Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Новости фонда капитального ремонта тульской области. Жилищный кодекс РФ (ЖК РФ) Жилищное законодательство рф

Жилищный кодекс Российской Федерации призван защищать наши права и свободы, порождая собой продолжение новелл самого главного нормативного акта – Конституции – и регулируя жилищное право. А принятая в июле 2017 года последняя редакция уточняет некоторые аспекты, которые и будут рассмотрены далее.

Уважаемые посетители!

Наши статьи носят информационный характер о решении тех или иных юридических вопросов. Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.

Для решения конкретной задачи заполните форму ниже, либо задайте вопрос онлайн консультанту во всплывающем окне внизу или звоните по телефонам указанным на сайте.

Понять то, что написано в любом кодексе – это, априори, не так-то просто, ведь все описано сложным для понимания обычного человека юридическим языком. Поэтому для верного и полного истолкования необходима помощь знающего и опытного специалиста.

Просто напишите то, что вас более всего интересует во всплывающей форме на нашем сайте и получите быстрый полный ответ от квалифицированного юриста в любое время, для вас удобное.

Последние поправки в Жилищном кодексе РФ были введены федеральным законом 236-ФЗ, вступающим в силу 13 июля 2017 года. Изменения были произведены лишь в одной главе, касающейся жилищных и жилищно-строительных кооперативов.

Только трёхэтажные дома

Первым идет добавление фразы в статью 110, пункт 3. Если раньше в нем было указано, на то, что члены ЖСК могут выступать в качестве застройщика и реконструктора жилого дома, то сейчас законодатель уточнил, что один ЖСК может заниматься одновременно одним многоквартирным домом, имеющим только три этажа и не более. Но здесь сделана оговорка: кроме тех ЖСК, что были сформированы с целью строительства жилья для определенных категорий граждан: военнослужащих, государственных служащих, работающих в системе государственного образования, а также нуждающихся в социальной защите обычных граждан.

Недействительное собрание

Не нашли ответ? Консультация юриста бесплатно!

Изменения затронули и статью 117, ее 1 часть. Изначально в ней говорится о том, в каких случаях собрание членов кооператива признаётся действительным, а когда не совсем, а также о том, когда принятое им решение считается правомерным, а когда нет. Так вот, во избежание двоякого толкования некоторых отдельных статей Жилищного кодекса РФ была добавлена часть предложения «если иное не предусмотрено настоящим Кодексом». В этом нововведении ничего существенного нет, оно лишь дополняет и усовершенствует ранее принятые поправки.

Новые статьи

Пожалуй, самым обширным изменением в Жилищном кодексе РФ на этот раз стало введение двух новых статей 123.1 и 123.2.

Первая из них полностью регулирует организацию жизнедеятельности ЖСК, который строит многоквартирный дом, в частности, обязывает руководство кооператива размещать в официальной системе ЖКХ некоторые сведения, имеющие наиболее существенное значение для ознакомления и контроля за их деятельностью. Также руководство кооператива, в соответствии со вновь введенной статьёй, должно по настоянию участника такого кооператива предоставить ему возможность ознакомиться с вышеуказанными документами.

Еще в третьей части статьи 123.1 предусмотрена обязанность вести реестр членов ЖСК, а в двух заключительных пунктах – что контролирующий орган имеет право ознакамливаться со всеми вышеперечисленными требованиями через уже упомянутую систему ЖКХ.

Следует учитывать, что почти все основные пункты (особенно затрагивающие вопросы, связанные с ведением системы жилищно-коммунального хозяйства) должны будут исполняться в обязательном порядке только начиная с первого июля следующего (2016) года.

А другая новая статья (123.2) предусматривает порядок контролирования жизнедеятельности тех ЖСК, которые занимаются возведением жилого дома, в частности:

  • какими правами обладает орган контроля вообще;
  • что он может предпринять в случае невыполнения выдвинутых кооперативу требований об устранении найденных несоответствий;
  • информация о предмете контроля соответствующего органа;
  • основание для проведения плановой проверки (единожды в год);
  • исчерпывающий перечень оснований для осуществления внеплановой проверки (истечение выбранных сроков, жалобы и заявления гр-н, требование прокуратуры).

Делая выводы из всех вышеописанных изменений в Жилищном кодексе РФ 2017 года, можно сделать одно обобщение: о том, что законодательство вплотную принялось за регуляцию деятельности жилищных кооперативов страны.

Какие изменения произойдут в самое ближайшее время

Правительством уже подготовлена новая редакция Жилищного кодекса РФ, в которой поправки будут введены в действие в конце августа 2017 года. Нововведения производятся федеральным законом номер 176-ФЗ.

Изменению подвергнется только одно – статья 46 ЖК РФ, регулирующая порядок общего собрания собственников квартир и направление решения, - в нее вводится новая часть 1.1, которая узаконивает порядок того, что должно происходить после предоставления в управляющую компанию или другой орган копий протоколов общего собрания. В частности, указанный орган должен представить такие документы в контролирующий орган, а тот, в свою очередь, в государственный контролирующий орган, который при необходимости может проводить внеплановые проверки ЖК или ЖСК.

Последующие изменения в жилищном законодательстве

Некоторые поправки в Жилищном кодексе РФ начнут свое действие в декабре 2017 года (также федеральный закон номер 176-ФЗ).

О двух третьих

Статья 46, о которой ранее уже шла речь, а точнее её первая часть дополняется словами о том, что некоторые вопросы на голосовании также принимаются решением голосующих, которых должно быть не менее 2/3 от всех собственников жилья. Это пункты, которые указаны в статье 44 (п. 4.2 и 4.3), говорящие о наделении определенными полномочиями совета многоквартирного дома или председателя такого совета.

Виновный будет наказан

В статье 157 Жилищного кодекса РФ добавлено одно важное предложение, в котором говорится о том, что лицо, из-за которого по каким-то причинам состоялись перебои в предоставлении коммунальных услуг или было нарушено их качество, должно будет заплатить штраф, размер которого устанавливается Правительством РФ.

Кроме этого, указанная статья увеличилась в объёме на целых две части. В предпоследней говорится о том, что описанный в предыдущем абзаце настоящей статья штраф не уплачивается в период, который отведен контролирующим органом на устранение нарушений (непоставки или некачественной поставки коммунальных услуг). Но это не освобождает нарушителя закона от уплаты штрафа в будущем.

В последней – шестой части – указывается, что лицо, которое неверно рассчитало плату собственника за коммунальные услуги (только в большую сторону), должно заплатить штраф в пользу потребителя.

Исключением является факт устранения такого нарушения до бо́льшей оплаты коммунальных услуг их потребителем.

Предыдущие изменения

Также хочется напомнить о предпоследних изменения в Жилищном кодексе РФ, которые произошли в конце первого месяца лета 2017 года.

В Жилищном кодексе впервые появилось упоминание о том, что теперь собственники жилья в многоквартирном доме могут привлекать для ремонта кредитные средства.

Статья 20 претерпела добавление нескольких достаточно важных слов, о том, что теперь толчком для проведения не плановой проверки кооперативов может выступать не только непосредственное обращение граждан, но и обращение их посредством системы жилищно-коммунального хозяйства, а также факт обнаружения нарушений норм законодательства РФ с помощью системы ЖКХ.

Статья 36.1 тоже претерпела важное изменение. Оно коснулось неуплаты взносов на кап. ремонт многоквартирного дома, в частности, что за их неуплату начисляются не проценты, а пени.

В 44 статье рассматриваемого кодекса узаконена цель проведения собраний собственников жилья, а также процесс проведения таких собраний.

Появилась и новая статья – 44.1, которая установила варианты голосования на собраниях собственников жилища.

Следующая поправка затронула сроки проведения обязательного ежегодного собрания – с апреля по июнь, если нет другой установленной даты.

В этой же статье добавлены новые пункты, указывающие, что управляющая компания, кооператив или иной подобный орган может по своей инициативе или по заявления одного из собственников, обладающим определенным количеством голосов, проводить общий собрания жильцов-собственников квартир.

Теперь формы и порядок ведения протоколов собраний устанавливается не общим советом собственников, а соответствующим органом контроля, и теперь его обязательно предоставлять в такой орган в 10-дневный срок, причем занимается этим лицо, по инициативе которого было созвано собрание.

Статья 44.1 также повлекла за собой ряд других, имеющих определенно важное значение, изменений. Таких как, например, варианты предоставления решений, принятых по итогу собрания и касающихся повестки дня.

Если ранее нужно было обязательно писать напротив каждого вопроса «за», «против» или «воздержал(а)ся(-ь)», то теперь, благодаря другим возможным формам голосования, можно открыто обсуждать повестку дня или направить свое решение (в котором все так же написано «за», «против» или «воздержал(а)ся(-ь)») по указанному адресу.

Наконец-то изменен пункт, который ранее говорил о том, что собственники жилых помещений обязаны платить коммунальные услуги. Теперь слово «жилых» законодатель убрал. Ведь в многоквартирных домах сейчас бывают как жилые, так и нежилые помещения. В этой же статье добавлен пункт о том, что, если застройщик пока что выступает собственником помещения в новостройке (то есть ни с кем на данное помещение не подписывался акт приёма-передачи), то он обязан платить за коммуналку в таком помещении.

Расширен перечень ресурсов, за которые должен платить наниматель государственного или муниципального жилья. Но это пункт вступит в силу лишь с апреля следующего года.

Также законодателем установлено, что плата за наём таких помещений определяется органом, регулирующим и разрабатывающим политику в соответствующей сфере.

Обобщение изученной информации

Эти и ряд других принятых в Жилищном кодексе 2017 года поправок несут в себе важное значение для граждан, юр. лиц и их объединений. Нововведения совершили существенные изменения в жилищном праве и праве в целом.

Жилищное законодательство других стран

Не везде в мире жилищное право одинаково – это вполне логично, но все-таки в большинстве государств оно направлено на регулирование соответствующей деятельности и защиту прав собственников жилья.

В Республике Беларусь (РБ), например, Жилищный кодекс не так часто подвергается изменениям, и в указанном нормативном акте РБ основной упор сделан на бесплатное предоставление жилья в рамках социальной опеки населения государством. Для общего развития можно скачать его и ознакомиться.

В Латвии, к примеру, нет жилищного кодекса как такового, но есть ряд законов, регулирующих жилищное законодательство. Это, например, Закон о помощи самоуправлений в решении жилищных вопросов, например. Их также при желании можно скачать в сети Интернет.

В связи с тем, что ряд важных законов с 01.01.2017 и позже будет изменён кардинально, соответствующие правки были внесены в .

В первую очередь, это коснулось положений, ссылающихся на Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» , который полностью утрачивает силу с 1 января 2020 года в связи с изданием , а с 01.01.17 утрачивают силу основные положения, поскольку вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ « » . Наименование закона исключено из и заменено словами «другими федеральными законами», а в , и других статьях ЖК РФ указано название уже нового закона.

В связи с изменением названия реестра в законодательстве, терминология ЖК РФ откорректирована по тексту: слова «Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним» заменены на слова «Единый государственный реестр недвижимости » в соответствующих падежах ( , и иные статьи ЖК РФ). Также по тексту Кодекса другая терминология приведена в соответствие с модификациями законодательства.

Кроме того, Федеральным законом от 03.07.2016 № 361-ФЗ были внесены изменения, в том числе в наименование Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ « » (с 01.01.2017 он будет называться Федеральный закон « » ). Следствием этого явилось исключение наименования закона по тексту ЖК РФ (например, в ).

В процессе контроля за деятельностью жилищно-строительных кооперативов у контролирующего органа есть определённые права . С 01.01.2017 они дополняются возможностью осуществления контроля за соблюдением указанной выше организацией установленных требований к размещению кооперативом информации и документов ().

Откорректированы основания для проведения внеплановой проверки жилищно-строительного кооператива ().

При осуществлении контроля орган должен будет размещать на своём официальном сайте информацию о проверках деятельности указанных организаций, кроме сведений, доступ к которым ограничен законодательством РФ, и сведений о привлечении к административной ответственности ().

Ещё одним новшеством ЖК РФ будут являться повышенные требования к содержанию региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Плановый период проведения капремонта необходимо будет прописать по каждому виду услуг и (или) работ, при этом срок ремонта указывается в годах и не может превышать трёх лет (). Согласно п. 12 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ « » при приведении региональных программ в соответствие с изменениями ЖК РФ согласование с собственниками помещений в домах не требуется.

Также в целях реализации программы органы государственной власти субъекта РФ будут утверждать краткосрочные планы на три года с распределением по годам. Согласование с собственниками не будет требоваться при внесении изменений в этот план по основаниям, предусмотренным ().

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Принят Государственной Думой 19 июля 2017 года, Одобрен Советом Федерации 25 июля 2017 годаСобственники жилья вправе изменять общий порядок определения коммунальных расходов.

Усовершенствован порядок исчисления размера платы за холодную, горячую воду, отведение сточных вод, электроэнергию, потребляемые в целях содержания и использования общего имущества в многоквартирном доме.

В настоящее время размер платы утверждается по установленным региональными госорганами нормативам потребления. Для этого правила предусмотрено исключение, если дом оснащен автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов/услуг. В этом случае размер расходов на оплату ресурсов/услуг определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения возможности одномоментного снятия показаний.

Еще одним исключением является право общего собрания собственников своим решением определять размер потребленных ресурсов по показаниям общедомового (коллективного) прибора учета. Установлено, как такие расходы распределяются между собственниками помещений.

При изменении вышеуказанного регионального норматива и тарифа на соответствующие коммунальные ресурсы изменение размера платы в таких случаях осуществляется автоматически (без утверждения собранием).

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Статья 1

Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2008, N 30, ст. 3616; 2010, N 31, ст. 4206; 2011, N 50, ст. 7359; 2012, N 27, ст. 3587; N 53, ст. 7596; 2014, N 30, ст. 4218, 4264; 2015, N 1, ст. 11; N 27, ст. 3967; 2016, N 23, ст. 3299; N 27, ст. 4200; 2017, N 1, ст. 10) следующие изменения:

1) в статье 154:

А) пункт 2 части 1 изложить в следующей редакции:

"2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;";

Б) в пункте 1 части 2 слова "холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания" заменить словами "коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании";

В) в части 5 слова "холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания" заменить словами "коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании";

2) в статье 156:

А) часть 7 после слова "Кодекса" дополнить словами ", за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи";

Б) часть 9.1 изложить в следующей редакции:

"9.1. Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством

Российской Федерации.";

В) часть 9.2 изложить в следующей редакции:

"9.2. Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления

соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют

случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при

использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:

1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.";

Г) дополнить частью 9.3 следующего содержания:

"9.3. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления

соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.".

Статья 2

В части 10 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 27, ст. 3967; 2016, N 1, ст. 24; N 14, ст. 1903; 2017, N 1, ст. 27) слова "тепловой энергии," исключить, дополнить предложением следующего содержания: "Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме также не требуется в случае изменения размера платы за содержание жилого помещения при изменении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату холодной

Включайся в дискуссию
Читайте также
Где найти хорошего репетитора по английскому языку?
Как правильно жарить шашлык?
Кулинарные рецепты и фоторецепты