, штабные корабли, морские суда снабжения (танкеры и транспорты), буксиры и пр. В декларативном составе флота боевых кораблей основных классов 80%, в реальном и того меньше − на конец 2016 финансового года (30.09) из 275 единиц в ВМС было 204 основных (74%) и 71 прочая (ссылка 9 ). Чтобы воплотить в жизнь лозунг "355- ship fleet " взамен "308- ship fleet " потребуется добавить в 30-летнюю кораблестроительную программу ещё 57-67 заказов (при условии, что не будут продлеваться плановые сроки службы и заново вводиться в строй корабли, выведенные в резерв).

Справится ли с подобной задачей американский судпром − вопрос второстепенный (надо полагать, что справится), главный же звучит несколько иначе: для чего понадобилось резкое увеличение морской мощи (на 15%, если считать от 308, и на 27%, если от 279) могущественной морской державе, военно-морские силы которой сильнее ВМС всех остальных стран мира вместе взятых (т.е. соответствуют мультидержавному стандарту )?. Несмотря на гиперактивность в области военного кораблестроения, Китай ещё долго (а скорее всего, никогда) не сможет тягаться с Америкой, мы с нашими черепашьими темпами обновления ВМФ − тем более. Казна США не бездонна (особенно, с учётом госдолга), производственные возможности не безграничны − так может быть лучше заняться восстановлением технической готовности, модернизацией и перевооружением того, что есть, а не плодить новые боевые единицы в ущерб имеющимся?

4. Средние и "долевые" значения с прошлого года изменились очень мало (некоторые не изменились совсем): среднее полное водоизмещение (в скобках цифры для 2017 г.) − 16600 (16200) тонн, доля новых кораблей (переданных в течение последних 10 лет) − 22,1% (22,0%) по количеству и 21,2% (19,8%) по водоизмещению, средний возраст − 19,7 (19,7) года без учёта водоизмещения (когда CVN и LCS обладают равным "удельным весом") и 21,0 (21,1) с учётом водоизмещения, средний срок постройки − 3,65 (3,64) года.

Со сроками строительства, однако, дела обстоят не столь радужно, как может показаться на первый взгляд. Официальные даты закладки (keel laying ) и передачи заказчику (commission ) дают для "Вирджиний" и "Бёрков" 2,72 и 2,79 года в постройке. В то же время известно, что работы на SSN 786 "Иллинойс" и на SSN 787 "Вашингтон" начались за три с лишним года (3,22) до их официальной закладки (ссылка 11 ), и фактическая продолжительность их строительства в среднем приблизилась к шести годам (5,86). С эсминцами "мухлюют" меньше: DDG 113 "Джон Финн" был заложен всего через 14 месяцев, а DDG 121 "Фрэнк Э. Петерсен мл." − через 10 месяцев после начала работ (ссылка 12 , ссылка 13 ). Впрочем, было бы несправедливо обвинять в подобном невинном шулерстве одних только американцев − им занимаются ВМС всех без исключения стран мира, и навести здесь хоть какой-то порядок вряд ли получится.

5. Для справки: с начала 2018 г. до дня настоящей публикации было передано ВМС ещё три боевых корабля основных классов: ПЛА SSN 788 "Колорадо" типа "Вирджиния" мод. III (17.03), ЭМ DDG 114 "Ральф Джонсон" типа "Арли Бёрк" мод. IIA (24.03) и ЛБК LCS 12 "Омаха" типа "Индепенденс" (03.02). Кроме того, 06.04 ПЛА SSN 698 "Бремертон" типа "Лос-Анджелес" завершила своё последнее развёртывание и в скором времени будет списана.

На первоначальный перечень

Настоящая публикация - первая (не считая "преждевременных" по ВМФ РФ и ВМС НОАК) из задуманного проекта сравнения военных флотов мира на предмет определения реального места РФ в ряду 10 ведущих морских держав - сравнения безэмоционального, в цифрах, разделённого на два этапа. На первом этапе предполагается сравнить количественные, "массогабаритные", и возрастные характеристики, а также возможности военного кораблестроения - соответственно, по общей численности, суммарному и среднему полному водоизмещению (т. к. значения стандартного и нормального встречаются довольно редко), среднему сроку службы на 01.01.2016 и средней продолжительности строительства). О втором этапе говорить пока рано.

В представленном статистическом исследовании учтено всё то, что называют capital ships - боевые корабли основных классов, плюс десантные и так называемые литоральные корабли (которые автор склонен считать корветами), т. е. та компонента ВМС, которая способна проецировать силу на удалённые регионы мира. При этом ВМС США являются, наверное, единственным военным флотом на планете, в котором под данное определение подпадает практически весь корабельный состав, за исключением разве что тральщиков типа "Авенджер".

Строящиеся корабли (не переданные флоту до 01.01.2016) включены в исходные данные справочно - они не учтены ни в общей численности корабельного состава, ни в суммарном водоизмещении. Наименования кораблей даны в русской транскрипции, в большинстве случаев проверенной на соответствие традиционным написаниям географических названий, имён и фамилий людей, в честь которых было произведено имянаречение.

10 статистических наблюдений:

1) колоссальное суммарное водоизмещение (около трёх миллионов тонн) - в четыре раза большее, нежели у ближайших конкурентов (ВМФ РФ и ВМС НОАК - );

2) около 30% суммарного водоизмещения приходится на авианосцы, около половины - на авианосцы, УДК и ДВКД (которые составляют в первом случае - 5% , во втором - около 15% корабельного состава);

3) большое среднее водоизмещение (15 500 т ), соответствующее тяжёлому крейсеру (у ВМФ РФ - эсминцу, у ВМС НОАК - фрегату), что позволяет говорить о ВМС США как о "флоте больших кораблей";

4) достаточно скромная доля новых кораблей (вступивших в строй в течение последних 10 лет ) - 21,5-23,5% (у ВМФ РФ - порядка 10-12,5% - ), которая, скорее всего, близка к "нормативу" доли новой техники (за исключением некоторых образцов вооружения) в составе любого флота, устойчиво развивающегося и функционирующего на протяжении длительного времени);

5) не слишком сильный (не "навсегда") отрыв от ВМФ РФ по среднему возрасту корабельного состава (19 против 25 лет), что свидетельствует как о трудностях более частого его обновления, так и о хорошо развитом судоремонте, способном поддерживать в надлежащем техническом состоянии большое количество далеко не новых кораблей;

6) минимальный разрыв (по сути - паритет ) с ВМФ РФ по среднему возрасту многоцелевых АПЛ, включая ПЛАРК/АПКР (22,3 против 22,9 года - в таблицах в явном виде этих цифр нет), при "всего лишь" двухкратном (2,2 ) превосходстве в численности (57 против 26 ) - при условии, что наша программа восстановления атомного подводного флота будет полностью реализована;

7) значительный (почти двухкратный ) отрыв от ВМФ РФ по среднему возрасту кораблей класса "эсминец" (включая БПК) - рабочих лошадок океанского флота (14,3 против 26,2 лет) при подавляющем (почти шестикратном ) численном превосходстве (62 против 11 );

8) вызывающие вопросы сроки постройки "маломерных" литоральных кораблей (к тому же - увеличивающиеся от головного к серийным, а не наоборот), превышающие таковые для крейсеров, эсминцев и АПЛ;

9) вызывающие зависть и уважение средние сроки постройки многоцелевых АПЛ и эсминцев (3,65 и 2,77 года соответственно) - ориентир, к которому надо стремиться;

10) отставание СССР от США по средней продолжительности постройки боевых кораблей основных классов (включая РПКСН/ПЛАРБ) составляло всего три месяца с четвертью (3,91 против 3,64 года или 6,9 %) - потенциал, который необходимо восстановить хотя бы в среднесрочной перспективе.

Исходные данные: в полном виде (5720 пикс. по вертикали) -

В настоящий момент американские ВМС представляют самый мощный флот в мире, который включает наибольшее количество авианосцев и подводных боевых кораблей. Базы США расположены по всему миру. Финансирование со стороны государства является рекордным в сравнении с другими странами.

Историческая справка

Военно-Морской Флот США берет свое начало 12 октября 1775 года. В этот день из Америки были отправлены первые вооруженные парусные судна, которые направились на перехват британских кораблей. В конце 18 века было построено более 30 новых кораблей. В следующие несколько десятилетий фрегаты активно использовали при военных сражениях с Францией и Британией, а также во время борьбы с алжирскими пиратами.

Полноценное создание флота началось лишь в конце 19 века. В этот период страна стала принимать активно участие и в международных конфликтах. Вследствие этого стало развиваться кораблестроение, внедряться новейшие разработки, проводиться испытания. В результате, США стали первопроходцами во многих военно-морских инновациях. Участие во Второй мировой войне позволило испытать все научные разработки и выйти в лидеры.

Структура и дислокация ВМФ США

ВМФ США базируется практически по всему миру. Большая часть баз находится на территории Америки, тем не менее они присутствуют и в других странах. Рассмотрим подробнее их дислокацию:

  1. Атлантический флот – на востоке страны расположено несколько стратегических точек, которые вмещают все необходимые объекты и вооружение для подтверждения своего могущества.
  2. Тихоокеанский флот и Гавайи – с западной части страны также расположено большое количество баз и пунктов базирования, которые абсолютно независимы от работы Атлантического флота.
  3. Пёрл-Харбор и Гуам – данные базы расположены на удаленных территориях, принадлежащих США, а именно, на Гавайских и Марианских островах в Тихом океане.
  4. Иокосука в Японии – здесь развернута полноценная база ВМФ США, которую руководство флота арендует вот уже несколько десятилетий.

Кроме того, существует еще ряд пунктов базирования, в которых размещаются американские корабли – это страны, входящие в состав НАТО. В заливе Гуантанамо, принадлежащем Кубе, находится старейшая военно-морская база США. Данную территорию неоднократно хотело вернуть себе кубинское правительство, но юридически оно было бессильно. Стоит отметить, что на сегодняшний день ни один из военных американских кораблей к ней не приписан.

По состоянию на июнь 2017 года ВМФ США насчитывает 276 развернутых боевых кораблей и более 3700 эксплуатационных самолетов. Рассмотрим их более подробно:

Авианосцы

На сегодняшний день в составе флота США находится 11 тяжелых авианосцев: 10 единиц типа «Нимиц» и 1 тип «Форд». Все они представляют собой ударные силы и оснащены атомными реакторами, которые позволяют им долгое время находиться в автономном плавании. На вооружении авианосцев находится следующая авиация:

  • F/A-18E/F Супер Хорнет – палубный истребитель-бомбардировщик и штурмовик, каждый из них несет в себе более 8 тысяч кг вооружения. А именно:
    • ü ракеты AIM-9, AIM-7, AIM-120 класса воздух-воздух;
    • ü ракеты AGM-65 Мэврик, AGM-88 Харм, AGM-84 Гарпун, AGM-154 JSOW и другие класса «воздух-поверхность»;
    • ü ядерные бомбы;
    • ü прочие бомбы.
  • F/A-18A+ and F/A-18C Hornets – палубный истребитель-бомбардировщик и штурмовик. Имеют следующее вооружение:
    • ü Управляемые ракеты В-В AIM-9, AIM-7, AIM-120 – класса «воздух-воздух»;
    • ü Управляемые ракеты В-З AGM-65, AGM-88, AGM-84, AGM-154, AGM-158, KEPD-350 – класса «воздух-поверхность»;
    • ü Управляемые и неуправляемые бомбы;
    • ü 20 мм шестиствольная пушка M61A1 Вулкан, 578 снарядов.
  • SH-60F и HH-60H Seahawks – вертолеты противолодочной эскадрильи

Подлодки

Подводные лодки США представлены несколькими типами, которые включают следующее вооружение:

  • Тип «Огайо» – 18 стратегических атомных субмарин третьего поколения. Судна вооружены 24 единицами баллистических ракет системы «Трайдент».
  • Тип «Лос-Анджелес» – 33 многоцелевых атомных субмарин, на вооружении которых находятся крылатые ракеты «Томагавк», противокорабельные ракеты «Гарпун» и торпеды Mk 48 и ADCAP;
  • Тип «Сивулф» – 3 атомные подлодки, включают торпедно-минное и ракетное вооружение – «Гарпун» и «Томагавк»;
  • Тип «Вирджиния» – 28 многоцелевых АПЛ – включают торпеды, ракеты «Томагавк».

Эсминцы

Эскортные миноносцы представлены типом «Арли Бёрк». В настоящий момент ВМС США имеет 53 действующих корабля с управляемым ракетным вооружением. На вооружении каждого находится:

  • Вертолеты SH-60 LAMPS и SH-60 LAMPS III;
  • Система «Иджис» с ракетами «Томагавк».

Линкоры

Линейные корабли в 20 веке были самыми мощными бронированными суднами с артиллерией на борту. Современные разработки позволяют строить более функциональные корабли, поэтому на сегодняшний день в Америке находится всего 8 линкоров и все они выполняют функцию музеев.

Фрегаты

Самые известные фрегаты США «Оливер Хазард Перри» были построены в количестве 71 единицы. Каждый из них прослужил от 13 до 30 лет, последнее судно было списано в 2015 году.

Катера

Катера представлены следующими видами:

  • Сторожевые (патрульные);
  • Торпедные;
  • Десантные.

Каждая военно-морская база США имеет данные судна, выполняющие задачи в соответствии со своим назначением.

Тральщики

«Блюберд» – серия американских тральщиков, которые были на вооружении в 20 веке. В настоящий момент все 159 единиц списаны или проданы в другие страны.

Корвет

Корветы США – «Бегония», изготовленные в Великобритании, как и легкие крейсера, служили в ВМФ США в годы Второй мировой войны. В настоящий момент не используются.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Физика школьная. Альтернативная наука. Темы школьной физики
Где найти хорошего репетитора по английскому языку?
Как правильно жарить шашлык?