Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Усадьба князя А.Б.Куракина (Надеждино) в Пензенской области. Усадьба "Надеждино"

МАСОНСКИЙ САД

КНЯЗЯ А. Б. КУРАКИНА

В УСАДЬБЕ НАДЕЖДИНО

Князья Куракины оставили выдающийся след в истории России : в политике, экономике, социальных отношениях, архитектуре, искусстве. Их столичные дома и дворцы известны специалистам. Вместе с тем, приходится признать, что дальние имения Куракиных изучены недостаточно, а среди них менее всех Надеждино Сердобского уезда Саратовской губернии (ныне Пензенской области ), владения князя Александра Борисовича (1752-1818). В Надеждине князь прожил значительное время своей жизни: с ноября 1782 по ноябрь 1796 гг. и с сентября 1798 по февраль 1801 гг. . До длительного пребывания в сердобском имении он путешествовал по Европе , посетил множество дворцов и парков. Если по поводу авторства дворца в Надеждино идут споры, то парк является полностью творением князя А. Б. Куракина .

Скромная презентация Надеждинского парка в усадьбоведении не соответствует его значению в истории русского искусства и культуры. Оно определяется тем, что парк создавался одновременно с первыми пейзажными императорскими парками в окрестностях Петербурга . В 1780-х гг. начали строиться Английский сад в Петергофе , пейзажный парк около Большого дворца в Царском Селе , парк в Павловске .Но Надеждинский , созданный в соответствии с самой передовой европейской модой, появился в саратовской глуши. Изучение этого парка может быть продуктивным в следующих аспектах: его стилистическая принадлежность (пейзажная с элементами регулярной, в том числе и барочной планировки, архитектура садовых павильонов и пр.); сравнение с одновременными европейскими и русскими парками; его индивидуальные особенности и своеобразие. Наконец, масонская программа парка.


А. Б. Куракин принадлежал к шведско-берлинской масонской системе и состоял в высокой степени посвящения. С масонством он познакомился и был посвящён во время своих заграничных путешествий либо в 1770-х годах , либо в 1781-1782 годах , когда сопровождал цесаревича Павла Петровича .

«масонские программы особенно были ясно видны в Надеждине Куракиных, Савинском Лопухиных» . (1)

Таким образом, куракинский парк входит в тройку «самых масонских» , наряду с подмосковной усадьбой Я. В. Брюса в Глинках . (2) Но это положение автором не расшифровывается. Масонским Надеждино считает и М. В. Нащокина в монографии о русских садах. Она делает такое заключение на основе анализа топонимики храмов, просек и дорожек. (3)

Цель этой статьи - указать на возможные подходы при определении художественных образов парка, конкретно - его масонской программы. При этом необходимо учитывать замечание В. С. Турчина о несхожести мироощущения людей эпохи Просвещения с нашим:

«все люди до эпохи позитивизма и материализма XIX века были другими, их мировоззрение - качественно иным, со своим особенными понятиями и идеалами, даже с другой лексикой» . (4)

К Надеждинскому парку это применимо дословно, так как важнейшей его особенностью является развитая топонимика. (5)

К сожалению, парк сохранился до настоящего времени только в виде зелёного массива: аллеи почти не просматриваются, а садовые затеи и строения находились в полуразрушенном состоянии уже в середине XIX в. , а к его концу перестали существовать.






Однако иконография парка достаточно обширна. Сохранился гравированный в 1795 г. план (6) , на котором указаны наименования храмов, просеков и дорожек. Известны гравюры и картины с видами нескольких уголков парка, преимущественно парковых сооружений. В мемуарных зарисовках, как современников князя, так и гостей усадьбы в середине и конце XIX и в начале XX века , описываются некоторые элементы его обустройства. Кроме того, недавно републикованы «Надписи в стихах к просекам, дорогам и храмам в Англинском саду» , сочинённые неким Т. Троепольским и впервые изданные в 1795 г. (7)

Весьма увлекательно и логично зачислить парк, разбитый по проекту одного из первых русских масонов, в безусловно масонские. В статье, посвящённой русским масонским садам, задача которой составить парадигму масонской парковой атрибутики, М. В. Нащокина очень верно замечает, что

«парковые масонские символы <…> практически не повторяются, и каждый раз наделены какими-то уникальными чертами». (8)

Причина этого в том, что каждый усадебный парк - отражение личного опыта владельца, и одни и те же атрибуты в каждом парке имеют свои нюансы в символике. И дело здесь даже не в пресловутой масонской герметичности: только посвящённый видит тайный смысл, - а в том, что каждый посвящённый, в зависимости от масонской системы и степени посвящения, видит свой тайный смысл. ( 9 ) Однозначно масонских символов в Надеждинском парке практически нет. Почти любое название и элемент садовой архитектуры могут быть истолкованы и номинативно, и аллегорически, отсылая к некоему символическому значению. Как пишет И. И. Свирида ,

«попытка прочесть образы пейзажного парка глазами вольного каменщика является лишь одним из способов интерпретации его многозначного текста, однако такое прочтение позволяет шире представить его многослойную семантику» . ( 10 )

Представляется, что наличие тех или иных элементов не является поводом для отнесения парка к масонскому, так как, по верному замечанию Ю. М. Лотмана ,

«символ никогда не принадлежал какому-либо одному синхронному срезу культуры <…>, приходя из прошлого и уходя в будущее. Память символа всегда древнее, чем память его несимволического текстового окружения». ( 11 )

Пожалуй, определяющим может служить наличие программы, охватывающей все элементы в единый комплекс. Какой же она может быть, исходя из анализа «Плана Англинскому саду из нагорной дубравы позадь Господского дома» , гравированного в 1795 году по приказу князя А. Б. Куракина ?


Усадебный парк князь начал разбивать в 1780-х годах , когда строился первый деревянный господский дом. План 1795 года отражает не окончательный вариант парка, что можно видеть из переписки князя. В письме от 12 мая 1794 г. к великому князю Павлу Петровичу он пишет:

«Я только что переименовал их все [садовые павильоны, очевидно, они уже существовали - Л. Р. ] в храмы и дал имя этим храмам, всем просекам и дорожкам этого прелестного сада. На каждой просеке можно будет найти множество столбов с надписями, которые сообщат её имя, чтобы все прохожие могли тотчас проникнуться идеями и чувствами, которые здесь вызывают ассоциации». (12)

На плане некоторые дорожки, павильоны ещё не имеют названий, есть объекты неопределённого назначения. (13) Кроме того, в гравированном альбоме с видами парка есть изображение храма Верности (le Temple de la Fidelite ), но такого нет ни на плане, ни в «Надписях в стихах» .


В то же время, на плане и в надписях есть храм Благодарности (le Temple de la Reconnaissance ) и Ворота красивого вида (la porte de Belle vue ), но их изображения отсутствуют. На плане есть Новая китайская беседка (Nouveau Bosquet Chinois ), есть и её изображение, но нет надписи ей. Известны виды дома Молчанова и Летнего дома , но их нет на плане, нет к ним и надписей. На мой взгляд, это свидетельство, во-первых , незавершённости работы над парком. Во-вторых , очевидно, программа (наименования) сочинялась применительно к тому, что уже есть.

Ещё одним аргументом в пользу этой версии, может служить существование в нём храма Лады . По-французски его название на плане переведено как le Temple de la Concorde (храм Согласия ). А вот то же русское название храма под гравюрой с его изображением переведено как le Temple de Venus (храм Венеры ). План и виды парка гравировались одновременно. (14) Надпись в стихах к храму Лады явно указывает на обращение к богине:

«Ты дщерь отца богов, ты мать всея природы!
Так вдревле чли тебя; так ныне чтут народы.
Сердце
[думаю, здесь ошибка, правильнее «сердца», т.е. множ. число - Л. Р. ] - твой жертвенник; вселена - твой алтарь…
Тебе подвластен Царь, пастух и всяка тварь!»
.

Безусловно, здесь речь идёт о Венере (Афродите ), богине Любви , дочери отца богов Юпитера (Зевса ). Согласно греческой мифологии, ей подчинены боги и люди.

Интересно, что храм назван русским именем богини, а не античным, римским или греческим, что для князя Александра Борисовича было бы более привычным, а для нас ожидаемым. Во многих античных мифах Венера воспевалась как богиня плодородия, дарующая жизнь растительному и животному миру. Славянская языческая богиня Лада известна русским исследователям с XVII века , причём, именно этнографам, т.е. её культ зафиксирован в фольклоре, в записи песен и обрядов, ей посвящённых. Академик Б. А. Рыбаков пишет:

«Историко-этнографические материалы <…> рисуют нам Ладу как богиню брака и благополучия, празднования в честь которой проводились весной (1 мая) и в первую половину лета («зелёные святки» в диапазоне: середина мая – середина июня)» . (15)

Обращает на себя внимание, что письмо князя Александра Борисовича к цесаревичу, в котором он сообщает о переименовании храмов и просеков, написано 12 мая , т.е. в самую пору прославления богини Лады . Известно, что в Надеждине была музыкальная школа, где наряду с «музыкантами иностранной нации» преподавали и русские музыканты. В одном из докладов А. Б. Куракину учитель нотного пения Лещинский упоминает, что занятия в школе ведутся по нотам русских песен, присланных князем. (16) В Надеждине был оркестр роговой музыки. Таким образом, народные песни звучали в усадьбе, и князь Александр Борисович интересовался народным творчеством. В 1780-1790-х годах в русском просвещённом обществе растёт интерес к нему. Издаются работы по древней славянской мифологии М. Попова и М. Чулкова . В 1776-1795 годах В. Трутовский издаёт «Собрание русских простых песен с нотами» , в 1790 году появляется широко известное «Собрание народных русских песен» И. Прача и Н. Львова . О русской народной песне писал А. Н. Радищев в своём «Путешествии» в 1790 году . На этом фоне закономерно в 1795 году произошло открытие «Слова о полку Игореве» , что может служить подтверждением общественного интереса к народной русской словесности.

Архитектурный образ храма Лады лишь отдалённо можно ассоциировать с русским зодчеством. Судя по изображению на гравюре, он представлял собой лёгкий двухэтажный, видимо, квадратный в плане павильон с балконом по периметру во втором этаже и такой же верандой на первом. Только шатровая крыша, возможно, служит напоминанием о русском тереме. Выскажу осторожное предположение, что храм Лады , как и Новая китайская беседка , могут относиться к предполагаемой перспективе развития парка в направлении превращения его в «экстракт вселенной всей» . Вспомним и о проекте «готического домика» , который прислал брат Алексей .


Вернёмся к французскому переводу имени храма Лады на плане 1795 года . Очевидно, что по замыслу князя, желавшего, чтобы все знали о его чувствах и мыслях при прогулке по парку, названия первоначально придумывались по-русски. Во всяком случае, мемуаристы не пишут о двуязычных надписях. Если бы они были только по-французски, их бы не все посетители могли прочитать, так как в ту пору не все провинциальные дворяне и по-русски читать умели. А ведь князь Куракин принимал всех проезжавших мимо, без церемоний. На французский названия были переведены, вероятно, лишь при гравировке плана в 1795 году . (Само переименование происходило весной 1794 года ). Возможно, переводчик надписей не знал имени славянской богини, переосмыслил его как форму женского рода от слова «лад» , т.е. согласие. Интересно, что во французском языке есть два слова, обозначающих согласие: la сoncorde (ж.р.; с оттенком: единодушие, согласованность) и le consentement (м.р.; с оттенком: сочувствие). Кроме этого, на выбор слова переводчиком могло повлиять переименование в 1795 году в Париже , после многочисленных казней, в том числе и короля, площади Луи XV в площадь Согласия (de la Concorde ). Впрочем, Г. Павлова в работе, посвящённой истории создания видов Надеждина (17) , относит время создания гравюр к декабрю 1796 - ноябрю 1797 года , т.е. значительно позже гравировки плана. Тогда расхождения в переводе названий становятся ещё более понятными.

Таким образом, своеобразием масонского парка Надеждино является прежде всего то, что его масонская программа привнесена в уже готовый парк, явлена в номинациях, а не рельефе, топографии, репертуаре скульптуры и сооружений, как то мы видим в других, большей частью позднейших масонских парках (например, Остафьево , Архангельское и проч.). Неслучайно князь хочет «узаконить» масонские смыслы физически: многочисленными надписями на столбиках. И это было сделано.

На плане 1795 г. курдонер перед дворцом показан пустым. Но существует ещё макет, находившийся в усадьбе, ныне хранящийся в Саратовском музее краеведения . (18)


На макете чётко виден партер перед дворцом, разбитый в виде равностороннего креста с вертикальной композицией в центре. Возможно, идея креста возникла позже гравировки плана. (19) В масонских усадьбах партер мог представлять выложенный из цветов ковёр ложи. Крест у масонов символизировал Веру , Любовь , Надежду , Терпение . Это, как мы увидим в дальнейшем, ключевые категории парковой программы. Надежда фигурирует в новом названии усадьбы, (20) а Терпение - в наименовании храма в парке. Можно вспомнить, что на княжеском гербе Куракиных начертан девиз: «За веру и верность» . Первый орден, полученный князем Александром в 1766 году в бытность дипломатическим представителем России в Копенгагене , назывался Совершенного Союза или Верности . (21)

Обращают на себя внимание три круглые клумбы, расположенные на оси, параллельной фасаду дворца. Две из них устроены у концов креста именно для того, чтобы крест вышел равноконечным, поскольку курдонер овальный, и ось восток-запад длиннее, чем север-юг. Вместе с тем, аллюзии креста в партере перед дворцом можно отнести к вполне привычным и традиционным средствам планировки в русских усадебных парках, а не к намёку на тайный смысл.

Что же можно видеть из плана? Прежде всего, резкое отличие его левой (западной) и правой (восточной) части. Западная часть составляет менее трети общей площади парка. Раздел проходит по самому широкому Цесаревичеву просеку , (22) начинающемуся от выхода из курдонера. Планировка частей различна. Западная часть представляет собой запутанную сеть извилистых дорожек, собирающихся и разбегающихся от небольших полянок с храмами. Здесь нет ни одного просека, т.е. прямой аллеи. Из девяти поименованных на плане храмов (23) в этой части находится пять: Славы , Терпения , Лады , Дружбы , Благодарности . Характерно, что нумерация храмов и дорожек на плане начинается именно с этой части парка. Двучастная планировка масонского парка соответствует учению о Хаосе (дикой природе, непросвещённой душе) и Гармонии (утверждённой Творцом , о просвещённой светом истины душе) и, соответственно, о становящейся (из хаоса) и ставшей (обретшей гармонию) душе. Названия храмов в западной части можно трактовать как добродетели, помогающие человеку достигнуть истины, и сложный, непрямой путь достижения этих свойств.


Шестой храм - Истины (21) - наиболее удалён от дворца, он расположен в восточной части на северной границе парка, и к нему от Ворот красивого вида идёт прямой просек (Софьин ), один из пяти лучей, отходящих от Ворот в восточную часть парка . Ближе всех к дворцу в парке храм Славы , он находится по левую (западную) сторону от центрального Цесаревичева просека . Интересно, что в отличие от других храмов, связанных между собой - пусть и весьма замысловато - дорожками, в храм Славы можно попасть только одним путём - с Цесаревичева просека . Очевидно, что это не случайность.

В западной части находился ещё один интересный объект, не указанный на плане, но сохранившийся в мемуарах. Один из посетителей, побывавший в Надеждине ребёнком в конце 1860-х - 1870-е годы , вспоминает

«какие-то лабиринты узких дорожек, из которых, казалось, не было выхода и которые приводили опять и опять к этой лесной лужайке, где лежал огромный камень из темного гранита с золотом высеченными буквами: “memento mori”. А дальше в тени ветвей мы неожиданно натыкались на снежно-белую беседку с колоннами, построенную в виде греческого алтаря с манившей нас надписью: “Храм Благодарности”» . (25)

Необработанный, «дикий» камень, символизирующий непросвещённую светом истины душу, является почти неоспоримым масонским парковым символом, равно как и лабиринт, символизирующий сложный путь непросветлённой души к истине. Размышления о смерти - непременная часть масонской эзотерики, ибо только в загробном мире для бессмертной души возможно достижение полного совершенства. (26)

Описание западной части закончу перечислением названий дорожек (27) , здесь расположенных. Вряд ли существует какой-либо специальный смысл в переплетениях и соединениях их названий. Полагаю, важна идея, выраженная совокупностью их наименований: Удовольствия , Уединения , Неожиданного утешения , Преодолеваемых трудностей , Истинного разумения , Частого повторения , Вспоминовения прошедших утех , Постоянного друга , Отважности , Прихоти , Скорого достижения , Верных любовниц , Восторга , брата Степана . Только последнее наименование (если это не ошибка гравёра) выпадает из полного репертуара переживаемых душой чувств на пути к становлению.

Основой планировки парадной восточной части являются Цесаревичев просек , идущий от дворца с расположенным в его центре храмом Ворота красивого вида , обращённым к правой части парка, с отходящим от Ворот пятилучьем просеков (не считая Цесаревичева ), с двумя этуалями на самом длинном, прорезывающем парк с запада на восток просеке Твёрдости , и двумя этуалями в южной и северной частях парка. Просек Твёрдости идёт почти параллельно «улице» каменных зданий (за пределами парка) и продольной оси дворца.

В восточной части находятся два храма: Ворота красивого вида и Вместилище чувствий вечных . Князь И. М. Долгорукий называет Ворота триумфальными , (28) а А. Голомбиевскому , в 1910 году посетившему усадьбу, уже ничего не удалось увидеть, кроме Ворот красивого вида , «очень напоминающих постройки в Царицыно» . (29) Здесь симптоматично сравнение с баженовскими строениями, возможно, имеющими масонскую символику. Смысл названия храма вполне разъясняется описанием другого мемуариста. По прямой аллее (Цесаревичев просек ) от дворца они дошли до круглой площадки, где находился прежде летний деревянный домик . (27)

«От него тянутся лучами широкие аллеи, будто тоннели, проложенные в массе зелени, открывая вдаль разнообразные картины; впечатление, какое они производят на зрителя, - истинно очаровательно! Однообразие аллеи делает незаметным ее далёкое протяжение, между тем там ярко освещённый предмет заканчивает чрезвычайно приятно эту тёмную перспективу и составляет живописный с нею контраст. Это очарование невыразимо, когда смотришь в аллею Марии-Антуанетты, названную так по видневшемуся в её конце памятнику. <…> На конце других аллей представляются: в одной – фасад дома, в другой – сельский вид, будто в диораме, в третьей – голубая даль, поля и проходящее стадо при золотистом свете вечернего солнца». (31)

Упоминание вечернего солнца заставляет вспомнить парк в Павловске . Известно, что там Д. Кваренги был задуман «вечерний сад» : выбиралось место, откуда хорошо виден закат солнца. (32) Вечер и закатное солнце ассоциировались с мотивами призрачности всего земного, настраивали на отстранение от преходящего. (33) Вместе с тем, это просто любование красивым местом, «естественной» натурой, а князь Александр Борисович был «истинным любителем природы» , о чём свидетельствуют его письма из Надеждина .


Название второго храма парадной части «Вместилище чувствий вечных» говорит об установившейся гармонии души, где господствуют вечные, то есть высшие, не изменяющиеся чувства. Правда, князь И. М. Долгорукий описывает его по-другому.

«В этой зале, поставленной в саду, было четыре кабинета; на дверях каждого был вензель любезной какой-либо особы князю. Мысль его всегда обращалась к той, чье имя видел он там, где избрал сидеть. Из этой залы мы смотрели на представление в поле людьми его драмы “Эмилия Галотти”». (34)

Князь Иван Михайлович Долгорукий не был масоном, (35) поэтому тайный смысл имени храма ему не мог быть открыт. Из надписи к храму явствует, что «чувствия вечные» - это «не внешние чувства, душевные и сердечны е» , переживаемые героем в обществе, а «всё, что вокруг меня» , т.е. «естественная» природа (английского пейзажного, а не регулярного французского парка), явленная в надеждинском саду . Таким образом, «чувствия вечные» - это общая аллегория природы, а не изменчивого человеческого общества. Парк - прибежище покоя и блаженства души: его

«воздвигнули блаженство и покой <…>
Здесь дружба и любовь век обрели златой».
(Надпись к караульне у входа в парк).

В восточной части заметно преобладание названий просеков в честь конкретных людей - семь из тринадцати: Цесаревичев , Антуанетин , Нелидовой , Катишин , Софьин , Алюнин , Браницкой . (36) Остальные наименованы: Славных дел , Твёрдости , Ожидаемого благоденствия , Приятного наслаждения , Отрады и Милой тени .

«Эти названия вызывают у меня приятные и интересные воспоминания, - писал князь Александр Борисович . - Они обозначают природу чувств и имена людей, которые занимают мое сердце. Они будут часто вызывать у меня грусть, но она всегда будет сопровождаться душевным спокойствием, и за ней последует радость ничем неомраченного счастья, свободного от хлопот, тревог, угрызений совести и сожалений, которым так часто предаёшься в большом свете». (37)

Память - одна из главных тем, воплощённых как в номинациях сада, так и в «Надписях в стихах» . Из сорока шести миниатюр в десяти присутствуют слова «память» или «памятник» . Прежде всего, во всех случаях, где названия посвящены конкретным лицам. (38)

Очевиден другой принцип называния просеков и дорожек в этой торжественной части парка, свидетельствующей о победе Души над Хаосом и о найденной гармонии. Теперь душа хозяина парка явлена в зримых образах памятников, павильонов, аллей и дорожек, видов, уголков - во всём многообразии ассоциативных и мемориальных связей. Одновременно, по верному замечанию О. С. Евангуловой , «имена призваны внушить посетителю, что он становится гостем некоего государства с его пределами и сопредельными местностями» . (39) Князь Александр Борисович является государем этого маленького княжества и двора, а присвоение имён близких людей аллеям парка может восприниматься пожалованием милости, как при настоящем дворе. Кстати, сами отмеченные вниманием хозяина так к этому и относились. Например, брат Степан обижался, что его дорожка короче дорожек управляющих княжескими имениями Молчанова и Ямпольского . Намёк на масонство в таком случае можно увидеть лишь в пренебрежении социальной иерархией тех людей, именами которых названы просеки и дорожки.

Есть ещё и третий смысл в парковой топонимике: зашифрованное послание другу. В письме цесаревичу Павлу Петровичу князь А. Б. Куракин писал:

«Я сделал для Вас, мой дорогой покровитель, уменьшенный план моего сада, и отправляю его Вам, как только будет готов список названий, коими я его наполнил. Эти имена не будут представлять для Вас загадку, как для других: они позволят Вам проникнуть в самые сокровенные тайники сердца Вашего покорного слуги и откроют для Вас его чувства, чаяния, радости. Вы узрите его обнажённую душу и увидите, что он всегда таков, каким Вы его знали <…>». (40)

Недомолвки князя проясняются «надписями в стихах» . Так, первые строчки посвящения Цесаревичеву просеку показывают благородную неизменность чувств и преданность Павлу :

«Кого в душе моей по Боге первым чту,
Для коего презрел блистательну мечту» .

В посвящении храму Благодарности мотив богоподобия Павла повторен:

«<…>А кто благотворит, тот Божеству подобен,
Таков ты <…>, коему навек я посвящен и сам».
(41)

О планировке просеков можно заметить, что от точки входа в сад прямо до Ворот идёт самый широкий Цесаревичев просек , а почти под прямым углом к нему правее - Славных дел , пересекающийся с Антуанетиным . На месте пересечения, видимо, был поставлен памятник французской королеве. Получается малый треугольник: Цесаревич , Славные дела , Мария-Антуанетта . Далее просек Славных дел доходит до пересечения с просеком Твёрдости и получается большой треугольник: Цесаревич , Славные дела , Твёрдость . Кстати, эти три просека - самые длинные в парке.

Особенности рельефа, играющие большую роль в масонской символике (холмы, горки, пещеры, гроты, острова и проч.), практически не участвуют в масонской программе надеждинского парка. Имеющиеся на плане пруды никак не обозначены ни в надписях, ни в названиях. Только в двух миниатюрах содержится упоминание о конфигурации объектов. О просеке Твёрдости сказано:

«Прямизна сей стези, толико протяженной,
Являет цель души, ко благу устремленной».

Те же без обиняков высказанные масонские идеи и в посвящении дорожке Удовольствия :

«Хоть сей искривлен путь, но прямо он ведет
К тем удовольствиям, не знает коих свет».

На гравированных изображениях видно, что некоторые храмы стоят на небольших возвышениях (несколько ступенек), скорее высоких фундаментах, так как парк разбит на ровном возвышенном плато. Исключение составляет храм Славы . Он венчает искусственный холмик, по склонам которого змеится дорожка-серпантин, её хорошо видно и на плане. Надпись о Славе , венчающей бессмертьем «великих душ дела» закрепляет эту прозрачную аллегорию восхождения.

Топонимика и планировка данным анализом, безусловно, не исчерпывается, однако общий принцип устройства парка и его программа, на мой взгляд, достаточно ясны. Я полагаю, что искать их надо не в масонской герметической символике, а в масонской этике. Отличительной особенностью Надеждинского парка является полное отсутствие мистики и сложной аллегории. Как указывает И. И. Свирида , масонство XVIII века ,

«начавшись прежде всего в качестве морально-этического движения, на протяжении столетия обрастало мистическими напластованиями, <…> его структура и ритуал всё более усложнялись» . (42)

А. Б. Куракин принадлежал к самым первым по времени появления русским масонам, разрабатывавшим нравственно-этические идеи. Их задачей было самопознание.

«Они больше масонствовали, чем были масонами», - написал о русских масонах первого поколения В. О. Ключевский . - Они <…> вступили в состав “малого избранного народа” вольных каменщиков только для того, чтобы самих себя переработать в пригодные камни для мысленного храма Соломонова». (43)

Необходимо учитывать и такие качества личности князя Александра Борисовича , отмечаемые всеми современниками, как самопрезентация (или, как писали некоторые мемуаристы, тщеславие), постоянное напоминание о своём положении при дворе и проч. (44) Оказавшись в ссылке, князь осмысливает и стремится «обжить» эту ситуацию как возможность явить в натуре масонские добродетели в суровых испытаниях, посланных ему Творцом . «Абстрактные» названия аллей при таком прочтении становятся говорящими. Это очевидно при обращении к «Надписям в стихах» . Самый популярный мотив в них - плодотворность уединения. Слова «уединение» , «пустыня» , «убежище» , «покой» , «тишина» , «безмолвие» присутствуют в тринадцати миниатюрах. Это впрямую соотносится с одной из заповедей вольных каменщиков:

«Ищи сам истину в тишине и уединении». (4 5 )

Даже «приятное наслаждение» возможно только после уединения, «которому здесь жизнь посвящена моя » . (Посвящение просеку Приятного наслаждения ).

Итак, парк в Надеждино - это место поиска истины душой, жаждущей совершенства. Истинный «друг человечества» , обретший твёрдость и гармонию, не озлобляется, не замыкается в себе, не скорбит, не отчаивается, не предаётся унынию. Он благодарен всем за малейшее сочувствие к его судьбе. Он открыт радостям жизни: это говорит о его чистой душе.

«Места, блаженные едемской простотою,
Места, далёкие от светских туч и стрел!

Я в вас душевное спокойствие обрел».
(Надпись к дорожке Спокойствия душевного ).

Здесь душа обретает утраченную первородную беспорочность, как в Эдеме (рае).





В топонимике парка нет чувств греховных, угнетающих, даже скорбных или грустных, что дало повод некоторым исследователям (О. С. Евангулова ) говорить о гедонистической программе парка (46) , т.е. не выходящей за рамки сентиментализма. Действительно, такое впечатление может сложиться, если посмотреть только названия просеков, храмов и дорожек. В стихотворных надписях гедонизм сменяется масонскими идеями самосовершенствования, приближения к Эдему (раю). (Анализ стилевой принадлежности и литературной программы «Надписей в стихах» требует отдельной статьи). Хозяин парка убеждает посетителей в том, что на лоне природы человек забывает об изменчивости и коварстве света, чувства его чисты и естественны, он уподобляется праотцу Адаму в эдемском саду. Но достижение такого состояния даётся трудом души.

Многочисленными исследователями признано, что масонство является философской основой сентиментализма. (П. Н. Сакулин , Г. А. Гуковский , Г. П. Макогоненко , П. А. Орлов , Н. Д. Кочеткова , И. И. Свирида , О. Н. Купцова , В. И. Сахаров и др.). Напомним, что Англия была родиной и масонства, и сентиментализма, и пейзажных парков. Затем пути их расходятся, масонство сентиментализмом не поглощается и не исчерпывается, как и пейзажный парк не поглощается и не исчерпывается идеями вольных каменщиков. Сентименталисты предпочитают любоваться «естественной» природой и своими чувствами, масоны - постигать тайный смысл мироустройства и пути самосовершенствования. И оба делают это в пейзажном парке. (4 7 )

На мой взгляд, самобытным в парковой топонимике Надеждино является постоянный уход его владельца от абстрактного философствования о мироустройстве к изображению «чувствий» своей души. И в этом - прелесть и очарование этого парка. Здесь, например, мы видим памятник не масонскому учителю и не благодетелю, а несчастной французской королеве Марии-Антуанетте , с которой князь А. Б. Куракин был хорошо знаком.

«На медной доске пьедестала вызолоченными словами идет надпись о ней, заканчивающаяся словами: “Мимоидущий, вспомни о ней, возрыдай о несчастьях ея, вознеси о ней горячую молитву твою пред Всевышним”» . (48)

Это прямое противопоставление масонским памятникам учителям (Ср., например, парк в Савинском с памятниками Репнину , Руссо , Фенелону , Юнгу , Лейбницу , Конфуцию , Квирину Кульману , Эккартсгаузену и проч.). (49) Аллеи здесь называются не в честь героев Отечества или всемирной истории, являющих образцы доблести для подражания, а именами людей, имеющих заслуги только перед самим владельцем парка. Это не величие «чувствий» , а индивидуальность переживаний.

Программа парка может быть выражена понятиями «верность, терпение, любовь и надежда» , являющимися основой душевной гармонии, к которой она приходит, познав дружбу, славу, благодарность, верность и проч. чувства, варьирующиеся в партере, в названии храмов, просеков и дорожек западной и восточной частей парка, в посвящённых им надписях. Это соотносится и с девизом герба Куракиных («За веру и верность» ), и с психологическими особенностями личности и биографией князя Александра Борисовича . Он был постоянен в привязанностях и благороден, что отмечено и благодарной за память о муже императрицей Марией Феодоровной , (50) и многочисленными дипломатами (поведение князя на пожаре в Вене в 1810 году ). Язвительный Ф. Ф. Вигель писал:

«Он хотел казаться не модником, а великим господином. <...> За то, какою искусною представительностью, каким благородством, каким постоянством и нежностью в дружбе заменял он все недостатки свои!» ( 5 1)

Особенностью Надеждинского парка является полное отсутствие исторических и географических аллюзий и отсылок: нет ни античных богов, ни египетских сфинксов, ни руин, ни средневековых подземелий и проч. Нет стихий огня и воды. Князь И. М. Долгорукий создал афористическое описание Савинского парка :

«на десятине» снят «экстракт вселенной всей».

Надеждинский парк ему противоположен: здесь не макро-, а микрокосм - душа человека, стихия тонкой душевной материи. В Надеждинском парке личность заявляет своё право на своеобразие, неповторимость, причём, с наивной убеждённостью, что она, конкретная душа, интересна всем самыми своими мельчайшими движениями и привязанностями. Масонский смысл этой программы заключается в том, что в парке представлен образ души идеальной, самосовершенствующейся в уединении. В дальнейшем парк мог измениться. Но после 1801 года князь Александр Борисович в имение не приезжал. Так парк и остался «портретом» благородной души владельца на определённый момент его бытия.

Л. В. Рассказова

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Турчин В. С. Взгляд русского масона на природу естественную и искусственную // Русская усадьба: Сб ОИРУ. Вып. 8. М.: Жираф, 2002. с.45.

2 В Глинках парк регулярный, принадлежность к масонству определяется по присутствию статуй греко-римского пантеона, павильону, где заседала ложа, и планировке аллей в виде масонских символов. См.: Нащокина М. В. Русский масонский сад. // Русская усадьба: Сб ОИРУ. Вып. 12. М.: Жираф, 2006. С. 514-515.

3 Нащокина М. В. Русские сады. XVIII – первая половина XIX века. М.: АРТ-Родник, 2007. с.227-230.

4 Турчин В. С. Указ. сочинение, с. 48.

5 Например, надо иметь в виду, что значение слова «любовницы» в названии одной из дорожек парка - «Верных любовниц» - в XVIII веке и в XX веке разнится. Под любовницей в наше время подразумевается незаконная связь, а в XVIII в. - возлюбленная, а любовники - влюблённые. Таким образом, «верные любовницы» можно трактовать, например, как возлюбленные, или влюблённые, преодолевшие все препятствия.

6 РГАДА, ф.1375, оп. 2, д.6., л.1.

7 См.: Дмитриева Е., Купцова О. Жизнь усадебного мифа: утерянный и обретённый рай. 2-е изд. М.: ОГИ, 2008. с. 458-467. В дальнейшем тексты «надписей в стихах» приводятся по этому изданию. Об авторе «Надписей» ничего неизвестно. Я полагаю, что, во всяком случае, программа их составлялась самим князем А. Б. Куракиным .

8 Нащокина М. В. Русский масонский сад. // Русская усадьба: Сб ОИРУ, Вып. 12. М.: Жираф, 2006. с. 518.

9 Об «идейной пестроте» русского масонства говорят многие исследователи и сами масоны. См., например: Сахаров В.И. Иероглифы вольных каменщиков. Масонство и русская литература XVIII - начала XIX века. М.: Жираф. 2000. с. 53.

10 Свирида И. И. Указ. соч., с. 139.

11 Лотман Ю. М. Символ в системе культуры. Тарту, 1987. с. 11-12. Цит. по: Свирида И. И. М.: Наука, 1994. с. 139.

12 Восемнадцатый век. Исторический сборник, издаваемый по бумагам фамильного архива <…> кн. Ф. А.Куракиным. / Под ред. В.Н.Смольянинова. Т. 2, М., 1905, с. 123-124. Курсив мой.

13 Например, нечто в виде холма правильной круглой формы, - видимо насыпного, исходя из изображения на плане, - в середине просека Твёрдости . Репертуар земляных парковых сооружений этого периода весьма обширен: горка Парнас ; горка с гротом или пещерой внутри . Из масонских объектов - подземный лабиринт или помещение для тайных заседаний ложи . Наконец, просто погреб , оформленный как грот. Побывавший в парке в 1848 г. Д. Карташев упоминает о каком-то земляном кургане , с которого по вечерам звучала музыка.

14 Скорнякова Н. Н. У садьба Надеждино. Работы художников Я. Филимонова и В.Причетникова в собрании ГИМ // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Еже-годник. 1997. М.: Наука, 1998. с. 513-523.

15 См. подробнее: Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981. Ч.III. Гл. 7 «Рождение богов и богинь».

16 Дьяконов В. А. Лицедеи, певчие, музыканты. Саратов, 1991. с. 15.

17 Павлова Г. Виды села Надеждина // Собрание. 2010. №1 (24). с. 88-97. Автор делает вывод, что гравюры с видами надеждинского парка - самый ранний опыт работы русских мастеров в жанре ландшафтной гравю-ры (до создания класса ландшафтной гравюры в Академии художеств в 1799 г. ).

19 Известно, что Павел I в 1797 г. учредил в России великое приорство Мальтийского ордена . После захвата в 1798 г. Наполеоном острова Мальты Павел I был избран великим магистром ордена . Князь А. Б.Куракин в это время был в Петербурге , рядом с императором, а с 1798 г. - опять в Надеждино .

20 Первоначально село называлось Борисоглебское .

21 Павлова Г. Указ. соч., с.96. С этим орденом князь изображён одном из наиболее ранних его портретов - на гравюре 1779 года А. Радига по оригиналу А. Рослина .

22 На плане тринадцать пронумерованных просеков: 1 - Цесаревичев , 2 - Славных дел , 3 - Нелидовой , 4 - Антуанетин , 5 - Твердости , 6 - Катишин , 7 - Софьин , 8 - Алюнин , 9 - Браницкой , 10 - Ожидаемого Благоденствия , 11 - Приятного Наслаждения , 12 - Отрады , 13 - Милой тени .

23 Девять храмов, обозначенные на плане латинскими литерами, имеют следующие названия: Славы , Терпения , Лады , Дружбы , Благодарности , Ворота красивого вида , Вместилище чувствий вечных , Истины , Новая Китайская беседка .

24 Во время Отечественной войны 1812 года при подходе Наполеона к Москве в храм Истины в Надеждино по приказу князя был перевезён семейный архив Куракиных из дома на Басманной . После войны документы были возвращены в Москву .

25 Ладыженский В. Н. «В последние годы крепостного права и первые годы воли» . Неоконченные воспоминания. // Земство. 1995. №1. Пенза, 1995. с.52-53.

26 Ср.: «Не забывай своего собственного совершенства и радей об удовлетворении нуждам бессмертной души твоей. <…> Познание самого себя есть основание каменщицких правил. Душа твоя есть дикий камень, который очистить должно» . Из «Устава вольных каменщиков, утверждено на всеобщем Совета Конвенте, бывшем в Вильгельмсбаде в 5787 году» . Цит. по: Масоны и масонство. Вып.1. М.: Эра, 1994. с. 105.

27 Имена дорожек (их всего 29 , нумерация просеков и дорожек общая): 14 - Удовольствия , 15 - Уединения , 16 - Неожиданного утешения , 17 - Преодолеваемых трудностей , 18 - Жаркого любовника , 19 - Истинного разумения , 20 - Частого повторения , 21 - Вспоминовение прошедших утех , 22 - Спокойствия душевного , 23 - Постоянного друга , 24 - Веселой мысли , 25 - Задумчивости , 26 - Отважности , 27 - Прихоти , 28 - Скорого достижения , 29 - Верных любовниц , 30 - Доброго согласия , 31 - Восторга , 32 - Брата Степана , 33 - Новая , 34 - Брата Алексея , 35 - Трудолюбия , 36 - Гатчинская , 37 - Петра Молчанова , 38 - Размышления , 39 - Радости , 40 - Степана Ямпольского , 41 - Великодушия , 42 - Услаждения самого себя .

28 Долгоруков И. М. Повесть о рождении моем, происхождении и всей жизни. Петроград, 1916. с. 242.

29 Голомбиевский А. Покинутая усадьба. Село Надеждино, бывшее имение князей Куракиных // Старые годы, 1911, № 1. с. 22.

30 Это, всё-таки, Ворота красивого вида , судя по дальнейшему описанию. Поскольку мемуарист ни плана, ни самих построек не видел, он мог перепутать названия и расположение садовых павильонов.

31 Карташев Д. Село Надеждино (В Сердобском уезде) // Иллюстрация. СПб. 1848. Т.VII. № 162. с. 84-88.

32 Никифорова Л. В. «Глядясь в зерцало вод…» // Русская усадьба: Сб ОИРУ. Вып. 11. М.: Жираф, 2005. с.132.

33 Ср.: герой очерка Н. М. Карамзина «Прогулка» (1789) отправляется вечером на прогулку, цель которой - встреча восходящего солнца, «величественного образа величественного творца всего» . При этом необходимо взойти на холм, символизирующий «приближение смертного к своему бессмертному началу» . (Орлов П. А. Русский сентиментализм. М.: МГУ, 1977. с.119). Известно также, что масоны называли себя «детьми вдовы» , т.е. таинственной Натуры , вдовствующей ночью без ушедшего солнца Матери-природы . (Сахаров В. И. Указ. соч. С.31).

34 Долгорукий И. М. Указ. соч., с. 322.

35 См.: Серков А. И. Русское масонство. 1731-2000 гг. Энциклопедический словарь. М.: РОССПЭН, 2001. Впрочем, автор этого справочника не претендует на исчерпывающую полноту списков.

36 Реальный комментарий см.: Дмитриева Е. Е., Купцова О. Н. Указ. соч., с. 458-461.

37 Восемнадцатый век. Т.2. Указ. изд., с.124.

38 Только в надписи к Цесаревичеву просеку нет слова «память» , но это чувство выражено опосредовано: герой «чтит» друга в своей душе, т.е. постоянно думает о нём.

39 Евангулова О. С. Страны и народы мира в художественной Вселенной усадьбы. // Русская усадьба: Сб ОИРУ. Вып. 5. М.: Жираф, 1999. С. 22.

40 Восемнадцатый век. Т. 2. Указ изд., с. 124. Перевод О. Н.Купцовой , см.: Дмитриева Е. Е., Купцова О. Н. Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретённый рай. 2-е изд. М.: ОГИ, 2008. с. 455.

41 Ф. Ф. Вигель свидетельствует, что «изображения великого князя Павла Петровича находились у него во всех комнатах» дворца. (Вигель Ф. Ф. Записки. Ч.1. М., 1892. С.195).

42 Свирида И. И. Сады Века философов в Польше. М.: Наука, 1994. с.127.

43 Ключевский В. О. Воспоминания о Н. И.Новикове и его времени. // Он же. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.:Правда, 1990. с. 384-385. Сам В. О. Ключевский был масоном. См.: Серков А. И. Указ. соч., с.397.

44 Известны слова князя А. Б. Куракина о Надеждине : «Если и не удастся мне сим домом пользоваться и в нем жить, пусть же останется он здешнему месту прочным украшением и памятником обо мне» . (Цит. по: Голомбиевский А. Указ. соч., с.25). Я полагаю, что здесь более глубокое чувство, чем про-сто тщеславие.

45 Карманная книжка для В* К* . М., 1783. Издана Н. И.Новиковым . Цит. по: Новиков В. И. Указ. соч., с.231.

46 О. С. Евангулова пишет о названиях: «Ассортимент их типичен для своего времени и покоится на гедонистической основе» . (Евангулова О. С. Изображение и слово в художественной культуре русской усадьбы // Русская усадьба. Сб ОИРУ. Вып. 2. М., 1996. С.43).

47 Интересное наблюдение в этой связи приводит П. А. Орлов . А. М. Кутузов и Н. М. Карамзин бывали в берлинском Тиргартене . Одна и та же аллея первого из них навела на мрачные размышления о смерти и загробной жизни, второго - на воспоминания о друге (том же Кутузове ), который тоже здесь бывал. См. подробно: Орлов П. А. Русский сентиментализм. М.: МГУ, 1977. с.129.

48 Карташев Д. Указ. соч., с. 88.

49 См.: Новиков В. И. Масонские усадьбы Подмосковья // Русская усадьба. Сб ОИРУ. Вып.5. М.: Жираф, 1999. с. 231-239.

50 Императрица поставила в Павловске надгробный памятник кн. А. Б.Куракину с надписью «Другу друга моего» . Ср. у А. Голомбиевского : «чистосердечная, бескорыстная и беспредельная преданность наследнику престола» . (Указ. соч., с. 7).

51 Вигель Ф. Ф. Записки. Ч. 1. М.: Издание «Русского архива», 1892. С. 194-195.

________________________________________
Опубликовано: Русская усадьба: Сборник Общества изучения русской усадьбы.
Вып. 16 (32). / Научн. ред.-сост. М. В. Нащокина. СПб: «Коло», 2011. с. 70-87.
________________________________________

В XVII веке село Надеждино значилось как пустынь и называлось Скубятино.

В 1803 году имение было приобретено Сергеем Александровичем Норовым (1762-1849) – «надворным советником и кавалером», Саратовским губернским предводителем дворянства.

В 1843 году А.Н. Норов возводит домовую кирпичную церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

У А.Н. Норова было шестеро детей:

  • Василий (1793-1853),
  • Авраам (1795-1869),
  • Александр (1798-1870),
  • Авдотья (1799-1835),
  • Дмитрий (1802-1868),
  • Екатерина (1806-1864).

В то время усадьба Надеждино включала:

  • двухэтажную каменную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы,
  • двухэтажный дом на с каменным фундаментом,
  • два одноэтажных флигеля (один крытый тёсом, другой черепицей),
  • новую баню с предбанником,
  • погреб, конюшню с 3 стойлами и 2 отгородками для скотины,
  • сенный сарай, крытый тёсом.
«Перед большим домом, окрашенным в розовую краску, с мезонином и белыми колоннами, расстилался лужок-круг, обсаженный розовыми кустами и массой белых нарциссов, затем шли два пруда, c небольшой рощей вдоль берега с серебристыми тополями, плакучими березами. Из кленовых беседок открывался широкий вид на поля, деревни, виднелась вдали долина реки Яхромы, села за рекой, расположенные по синеющей возвышенности (Клинско-Дмитровской гряде); можно различать даже ряды берез по Рогачевской большой дороге, а вправо на северо-запад и север всё леса, леса, сливающиеся с горизонтом.»

После революции 1917 в господском доме размешалась кустарная Надеждинская учебно-показательная мастерская. В ней – мастерские, классы и общежитие.

Дмитровский р-н, д. Надеждино
ст. Дмитров Савеловской ж.д., далее авт.

Объект культурного наследия регионального значения

Л.А.Фатуева, научный сотрудник
отдела истории, быта
и художественной жизни края МЗДК

Село Надеждино при пруде, Повельского стана, Дмитровского у В XVII в. называлась Скубятино и значилась как пустынь. В 1803 имение приобрёл «надворный советник и кавалер», Саратовский губернский предводитель дворянства Сергей Александрович Норов (1762-1849), известный стойкостью своих религиозных и монархических убеждений. В 1843 он построил домовую кирпичную церковь Покрова Пресвятой Богородицы, которая приписана к Черногряжскому погосту. С.А. Норов был женат на Татьяне Михайловне, ур. Кошелевой (1766-1838), происходившей из рода графов Воронцовых, внучке Дарьи Илларионовны Воронцовой, родной сестры канцлера графа Михаила Илларионовича Воронцова. С.А. Норов состоял в свойстве с могущественным графом А.А. Аракчеевым и пользовался его расположением. Во время ОВ 1812 г. через него супруги Норовы держали связь с сыновьями, находящимися в действующей армии. У них было шестеро детей:

Василий (1793-1853), выпускник Пажеского корпуса, герой Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов, служил в Лейб-гвардии Егерском полку, подполковник в отставке, декабрист;
- Авраам (1795-1869), воспитанник Благородного Пансиона при Московском Университете; д.т.с., сенатор, Министр народного просвещения (1854-57), член Государственного Совета; приятель А.С. Пушкина; герой ОВ 1812 года, участник Бородинской битвы, где потерял ногу; полковник гвардейской артиллерии в отставке; известный библиофил, путешественник и писатель, председатель Археографической Комиссии, которая издала свыше 15 томов древних актов, Новгородские и Ижорские писцовые книги, полное собрание русских летописей и др.; за свои литературные заслуги избран в члены Академии Наук; унаследовал имение Надеждино;
- Александр (1798-1870), воспитанник Благородного Пансиона при Московском Университете, член Общества любителей словесности, наук и художеств, поэт и переводчик, перевёл с французского на русский первое Философическое письмо П.Я. Чаадаева;
- Авдотья (1799-1835), девица, друг и почитатель таланта П.Я. Чаадаева, соседа по имению и друга семьи Норовых, который согласно его воле похоронен рядом с ней на кладбище Донского монастыря в Москве;
- Дмитрий (1802-1868), воспитанник Благородного Пансиона при Московском Университете; служил в Лейб-гвардии Егерском полку, 14 декабря 1825 г. находился в строю войск, собранных по высочайшему повелению на Дворцовой и Исаакиевской площадях Санкт-Петербурга против мятежников, за что в числе прочих получил Высочайшую признательность; гвардейский поручик в отставке; известен мастерским чтением басен И.А. Крылова, с которым был знаком, а также созданным им великолепным усадебным парком в своём имении Аймусово, Владимирской губ., на границе с Дмитровским у.;
- Екатерина (1806-1864), в замужестве Поливанова, муж - Пётр Николаевич Поливанов (1803-1864), поручик гвардейской конной артиллерии в отставке. Ей ещё при жизни А.С. Норов передал свои права на имение Надеждино, где она и её семья проживали постоянно. Её сын Николай Петрович Поливанов сопровождал А.С. Норова в путешествии по Святым местам и стал первым биографом декабриста В.С. Норова. Дети и внуки продолжили его дело по сохранению памяти своих славных предков.

Усадьба Надеждино в то время включала каменную двухэтажную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с колокольней, дом двухэтажный на каменном фундаменте, два одноэтажных флигеля, один, крытый тесом, другой - черепицей, баню новую с предбанником, погреб и конюшню с 3-мя стойлами и 2-мя отгородками для скотины, сенным сараем, крытым тесом. «Перед большим домом, окрашенным в розовую краску, с мезонином и белыми колоннами, расстилался лужок-круг, обсаженный розовыми кустами и массой белых нарциссов, затем шли два пруда, c небольшой рощей вдоль берега с серебристыми тополями, плакучими березами. Из кленовых беседок открывался широкий вид на поля, деревни, виднелась вдали долина реки Яхромы, села за рекой, расположенные по синеющей возвышенности (Клинско-Дмитровской гряде); можно различать даже ряды берез по Рогачевской большой дороге, а вправо на северо-запад и север всё леса, леса, сливающиеся с горизонтом.»

От усадьбы Норовых-Поливановых сохранилась отреставрированная из руин Покровская церковь, пруды, заросли сирени и таволги, дубы, берёзовая роща…

Недалеко от Сердобска, у слияния рек Хопра и Сердобы, среди живописных берегов раскинулась известная усадьба Надеждино, названная так владельцем этих мест Александром Борисовичем Куракиным, прозванным "бриллиантовым князем". Он переименовал бывшее село Борисоглебское в село Надеждино и поселился там в конце XVIII века. "Сие прозвание, - писал брат "бриллиантового князя" Алексей Борисович Куракин, - изображает мысли, в то время утешительно его занимавшие…"

Еще с петровских времен земли эти были пожалованы прадеду А.Б. Куракина - Борису Ивановичу, который приходился свояком Петру I по первой жене Евдокии Лопухиной. После военной службы, отличившись в Азовских походах, битве под Нарвой, в знаменитом Полтавском сражении, командуя лейб-гвардейским Семеновским полком, Б.И. Куракин перешел на дипломатическую службу, уйдя в отставку.

Усадьба князя Куракина «Надеждино»



Правнук его, Александр Борисович, был приближен к Екатерине II и являлся членом Государственного совета. Впавший в немилость за дружбу с цесаревичем Павлом, тридцатилетний князь Александр Борисович Куракин в самом расцвете придворной карьеры был удален в свое далекое родовое имение. Долгие годы опалы он таил надежду вернуться в Петербург. За неимением других дел Александр Борисович занялся благоустройством "глуши", решив приблизиться тем самым к светскому образу жизни. На возвышенном крутом берегу и высоком склоне реки, ставшем подиумом для дворца, в 90-х годах XVIII века Куракин возвел роскошный дворец по типу виденных им в юности Дармштадтского и Веймарского дворцов. К работе были привлечены крепостные мастера, крестьяне из различных деревень обширного имения.

"Я долго по неизвестной судьбе моей от сего строения удерживался. Наконец, сад мой и продолжающаяся одинаковость в моих обстоятельствах меня решили…" - писал Александр Борисович на девятом году своей ссылки.

Строительство дома началось осенью 1792 года. Автором проекта называли вошедшего тогда в моду Джакомо Кваренги. Однако брату в Петербург Александр Борисович сообщал, что внутреннее расположение начертил он сам и все три фасада сделаны по его мыслям. Вскоре появился ансамбль, о котором слух прошел и за пределами губернии. Окруженный каменной оградой дом, два полуциркульных фланкирующих флигеля. В глубине двора высился трехэтажный величавый дворец, вокруг, за Сердобой, простирались луга, окаймленные красивой извилистой рекой и дальше, за лугами, - вековой лес. У подножия откоса на берегу была устроена пристань с павильоном, к которому подходил серпантин - спуск от дворца до реки.

Огромный каменный дом с торжественным портиком включал в себя около восьмидесяти комнат, облицованных разного цвета алебастровыми массами, и домовую церковь. В саратовской усадьбе опальный князь создал целый двор. Бедные дворяне за большую плату принимали у него должности дворецких, управителей, даже шталмейстеров и церемониймейстеров. По его первому зову являлись секретарь, медик, капельмейстер и библиотекарь. Множество любезников без должностей составляли свиту князя и оживляли его "пустыню". Всякий день, даже в будни, за столом гремела у него музыка…

Кроме живописи художественное богатство надеждинской усадьбы составляла дорогая, редкой красоты и изящества мебель, изделия из французского фарфора, богемского стекла, мраморные скульптуры и другие произведения искусства. Здесь хранился огромный архив Куракиных.

С северной стороны дворца раскинулся обширный парк в английском стиле площадью более 100 гектаров, работы по разбивке которого шли в то же время, что и строительство самого архитектурного ансамбля. В структуре парка сочетаются две системы планировки: регулярная и свободная.

Регулярная, или радиально-лучевая, начинается от главного здания дворца широкой аллеей, пронизывающей с юга на север всю парковую территорию. По анализу И.К. Ежовой, "примерно на расстоянии 250 м от дворца на аллее была большая круглая площадка, на которой некогда стояла арка, зафиксированная на историческом генеральном плане. На продольной осевой длинной аллее, на ее пересечениях со свободно вьющимися дорожками были сделаны архитектурные или скульптурные акценты". Пять лучевых аллей веером расходились в восточную сторону от круглой площадки на основной аллее. Включая главную аллею, в общую композицию входили всего 7 подсобных аллей, из которых одна шла вдоль всего парка, с востока на запад. Она была более широкая и находилась под прямым углом к главной аллее. Каждая аллея-дорожка имела определенное затейливое название, пробуждающее сентиментальное настроение и напоминающее о приятных моментах из прошлого: Веселые мысли, Аленина, Милой тени, Гатчинская, брата Алексея, Отважная. На дорожках были площадки, в основном круглые, с павильонами и скульптурами. Одна из тех семи лучевых аллей называлась аллеей Антуанетты, так как она подводила к круглой площадке с домиком, посвященным Марии Антуанетте, который, к сожалению, не сохранился.

Храмы, беседки, галереи с символическими названиями, такими как храм Дружбы и Славы, галерея "Вместилище чувствий верных", храмы Истины, Верности, Терпения, фиксировали углы пересечения парковых дорожек и замыкали глубинные перспективы. Романтическая композиция парка создавалась на сочетании пейзажных и регулярных приемов организации его зоны. Влияние французского садово-паркового искусства чувствуется и в регулярной системе радиальных лучевых аллей, которая использовалась в XVIII веке в Царском Селе при создании Екатерининского паркового ансамбля.

После долгожданного вступления на престол Павла I князь был вызван в Петербург и осыпан милостями. Но дружба Александра Борисовича с неуравновешенным и подозрительным императором неожиданно оборвалась. Возможно, из-за слишком уж непринужденных отношений с императрицей Марией Федоровной и фавориткой императора Е. Нелидовой. Куракин вновь не по своей воле отправляется в Надеждино и живет здесь около двух лет.

В Надеждине родился побочный сын "бриллиантового князя", его любимый воспитанник Александр Николаевич Сердобин, получивший фамилию по названию речки Сердобы, а в придачу к ней и титул барона. Опекаемый князем и его бесчисленной дворней, мальчик получил впоследствии самое изысканное воспитание. Александр Борисович Куракин был прощен и призван ко двору незадолго до смерти Павла I. Князь вернулся к дипломатической службе и во время царствования Александра I находился в Вене и Париже. В своем великолепном имении он больше не бывал. При наследниках усадьба пустовала и постепенно стала приходить в упадок. Значительная часть имущества была вывезена в столицы, в тверские и орловские имения Куракиных. Надеждинский парк медленно умирал.

Некоторое оживление наблюдалось в Надеждине в семидесятых годах XIX века при А.Б. и Ю.Ф. Куракиных. Была восстановлена домовая церковь. С 1882 года в усадьбе постоянно жил Ф.А. Куракин (1842-1914). Последний владелец Надеждина из рода Куракиных принимал участие в работе Саратовской ученой архивной комиссии. На его средства на рубеже XIX-XX веков был частично издан семейный архив…

Около 1910 года Куракин продал усадьбу купцам Асеевым.

В 1921 году свободный художник и архитектор из Сердобска М.М. Черемисинов произвел обмеры и вычертил планы дворца Куракиных в Надеждине. А на следующий год пожар начисто опустошил некогда роскошный дворец.

Не сбылись слова устроителя Надеждина А.Б. Куракина: "Если не удастся мне сим домом пользоваться и в нем жить, пусть же останется он здешнему месту прочным украшением и памятником обо мне".

В июле 2015 года мне посчастливилось побывать в уникальном месте...заброшенной усадьбе Надеждино, расположенной в селе Куракино Сердобского района Пензенской области. Её владельцем был знаменитый государственный деятель князь Александр Борисович Куракин (1752-1818 гг.)

Владимир Лукич Боровиковский. Парадный портрет князя А.Б. Куракина. 1802 год.
Князь Александр Борисович Куракин (18 января 1752 - 24 июня 1818) - русский дипломат из рода Куракиных, вице-канцлер (1796), член Государственного Совета (1810), действительный тайный советник. Создатель усадьбы Надеждино и владелец Куракиной дачи к востоку от Петербурга. За «искусную представительность» и пристрастие к драгоценностям прозван «бриллиантовым князем».


А. Рослин. Портрет князя А.Б. Куракина. 1776 год.
Александр был первенцем князя Бориса Александровича Куракина и его жены Елены Степановны, дочери фельдмаршала С. Ф. Апраксина. Незадолго до безвременной кончины отца взят на воспитание братом своей бабушки - Никитой Ивановичем Паниным и привезён из Москвы в Петербург.
Н.И. Панин собственных детей не имел и, будучи воспитателем великого князя Павла Петровича, поощрял его общение и игры со своим племянником.
А.Б. Куракин был товарищем детских игр и занятий великого князя, между ними установились дружеские отношения (по свидетельству С. А. Порошина, «князь Александр Борисович почти каждый день обедал и ужинал вместе с наследником; часто вступал с ним в исторические диспуты»).


Ф. Рокотов. Портрет Великого князя Павла Петровича в детстве. 1761 год.


А. Рослин. Портрет Великого князя Павла Петровича. 1777 год.
С того времени князь Александр Куракин сделался одним из самых близких друзей будущего императора, которого в частных письмах величал Павлушкой.
В 1766 году князь Куракин отправлен был для обучения в Киль, в Альбертинскую коллегию, где слушал лекции около года, числясь в то же время при русском посольстве в Копенгагене и получив даже в 1766 году датский орден. В 1767-1768 годы совершил путешествие в Речь Посполитую, Данию, Германию. Образование своё довершил в Лейденском университете в компании таких блестящих молодых людей, как Н. П. Шереметев, Н. П. Румянцев, Н. Б. Юсупов, С. С. Апраксин.
За время своего гран-тура «мсье Борисов» (псевдоним русского путешественника) посетил также Англию и юг Франции; сжатое описание этой поездки было напечатано им в 1815 году в Петербурге.
В 1773 году он вернулся в Россию и вступил в массонскую ложу "Капитулум Петролиум" (в 1779 году был принят в главную Петербургскую ложу). С 1773 состоял при Великом князе Павле Петровиче, был одним из самых приближенных к нему лиц.
Эта дружба, однако, не встретила одобрения у правившей тогда Екатерины II, так как ей стало известно, что во время приезда в Петербург шведского короля Густава III, который был по совместительству видным масоном, тот посетил собрание франкмасонов в доме Александра Куракина, где посвятил в масонство и Павла Петровича. По настоянию императрицы, с подозрением относившейся к масонам, А.Б. Куракин был выслан из Петербурга в село Борисоглебское Саратовской губернии.


Виргилиус Эриксен. Портрет Екатерины II перед зеркалом.
Александр Борисович переименовал село в Надеждино. Новое название ассоциировалось с его внутренним состоянием души - надеждой на возвращение в Петербург.
Ещё в 1780 начал строить на берегу реки Сердобы усадьбу и дворец. Считается, что архитектором, работавшим над созданием знаменитого куракинского дворца, был мастер эпохи классицизма Джакомо Кваренги. Со временем границы губерний изменились, и в данное время владения князя Куракина принадлежат уже не Саратовской, а Пензенской области. В нынешнем Сердобском районе Пензенской области ему принадлежали деревни Александровка, Ростовка, Надеждино (Куракино), а на территории современного Городищенского района Александр Куракин владел сёлами Архангельское, Куракино, деревнями Ключи, Уранка, Борисовка, Павловское и сельцом Александровка. Здесь, по словам Ф.Ф. Вигеля, «в великолепном уединении своем сотворил он себе, наподобие посещенных им дворов, также нечто похожее на двор...


Князь А.Б. Куракин на фоне Надеждинского дворца.
Совершенно бедные дворяне за большую плату принимали у него, должности главных дворцовых управителей, даже шталмейстеров и церемониймейстеров; потом секретарь, медик, капельмейстер, библиотекарь и множество любезников без должностей составляли свиту его... Всякий день, даже будни, за столом гремела у него музыка, а по воскресным и праздничным дням были большие выходы... Изображения великого князя Павла Петровича находились у него во всех комнатах...». Живя открыто, хлебосольно, А.Б. Куракин тяжело переживал свою опалу, поддерживал переписку с наследником престола.
Выписывал из-за границы книги и составил отлично подобранную библиотеку.

Для гостей были составлены особые правила, имевшие целью предоставить каждому полную свободу и не стеснять и хозяина; один из пунктов гласил следующее:
"Хозяин никогда не ужинает, но всякий день в девять часов вечера, будет у него ужин готов для всех прибывших к столу; и он, прося дозволения от оного всегда отлучаться, просит также своих случающихся гостей, несмотря на его отсутствие, за оный садиться и за оным самим хозяйничать." Во дворце, достроенном в 1795 году, было приблизительно 80 комнат, украшенных живописью и предметами искусства, вывезенными из Европы. Князь-эпикуреец и в деревенской глуши не отказывал себе в удовольствиях. По изяществу убранства его дом соперничал с Зубриловкой, имением Голицыных, расположенным у впадения Сердобы в Хопёр. Вокруг дворца был посажен прекрасный парк, в чем то напоминающий парк Павловского дворца Павла I.
О павловском дворе напоминали устройство пейзажного парка и названия тропинок - Цесаревича, Нелидовой, Браницкой, Алёнина, Катишина, Софьина. Семь основных аллей сходились в 250 метрах от дворца на круглой площадке, отмеченной аркой. Характерны названия этих аллей - Веселые мысли, Антуанеттина, Милой тени, Гатчинская, брата Алексея, Отважная. Хозяин Надеждина писал Павлу Петровичу в Гатчину:

« Из своего окна я вижу речку, за ней озеро в две версты, село Александровское, деревни, вспаханные поля, равнины, пастбище, огромный лес. По этому наброску картины, которая ежедневно предстаёт перед моими глазами, Вы можете представить себе, что происходит во мне, и как я должен быть сейчас покоен и счастлив."


Современный вид на реку Сердобу, который открывался взору владельца дворца - Александру Борисовичу Куракину. Фото Анастасии Семёновой.
На углах и пересечениях дорожек были поставлены павильоны с характерными для эпохи сентиментализма названиями - храм Дружбы и Славы, галерея «Вместилище чувствий верных», храмы Истины, Верности, Терпения. Об облике этих сооружений можно судить по пейзажам, выполненным на рубеже XVIII и XIX веков художниками П. Малютиным, Я. Я. Филимоновым и В. П. Причетниковым. Виды куракинского парка были гравированы в Вене в 1800 году Й. Моссмером.


В.П. Причетников. Галерея "Вместилище чувствий нежных". Из серии "Виды имения князя А.Б. Куракина - Надеждино".


В.П. Причетников. Храм Истины. Из серии "Виды имения князя А.Б. Куракина - Надеждино".



В.П. Причетников. Храм Верности. Из серии "Виды имения князя А.Б. Куракина - Надеждино".
После смерти Екатерины II в 1796 году владелец усадьбы получил возможность вернуться в столицу, затем подолгу жил за границей в качестве полномочного посла.


В.Л. Боровиковский. Портрет А. Б. Куракина в одеянии бальи Мальтийского ордена. 1801 г.
При Павле Первом Куракин был пожалован в тайные советники и в гофмаршалы, вице-канцлеры, назначен членом Совета при императоре, получил ордена Святого Владимира 1-й степени и Андрея Первозванного. В январе 1797 года участвовал в подготовке конвенции о принятии Мальтийского ордена под покровительство Павла I.
Новый император Александр Павлович оставил Куракина управлять Коллегией иностранных дел до 5 сентября 1802 года, потом пожаловал его канцлером Российских орденов. При образовании Государственного совета А.Б. Куракин был назначен его членом и постоянно сохранял своё место среди первых сановников государства, исполняя те или иные дипломатические поручения императора, в том числе участвовал в разработке Тильзитского мира.
Умер князь Александр Борисович Куракин 24 июня 1818 года, на 67-м году жизни, в Веймаре, куда поехал на воды, и был похоронен в павловской церкви Марии Магдалины, близ Санкт-Петербурга. На памятнике, поставленном у входа в храм вдовствующей императрицей Марией Федоровной, надпись: «Другу супруга моего».
После отъезда Александра Борисовича Куракина Надеждино начинает ветшать, но П. А. Вяземский еще в середине XIX века свидетельствовал, что «Сердобский уезд полон ещё молвою и преданиями о житье-бытье Куракина Александра Борисовича в селе его Надежине во время опалы».
Поскольку прямых потомков князь Александр Борисович не оставил, с 1882 года в полузаброшенной усадьбе постоянно жил представитель рода Куракиных - князь Ф. А. Куракин (1842-1914). Любовь к сердобским местам привила ему мать, урождённая княжна Голицына, дочь владельца соседней Зубриловки. Фёдор Алексеевич разобрал хранившиеся в усадьбе бумаги своих предков и по настоянию историка М. И. Семевского осуществил в Саратове публикацию многотомного «Архива князей Куракиных», но, не имея прямых наследников, в 1910 г. продал усадьбу купцам Асеевым.

В начале 1920-х усадьба Надеждино, подобно сотням других усадебных дворцов по всей России, была сожжена крестьянами. Парковые павильоны снесены, от дворца А. Б. Куракина уцелел только остов.
В настоящее время усадьба представляет собой живописные руины, которые хранят память о пребывании там их владельца "Бриллиантового князя Александра Куракина". Оказавшись в этом чудесном месте, чувствуешь дух старины и величия века Петра I и Екатерины II, Великих, их фаворитов и вельмож...славной истории России рубежа XVIII-XIX веков, побед её армии и флота, разгрома Наполеона и небывалого подъёма Русской культуры эпохи классицизма...


Вид на дворец со стороны реки Сердобы.


Дворец А.Б. Куракина. Фото Анастасии Семёновой.


Сохранившиеся проездные ворота дворца. Фото Анастасии Семёновой.


Стены церкви, построенной князем А.Б. Куракиным.
В этой церкви в 1825 году на одну ночь был установлен гроб с телом императора Александра I Благословенного. Император скончался далеко от столицы, в Таганроге, и его тело везли в Санкт-Петербург через всю Россию.


Усадьба Надеждино имеет статус памятника истории и культуры федерального значения, но государство не имеет средств для восстановления и содержания данного объекта. По последним данным на 2015 год, территория усадьбы была выкуплена частным лицом для проведения масштабных реставрационных работ при условии полного воссоздания её исторического облика. Будем надеяться, что пройдёт время и на красивейших берегах реки Сердобы в Куракинском парке появится санаторий, дом отдыха, а возможно...и музей!?


Куракинский парк сегодня. Фото Анастасии Семёновой.
В чудеса на куракинской земле особенно верится после полного воссоздания силами спонсоров и народными стараниями кладбищенского храма Святого Николая Чудотворца в самом селе Куракино в прошлом 2014 году.


Фото Анастасии Семёновой.
Храм был построен в начале XIX столетия в стиле классицизм.
В процессе восстановительных работ в склепе храма было обнаружено захоронение, после вскрытия которого удалось прочесть на сохранившемся золотом медальоне-панагии надпись: «1816 г. 7 мая. Киев. Александр Сердобин». Таким образом удалось документально подтвердить предположение историков и краеведов, что здесь был погребен барон Александр Николаевич Сердобин, один из внебрачных сыновей Александра Борисовича Куракина.
Князь А.Б. Куракин никогда не был женат. Причиной такой нерешительности князя могло быть одно обстоятельство. За заслуги в подготовке и заключении конвенции между Российской Империей и Державным Орденом Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийским Орденом) князь получил звание бальи Ордена. В 1801-1803 годах князь входил в состав Священного Совета Ордена, занимая должности поручика туркопольера, великого канцлера и великого бальи, а в 1802 году временно даже руководил Советом. Традиционно эти звания и чины в Ордене связывались с обетом безбрачия. И хотя для русских членов предусматривалось исключение, князь,все же, не счел возможным жениться.
Но, обладая неодолимой страстью к прекрасному полу, в разных слоях общества имел многочисленные связи, последствием которых было до 70 побочных детей. Часть из них пользовались особой любовью князя: семерым он выхлопотал титул баронов Вревских (по названию имения в Псковской губернии), а еще одиннадцать получили фамилию Сердобины и также баронский титул.
О матерях первых поколений двух вышеуказанных дворянских родов известно мало. Так, считалось, что род баронов Сердобиных возник от связи князя с разными крепостными крестьянками.
Известно, что любимым сыном князя был барон Александр Николаевич Сердобин. Он служил в Министерстве иностранных дел. Официально назывался "воспитанником" князя Александра Борисовича Куракина.

Барон А.Н. Сердобин.
Во время реставрации церкви Святого Николая Чудотворца в Куракино прах барона А.Н. Сердобина был перезахоронен в храме, и сейчас можно увидеть вот такую надгробную мраморную плиту.


В Художественном музее имени А.Н. Радищева в Саратове хранится картина Владимира Лукича Боровиковского "Портрет неизвестной с ребёнком".


По мнению исследователя А.М. Горшмана на полотне изображен барон Александр Николаевич Сердобин с матерью. На одежде ребёнка изображен мальтийский крест. При внимательном рассмотрении можно заметить сходство внешности ребёнка и более позднего изображения барона А.Н. Сердобина. Художник Владимир Боровиковский был очень любим самим князем А.Б. Куракиным, об этом можно судить по многочисленным портретам князя,созданным Боровиковским в разные периоды его жизни.
Картина В.Л. Боровиковского "Портрет неизвестной с ребёнком" является жемчужиной собрания Радищевского музея г. Саратова.
Так же автором исторического романа "Бриллиантовый князь", рассказывающего о жизни князя А.Б. Куракина в усадьбе Надеждино во времена правления императрицы Екатерины Великой, является саратовский писатель-прозаик Борис Семёнович Неводов (1900-1957 гг.), член Союза писателей СССР. Саратов до сих пор хранит память о былых временах, связанных с пребыванием на его земле знаменитого князя.


Храм Святого Николая Чудотворца. Село Куракино.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как приготовить филе палтуса
Жареный палтус: рецепт приготовления рыбы
Лаваш в домашних условиях на сковороде: рецепт приготовления