Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Гигиенические принципы планировки здания детских дошкольных учреждений. Здание детского сада

Планировка детского сада, интерната, или комплекса должна соответствовать в первую очередь гигиеническим нормам. В любом детском учреждении должна быть обеспечена максимальная безопасность для здоровья и жизни детей. Для эстетического оформления подобных помещений существуют свои нормы, которых необходимо придерживаться. Детское учреждение можно обустроить в специально построенном здании или перепланировать для этого уже готовую постройку.

Пример типового плана детского сада

Основные задачи частного детского сада — воспитание детей, обучение их основным навыкам существования в коллективе, общения, социального поведения. Начальное дошкольное образование и подготовка к школе — еще одна важная задача современных детских центров.

К тому же, в детском саду могут проводиться занятия в разного рода творческих кружках. В них дети будут учиться рисовать, лепить из пластилина и т. п. Главное, изначально определить основные направления работы детского сада, спектр предоставляемых услуг. Это поможет при детского учреждения. В детском саду дети воспитываются в разных возрастных группах.

Планировка детского сада с обозначением помещений

Для каждой группы необходимо отдельное пространство, в котором дети будут заниматься со своим воспитателем по основной программе, отдыхать, общаться друг с другом.

При планировке детских садов или центров необходимо четкое разграничение комнат для детей и служебных помещений.

Помещения разного предназначения (детские, административно-хозяйственные, обслуживающие, подсобные и т. п.) необходимо располагать отдельно друг от друга. Желательно обустроить хозяйственные, подсобные помещения в отдельной постройке. Вся внутренняя отделка помещений детских центров делается только из экологически чистых материалов высокого качества. Кроме того, помещения должно быть легко убирать. Все поверхности следует сделать прочными и легко моющимися. Это убережет детей от случайных травм и распространения инфекции.

Вариант проекта и планировки детского сада

Уборка должна производиться только химическими средствами, разрешенными для использования в помещениях для детей. и должна осуществляться исходя из основного предназначения детского учреждения.

Гигиенические требования и нормы безопасности

Детский сад или интернат должен располагаться в спальном районе среди жилых домов. Обустраивать детские учреждения вблизи автостоянок, проезжей части, котельных или производственных объектов категорически запрещено.

Читайте также

Ситуационный план земельного участка

Основные санитарно-гигиенические нормы предписывают следующее:


Основные и дополнительные помещения детского сада

Основные помещения в зданиях детских садов это:


Условия для полноценного дневного сна можно создать в групповых комнатах. В этом случае лучше приобрести раскладные кровати. Для хранения кроватей и спальных принадлежностей понадобится встроенный шкаф или небольшая кладовка. Для маленького детского сада (не более 30 детей) можно обустроить общую столовую. Для большего количества детей удобнее организовать место для приема пищи в групповой комнате. Обеденные столики при этом можно использовать также для занятий или настольных игр.

Медицинский кабинет с изолятором обязателен для детских садов, в которых дети будут находиться в течение всего дня или круглосуточно. Если учреждение работает в режиме «короткий день», от медпункта можно отказаться. Достаточно будет заключить договор с близлежащей поликлиникой об оказании медицинской помощи в случае необходимости.

Групповые и спальные помещения

Групповые помещения детского сада должны быть изолированы. Желательно для каждой групповой комнаты оборудовать отдельный вход с прилегающей территории. Можно обустроить общий вход для двух или трех групп разного возраста. Возле общего входа желательно обустроить гардеробную для верхней одежды и уличной обуви.

Прием детей должен производиться в отдельном помещении или в гардеробной. В последнем случае здесь нужно обеспечить условия для осмотра детей. Вход родителей в групповые комнаты нежелателен в целях предохранения от инфекции и сохранения чистоты в помещении.

В групповой комнате должно планироваться обустройство достаточного количества оконных проемов необходимого размера. Это обеспечит хорошее проветривание, естественное освещение и доступ ультрафиолетовых лучей, посредством которых помещение будет инсолироваться.


Спальню предпочтительно обустроить на крытой, утепленной и или . Можно выделить место для сна в основной комнате группы, отделив его раздвижной перегородкой. Для детей в возрасте 5-6 лет допускается установка 2-ярусных кроватей. На верхнем спальном месте обязательно обустройство защитного бортика.

Туалетные комнаты и бассейн

Туалетная комната примыкает к игровому помещению. Желательно обустроить небольшой разделяющий коридор между ними. Для малышей из ясельных групп используются горшки. Для детей постарше ставятся унитазы в открытых кабинах. Габариты кабины — 80 на 80 см, высота разделительной стенки — 120 см.
При обустройстве бассейна в здании детсада необходимо запланировать обустройство душевой кабины, раздевальной и туалетной комнат.


Следует оборудовать специальную ванную для обучения плаванию площадью 3 на 7 м или немного больше.

Планировка детского сада в зданиях различной формы

Самый простой вариант планировки небольшого детского сада в квадратном здании делается по следующим принципам:

  • входная дверь ведет в холл;
  • в холл выходят двери в пищеблок, медпункт и кабинет заведующей;
  • из пищеблока необходим наружный выход для доставки продуктов;
  • коридор из холла ведет в групповые комнаты (не более 4-х);
  • групповые комнаты располагаются вокруг многоцелевого помещения.

Дополнительные групповые комнаты обустраиваются на 2-м этаже. В 3-этажном здании детского сада на верхнем этаже располагаются только подсобные помещения. При этом может быть дополнительно задействовано или мансарда. Здесь можно обустроить кладовую. Планировка удлиненного здания детского сада предполагает наличие центрального коридора, проходящего между торцевыми стенами.

Проект и планировка детского сада на 150 мест

Центральный вход располагается ближе к торцевой стене. Рядом находится кабинет заведующей. Далее по коридору с одной стороны располагаются подсобные помещения: гардеробная, кухня, медпункт, туалетная комната для персонала, кладовая для вещей и продуктов. Вдоль противоположной стены располагается многоцелевое помещение, выходящее в холл. Далее по коридору обустраиваются помещения для детей: групповые и спальные комнаты, туалеты для девочек и мальчиков, умывальная комната и т. д. В конце коридора можно обустроить еще одно большое помещение для спортивных занятий, танцев или активных игр.

Здание детского дошкольного учреждения общего типа имеет не более 3 этажей. Этажность здания дошкольного учреждения выбирается в зависимости от вместимости, природно-климатических градостроительных условий применения. Рекомендуются одноэтажные здания дошкольных учреждений, как правило, небольшой вместимостью - до 150 мест для сельской местности. Двухэтажные здания для дошкольных учреждений вместимостью свыше 150 мест в наибольшей степени отвечают необходимым функциональным требованиям, являются наиболее типичными и распространенными.

Наиболее оптимальным является размещение дошкольного учреждения в отдельно стоящем здании. При этом по композиционному приему структура зданий может быть разделена на:

Централизованную (компактную), позволяющую создать наиболее короткие внутренние связи между помещениями отдельных групповых ячеек и общего назначения;

Блочную, предусматривающую размещение функциональных групп помещений в отдельных блоках, непосредственно примыкающих друг к другу или с переходами.

Высота помещений дошкольных учреждений должна быть не менее 3 м (от пола до потолка).

В зданиях дошкольных учреждений выделяются помещения: групповые, для физкультурных и музыкальных занятий, медицинские и служебно-бытовые, пищеблок.

Поэтажное расположение помещений внутри здания должно обеспечивать удобную вертикальную связь помещений, соответствовать санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям.

Все помещения для детей должны размещаться только в наземных этажах. В трехэтажных зданиях на 3-м этаже рекомендуется располагать только помещения старших дошкольных групп, залы для музыкальных занятий, а также служебно-бытовые помещения и прогулочные веранды.

Все помещения, предназначенные для длительного пребывания детей, должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения могут быть буфетные, приемная изолятора, комната персонала, кладовая чистого белья (при наличии в здании комнаты кастелянши).

У наружных входов в здания детских дошкольных учреждений должны быть тамбуры глубиной не менее 1,6 м.

Для зданий детских дошкольных учреждений необходимо предусматривать встроенную мебель в следующих помещениях: в групповых - ленточные столы под окнами и шкафы для пособий, художественной и методической литературы; в спальнях - встроенные откидные или выкатные кровати и шкафы для постельного белья; в раздевальнях - шкафы для одежды детей и персонала групп; в туалетных - хозяйственные шкафы; в залах - шкаф и стеллажи для хранения пособий.

Каждую возрастную группу детей следует размещать в помещениях групповой ячейки, изолированных от помещений других групповых ячеек. При этом должна быть обеспечена удобная связь групповых ячеек с помещениями для физкультурных, музыкальных и специализированных занятий, а также с медицинскими помещениями и пищеблоком.

В групповой ячейке необходимо создавать оптимальные условия для занятий, отдыха, игр, еды, гигиены детей, хранения одежды.

В групповой ячейке предусматриваются следующие комнаты:

Групповая - для игр, занятий, принятия пищи;

Спальная - для дневного (и ночного) сна детей;

Раздевальня - для переодевания детей и хранения верхней одежды;

Туалетная;

Буфетная - для мытья и хранения посуды.

Помещения групповой ячейки проектируются таким образом, чтобы взаимосвязь всех помещений осуществлялась через групповую комнату, которая функционально должна быть связана с раздевальной, спальней, туалетной и буфетной комнатами.

Все помещения групповой ячейки следует размещать на одном этаже. Допускается располагать раздевальные дошкольных групповых ячеек на 1-м этаже здания.

Помещения раздевальной предназначено для приема, осмотра, переодевания и хранения верхней одежды. При приемке площади раздевальных должна быть не менее 18 кв. м.

При планировке раздевальных необходимо предусматривать возможность размещения шкафов по периметру помещений для удобства наблюдения за детьми. При размещении шкафов для одежды вдоль стен необходимо иметь минимум 4,53 м (для 15 детей), 6,04 м (для 20 детей) и 7,55 м (для 25 детей) фронта стен, свободных от оконных и дверных проемов.

Ширина помещений раздевальных должна составлять не менее 3,4 м при размещении шкафов вдоль противоположных стен и двух рядов скамей для переодевания; 3 м - при размещении двух рядов шкафов и одного ряда скамей. В раздевальных следует предусматривать шкафы с сушкой для детской одежды.

Общий вход допускается проектировать не более чем на 2 ясельные или 4 дошкольные группы.

Для хранения колясок, санок, лыж при входах в помещения групповых ячеек выделяются специальные места под козырьками площадью не менее 8 кв. м.

В дошкольных учреждениях площадь групповой должна быть на одно место не менее: в ясельных группах - 2,5 кв. м, в дошкольных - 2 кв. м.

Важнейшее требование, предъявляемое к групповой - наличие хороших условий для игр и занятий детей, зонирование помещения на игровое пространство и пространство, отведенное для занятий и питания детей, оборудованное столами и стульями. Размещение столов и стульев меняется а зависимости от вида деятельности детей в помещении.

В детских дошкольных учреждениях общего типа площадь спален должна быть на одно место не менее: в ясельных группах - 1,8 кв. м, в дошкольных группах - 2 кв. м. Спальни ясельных групп оборудуются стационарными кроватями, спальни дошкольных групп - встроенными или выкатными кроватями. Применение двухъярусных кроватей не рекомендуется. Возможно использование раскладных, складируемых кроватей с жестким ложем.

При проектировании буфетных помещений в дошкольных учреждениях площадью не менее 3 кв. м следует предусматривать возможность размещения встроенного буфетного оборудования, состоящего из двух основных отделений: шкафного с двухчашечной мойкой и отделения с выдвижным раздаточным столом. Протяженность стены, необходимая для размещения буфетного оборудования, должна быть не менее 1,8 м. Общая высота буфета составляет 1,9 м.

В детских дошкольных учреждениях общего типа приемку площади туалетных следует осуществлять из расчета на одно место: в ясельных группах - не менее 0,8 кв. м, в дошкольных группах - не менее 0,65 кв. м. Туалетные проектируются как единое помещение, состоящее из зоны умывания и уборной. В зоне умывания размещают детские умывальники и душевой поддон, имеющий подход с трех сторон. Зону умывания оборудуют умывальниками, вешалками для полотенец и туалетных принадлежностей. Наиболее удобным является размещение умывальников по центру помещения, так как при этом увеличиваются участки свободных стен, которые можно использовать для расстановки вешалок для полотенец. Для размещения вешалок по периметру помещения необходимо иметь 2,4 м (в ясельных группах) и 3 м (в дошкольных группах) фронта стен, свободного от оконных и дверных проемов. В зоне уборной в закрывающихся без запора кабинах размещают детские унитазы и в закрывающейся на запор кабине - унитаз для взрослых. Размер детской кабины в плане - 0,8 x0,75 м. Слив (видуар) должен устанавливаться без кабины.

Залы для физкультурных и музыкальных занятий предусматриваются во всех дошкольных учреждениях вместимостью 4 и более групп. В залах для физкультурных и музыкальных занятий соотношения сторон составляют 1:1,5, но не более 1:2. Наилучшая форма зала - квадратная. Окна рекомендуется размещать с одной стороны. Дополнительно с противоположной стороны могут быть предусмотрены высоко расположенные окна для подсвета или верхний свет.

В дошкольных учреждениях предусматриваются помещения по медицинскому обслуживанию детей. В состав этих помещений входят медицинская комната, процедурный кабинет и изолятор.

В зданиях дошкольных учреждений общего типа на 150 мест медицинская комната и процедурный кабинет могут находиться в одном помещении площадью 8 кв. м, в зданиях, имеющих более 150 мест, - в раздельных помещениях площадью по 8 кв. м. Медицинская комната должна иметь вход из коридора, размещаться смежно с одной из палат изолятора, между ними должно быть устройство стеклянного проема на высоте 1,2 м от уровня пола.

В изоляторе должны быть приемная, палата, туалет. Число мест в палатах изолятора должно составлять до 1,5% от вместимости учреждения. Палаты следует проектировать одно- или двухместные, соответственно площадью 4 и 6 кв. м. Палаты не должны быть проходными. Площадь приемной при наличии одной палаты изолятора - 4 кв. м, при наличии двух палат - 6 кв. м. В приемной должно быть место для мойки посуды. Площадь туалета с местом для приготовления дезинфицирующих средств - 6 кв.м.

Служебно-бытовые помещения дошкольных учреждений - кабинет заведующего, комната завхоза, методический кабинет, хозяйственная кладовая и кладовая чистого белья, уборные для персонала.

В зданиях дошкольных учреждений необходим пищеблок, работающий на сырье или полуфабрикатах. В состав пищеблока при любой форме производства входят кухня с раздаточной, моечная кухонной посуды, кладовая сухих продуктов, загрузочная, комната персонала, душевая и уборная для персонала. При работе пищеблока на сырье дополнительно должны быть заготовочный цех и кладовая овощей. При работе пищеблока на полуфабрикатах дополнительно предусматриваются доготовочный цех и место для хранения и мойки тары полуфабрикатов.

Составные части проекта .

Рассмотрение проекта.

I. Ознакомиться с составными частями проекта.

II. Пояснительная записка: прочитать и переписать общую часть, архитектурно-планировочную часть объяснительной записки. При этом выяснить тип детского учреждения, его вместимость, общую характеристику участка, здания, материал постройки, типы санитарно-технических устройств.

III. Генеральный план: рассмотреть генеральный план, обратив внимание на масштаб чертежа, «розу ветров», форму земельного участка, взаиморазмещения отдельных объектов, ориентацию зданий по отношению к близлежащим объектам, дорогам.

Оценить генеральный план по следующей схеме:

1. Тип застройки (централизованный, блочный, павильонный).

2. Общая площадь земельного участка (длина, ширина).

3. Площадь земельного участка на 1 ребенка.

4. Площадь застройки (определить площадь всех зданий).

5. Определить процент застройки и процент озеленения.

6. Определить наличие составных элементов участка: игровые площадки, физкультурные площадки, огород - ягодник, плавательный бассейн, уголок для животных, площадка для изучения правил дорожного движения, зеленые насаждения, хозяйственный двор.

7. Измерить площадь игровых площадок для детей детского сада и яслей. Рассчитать площадь на одного ребенка.

8. Измерить площадь физкультурной площадки.

9. Оценить соблюдение принципа групповой изоляции на участке.

10. Измерить расстояние от мусоросборника до основного здания детского сада.

11. Количество входов и проездов на земельный участок, наличие отдельного проезда на хозяйственный двор.

Порядок рассмотрения и оценки поэтажных планов.

Здание детского учреждения состоит из 3-х групп помещений:

Помещения для детей преддошкольного возраста

Для детей дошкольного возраста

Административно-хозяйственные помещения.

1. Расположение здания на земельном участке (в глубине или на красной линии). Число этажей. Набор помещений, их размещение, взаимное расположение, число входов, которыми пользуются дети, другие входы.

2. Набор помещений групповой ячейки детей преддошкольной и дошкольных групп. Соблюдение принципа групповой изоляции.

3. Групповые комнаты: площадь и кубатура, площадь на одного ребенка, ориентация окон.

4. Спальни, общая площадь и площадь на одного ребенка.

5. Буфетные, раздевальни, туалеты, их наличие при каждой групповой ячейке.

6. Медицинская комната, процедурный кабинет и изолятор: расположение, площадь, наличие отдельного входа.

7. Наличие веранды, зала для проведения музыкальных занятий, плавательного бассейна.

8. Провести анализ материала и дать заключение:

Отвечает ли проект требованиям, обеспечивающим правильное физическое и психическое развитие;

Отвечает ли проект требованиям профилактики инфекционных заболеваний;

Создает ли проект материальные условия, обеспечивающие высокий уровень воспитательно-оздоровительной работы с детьми.

Заключение о полученных результатах.

1. Проект может быть принят без изменений.

2. Проект можно принять со следующими изменениями.

3. Проект отклоняется по следующим причинам.

К оборудованию дошкольных учреждений относятся предметы, связанные с бытом детей и педагогическим процессом в учреждении: мебель, игрушки, строительный материал, дидактические пособия, а также инвентарь для работы на участке, уборки помещений.

Оборудование должно соответствовать росту детей, способствовать их развитию и здоровью, не вызывать излишнего напряжения и тем более травм; оно должно быть безопасным в эпидемиологическом отношении, не загромождать помещений, не мешать свободному передвижению детей.

Оборудование раздевальной (приемной)

В приемной младшей и средней групп раннего возраста должны быть пеленальные столы, шкафы для верхней одежды детей, шкафы для персонала. Для хранения верхней одежды индивидуальные шкафчики высотой 120- 135 см. Шкафчики оборудованы полками для головных уборов, для обуви и крючками для верхней одежды. Для одежды персонала и родителей имеется отдельная вешалка. В раздевальной должны быть низкие диванчики или скамейки-приступки высотой 18-20 см. Предусматриваются устройства для сушки одежды и обуви, установлены стеллажи для игрушек, умывальная раковина, место для кормления грудных детей матерями.

Оборудование групповых (игровых) комнат

Мебель изготовляют из легких прочных материалов (сухой выдержанный лес, алюминий, пластмасса и др.), покрывают светлыми безвредными красками или лаком, стойкими к воде, мылу и дезинфицирующим средствам. Поверхности детской мебели должны быть гладкими, все углы столов, стульев, шкафов и др. округлыми или со смягченными гранями.

В настоящее время вся мебель, которая используется в ДОУ, должна соответствовать основным размерам столов и стульев для детей младшего и дошкольного возраста (табл. 2.2). Для ДОУ утверждены определенные виды и размеры столов и стульев: столы четырехместные - для детей 1,5-5 лет; столы двухместные с изменяющимся наклоном крышки и ящиком для учебных пособий - для детей 5-7 лет; столы двухместные трапециевидные для детей от 1,5 года до 4 лет; столы одноместные - для использования в быту. Стулья должны быть профилированными по форме бедер и ягодиц.

Рекомендуется цветовая маркировка столов и стульев, чтобы ребенок мог самостоятельно находить стол и стул, соответствующие его росту. С этой целью мебель одного размера в каждой группе помечают одинаковым цветным рисунком или символом.

Таблица 2.2

Основные размеры столов и стульев для детей ясельного

и дошкольного возраста

В каждой из групп желательно иметь «Карту рассаживания детей за столами», в которой отражают фамилию, имя ребенка, длину тела, состояние зрения и слуха, группу мебели, ряд и место, которое за ним закрепляется. При размещении детей учитывают состояние здоровья, зрения и слуха. Два раза в год медицинская сестра и воспитатель на основании данных измерения длины тела (роста) осуществляют контроль над рассаживанием детей с записью в Карту. В каждой группе нужно иметь не менее двух-трех размеров столов и стульев.

Для лучшего естественного освещения четырехместные столы желательно расставлять в два ряда узкой частью к окнам, двухместные - в три ряда. Зимой столы ставят ближе к окнам (50 см от окна), весной для предохранения глаз детей от ярких лучей солнца отодвигают вглубь помещения.

Источник света для праворуких детей должен находиться слева, для леворуких – справа.

Детей сажают за соответствующие их росту столы так, чтобы самые маленькие и с пониженным слухом находились ближе к воспитателю, с дефектами зрения - ближе к источнику света и доске. Нельзя сажать детей спиной к свету. Первый ряд столов для наилучшей видимости демонстрационного материала располагают от доски на расстоянии 2,0-2,5 м.

В игральных и групповых помещениях столы и стулья ставят по числу детей в группе, они должны быть одной промаркированной группы. Кроме столов и стульев, в игральных и групповых комнатах имеются шкафы и полки для белья, игрушек, дидактического и строительного материала, доска для занятий изобразительной деятельностью, буфет для посуды. Расстояние между рядами столов - не менее 0,5 м; расстояние 1-го ряда столов от окна - 1 м, от доски-не ближе 2,5-3,0 м; высота подвеса нижнего края настенной доски - 0,7-0,8 м, размер настенной доски 0,75-1,5 м.

Если в дошкольном учреждении есть 1-я группа раннего возраста, необходимо иметь не менее двух пеленальных столов, двухместный стол для кормления детей от 7 мес до 1 года, умывальник (для взрослых) с локтевым смесителем, а также один или два разборных манежа для бодрствующих детей в возрасте до 4-5 мес и от 4-5 до 8-9 мес.

В группах раннего возраста для развития движения у детей необходимо иметь горки, мостики, доски, а также специальное оборудование для физических упражнений. Вместо стульев в этих группах рекомендуются кресла с подножками. Для детей раннего возраста делают одноместные столы.

Для раздачи пищи и мытья посуды в каждой из групповых комнат есть буфетная. Она включает в себя следующее оборудование: шкаф-стол с мойкой, шкаф-стол кухонный, шкаф навесной, шкаф навесной для сушки посуды и стол сервировочный.

В групповой, в специально отведенном отдельном помещении, может быть предусмотрен «уголок живой природы», который должен быть оборудован в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 (пункт 6.13).

Оборудование спален

Конструкция кроваток (деревянных ил и металлических) должна соответствовать росту ребенка, а упругая поверхность ложа способствовать его быстрому засыпанию.

Для оборудования спален яслей-садов используют кровати двух типов: с ограждением и переменной высотой ложа для детей до 3 лет (длина 120 см, ширина 60 см, высота ограждения от пола 95 см - предусматривается возможность уменьшения высоты бокового ограждения за счет его опускания не менее чем на 15 см); для детей 3-7 лет (длина 140 см, ширина 60 см и высота 30 см).

У каждой кровати ставят стул, сидя на котором, ребенок может снять и надеть свою одежду. Кровати размещают с соблюдением минимальных разрывов: между длинными сторонами кроватей - 0,65 м, от наружных стен - 0,6 м, от отопительных приборов - 0,2 м, между изголовьями двух кроватей - 0,3 м.

Наиболее гигиеничными являются матрацы из волоса или морской травы, подушки - из мягкого пера, небольших размеров (30 х 30 см). Постельное белье должно быть промаркировано у ножного края. Необходимо иметь 3 комплекта белья и 2 смены наматрасников. Смена постельного белья, полотенец проводится по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю.

Оборудование туалетных

Туалетные помещения делят на умывальную зону и зону санитарных узлов. В туалетных, предназначенных для детей ясельного возраста, имеются три детских умывальника, один детский унитаз, слив, душевой поддон, шкаф-стеллаж с промаркированными гнездами для горшков, один умывальник взрослый, слив, детская ванна, хозяйственный шкаф. Туалетный стол и бак для грязного белья рекомендуется размещать близко от раковины, чтобы избежать лишних затрат времени на туалет детей.

В туалетных дошкольных групп должно быть четыре детских раковины (в старшей и подготовительной группе - пять) и одна умывальная раковина для взрослых, один детский унитаз на 5 детей, один полотенцесушитель. Детские унитазы оборудованы закрывающимися кабинами, но без запоров. Размер кабины для детского унитаза составляет 1.0 х 0.75 м. а высота ограждения кабин - 1,2 м (от пола). Высота борта унитаза над полом равна длине голени ребенка со стопой (28 см), а ширина (поперечный размер) соответствует расстоянию между большими вертелами (22 см). Унитаз оборудуется детскими сиденьями или гигиеническими накладками из безвредных для здоровья детей материалов (с возможностью дезинфицирующей обработки). Обязательно должны быть ящики для туалетной бумаги, шкафы для хранения инвентаря, предназначенного для уборки помещений.

В соответствии с новыми требованиями в старших и подготовительных к школе группах необходимо предусмотреть раздельные туалетные для мальчиков и девочек. Учитывая средний рост детей ясельного возраста, борт раковины располагают на расстоянии 0,4 м, для дошкольного возраста - 0,5 м над полом.

В умывальной должны быть вешалки с изолированными гнездами для хранения индивидуальных предметов личной гигиены ребенка. Глубокий душевой поддон для детей среднего и старшего ясельного возраста - 0,9 м; мелкий душевой поддон для детей дошкольного возраста - 0,3 м. душевые сетки должны быть с гибким шлангом.

Гигиенические требования к воздушной среде помещений

Потребность детей в чистом, свежем воздухе очень велика, так как вследствие большой частоты и малого объема дыхательных движений, обусловленных особенностями строения грудной клетки, интенсивность обмена газов между кровью и воздухом у них несколько ниже, чем у взрослых. Необходимо, чтобы химический, физический и биологический состав воздуха в помещениях, т. е. микроклимат, отвечал установленным гигиеническим нормам.

Качественный состав воздушной среды помещений слагается из химических веществ антропогенного происхождения, компонентов мигрирующих из современных полимерных и лакокрасочных материалов, детских игрушек.

Состав воздуха в ДОУ в результате длительного пребывания в них детей постепенно ухудшается: нарастает количество углекислого газа, водяных паров, тяжелых ионов, повышаются температура, запыленность, бактериальная загрязненность, появляются органические примеси, аммиак, сероводород и др., которые ухудшают самочувствие ребенка.

Изменения химического состава воздуха в помещениях вызываются тем, что выдыхаемый человеком воздух значительно отличается от атмосферного (табл. …….).

Таблица …..

Химический состав атмосферного и выдыхаемого воздуха

(в процентах от общего объема воздуха)

Органические вещества: аммиак, летучие жирные кислоты, сероводород - человек выделяет через кожу, полость рта и кишечник. В воздухе помещений их тем больше, чем хуже уход за телом и детской одеждой. Особенно много органических веществ образуется в туалетных помещениях, прачечной, кухне. При наличии в кухне газовых плит воздух может ухудшаться и за счет попадания в него продуктов неполного сгорания топлива и образования окиси углерода.

В помещениях постепенно изменяется ионный состав воздуха. Легкие ионы, оказывающие положительное влияние на человека, адсорбируются дыхательными путями детей, парами воды, пылевыми частицами, количество их постепенно уменьшается, в то время как количество тяжелых ионов, содержащихся в выдыхаемом детьми воздухе, увеличивается, ухудшая тем самым качество воздуха.

Опасность для организма представляет воздух, насыщенный пылью, в которой задерживается огромное количество микроорганизмов, выделяемых при дыхании, кашле, чиханье. Следует внимательно следить за состоянием полости рта и слизистых оболочек дыхательных путей у детей.

Групповые комнаты должны хорошо освещаться солнцем, так как под влиянием его ультрафиолетовых лучей многие болезнетворные микроорганизмы погибают, а организм ребенка становится менее восприимчивым к заболеваниям.

Химический состав и физические свойства воздуха в жилых помещениях, как правило, изменяются по мере увеличения в нем уровня углекислого газа (СО2). Количество углекислого газа в воздухе не превышает 0,1 %. При расчете необходимого объема воздуха на ребенка в 1 ч принято исходить из количества выдыхаемого им за это же время СО2 и предельно допустимой концентрации его в воздухе помещений. Выделенный СО2 должен распределиться в воздухе помещения и не превысить предельно допустимого содержания. Количество углекислого газа, выделяемого за 1 ч, зависит от возраста ребенка и характера выполняемой им работы. Дети дошкольного возраста выдыхают около 4 л СО2, младшего школьного возраста - 8- 10 л.

Чтобы в помещениях дошкольных учреждений воздух был качественным, необходимы достаточная их кубатура и правильный воздухообмен. На каждого дошкольника в групповой комнате должно приходиться 7,5-8 м3 воздуха. Такая кубатура достигается в тех случаях, когда площадь пола на одного ребенка в групповой комнате составляет 2,0-2,5 м2, а высота помещения достигает 3 м.

Естественный обмен воздуха в помещениях (через поры строительного материала, щели в окнах, дверях под действием ветра и др.) недостаточен, поэтому помещения проветривают через открытые окна, фрамуги и форточки.

В тех случаях, когда температура атмосферного воздуха не ниже -5 °С и отсутствует сильный ветер, в ДОУ проводится широкая аэрация помещений в присутствии детей. При проветривании необходимо избегать сквозняков.

В отсутствие детей в помещениях проводят сквозное или угловое проветривание (открывают фрамуги, форточки или окна). Такое проветривание особенно необходимо после сна детей, приема пищи, а также в конце дня, когда воздух помещений особенно загрязнен.

Длительность проветривания определяется температурой наружного воздуха. Сквозное проветривание при очень низких температурах наружного воздуха (ниже -20 ºС) проводится не более 2-3 мин., при более теплой погоде - проветривание должно проводиться одновременно с влажной уборкой помещения и заканчиваться за 30 мин до прихода детей.

Для эффективного проветривания помещений ДОУ окна оборудуют откидными фрамугами с рычажными приборами и используют их для проветривания во все сезоны года.

Отношение площади фрамуг к площади пола составляет 1:50.

При проветривании через фрамуги увеличиваются скорость движения и объем поступающего воздуха. Воздух через фрамугу поступает в верхнюю часть помещения. Холодный воздух за счет своей относительной массы, опускаясь вниз, проникает через теплые слои комнатного воздуха, отнимает у них часть тепла и успевает нагреться. Это позволяет в осенние и ранние весенние месяцы, а частично и зимой при отсутствии ветра и не очень большой разнице в температурах наружного и комнатного воздуха держать фрамуги открытыми в присутствии детей.

В холодное время года ни в коем случае нельзя заклеивать фрамуги и форточки. В групповых комнатах рекомендуется оставлять не заклеенным и одно окно, чтобы при необходимости можно было быстро проветрить помещение (в отсутствии детей).

Все фрамуги и форточки должны иметь специальные приспособления (шнуры, палки, рычаги) для свободного их открывания и закрывания.

Для улучшения проветривания помещений в дошкольных учреждениях оборудуется центральная вытяжная вентиляция. С ее помочью из помещений удаляется загрязненный воздух. Центральная вытяжная вентиляция используется в осенне-зимний период, с начала отопительного сезона и до наступления теплой погоды. Она работает на естественной тяге за счет разности температур наружного и комнатного воздуха.

Постоянное проветривание групповых ком ват и спален осуществляется также через приточные шкафы, которые встроены в одну из наружных стен помещения.

Гигиенические требования к тепловому режиму помещений дошкольных учреждений

Температура окружающего воздуха оказывает большое влияние на организм ребенка. Если она слишком высокая, отдача организмом тепла затрудняется и ребенок перегревается. Слишком низкая температура, наоборот, усиливает отдачу тепла организмом и ребенок переохлаждается. Это неблагоприятно сказывается на самочувствии, работоспособности детей, затрудняет любую их деятельность. Отопление в ДОУ должно создавать условия теплового равновесия без резкого напряжения терморегуляции (тепловой комфорт).

Комфортные тепловые условия ограничиваются определенными температурными пределами в соответствии с возрастом и зависят от состояния здоровья, вида деятельности и закаленности детей.

В помещениях, предназначенных для здоровых детей от рождения до 7 лет, установлены определенные нормы температуры воздуха (табл. ……).

Таблица ……

Температура и кратность обмена воздуха в основных помещениях ДОУ

Помещения Температура Кратность обмена воздуха
В I A, Б, Г климатических районах В других климатических районах
приток вытяжка приток вытяжка
Приемные, игровые

ясельных групп:

- младшей 22-24 2,5 1,5 - 1,5
- средней и старшей 22-24 2,5 1,5 - 1,5
Приемные, игровые младшей дошкольной группы 21-23 2,5 1,5 - 1,5
Групповые, раздевальные: -
- младшей, средней 21-23 2,5 1,5 - 1,5
- старшей, подготовительной 21-23 2,5 1,5 - 1,5
Спальни ясельных групп 19-20 2,5 1,5 - 1,5
Спальни дошкольных групп 19-20 2,5 1,5 - 1,5
Туалетные ясельных групп 22-24 - 1,5 - 1,5
Туалетные дошкольных групп 21-23 - 1,5 - 1,5
Залы для музыкальных и гимнастических занятий 19-20 2,5 1,5 - 1,5
Прогулочные веранды Не менее 12 по расчету, но не

менее 20 м3 на 1 ребенка

Зал с ванной бассейна Не менее 29 по расчету, но не

менее 20 м3 на 1 ребенка

Раздевалка с душевой бассейна 25-26 по расчету
Медицинские помещения 22-24 2,5 1,5 - 1,5
Отапливаемые переходы Не менее 15 по расчету, но не менее

20 м3 на 1 ребенка

В игровых и групповых, расположенных на первом этаже, температура поверхности пола в зимний период должна быть не менее 22 ºС. Относительная влажность воздуха в детских помещениях 40-60 %, скорость движения воздуха - не более 0,1 м/с; влажность воздуха в кухне и постирочной - 60-70%.

В ДОУ применяют различные системы отопления: центральное или автономное водяное, газовое и, редко, печное.

Все эти системы должны соответствовать следующим требованиям: обеспечивать достаточную и равномерную температуру и влажность воздуха, не загрязнять его продуктами неполного сгорания топлива, быть пожаробезопасными. Наиболее широко используется центральное водяное отопление низкого давления с температурой нагрева воды в котлах не выше 95 ºС. Колебание температуры в различных помещениях ДОУ в течение суток не превышает 2-3 °С. В качестве нагревательных приборов могут применяться радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели. Конструкция радиаторов должна обеспечивать достаточную и равномерную отдачу тепла в окружающий воздух и возможность легкого удаления с них пыли. Для поддержания оптимальных параметров температурного режима отопительные приборы оборудуются регулируемыми кранами.

Средняя температура поверхности отопительных приборов должна быть не более 80 ºС. Во избежание ожогов и травм у детей отопительные приборы должны быть ограждены съемными деревянными решетками. Не допускается устройство ограждений из древесно-стружечных плит.

Гигиенические требования к организации водоснабжения

Водоснабжение детского учреждения должно обеспечивать достаточное количество воды для питья, приготовления пищи, гигиенического содержания помещений, привития детям гигиенических навыков. Качество воды, которая используется в дошкольном учреждении, должна отвечать требованиям действующего стандарта.

В яслях-садах с дневным пребыванием детей расход воды составляет 75 л на одного ребенка в сутки, с круглосуточным - 100 л. Холодным и горячим водоснабжением должны быть обеспечены групповые ячейки, медицинский блок, пищеблок, туалетные, постирочные, бассейн. Температура воды, подводимой к умывальникам и душам, должна быть не ниже 37 °С и не выше 60 ос.

В каждой группе ДОУ должна быть свежая питьевая вода. Ее хранят в закрытой стеклянной посуде (графин, кувшин). Для детей в старших группах на подносе, рядом с водой, должны быть опрокинутые вверх дном чистые чашки. Воду обновляют ежедневно.

Водоснабжение дошкольных учреждений обеспечивается через городские (в городах) и поселковые (в сельской местности) центральные водопроводы. Там, где нет центрального водопровода, детские ясли и сады снабжаются водой от ближайших предприятий или учреждений, имеющих водопровод. Только в крайних случаях для детских учреждений строят местный водопровод или берут воду из колодцев.

Воду из местных водоисточников подвергают тщательному химическому и бактериологическому анализу. Вода не должна содержать: органических веществ, свидетельствующих о загрязнении источника воды животными отбросами (кал, моча, сточные воды), вместе с которыми в воду проникают болезнетворные микроорганизмы и яйца глистов. Оценивая качество воды, определяют также содержание в ней известковых и магнезиальных солей, обусловливающих жесткость воды (жесткая вода не представляет опасности для организма, однако в ней плохо развариваются некоторые продукты (мясо, овощи), плохо мылится мыло, она оставляет большую накипь на стенках котлов и кухонной посуды).

Санитарное содержание дошкольных учреждений

Уборку участка проводят ежедневно: утром за 1-2 ч до прихода детей и по мере загрязнения территории. Мусор немедленно убирают в мусоросборники. В летнее время не менее двух раз в день (перед приходом или подъемом детей и перед дневным сном) необходимо поливать участок. Вывоз мусора с участка ДОУ должен производиться ежедневно за 1-2 ч до прихода детей или после их ухода, при закрытых окнах основного здания.

При входе в детское учреждение снаружи должны быть съемные скребки и деревянные решетки для очистки грязи с обуви, в тамбуре - маты, а в вестибюле - дорожки для окончательной очистки обуви от грязи и пыли. Приходя в детское учреждение, дети должны менять обувь.

Уборка помещений проводится ежедневно 2 раза влажным способом при открытых окнах или фрамугах с применением моющих средств.

Полы следует мыть не менее 2 раз в день, при этом один раз с обязательным отодвиганием мебели; мебель, радиаторы, подоконники протирают влажной тряпкой; шкафчики для детской одежды протирают ежедневно и раз в неделю моют.

Генеральную уборку всех помещений проводят один раз в месяц: мытье полов, осветительной арматуры, окон, дверей, протирание стен моющими и дезинфицирующими средствами. В комнате для музыкальных и гимнастических занятий уборку проводят после каждого занятия. Окна снаружи и изнутри моют по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (весной и осенью).

Жалюзийные решетки вытяжных вентиляционных систем должны быть открытыми и систематически очищаться от пыли; прикрывать их следует только при резком перепаде температур воздуха помещений и наружного воздуха. Очистку шахт вытяжной вентиляции проводят два раза в год.

Столовая и чайная посуда выделяется дня каждой группы. Она может быть изготовлена из фаянса, фарфора (тарелки, блюдца, чашки), а столовые приборы (ложки, вилки, ножи) - из нержавеющей стали. Не допускается использовать посуду с дефектами.

Пищевые отходы в группах собирают в промаркированные металлические ведра с крышками или педальные бачки, очистка которых проводится по мере заполнения их не более чем на 2/3 объема. Ежедневно в конце дня ведра и бачки независимо от наполнения очищают.

Посуду и столовые приборы моют в двух-трех гнездных ваннах, установленных в буфетных каждого группового помещения, с добавлением моющих средств (первая ванна) с температурой воды не ниже 40 °С, ополаскиваются горячей проточной водой с температурой не ниже 65 °С (вторая ванна) и просушивают. Допускается установка посудомоечной машины

Чистые столовые приборы хранят в предварительно промытых металлических кассетах в вертикальном положении ручками вверх.

Столы моют горячей водой с мылом до и после каждого приема пищи специально выделенной для этого ветошью, которую затем простирывают, просушивают и хранят в специальной промаркированной посуде с крышкой.

В ясельных группах бутылочки после молочных смесей промывают теплой проточной водой с помощью ерша и моющих средств, затем стерилизуют в автоклаве или кипятят в воде в течение 15 мин и хранят в промаркированной закрытой эмалированной посуде. Соски после употребления промывают, замачивают в 2 %-ном растворе питьевой соды в течение 15- 20 мин, потом промывают водой, кипятят З мин в воде и хранят в промаркированной емкости с закрытой крышкой.

Мочалки, щетки для мытья посуды, ветошь для протирания столов при осложненной эпидситуации кипятят в течение 15 мин в воде с добавлением кальцинированной соды или замачивают в дезинфицирующем растворе, затем простирывают в конце дня с моющим средством, прополаскивают, сушат и хранят в специальной промаркированной таре.

В помещениях пищеблока ежедневно проводят уборку: (полы, подоконники, Радиаторы), еженедельно с применением моющих средств проводят мытье стен, осветительной арматуры, очистку стекол от пыли и копоти и т. п., ежемесячно проводят генеральную уборку с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря.

В буфетных, моечных столовой и кухонной посуды, а также возле всех ванн, которые используют для обработки инвентаря, вывешивают инструкции по режиму мытья посуды и обработки инвентаря с указанием концентраций моющих и дезинфицирующих средств, используемых в данный момент, правил приготовления рабочих растворов.

Полы в туалетных, унитазы моют два раза в день горячей водой и моющими средствами. В ясельных и младших дошкольных группах полы следует мыть после каждого пользования горшками.

Санитарно-техническое оборудование подлежит обеззараживанию независимо от эпидемиологической ситуации. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей моют теплой водой с мылом ежедневно. Горшки моют после каждого пользования при помощи квачей и моющих средств. Ванны, раковины, унитазы чистят дважды в день квачами или щетками с использованием моющих и дезинфицирующих средств («Лиолит», «Доместос», «Белор», «Амфолан Д», гипохлорид натрия, ПФК).

Светлана Яхкинд, канд. архитектуры, зам. нач. управления научно-технической политики – нач. отдела типового проектирования Департамента градостроительной политики г. Москвы

Опыт г. Москвы

Встроенные детские сады при жилых домах открывают ряд преимуществ. Благодаря им сеть дошкольных образовательных учреждений может вместит еще больше детей, площадь здания используется максимально эффективно, первые этажи жилых домов рационально задействованы в эксплуатацию.

Также встроенные детские сады отличаются компактностью расположения, меньшей площадью техподполья (нежилого нижнего этажа, через который проходят трубопроводы и другие инженерные сети), короткие внешние инженерные коммуникации и подъездные дороги.

Инвестор тратит на встроенный детский сад на порядок меньше, чем на дошкольную образовательную организацию в отдельном здании, поскольку отдельные коммуникации при строительстве не требуются, что упрощает соблюдение СанПиН в образовательной организации. Более того, уменьшенная площадь таких помещений упрощает уход за ними, в особенности в зимний период времени.

Жилье в домах со встроенными детскими садами часто выбирают семьи с маленькими детьми, поскольку ДОУ и его площадки находятся поблизости.

Встроенные детские сады: основные требования

Дошкольные образовательные организации, которые занимают первые этажи жилых зданий, проектировались и оборудовались в г. Москве в течение нескольких десятилетий. Но в 2009 г. свод правил СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утв. приказом МЧС России от 25.03.2009 № 174, ограничил оборудование встроенных детских садов в жилых зданиях в целях пожарной безопасности. С этого времени встроенные детские сады прекратили проектировать, а те проекты, что уже передали на госэкспертизу, изменили.

Совместная работа Департамента градостроительной политики г. Москвы и федерального органа МЧС России привела к тому, что ограничение в июне 2011 г. сняли, поскольку ввели Изменения № 1 к СП 4.13130.2009, утв. приказом МЧС России от 27.05.2011 № 266.

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:

Екатерина Барсукова, дизайнер школьных интерьеров специально для журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения» рекомендует

- Ландшафтный дизайн в детском саду: красиво, уютно и безопасно

Несколько важных советов по организации антитеррористической безопасности в ДОУ

- Ответы на три вопроса об антитеррористической безопасности участка

В 2013 г. приказ МЧС России от 24.04.2013 № 288 регламентировал обновленный свод правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям». В этом своде правил разрешено обустройство детских садов в первых этажах жилых домов.

В г. Москве за период с 2008 по 2013 г. обустроили 17 встроенно-пристроенных дошкольных организаций, 15 из них – за счет средств инвесторов.

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13) сделали возможным создание проектных решений по встроенным ДОУ и тем, что обустроены в жилых домах.

В разработке документа принимали участие Роспотребнадзор и ряд федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, включая Департамент градостроительной политики г. Москвы. Так, удалось учесть предложения Департамента градостроительной политики г. Москвы в в СанПиН 2.4.1.3049-13:

  • о расположении ДОУ, которые встроены (встроенно-пристроенные) в жилые дома, используя высоту жилого этажа;
  • вместительность ДОУ больше не имеет ограничений (как отдельно стоящие ДОУ, так и встроенно-пристроенные).

Обновленные требования иначе регламентируют высоту потолков в помещении ДОУ, которая, согласно старым правилам, должна была быть не менее 3 м, теперь должна удовлетворять гигиеническим показателям воздухообмена (п. 4.7 СанПиН 2.4.1.3049-13). Следовательно, в жилых домах, где высота потолка обычно равна 2,8 м, высота от пола до потолка в помещении группы ДОУ может быть 2,65 м.

Встроенные детские сады: определение вместительности

Согласно п. 4.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 вместительность детских садов должна регламентироваться заданием на проектирование, что особенно важно для градостроительной политики.

Прежде в детском саду не должно было быть свыше 80 мест, а в встроенно-пристроенных ДОУ – 150 мест. Современные проектировщики руководствуются условиями участка застройки, планируя вместительность детского сада. Следовательно, если на смежном с жилым домом участке можно расположить площадки для дошкольной организации на 200 мест, такой объект спроектируют. В этом случае размеры участка регулируются приложением Ж «Нормы расчета учреждений и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков» к СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утв. приказом Минрегиона России от 28.12.2010 № 820 и должно соответствовать 30-40 м2 на одно место.

Новые возможности для карьерного роста

Освоить принципы финансового обеспечения детского сада, организации приносящей доход деятельности, оказания платных образовательных услуг поможет учебная программа "Финансово-экономическая деятельность" .

По итогам прохождения курса Вы получите диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Начните обучение бесплатно прямо сейчас

Здания ДОУ могут быть отдельно стоящими, а также пристраиваться к жилым домам и зданиям общественного назначения, также дошкольные образовательные учреждения могут встраиваться в жилые дома, быть встроенно-пристроенными.

СП 4.13130. П. 5.2.2

Проектирование встроенных детских садов

По заказу Департамента градостроительной политики г. Москвы была проведена научно-исследовательская работа, которая показала, что разумнее детские сады вместительностью от 150 мест и более проектировать в виде встроенно-пристроенных.

Встроенная часть вмещает помещения одной группы, а функциональные блоки и прочие групповые помещения размещаются в пристроенной части. Так, в типовых жилых домах на первых этажах могут размещаться ДОУ комбинированной направленности с малокомплектными группами.

Внесенные изменения позволили департаменту градостроительной политики г. Москвы в 2013 г. осуществить конкурс на проектирование встроенно-пристроенных и встроенных ДОУ. В ходе подготовки к конкурсу решили проектировать детские сады небольшого размера вместительностью 35-79 мест и количеством групп от 4 до 6.

В конкурсном задании нужно было оттолкнуться от того, что первые нежилые этажи имеют помещения площадью 18-22 м2, а потому следовало спроектировать детский сад с группами вместительностью 8-20 человек. Важно, чтобы в группах были продуманы условия для детей с ОВЗ: одного или нескольких дошколят с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата или слуха.

Протяженность типовых домов влияет на возможности размещения встроенных ДОУ. Поэтому на конкурсное задание было вынесено требование, согласно которому проектировщик в процессе разработки проекта определяет типы и количеством блок-секций.

Победитель конкурса предложил проектные решения, которые доказали возможность размещения в 5-6 блок-секциях детских садов вместительностью 35 мест, включая один угловой и пять рядовых блок-секций, а также ДОУ вместительностью до 79 человек в 7 блок-секциях, включая одну угловую и шесть рядовых.

Победитель конкурса разработал архитектурно-техническое решение, которое сделало возможным встроить ДОУ на первых этажах жилых домов серий П44Т и П46М на 35, 39, 55 и 79 мест.

Варианты размещения детских садов различной наполняемости, встроенных в жилые дома:

1. Детские сады, встроенные в блок-секции серии П-46М:

  • на 35 мест (3 группы – 1 младшая на 11 чел.; 2 старших по 12 чел. каждая);
  • на 55 мест (4 группы – 1 младшая на 11 чел.; 1 старшая на 20 чел.; 2 старших по 12 чел. каждая);
  • на 79 мест (6 групп – 1 младшая на 20 чел.; 5 старших по 12 чел.)

2. Детские сады, встроенные в блок-секции серии П-44Т:

  • на 35 мест (4 группы – 1 младшая на 11 чел.; 3 старших по 8 чел. каждая);
  • на 39 мест (3 старшие группы по 13 чел.);
  • на 55 мест (4 группы – 1 младшая на 16 чел.; 3 старших по 13 чел. каждая);
  • на 79 мест (6 групп – 1 младшая на 14 чел.; 5 старших по 13 чел. каждая).

Проектировщик, заручившись поддержкой департамента образования г. Москвы, тщательно продумал аспект технологического состава помещений для ДОУ. Было решено, если в процессе проектирования предусматриваются спортивный и музыкальный залы, тогда их следует делать пристроенными. Согласно этому решению, в одном из предложенных проектов был предусмотрен блок для музыкальных и спортивных занятий площадью 121,6 Ч 22,6 м и высотой 3,3 м.

Если дошкольные группы, которые входят в состав детского сада, стоящего в отдельном здании, размещаются во встроенном помещении, спортивном-музыкальный зал не предусматривается, поскольку занятия будут проходить в центральном здании.

Выполнение нормативных требований при открытии встроенных детских садов

Разрабатывая проекты ДОУ, встроенных в типовые жилые здания, принимался во внимание каждый нормативный аспект, включая санитарно-эпидемиологическую и пожарную безопасности, доступность объектов для маломобильных групп населения, строительные нормы.

Требования пожарной безопасности при проектировании детских садов регламентируются рядом документов, в том числе:

  • Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  • СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», утв. приказом МЧС России от 21.11.2012 № 693;
  • СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям». Согласно требованиям указанных документов в проектах детских садов на 35, 39, 55 и 79 мест предусмотрены:
  • доступ пожарной техники к жилому дому со встроенным ДОУ;
  • на участке дошкольного образовательного учреждения хозяйственная и игровая зоны должны быть разграничены;
  • вход в дошкольную организацию не должен являться входом в жилой дом;
  • должны быть организованы рассредоточенные эвакуационные выходы из помещений ДОУ и аналогичные из спален групповых ячеек на улицу.

С целью выполнения требований СанПиН 2.4.1.3049-13:

  • высота групповых помещений в разных проектах составляет 2,8 м или 3,3 м;
  • чтобы обеспечить дополнительное пространство для игр, в спальнях могут быть использованы выкатные или кровати-трансформеры, что является часть концепции детского сада-трансформера;
  • для обустройства встроенного детского сада на три группы минимально необходимо 0,15 га земельного участка с учетом городской застройки и проектирования игровых и прогулочных площадок, хозяйственной зоны, ДОУ на 6 групп может разместиться на площади 0,36 га.

Существует свод правил, которые регулируют в процессе проектирования и возведения доступность ДОУ для инвалидов и прочих маломобильных групп населения:

  • СП 59.13300.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001), утв. приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605;
  • СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения», утв. приказом директора ГУП «Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий» (Институт общественных зданий) от 20.06.2001 № 5а;

Существует ряд мер, которые способствуют выполнению нормативных требований:

  • пандусы должны быть перед входом в групповые ячейки и главный вход;
  • водооотводы, навесы, система подогрева для профилактики скольжения должны составлять часть входных площадок;
  • универсальный санузел и гардероб следует разместить в вестибюльно-входной зоне;
  • групповые ячейки должны быть разработаны таким образом, чтобы в них с комфортом пребывал дети с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно своду правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения» (актуализированная редакция СНиП 31-06-2009), утв. приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, инженерные системы ДОУ должны проектироваться автономно по отношению к инженерным коммуникациям жилого дома.

Если имеется отдельный вход для детей на огороженной территории, а также въезд/выезд для автотранспорта, ДОУ может размещаться во встроенных или встроенно-пристроенных помещениях.

СанПиН 2.4.1.3049-13. П. 4.1. Абз. 2

Планировочные решения встроенных детских садов

При планировке ДОУ, которые встроены в типовые жилые дома, следует учесть несколько важных аспектов:

  • в зданиях имеются несущие стены и проемы в них;
  • необходимо корректно расположить лестнично-лифтовый блок и вестибюльно-входную группу, технические помещения жилой и нежилой части дома;
  • стояки канализации, вентиляции и водоснабжения расположены вертикально.

Технические и планировочные варианты встроенных детских садов на 35, 39, 55 и 79 мест учитывают эти особенности.

Разрабатывая план встроенной дошкольной группы, общая конструктивная схема первого этажа жилых зданий серий П44Т и П46М остаются неизменными, но проемы в несущих панелях и их местоположения были изменены без потери устойчивости и с учетом технологических требований.

В планировочном решении встроенного детского сада должны быть такие блоки:

  • вестибюль-холл, колясочная, комната охраны, гардероб и универсальный санузел для посетителей;
  • групповые ячейки (рядовые, встроенные в угловые секции);
  • пищеблок, размещенный в изолированном отсеке, связанный через раздаточную с коридором и с загрузочной из хозяйственной зоны участка;
  • электрощитовая с входом с улицы;
  • административный блок;
  • медицинский блок;
  • санузлы для персонала, комната уборочного инвентаря;
  • специализированные помещения (зал для физкультурных и музыкальных занятий с раздевальными и снарядной);
  • хозяйственно-бытовой блок (с помещением гладильной, санузлом с душем для персонала, кладовой для мягкого инвентаря, хозяйственного инвентаря, моющих средств и др.).
  • Разработчик - ГУП МНИИТЭП .
  • Заказчик - .
Площадь участка 0,98 га
Площадь застройки 1695,0 кв. м
Общая площадь (без подвала) 4633,0 кв. м
Этажность 1 - 3 этажа
Вместимость 280 мест (12 групп)

35,971 млн руб.
153,13 млн руб.
Общая площадь на 1 место 16,6 кв. м
0,124 млн руб.
0,547 млн руб.
0,0108 млн руб.
0,033 млн руб.

Типовой проект детского сада на 250 мест (шифр VI-71)

  • Разработчик - ГУП МНИИТЭП.
  • Заказчик - Департамент градостроительной политики города Москвы .
  • Конструктивное решение - монолит. Вместимость основных групповых ячеек - 25 человек.

Доступ для маломобильных групп населения обеспечен на все этажи. Разработан в 2012 - 2013 гг. Рекомендуется для применения.

Проект повторного применения детского сада на 220 мест

  • Разработчик - ООО ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ».
  • Заказчик - Москомархитектура.
  • Конструктивное решение - монолитный.

Доступ для маломобильных групп населения обеспечен на все этажи. Разработан в 2010 г. Рекомендуется для применения в АИП на 2013 и последующие годы .

Площадь участка 0,63 - 0,68 га
Площадь застройки 1727,8 кв. м
3733,7 кв. м
Этажность 3 этажа
Вместимость 220 мест
Стоимость в базовых ценах 2000 г.
(без благоустройства и наружных сетей)
40,602 млн руб.
Стоимость в ценах I квартала 2012 г. 172,154 млн руб.
Общая площадь на 1 место 16,9 кв. м
Стоимость 1 места в базовых ценах 2000 г. 0,184 млн руб.
Стоимость 1 места в ценах I квартала 2012 г. 0,783 млн руб.
Стоимость кв. м общей площади в базовых ценах 2000 г. 0,007 млн руб.
Стоимость кв. м общей площади в ценах I квартала 2012 г. 0,031 млн руб.

Проект повторного применения детского сада на 190 мест

  • Разработчик - ООО ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ».
  • Заказчик - Департамент градостроительной политики города Москвы .
  • Конструктивное решение - монолитный.
  • Вместимость основных групповых ячеек - 25 человек.

Обеспечен доступ для маломобильных групп населения на все этажи. Разработан в 2012 г. Рекомендуется для применения в АИП на 2013 и последующие годы .

Площадь участка 0,45 - 0,5 га
Площадь застройки 1250,0 кв. м
Общая площадь (без подвала и террас) 2935,3 кв. м
Этажность 3 этажа
Вместимость 190 мест
Стоимость в базовых ценах 2000 г.
(без благоустройства и наружных сетей)
28,635 млн руб.
Стоимость в ценах I квартала 2012 г. 121,414 млн руб.
Общая площадь на 1 место 15,4 кв. м
Стоимость 1 места в базовых ценах 2000 г. 0,151 млн руб.
Стоимость 1 места в ценах I квартала 2012 г. 0,639 млн руб.
Стоимость кв. м общей площади в базовых ценах 2000 г. 0,007 млн руб.
Стоимость кв. м общей площади в ценах I квартала 2012 г. 0,031 млн руб

Типовой проект детского сада на 120 мест (шифр VI-70)

  • Разработчик - ГУП МНИИТЭП .
  • Заказчик - Департамент градостроительной политики города Москвы.
  • Конструктивное решение - крупнопанельный. Вместимость основных групповых ячеек - 25 человек.

Обеспечен доступ для маломобильных групп населения на все этажи. Разработан в 2012 г. Рекомендуется для применения в АИП на 2013 и последующие годы .

Площадь участка 0,42 га
Площадь застройки 881,0 кв. м
Общая площадь (без подвала) 2410,0 кв. м
Этажность 3 этажа
Вместимость 120 мест (5 групп)
Стоимость в базовых ценах 2000 г.
(без благоустройства и наружных сетей)
22,379 млн руб.
Стоимость в ценах I квартала 2012 г. 95,27 млн руб.
Общая площадь на 1 место 20,08 кв. м
Стоимость 1 места в базовых ценах 2000 г. 0,186 млн руб.
Стоимость 1 места в ценах I квартала 2012 г. 0,794 млн руб.
Стоимость кв. м общей площади в базовых ценах 2000 г. 0,009 млн руб.
Стоимость кв. м общей площади в ценах I квартала 2012 г. 0,039 млн руб.

Проект повторного применения детского сада на 115 мест

  • Разработчик - ООО «НАБАД Дизайн».
  • Заказчик - ООО «КРОСТ».
  • Конструктивное решение - крупнопанельный.
  • Вместимость основных групповых ячеек - 20 человек.
Площадь участка 0,56 га
Площадь застройки 1274,7 кв. м
Общая площадь (без подвала) 2180,5 кв. м
Этажность 2 этажа
Вместимость 115 мест
Стоимость в базовых ценах 2000 г.
(без благоустройства и наружных сетей)
22,347 млн руб.
Стоимость в ценах I квартала 2012 г. 73,968 млн руб.
Общая площадь на 1 место 18,9 кв. м
Стоимость 1 места в базовых ценах 2000 г. 0,194 млн руб.
Стоимость 1 места в ценах I квартала 2012 г. 0,642 млн руб.
Стоимость кв. м общей площади в базовых ценах 2000 г. 0,010 млн руб.
Стоимость кв. м общей площади в ценах I квартала 2012 г. 0,034 млн руб.

Проект повторного применения детского сада на 90 мест

  • Разработчик - ООО ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ».
  • Заказчик - Москомархитектура.
  • Конструктивное решение - монолитный.
  • Вместимость основных групповых ячеек - 20 человек.

Обеспечен доступ для маломобильных групп населения на все этажи. Разработан в 2010 г. Рекомендуется для применения.

Площадь участка 0,3 - 0,4 га
Площадь застройки 1073,0 кв. м
Общая площадь (без подвала и террас) 2167,2 кв. м
Этажность 3 этажа
Вместимость 90 мест
Стоимость в базовых ценах 2000 г.
(без благоустройства и наружных сетей)
25,707 млн руб.
Стоимость в ценах I квартала 2012 г. 108,997 млн руб.
Общая площадь на 1 место 24,0 кв. м
Стоимость 1 места в базовых ценах 2000 г. 0,286 млн руб.
Стоимость 1 места в ценах I квартала 2012 г. 1,211 млн руб.
Стоимость кв. м общей площади в базовых ценах 2000 г. 0,008 млн руб.
Стоимость кв. м общей площади в ценах I квартала 2012 г. 0,032 млн руб.

Проект повторного применения детского сада на 168 мест (коррекционного вида)

  • Разработчик - ООО ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ».
  • Заказчик - Москомархитектура.
  • Конструктивное решение - монолитный.
  • Обеспечен доступ для маломобильных групп населения на все этажи.
Площадь участка 0,85 га
Площадь застройки 2328,9 кв. м
Общая площадь (без подвала и террас) 4374,5 кв. м
Этажность 2 - 3 этажа
Вместимость 168 + 12 мест
Стоимость в базовых ценах 2000 г.
(без благоустройства и наружных сетей)
53,777 млн руб.
Стоимость в ценах I квартала 2012 г. 228,01 млн руб.
Общая площадь на 1 место 24,3 кв. м
Стоимость 1 места в базовых ценах 2000 г. 0,299 млн руб.
Стоимость 1 места в ценах I квартала 2012 г. 1,267 млн руб.
Стоимость кв. м общей площади в базовых ценах 2000 г. 0,008 млн руб.
Стоимость кв. м общей площади в ценах I квартала 2012 г. 0,035 млн руб.


Индивидуальный проект детского сада на 350 мест (15 групп) с помещением для вариативных форм дошкольного образования (группа кратковременного пребывания на 20 мест) по адресу: г. Москва, Бирюлево Восточное, Загорье, мкр. 3

  • Разработчик - ООО ППФ "ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ".
  • Заказчик - КП "УГС" Департамента строительства г. Москвы.
  • Конструктивное решение - монолитный.
  • Вместимость основных групповых ячеек - 25 человек.
Площадь участка 0,95 га
Площадь застройки 1834,65 кв. м
Общая площадь (без подвала) 4701,03 кв. м
Этажность 3 этажа
Вместимость 350+20 мест
Стоимость в базовых ценах 2000 г.
(без благоустройства и наружных сетей)
48,597 млн руб.
Стоимость в ценах I квартала 2012 г. 219,574 млн руб.
Общая площадь на 1 место 12,7 кв. м
Стоимость 1 места в базовых ценах 2000 г. 0,131 млн руб.
Стоимость 1 места в ценах I квартала 2012 г. 0,593 млн руб.
Стоимость кв. м общей площади в базовых ценах 2000 г. 0,008 млн руб.
Стоимость кв. м общей площади в ценах I квартала 2012 г. 0,036 млн руб.

Индивидуальный проект детского сада на 350 мест (14 групп) с помещением для вариативных форм дошкольного образования (группа кратковременного пребывания на 20 мест) по адресу: г. Москва, ТиНАО, пос. Воскресенское, дер. Язово

  • Разработчик - ООО ППФ "ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ".
  • Заказчик - ЗАО "Язовская Слобода Инвест".
  • Конструктивное решение - монолитный.
  • Вместимость основных групповых ячеек - 25 человек.

Обеспечен доступ для маломобильных групп населения на все этажи. Разработан в 2012 - 2013 гг. Рекомендуется для применения.

Площадь участка 0,86 га
Площадь застройки 1782,29 кв. м
Общая площадь (без подвала) 4344,53 кв. м
Этажность 3 этажа
Вместимость 350+20 мест
Стоимость в базовых ценах 2000 г.
(без благоустройства и наружных сетей)
45,542 млн руб.
Стоимость в ценах I квартала 2012 г. 205,772 млн руб.
Общая площадь на 1 место 11,7 кв. м
Стоимость 1 места в базовых ценах 2000 г. 0,123 млн руб.
Стоимость 1 места в ценах I квартала 2012 г. 0,556 млн руб.
Стоимость кв. м общей площади в базовых ценах 2000 г. 0,008 млн руб.
Стоимость кв. м общей площади в ценах I квартала 2012 г. 0,035 млн руб.

Индивидуальный проект детского сада на 125 мест(ЮАО, Чертаново Южное, мкр. 18, корп. 5)

  • Разработчик - ОАО «Моспроект» .
  • Заказчик - средства инвестора.
  • Вместимость основных групповых ячеек - 20 человек.

Обеспечен доступ для маломобильных групп населения на все этажи. Разработан в 2011-2012 гг. Рекомендуется для применения.

Площадь участка 0,54 га
Площадь застройки 1400 кв. м
Общая площадь (без подвала) 3940 кв. м
Этажность 3 этажа
Вместимость 125 мест
Стоимость в базовых ценах 2000 г.
(без благоустройства и наружных сетей)
37,0 млн руб.
Стоимость в ценах I квартала 2012 г. 180,4 млн руб.
Общая площадь на 1 место 31,5 кв. м
Стоимость 1 места в базовых ценах 2000 г. 0,333 млн руб.
Стоимость 1 места в ценах I квартала 2012 г. 1,4 млн руб.
Стоимость кв. м общей площади в базовых ценах 2000 г. 0,0094 млн руб.
Стоимость кв. м общей площади в ценах I квартала 2012 г. 0,045 млн руб.

Индивидуальный проект детского сада на 115 мест (ЮЗАО, ул. Намёткина, пересечение с ул. Херсонской)

  • Разработчик - ООО «НАБАД Дизайн».
  • Заказчик - cредства инвестора.
  • Конструктивное решение - сборно-монолитный.
  • Вместимость основных групповых ячеек - 20 человек.

Обеспечен доступ для маломобильных групп населения на все этажи. Разработан в 2011 г. Рекомендуется для применения.

Площадь участка 0,56 га
Площадь застройки 1274,7 кв. м
Общая площадь (без подвала) 2180,5 кв. м
Этажность 2 этажа
Вместимость 115 мест
Стоимость в базовых ценах 2000 г.
(без благоустройства и наружных сетей)
20,559 млн руб.*
Стоимость в ценах I квартала 2012 г. 68,051 млн руб.*
Общая площадь на 1 место 18,9 кв. м
Стоимость 1 места в базовых ценах 2000 г. 0,179 млн руб.*
Стоимость 1 места в ценах I квартала 2012 г. 0,592 млн руб.*
Стоимость кв. м общей площади в базовых ценах 2000 г. 0,009 млн руб.*

Стоимость кв. м общей площади в ценах I квартала 2012 г.
* - предварительные данные инвестора

0,034 млн руб.*

Индивидуальный проект детского сада на 95 мест (ЮАО, Восточное Бирюлёво, 6-я Радиальная ул., д. 7, корп. 9)

  • Разработчик - ОАО «ЦНИИЭП жилых и общественных зданий».
  • Заказчик - ОАО «Московский комбинат хлебопродуктов».
  • Конструктивное решение - монолитный, пристроенный к индивидуальному жилому дому. Вместимость основных групповых ячеек - 20 человек.

Обеспечен доступ для маломобильных групп населения на первый этаж. Разработан в 2009 г. Рекомендуется для применения.

Площадь участка 0,52 га
Площадь застройки 838,7 кв. м
Общая площадь (без подвала) 2066,8 кв. м
Этажность 3 этажа
Вместимость 95 мест (5 групп)
Стоимость в базовых ценах 2000 г.
(без благоустройства и наружных сетей)
24,72 млн руб.
Стоимость в ценах I квартала 2012 г. 105,31 млн руб.
Общая площадь на 1 место 21,7 кв. м
Стоимость 1 места в базовых ценах 2000 г. 0,26 млн руб.
Стоимость 1 места в ценах I квартала 2012 г. 1,110 млн руб.
Стоимость кв. м общей площади в базовых ценах 2000 г. 0,012 млн руб.
Стоимость кв. м общей площади в ценах I квартала 2012 г. 0,051 млн руб

Включайся в дискуссию
Читайте также
Проценты по заемным средствам
Ведение зарплаты в 1с 7.7 пошаговое обучение
Как приготовить филе палтуса