Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Праздники христианские сергий радонежский. Преподобный сергий радонежский. Память о Сергии Радонежском.

Память преподобного Сергия Радонежского отмечается несколько раз в году: 5 / 18 июля - воспоминание обретения его честных мощей (1422), 25 сентября / 8 октября – его преставление (1392).
Имя преподобного Сергия Радонежского напоминает, до какой высоты способна подняться наша земля‚ просвещенная Словом Христовым. Человек‚ не оставивший после себя ни одной книги‚ стоит у начала всей русской культуры Московского периода‚ открывает дверь‚ ведущую из глухой подмосковной тайги прямо в глубину Божьей премудрости‚ во все тайны человека и мира. И деятельность его тем более видится нам чудесной‚ потому что мы не можем разделить в ней плоды небесной помощи и его собственных трудов. Сергий всю жизнь старался уйти от мира‚ не принимать на себя решения судеб окружавших его людей‚ не вмешиваться самочинно в происходящие вокруг события. Однако все бытовые и исторические подробности эпохи так тесно сплетены в его житии‚ что, кажется, нет такой стороны русской жизни второй половины XIV века‚ которую бы он не освятил‚ где бы не осталось следов его бережного благословения. Если же вспомнить‚ каково было это время‚ то выяснится‚ что преподобный Сергий стоит не только в начале русского Просвещения‚ но и знаменует собой русское Возрождение в самом высоком его смысле.

Преподобный Сергий: преобразование монашества

До преподобного Сергия севернорусское монашество знало, главным образом, особножительные монастыри. Там всякий инок имел свою келью, одевался и питался так, как позволял ему личный достаток. Общинное начало в подобных монастырях получило ослабленный, «смазанный» вид. Нередко такая обитель становилась пристанищем для благочестивых аристократов, доживавших тут век или же коротавших ссылку, порой купаясь в роскоши и ведя привычную жизнь, весьма далекую от монашеского идеала. Со времен Сергия в иноческой среде начались разительные изменения. Повсюду стали появляться общежительные, или, иначе, киновиальные, монастыри. Там имущество, вплоть до книг и мелких бытовых вещей, становилось общим, а трапеза - совместной. Общинное начало обрело мощный толчок для развития. Кроме того, киновиальный монастырь мог вести сложное, прогрессивное хозяйство: ему охотно жертвовали землю и другие угодья, а доход с них шел на храмовое строительство, благотворительность и нужды духовного просвещения. Общежительный монастырь сплошь и рядом оказывался центром книгописания и церковной живописи. Между тем никто из монахов не мог присваивать себе все материальные блага, происходившие от такого уклада.

Место, которое они выбрали для строительства своих скитов, было лугом по имени Маковка, на расчистке леса, в нескольких километрах от любого населенного пункта. Там они построили хижину и часовню с стволами деревьев и, по просьбе братьев, митрополит Киевский послал священника, чтобы благословить маленькую церковь и посвятить ее Святой Троице, которая была очень редкой в ​​России. то. Вскоре после этого Эстебан отправился жить в монастырь в Москве, и в течение многих лет одинокий Бартоломе исчез из виду мужчин.

Их большой рисунок относится к этому неизвестному периоду, и они говорят о страшных победах дьявола, победоносно отвергнутых, нападениях диких и голодных зверей, которые были приручены знаком, лишений без истории и изнурительной работы, ночей молитвы и постоянного Прогресс на пути святости. Все, что говорится о том времени, слишком много помнит переживания первых родителей пустыни. Существует только одно очень важное различие: мы на Западе связывают трудности эректической жизни с святым Антонием и святыми Египта и Сирии, и мы сразу же думаем о песках, голых скалах, удушающей жаре и нехватка воды.

Кроме того, деятельность преподобного Сергия и святителя Алексия, митрополита Московского, открыла врата для целой эпохи масштабной иноческой колонизации русских окраин. Ученики Сергия и ученики его учеников отправлялись в лесные дебри, на арктические берега, в места глухие и безлюдные, ставили там новые и новые обители, и уже к этим обителям прирастали посады, крепости и целые городки. Движение иноков, ищущих место для уединенной молитвы, для самоотверженного посвящения себя Богу было очень значительным. Оно представляет собой страницу не столько даже русской, сколько мировой истории христианства.

Для Бартоломе или Серхио - как мы его сейчас будем называть, поскольку какой-то аббат, который посетил его в своем ските, наложил постриг и это имя - штрафы были совсем другого типа: лед, снег, штормы, Проливные дожди и стада голодных волков. Отношение всех этих отшельников к дикой природе было связано с отношением святого Франциска Ассизского. Подобно тому, как Пол де Обнорск подружился с птицами, Серхио одомашнил медведей и назвал «братьев» огнем и светом.

Как это случилось со многими другими подобными персонажами, настало время, когда репутация святости скита Маковки распространилась повсюду, и ученики начали собираться вокруг него. Каждый строил свою хижину, и поэтому родился монастырь Святой Троицы. Когда им было двенадцать, и после многих просьб, даже епископов ближайшего города, Серхио согласился быть аббатом, который правил этой общиной. Он получил священнические приказания в Переяслав Залеском, и там он руководил своей первой мессой. Братья, - сказал он во время своей проповеди, подводя итог всей главе правила святого Бенедикта, - помолитесь за меня.

Деятельность Преподобного Сергия: укрепление русской государственности

Преподобный Сергий сыграл значительную роль в становлении русской государственности и «собирании земель» Москвой. Так, известны его «миротворческие походы», когда преподобный Сергий отправлялся в дальние места, чтобы смирить гордыню сварящих меж собой князей и склонить их к миролюбию. Самый известный из них был совершен пешком из Троице-Сергиева монастыря в Нижний Новгород.

Тропарь преподобному Сергию, игумену Радонежскому

Монастырь процветал быстро, не столько во временном, сколько в духовных благах. Среди его первых новобранцев был архимандрит монастыря в Смоленске. Освобождение леса было увеличено; Другие дома были построены вокруг кают и церкви; Деревня возникла, и, несмотря на протесты Серхио, началась настоящая дорога, где начали прибывать посетители.

В ходе всех этих задач аббат всегда имел в виду, что он был первым среди своих сверстников и, в любой момент, будь то на работе или в церкви, он наложил пример его усердия. Незадолго до этого была проблема выбора между двумя формами монашеской жизни, наблюдаемыми на Востоке, чтобы следовать за ним в Святой Троице. До этого монахи наблюдали индивидуальное правило «скитов в общине», где каждый имел свою собственную каюту и работал на своей собственной земле. К сожалению, эта реформа вызвала потрясения.

В 1374 году Сергий крестил Юрия, сына великого князя московского Дмитрия Ивановича. Это произошло в Переяславле-Залесском, во время большого съезда русских князей, договорившихся о военно-политической коалиции под эгидой Москвы, т. е. сделавших очень большой шаг в сторону объединения Руси. Преподобный своим участием в съезде освятил это великое дело.

Некоторые из монахов, недовольных изменениями, протестовали и, в своем движении восстания, нашли лидера в лице Эстебана, брата Сан-Серхио, который покинул свой московский монастырь, чтобы войти в Сантисиму Тринидад. Дело было еще больше: были неприятные инциденты и неприятные дискуссии до тех пор, пока после вечерней вечеринки, чтобы избежать дальнейших ссор со своим братом, святой Сергий покинул свой монастырь тихо, с намерением никогда не возвращаться и пошел поселиться Как скит на берегах Кержача, недалеко от монастыря Макриш.

Вскоре за ними последовали многочисленные монахи Троицы, и поэтому первоначальный дом начал вырождаться до такой степени, что митрополит Московский Алексий послал двух архимандритов с неотложными посланиями преподобному Сергию, чтобы он вернулся, чтобы взять на себя ответственность за своего настоятеля. После многих просьб, Сержио согласился, и, назвав аббата для своего нового учреждения в Кержаче, он возобновил свои обязанности.

Перед Куликовской битвой игумен обители на горе Маковец дал благословение великому князю Дмитрию Ивановичу и православному воинству, идущему сражаться с ордынцами. В источниках по-разному рассказывается об этом. По одним, государь московский лично посетил со свитой преподобного Сергия. По другим, Сергий прислал русской рати грамоту с благословением. Но, так или иначе, он сыграл роль духовного наставника, стоящего у самых истоков освобождения Руси от ордынского ига.

Как это случилось со св. Бернардом из Клерво за два столетия до этого и со многими другими святыми монахами Востока и Запада, до и после, они отправились на консультацию с Сен-Серхио, самым возвышенным персонажем Церкви и государства. Ему часто доверяли миссии по управлению миром или в качестве арбитра, и неоднократно предпринимались пустые попытки убедить его принять примат Русской Церкви. Димитрий был вынужден начать вызов, который, если бы он потерпел неудачу, привел бы в Россию большие катастрофы, чем любой, который он знал на протяжении всей своей истории.

Основание Троице-Сергиева монастыря

Преподобный Сергий вместе с братом Стефаном основали маленькую лесную обитель на горе Маковец, в отдалении от людных мест. Там жилось трудно. Ни человеческого лица увидеть, ни побеседовать с кем-либо. Вдвоем они срубили себе бревенчатую келью и деревянную церковь, что потребовало немалого труда. Чем могли питаться братья? Тем, что сами же и добудут в лесу. Голод мучил их постоянно. Стефан не выдержал такой жизни. Житие преподобного Сергия говорит: «Стефан, построив и освятив церковь, еще некоторое время прожил в пустыне с братом и увидел, что пустынная жизнь трудна, прискорбна, сурова: во всем нужда, во всем лишения, неоткуда взять ни еды, ни питья, ни чего-либо другого нужного для жизни. К тому месту не было ни дорог, ни привоза ниоткуда, вокруг этой пустыни поблизости не было ни сел, ни домов, ни людей, живущих в них; не вела туда никакая тропа людская, и не было ни прохожих, ни посетителей, но вокруг со всех сторон стоял лес - безлюдная чаща и глушь. Глядя на нее и тяготясь своей жизнью, Стефан оставил пустыню и родного брата, преподобного пустыннолюбца и пустынножителя, и ушел оттуда в Москву». А Сергий прожил там всю жизнь и закончил дни свои. Притом довольно долго в его обиталище был только один насельник - он сам… В ту пору монастырь еще не знал ни обширных палат, ни каменных храмов, ни материального достатка. Сергиева эпоха в судьбе обители парадоксальна: игумен и его духовные чада уже прославились по всей Руси, но продолжают жить в скудости.

Прежде чем принять какое-либо решение, принц пошел искать совета от преподобного Сергия. Он благословил Димитрия и предупредил его: Это ваш долг, сэр, заботиться о пастве, которое Бог доверил вам. Затем идите против еретиков и победите их во имя божественной силы! «Дай бог, чтобы ты вернулся с благостью, чтобы дать ему всю славу твоего дела!» Так князь Димитрий пошел на войну и взял с собой двух монахов Святой Троицы, которые были солдатами. Когда он узнал об огромной силе своего врага, он снова колебался и собирался вернуться и покинуть компанию, когда из Сан-Сорджио пришло сообщение с этими словами: Вы не боитесь, сэр.

Бог давал очевидные знаки благоволения к Сергию. Хищные звери - стаи волков, медведи - приходили к его келейке, но ни один не тронул его. Господь дал иноку силу прогонять молитвой целые полчища бесов, атаковавших его в уединении.

Позднее, когда обитель разрослась, преподобный Сергий основал еще несколько монастырей. О числе их спорят. Но, во всяком случае, несомненно, плодом его духовных трудов стали Киржачская Благовещенская обитель, Высоцкая обитель в Серпухове и Успенская на Дубенке. С его именем также связывают создание знаменитого Старо-Голутвина монастыря под Коломной.

Татары были побеждены и бежали в беспорядке. И в этот точный момент, - говорили биографии, - благословил Серхио во главе своих братьев, молился Богу о победе. И через час после того, как еретики были изгнаны с российской земли, в нескольких лигах, настоятель объявил монахам о поражении врага, потому что преподобный Сергий был провидцем. Таким образом, Сергий Радонежский сыграл решающую роль в начале краха власти татар в России. Говорят, что его частые поездки на большие расстояния были сделаны пешком.

Один из гигантов говорит в общих чертах о «многих непостижимых чудесах», которые Серджио работал и только останавливается в некоторых чудесах, не без предупреждения, что сам святой рекомендовал сохранить молчание в отношении его сверхъестественных способностей. Однако он дает очень подробный, ясный и убедительный отчет о видении Богоматери, которая предстала перед Серджио и другим монахом в сопровождении апостолов Петра и Иоанна, чтобы уверить его, что его несчастье будет процветать необычайно в не слишком отдаленном будущем, Объективность этого видения характерна для агиографии России, где редко происходят восторг или экстаз, но вместо этого Святой Дух опускается на избранных и позволяет им видеть подлинные явления, земные или небесные, скрытые от глаз Менее святой.

Ученики Преподобного Сергия

Из среды троицкой братии выходили светочи русского монашества, становившиеся настоятелями крупных монастырей и архиереями. Так, учениками преподобного были святитель Феодор Симоновский, будущий архиепископ Ростовский; святой Андроник - основатель знаменитого Спасо-Андроникова монастыря под Москвой; преподобный Савва Сторожевский, игуменствовавший недолгое время в Троице-Сергиеве монастыре, а затем основавший Саввино-Сторожевскую обитель близ Звенигорода; преподобный Павел Обнорский, прославившийся крайним аскетизмом, и множество других светильников «иноческого делания».

За шесть месяцев до его смерти Сан-Серхио знал, что конец приближается. Он отказался от своей должности, назначил преемника и в первый раз в своей жизни остался в своей камере. Когда его душа собиралась покинуть тело, он получил Тело и Кровь Христа, поддерживаемые в постели руками своих учеников.

По словам доктора Зернова, трудно точно определить, почему люди были сгруппированы вокруг Сан-Серхио. Он не был ни красноречивым проповедником, ни человеком большого знания, и хотя было несколько случаев, когда некоторые люди излечивались молитвами святого, его нельзя назвать популярным целителем. Это было, во-первых, его личность, которая привлекала людей. Это было тепло его ласкового внимания, которое сделало его незаменимым для других. Он обладал такими дарами, которые так редки в людях: неограниченная уверенность в Боге и в благости людей, которых он никогда не прекращал утешать и поощрять.

Поколение просветителей: воспитанники Преподобного Сергия

Уже после кончины преподобного Сергия основанная им обитель стала крупным центром духовного просвещения и высокой культуры. Этот поворот начал происходить в игуменство преемника Сергия - преподобного Никона Радонежского. При нем был построен, расписан фресками и украшен иконами первый каменный храм. До того иноки обходились деревянными церквями. При Никоне и после него в монастыре сложилась традиция собственного книгописания. Монахами собрана была чрезвычайно крупная, по меркам русского Средневековья, библиотека. По заказам настоятелей работали выдающиеся зодчие и церковные живописцы. Самые известные из них - иноки Даниил Черный и Андрей Рублев. Знаменитейшее творение последнего - икона «Святая Троица» - создавалось для Свято-Троицкого собора Сергиевой обители.

Как и многие другие монахи, святой Сергий считал частью своего монашеского призвания активным и прямым служением во благо ближнего. Одной из характеристик этих северных монахов была их любовь к личной и общей бедности и одиночеству, до тех пор, пока их общинные обязанности и их внимание к нуждающимся позволили им.

К ним пришли монархи и люди города; Лечить болезни и помогать нуждающимся; они накормили голодных и были похожи на арку вдов и сирот. Русские упоминают святого Сергия Радонежского в подготовке к освящению, в евхаристической литургии. Даже когда шрифт найден, он обрабатывается только как источник, а это означает, что сайт не копирует полностью и рабски ничего, но всегда исправляется и адаптируется. Возможно, это часть уполномоченной группы, но это мои предположения, поскольку у меня больше нет данных, чем указано.

В XV–XVII столетиях Троице-Сергиева обитель славилась как средоточие учености, или, как тогда говорили, «книжности». Самых начитанных монашествующих оттуда привлекали к работе на Московском печатном дворе. Например, первый печатный вариант Устава «Око церковное» по велению патриарха Гермогена был подготовлен в 1610 году троице-сергиевским иноком Логгином Шишелевым по прозвищу Корова.

Однако, не будучи в римской мартирологии, возможно, культ этой группы не разрешен для Западной Церкви. Из вероятного этрусского происхождения имя Серджио возникло у римского Сергия, неопределенного значения, хотя обычно оно переводилось как опекун. Поэт Вирджил делает это от имени троянского воина Сергеста. Это было также название римской семьи этрусского происхождения, одним из главных членов которой был Люциус Сергий Катилина, которому Цицерион посвятил свои жестокие Катерины, в защиту угрожаемой Республики и предотвратить сограждан.

Но о каких-либо школах в обители ничего не известно. Собственно, до середины XVII века, до первых Романовых, вообще нет свидетельств о сколько-нибудь значительных училищах на территории Московского царства.

«Образовательный центром» Троице-Сергиев монастырь сделался лишь в середине XVIII века. В 1742 году тут появилась семинария. А 1 октября 1814 года, на праздник Покрова Богородицы, здесь состоялось открытие Московской духовной академии, перенесенной из Москвы, где она именовалась Славяно-греко-латинской академией. С этого момента Троице-Сергиева обитель - действительно один из главных оплотов и духовного образования, и духовного просвещения всероссийского уровня.

Поскольку это также имя, широко используемое Восточной Церковью, оно предназначалось для рассмотрения, хотя и ошибочно, как русский. В разгар празднования Серхио поднялся среди толпы, предстал перед префектом и бросил ему вызов, сказав ему криком, что его боги не смогут встать, когда он обратится к Богу против него им. Серхио назвал имя Иисуса против идолов, и они упали со своих пьедесталов на куски. Люди, в ярости, попросили отомстить, и префект приказал мучить его всеми мучениями. Но поскольку они не впали в него, они закончили его обезглавливать.

Святой Сергий Радонежский - образец истинного монаха

Всему русскому народу преподобный Сергий любезен чистотой души и прямотой поступков. Всю жизнь он был таким монахом, каким и надо быть. Вел аскетическую жизнь, питался мало, молился много, сну отдавал ничтожное время, не чуждался простого тяжелого труда, бывало, плотничал, хотя происходил из боярского семейства, носил сермяжную небеленую одежду с заплатками.Но в аскезе никогда не доходил до вычурного самоистязания. Житие преподобного Сергия рассказывает о нем: «Он усердно служил братии, как купленный раб: колол для всех дрова… толок и молол жерновами зерно, пек хлеб, варил еду и заготавливал другие съестные припасы для братии, кроил и шил обувь и одежду и, зачерпнув воду в бывшем неподалеку источнике, носил ее в двух ведрах на своих плечах в гору и ставил у келии каждого брата». Казалось бы, как просто… А много ли настоятелей нашего времени пожелают и смогут уподобиться в этом Сергию?

Праздник этого святого отмечается 24 февраля. Поддержка военной аристократии, высокого духовенства и экзарха Равенны. Затем он закончил раскол Аквилеи, стал интересоваться миссионерскими усилиями франкских королей и английской церкви. Во время его правления Агнус Дэй был представлен в литургии мессы. 25 сентября, один из самых популярных святых в России, преподобный Сергий Раддонежский, монах.

Из благородной семьи ушел в лес в центре России, где воссоединился со многими учениками. Он посвятил себя обучению крестьян лучше совершенствовать землю, добиваться примирения князей и находить монастыри. Другим известным Сергием был Серджио Александервич, великий князь России. Серхио де Таррагона, архиепископ. Серджио Ората, римский инженер, изобретатель системы отопления, называемый гипокаустом.

Власти и иных благ земных никогда не искал Сергий. Не он бегал за властью, а она за ним. В своей обители он уступил игуменство священнику Митрофану, и лишь потом, умоленный братией, все же принял игуменский сан. Однажды восстала против него братия. Так Сергий ушел, слово худого ей не сказав: кого хотите себе главою, тот и будет, без свары отступлюсь… Предлагали ему архиерейство, да он отказался.

Бескорыстный человек, и в то же время добрый и разумный, Сергий вызывает какое-то безотчетное доверие. Он как будто всей Руси родной, всей Руси свой. Идут к нему за советом и благословением всякие люди - от нищего до князя, и он всех принимает, никем не брезгует, ни перед кем не чинится и не высокомерничает. Святость его высока, но помимо нее есть еще какое-то народное чувство… дружества, братства. Словно у работников к честному и справедливому старшому в громадной артели - размером на всю страну. Сергий среди нас первый, его Бог ведет, но к каждому, кто к нему тянется, Сергий относится как к брату.

По материалам: журнала "Фома" и сайта www.foma.ru

Во вторник 18 июля 2017 года Православная Церковь празднует обретение мощей великого русского подвижника .

Преподобный Сергий (в миру Варфоломей ) родился в 1314 году в семье ростовских бояр, которая позднее перебралась в Радонеж близ Москвы. В детстве Варфоломею долго не давалась грамота, но после чудесного явления старца-монаха, благословившего его на постижение грамоты и Священного Писания, юноша быстро всему обучился.

Материал по теме

Живите чисто, как нам Бог заповедал. Храните мир между собой и все прощайте друг другу, как дети одного Отца. Я же за всех вас буду молиться, и всем, кто будет просить меня с верой, приду на помощь...

После смерти своих родителей Варфоломей вместе со своим старшим братом Стефаном основал пустынь с церковью во имя Пресвятой Троицы на берегу реки Кончуры, на холме Маковец, посреди Радонежского бора. Впоследствии она расширилась в большой монастырь известный как Свято-Троицкая Сергиева лавра.

После ухода Стефана в столичный Богоявленский монастырь, Варфоломей в возрасте 23 лет принял от одного игумена монашеский постриг с именем Сергий.

За последующие долгие годы своего подвижничества в обители преподобный прошел все ступени духовного делания и монашеских трудов.

В историю России святой Сергий вошел также тем, что благословил на легендарную Куликовскую битву с татаро-монголами русское войско во главе с князем Дмитрием Донским . Также святой Сергий направил на Куликово поле двух своих иноков Пересвета и Ослябю и предсказал победу русским ратям.

Помимо Свято-Троицкой лавры преподобный Сергий основал еще несколько монастырей, а также воспитал целое поколение учеников. На Руси преподобного Сергия всегда называли «игуменом Земли Русской».

Обретение мощей святого Сергия Радонежского произошло 5 (18) июля 1422 года при преподобном игумене Никоне Радонежском .

Включайся в дискуссию
Читайте также
Права и роль женщины в православной церкви
Песенка ни про что, или Что случилось в Африке (Владимир Высоцкий)
Бригадный договор. Договор с бригадой. Взносы по договорам подряда