Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как смотреть лыжные гонки. Тесты по физической культуре Элементы тактики лыжных гонок

Рассказывает Алексей Барышников – лидер команды ABST, тренер, в прошлом профессиональный спортсмен, призер российских и международных соревнований.

Смазка лыж.

На длительные тренировки и сам марафон рекомендую класть базовый и гоночный парафин чуть более холодный, чем погодные условия. Если температура воздуха ниже 10 градусов мороза, то, не задумываясь, кладем самый морозный парафин. Он более жесткий, следовательно, более износоустойчив и смазки хватит на бОльшую часть дистанции, чем если класть по погоде.

Тактика на лыжном марафоне. Самое интересное)

Как показала практика, у нас в стране со старта первые пару километров почти все участники бегут как-будто за олимпийскими медалями, несутся сломя голову. Потом народ успокаивается и продолжает в своем темпе – кто на что готов. При этом на старте все стараются встать, как можно ближе вперед. В Европе несколько иначе – там люди изначально встают по силам и спокойно начинают и продолжают гонку. Это надо учитывать при выборе места (геолокации) старта.

На старте, если вы бежите первый раз или у вас недостаточно опыта, лучше встать с краю, так риск попадания в завал становится меньше. Со старта первые несколько сот метров следует идти более короткими шагами, стараться не отбрасывать далеко назад палки, так как в пылу стартовой эйфории другие участники легко могут их сломать.

Бежать одному 50 километров очень тяжело, поэтому старайтесь найти человека или группу по силам и работать вместе, по очереди выходя вперед. Никто не любит «рюкзаков», кто сидит сзади и не выходит поработать вперед, поэтому старайтесь не уподобляться таким людям и честно отрабатывать свои смены. Это правило работает для тех, кто не борется за победу. В противном случае, можно схитрить и сделать вид, что вы еле держитесь в группе и поэтому выходить на смены вам тяжело и скорость группы будет падать. Но если вы так будете делать регулярно на каждом старте, то отношение к вам у других участников будет соответственным и никто «джентельменится» с вами не будет. Можно договориться с другими участниками и меняться каждые 3-4 минуты, так общая скорость вашей группы будет выше.

Чтобы на финише опередить конкурентов, наблюдайте за ними по ходу дистанции, как у них катят лыжи со спусков по сравнению с вашими, как они проходят равнинные и горные участки трассы, определите сильные и слабые стороны соперников и предпринимайте решающее ускорение в выгодном для вас месте. Но помните, другие участники также могут присматриваться к вам и использовать ваши слабые стороны против вас.

В совокупности, хорошая физическая подготовка, продуманная тактика, хорошо катящие лыжи и качественное питание на дистанции приведут вас к высоким результатам!

Элементы тактики лыжных ходов

Распределение сил на дистанции. Лучшие результаты достигаются при относительно равномерном прохождении дистанции. Колебания

интенсивности выполняемой работы не должны превышать 3 -5% в ту и другую сторону от ее средней.

Резкие ускорения, как правило, ухудшают работоспособность лыжника, так как при этом наступает дискоординация деятельности двигательного аппарата, органов дыхания и кровообращения. Дыхательная и сердечно-сосудистая системы приспосабливаются к новому ритму работы с некоторым опозданием (от 5 до 10 с). При работе же в пределах оптимальной зоны происходит как бы настраивание различных функциональных систем на единый рабочий ритм.

Очень важно найти правильный начальный темп гонки. Начинать гонку сразу в полную силу рекомендуется только хорошо тренированным лыжникам. Гонщику, недостаточно подготовленному, лучше вначале идти с интенсивностью ниже средней.

Для раскладки сил большое значение имеет порядок выхода со старта. В наиболее выгодных условиях находятся лыжники, которым по жеребьёвке достались последние номера. Им легче следить за противниками. Для гонщиков, стартующих первыми номерами, рекомендуется идти по своей раскладке сил, контролируя равномерность хода по отрезкам дистанции; или добиться преимущества сразу же после выхода со старта. Первый вариант называется тактикой на лучший результату второй — тактикой отрыва.

Приемы борьбы с противниками. Когда противники стартуют в одной паре или через два-три номера, во время гонки они могут видеть друг друга. Приемы тактической борьбы в условиях непосредственного контакта можно разделить на три группы.

К первой группе относятся приемы тактической борьбы при парном и общем старте. Первый прием — опередить противника, чтобы вырваться вперед или попасть в головную группу. Второй прием — пропустить часть участников вперед. При парном старте сильного противника выгодно пропустить вперед, так как следом за ним идти легче.

Приемы второй группы применяются в тех случаях, когда противник находится впереди. Догнав идущего впереди лыжника или, наоборот, пропустив вперед участника, надо постараться не отпустить его, а держаться возможно ближе. Следуя за соперником, надо постараться изучить его силы и использовать его ошибки. Лыжник должен стремиться сделать лидером стартующего в паре, а если у противника тот же замысел, и он на этот прием не пойдет, пропустить вперед при первом же удобном случае. Если же лыжник видит, что противник слабее по силам, его следует обходить сразу.

Последним относящимся к этому виду тактическим приемом является обгон броском. Если идущий впереди гонщик не подает признаков с ильного утомления и не хочет пропустить следующего за ним лыжника вперед, обойти его можно только при помощи сильного броска.

Существуют определенные правила, которых следует придерживаться при обгоне. Например, обходить противника выгодно на том участке, где лыжник имеет преимущество, в тот момент, когда противник заметно устал. Перед обгоном следует немного передохнуть: перейти на одновременные ходы, стараться идти свободнее, а затем сделать уверенный, сильный бросок. Если борьба идет за первое место, и противник также сильный лыжник, обходить его нужно там, где это ему не выгодно (например, на горе или на глубоком снегу). На подъемах выгоднее обходить противника не сразу. Лучше весь подъем пройти следом за ним и только наверху обойти, чтобы на спуске быть первым.

Приемы третьей группы используются в тех случаях тактической борьбы, когда противник следует сзади.

Первый прием — отрыв от противника. Если спортсмен, идущий сзади, скользит свободно, у него еще есть свежие силы, ничего не остается, как пропустить его вперед. Но если заметно, что противник не имеет существенного преимущества, не следует его сразу пропускать. Не дожидаясь, пока он приблизится вплотную, немного ускорить ход, слегка оторваться от противника, а когда он снова сделает попытку подойти, опять повторить бросок.

Второй прием — бросок на финише. Спортсмену, имеющему преимущество в быстроте, не следует делать ускорения в середине гонки, если он идет примерно в одно время со своими более выносливыми противниками. Лучше приберечь силы для финишного броска. При хорошем самочувствии можно начинать финишный бросок за 2—4 подъема до финиша, а если сил остается мало, — перед последним подъемом.

Применение различных приемов тактики в соревнованиях преследует задачи: держать противника в постоянном напряжении, заставлять его тратить силы постоянной сменой темпа, разведать его скоростные возможности, использовать ошибки, моменты наибольшего утомления, чтобы на финише реализовать достигнутое преимущество.

Рациональное распределение сил на дистанции - один из важнейших вопросов тактической подготовки лыжника - гонщика. В деле совершенствования тактического мастерства лыжников-гонщиков, мы проводилось исследование, в котором ставилась задача определить эффективность распределения сил участников соревнований в зависимости от их спортивной квалификации, рельефа местности и метеорологических условий.

В зависимости от подготовленности, индивидуальных особенностей, профиля трассы и внешних условий участники соревнований проходят дистанции следующими вариантами:

1. С относительно равномерной скоростью по всей дистанции.

2. С относительно равномерной скоростью на большей части дистанции и увеличением скорости в конце.

3. С относительно равномерной скоростью на большей части дистанции с замедлением в конце.

4. С быстрым началом, замедлением скорости на дистанции и ускорением в конце.

5. С быстрым прохождением первой половины дистанции и снижением скорости на второй.

6. С усилением на второй половине дистанции.

7. С постепенным убыванием скорости.

8. С увеличением скорости хода на отдельных участках дистанции (рывками).

Основываясь на результатах математической обработки «раскладки» сил лыжниками на разных по протяженности трассах, можно считать установленным, что из вышеприведенных вариантов гонщики большей частью предпочитают следующие: равномерное распределение сил на всей дистанции (колебание средней скорости не выше 2-3%), увеличение скорости хода на отдельных ее участках (рывками), относительно слабое начало и увеличение скорости на второй половине дистанции, сильное начало (на 8-9% вышесредней скорости) и относительно слабый финиш (на 5-6% ниже средней скорости). Однако последний вариант, как это утверждает В.Д. Шапошников, требует от лыжника большой тренированности и высокого развития качества быстроты.

Установлено, что в большинстве случаев лыжники и лыжницы, занявшие в соревнованиях первые десять мест, проходят дистанции (5, 10, 15 км) более равномерно, хотя небольшие колебания скорости (не выше 2-3% от средней интенсивности, или так называемая «оптимальная зона», по Г.П. Богданову и др.) встречаются даже у сильнейших лыжников. Спортсмены, занявшие места в последующих десятках, проходят дистанцию менее равномерно, т.е. начинают гонку сильно (на 5-10% выше средней скорости), а финишируют слабо. Причина такого неравномерного прохождения состоит в том, что лыжники неправильно оценивают свои силы. Поэтому в соревнованиях они выступают ниже своих возможностей.

Умение тактически правильно распределять свои силы на гоночных трассах особенно необходимо высококвалифицированным лыжникам-гонщикам, для которых победа или поражение в гонке зачастую решается одной - двумя выигранными или проигранными секундами.

Рациональные варианты распределения сил на дистанциях следует выбирать главным образом на контрольных тренировках. При этом в основном нужно апробировать следующие варианты: равномерное распределение сил на всей дистанции, или вариант с усилением хода на отдельных участках, или прохождение первой половины дистанции быстрее второй, и наоборот. Выбор же варианта должен обусловливаться степенью подготовленности лыжника, силами соперников, знанием внешних условий и профилем трассы.

Выбор и апробирование вариантов распределения сил следует производить на разном рельефе. Одно дело выбрать вариант распределения сил, когда трасса соревнования проложена по слабопересеченной местности, совсем другой - когда она проходит по сильнопересеченной. Кроме того, нестандартные внешние условия, различный состав участников в соревнованиях и т.п. невольно заставляют гонщика изменять установившийся вариант распределения сил и вдумчиво, творчески относиться к выбору его в той или иной гонке. Вот почему выбор рационального варианта распределения сил и успешная его реализация в процессе гонки - вопрос очень трудный.

Прохождение дистанции с учетом своей подготовленности, распределение силы так, чтобы добиться более высокого результата.

1. Если лыжник достаточно хорошо подготовлен и обладает высокими скоростными качествами, ему целесообразно первую половину дистанции проходить сильно (на 8-9% выше средней скорости). Смысл этого варианта в том, что, используя указанное качество, лыжник выигрывает на первой половине дистанции расстояние у соперников, обладающих значительной скоростной выносливостью и проходящих вторую полови ну трассы быстрее первой.

2. Если лыжник слабо подготовлен, дистанцию соревнования ему следует проходить относительно равномерно (с колебаниями скорости не выше 3-5% от средней скорости). При таком варианте распределения сил у него больше возможностей использовать все стороны своей подготовленности, чем при других вариантах, так как в этом случае он менее зависим от тактических приемов своих конкурентов.

3. В том случае, если гонщик хорошо подготовлен и обладает значительной скоростной выносливостью, гонку целесообразно начинать в оптимальном темпе (на3-5% выше средней скорости), а финишный отрезок пройти сильно (на 8-9% выше средней скорости). Этот вариант часто приносил победу прославленной лыжнице Г. Кулаковой.

Лыжнику следует помнить: умению распределять силы помогают многочасовой бег (с умеренной и равномерной интенсивностью), а также многокилометровые походы. При появлении же усталости (особенно во второй половине дистанции) гонщику необходимо сосредоточить внимание на рациональном использовании оставшихся сил с тем, чтобы сохранить интенсивность работы и поддержать скорость на дистанции.

дипломная работа

1.2.4 Тактически рациональное распределение сил в лыжных гонках

Рациональное распределение сил на дистанции - один из важнейших вопросов тактической подготовки лыжника - гонщика. В деле совершенствования тактического мастерства лыжников-гонщиков, мы проводилось исследование, в котором ставилась задача определить эффективность распределения сил участников соревнований в зависимости от их спортивной квалификации, рельефа местности и метеорологических условий.

В зависимости от подготовленности, индивидуальных особенностей, профиля трассы и внешних условий участники соревнований проходят дистанции следующими вариантами:

1. С относительно равномерной скоростью по всей дистанции.

2. С относительно равномерной скоростью на большей части дистанции и увеличением скорости в конце.

3. С относительно равномерной скоростью на большей части дистанции с замедлением в конце.

4. С быстрым началом, замедлением скорости на дистанции и ускорением в конце.

5. С быстрым прохождением первой половины дистанции и снижением скорости на второй.

6. С усилением на второй половине дистанции.

7. С постепенным убыванием скорости.

8. С увеличением скорости хода на отдельных участках дистанции (рывками).

Основываясь на результатах математической обработки «раскладки» сил лыжниками на разных по протяженности трассах, можно считать установленным, что из вышеприведенных вариантов гонщики большей частью предпочитают следующие: равномерное распределение сил на всей дистанции (колебание средней скорости не выше 2-3%), увеличение скорости хода на отдельных ее участках (рывками), относительно слабое начало и увеличение скорости на второй половине дистанции, сильное начало (на 8-9% вышесредней скорости) и относительно слабый финиш (на 5-6% ниже средней скорости). Однако последний вариант, как это утверждает В.Д. Шапошников, требует от лыжника большой тренированности и высокого развития качества быстроты.

Установлено, что в большинстве случаев лыжники и лыжницы, занявшие в соревнованиях первые десять мест, проходят дистанции (5, 10, 15 км) более равномерно, хотя небольшие колебания скорости (не выше 2-3% от средней интенсивности, или так называемая «оптимальная зона», по Г.П. Богданову и др.) встречаются даже у сильнейших лыжников. Спортсмены, занявшие места в последующих десятках, проходят дистанцию менее равномерно, т.е. начинают гонку сильно (на 5-10% выше средней скорости), а финишируют слабо. Причина такого неравномерного прохождения состоит в том, что лыжники неправильно оценивают свои силы. Поэтому в соревнованиях они выступают ниже своих возможностей.

Умение тактически правильно распределять свои силы на гоночных трассах особенно необходимо высококвалифицированным лыжникам-гонщикам, для которых победа или поражение в гонке зачастую решается одной - двумя выигранными или проигранными секундами.

Рациональные варианты распределения сил на дистанциях следует выбирать главным образом на контрольных тренировках. При этом в основном нужно апробировать следующие варианты: равномерное распределение сил на всей дистанции, или вариант с усилением хода на отдельных участках, или прохождение первой половины дистанции быстрее второй, и наоборот. Выбор же варианта должен обусловливаться степенью подготовленности лыжника, силами соперников, знанием внешних условий и профилем трассы.

Выбор и апробирование вариантов распределения сил следует производить на разном рельефе. Одно дело выбрать вариант распределения сил, когда трасса соревнования проложена по слабопересеченной местности, совсем другой - когда она проходит по сильнопересеченной. Кроме того, нестандартные внешние условия, различный состав участников в соревнованиях и т.п. невольно заставляют гонщика изменять установившийся вариант распределения сил и вдумчиво, творчески относиться к выбору его в той или иной гонке. Вот почему выбор рационального варианта распределения сил и успешная его реализация в процессе гонки - вопрос очень трудный.

Прохождение дистанции с учетом своей подготовленности, распределение силы так, чтобы добиться более высокого результата.

1. Если лыжник достаточно хорошо подготовлен и обладает высокими скоростными качествами, ему целесообразно первую половину дистанции проходить сильно (на 8-9% выше средней скорости). Смысл этого варианта в том, что, используя указанное качество, лыжник выигрывает на первой половине дистанции расстояние у соперников, обладающих значительной скоростной выносливостью и проходящих вторую полови ну трассы быстрее первой.

2. Если лыжник слабо подготовлен, дистанцию соревнования ему следует проходить относительно равномерно (с колебаниями скорости не выше 3-5% от средней скорости). При таком варианте распределения сил у него больше возможностей использовать все стороны своей подготовленности, чем при других вариантах, так как в этом случае он менее зависим от тактических приемов своих конкурентов.

3. В том случае, если гонщик хорошо подготовлен и обладает значительной скоростной выносливостью, гонку целесообразно начинать в оптимальном темпе (на3-5% выше средней скорости), а финишный отрезок пройти сильно (на 8-9% выше средней скорости). Этот вариант часто приносил победу прославленной лыжнице Г. Кулаковой.

Лыжнику следует помнить: умению распределять силы помогают многочасовой бег (с умеренной и равномерной интенсивностью), а также многокилометровые походы. При появлении же усталости (особенно во второй половине дистанции) гонщику необходимо сосредоточить внимание на рациональном использовании оставшихся сил с тем, чтобы сохранить интенсивность работы и поддержать скорость на дистанции.

1.2.5 Формирование «Тактического» мышления у лыжников

Правильно намеченная и хорошо осуществленная тактика решает успех лыжника в соревновании. Именно такая тактика обеспечила, например, заслуженному мастеру спорта В. Смирнову возможность добиться преимущества перед сильнейшим лыжником мира норвежцем В. Ульвангом в гонке на 30 км на чемпионате мира в Лахти (Финляндия, 1989 г.).

Процесс же составления и реализация тактического плана базируются на хорошо развитом «тактическом» мышлении лыжника. Тактическая подготовка лыжников-гонщиков предполагает включение в процесс тренировки специальных мероприятий, направленных на формирование у спортсменов «тактического» мышления.

1. Все мастера спорта и подавляющее большинство перворазрядников (87%) придают большое значение составлению тактического плана гонки. Это было очень четко выражено олимпийским чемпионом В. Рочевым, который в беседе заявил, что «правильно составленный тактический план гонки сводит к минимуму элемент случайности в ходе гонки, позволяет наилучшим образом реализовать свои возможности. Отсутствие же тактического плана придает гонкам сумбурный характер. Гонщик идет "на авось". При таком положении трудно добиться хороших, устойчивых результатов».

Такое понимание значения тактического плана является для лыжников одновременно мотивом их деятельности, стимулирующим активность их мыслительной деятельности в период подготовки к предстоящему соревнованию. Поэтому все опрошенные мастера спорта и значительная часть перворазрядников используют в своей практике каждую возможность для предварительного ознакомления с дистанцией и составления тактического плана гонки.

Гигиена физической культуры - предмет, задачи и методы

Рациональное питание, построенное на научных основах, обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой умственной и физической работоспособности и продлению творческого долголетия. Для людей...

Деятельность туристической фирмы на рынке

1 месяц: Всего средств: 12000 у.е. Класс А - 1 путевка Класс B - 18 путевок Класс C - 3 путевки Расходы: 1*660+18*500+3*440=10980 у.е. Выручка: 1*1800+18*1300+3*1100=28500 у.е. Остаток: 1020 у.е. 2 месяц: Всего средств: 15020 у.е...

Индивидуальная оздоровительная программа "Здоровый образ жизни"

Рациональное питание (от латинского слова rationalis -- «разумный») -- это физиологически полноценное питание здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера труда, климатических условий обитания...

Особенности подготовки юных лыжниц спринтеров

Спортивная подготовка лыжника - это специализированный педагогический процесс, направленный на достижение высоких результатов. Система современной спортивной подготовки слагается из конкретных сторон...

Особенности построения спортивной тренировки в лыжных гонках

2.1 Задачи исследования Можно выделить следующие задачи исследования: 1. Изучить научно-методическую литературу и установить основные факторы, определяющие быстроту юных лыжников. 2...

Подготовка легкоатлета к соревнованиям

Все легкоатлеты должны моделировать, или, как говорят, "проигрывать", в тренировке возможные нагрузки и ситуации предстоящего состязания. При этом, конечно, надо учитывать особенности спортсмена и вида легкой атлетики...

Построение цикличности обычно начинают с больших циклов, определяя годичную периодизацию тренировки. Периодизация тренировки в лыжных гонках основывается на общих закономерностях развития тренированности и становления спортивной формы...

Подготовка лыжников-гонщиков на спринтерские дистанции

В системе отбора юных лыжников-гонщиков существует множество аспектов, на которые нужно обратить внимание. При выборе объект не знает, что его оценивают...

Психологическая характеристика деятельности лыжника-гонщика в условиях соревнования

Результат выступления в лыжных гонках зависит от многих факторов: физического и технического состояния спортсмена к моменту соревнования, технического мастерства, тактически правильного распределения им сил на дистанции, смазки лыж и т.д...

Развитие специальной выносливости лыжников-гонщиков 15-16 лет в летний период

Лыжный спорт является важным средством физического воспитания в школе. В методической и научной литературе нет единого мнения о том, с какого возраста целесообразно начинать обучение и тренировку юных лыжников...

Система гигиенического обеспечения подготовки спортсменов в легкой атлетике

Рациональное питание, построенное на научных основах, обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой умственной и физической работоспособности и продлению творческого долголетия. Для людей...

Тактическая подготовка лыжников к спринтерским соревнованиям

Было установлено (В.Н. Манжосов), что скорость передвижения коньковыми способами значительно выше, чем при прохождении тех же участков классическими ходами...

Физкультура и здоровье

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья. Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии...

Основная направ­ленность Классы
На освоение тех Переход с одновре- Переход с хода на ход
ники -лыжных хо менных ходов на по- в зависимости от ус-
дов переменные. Преодо- ловий дистанции и
ление подъемов и состояния лыжни.
препятствий. Про- Элементы тактики
хождение дистанции лыжных гонок: рас-
до 5 км (девушки) и пределение сил, лиди-
до 6 км (юноши) рование, обгон, фини-
ширование и др. Про-
хождение дистанции
до 5 км (девушки) и
до 8 км (юноши)
Основная направ­ленность Классы
На знания о фи­зической культуре Правила проведения самостоятельных занятий. Особенности физической подготовки лыжника. Основные элементы тактики в лыжных гонках. Правила соревнований. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Первая по­мощь при травмах и обморожениях

Элементы единоборств

В средней школе учащиеся должны закрепить ранее освоенные, а также изучить новые приемы борьбы лежа и стоя. Результатом обучения и критерием обученное является умение вести; учебную схватку (табл. 21). Как и в 8-9 классах, следует широ­ко применять материал по видам единоборств для разностороннего развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реагирования и перестроения двигательных действий, равновесие, вестибулярная устойчивость, способность к произ­вольному расслаблению мышц, дифференцирование силовых па­раметров движения) и кондиционных (силовых, силовой вынос­ливости, скоростно-силовых) способностей. В этот период усили­вается сопряженное совершенствование сложной техники единоборства и развитие соответствующих координационных и кондиционных способностей.

Для освоения программного материала можно отводить время всего урока или включать элементы единоборств при прохождении материала других разделов, прежде всего гимнастики. Учитывая ограниченность времени, выделяемого на базовую часть для глубокого освоения этого вида, следует использовать часть вариативной части, а также внеклассные и самостоятельные занятия. Наряду с юношами раздел единоборств могут осваивать девушки, проявившие к этому интерес.

Таблица 21 1

Программный материал по элементам единоборств

Основная направ­ленность Классы
На освоение тех­ники владения приемами Приемы самостраховки. Приемы борьбы лежа и стоя. Учебная схватка
Основная направ­ленность Классы
10 11
На развитие коор­динационных спо­собностей Пройденный материал по приемам единобор­ства, подвижные игры типа «Сила и ловкость», «Борьба всадников», «Борьба двое против дво­их» и т. д.
На развитие сило­вых способностей и силовой вынос­ливости Силовые упражнения и единоборства в парах
На знания о физи­ческой культуре Самостоятельная разминка перед поединком. Правила соревнований по одному из видов единоборств. Влияние занятий единоборствами на развитие нравственных и волевых качеств. Техника безопасности. Гигиена борца
На освоение орга­низаторских уме­ний Умение судить учебную схватку одного из видов единоборств
Самостоятельные занятия Упражнения в парах, овладение приемами страховки, подвижные игры. Самоконтроль при занятиях единоборствами

Плавание

В школах, где есть условия, продолжается этап углубленного закрепления пройденного материала, направленного на приобре­тение навыка надежного и длительного плавания в глубокой во­де. Одновременно с этим включаются новые элементы по осво­ению прикладного плавания (табл. 22). Уроки по плаванию мож­но чередовать с уроками по другим разделам, вести их в виде отдельных курсов, а также выносить за сетку учебных занятий и проводить в открытых водоемах, соблюдая правила безопасности.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Суп-пюре из свеклы и яблока со сливками с хреном Свекольный крем суп
Салат грибное лукошко с опятами, рецепт приготовления
К чему снится музей по соннику