Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Толкование послания Павла Филиппийцам. Толкование на послание к филиппийцам святого апостола павла Послание к филиппийцам глава 4

Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами

Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа

Первые строки задают тон всему посланию. Особенность этого послания в том, что оно написано друга своим друзьям. За исключением Послания к Фессалоникийцам и небольшой записки Филимону, Павел начинает все свои послания с заявления о своем апостольстве. Так, например, Послание к Римлянам начинается словами: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол» (ср. 1 Кор. 1,1.2; 2 Кор. 1,1; Гал. 1,1; Еф. 1,1; Кол. 1,1). Другие послания Павел начинает с заявления о своем официальном положении, объясняя, почему он имеет право писать, а адресаты должны слушать его; а в случае с Посланием к Филиппийцам и этого нет. Он знает, что Филиппийцы будут слушать с любовью. Церковь в Филиппах была Павлу ближе всех из основанных им церквей; и потому он пишет как друг своим друзьям.

Но все же, Павел предъявляет права на один титул, заявляя, что он раб (доулос) Иисуса Христа. Не слуга, а раб. Слуга свободен приходить и уходить, а раб навечно является собственностью своего господина. Называя себя рабом Иисуса Христа, Павел утверждает, что является полной собственностью Христа. Христос любил его и купил его дорогою ценою (1 Кор. 6,20), и теперь он никогда не может принадлежать кому-либо еще. Он утверждает, что всецело послушен Христу. У раба нет своей воли; воля его господина — его воля; нет иного послушания, кроме послушания своему Спасителю и Господу В Ветхом Завете пророки обычно называются рабами (Ам. 3,7; Иер. 7,25). Такой же титул дан Моисею, Иисусу Навину, царю Давиду (Иис. Н. 1,2; Суд. 2,8; Пс. 77,70; 88,4.21). И действительно, раб Божий является самым высоким и почетным титулом; когда Павел называет себя рабом Иисуса Христа, он смиренно ставит себя в один ряд, с пророками и великими мужчинами Божиих. Христианское рабское служение Иисусу Христу — это не раболепное подчинение. Как гласит латинская фраза: быть Его рабом — быть царем.

Филиппийцам 1,1.2 (продолжение) Христианское отличие

Послание адресовано всем святым во Христе Иисусе. Слово, переведенное как святой, в греческом тексте — хагиос, а слово святой несколько вводит в заблуждение. Для современного уха с этим словом связывается картина какой-то внеземной набожности. Его связывают скорее с витражными церковными окнами, нежели с ежедневной жизнью. Хагиос, или в древнееврейском — кадош, обычно переводится как святой, священный. В иудейском мировоззрении, когда вещь называлась святой, священной, в основе лежала идея, что она отлична, отделена от других вещей. Для того, чтобы лучше понять это, посмотрим, как употребляется слово святой в Ветхом Завете. При изложении правил относительно священников сказано: «Они должны быть святы Богу своему» (Лев. 21,6). Священники были отличными от других людей, потому что они выделены для особой цели. Десятина была десятой частью всего производимого и изготавливаемого, которую нужно было отделить для Бога, и в законе сказано: «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу; это святыня Господня» (Лев. 27,30). Центральной частью Храма было Святое Святых (Исх. 26,33); оно было отлично от всех других мест. Это слово употреблялось по отношению к самому Израилю — он был святым народом (Исх. 19,6); он был свят пред Богом. Бог отделил Израиля от других народов, чтобы Израиль был Его (Лев. 20,26). «Только вас признал Я из всех племен земли» (Ам. 3,2). Иудеи отличались от всех других народов земли тем, что они занимали особое место в предназначении Божием.

Но они отказались исполнить предназначенную им Богом роль. Когда Сын Божий пришел в мир, они не узнали Его, отвергли Его и распяли. У народа Израиля были взяты прежние привилегии и ответственности, которые были возложены на Церковь, новый Израиль, подлинный народ Божий. И потому, точно так же, как когда-то иудеи были хагиос, священными, отличными, так теперь христиане должны быть хагиос; христиане — священные, отличные, святые. Так, Павел, до своего обращения в христианство, был гонителем святых, (хагиой) (Деян. 9,13). Петр пришел к святым, (хагиой) живущим в Лидде (Деян. 9,32).

И поэтому, говоря, что христиане — святые, значит, что христиане отличны от других людей. А в чем заключается это отличие?

Павел обращается к святым во Христе Иисусе. Нельзя читать его послания и не видеть, как часто он употребляет фразы во Христе, в Иисусе Христе, в Господе. Во Христе Иисусе встречается в его посланиях 48 раз, во Христе — 34 раза, в Господе — 50 раз. Совершенно очевидно, что для Павла в этом была сущность христианства. Что он имел в виду? Марвин Р. Винсент считает, что когда Павел говорит о христианине во Христе, он имеет в виду, что христианин живет во Христе, как птица в воздухе, как рыба в воде, как корни дерева в земле. А отличает христианина то, что он всегда и везде чувствует и осознает всепоглощающую близость Иисуса Христа.

Когда Павел говорит о святых во Христе Иисусе, он имеет в виду людей, отличных от других и посвятивших себя Богу из-за своих особых отношений к Иисусу Христу — и вот таким и должен быть каждый христианин.

Филиппийцам 1,1.2 (продолжение) Всеобъемлющее приветствие

Павел приветствует своих друзей так: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (ср. Рим. 1,7; 1 Кор. 1,3; 2 Кор. 1,2; Гал. 1,3; Еф. 1,2; Кол. 1,2; 1 Фес. 1,1; 2 Фес. 1,1; Флм. 3).

Объединяя в одном приветствии два великие слова — благодать и мир (харис и эйрене), Павел делает нечто прекрасное. Он взял обычные приветствия двух великих народов и сплавил их воедино. Приветствием харис всегда начинались греческие письма, а словом ейрене приветствовали друг друга иудеи. У каждого слова своя особенность, и они были углублены новым значением, которое влило в них христианство.

Харис — чудесное слово; в основе лежат идеи радости и удовольствия, блеска и красоты; оно связано со словом очарование. Но в дополнение к уже заложенной в этом слове красоте, с Иисусом Христом к нему прибавилась еще и новая красота. Эта красота рождена новыми отношениями с Богом. С Христом жизнь становится прелестной, потому что человек уже не жертва закона Божьего, а чадо Его любви.

Ейрене — всеобъемлющее слово. Мы переводим его как покой, мир, но оно никогда не употребляется в чисто отрицательном смысле для обозначения простого отсутствия неприятностей и волнений. Оно обозначает полное благополучие — все, что содействует высшему благу человека.

Его вполне можно связать с греческим словом ейрейн, что значит соединять, сплетать вместе. И такой мир всегда тесно связан с личными отношениями: с отношениями человека к самому себе, к своим собратьям, и к Богу. Это всегда результат примирения.

Таким образом, вознося молитву о благодати и мире для своих друзей в Филиппах, Павел молится о том, чтобы они обрели радость от познания Бога, как Отца, и мир от примирения с Богом, с людьми, с самими собою. Эта благодать и этот мир человек может обрести только через Иисуса Христа.

. Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные.

Итак, говорит, хотя вы и видите их радующимися и прославляемыми, но вы стойте так, как стояли, в надежде, что мы прославимся со Христом, и не отступайте от этой надежды. Заметь, какими похвалами он превозносит их. "Братия" , говорит, и не просто, но «возлюбленные» , и кроме того еще – «вожделенные» , то есть такие, к лицезрению которых стремится душа моя. И еще: "радость" , и не просто, но и "венец" , славнее которого нет для него ничего. И прежде увещания похвалил их, и после опять. Дороги, значит, они были для Павла, если он удостаивает их такой великой чести.

. Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе.

. Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им,

Мне кажется, что эти женщины занимали выдающееся положение в тамошней Церкви. Поэтому он поручает их некоему чудному мужу, который был или братом одной из них, или же мужем. Быть может, он-то и был темничным стражем в Филиппах (). Апостол как бы так говорит: теперь-то ты и становишься истинным братом и истинным мужем, если в деле Господнем несешь то же бремя (ζυγόν ), вспомоществуя им . Некоторые совершенно неправильно говорят, что Павел обращается здесь с увещанием к своей жене. Но, не говоря о многом другом, если бы это было так, то он сказал бы: γνήσια σύζυγε , а не γνήσιε .

подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими,

Не мало, говорит, и они содействовали мне, хотя это было и при помощи многих других; посему апостол и говорит: «подвизавшимся вместе со мною» . Подлинно, в то время церкви находились в прочном союзе между собой, потому что один другого почитал и один другому помогал. А теперь, увы! в каком состоянии мы находимся? Друг друга низвергаем, почему мы совершенно и отличаемся от живших в то время.

которых имена – в книге жизни.

Видишь ли, какую добродетель приписывает женщине? Сказанное Господом апостолам: «имена ваши написаны на небесах» () Павел приписывает и женщинам, что и их имена вместе с прочими написаны в книге жизни, то есть в ведении и суде Божием. Или он присудил им жизнь, имея в виду веру их, подобно тому, как «неверующий уже осужден» (), и следовательно, написан в книге смерти.

. Радуйтесь всегда в Господе;

Но как же Господь говорит: «блаженны плачущие» ()? Потому что плакать таким образом – то же самое, что радоваться. Ибо не просто сказал «радуйтесь» , но "в Господе" . Кто бывает с Господом, тот всегда радуется, хотя бы его предавали пыткам и терзали. "Они же" , говорит, «пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» ().

и еще говорю: радуйтесь.

Так как естественное положение дел причиняло скорбь, то он повторением слова показывает, что всячески следует радоваться.

. Кротость ваша да будет известна всем человекам.

Так как выше Павел осуждал некоторых как врагов креста, то теперь побуждает филиппийцев не относиться к ним враждебно, но поступать с ними милостиво, хотя бы они были и врагами.

Господь близко.:

. Не заботьтесь ни о чем,

А вы завидуете тому, что те живут в удовольствии и наносят вам оскорбление, вы же находитесь в печали. «Господь близко» , суд уже настал; не заботьтесь ни о чем: ни об оскорблении с их стороны, ни о вашей печали. Потому что они отдадут ответ Господу, а вы пребудете в покое.

но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом.

Вот и еще утешение, именно, молитва всегдашняя, во всяком положении дел, и притом с благодарением. Потому что как станет просить кто-либо о будущем, не выразивши чувства благодарности за прежнее благодеяние? Итак, за все, даже и за то, что кажется несчастьем, должно благодарить; потому что благодарить за добро требует самая природа вещей, а за несчастье – долг благомыслящей души. Такого рода молитвы открывают желания наши пред Богом; тех же молитв, которые совершаются иначе, Он не принимает.

. и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

То есть мир, который Бог устроил с человеками, превосходит всякий ум, не человеческий только, но и ангельский, – как если бы апостол сказал: Он спас или избавил нас так, что ум наш не в состоянии сего постигнуть. Ибо кто ожидал, что такие блага будут нам дарованы и что мы примиримся с Богом? Он Сам вас будет беречь и предохранять, чтобы вы даже не мыслили чего-либо дурного. Или же апостол говорит о мире, о котором Господь сказал: «мир оставляю вам» (), он будет охранять вас. Ибо и таковой мир превосходит всякий ум, так как Господь повелевает, чтобы мы имели мир со врагами и с теми, кто обижает нас. Если же мир превосходит всякий ум, не тем ли более существо дела? Выражение «во Христе Иисусе» значит: Он соблюдает вас в Себе, чтобы вам не отпасть от Него, но паче пребывать в Нем.

. Наконец, братия мои,

Говорит так, как бы спеша и не имея уже ничего общего с настоящими обстоятельствами.

что только истинно,

То есть все добродетельное, ибо зло есть ложь, равно как и наслаждение им есть ложь.

что честно,

Против тех, которые думают о земном

что чисто,

Против тех, бог которых – чрево.

что любезно,

То есть Богу и людям. А последнее значит, чтобы никого не оскорблять.

что достославно, что только добродетель и похвала,

Видишь ли, он желает, чтобы они обращали внимание и на то, что касается людей; но не просто, а сказав: «что только добродетель» .

о сем помышляйте.

Так как от помышлений рождаются дурные дела, то говорит: «о сем помышляйте» , то есть о том, на что указано выше.

. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне,

Так как нельзя было говорить обстоятельно обо всем, о входах, выходах, слове и одежде, то говорит вообще: «чему вы научились, что слышали» посредством изустного научения, что приняли письменно и «что видели» во мне чрез самые дела. Потому что являть себя примером, как часто говорилось, есть самое лучшее учение.

то исполняйте, –

Не только помышляйте и не только говорите, как выше было сказано, но и делайте.

и Бог мира будет с вами.

То есть если вы будете исполнять это, то будете жить в спокойствии. Потому что, когда мы будем в мире с Богом, конечно, посредством добродетели, и с людьми («с ненавидящими мир я был в мире» (), то Сам Бог будет с вами. Так как, если Он ищет удаляющихся от Него, то как Он не придет к приближающемуся к Нему?

. Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне;

Не мирской радостью возрадовался, говорит, и не житейской, но – "в Господе" не тому я возрадовался, что успокоился, но тому, что вы преуспели. Посему-то и сказал "весьма" , ибо радовался об их пользе или преуспеянии. После того, как незаметно укорил их за прошедшее время, внушая им благотворить непрестанно и всегда, он опять прикрыл этот укор; потому что слова "уже вновь" (ήδη ποτέ ) указывают на продолжительное время. Словом "начали" (άνεθάλετε – опять распустились, опять дали побег или отпрыск) говорит как бы о выросших растениях, которые засохли и потом снова, расцвели. Так и вы, говорит, быв цветущими, завяли, и потом снова распустились. Таким образом, здесь и укор некий и похвала; ибо не малое дело есть увядшему процвести. Чтобы кто не подумал, что они и в остальных делах увяли, он прибавил: «заботиться о мне» , то есть в одном только – заботливости о необходимом мне. Но следует спросить, каким образом тот, который сказал: (), и опять в послании к Коринфянам: «для меня лучше умереть, нежели чтобы кто изничтожил похвалу мою» (), теперь является принимающим помощь? Там он вполне основательно не принимал, именно, благодаря лжеапостолам, которые показывали вид, что не принимают, «дабы они, в чем хвалятся» , говорит, «оказались такими же, как и мы» (). Ибо не просто сказал: «похвала сия не отнимется у меня, но: в странах Ахаии» (); потому что говорит: «другим церквам я причинял издержки» (). Таким образом, там он не принимал по основательному рассуждению. Здесь же дающие – «возлюбленные и вожделенные» , которых он огорчил бы, если бы не принял. Притом же и принимать бывает лучше ради дающих; потому что они большую получают пользу, чем приемлющие. Что же касается изречения «блаженнее давать, нежели принимать» , то оно вовсе не означает запрещения принимать, но есть простое сравнение, указывающее на то, что лучше. На том основании, что золото лучше, неужели кто-нибудь запретит иметь серебро? Кроме того, апостол говорит это о труде и подаянии от труда; и подлинно нужно так делать. Но ежели не будет времени для труда, например, при наложении уз, или в случае болезни, то что тут делать? Не должно ли принимать? Я думаю, что так.

вы и прежде заботились,

То есть вы носили в сердце заботу обо мне и беспокоились обо мне; ибо это в вашем характере – заботиться обо мне.

но вам не благоприятствовали обстоятельства.

Не от нерадения вашего, говорит, зависело это, а от необходимости, то есть вы не имели в руках, сами не были богаты; от общего обычая сие заимствовано, ибо мы обыкновенно говорим: настали тесные обстоятельства, пришли теперь дурные времена.

. Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.

Видишь ли, что нелегкое дело радоваться в довольстве; для этого нужно упражнение и старание. "Научился" , говорит.

. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии;

То есть умею пользоваться малым, умею переносить и голод и жажду, и также умею жить в изобилии. Но что же это за добродетель – уметь жить в изобилии? Подлинно это великая добродетель. Потому что не нужда, а изобилие многих губит, так как возбуждает очень многие и нелепые похотения. Как же Павел умел изобиловать? Он тратил достаток на других, и не радовался при изобилии, но был одинаков как в изобилии, так и в нужде, не надмеваясь первым и не стесняясь последней.

научился всему и во всем,

Я приобрел опытность во всем столь долгом течении времени, во всяком деле и во всех случайных обстоятельствах.

насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке.

Израильтяне не умели «терпеть голод» , ибо они роптали на Бога и говорили: «может ли Бог приготовить трапезу?» (). Но не умели и насыщаться: ибо «ел Иаков, и утучнел Израиль, и стал упрям, и оставил он Бога» (). Но Павел и христиане поступают не так. Этим он показывает, что ни прежде, когда ему не давали, он не скорбел, ни теперь, когда ему дают, он не радовался по человеческому расчету, но радовался за них, так как они сами чрез это получили пользу.

. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.

Так как он чувствовал, что многое сказал о себе, то говорит: не мое это совершенство, но давшего крепость Христа.

. Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби.

Он сказал: умею быть довольным. Теперь, чтобы филиппийцы не соблазнились им, будто он не с удовольствием принял предложенное ими и даже считал это бесполезным для себя (потому что дающие обыкновенно соблазняются, когда принимающие говорят, что они не нуждаются), то он и устраняет это, говоря: «впрочем, вы хорошо поступили» , то есть хотя я и не имею нужды, но, тем не менее, принял ваш дар. Обрати внимание на мудрость, как он возвышает это дело. Говоря «приняв участие в моей скорби» , он этим поставил их наравне с собой. Я, говорит, действительно терплю это, а так как вы позаботились обо мне, то Бог и вас признает моими сотрудниками. Таким образом, предыдущими словами апостол разрушил их мечтание, а этими возбуждает их усердие.

. Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних;

Так как могло показаться, что он упрекнул их выше, сказав: «уже вновь начали заботиться» , то теперь мудро оправдывается, говоря, что то самое, чем я, казалось бы, укорил вас, я не потому сделал, будто бы желал получить от вас что-нибудь, но потому, что вполне был уверен относительно вас, и вы сами тому были причиной, ибо вы первые из всех начали заботиться о моих нуждах. В силу этой-то уверенности в вас я как бы упрекнул вас, как оставивших прежде обычное для вас дело. И вот великая похвала ваша в том, что вы не только в начале благовествования помогали мне, не только когда я находился у вас, но и когда вышел из Македонии, то есть из ваших пределов. Не сказал, что ни одна церковь не дала мне, но «ни одна церковь не оказала мне участия даянием и принятием» ; потому что суть дела заключается в общении. Ты даешь плотское, а получаешь духовное, как сказано в другом месте: «если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?» (). Итак, другие церкви не оказали участия в смысле даяния плотского и принятия духовного.

. вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду.

Важная похвала их и в том, что, находясь в митрополии, он питался на счет малого города. Ибо под "нуждой" он разумеет необходимые издержки, а не утехи и роскошь.

. Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу.

Так как он высказал нечто унизительное, сказав: "на нужду" , то, дабы они по этому поводу не возгордились, он продолжает: говорю сие не потому, чтобы искал от вас подаяния, но ради вашей пользы, чтобы вы имели плод, который должен служить в вашу пользу. Видишь ли, они сами получили пользу от даяния.

. Я получил все, и избыточествую;

Так как он сказал: "не ищу" , то дабы не охладить их ревность, не сделать их более беспечными (ибо чем любомудрее благотворители, тем большей они ищут благодарности от приемлющих благодеяние), говорит: «я получил все, и избыточествую» , то есть вашим даянием вы не только восполнили то, что опущено было прежде, но еще сделали больше. Сказав же "получил" , как бы о должном со стороны их, дабы они не возгордились, он опять в утешение их показывает, что они сделали даже и сверх должного, послав ему излишнее.

я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.

О, куда он вознес их дар! Не я, говорит, принял, но Бог чрез меня. Поэтому, хотя я и не имею нужды, вы об этом не беспокойтесь: потому что и Бог ни в чем не нуждался, однако принял, как и Писание говорит: «обонял Господь приятное благоухание» (), дабы мы, слыша, что Бог в этом не имеет нужды, не сделались беспечными в благовествовании.

. Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом.

Так как выше он сказал: «вам не благоприятствовали обстоятельства» , то есть вы сами находились в затруднительном положении, то теперь желает им быть в довольстве. Если бы они были так мудры, как Павел, он не стал бы просить для них телесного. Но так как они были людьми, занятыми житейскими делами и имеющими некоторую привязанность к настоящим вещам, то он, снисходя к их немощи, просит для них у Бога не избытка и роскоши, а достатка в необходимом. «Да восполнит» , говорит, «всякую нужду вашу» , дабы не быть нам в убожестве. Затем, чтобы они не подумали, что он слишком ограничивает их, прибавил: «по богатству Своему» , то есть Он может дать вам потребное в избытке и изобилии. Посему вы пользуйтесь богатством во славу Его. Выражение «Христом Иисусом» можно понимать и так, что это совершит Отец во Христе Иисусе, то есть при посредстве Христа; а можно и так: "в славе" , которая относится ко Христу Иисусу. Поэтому прибавляет следующее.

. Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь.

Поскольку он сказал: во славу Сына, то прибавил, что слава Христа есть вместе и слава Отца.

. Приветствуйте всякого святого во Христе Иисусе.

Знак немалого благорасположения – приветствовать их посредством посланий.

Приветствуют вас находящиеся со мною братия.

Ибо с ним были многие, были, может быть, даже из самого Рима, которые, впрочем, не принимали участия в делах апостольских: таковым был только Тимофей, которого он назвал выше единодушным с собой. Тем не менее он не отказывается называть их братьями.

. Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома.

Он одобрил и одушевил их, показав, что благочестие достигло даже до царского дома, внушая, что если находящиеся при царском дворе пренебрегали всем ради Христа, то тем более следует делать это вам – людям простым. Вместе же с тем дает знать, что о добродетели филиппийцев он говорил пред кесаревым домом; ибо иначе он не мог возбудить в последних расположения, выразившегося в приветствии.

. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

По своему обычаю он молитвой заключает послание. И научает вместе с тем относить к благодати Христовой добродетели, какие они имеют, а не возноситься ими. Ибо тогда только и пребудет с ними благодать навсегда, если они не будут превозноситься. Да изобилует же, по благодати Христовой, и между нами как всякая другая добродетель, так преимущественно добродетель вспомоществования другим, да и мы, приемля пользу от вспомоществования всем нуждающимся, особенно же страдающим ради Бога, насладимся богатством благости Его. Ему слава и держава, ныне и присно и во веки. Аминь.

4:1 Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой,
Павел несказанно счастлив от того, что обрёл для себя братьев, а для Отца своего – детей. Бог Отец радуется, когда христиане через благовествование о Христовом искуплении «расширяют» имение Божье на Земле. И труд этот не останется тщетным ни для одного христианина: Павел точно знал, что собрание в Филиппах - это плод его христианской деятельности, не только радость, но и украшение Павла (венец ) пред Господом.

стойте так в Господе, возлюбленные. На момент написания письма Павел знал о филиппийцах, что они стойко выдерживают все испытания, связанные с путём Христовым. Стоять в Господе означает сохранять верность Богу благодаря вере в поддержку свыше от Иисуса Христа

4:2 Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе.
Видимо, эти христианки имели проблемы между собой и решали их не как подобает христианкам. Павел призывает их иметь те же мысли, что и всё собрание: стойко стоять в вере и вести себя соответственно ученицам Христа, решая любые свои проблемы по-христиански.

4:3 Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, обращение Павла к каждому христианину, кто слышит слова письма его и способен адекватно отреагировать на эти просьбы апостола.

помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, как видим, Павел просит о помощи трудящимся в распространении слова Божьего: в то время все апостолы, по крайней мере, и некий христианин Климент - были сотрудниками в проповеднческом служении.
Значит, в 1 христианских собраниях были как те, кто считал себя обязанным проповедовать, так и те, кто мог при желании помогать проповедникам в их нуждах (например, новички или заинтересованные благой вестью)

которых имена - в книге жизни. Имена тех, кто воспринимает проповедь - как свою обязанность пред Господом и кто участвует в распространении слова Божьего - Бог заносит в свою книгу жизни, которая ведётся у Него от начала мира (Откр. 17:8, Малах.3:16,17). Все, кто попадёт в эту книгу жизни - будут возвращены к жизни после смерти в этом веке и приняты Богом в Его новый мир.

4:4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
Хотя и не много радости христианину в этом веке из-за сопротивления и проблем мира сего, тем не менее, христианин всегда имеет повод для радости: понимание того, что Бог одобряет их поведение и радуется их стойкости - укрепляет внутренне и радует - независимо от тяжести внешних обстоятельств.

4:5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Кротость и всё, что из неё вытекает - уступчивость, великодушие, деликатность и тактичность - должно стать визитной карточкой христианина, его «лицом», его характерной чертой.

Господь близко. Судя по тому, о чём писал Павел - о помощи свыше для праведных поступков и чувствований - он имеет ввиду факт духовной близости со Христом, помогающей выстаивать в любых трудностях (не о втором пришествии речь)

4:6 Не заботьтесь ни о чем, Главной заботой христианина должна стать забота о сохранении близких отношений с Богом (все остальные заботы – второстепенные)

но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
Если главная забота поддерживается и отношения с Богом остаются близкими, то все остальные «заботы» в веке этом (о хлебе насущном, о крове, об одежде и т. д) - будут реализованы с помощью Божьей. При близких отношениях с Отцом христианин всегда имеет возможность высказать ему все свои опасения и тревоги в молитве и получить помощь свыше для облегчения ноши любой проблемы.

4:7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
Разговор с Отцом и ответная помощь от Него свыше помогут сохранять нас в полном единении (единстве) с Иисусом Христом. А это означает, что оптимизм, удовлетворение и радость от жизни независимо от того, что происходит с нами или вокруг нас - нам обеспечены силою свыше и помощью Бога.

Мир Божий - это настроенность ума и сердца, которая помогает христианину сохранять сосредоточенность на главном - на сохранении близких взаимоотношений с Богом и исполнении Его воли. Этот мир исходит от близких взаимоотношений с Богом, отсюда - и внутреннее спокойствие с уверенностью, что Бог никогда не оставит христианина без Своей поддержки и защиты. Этот мир даруется благодаря помощи святого духа Иеговы. Именно это - мир Божий - и было главным качеством Иисуса Христа, с кем мы в единстве – если и в наших сердцах пребывает мир Божий.

Мирской ум не способен вместить, как же это возможно - сохранять радость и уверенное спокойствие при наличии трудностей. Потому и сказано, что внутренний мир христианина - непостижим для умов века сего (превыше всякого ума, превыше человеческого понимания )

Самообладание, уравновешенность и сохранение спокойствия с добросердечием в любых обстоятельствах - это результат помощи святого духа, укрепляющего веру в спасение через Христа Иисуса и помогающего оставаться достойным звания христианина - всегда , в любых обстоятельствах.

4:8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
Ход и направленность наших мыслей имеют большое значение для сохранения близких отношений с Богом. Если христианин допускает для себя мыслить о мирском и низменном, и если он даст этим мыслям пустить корни в его разуме и сердце, помышляя об этом длительно и часто, то даже Бог не сможет удержать духовный облик христианина на высоком уровне сына Божьего: скатывание вниз и отдаление от Бога - неизбежны.
Если же все мысли христианина устремлены к горнему, к тому, чтобы стать достойным гражданином Божьего мира с внутренними качествами и характером сына Божьего, то мир Божий и близкие отношения с Ним нарушены не будут.

Для того, чтобы не скатываться вниз, достаточно при возникновении каких-то мыслей или желаний спросить себя: чисто ли это? Достойно ли хвалы? Справедливо ли? Любезно ли? Добродетель ли? И т.д.
И - ответить себе честно на эти вопросы.
Если цель - сохранять достигнутую духовную высоту и подниматься выше, приближаясь к Богу ещё больше - такой анализ своих мыслей поможет отгонять от себя прочь все нечистые и низменные мысли, оставляя лишь те, которые укрепляют в нас личность христианина и приближают к Богу.

4:9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, - и Бог мира будет с вами.
Всё, чему Павел научил это собрание, пребывая у них в служении слова Божьего и показывая пример своим образом жизни, должно было стать духовной опорой для филиппийцев. Если они теорию Божьего слова станут совмещать по примеру апостола Павла - с практикой до конца дней своих, исполняя всё, что следует исполнять христианину - то проблем в отношениях с Богом не будет: тем, кто не является слушателем забывчивым, но старательно исполняет услышанное, Бог помогает стойко стоять в вере и испытывать удовлетворение от христианского образа жизни всю жизнь.

4:10 Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства.
Павел возвращается к благодарности за возобновление участия этого собрания в деле проповеди и оказании помощи в нуждах благовестников (1:5) Видимо, какое-то время собрание не могло по какой-то причине принимать участия в материальной помощи благовестникам,

4:11-13 Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.
Павел благодарит их не за то, что лично он от их заботы почувствовал себя обеспеченным и ему стало «сытнее» жить: Павел вполне обошёлся бы и без их помощи, ибо с Божьей помощью оставался одинаково радостным и удовлетворённым своей жизнью - как в голоде, так и в сытости:
12 Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке.
13 Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.

Павел всегда полагался на помощь Христа Божьего, и эта мысль укрепляла его силы даже в нужде.

4:14-16 Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби.
15 Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних;
16 вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду.

Иногда даже выходило так, что кроме филиппийцев, помочь Павлу никто из других собраний - не вызывался. Можно себе представить, в какой нужде тогда был Павел, однако духа не угашал, проповедь не прекращал, полагаясь на помощь Бога в том, что Он не допустит Павлу умереть с голоду, но непременно побудит кого-нибудь помочь ему. Именно это и происходило в собрании филиппийцев: несколько раз они помогали Павлу в Фессалониках, хотя, по идее, фессалоникийцы должны были бы сами позаботиться о нём.

4:17 [Говорю это] не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу.
Павел, проповедуя в собраниях, никогда не ожидал материального вознаграждения за это. Но был всегда рад увидеть и почувствовать на себе плоды положительного действия святого духа в филиппийцах: то, что их сердца были преисполнены благодарностью не только в словесном, но и в материальном выражении, говорило о действии в них святого духа. Они прекрасно понимали, что Павлу, трудящемуся в слове - нет возможности трудиться при этом ещё и для обеспечения своих личных нужд. Поэтому старались облегчить обстоятельства апостолу в том, в чём могли. Такое внимательное и сострадательное отношение к апостолу, несомненно, радовало Христа и шло им на пользу.

4:18 Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, [как] благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.
Те добровольные пожертвования, переданные Павлу через Епафродита - были благоприятны Богу, не только полезны для Павла: Бог всегда радуется щедрости Своих поклонников, когда они идут на жертвы ради соблюдения Его интересов и помощи Его соработникам (1Кор.1:3)

4:19 Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом.
Павел желает, чтобы Бог через действия Христа Иисуса помогал этому собранию во всякой нужде, как и они помогали Павлу

4:20 Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь.
Снова видим, что несмотря на духовную деятельность и помощь, предоставляемую Христом, вся слава и честь за духовное благополучие христиан воздаётся его Отцу: ведь именно Он - инициатор и организатор помощи христианам через Иисуса Христа, потому по справедливости за всё, что происходит положительного в собраниях - благодарность воздаётся прежде всего Ему.

4:21 Приветствуйте всякого святого во Христе Иисусе.
Святой, напомним - как рассмотрели в самом начале (см.1:1) - это по сути всякий христианин, освящённый истиной Божьей и жертвою Христа (Ин.17:19; Евр.10:10). Однако есть ещё понятие «святой» - это помазанник, получивший святой дух и участвующий в «забеге на небеса» (приглашённый в небесное правительство Христа, Евр.3:1).

Приветствуют вас находящиеся со мною братия . Все поместные ранние собрания взаимодействовали между собой, будучи объединены одними интересами, целями и методами достижения целей. Все вместе они составляли единую Церковь Бога

4:22 Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома.
Вряд ли речь идёт о членах семьи императора Рима, скорее, речь идёт о прислуге из этого дома, пожелавшей стать христианами.

4:23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь (да будет так)
Павел желает этому собранию не отпадать от благодати Божьей (от близких отношений с Ним от надежды на спасение от греха и смерти), дарованной ему благодаря искуплению Христову.

Послание к Филиппийцам книга Нового Завета. Входит в число посланий апостола Павла. История Община македонского города Филиппы (неподалёку от современного греческого города Кавала) была первой христианской общиной в Европе. Она была… … Википедия

Последний герой Фил слово произошло от древнеггреческого книга Нового Завета. Входит в число посланий апостола Павла. История Община македонского города Филиппы (неподалёку от современного греческого города Кавала) была первой христианской общин … Википедия

Послание к Филиппийцам - Христиане в Филиппах были очень преданы Павлу и оказывали ему любовь, посылая денежную помощь в то время, когда он работал для других общин (Фил. 4: 15 и дал.; 2 Кор. 11:9). Узнав о его заключении в Риме, они послали Епафродита, одного из своих… … Словарь библейских имен

I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ 1) в самом начале П.кФ. названо имя его АВТОРА: Павел (Флп 1:1). В послании содержатся сведения о жизни апостола (Флп 1:7,12 14; 2:19 25) и выражено его отношение к адресату (Флп 1:12; 4:10 20). Все это столь однозначно указывает … Библейская энциклопедия Брокгауза

Приветствие святым в Филиппах. Молитва Павла и благодарность за них. Его узы расширили благовестие; он желает со всем дерзновением возвеличить Христа. «Живите достойно благовествования Христова» …

Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, 1Фес.5:23 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию. Мат.5:16 Иоан.15:8 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, Деян.21:11 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

И большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие. Еф.3:13 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книги

  • Послание к филиппийцам Радость в Господе , . Привычки меняются очень медленно, даже когда человек усыновлен Богом. Как теперь жить в этой новой семье? Можем ли мы рассчитывать на то, что другие верующие, как и Бог, окружат нас любовью и…
  • Беседа 84. Послание к Филиппийцам. Введение , Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Автор цикла бесед – один из признанных не только в нашей стране, но и за рубежом выдающихся знатоков Священного Писания, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии, член Синодальной…
Включайся в дискуссию
Читайте также
Где найти хорошего репетитора по английскому языку?
Как правильно жарить шашлык?
Кулинарные рецепты и фоторецепты