Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора". Федеральные стандарты бухучета – это ближайшее будущее Стан

В данной статье профессор М.Л. Пятов (СПбГУ) анализирует положения действующего Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», отражающие новый для отечественного законодательства подход к формированию системы документов, регулирующих практику ведения официального бухгалтерского (финансового) учета экономическими субъектами в России. В статье показывается действительное содержание вводимых Законом новаций, раскрывается преемственность норм нового Закона относительно существующей системы регулирования учетной практики.

Система документов, регулирующих практику учета, как предмет законодательного определения

Новацией, во многом влияющей на возможное развитие учета в России, является определение новым Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон 2011 года) структуры документов, регулирующих практику финансового учета. Эту функцию выполняет .

Следует отметить, что нормы, определяющие структуру системы нормативных правовых актов, регулирующих практику бухгалтерского учета в России, содержал и Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (далее - Закон 1996 года).

Прежде всего, здесь следует вспомнить содержание статьи 3 Закона 1996 года , определявшей структуру законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете. Напомним, Закон 1996 года устанавливал, что «Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации».

В приведенных нормах и старого, и нового законов речь фактически в определенном смысле и идет о стандартах экономического субъекта в области бухучета.

Эти документы нельзя отнести к нормативным правовым. Они носят локальный характер и обязательны для применения работниками конкретного экономического субъекта в силу действия норм гражданского и трудового законодательства.

Соподчиненность документов в области регулирования бухгалтерского учета

3. Федеральные законы РФ.

4. Указы Президента РФ.

5. Постановления Правительства РФ.

6. Федеральные стандарты по бухгалтерскому учету.

7. Отраслевые стандарты по бухгалтерскому учету.

В следующей статье мы рассмотрим порядок разработки и принятия документов, регулирующих практику бухгалтерского учета, органами, имеющими соответствующие полномочия.

Принятие нового закона о бухгалтерском учете № 402-ФЗ вместо утратившего силу 129-ФЗ внесло изменения в ряд важных понятий. Так, вместо родного всем понятия «российские стандарты бухгалтерского учета» (РСБУ) в 402-ФЗ введено понятие «федеральные стандарты бухгалтерского учета». В статье рассмотрим, повлияли ли изменения в формулировке на работу бухгалтеров, остановимся на перспективах развития ФСБУ.

Куда исчезли РСБУ

Из программы убрали обновление ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", так как оно прошло в рамках предыдущей программы. Основное изменение касается организаций, формирующих консолидированную отчетность в соответствии с МСФО. Теперь такие организации вправе не применять способ учета по национальным правилам, когда такой способ противоречит требованиям МСФО. Данное новшество уже породило ряд вопросов, в том числе могут ли применять такие нововведения организации, составляющие отчетность по МСФО добровольно? На сегодняшний день бытует позиция, что да, ограничений для применения правил МСФО нет и для тех, кто это делает добровольно. Кроме того, учитывая диапазон выбора способов учета, нельзя отказаться от применения национального правила, если существует какой-либо способ учета МСФО, хоть он и не закреплен в учетной политике организации.

Указанная цель пока не воплотилась в новых ФСБУ и не коснулась ранее принятых. Однако, на текущий момент завершен срок, установленный для публичного обсуждения следующих проектов ФСБУ:

  • запасы;
  • основные средства;
  • нематериальные активы;
  • изменения в ПБУ 3/2006.

Также на сайте Минфина РФ имеется проект нового ФСБУ «Учет аренды».

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) содержат основные правила методологии и организации учета по отдельным его разделам, утверждаются приказами Минфина РФ. Они регулируют об­щие и частные вопросы построения учета и формирова­ния учетной политики.

В настоящее время утверждены и действуют положения (стандарты), например:

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная поли­тика организации» (ПБУ 1/98);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иност­ранной валюте» (ПБУ 3/2000);

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/98);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/97);

Положение по бухгалтерскому учету «События поле отчетной даты» (ПБУ 7/98);

Положение по бухгалтерскому учету «Условные фак­ты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/98);

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы орга­низации» (ПБУ 9/99);

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы орга­низации» (ПБУ 10/99);

Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» (ПБУ 11/2000);

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет государ­ственной помощи» (ПБУ 13/2000);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет немате­риальных активов» (ПБУ 14/2000);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01);

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02);

Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» (ПБУ 20/03);

Применение стандартов в повседневной практике по­зволяет бухгалтерам избежать ошибок при ведении уче­та и повышает его качество. В дополнение к учетным стандартам в соответствии с отраслевыми особенностя­ми Министерством финансов РФ и различными ведом­ствами разрабатываются инструкции, методические ре­комендации, указания.

2.3. Учетная политика

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98). Утверждено Приказом МФ РФ от 09.12.98 г, № 60-н.

Данное Положение устанавливает основы формиро­вания и раскрытия учетной политики организации.

Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерско­го учета, первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся: способы группировки и оценки хозяйственной деятельности, погашения стоимо­сти активов, организации документооборота, инвентари­зации; способы применения счетов бухгалтерского уче­та; системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные способы и приемы.

Внутренние нормативные документы определяют особенность ведения учета в организации. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации и утверждается ее руководителем.

При этом утверждается:

    рабочий план счетов бухгалтерского учета;

    формы первичных учетных документов, по которым не предусмотрены типовые формы;

    порядок проведения инвентаризации активов обя­зательств организации;

    методы оценки активов и обязательств;

    правила документооборота и технология обработки учетной информации;

    порядок контроля за хозяйственными операциями;

    другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Учетная политика организации должна обеспечивать:

    полноту отражения в бухгалтерском учете всех фак­тов хозяйственной деятельности;

    своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете;

    тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;

    рациональное ведение бухгалтерского учета, исхо­дя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

Принятая организацией учетная политика оформляется соответствующим приказом или распоряжением. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года. Принятая организацией учетная политика должна соблюдаться в течение года.

Изменение учетной политики организации может про­изводиться в случаях:

    изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

    разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;

    существенного изменения условий деятельности, которые могут быть связаны с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, и т. п.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться соответствующей документацией (приказом, распоряжением).

Учетная политика организации является основным документом, регламентирующим ведение бухгалтерского учета и порядок налогообложения.

Стандарт – это определенная норма, закрепленная документально. Что касается бухучета, к нему существуют определенные требования, декларирующие минимальные нюансы и допустимые способы ведения. Их и называют стандартами.

Познакомимся подробнее с отраслевыми стандартами бухучета, в отличие от федеральных и внутренних.

Виды стандартов для ведения учета

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06 декабря 2011 года в ч. 1 ст. 21 выделяет такие виды стандартов для учета:

  • федеральные – установленные законодательством страны, актуальны для любых организаций, действующих на территории Российской Федерации;
  • отраслевые – принятые нормативными документами по соответствующей области деятельности;
  • внутренние – принимаемые локальными актами каждого отдельного предприятия.

ВАЖНО! Федеральные и отраслевые стандарты являются обязательными к применению. Разрабатывая внутрифирменные стандарты, организация должна позаботиться о том, чтобы они не противоречили отраслевым и федеральным.

Особенности отраслевых стандартов

Отраслевые стандарты – это правила, регулирующие применение федеральных стандартов бухучета в разных отраслях функционирования, создающиеся с учетом нюансов отдельных видов деятельности (отраслей) или их направлений.

Принципы составления отраслевых, как и иных стандартов бухучета, направлены на его регулирование:

  • приведение требований в соответствие с потребностями людей и организаций, составляющих и получающих бухгалтерскую отчетность;
  • достижение современного уровня развития практики и научных методов финансового учета;
  • организация единства правил для различных систем бухгалтерского учета;
  • упрощение учета и отчетности (для тех категорий, имеющих право применять упрощенные методы бухгалтерии).

Общее между федеральными и отраслевыми стандартами

  1. Регулируют способы бухгалтерского учета в организации.
  2. Безоговорочно обязательны к применению.
  3. Устанавливают:
    • минимально необходимые правила ведения бухгалтерского учета;
    • допустимые методы учета.

Отличия отраслевых стандартов от федеральных

  1. Отраслевые стандарты конкретизируют федеральные.
  2. Имеют более элементарный механизм использования.
  3. Принимается во внимание вид деятельности, для которого они создаются.
  4. Могут быть утверждены только по результатам экспертизы в Совете по стандартам.

Отраслевые стандарты могут быть универсальными для отдельных направлений деятельности, детализировать специальные правила к бухучету или же раскрывать особенности его ведения в конкретных сферах.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В свете постепенного перехода к международным стандартам учета (МСФО) разработка и использование отраслевых стандартов являются весьма целесообразными. Центробанк РФ, регулирующий отечественный рынок, активно занимается разработкой и внедрением стандартов для всех основных отраслей, действующих сегодня в различных экономических секторах.

Поводы для разработки отраслевых стандартов

Помимо необходимости приближения требований учета к международным, Банк РФ руководствуется следующими соображениями, диктующими появление разнообразных отраслевых стандартов:

  • стремлением к универсальности бухгалтерской отчетности;
  • желанием повысить информативность подаваемых форм;
  • планируемым в ближайшем будущем переходом на план бухгалтерских счетов, единый для кредитных и некредитных финансовых организаций.

Отраслевые стандарты постоянно пополняются и внедряются в жизнь организаций постепенно, по мере их принятия и утверждения в Совете по Стандартам.

Что входит в отраслевые стандарты

Отраслевые требования к способам и методом бухучета конкретизируют особенности применения федеральных, поэтому содержат ту же информацию, но имеющую специфичный характер:

  • сведения об объектах бухучета, их определении и классификации;
  • правила их принятия к учету и списания;
  • методы, по которым устанавливается их стоимость;
  • применяемый план бухгалтерских счетов;
  • требования к финансовой отчетности и др.

Примеры отраслевых стандартов

Выпуская новый отраслевой стандарт, Банк РФ размещает его на своем официальном сайте. Кроме уже утвержденных, там содержатся проекты стандартов, готовящихся к экспертизе. Относительно каждого из опубликованных Положений Банк России публикует специальные разъяснения и инструкции. Приведем примеры самых «свежих» новинок отраслевых стандартов от Банка РФ.

  1. Отраслевые стандарты для некредитных финансовых организаций (НФО):
    • для деятельности по договору доверительного управления имуществом (№505-п от 18 ноября 2015 года);
    • для операций с резервами, отражающими оценочные и условные обязательства некредитных организаций (№508-п от 03 декабря 2015 года);
    • учет бухгалтерией производных финансовых инструментов (№488-п от 04 сентября 2015 года);
    • бухгалтерский учет доходов, расходов, прочего совокупного дохода (№487 от 04 сентября 2015 года);
    • порядок составления бухгалтерских отчетных документов (№526-п от 28 декабря 2015 года);
    • порядок составления финотчетности участников рынка ценных бумаг и различных инвестиционных фондов, торговых организаторов и контрагентов, агентств кредитного рейтинга и кредитных историй, брокеров по страховкам (№532-П от 03 февраля 2016 года) и др.
  2. Отраслевые стандарты для страховых организаций:
    • порядок составления документов для отчетов бухгалтерии (№526-п от 28 декабря 2015 года);
    • операций по ведению страховой деятельности (№502-п от 05 ноября 2015 года);
    • бухучет в российских страховых организациях и обществах взаимного страхования (№491-П 04 сентября 2015 года) и др.
  3. Отраслевые стандарты для кредитных финансовых организаций (КФО):
    • правила начисления и выплаты вознаграждений персоналу КФО (№465-п от 15 апреля 2015 года);
    • особенности выполнения требований по резервам (№554-п от 20 октября 2016 года);
    • учет основных средств, недвижимости, активов, которые временно не эксплуатируются, запасов, предназначенных на продажу и полученных в качестве залога или отступного (№448-п от 22 декабря 2014 года);
    • требования по осуществлению хеджирования (№525-п от 28 декабря 2015 года) и др.

Новшества 2018 года

Банк России стал исполнять новые, дополнительные функции: по регулированию отраслевых требований к бухгалтерскому учету отдельных видов деятельности. Например, ранее контроль для некредитных финансовых организаций выполняли Финансовая служба по финансовым рынкам и Федеральная служба страхового надзора, а сами требования разрабатывал Минфин РФ. Для НФО с 1 января 2018 года начинают действовать отраслевые стандарты, принятые Банком России: эти организации должны перейти на новый ПБУ.

Для создания Положений относительно бухучета в НФО Банк России использовал базу, ранее разработанную им относительно КФО. Многие пункты остались аналогичными, но есть и новшества, связанные с повсеместным сближением с МСФО.

СПРАВКА! Если в положениях, принятых Банком РФ как главным регулятором рынка, какие-либо вопросы не нашли урегулирования в соответствующих нормативных актах, рекомендуется пользоваться требованиями МСФО.

Специализированные организации готовы помочь руководству предприятий оперативно перейти на новые способы ведения учета, оказав содействие в:

  • формулировании учетной политики;
  • соотнесении имеющихся ПБУ с отраслевыми и федеральными стандартами;
  • нумерации новых лицевых счетов;
  • разработке методики оценки активов и обязательств;
  • автоматизации бухучета по новым требованиям.

Специалисты готовы обучать и консультировать работников бухгалтерской сферы по любым вопросам, связанным с переходом на новый уровень учета финансовой деятельности.

Любое предприятие функционирует в рамках, определяемых соответствующими законодательными нормами. Учетная деятельность организаций также подчинена особым правилам, объединенным звучным названием «Стандарты бухгалтерского учета». К современному бухучету предъявляются требования, разрабатываемые на различных уровнях и регулирующие разные стороны. Разберемся в иерархии этих нормативных документов.

Российские стандарты бухгалтерского учета: федеральные, отраслевые, внутрифирменные

Итак, стандарты бухгалтерского учета – это документы, устанавливающие основополагающие требования по ведению и методике учета. Они бывают:

  • федеральными, т. е. действующими и обязательно применяемыми на территории всей Российской Федерации в компаниях любой отрасли и формы собственности;
  • отраслевыми, т. е. установленными к применению компаниями в различных отраслях;
  • внутрифирменные, т. е. разработанные и применяемые в системе субъекта (компании или предприятия).

Федеральные стандарты бухгалтерского учета

Главным отечественным законом, регламентирующим учетную деятельность в каждой компании, является закон «О бухучете» № 402-ФЗ от 06.12.2011. Он и устанавливает объединяющие рамки РСБУ , предусматривая порядок и утверждение федеральных стандартов. Обязательные к применению в любой компании независимо от вида ее деятельности, они определяют:

  • признаки и классификацию объектов учета, условия их постановки на учет и выбытия;
  • методы оценки;
  • условия пересчета стоимости из иностранной валюты в национальную;
  • необходимость принятия учетной политики фирмы;
  • план счетов бухучета;
  • правила составления финансовой отчетности и др.

Федеральные стандарты бухгалтерского учета, а это все Положения, регулирующие осуществление учета, утверждаются Минфином РФ. Сегодня национальные стандарты бухгалтерского учета насчитывают 24 ПБУ и несколько специальных Положений.

Внутрифирменные стандарты бухгалтерского учета, обычно имеющие форму локальных актов предприятия, разрабатываются компанией и предназначаются для осуществления бухгалтерского учета именно в ней. Потребность в их разработке, а также порядок рассмотрения и утверждения, внесения изменений или отмены фирма также определяет самостоятельно. Важно лишь, чтобы устанавливаемые компанией стандарты не противоречили федеральным НПА и принятым отраслевым стандартам, а дополняли их в связи с необходимой спецификой или функциональностью производства.

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета (ОСБУ)

Особенности использования федеральных стандартов в различных видах функционирования регулируется отраслевыми. Механизм их применения более элементарен, и создаются они с учетом особенностей отрасли или направления в ней.

Отраслевые стандарты входят в общую категорию НПА, определяющих вопросы учета вместе с федеральными, внутрифирменными стандартами и рекомендациями. Они диктуют требования:

Минимально необходимые - в части правил по применению бухучета;

Допустимые - в части методов учета.

Специфичность отраслевых стандартов бухгалтерского учета проявляется в том, что они, как и федеральные, обязательны к применению. Утверждаются они лишь после проведения специальной экспертизы в Совете по стандартам. Объединяя основные принципы ведения учета в РФ, отраслевые стандарты бухучета могут:

Детализировать, выборочно уточняя, специальные требования учета либо учет отдельных видов деятельности, например, учет в бюджетных организациях;

Применяться, как универсальный вариант.

Стремительное приближение российских принципов бухгалтерского учета к МСФО оправдано и неизбежно. Именно МСФО становятся основой для разработки и применения ОСБУ. В настоящее время главным регулятором рынка Банком России активно разрабатываются проекты ОСБУ для различных отраслей и осуществляемой деятельности.

ОСБУ: примеры и проекты

Банк России размещает на собственном сайте уже утвержденные ОСБУ и проекты, регламентировавшие учетные процессы разных субъектов. Многие из них разработаны недавно и начинают (а чаще лишь планируются) внедряться в жизнь компаний постепенно и поэтапно. Возникновение ОСБУ обусловлено:

Государственными перспективами сближения РСБУ и МСФО;

Будущим (с 2018-2019 г.) переходом на единый план счетов (ЕПС), объединяющий деятельность кредитных (КФО) и некредитных (НФО) финансовых организаций;

Стремлением к установлению единообразия и повышения информативности отчетности.

Общие документы, объединяющие основные требования по бухгалтерским операциям, одинаково применяемыми как КФО, так и НФО;

Специфические, т.е. определяющие правила учета операций, характеризующих какой-либо отдельный вид деятельности.

Примерами ОСБУ могут служить недавно утвержденные Банком России документы:

Для НФО – ОСБУ:

Операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом НФО от 18.11.2015 № 505-п;

Резервов – оценочных и условных обязательств НФО от 03.12.2015 № 508-п;

Порядок составления бух. отчетности от 28.12.2015 № 526-п и др.

Для страховщиков – ОСБУ:

- «Порядок составления бух. отчетности» от 28.12.2015 № 526-п;

Операций НПФ, связанных с ведением страховой деятельности» от 05.11.2015 3502-п.

Для КФО – ОСБУ:

Вознаграждений работникам КФО от 15.04.2015 № 465-П;

Операций, связанных с выполнениями резервных требований от 20.10.2016 № 554-п;

- ОС , НМА, недвижимости, временно не используемых активов, запасов, предназначающихся для реализации и полученных по договорам отступного или залога от 22.12.2014 № 448-п и др.

Итак, отраслевые, как и федеральные стандарты бухучета, диктуют определенные правила по ведению учетных операций в российских компаниях, устанавливая как общие требования, так и специфические, приемлемые только для определенных организаций или осуществляемых операций.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Где найти хорошего репетитора по английскому языку?
Как правильно жарить шашлык?
Кулинарные рецепты и фоторецепты