Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Петропавловский собор высота шпиля. Шпиль Петропавловской крепости: интересные факты и фото

Это самый старый и самый известный собор в Санкт-Петербурге.

Даже Исаакиевский, намного более величественный с архитектурной, и сложнейший с инженерной точки зрения, все равно в умах горожан и туристов остается на втором месте.

Шпиль Петропавловского собора - это настоящий «бренд» и символ города.

Когда Петербурга еще не было, и только начиналась строиться Петропавловская крепость, на ее территории одной из первых построек стала деревянная церковь. Освятили её в честь Святых Петра и Павла.

В 1712 году прямо вокруг стен старой церкви, начал возводить новую, каменную. Разумеется работами руководил самый успешный придворный архитектор - Доменико Трезини.

Петр Первый велел начинать строительство с колокольни.

Почему собор начали строить с колокольни, а не с алтаря и кассы для пожертвований - ответ прост: царю прежде всего были нужны не молитвы, а смотровая площадка для контроля за подступами к крепости. Напомним, Северная война еще была очень далека от завершения.

Но, колокольня отличалась не только этим.

Во время своих европейских турне царю понравились куранты. Они были закуплены и установлены на еще не достроенную колокольню Петропавловского собора. Главным же её украшением стал шпиль, высотой 112 метров.

Шпиль был сделан по проекту архитектора Ван Болеса. Это была деревянная конструкция, обшитая золочеными медными листами, а Трезини установил на вершине флюгер, выполненный виде ангела.

Собор стал не только первым в Петербурге, он еще и послужил примером строительства церквей по всей Росии до середины 18 века.

Традиционно на Руси их строили пятиглавыми, тонкостенными, темными. Теперь стало по-другому.

Постройку венчает один купол, стены его гораздо толще обычных, а окна – большие и светлые.

Внутри стены, опять же вопреки традициям, расписаны не только библейскими, но и светскими сюжетами.

Кафедра и царское место выполнены из резного позолоченного дерева, обитого бархатом.

Символом победы России в Северной войне служит уникальный иконостас, выполненный в форме триумфальной арки. Изготовили его в Москве, в мастерской Ивана Запрудного, по чертежам Доменико Трезини.

Так как Запрудный внес много корректив в первоначальный проект, авторство приписывают обоим архитекторам.

Привезли иконостас в Петербург по частям и покрыли позолотой уже на месте. Кстати, и некоторые иконы, дошедшие до нас с 18 века, очень необычны по своей форме.

Строили его 21 год.

Не смогли закончить ни при Петре, ни при его наследнице - Екатерине, и даже не при внуке - Петре Третьем. Только во время правления Анны Иоанновны, в 1733 году он был освящен 29 июня 1733 года, в праздник Святых апостолов Петра и Павла.

В конце апреля 1756 года в шпиль ударила молния, он загорелся, упал на основную кровлю и повредил её. Колокольня тогда полностью сгорела, само здание сильно пострадало, но благодаря разборной конструкции, иконостас удалось спасти.

В авральном режиме собрали рабочих практически со всех строек города, и в кратчайшие сроки собор был отремонтирован.

А вот колокольню восстанавливали целых 20 лет. Так как решено было сделать ее каменной, пришлось вбивать в фундамент дополнительные сваи. Шпиль вырос до 117 метров. На нем установили нового ангела, а на башне – новые куранты, голландской работы.

Позднее механизм потребовал ремонта, который выполняли уже русского мастера гатчинского завода Лаврова. Сегодня на четырех уровнях башни установлены 103 колокола, 31 их которых относятся ко второму голландскому карильону 1757 года.

  • История часов Петропавловского собора началась в 1720 году, когда в Голландии был куплен механизм и комплект карильона в 35 колоколов. Но, что примечательно, на главной колокольне города не было православной звонницы.
    Мелкий штрих, но он один из многих, показывающий тайное противостояние светских и религиозных властей
    Правда, сразу после смерти Петра, когда на трон взошла ограниченная в правах Екатерина (кстати, немка!), в 1725 году на втором ярусе была устроена русская православная звонница, которая стала служить сигналом к началу перезвона всех петербургских церквей.
    Забавно, но в тридцатых годах после революции карильон пытались перестроить на исполнение «Интернационала», из чего, к счастью, ничего не вышло.

Ангела на шпиле не щадили ветра, постоянно гулявшие по Северной столице. Особенно сильно его повредили ураганы 1778 и 1830 годов. Его восстановление после урагана 1830 года – пример удивительной находчивости и смелости одного человека.

История и правда, уникальна: отремонтировать флюгер вызвался кровельщик Петр Телушкин. Он взобрался на шпиль без страховки, при помощи веревки и одних рук. Постепенно перекидывая веревку выше и выше, цепляясь за двухсантиметровые фальцы, кровельщик взобрался на самый верх и сумел починить Ангела.

Последний раз пику реконструировали в середине 19 века. Он снова вырос, теперь его высота вместе с ангелом составляет 122,5 метра. Таким он дошел до наших дней, до сих пор это самое высокое сооружение в городе.

Так как высота зданий исторической застройки определялась по Зимнему дворцу, с колокольни отлично видна вся панорама города, от Здания 12 коллегий до Смольного монастыря и даже до Александро-Невской Лары.

  • Высота шпиля такова, что туристу практически невозможно сфотографироваться на фоне колокольни. Или она не попадет в кадр, или фотографу придется отойти так далеко, что человек - объект съемки на фотографии, окажется неразличимой «букашкой».

С самого начала Петропавловский собор стал служить усыпальницей для членов царской семьи. Сам Петр и его жена также упокоились в стенах собора, перед алтарем. Когда же в самом храме не осталось места для надгробий, рядом была сделана пристройка на 30 склепов. Оба здания соединили коридором.

Став императорской усыпальницей, принявшей в себя первого представителя дома Романовых больше 300 лет назад, Петропавловский собор сыграл заметную роль и в формировании идеологического цемента современной России. Сюда были перевезены и официально захоронены останки последнего русского Императора и его семьи.

Таким образом в российской истории разом поставили очень много «точек»…

Время работы:

  • с 10:00 до 19:00 в будние дни
  • с 10:00 до 17:45 в субботу
  • с 11:00 до 19:00 в воскресение
  • в дни богослужений график индивидуальный

Цена билетов:

  • Взрослые 280 рублей
  • Школьники 150 рублей
  • Пенсионеры 100 рублей
  • Вход на территорию Петропавловской крепости бесплатный

Удивительный город, первый камень которого заложил сам Петр I, обладает мощной энергетикой, оказывающей воздействие на чувства людей. При виде неповторимых достопримечательностей у туристов от восторга замирает сердце, и каждый испытывает настоящее эстетическое потрясение.

Архитектурное убранство Санкт-Петербурга не только удивляет. В декоре роскошных храмов, прячутся тайные знаки, которые обладают мистической силой. Говоря о неофициальных символах города на Неве, можно вспомнить Ростральные колонны на Васильевском острове, разводные мосты, Но, пожалуй, первой ассоциацией с Северной Венецией будет все-таки Петропавловская крепость, ставшая ее визитной карточкой.

Немного истории

История появления архитектурного памятника, расположенного на Заячьем острове, тесно связана с историей основания Санкт-Петербурга. В мае 1703 года в дельте Невы началось возведение Петропавловской крепости, которая строилась для обороны наших земель. В июне в центре архитектурного комплекса была заложена деревянная церковь, освященная в честь святых Петра и Павла. А позднее появился каменный Петропавловский собор, который воспринимался как главный храм России.

Символ утверждения новой столицы Российского государства на берегах Балтики представляет собой изумительный образец раннего барокко. До царя таких религиозных памятников не строили: деревянную церковь, которая появилась первой, не разрушили, а оставили внутри архитектурного ансамбля. И только в начале XVIII века ее разобрали и перенесли в солдатскую слободу, где она простояла почти 100 лет.

Символ сильного государства

Известно, что именно колокольне, с которой и началось возведение Петропавловского собора, царь придавал особое значение. В Древней Руси строились так называемые стенки-звонницы, затея появились высокие башни c колоколами, и только при Петре I они стали частью православного храма. Российский император мечтал о том, чтобы в новой столице как можно скорее появилось величественное здание с колокольней, которое бы символизировало о том, что не только город, но и все государство крепко стоит на ногах.

Самое высокое строение государства

Ранее самым высоким зданием России являлась колокольня Ивана Великого в Кремле (Москва). Но уже в 1709 году деревянный шпиль Петропавловской крепости превзошел значительное строение и взметнулся на небывалую высоту - 122,5 метра. Он был покрыт позолоченными листами, переливающимися при попадании на них солнечных лучей.

Все деревянные конструкции устанавливал голландский мастер Харман ван Болос, лично приглашенный Петром Великим. Плотник, превратившийся в известного архитектора, украсил шаром из позолоченной меди, который напоминал огромное яблоко, шпиль Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге высотой 40 метров. А по рисунку зодчего из Италии Трезини был отлит и установлен на самый верх медный крест с фигурой парящего ангела, ставшего еще одним неофициальным символом города.

Архитектурный памятник славы

Петр I, выигравший Северную войну, захотел сделать Петропавловский собор памятником славы русского оружия. В храме с богатой внутренней отделкой хранились многочисленные реликвии, которые позднее оказались в Эрмитаже: трофейные знамена и взятые русскими войсками ключи от городов.

В 1720 году на колокольню, и по сей день являющуюся самым высоким сооружением Русской православной церкви, установили куранты, которые царь приобрел в Амстердаме. Часы с музыкальным механизмом исполняли несложную мелодию, звучавшую с ратуш европейских городов.

Кроме того, на колокольню, расположенную по всем канонам над западным входом, водрузили и карильон - музыкальный инструмент, состоявший из 35 колоколов и клавиатуры. На нем каждое утро специально обученный человек исполнял различные светские произведения.

Ангел-хранитель города

Все знают, что Северная Венеция имеет небесных покровителей, защищающих город и его жителей от напастей. Но есть современный хранитель, увидеть которого может каждый на позолоченном шпиле Петропавловской крепости. Ангел, венчающий самое высокое наблюдает за тем, что творится внизу. Это новая фигурка посланника Бога, поскольку сильнейшие ветра не раз ломали крылья миниатюрной скульптуры.

Происшествия с фигуркой ангела

Первый ангел, который был изготовлен в виде флюгера, сгорел во время сильнейшей грозы в середине XVIII века. После этого происшествия шпиль Петропавловской крепости, фото которого производит неизгладимое впечатление на туристов, оборудовали молниеотводом, смонтированным гениальным физиком Леонардом Эйлером. Поступало множество вариантов новой скульптуры от известных архитекторов, однако Екатерина II отвергала их, ссылаясь на то, что "они не так красивы". Было решено воссоздать ту же самую фигуру, которую установили изначально: ангела, держащего двумя руками крест.

Так случилось, что природная стихия опять оказалась сильней: из-за ветра небесное существо лишилось крыльев. Знаменитый зодчий Ринальди разработал интересный проект, изменив немного силуэт, и новая фигурка парила в воздухе более 40 лет.

Когда на Санкт-Петербург обрушился очередной ураган, ангел вновь пострадал. Для того чтобы его починить, необходимо было возвести леса вокруг колокольни. Денег на это не хватало, да и никто не отваживался предложить свои услуги. Шло время, и лишь один смельчак, молодой крестьянин, занимавшийся кровельными работами, решил попробовать свои силы. Он взбирался на шпиль Петропавловской крепости по веревочной лестнице и в течение полутора месяцев чинил ангела на огромной высоте. За такой подвиг, который никто не смог повторить, юношу щедро наградили деньгами и выдали ему медаль "За усердие".

Ремонт шпиля

Новый ремонт понадобился в XIX веке. Обветшалые деревянные конструкции заменили на металлические, а сам шпиль Петропавловской крепости высотой 40 метров и весом более 50 тонн стал представлять собой восьмигранную усеченную пирамиду, выполненную по проекту Д. Журавского - русского ученого и механика. Он же разработал очень простой поворотный механизм на подшипниках, не требовавший обслуживания. И с 1858 года ангел свободно вращается на шпиле.

Последняя реставрация

Зимой 2003 года заменили фигурку хранителя города, новую жизнь которому подарили не только реставраторы, но и верхолазы. Люди работали без выходных, в сильные морозы, при температуре минус 20 о С. В столь тяжелых условиях нельзя было использовать ни перчатки, ни инструменты, чтобы ничего не повредить, а все болты закручивались голыми руками.

На шпиль собора Петропавловской крепости с помощью вертолета водрузили отреставрированную трехметровую скульптуру, позолоченную Размах ее крыльев достигает четырех метров, а высота креста в руках защитника Санкт-Петербурга составляет шесть метров. На самом верху установили и новую золоченую сферу, в которую заложили послание потомкам и икону Покрова Пресвятой Богородицы. Записка ожидает новых реставраторов, однако специалисты поручились, что произойдет это не ранее чем через 50 лет.

Сейчас местные жители и гости любуются миниатюрной фигуркой, которая горит золотом на шпиле Петропавловской крепости.

Новость о послании для Ксении Собчак

Совсем недавно стало известно о том, что под ангелом хранится послание для Ксении Собчак. Его оставил отец женщины, заявившей о своем участии в выборах президента России. В 1995 году к заслуженному летчику страны В. Базыкину, который должен был поднимать отреставрированную скульптуру, подошел Анатолий Собчак и вручил ему капсулу с запиской внутри. Вот уже более 22 лет герметически закрытый ларчик, находящийся на шпиле Петропавловской крепости, хранит письмо со стихами первого мэра Санкт-Петербурга, адресованное своей дочке. Вскрыть капсулу можно будет только в 2045 году.

Высота Петропавловской крепости со шпилем составляет 122,5 метра.

Сама конструкция остроконечного стержня крепко держится за счет болтов и шурупов. Даже во время сильного шторма она не поменяет свое месторасположение. Однако из-за вращения Земли шпиль сместился в одну сторону на три сантиметра.

Во время Второй мировой войны его покрыли специальной маскирующей краской и сеткой.

Згаменитая Петропавловская крепость хранит немало тайн. Возможно, что о некоторых из них мы никогда не узнаем, а над какими-то загадками нам еще предстоит поломать голову. Освященный ангел-хранитель, который крепко держит крест, - это символ того, что православный город храним Богом и никогда не будет оставлен святыми.

), но всегда оставалась одно место, которое казалось недоступным - шпиль Петропавловского собора.


1. Вид в сторону Васильевского острова

Как вы поняли, мы всё таки залезли и на Петропавловку, хочу рассказать, как нам это удалось.

Прогуливаясь по крепости с Олей и tankizt "oм, решили зайти в музей Петропавловского собора, но нам было отказано, сказали, что музей закрыт, предложили прийти в другой раз. Тогда было решено искать иные методы проникновения в башню Петропавловки. Что будет внутри мы не знали, какая будет дорога до шпиля тоже.

Довольно просто и незаметно я и Оля оказались сначала на крыше собора, а после зашли в открытое окно в башне. Потом была череда лестниц винтовых и не очень, несколько дверей, которые к нашему удивлению были открыты! Куча колоколов, часовой механизм и прочие интересности мы проходили мимо в надежде, что финальная дверь к внутренностям шпиля не будет закрыта. Нам повезло, и мы попали на последнюю винтовую лестницу, которая уже была частью шпиля. Первые мысли - сейчас будет люк, в него вылезем, а дальше по наружной лестнице к Ангелу! Но наши надежды рухнули, когда мы услышали голоса чуть выше нас.


Оказалось, что часовщик устроил экскурсию своим знакомым на шпиль. Люди по два человека поднимались на самый верх к люку, любовались из него несколько минут и сменялись другими. Все спускались довольные, рассказывали о своих впечатлениях. Мы решили, что ничего не потеряем, если поднимемся тоже. Дождавшись своей очереди, мы последними поднялись к часовщику, поздоровались и стали сразу фотографировать виды из люка. Часовщик удивился нам, спросил кто мы такие и как сюда попали. Мы сказали коротко - "Мы фотографы!". Этого было достаточно, чтобы услышать ответ "Я не знаю кто вы и как сюда попали, но у вас есть всего пять минут, потом мне надо уходить, я и так задерживаюсь."

Было мало времени, и был всего один объектив - 10-20мм, потому отснять удалось мало, о чём жалею - оттуда открываются красивые виды, которые можно долго фотографировать на телевик.


2. Кадр вниз


После шпиля, мы спустились со всеми, отсняли всё, что было по пути вниз. Ниже будет историческая справка.


3. В сторону Троицого моста


16 мая 1703г. на острове Люст-Эланд (Енисаари, Заячий) в дельте Невы была заложена крепость святого Петра - Санкт-Питер-Бурх.
Она предназначалась для защиты земель, отвоеванных в ходе Северной войны со Швецией. Крепость строилась по плану, составленному при участии самого Петра. Согласно правилам фортификационного искусства по углам ее возвели бастионы. Защитой с суши стал Кронверк. К концу 1703г. земляные стены крепости были возведены, а весной в камне. Свои названия они получили по фамилиям сановников, наблюдавших за строительством. В царствование Екатерины 2 стены, обращенные к Неве, облицевали гранитом.


4.

В 1712г. на месте деревянной церкви Апостолов Петра и Павла, Трезини заложил каменный кафедральный собор во имя перво верховных апостолов Петра и Павла (Петропавловский), который стал усыпальницей Российских Императоров. В усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы от Петра I до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве в 1730 году Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764 Ивана VI.


По названию собора крепость стала называться Петропавловской, а ее первое имя, звучавшее по-немецки Санкт-Петербург, перешло на город.


5. Головкин бастион и через реку Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи.


За всю историю крепости с ее бастионов не было сделано ни одного боевого выстрела (хотя это утверждение спорное... во время Великой Отечественной Войны на территории крепости размещались зенитные орудия, пулемёты и прожектора и они отражали вражеские авиационные налёты). Но к отражению врагов крепость была готова всегда.

На территории крепости в Трубецком бастионе размещалась главная политическая тюрьма царской России, функционировала с 1872 по 1921гг.. Ещё в Петропавловке находится, одно из старейших в городе промышленных производств - Монетный Двор.


6.


Если говорить о самом соборе в современности:

Высота собора 122,5 м шпиля - 40 м, люк, из которого мы снимали, находится на высоте чуть больше ста метров. Собор освящен 28 июня 1733 г., службы совершаются по особому расписанию (С 1990-х годов в Петропавловском соборе регулярно проходят панихиды по российским императорам, с 2000 года — богослужения, с Рождества 2008 службы проводятся регулярно), в остальное время функционирует как музей.


7. Начинаем спускаться вниз


Шпиль несколько раз был поврежден бурей, первый раз в 1777г, второй в 1829г

В первый раз исправление было проведено по чертежам арх. П. Ю. Патона. Новую фигуру ангела с крестом по рисунку А. Ринальди выполнил мастер К. Форшман.

Во второй кровельщик Петр Телушкин произвел ремонт без возведения лесов. Ремонт, проведенный в октябре-ноябре 1830 г. вошел в историю отечественной техники как образец русской смекалки и отваги.


8.


В 1856-1858 гг. по проекту инженера Д. И. Журавского, вместо деревянного, был сооружен металлический шпиль. Внутри шпиля винтовая железная лестница ведет к люку в обшивке, устроенному на высоте 100 м над яблоком шестиметровый крест с ангелом (скульптор Р. К. Залеман) Ангел-флюгер вращается вокруг стержня, установленного в плоскости самой фигуры. Объемные части ангела выполнены методом гальванопластики, остальные детали штампованы из кованой меди. Золочение проведено под руководством химика Г. Струве артелью купцов Коротковых. Высота ангела - 3,2 м, размах крыльев - 3,8 м.


9. За окнами циферблат со стрелками


10. Часовой механизм


На высоте 16 м начинается шахта часового механизма, уходящая вверх на 30 м. Вплоть до XX века внутри шахты поднимались и опускались гири, обеспечивая завод часам.

Часы-куранты для собора сделаны голландским мастером Б. Оортом Крассом в 1760 году. При помощи колоколов часы исполняли различные мелодии.

Сейчас в колокольне Петропавловского собора находиться уникальный по количеству и разнообразию набор колоколов; подлинные голландские колокола XIX-XX веков, современные фламандские колокола. В общей сложности на колокольне около 130 колоколов.


11.

12. Часы - куранты.Исполняющие 2 мелодии,каждый час (Коль славен наш господь в Сионе) и мелодию (Боже, Царя храни) в 6 и 12 часов. Барабан, который на фото, задаёт мелодию.


В годы Великой Отечественной войны шпиль Петропавлоского собора был закрашен серой краской. Маскировка шпиля лишала фашистскую артиллерию ориентира для ведения прицельного огня по наиболее важным в стратегическом отношении объектам.

По воспоминаниям М.М. Боброва, участника маскировочных работ зимой 1941-1942гг., в музее сделан "Уголок блокадного Ленинграда", где показаны условия, в которых в соборе под лестницей на колокольню жили альпинисты.


14. Спускаемся ещё ниже

17. Я не знаю, где начинается и заканчивается музей, но наверно эти и следующие фотографии сделаны на его территории.

18. Конструкция башни

19. Слева показано, как в 1830 году был реализован подъем к ангелу

20. Когда мы спустили на первый этаж, нас встретила женщина полицейский, которая нам в самом начале говорила, что музей закрыт. На этот раз она сказала улыбаясь "Ну что, вы уже всё?", мы ответили "Всё!" и вышли на встречу расстроенному Танкисту (слева на фото). Расстроенному, потому что он не залез с нами. (Но сегодня в контакте видел фотографии, что он тоже залез на днях, с чем его и поздравляю.)


На этом всё. Последнее фото для тех, кто не знает, как Петропавловский собор выглядит со стороны.


21.


Спасибо за внимание.

January 3rd, 2014

На территорию Петропавловской крепости мы пришли по деревянному Кронверкскому мосту.

У меня было ощущение, что этот длинный проход между двумя стенами я видела в кино.

Труба Монетного двора.

Крепость была заложена на Заячьем острове 27 мая 1703 года по совместному плану Петра I и французского инженера Жозефа Ламбера де Герена.
Вид на Петропавловскую крепость с вертолета (фото из Векипедии).

Петропавловский собор (официальное название — Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) возведен в 1712—1733 годах (архитектор Доменико Трезини) на месте деревянной церкви (1703—1704). В 1924 году Собор стал музеем, с 1999 года здесь возобновились редкие богослужения. Его высота - 122,5 метров, высота шпиля Петропавловского Собора - 40 метров, высота ангела, венчающего шпиль - 3,2 метра, размах крыльев - 3,8 метра. На позолоту шпиля потрачено более 8 килограмм червонного золота.

Ботный дом (1761 г., архитектор А. Ф. Вист), построенный специально для ботика Петра I, привезенного из Москвы. Статуя на крыше (1891 г.) — аллегорическое изображение навигации. В Ботном доме расположена касса комплекса. Вход в Собор платный.

Ботик- "дедушка Российского флота"- стоит здесь. Посетители бросают в него монеты.
Корма ботика.

Интерьер Собора великолепен.

Иконостас закрыт на реставрацию.

Собор является усыпальницей царской династии Романовых.
Два саркофага изготовлены на Петергофской гранильной фабрике в 1887—1906 году: Александра II (из зеленой яшмы) и его супруги Марии Александровны (из розового орлеца).
Остальные саркофаги выполнены из белого мрамора (1865 г.)


В Екатерининском приделе собора преданы земле останки последнего императора России и его семьи, найденные в Екатеринбурге (Николай II, императрица Александра Федоровна, великие княжны Татьяна, Ольга и Анастасия). Вместе с ними погребены лейб-медик Е. С. Боткин, лакей А. Е. Трупп, повар И. М. Харитонов, горничная А. С. Демидова..

Погода стремительно портилась. Только что я снимала сияющий золотой шпиль на фоне пронзительно синего неба, и вот уже все затянуто чернотой. От дождя решили спрятаться в Музее истории телесных наказаний. Экспозиция не для слабонервных. Вышла с тяжелым ощущением.
Предлагаю лишь несколько фотографий, дабы не травмировать особо впечатлительных сообщников.

Напротив Обер-офицерской гауптвахты восседает Петр I Михаила Шемякина.

При всем моем интересе к творчеству этого художника, памятник Петру я считаю ужасным. Вот что по поводу пропорций памятника (а точнее, их отсутствия) говорит его автор.
«…— И все же: почему такая маленькая голова и такое длинное туловище?

— Идея памятника принадлежала Володе Высоцкому. Он сказал: «Ты много рисуешь Петра, а почему никогда не делал скульптуру?» Я объяснил, что образы государей мне трудно даются. Они всегда какие-то напыщенные.
После смерти друга я в очередной раз рисовал профили Петра I и вдруг подумал, что хорошо бы в память о Володе сделать скульптуру. Стал создавать первые макеты из глины. Сразу в натуральную величину. Мы выносили замотанную глину в парк, ставили ее на кресло, и выяснялось, что с расстояния 5 метров Петр производил впечатление весьма невысокого человека. И я стал увеличивать туловище. До тех пор, пока не пришел к пропорциям русской иконы. На них ведь у апостолов — крошечная голова, длинное тело. Для того, чтобы показать величие их духа.» (Из интервью М.Шемякина газете «МК»)

А это мое собственное наблюдение: лицо скульптурного Петра - копия его прижизненной маски (Растрелли), хранящегося в Эрмитаже.

Вход на Государев бастион с Невской панорамой был закрыт. Пришлось снимать вечернюю Неву с точки за стенами крепости (но все еще с Заячьего острова).

Вышли мы с территории крепости с ее противоположной стороны через Петровские ворота.

С Заячьего острова ушли по Иоанновскому мосту.

Справа у моста в Неве сидит на бревнышке заяц (видимо, как символ Заячьего острова), которому, как и Чижику-Пыжику, бросают монетки. Кстати, кто-нибудь знает, для чего это делают?

Описание

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Панорама на Петропавловскую Крепость и Петропавловский собор в Санкт-Петербурге лучше всего открывается с Дворцовой набережной от Эрмитажа. Комплекс сооружений Петропавловской крепости занимает всю территорию Заячьего острова, соединенного мостом через Кронверкский проток с Петроградской стороной. Гладь реки Невы, несет свои воды к Финскому заливу. Петропавловская крепость, выполненная по лучшим образцам военных фортификационных сооружений Европы, одета в гранит с неприступными бастионами.

Торжественный Петропавловский собор с высокой многоярусной колокольней, увенчанной башенкой сложной формы и стрелой золоченого шпиля с ангелом, куполом на высоком барабане и башенкой с золоченой главкой и крестом создает неповторимый силуэт. Отдельный корпус Великокняжеской усыпальницы, под большим четырехгранным куполом, соединен с собором через переход. Неповторимое сочетание военной крепости и религиозного сооружения, дополняют друг друга. Синтез водной стихии, архитектуры и небесного простора определяет то лицо города Святого Петра, которое живет в сердце каждого человека, видевшего эту незабываемую панораму хотя бы один раз в жизни.


Названный в честь небесных покровителей Санкт-Петербурга Святых апостолов Петра и Павла, Петропавловский собор является одним из главных символов города на Неве. Собор, выполненный в стиле петровского барокко, сориентирован вдоль течения реки Невы. С западной стороны расположена четырехгранная каменная четырех ярусная колокольня с окнами, башней сложной формы и высоким шпилем с ангелом и крестом (122,5 метра), в фасадной стене, украшенной валютами на уровне первого и второго ярусов полуколоннами и полуциркульными нишами, расположен главный вход, украшенный треугольным портиком с колоннами. Над восточной алтарной частью расположен высокий многогранный барабан с продолговатыми окнами и сложным по форме куполом с овальными окнами, башенкой с золоченой главкой и крестом. Собор покрыт двухскатной крышей. Ритм пилястр на боковых фасадах повторяет ритм высоких прямоугольных окон

.

Деревянная Петропавловская церковь в Санкт-Петербурге

Первая деревянная церковь была заложена 12 июля 1703 года в день Cвятых апостолов Петра и Павла. Оштукатуренные фасады церкви были расписаны под желтый мрамор. В небольшой башне со шпилем, построенной на голландский манер, было устроено несколько колоколов, на которых специальный человек вручную ударяя в определенный колокол, указывал количество часов в течение суток.


Каменный Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Большой каменный Петропавловский собор начали строить в мае 1714 года по проекту и под руководством архитектора Доменико Трезини прямо вокруг деревянной церкви, которую позже разобрали и перенесли в другое место. Для каменного собора был вырыт ленточный фундамент глубиной в 2 метра. По пожеланию царя Петра I первой начали возводить колокольню, она была необходима по стратегическим соображениям как смотровая площадка, чтобы вовремя предупреждать о приближении вражеских войск. В 1717 году голландским мастером Германом ван Болесом была выполнена сложная стропильная конструкция шпиля, установленного на колокольню. На шпиль подняли металлическое яблоко. В 1719 году рижский мастер Ф. Цимерс выковал 887 листов из красной меди, рижские мастера И. П. Штейнбейс и И. В. Эберхард позолотили эти листы и обшили ими шпиль. Одновременно возводился основной объем собора.



Портрет архитектора Доменико трезини


Петр I требовал вести работы на колокольне со всем возможным поспешанием с тем, чтобы уже в 1716 году установить на ней часы-куранты, привезенные им из Европейского путешествия. Часы-куранты заиграли на колокольне в августе 1720 года. Государь с иностранными гостями неоднократно поднимался на колокольню в полдень, когда на колоколах вручную игралась мелодия. Часовой механизм самостоятельно играл каждые четверть- и полчаса. С колокольни хорошо был виден весь Санкт-Петербург, в подзорную трубу можно было разглядеть Петергоф, Кронштадт и Ораниенбаум.


По эскизу Доменико Трезини мастерами Штейнбесом и Эберхардом из золоченых медных листов в 1723 году изготовили в виде флюгера фигуру ангела, который двумя руками держался за ось, в которою был помещен поворотный механизм. В ту пору высота колокольни от фундамента до верхней точки креста, которым заканчивалась ось, составляла 106 метров.



Петропавловский собор в Санкт-Петербурге, построенный в западных традициях возведения храмов, был совершенно новым явлением в архитектуре религиозных сооружений в России того времени. Стены собора с высокими окнами были менее толстые нежели в традиционных русских храмах, один большой купол на барабане, высокие узкие пилоны внутри собора, повторяющие ритм наружных фасадных пилястр, колокольня с высоким остроконечным шпилем. Помимо библейских сюжетов при живописном оформлении внутреннего пространства собора были применены светские художественные орнаменты. Стены храма были расписаны русскими художниками Воробьевым и Негрубовым, плафон в центральном нефе расписал художник Петр Зыбин.



В 1725 году умер Император Петр I, через 2 года умерла супруга царя Императрица Екатерина I. В 1731 году после завершения строительства Петропавловского собора Петра I и Екатерину I похоронили перед алтарем у южной стены.



В 1760 году над могилами коронованных особ были выполнены надгробия из белых мраморных плит. Для захоронений Императора Александра II и его супруги Императрицы Марии Федоровны были выполнены надгробия из яшмы и орлеца.


Иконостас Петропавловского собора в Санкт-Петербурге, символизируя победу России над Швецией в ходе Северной войны, имеет форму триумфальной арки. По первоначальному эскизу архитектора Доменико Трезини в мастерской Ивана Зарудного в Москве в 1722-1726 годах иконостас был выполнен из дуба и липы. В 1727 году иконостас был перевезен из Москвы в Санкт-Петербург в разобранном виде, собрали его и позолотили в самом соборе. Все резные декоративные элементы иконостаса отличаются редкой красотой и изяществом исполнения.



Царские врата перед иконостасом отличались торжественностью, тонкостью исполнения фигур архангелов Михаила и Гавриила, возвышающихся по обеимм сторонам на трехъярусных пьедесталах и все декоративные детали были покрыты золотом, что придавало всему алтарному месту праздничное, неповторимое по красоте, незабываемое впечатление. Иконы для иконостаса были написаны в артели Андрея Меркульева.


В 1732 году мастером Николасом Проскопом из резного позолоченного дерева была оборудована кафедра, над которой располагались фигуры апостолов Петра и Павла, над ними – четыре евангелиста. На самом верху – фигура голубя – символа святого духа. В нижней части кафедры были расположены живописные полотна с изображениями сюжетов из притчи о сеятеле. Царское место, выполненное из позолоченного дерева, обтянутое бархатом, установили в правой части центрального прохода. Кресла здесь никогда не было, так как царь Петр I во время служб никогда не садился.



Хрустальные трехъярусные продолговатые люстры, выполненные в конце 18-го века русскими мастерами, украшали центральный неф собора. У алтаря люстра подлинная, остальные были воссозданы после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.


В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль собора ударила молния, колокольня полностью сгорела, погибли голландские часы-куранты, была повреждена крыша. Однако иконостас благодаря его сборной конструкции был спасен. После скорейшего восстановления Петропавловского собора крыша становится более плоской, колокольню возводят каменную на сваях. В результате реконструкции в соборе появились дополнительные помещения.



На первом и втором ярусах колокольни появились валюты, внутри нее была устроена лестница. Изменилась форма высокого многогранного барабана под куполом, высота шпиля была увеличена до 117 метров. По настоянию Императрицы Екатерины II собор восстанавливали по проекту архитектора Доменико Трезини, новая деревянная конструкция шпиля была выполнена по проекту Брауэра мастером Еремеевым.


Фигура ангела была выполнена по первоначальному эскизу Трезини. Новые часы-куранты выполнил голландский мастер Оорт-Крас их установили на каменной колокольне в конце 1770 годов. Во время урагана 1778 года была повреждена вторая фигура ангела на шпиле собора. Третий ангел был выполнен по проекту архитектора Антонио Ринальди, он перестал выполнять функцию флюгера, фигура ангела вращалась только для уменьшения ее парусности. Этот ангел осеняет наш город и сегодня. В 1820 году у ангела на шпиле оторвало крыло сильным порывом ветра. Ремонтные работы по восстановлению фигуры ангела на шпиле произвел кровельщик Ярославской губернии Петр Телушкин за шесть недель, пользуясь только веревкой с петлями на концах и подвижным узлом. По окончании работы Телушкин получил в награду 3000 рублей и серебряную медаль «За усердие».



В 1857-1858 годах пришедший в ветхое состояние шпиль был реконструирован. По проекту инженера Журавского на Нивьянском заводе на Урале изготовили металлический каркас, обшитый медными позолоченными листами. На 2/3 высоты внутри шпиля была устроена лестница, далее к окончанию шпиля вели наружные металлические скобы. Общая высота собора с крестом и фигурой ангела составила 122, 5 метра. В это же время были реконструированы часы-куранты. Царские врата из-за ветхости заменили на новые, выполненные из бронзы и позолоченные.

Петропавловский собор в XX - XXI веках

Всех коронованных особ династии Романовых хоронили в Петропавловском соборе, но к началу двадцатого века этих площадей уже не хватало. В 1908 году по проекту архитекторов Д. И. Гримма и Л. Н. Бенуа для захоронения членов императорской семьи построили Великокняжескую усыпальницу в стиле историзма, соответствующего стилю петровского барокко, перекрытую большим четырехгранным куполом с башенкой сложной формы и главкой с крестом. Новое архитектурное сооружение соединили с собором коридором.



Убранство Петропавловского собора, признанного памятником архитектуры, после революции 1917 года сохранилось. Однако когда собор в 1919 году был отдан Музею истории города, ценности из него были вывезены, военные трофеи переданы в другие музеи. В Великокняжеской усыпальнице долгое время размещался склад. Во время вражеских бомбардировок в период блокады Ленинграда ангел был закрыт мешковиной, шпиль закрашен для маскировки. После Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница были восстановлены.


В 1992 году в Великокняжеской усыпальнице был похоронен Великий князь Владимир Кириллович Романов. В 1998 году в Екатерининский придел Петропавловского собора были перенесены останки последнего Императора России Николая II и его семьи. Последней в соборе упокоилась в 2006 году супруга Императора Александра III Императрица Мария Федоровна, останки которой были перевезены в Санкт-Петербург из Дании.


С 1990 годов в Петропавловском соборе стали проводиться панихиды по Российским Императорским особам. В 1999 году состоялось первое архиерейское богослужение в светлый праздник Рождества Христова. В 2009 году в Петропавловском соборе в престольный праздник было совершено богослужение Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В 280-летие со дня освящения Петропавловского Императорского собора – выдающегося памятника архитектуры в день святых апостолов Петра и Павла 12 июля 2013 года состоялся праздник. Божественную литургию в этот праздничный день провел Святейший Патриарх Кирилл.


В 1990- е годы голландские мастера устроили на одном их ярусов колокольни карильоны – особые голландские колокола, обладающие тонким мелодичным льющимся звоном. Эти звоном восхищался еще царь Петр I при посещении Голландии в 18-м веке. Мелодии, специально придуманные для исполнения на карильонах радуют петербуржцев и гостей города на Неве и сегодня.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Леонтьев дмитрий алексеевич Дмитрий леонтьев психолог
Холодец из курицы: лучшие рецепты приготовления домашнего холодца Как сварить холодец из курицы с желатином в мультиварке
Как приготовить папоротник орляк соленый с мясом