Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Инновационный менеджер. Инновационная деятельность организации (предприятия) Чем заключается инновационная деятельность

Современная образовательная практика системы развивающего обучения требует от педагогов обновления всего учебно-воспитательного процесса, его стиля, изменения работы учителя и ученика, мыслимого не объектом обучения в традиционной школе, а субъектом деятельности. И это естественный процесс. Развивающее обучение - это развивающаяся система.

В русле развивающегося обучения, формирующего, учебную деятельность, обеспечивая полноценное усвоение знаний, и тем самым непосредственно влияющего на умственное развитие, появилось новое направление, названное инновационным обучением, способствующим переводу учебно-познавательной деятельности обучающихся на уровень продуктивного творчества.

Изменения в организации, в способах работы школы, построении учебного процесса - инновации в системе развивающего обучения при сохранении решений основных задач, которые решаются за счет особого предметного содержания в данной образовательной системе. Определенные изменения в содержании, которые вносят авторы учебных предметов, нельзя называть инновацией. Это есть закономерный процесс совершенствования учебно-методического комплекта с учетом развития самой системы.

Если говорить о серьезных изменениях в содержании обучения, то они, прежде всего, должны быть связаны с изучением и пониманием переходных возрастов. В этом направлении ведутся исследования. Поэтому изменения в содержании обучения с учетом особенностей переходных возрастов детей - дело будущего.

В связи с модернизацией образования, с введением ЕГЭ в штатный режим резко обозначилось отсутствие четких критериев отслеживания результатов качества образования. Поэтому в современной школе должна проводиться комплексная контрольная работа в тестовой форме для определения качества преподавания учебных дисциплин, качества знаний (уровня знаний, умений и навыков) учащихся. Особенностью такой работы является единая система оценки знаний учащихся, что исключает субъективный подход учителя в оценке работы учащихся. Такая система административного контроля позволяет получить сравнительную характеристику состояния преподавания предмета по классам, соответствие его требуемому стандарту обучения. Гласность результатов работы стимулирует учителя к добросовестному отношению к своей работе, качественному проведению уроков, системы индивидуальной работы, направленной на конечный результат.

Одной из ключевых проблем при внедрении инноваций в школьном обучении остается отсутствие стандартизированных требований к инновационной деятельности и управлению ею на всех уровнях образовательной системы. При всем при этом нельзя не отметить хотя и незначительные, но изменения, происходящие под воздействием инноваций в педагогической деятельности по следующим направлениям:

. в качестве и содержании подготовки учителей в школе,

. в развитии творческой инициативы педагогов (выступили на школьных педагогических чтениях),

. в выборе и внедрении новых форм и методов обучения и воспитания учащихся в части обеспечения научно-методическим материалом по инновационной проблематике (тематика заседаний),

. в росте стремления учителей к самопознанию и самосовершенствованию, необходимых для осуществления инновационной педагогической деятельности (выбор тем самообразования).

Инновация в строгом смысле слова - это новая техника, технология, являющиеся результатом достижений научно-технического прогресса. Таким образом, современная инновационная школа - это такая школа, в которой обучение школьников происходит с учетом последних достижений не только в науке, но и в технике (использование компьютера не только на уроках информатики, а еще и на других уроках). Это позволяет проводить контрольные тесты на уроках иностранного языка с моментальной автоматической проверкой знаний.

Но не только этим характеризуется инновационная школа. Чтобы подробнее все объяснить, сравним такую школу с традиционной:

. По характеристике личности, которую стремится формировать педагог:

В традиционной школе учебный процесс направлен на усвоение определённых правил деятельности, в усвоении и повторении школьниками существующего социального опыта. В инновационной школе учителя стремятся развить у учащегося способности к творческим действиям в нестандартных ситуациях.

. По характеристике дидактических целей:

В традиционной школе всегда делался акцент на воспроизведении готовых знаний, в инновационной же педагоги стремятся сформировать способности к дальнейшему самостоятельному приобретению знаний, формируют критичность мнения, независимость суждений.

. По характеристике воспитательных целей:

В традиционной школе налицо приоритет воспитания, провозглашающий это самое воспитание как культивирование самостоятельности, сотрудничества только при необходимости, как воспитание в ребенке четкой нравственной и мировоззренческой позиции. В инновационной же школе учитель работает под девизом: «Обучая, я в оспитываю; воспитывая, я обучаю!». Не разделяя эти два процесса, педагог воспитывает в ребенке стремление к реализации его индивидуальных возможностей.

. По характеристике развивающих целей

В традиционной школе развитие личных качеств провозглашается, но не является приоритетным, идет ориентация на среднего ученика. В школе инновационной, напротив, доминирует индивидуальный, насколько это возможно, подход к ученику.

. По характеру отношений между учителем и учеником

В традиционной школе отношения типа субъект-объект, то есть учитель - это кто обучает, ученики - это те, кого обучают. В инновационной школе - субъект- субъект, то есть учитель и ученики являются равноправными участниками творческого процесса обучения.

Таким образом, основные направления инновационной деятельности в школе являются:

. Разработка и внедрение модели управления качеством современного образования.

. Реализация Программы информатизации образовательного процесса.

. Апробирование и внедрение инноваций в оценке учебной деятельности учащихся профильной школы.

. Создание условий для развития творческих способностей, интеллектуального потенциала школьников.

. Использование информационных технологий в системе управления школой.

. Обеспечение качественного образования школьников.

. Качественная подготовка выпускников к сдаче ЕГЭ.

. К направлениям инновационной деятельности в школе можно отнести:

. Создание современной инновационной среды в школе.

. Управление качеством современного образования.

. Информатизация учебно-воспитательного процесса.

Педагогический дизайн мультимедийного урока

В научно-педагогической литературе и в специализированных периодических изданиях все чаще и чаще появляются статьи и целые брошюры об использовании мультимедийных технологий в образовательном процессе. Налицо их неоспоримые преимущества. Действительно, мультимедийные технологии - это практическая реализация методологических и теоретических основ формирования информационной культуры педагога. Современному учителю все сложнее и сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера.

Большинство учителей предпочитает использовать один компьютер и мультимедийный проектор в целях максимальной визуализации учебного процесса. Этот путь во многом является выигрышным: решается проблема здоровьесбережения (большой экран снимает проблему ограничения работы ученика перед экраном монитора); использование проектора позволяет также эффективнее управлять учебным процессом.

Подготовка подобных уроков требует более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Такие понятия, как сценарий урока, режиссура урока - в данном случае не просто новомодные термины, а важная составная часть подготовки к учебному занятию. Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран.

Мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов. Определенный перечень устной, наглядной, текстовой информации превращает слайд в учебный эпизод. Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности.

Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь.

Большой объем написанного плохо воспринимается школьниками с экрана. Учитель должен стремиться по возможности заменить печатный текст наглядностью. По сути это тоже текст, но предъявленный другим языком.

Немаловажным является и то, как будет представлен печатный текст с экрана. Так же, как и наглядность, текст должен появиться в заранее продуманное учителем время. Учитель или комментирует предъявленный текст, или усиливает предъявленную им устную информацию. Очень важно, чтобы учитель ни в коем случае не дублировал текст с экрана. Тогда у учеников не возникнет иллюзии лишнего звена поступающей информации.

Таким образом, использование мультимедийных средств на уроках иностранного языка позволяет учителю в большей степени учитывать интересы каждого учащегося, реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении, резко повысив мотивацию изучения данного предмета. Эффективность учебного процесса по иностранному языку складывается из многих составляющих, среди которых -средствам принадлежит одно из ведущих мест, так как их использование позволяет решать основную задачу обучения иностранному языку в средней школе, то есть обучение устно-речевому общению.

Спецификой преподавания иностранных языков является необходимость привлечения обширной информации о культуре страны изучаемого языка. Такого рода информация содержит значительное количество национально-специфических элементов- реалий, которые, в свою очередь, готовят массу проблем в понимании их учащимися.

Рождается “эффект присутствия” и “ эффект соучастия”, способствующий повышению интереса учащихся к воспринимаемому материалу, что несомненно сказывается на качестве их речи, эмоциональной окрашенности. Включение аутентичных видеоматериалов в мультимедийные уроки в процессе формирования иноязычной речи создает предпосылки для осуществления обучения на материале звучащей речи носителей языка, функционирующей в естественных условиях общения.

Педагога является неотъемлемой частью процесса его профессионального совершенствования. Тому, кто работает в традиционной системе, достаточно овладения техникой, представляющей собой комплекс обучающих умений. Уже это позволит проводить в полном объеме и добиться при этом тех или иных успехов. Однако для осуществления инновационной деятельности педагога одной его профессиональной подготовки оказывается недостаточно. Важна при этом и готовность самого учителя к становлению на путь совершенствования.

Определение понятия

Что мы понимаем под инновационной деятельностью педагога? Это что-либо новое, если сравнивать его с предыдущим, направленное на повышение качественного уровня образования. В целом термин «инновация» в современном его понимании означает проявление новых элементов или форм. Синонимом данного слова является «новшество».

Современного педагога рассматривается несколько глубже, имея при этом более широкое смысловое обозначение. Под ней понимают целенаправленную работу учителя, основанную на осмыслении собственного профессионального опыта путем изучения и сравнения учебно-воспитательного процесса для его изменения и получения при этом более качественного образования.

Можно сказать, что инновационная деятельность педагога является феноменом, в котором находит отражение творческий потенциал учителя. Если рассматривать данный термин с точки зрения его применения к общеобразовательному процессу, то можно говорить об его относительной молодости. И этим объясняется существование различных подходов к разъяснению данного понятия.

С одной стороны, под педагогическими инновациями понимают различные нововведения, направленные на изменение технологии воспитания и обучения для повышения их эффективности. Но порой в это понятие вкладывается и другой смысл. К инновациям относят не только создание и распространение новшеств, но и изменения и преобразования в стиле мышления и в образе деятельности, которые связаны с этими новшествами. В любом случае, это нечто прогрессивное, полезное, передовое, современное и положительное.

В настоящее время в России происходят процессы стандартизации всех без исключения ступеней образования. Это и привело к созданию ФГОС. Целью данной работы является определенная унификация и доступность для повсеместного практического использования научно обеспеченной экспериментальной работы в воспитании и в обучении. Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС призвана осуществлять положительные изменения в имеющейся на сегодняшний день системе образования. Это необходимо для вхождения России в международный рынок, который предлагает подобные услуги, и приведения учебных планов школ и ДОУ в соответствие с теми, которые считаются общепринятыми во всем мире.

Признаки инновационной деятельности

Процесс внедрения в процесс образования различных новшеств во многом зависит от потенциала самого учителя. Как определить готовность педагога к инновационной деятельности? Потенциал личности в данном случае связан с такими параметрами, как:

Наличие творческой способности к генерированию и продуцированию новых представлений и идей, а также проектированию и моделированию их на практике;

Готовность к отличному от имеющихся представлений, новому, основой чего становится панорамность и гибкость мышления, а также толерантность характера;

Образованность и развитость в культурно-эстетическом плане;

Желание совершенствования своей деятельности, а также присутствие внутренних методов и средств, которые ее будут обеспечивать.

Под готовностью педагога к инновационной деятельности понимают также наличие у него большой работоспособности, умения сдерживать сильные раздражители, высокого эмоционального статуса и желания подходить к своей работе творчески. Но помимо личностных учитель должен обладать и некоторыми специальными качествами. К ним можно отнести знание новых технологий, способность разработки проектов, овладение новейшими методиками обучения, а также умение проведения анализа и выявления причин имеющихся недостатков.

Специфика новаторства

Участие педагогов в инновационной деятельности имеет свои особенности. Оно предполагает присутствие необходимой степени свободы у соответствующих субъектов. Ведь в силу своей специфики инновационная деятельность педагога в ДОУ и в школах чаще всего осуществляется как бы наощупь. Дело в том, что подобные решения находятся за пределами имеющегося опыта. Стоит отметить также и то, что на сегодняшний день инновационная деятельность педагога в реализации ФГОС регулируется и контролируется лишь частично. В связи с этим приходится доверять новатору, исследователю, предполагая, что все, что он предпринимает в процессе поиска новых решений и истины, не нанесет ущерба интересам общества.

Такой подход приводит к осознанию того, что свобода творчества должна идти рядом с высокой личной ответственностью педагога, занимающегося инновационной деятельностью.

Важность новаторства

Столь ли необходима организация инновационной деятельности педагога? Важность данного направления вызвана тем, что в современных условиях развитие образования, культуры и общества невозможно без:

Социально-экономических изменений, предполагающих необходимость обновления всей системы обучения, а также технологий и методик организации познавательного процесса в ОУ различного типа;

Усиления гуманитаризации содержания учебных программ, которое выражается в непрерывном изменении объема и состава дисциплин, введении новых предметов, предполагающих постоянный поиск усовершенствованных технологий обучения и организационных форм;

Изменения отношения самого педагога к применению и освоению новшеств;

Вхождения образовательных учреждений в систему рыночных отношений, что позволит сформировать их реальную степень конкурентоспособности.

Чем же, в конечном итоге, вызвана необходимость развития инновационной деятельности педагога? Главной причиной данного направления является та острейшая конкуренция, с которой каждый коллектив, предлагающий услуги в сфере образования, сталкивается практически повсеместно.

На сегодняшний день все образовательные учреждения должны самостоятельно повышать свой уровень работы, отслеживать и уметь прогнозировать ситуацию, сложившуюся на соответствующем рынке, и быть немного впереди всех, используя новейшие научные и технологические достижения.

Признаки новаторства

Что может говорить об участии педагогов в инновационной деятельности? Этот вопрос является одновременно сложным и простым. С одной стороны, можно легко определить новейшие подходы и методики, которые применяет учитель. Ведь они имеют отличия от тех, которые применялись до их внедрения. С другой - описать и обосновать инновационную деятельность очень сложно. Ведь новаторство является не просто фиксацией какого-либо определенного факта. Каждая из форм инновационной деятельности педагога представляет собой целую систему.

В ее описании обязательно должны присутствовать цель и содержание, сроки реализации, имеющиеся проблемы и их решение. То есть все то, на что направлена инновация. Должны быть также разъяснены и способы анализа полученных результатов. Необходимо дать указание и на формы инновационной деятельности педагога.

Классификация новаторства

По своему назначению все новейшие внедрения в систему обучения условно делят на:

  1. Общие . Это глобальные концепции, имеющиеся в современном образовании. Они находят свое проявление в оптимизации УВП, развитии гуманистических положений, практических и информационных технологий, а также в организации и в управлении педагогическими процессами.
  2. Частные . Они имеют место в тех случаях, когда инновационная экспериментальная деятельность педагогов носит форму авторских нововведений, разрабатываемых в соответствии с современными направлениями образовательного процесса, и внедряется в отдельно взятом ОУ.

По принадлежности к учебно-воспитательному процессу инновационную деятельность связывают:

  1. С внедрением в систему образования комплексного подхода. Ведь традиционная система получения знаний ориентируется на уже давно достигнутый уровень технологий и наук и не способна соответствовать требованиям общества, находящегося в своем динамичном развитии.
  2. С организацией всего учебного процесса и внедрением новейших педагогических технологий, которые и являются основным фактором в развитии новаторских методов и средств получения знаний.
  3. Со специализацией и профилизацией общего образования. Такие направления предполагают формирование необходимых условий инновационной деятельности педагога с переходом ее в систему гибкого и открытого непрерывного индивидуализированного обучения личности в течение всей ее жизни.
  4. С профессионализацией имеющейся управленческой деятельности. Это является одним из условий эффективности и успешности новаторских направлений в ОУ.

Исходя из концепции обновления и содержания образовательных процессов инновационную деятельность педагога делят на методико-ориентированную, а также проблемно-ориентированную. Рассмотрим их подробнее.

Методико-ориентированная деятельность

При ее применении предполагается реализация той или иной технологии образования. Это может быть:

Использование новейших информационных технологий;

Применение к содержанию образования принципа интеграции.

Кроме этого, исходя из опыта инновационной деятельности педагога в рамках методико-ориентированной работы, им может быть использовано обучение:

Развивающее;

Дифференцированное;

Проектное;

Проблемное;

Программированное;

Модульное.

В рамках применения подобных технологий обязательным условием является подготовленность и компетентность учителя, который способен использовать такие подходы, как:

  1. Личностно-ориентированный. Он может быть достигнут при внедрении стратегии поддержки и уважения, понимания, помощи и сотрудничества администрации ДОУ в области выбора средств и методов работы учителя.
  2. Сущностный. Он находит свое отражение при взаимодействии педагогов с учащимися для развития их способностей с целью формирования сущностных системных знаний и установки межпредметных связей.
  3. Операционно-деятельностный. Данный подход основывается на позициях ФГОС. Умение действовать учащиеся формируют в течение учебного процесса, усваивая знания благодаря их практическому применению.
  4. Профессионально-ориентированный. Это компетентностный подход. Он позволяет вырабатывать у учащихся профессиональные установки.
  5. Акмеологический. Данный подход тесно связан с сущностным. Он применяется при организации новаторского образования с разработкой новых, а также обновлением уже существующих методов и средств обучения. Подобный подход позволяет сформировать у учащихся творческое мышление и способствует их саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию и самоконтролю.
  6. Креативно-развивающий. Данный подход призван сформировать продуктивное мышление. Он развивает у учащихся творческое отношение к своей деятельности, а также способности и качества творческой личности, навыки и умения научно-творческого характера.
  7. Контекстный. Данный подход позволяет привести в соответствие содержание предметов обучающей программы к разработанному в стране государственному стандарту образования.

Проблемно-ориентированная деятельность

Подобные инновационные процессы предусматривают решение определенного вида задач, которые связаны с формированием у личности высокой степени конкурентоспособности.

Деятельность педагога при этом направлена на формирование у учащихся:

Осознания своей личной и социальной значимости;

Умения постановки цели самоусложнения проблем и задач, а также самоактуализации, что является обязательным условием творческого развития конкурентоспособной личности;

Адекватного ощущения свободы и оправданного риска, что способствует формированию ответственности в принятых решениях;

Максимальной концентрации своих способностей с целью их реализации в самый подходящий момент, что носит название «отсроченная победа».

Одна из самых актуальных проблем, которые пытается решить современная система образования, заключается в воспитании социально конкурентоспособного человека. В подобное понятие включается профессиональная устойчивость, социальная мобильность личности и ее способность осуществлять процесс повышения квалификации. При этом учащиеся должны быть обучаемы восприимчивости к инновациям. Это позволит им в будущем легче изменить сферу деятельности, и быть всегда готовыми к переходу в новую область труда, являющуюся более престижной.

Сформировать конкурентоспособную личность на данном этапе развития общества можно только благодаря внедрению и включению в процесс обучения методико- и проблемно-ориентированных инноваций.

Дополнительная классификация

Также в системе образования выделяют следующие виды инноваций:

  1. По масштабности - федеральные и региональные, национально-региональные и на уровне ОУ.
  2. По - обособленные (локальные, частные, единичные, то есть не связанные друг с другом), модульные (цепочка частных инноваций, связанных между собой), системные.
  3. По происхождению - усовершенствованные (модифицированные), комбинированные (присоединенные к ранее известному компоненту), принципиально новые.

Проблемы внедрения инноваций

Нередко ведение инновационной деятельности вызывает затруднение у педагогов. Именно это и сказывается на необходимости научно-методического сопровождения их работы. Формальный характер проводимой новаторской работы, который часто можно наблюдать в ОУ, вызван:

Низким уровнем базовой подготовки учителей;

Формированием среды деятельности в классическом, традиционном режиме;

Невысокой степенью готовности к инновационной деятельности;

Отсутствием мотивации из-за перегруженности;

Неспособностью определить для себя наиболее приоритетное направление, что вызывает распыление деятельности и не дает ощутимого результата.

Вместе с тем представить себе работу современного ОУ без инновационных методик невозможно. Но для осуществления намеченных целей педагоги нуждаются в тех или иных видах сопровождения. Для одних важна психологическая поддержка, для других - индивидуальная консультация методиста или учителя-практика. Одним из обязательных условий новаторской работы является наличие достаточного количества специальной учебно-методической литературы, а также новейшей материально-технической базы.

Инновационная деятельность педагогов в современной системе образования должна стать личностной категорией, неким созидательным процессом и результатом творческой деятельности. Она также предполагает присутствие некоторой степени свободы в действиях соответствующих субъектов.

Основная ценность проводимой педагогом инновационной деятельности заключена в том, что она позволяет сформировать личность, способную на самовыражение и применение своих способностей одновременно с творчеством. Те трудности, которые возникают в процессе такой работы, по мнению многих практиков могут быть разрешены своими силами.

Основным результатом при этом явится:

Создание которая обеспечит изучение, устойчивое развитие и дальнейшее внедрение передового опыта;

Занятие лидерской позиции ОУ в сфере образовательных услуг;

Создание положительного имиджа коллектива учебного заведения.

Инновационный опыт работы учителя технологии.

Хавренко Людмила Владимировна

Учитель технологии МКОУ Коченевская СОШ №2

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.
Моя система работы включает уроки технологии, воспитательную деятельность классного руководителя и педагога – организатора. Все это позволяет успешно развивать у учащихся организаторские способности, самостоятельность, умение применять на практике полученные знания, проявлять творчество, свободу мышления и давать публичную оценку своей работы. Свою педагогическую деятельность осуществляю на осознании того, что необходимо научить ребенка самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность, находить и технологически грамотно решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей науки, техники, технологии, согласовывая с индивидуальными интересами и способностями каждого ученика.

Сегодня многими учителями с целью достижения результативности обучения применяются современные технологии и инновационные методы обучения в школе. Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении. Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело. Предмет «Технология» особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду. Умение много и хорошо делать своими руками – залог уверенности в себе. Современный социум, технический прогресс, сложные экономические условия в стране требуют развитие таких способностей человека как: мобильности, профессионализма, компетентности, умения ориентироваться в различных сферах науки, культуры и производства; постоянно совершенствующего свою компетентность, умеющего и желающего учиться.

В своей работе учитываю индивидуальные особенности учащихся, использую коммуникативные методы обучения, провожу различные типы уроков как стандартные, так и нестандартные: урок – соревнование, урок – конкурс, урок – презентация, интегрированные уроки. При обучении применяю различные типы заданий разного уровня сложности, обеспечивая дифференцированный подход к обучению, что позволяет полнее раскрыть творческие и интеллектуальные способности учащихся, активизировать их познавательную деятельность. Исходя из возможностей ученика, условий обучения и материального обеспечения выбираю соответствующие виды труда, учитываю содержание программы (некоторые темы могут опускаться или по их образу разрабатываю новые для других видов труда), а также определяю время, необходимое на отработку содержания программной темы.

Занятия строю с учётом педагогической работы, они должны быть увязаны со всеми этапами урока, с содержанием учебного материала, с дидактическими целями и методами обучения. Трудовое воспитание учащихся направляю на формирование мотивации позитивного отношения к труду как форме бытия и самореализации человека, к выбору профессии.

Так что же такое инновации?

Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. В принципе, любое социально-экономическое нововведение, пока оно еще не получило массового, т.е. серийного распространения, можно считать инновациями.

Что же такое сегодня «инновационное образование»? - Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование - это развивающее и развивающееся образование.

Новый стандарт определил требования , которым должны соответствовать образовательный процесс , его результат и, что не менее важно, условия обучения .
Инновации в системе образования связаны с внесением изменений :
в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;
в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;
в систему контроля и оценки уровня образования;
в систему финансирования;
в учебно-методическое обеспечение;
в систему воспитательной работы;
в учебный план и учебные программы;
в деятельность учащегося и преподавателя.

Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами педагогической деятельности.

Что же такое «инновационная образовательная технология »? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций , адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.

Современные методы обучения - активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.

Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.

Так что такое педагогические инновации ? В переводе с английского языка это слово звучит как использование новых умений, способов, форм, которые предполагают минимальные временные, материальные, интеллектуальные ресурсы для получения желаемого результата. В первую очередь речь идет о каких-то целенаправленных действиях, которые способны вносить в образовательную среду преобразования, повышающие характеристики разных частей, а также отдельных компонентов всей системы.

Инновационные процессы в образовании связаны с поиском и освоением новых методов, технологий, средств, программ. В подобной деятельности предполагается поиск новых программ, их внедрение в процесс образования, переосмысление их важности и значимости. Особое место отводится организации взаимодействия между педагогами и учениками, изменению критериев выставления оценок за приобретенные знания.

Педагогические инновации в образовательном процессе предполагают применение обновленных технологий обучения и воспитания подрастающего поколения. Они выступают в качестве инструмента, благодаря которому можно претворить в жизнь новую образовательную систему. Подобное обучение заключается в ориентации воспитательного и учебного процесса на возможности ребенка с учетом его психологических и физиологических особенностей, последующую реализацию поставленных задач. Именно современные педагогические инновации должны способствовать развитию механизмов инновационной работы, поиску творческих приемов для разрешения сложных проблем, превращению творческого процесса в норму.

В первую очередь предполагается изменение качественных характеристик личности в сравнении с традиционной образовательной системой. Подобные преобразования возможны при внедрении в практическую деятельность учителей воспитательных и дидактических программ, благодаря которым формируется нешаблонное творческое мышление детей, в максимальной степени происходит раскрытие их природных задатков. Все инновации в образовании касаются развития самостоятельности подрастающего поколения, желания их постигать инновационные достижения науки, использовать в повседневной жизни навыки и умения, сформированные в процессе учебной деятельности. Разновидности инноваций.

Классификация педагогических инноваций предполагает выделение следующих вариантов: организацию учебных занятий с использованием классно-урочной системы; формирование профильных классов; применение в учебном процессе игровых методик. Инновации допускают и уход от классической урочной системы, и применение проектной методики, позволяющей ученику усваивать необходимые знания путем вовлечения его в исследовательскую деятельность. Особое внимание отводится созданию схем дистанционного взаимодействия между учителем и учеником, родителями и воспитанниками. При этом классическая урочная система может быть сохранена или модернизирована. Интересно и такое направление педагогических инноваций, как создание специальных (индивидуальных) образовательных методик и программ. Для того чтобы все замыслы модераторов были успешно реализованы на практике, особое внимание уделяется профессиональной подготовке педагогического коллектива. На протяжении нескольких последних лет обсуждается вариант «профессионального стандарта» педагога. Все педагогическое сообщество включилось в данную работу, чтобы в ближайшее время разработать тот минимальный набора компетентностей для учителя, которым он должен обладать, чтобы в полной мере реализовывать все образовательные инновации. Педагоги предлагают свои дополнительные критерии, согласно которым можно будет вести речь о настоящем профессионале, владеющем инновационными приемами и методиками обучения. Особенности инновационных методик обучения

Педагогические инновации ---- В первую очередь это новые приемы и методы обучения, направленные на формирование самостоятельности у школьников. Особое внимание педагоги в своей работе стали уделять проектной методике. Если в традиционной системе не отводилось времени на развитие творческих способностей ученика, то после внедрения новых федеральных образовательных стандартов второго поколения, каждый ребенок получает реальную возможность для гармонического развития и самосовершенствования. Технологии будущего Ежегодно на августовских совещаниях проводится ярмарка педагогических инноваций, на которой учителя знакомятся с новыми образовательными методиками. После детального рассмотрения каждой идет ее апробация на практике. При получении положительных результатов происходит трансляция опыта в другие образовательные учреждения. Исследовательская деятельность как способ внедрения образовательных инноваций

В качестве одного из обязательных компонентов содержательной части каждой учебной дисциплины выступает проектная или исследовательская деятельность. По новым федеральным образовательным стандартам, все дети должны освоить данную методику, позволяющую развивать их творческие и индивидуальные способности. Для подтверждения работы, проведенной за учебный год, в конце учебного года они представляют готовые проекты, знакомят педагогов и одноклассников с результатами своих научных работ. Подобная деятельность по праву признается инновациями в образовании, ведь здесь, вместо традиционной роли учителя, педагог предстает перед воспитанниками в качестве наставника, помощника, старшего друга. Вместе с ребенком он работает над созданием технологической карты исследования, определяет направление деятельности, подбирает эксперименты. В задачу педагога входит пояснение своим подопечным сложных теоретических вопросов, помощь в случае возникновения сложностей с проведением конкретных химических превращений, выполнением социологических опросов. Основной работой над проектом занимается именно ученик, что позволяет ему получать новые знания, касающиеся предмета его исследования. Благодаря подобным инновационным методикам ребенок постепенно определяется и с выбором своей будущей профессиональной деятельности. Результаты апробации новых педагогических методик свидетельствуют об их высокой эффективности и результативности. Отход от традиционной авторитарной системы образования позволяет гармонично развивать личность ребенка, упрощает процесс его социальной адаптации. - В рамках специального государственного проекта «Доступная среда» для таких школьников создаются комфортные условия для развития, получения новых знаний, приобретения навыков, успешной адаптации к современным социальным условиям. Особое внимание уделяется и внедрению профильной системы на старшей ступени обучения. Это дает возможность ребятам выбирать те направления, которые им интересны, потребуются в большей степени при последующем обучении за пределами школы. Проблемное обучение, профильная школа, компьютерные технологии, формирование патриотизма - это далеко не все направления, которые стали возможны благодаря инновационным процессам, происходящим в последнее время в российском образовании.

Инновационные методы обучения

Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении.

Активные формы предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения.

Благодаря интерактивным методам , происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися. Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу.

Основные задачи применения инновационных методов обучения сводятся к следующим:

· формирование навыков продуктивного общения в процессе обучения;

· развитие умений аргументировать свою точку зрения, четко формулировать и ясно излагать мысли;

· развитие способности анализировать сложные ситуации, причины их возникновения, выявлять главное и второстепенное, находить способы и средства решения;

· развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы личности.

Методы инновационного обучения могут использоваться тогда, когда учащиеся уже владеют основами необходимых знаний, полученных, как правило, традиционными методами. В этой связи нецелесообразно противопоставлять традиционные и инновационные методы обучения. Необходимо находить разумное их сочетание и использование сильных сторон в зависимости от стоящих в процессе обучения задач и возникающих ситуаций.

Необходимость в использовании инновационных методов обучения возникает при создании ситуаций проблемности; сотрудничества и кооперации; коллективного взаимодействия; управления формированием и развитием индивидуально-психологических особенностей учащихся; вовлечения обучаемых в постоянную активную деятельность и др.

Инновационные методы обучения предполагают изменение традиционной роли учителя в качестве организатора и информатора на соорганизатора, партнера, интегратора, консультанта.

Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.

развивающее обучение;

проблемное обучение;

проектная технология;

информационно-коммуникативные технологии ;

игровые технологии;

технология критического мышления

групповые технологии;

технологии деятельностного метода обучения ; (важно отметить, что методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход).

личностно-ориентированные технологии

технология исследовательской деятельности

Использования возможностей современных инновационных технологий, позволит обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека:

информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы).

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это не случайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентноспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.

Слайд 1.

Основные направления

инновационной деятельности школы

Слайд 2.

Без стремления к научной работе
учитель неизбежно попадает во власть
трех педагогических демонов: механичности
рутинности, банальности.

А. Дистервег

Исследование педагогического коллектива (готовность к инновационной работе)

Слайд 3 . Всего - 60

Мне это интересно - 56 педагогов

Мне это не интересно - 4 педагога

По результатам опроса, мы можем сказать, что педагогический коллектив готов к инновационной деятельности

Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. Инновация - нововведение, новшество, изменение. В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретно-исторический характер, то есть может возникать раньше «своего времени», затем может стать нормой или устареть.

Выстраивая инновационную работу в образовательном учреждении, мы исходили из из основных направлений развития современного образования:

Слайд 4 Основные направления развития современного образования

  1. изменения в организации образовательного процесса;
  2. изменения в технологиях обучения и воспитания;
  3. изменения в управлении образовательными учреждениями.

Неоспоримо то, что деятельность по внедрению различных образовательных изменений есть в то же самое время деятельность по развитию самой школы.

И поэтому цель инновационной работы нашего педагогического коллектива - создание условий для обеспечения дальнейшего развития и функционирования образовательного учреждения.

Можно сказать, что мы находимся на этапе активного формирования инноваций.

Слайд 5 Инновационная работа в школе ведется по следующим направлениям:

1. организация интеллектуально - творческой работы учителей,

2. организация интеллектуально-творческой деятельности учащихся,

3. информатизация образовательного пространства,

4. работа над созданием имиджа школы, благоприятной воспитательной среды

5. Расширение участия общественности в управлении образованием (управляющий совет, попечительский совет)

Слайд 6

Области инноваций

Как мы видим, инновационные процессы затрагивают в большей или меньшей степени все образовательные области. Все нововведения вызваны стремлением педагогического коллектива реализовать социальный запрос общества, стремлением повысить качество предоставляемых услуг, раскрыть и развить индивидуальные способности учащихся (творческие, лидерские, интеллектуальные, спортивные).

Слайд 7. Результаты деятельности:

  1. обеспечение доступности качественного образования;
  2. активное участие в экспериментальной работе;
  3. развитие дополнительного образования;
  4. патриотическое воспитание с использованием Музея, сотрудничество с центром спецподразделения ФСБ России группой антитеррора «Альфа», Советом ветеранов
  5. успешное участие в интеллектуальных марафонах, конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, научно - практических конференциях;
  6. сотрудничество с ВУЗами;
  7. экскурсионная работа.

Слайд 8. Эффекты

  1. Все учащиеся 1-х классов заняты в программах дополнительного образования в рамках внеурочной деятельности;
  2. Увеличилось число родителей, удовлетворенных расширением системы дополнительного образования для детей;
  3. Наблюдается интеграция основного и дополнительного образования;
  4. Возросло количество педагогов, использующих современные педагогические технологии.
  5. Разработаны механизмы выявления, учета, развития творческих способностей детей;
  6. С этого года учащиеся начальной школы формируют тематические портфолио;
  7. Возросло количество учебных кабинетов, обеспеченных компьютерной техникой и мультимедийными комплектами;
  8. Возросло количество педагогов, владеющих информационными технологиями в связи с появлением мультимедийных комплектов.

Также наблюдается позитивная динамика по следующим направлениям:

Рост квалификации педагогических работников

Диаграмма

Слайд 9.

Рост профессионализма педагогов (высокий уровень преподавания, рост количества публикаций)

2009 - 2010 - 5публикаций

2010 - 2011 - 15 публикаций

2011 - 2012 - 18 публикаций

Слайд 10.

Успешное участие педагогов в конкурсах, разного уровня и вида

2009 - 2010 - 4 человека

2010 - 2011 - 11 человек

2011 - 2012 - 7 чел.

Приоритетный конкурсный отбор лучших учителей в рамках ПНП «Образование» Всероссийский конкурс « Фестиваль педагогических идей», «Методические находки» и др.

Слайд 11.

Успешное участие педагогов в научно практических конференциях различного уровня

Международный уровень - 10 педагогов

Региональный уровень - 5 педагогов

Муниципальный уровень - 2 педагогов

Наблюдается рост методической активности педагогов

Учителем истории Тощевиковой Н.А. разработаны маршруты духовного краеведения Подмосковья и проводятся экскурсии не только для всех желающих нашей школы, но и школ Ленинского района.

Разработан и проведён специальный цикл районных родительских и региональных собраний «Духовно - нравственное воспитание» на темы:

«Родина в подробностях простых», «С чего начинается родина», «Я между прошлым и будущим», Беликова Е.В., Тощевикова Н.А.

Разработана и адаптирована программа «Ватутинские исследователи»(для работы с одарёнными детьми в летнем - оздоровительном лагере»), Макарова М.В.

Разработана и адаптирована программа «Право для малышей» (организация внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС второго поколения, 1 - 4 классы, Булаш Т.Л.)

Творческой группой учителей разработана и адаптирована программа «Комплексная организация проектной деятельности по воспитанию духовно - нравственной культуры учащихся на основе духовного краеведения Подмосковья», диплом 3 степени в номинации «Лучшая инновационная разработка года»,

Тощевикова Н.А., Водлинщук Л.Н., Масякина Е.В., Рындина Т.И.,

Романенкова С.Б., Соловьева А.Н., Бабикова С.В., Шипук Л.П.

Разработан и внедрён проект «Библиотека - информационный центр школы», Шипук Л.П., диплом 3 степени на Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации - 2011г.»

Разработан и внедрён проект «Литературное объединение «Лира» как форма работы с одарёнными детьми», Малиновская С.В., Шипук Л.П., диплом первой степени на Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации - 2011г.»

Слайд 12.

Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. Д.И.Менделеев

Наблюдается рост количества и качества достижений учащихся во внеучебной деятельности (по итогам олимпиад, конкурсов, участия в творческих и социальных проектах, научно - практических конференциях)

Слайд 13. Победители и призёры олимпиад за 2009 - 2011

Федеральный уровень - 0 - 0- 3 (2009 - 2010)

Региональный -1 - 3 - 3 (2010 - 2011)

Муниципальный - 27- 26 - 35 (2012 - 2012)

Слайд 14. Участие в конкурсах за 2009- 2011

Международный уровень - 272 - 281 - 392

Федеральный уровень - 0 - 10 - 30

Региональный - 3 - 5 - 8

Муниципальный - 20 - 23 - 26

Слайд 15. Участие в научно - практических конференциях

Международный уровень - 2 - 2 - 3 (Победителя - 3, призёра - 4)

Федеральный уровень - 3 - 11 - 11 (Победитель - 1, призёр - 10) Региональный - 3 - 5 - 12 (Победителя - 2, призёра - 4)

Муниципальный - 2 - 7 - 10 (планируем), потому что районная конференция проходит в апреле)(Победители - 1, призёр - 1)

Слайд 16. Участие в творческих проектах:

Международный уровень - 0 - 8

Федеральный уровень - 0 - 1 -1

Региональный - 0 - 2 - 2

Слайд 17. Обладатели именных стипендий

Обладатель именной стипендии Президента РФ - 1 ученик

Обладатели именной стипендии Губернатора московской области - 13 учащихся

Обладатель именной стипендии Главы Ленинского муниципального района - 40 учащихся

Отработан механизм учета индивидуальных достижений обучающихся, в том числе применение технологий создания портфолио учащихся для оценивания результата учебной, творческой, социальной деятельности ученика, а также исследования и проекты.

Активизирована работа НОУУ «Кругозор».

Опубликованы лучшие исследовательские и творческие работы учащихся на сайте школы, в различных сборниках научно-исследовательских работ учащихся, журналах, сборниках тезисов научно-исследовательских работ научно-практических конференций и др.

Показать сборники:

Международная конференции «Эко» - 7 работ

Международная конференция «Первые шаги в науке» - 7 работ

Межрегиональная конференция - 9 работ

Рождественские чтения - 3 работы

Межрегиональная конференция (краеведение)- 3 работы

Муниципальная конференция - 5 работ

Журнал «Экология» - 1 работа

Слайд 18. Количество мероприятий по распространению инновационного опыта образовательного учреждения:

Мастер классы - 7, региональный уровень - 4, муниципальный уровень - 3)

Круглые столы - 2, региональный уровень - 1, муниципальный - 1)

Публикации - 38, (международный уровень - 6, Всероссийский - 32)

Интернет - дискуссии - 5, (всероссийский уровень)

Открытые родительские собрания - 3 Региональный уровень - 1, муниципальный уровень - 1)

Семинары - 10 (на муниципальном уровне)

Инновационная деятельность школы привела к изменению механизмов управления школой, его децентрализацию. Например, локальные акты, программы разрабатывают творческие группы, комиссия из состава всех структурных единиц работников школы распределяет стимулирующую часть зарплаты и др.

С 2007 года в школе начали работу управляющий совет, который регламентирует внутреннюю жизнь школы, и попечительский совет - распределяющий внебюджетные средства. Наше твердое убеждение: появление таких общественных органов управления - это не дань моде, а предопределенный процесс демократизации общества. Да и перед кем отчитываться директору школы, как не перед своим главным заказчиком и потребителем - перед родителями и учениками!

Инновационное управление процессом позволило вводимым новшествам быть понятыми и принятыми коллективом. Завершился ли у нас процесс создания эффективного педагогического коллектива? Однозначно, нет. У нас есть ряд нерешенных проблем, над которыми мы целенаправленно работаем:

Разработка единой системы учета внеучебных достижений в виде портфолио, единой базы данных одаренных школьников;

Недостаточный уровень владения учителями методикой проектирования педагогической технологии в системе личностно ориентированного обучения.

Нехватка педагогов физической культуры;

Отсутствие врача-педиатра;

Слайд 19.

Впереди - поиск новых путей развития, потому что, однажды научившись, мы не должны переставать совершенствоваться

Область инноваций

в структуре и организации образовательного процесса

в работе с одаренными детьми, детьми с повышенной мотивацией к учебе

в воспитательной работе

в управлении качеством образования,

в организации внутришкольного контроля

в развитии внешних связей, в создании определенного микроклимата


Прежде чем говорить о том, что такое инновационная деятельность в школе, нужно определить, что такое инновация вообще в сфере образования.

Говоря проще, ученик овладевает такими знаниями и умениями, которые позволяют ему не просто транслировать накопленный опыт в практическую деятельность, но и обладают определенным творческим потенциалом и способностью к саморазвитию. Инновации в образовании проявляют себя как ответ на социальный запрос на изменяющиеся социокультурные, политические и технократические изменения.

Причины внедрения инноваций в школе:

  1. распространение цифровых технологий;
  2. широкое информационное поле в свете развития глобальной сети и СМИ;
  3. личностный подход в обучении и воспитании ребенка, формирование у него позитивной, гуманистической картины мира;
  4. ритм современной жизни, требующей определенной успешности и конкурентоспособности.

Инновационные формы обучения

Классификацию инновационных технологий нельзя назвать строгой, однако стоит выделить наиболее удачные и используемые технологии.

  • Проблемно-поисковое обучение.

Постановка проблемы и самостоятельный поиск ее решения – принцип этой инновационной деятельности в школе.

Например, перед учениками на уроке литературы при изучении поэмы Блока «12» ставится вопрос: почему произведение заканчивается словами «в белом венчике из роз – Впереди – Исус Христос» по вашему мнению? Кто из исследователей прав – те, кто утверждает, что Блок не смог избавиться от пережитков, или те, кто указывает, что революционеры преследуют Христа? Обоснуйте свои ответы. Хорошей идеей будет разделить класс на группы, которые будут аргументированно отстаивать свои ответы, сформулированные при мозговом штурме.

  • Модульное обучение.

В модульном обучении объем знаний разбивается на значимые блоки (модули), которые осваиваются по схеме: учитель выдает определенный блок информации, потом происходит его применение на практике (лабораторные работы, семинары, практикумы, уроки-диспуты и т. д.), затем идет блок оценки (контрольные, зачеты). Модульная технология особенно перспективна при дистанционном обучении, когда необходима четкая система массивов знаний и их оценки. Модульная технология видится особо полезной в современном перенасыщенном информационном поле именно за счет своей строгой структурированности.

  • Портфолио как технология инновационной школы.

Суть этого подхода заключается в самостоятельном сборе учащимся его значимых работ, проектов, отзывов, дипломов, похвальных листов и грамот. Портфолио имеет значимость именно как образовательная технология, ее конечная цель не собрать материалы для портфолио, а разработать методы и приемы поиска нужных знаний и умений, а также оценивания своей учебной деятельности. В процессе сбора портфолио, ученик, во-первых, учится оценивать, насколько хорошо выполнен тот или иной проект, насколько он завершен и полон, как раскрыта поднимаемая проблематика; во-вторых, ученик сам выбирает состав своего портфолио, тем самым позволяя раскрыться одаренности в той или иной сфере. Собственная оценка плодов своей деятельности также работает на развитие самостоятельности процесса обучения.

Все эти подходы развивают критическое мышление и ставят во главу угла самостоятельную поисковую деятельность ученика. Процесс познания в такой современные методике преподавания в школе опирается на исследование, на самореализацию.

Инновационная деятельность школы

Инновационная работа в школе сегодня уже достаточно разнообразна, в нее входят:

  • применение мультимедиа в учебной деятельности (мультимедийные проекторы, интерактивные доски, планшеты и т. п.);
  • новые источники информации (электронные библиотеки, ресурсы сети, обновление фонда учебной литературы новыми пособиями, отражающими реалии современной науки);
  • активное применение цифровых технологий и ПК (видео-презентации и мастер-классы, освоение специальных обучающих программ и программ, призванных помогать учителю в планировании урока и экономии времени);
  • внедрение новых видов урока и поиска информации (урок компьютерная игра, урок презентация своих проектов, урок мозговой штурм), а также новых творческих заданий и методов оценки.
  • методы, призванные беречь здоровье ученика (причем как физическое, так и психическое, участие психолога в оценке психологического состояния детей в школе).

Инновационные методы обучения должны отражать общую тенденцию инновационной деятельности в школе, т. е. ориентироваться на творческое начало в ученике и на самостоятельный поиск решения задачи или проблемы.

Новые современные методы обучения

  • Метод кейсов. При этом подходе учащимся не предоставляются пути решения проблемы, ученики вынуждены действовать максимально эффективно в поиске таких решений. Пример такого урока в домоводстве для девочек: разделить класс на группы, каждой группе дать одинаковый набор продуктов, снабдить выходом в интернет, кулинарными книгами, предложить приготовить вкусное блюдо с учетом имеющегося времени. Желательно, объявить победившую группу.
  • Урок-экскурсия. Особо интересным может быть для начальной инновационной школы ввиду того, что дети младшего школьного возраста еще сильно ориентированы на спонтанное запоминание и оценивание чего-то яркого и запоминающегося. Например, в городах России проходили 3-d выставки Ван Гога на огромных экранах под классическую музыку, хорошей идеей было бы дать ученикам перед экскурсией задания запомнить и описать понравившуюся картину и свои чувства при одновременном аудио- и визуальном ряде. Явление синестезии (единство чувств восприятия) также стоит активно использовать при внедрении инновационных методов.
  • Урок-дебат , дискуссия. Ученики в группах выдвигают решение какого-то вопроса, ни один вариант не отвергается, из множества мнений рождаются самые невероятные гипотезы.
  • Мастер-класс . Особенно хорош будет на уроках труда , рисования, лепки и т. д.
  • Урок-ролевая игра. Применим абсолютно ко всем учебным дисциплинам, творческий потенциал его практически неисчерпаем. (Пример: ролевая игра на уроке истории «Суд над Гитлером»).
  • Урок-модерация . Ученикам предлагается страничка в сети, посвященная той или иной учебной проблеме. Информация содержит ошибки, ученикам предлагается отыскать их и исправить страничку.
  • Урок-спектакль , посвященной какой-то остросоциальной проблеме.

Перечисленными методами, инновационная деятельность в школе, конечно, не ограничивается. Подобных методов достаточно много, все они характеризуются активным включением обучаемого в поиск новых знаний и умений, развитием его творческого начала и прагматичности.

Инновационная школа в современных, быстро меняющихся условиях жизни, в густом информационном потоке видится перспективной отраслью образовательной сферы.

Инновационная деятельность школы - видео

Включайся в дискуссию
Читайте также
Гороскоп здоровья: болезни и их лечение по знаку Зодиака
Вред Кока-Колы: как сладкий напиток разрушает человека изнутри
Погадать на желания точное да нет