Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Планирование туристско краеведческой работы в образовательном учреждении. Туристско-краеведческая деятельность учащихся

Инновационный педагогический проект

«Туристско-краеведческая деятельность как основа социализации личности и формирования коммуникационной культуры учащихся, в условиях общеобразовательной школы»

Цель: формирование планетарного мировоззрения, потребности в

Здоровом образе жизни, как основе психического и нравственного

Здоровья личности

Педагогические задачи:

  • обучение, оздоровление, профессиональная ориентация, социальная адаптация посредством вовлечения в туристско-краеведческую деятельность
  • коррекция недостатков, традиционно сложившихся в системе образования; совершенствование взаимоотношений педагогов и учащихся через занятия туризмом
  • воспитание ответственности за себя и других, взаимоуважения, морально-волевых качеств

1. Введение

2.Основная часть:

2.1 система туристско-краеведческой деятельности в школе:

Качество и количество туристско-краеведческой деятельности

Мероприятия, направленные на развитие туристско-краеведческой системы в общеобразовательной школе

2.2 социальная адаптация средствами туризма

2.3 поддержание и улучшение физического и психического здоровья школьников посредством занятий туризмом

2.4 воспитание нравственности на уроках туризма и во внеурочное время

3. Динамика результативности развития туристско-краеведческой деятельности за период с 2013 по 2015 годы

4.Перспективы развития туристско-краеведческой деятельности

5. Литература

1. Введение

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». От чего же зависит здоровье человека? Ученые медики доказали, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то 20% - зависит от наследственных факторов, 20% - от внешне средовых условий, т.е. в конечном итоге от экологии, 10% - от деятельности системы здравоохранения. А что же остальные 50%? Они, как выяснилось, зависят от самого человека от того образа жизни, который он ведет. По выражению академика Н.А. Амосова «… чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем».

К сожалению, в иерархии потребностей, удовлетворение которых лежит в основе человеческого поведения, здоровье находится далеко не на первом месте. Особенно это касается молодых людей, которые (как они сами думают), пока еще здоровы. И поэтому ответственность за их соматическое, физическое, психическое и нравственное здоровье целиком и полностью ложится на семью и школу. Именно поэтому данный проект является актуальным, так как правильно организованная туристско-краеведческая работа в общеобразовательной школе может решить проблему (хотя бы частично) сбережения здоровья подрастающего поколения в широком смысле этого слова.

Туристическая деятельность решает ряд образовательных и воспитательных задач, ведь любой вид туристского путешествия от простой экскурсии до многодневного похода – непременно обогащает человека новой информацией, развивает его интеллект. Это свойство туризма лежит на поверхности, оно очевидно, неоспоримо и не требует доказательств. Совершенно справедливо, что педагогика использует в первую очередь информативность туризма. Особо надо выделить активизацию аналитических способностей учащихся. Аналитическое мышление может развиваться только на базе большого запаса впечатлений и наблюдений, дающих материал для сравнения.

Регулярные занятия туризмом и краеведением формируют духовный облик человека, его характер, жизненные ориентиры, отношение к другим людям, к природе, к труду, к Родине. Одновременно происходит пробуждение эстетического чувства прекрасного, эстетического отношения к окружающему миру. Для воспитания таких чувств нужны яркие впечатления, которые в изобилии дает туризм. Чем богаче мир, окружающий ребенка, тем богаче и разнообразнее его личность.

Богатство впечатлений рождает ощущение полноты жизни, наслаждение ею. Хорошо известно мнение великого русского педагога К.Д. Ушинского «…зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный ребенком среди рощ и полей, когда его головой овладевает кокой-то упоительный туман, в теплой влаге которого раскрывается его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыши мыслей, потоком льющихся из природы, что такой день стоит многих недель, проведенных на учебной скамье».

Трудно переоценить и оздоровительное значение туризма. Что может быть естественнее движения, физического труда в природной среде! На туристских маршрутах закладываются основы здорового образа жизни, стремление к физическому совершенству.

Воздействие на ум, тело и душу растущего человека невозможно вести последовательно: сначала отшлифовать одну грань, затем другую и под конец третью. Процесс обработки идет по всем направлениям одновременно, И это разностороннее, комплексное воздействие на личность ребенка является основным и безусловным достоинством педагогически грамотно организованной туристско-краеведческой работы.

В настоящее время, когда школа практически устранилась от воспитания подрастающего поколения, оставив себе лишь функцию обучения, туристско-краеведческая деятельность может помочь ликвидировать этот пробел. Причем воспитательная роль туризма заключается не только в благоприятном воздействии на детей, но и в формировании более демократичных, творческих взаимоотношений учителя и учеников, в становлении педагогики сотрудничества.

2.1 Система туристско-краеведческой деятельности в школе

Учитель, познавший туризм и полюбивший его, сначала испытывает восторг, состояние эйфории от великолепных педагогических возможностей, которые открываются в туризме. Немного угомонившись, учитель начинает смотреть на дело спокойней. И…задается вопросом: - «почему я один?». Как оторвать воспитателей от стульев – их основной педагогической платформы?

Над этим вопросом бьются многие – и администраторы, и рядовые учителя, и работники органов образования, и деятели учреждений дополнительного образования. И в поисках истины энтузиасты школьного туризма часто употребляют термин – система туристско-краеведческой деятельности. Чем же характеризуется и как выглядит система – «этот стройный ряд», это «целое, составляющее совокупность частей, связанных общей функцией»? Конкретно об этом нигде не говорится, но нельзя работать, не разобравшись в главном.

Всякая система – стройный ряд частей, образующих целое, - характеризуется такими категориями:

  • функциональным назначением (целью);
  • содержанием и сущностью (из чего состоит, что есть главное содержание);
  • качественной и количественной стороной;
  • саморазвитием (последовательностью, ступенчатостью, саморегулированием);
  • «площадью» на которую она распространяется (т.е. распространенностью, охватом объектов).

В нашем случае целью создания системы туристско-краеведческой

деятельности, как мы уже выяснили, является создание условий для привлечения как можно большего числа учащихся к занятиям туризмом, как средству воспитания физически, психически и нравственно здоровой личности.

Формами работы в школе, которые и составляют содержание туристско-краеведческой деятельности, являются: уроки туризма, экскурсии, прогулки, походы, многодневные путешествия и экспедиции, детские объединения, клубы, конкурсы, слеты, соревнования, выставки, музеи, уроки, семинары, туристские лагеря, учебно-тренировочные сборы, профильные смены. Это многообразие форм обеспечивает комплексный характер в обучении, воспитании, оздоровлении, профессиональной ориентации.

Не все части равнозначны. Следует выделить группу из шести наиболее важных элементов: походы, прогулки, экскурсии, экспедиции, слеты, соревнования. Именно они составляют костяк, основное ядро содержания туристско-краеведческой деятельности.

Но сущностью туристской работы, ее главным звеном, тем зерном, без которого нет туризма, является поход. Только поход, является самой комплексной формой туризма, позволяющей одноразово достигать целей, которые ставятся в туристско-краеведческой деятельности.

Качество и количество туристско-краеведческой деятельности

Качественную сторону туристско-краеведческой деятельности можно легко определить, выяснив, что такое бессистемность. Это очевидно разрушенность целого, разрозненность его частей, т.е. такое состояние работы, когда реализуются лишь отдельные части, используется лишь одно или две, три формы из множества и без продуктивной связи между ними.

Например, в школе проводятся походы и туристские соревнования, но нет краеведческой работы или наоборот - идет поток по краеведческой теме, создается музей, проводятся конференции, но почти нет походов или они идут вне связи с краеведением, с поисковой тематикой.

К понятию системы туризма надо подходить диалектически, учитывая, что она должна развиваться от нуля, проходя все стадии своего развития.

Итак мы выяснили качественную сторону содержания туристско-краеведческой деятельности, теперь надо разобраться в количественной стороне дела.

Какое же количество часов на туризм требуется отводить в школе?

Этот вопрос лучше рассмотреть в отношении доминанты туристско-краеведческой деятельности - походов. В приказе Министерства образования № 190 записана мягкая лозунговая формулировка «Шире использовать туризм, краеведение, экскурсии в учебно-воспитательном процессе. Регулярно проводить походы и экскурсии». Но какова должна быть их регулярность? Общее количество проведенных школой походов не определяет полностью уровень развития детского туризма в школе. Нет такой прямой пропорциональной зависимости: чем больше походов, тем выше уровень. Походов может быть много, но все они однодневные, степенные, здесь говорить о высоком уровне не приходится. Такие показатели – верный признак отсутствия в школе секционной кружковой работы в школе. Здесь школьники лишены перспективы, они из года в год ходят в маленькие походы, их мастерство, туристский опыт не растет, их туристские интересы искусственно урезаны.

Часто наблюдается обратная картина, когда в школе проводятся походы высокой сложности и их много, но и эта картина не раскрывает полностью уровень развития туризма в школе, ибо в таких показателях замаскирована обычная ситуация: один - два учителя интенсивно ходят в походы со своими классами (кружками), а больше никто не ходит. Фактический охват учащихся 30 – 40 человек. Ясно, что в школе отсутствует массовая туристская работа.

Главное в определении количественной стороны дела: нужен комплекс – количество, разнообразие и охват детей походами. Чем выше охват, тем выше уровень развития системы туристско-краеведческой деятельности.

Безусловно, туризм нужен каждому ребенку, но в разной степени. Здесь следует разделить туризм на две ветви: малый туризм (массовый туризм) и большой туризм (любительский туризм).

  • «малый туризм» - для большого числа учащихся;
  • «большой туризм» - для малого числа учащихся.

Малый туризм

Большой туризм

  • Уроки
  • Однодневные походы
  • Экскурсии
  • Школьные соревнования
  • Школьный туристский слет
  • Творческие конкурсы
  • Краеведческие конференции
  • Внеурочная работа (занятия в секции или объединении)
  • Многодневные походы
  • Практические занятия на местности
  • Туристские соревнования регионального, краевого федерального уровня
  • Краевой туристский слет
  • Краеведческие мероприятия регионального, краевого, федерального уровня

Необходим баланс массового и любительского туризма. Оба направления тесно взаимосвязаны, дополняют и взаимообеспечивают друг друга: массовый туризм питает любительский, а квалифицированные туристы укрепляют и развивают массовый.

Все хорошо в меру. Надо идти от детей, от их интересов, увлечений, склонностей. Надо разобраться каково отношение реальных школьников к туризму и краеведению. Приведу данные, проведенного мною социологического опроса, после первого однодневного похода в группах классов с 5-го по 7-й (137 человек), в них четко просматривается четыре группы. Впрочем, первая еще до похода обнаруживает себя.

Кол-во учащихся

Участие в походах

Отношение (мотивы, причины)

Почти никогда не участвует

Не интересуется туризмом, имеет другие увлечения. Боится походов, испытывает неприязнь к спортивным походам. Не разрешают родители. Не позволяет здоровье.

Участвует редко

Участвует по требованию учителя, подчиняется приказу, общей воле класса. Участвует из «стадных» побуждений. Идет в поход без интереса, имеет другие увлечения.

Участвует часто

Участвует с удовольствием, но интересуется лишь внешней стороной дела – романтикой приключений. Родители даже поощряют (бывают в походах с родителями, родственниками). Глубокого творческого интереса к туризму не имеет. Его «завтрашняя радость» лежит не в этой области

Почти всегда участвуют

Туризм – главное увлечение. В нем видит жизненный интерес, мечтает о разрядах, о звании мастера спорта, мечтает стать ученым – путешественником, открывателем. В туризме находит свое «лицо». В классе может быть отстающим, в походе - ведущим.

А вот результаты этой же группы учащихся через полтора года работы в школе туристского кружка по группам классов и введения в образовательный процесс уроков туризма, как третьего часа по физкультуре.

Это ли не реальный результат работы по профилактике безнадзорности и правонарушений. В нашей школе на настоящий момент классно-урочной формой занятий по туризму охвачены учащиеся со второго по девятый класс, уроки туризма ведутся как третий час физкультуры. Согласно учебному плану осенью и весной проводятся выездные уроки по спортивному ориентированию на местности, отработке туристической технике.

«Производство» туризма должно быть сбалансировано с его «потреблением», точнее – с потребностями учащихся. Но следует помнить, что с повышением уровня туристско-краеведческой работы у детей возрастает и потребность в туризме - аппетит приходит во время еды. Интересы детей бурно развиваются: кому-то хватает однодневного похода, а кому-то, за первой категорией сложности подавай вторую, поэтому в школе должны работать туристские объединения - важная составляющая системы туристско-краеведческой деятельности, без неё нельзя построить цельную систему и следовательно полномасштабно реализовать идею о широком использовании туризма и краеведения в учебно-воспитательном процессе.

Особенное внимание в школе должны уделять наиболее горячим сторонникам туризма и организовать их в объединения, в которых вырастут будущие разрядники, инструкторы, организаторы и пропагандисты туризма. Актив заядлых туристов это катализатор процесса становления туристско-краеведческой деятельности, без него система задохнется застоем.

Работа кружка должна быть рассчитана на несколько лет. Одной из главных перспективных задач объединения является воспитание туристского актива – инструкторов, проводников, судей, экскурсоводов. Актив берет на себя обслуживание классного туризма и общешкольных туристско-краеведческих мероприятий, т.е. «производство» туризма.

Далеко не каждый из школьников приходит в объединение с целью помочь руководителю в воспитании молодежи. Дети приходят в объединение получить удовольствие, причем – каждый свое. Они приходят «потреблять» туризм, «производство» их мало интересует. Задача педагога исподволь сформировать более глубокие интересы, помочь ребятам сформулировать цель общего дела, которая должна родиться в самом коллективе, а не быть принесенной извне в готовом виде.

В работе объединения важно правильно организовать поисковую и исследовательскую деятельность: сбор информации о предполагаемом районе путешествия, изучение документов, карт. Результатом похода может стать выставка, экспозиция, экологическая тропа. У ребят необходимо развивать спортивное мастерство, то есть, умения преодолевать естественные препятствия в походах, сложные технические дистанции на соревнованиях.

Показателем мастерства являются значки и разряды, звания. Поощряя стремление к высотам туристского спортивного мастерства, следует отмечать не сами победы и разряды, а то, что за ними стоит: преодоление себя, трудолюбие, упорство, настойчивость. Развивать культ полезной деятельности, добрых дел.

Очень важны как для группы, в общем, так и для каждого ребенка в частности коллективные победы. Это отражается на сплоченности группы. Это не только психологическая совместимость, дружба, это фактор безопасности, и в смысле отсутствия конфликтов, и в смысле прохождения сложных участков на маршруте.

Очень важно, чтобы о достижениях школьного туристского объединения знали в школе, это работает не только на авторитет команды и руководителя, но и поощряет стремление к достижению вершин туристского мастерства, воспитывает презрение к пустому отдыху, бивуачному разложению.

Мероприятия, направленные на развитие

туристско-краеведческой системы в общеобразовательной школе

1. Организационное направление

  • Планирование ТКД.
  • Подготовка и проведение общешкольных дел (массовые походы, слеты, соревнования, экскурсии, конференции, туристские праздники и т.д.).
  • Оформление значков, званий, разрядов.
  • Связь с организациями и учреждениями.
  • Работа по созданию и использованию материальной базы.
  • Учет туристской работы.

2. Агитационное направление

  • Выпуск стенгазет, плакатов, листовок по вопросам ТКД
  • Изучение общественного мнения среди школьников, родителей, учителей.
  • Проведение бесед по классам.

3. Учебно-методическое направление

  • Создание туристского кабинета или методического уголка.
  • Комплектование и обслуживание библиотечки.
  • Создание и работа объединений юных туристов.
  • Подготовка кадров.
  • Разработка пособий, методичек.

4. Краеведческое направление

  • Подготовка (разведка маршрутов) походов и экскурсий.
  • Создание фонда топографических карт.
  • Съемки кино и видеофильмов, слайдов.
  • Создание краеведческого уголка.
  • Комплектование библиотеки отчетов о проведенных походах.
  • Разработка заданий для участников походов и экспедиций.
  • Проверка готовности групп к походам

2.2 Социальная адаптация средствами туризма

В процессе туристско-краеведческой деятельности расширяется сфера общения учащихся, происходит приобретение навыков социального взаимодействия, накопления положительного опыта поведения, создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств личности. Прежде всего, это коллективизм, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручка.

Важным преимуществом активных форм туристско-краеведческой деятельности является преодоление разрыва между знаниями о нормах поведения и практикой применения их в условиях общежития. В туристском походе устраняется разрыв между идейно-нравственными представлениями и практикой поведения, формирование нравственных убеждений становится более эффективным, так как деятельность сопровождается должным воспитательным воздействием, а накопление положительного опыта поведения происходит в процессе полезной деятельности.

Педагогическая теория знает, как важен для воспитания ума и характера собственный опыт. Но очень часто педагогическая практика не хочет рисковать своим реноме. Для нее спокойные формы работы, не требующие лишних хлопот и риска предпочтительнее, и она оставляет приоритет за словесным методом воспитания детей. Хоть и не мала воспитательная роль бесед и фильмов, уроков мужества и встреч с интересными людьми, тренингов и вечеров, они не могут дать желаемых результатов, ибо здесь все словесно, книжно, и не подкреплено собственным опытом самодействия. Воспитывая патриотизм, смелость и мужество только таким образом, мы можем получить обратный результат, когда по выражению А.С. Макаренко «…вы воспитываете циничного наблюдателя, для которого чужой подвиг только объект для глазения».

Туристский поход позволяет каждого участника поставить в уникальные, с точки зрения воспитания, условия, когда абстрактные идеи

норм общежития приобретают весьма конкретную жестко обусловленную реальность. Здесь естественным путем возникает очень важная для педагогов обстановка – ответственная взаимозависимость. Понимание элементарных общечеловеческих правил взаимозависимости людей из области абстрактных знаний перемещается в область конкретных поступков. Личность ребенка обогащается пониманием себя как конкретного человека, способного своими действиями причинить другим людям радость или несчастье.

Современные школьники постоянно находятся в положении опекаемых. А наукой доказано обратное: для полноценного развития человеку обязательно необходим дефицит жизненных благ, некоторая некомфортность условий жизни.

Необходимость возникает только в ситуации высокого напряжения, между потребностями и возможностями, в ситуации лишений. Вот здесь-то и возникает то ценное для педагогики положение, когда человеку надо (очень надо!), но, чтобы удовлетворить потребность, он должен поработать. В трудных условиях походной жизни, в ситуации лишений привычного комфорта труд становится единственным средством удовлетворения многочисленных «надо». К сожалению, к туризму издавна прилипла этикетка – «лучший отдых». А между тем детский туризм – великолепное, чудодейственное средство воспитания трудолюбия. В походе дети фактически вступают в некое новое социально-экономическое образование, где каждый быстро уясняет: чтобы жить, надо работать. По сути, это коллектив по производству собственных жизненных благ, но не ради самих благ, а во имя достижения общих целей, добровольно поставленных и согласованных между собой.

Примеры приобретенных навыков на практических занятиях или в походах

Раздел

Приобретенный навык

Туристский быт

Требования к месту бивуака.

Снаряжение для организации туристского быта.

Способы хранения кухонных и костровых принадлежностей.

Правила транспортировки газового оборудования.

Правила упаковки и транспортировки продуктов.

Выбор места для бивуака.

Оборудование места для приготовления и приема пищи.

Приготовление и упаковка продуктов питания с целью транспортировки на дальние расстояния.

Разведение костра в любых походных условиях.

Заготовка дров работа пилой и топором.

Работа с газовыми горелками в условиях высокогорья.

Приготовление пищи на костре и газовых горелках.

Установка палаток разных модификаций в лесу, на каменистых площадках, на льду.

Мир открывается ребенку во всем многообразии только в том случае, если ему предоставляется возможность самому на основе своих знаний, своего жизненного опыта принимать решения и нести за них ответственность. В. П. Вахтеров еще в начале XX века вывел четкую формулу: «Ученик развивается, когда он сам действует. И думает, и чувствует, и действует. Выньте отсюда хоть одно звено, и развитие исчезнет, а начнется вырождение».

Право решать – обязывающее право. Каждое решение влечёт за собой ответственность, принимающий решение понимает, что есть вероятность ошибки. И человек приучается к самоконтролю и взвешенности, к проверке идей практикой.

Человек познаётся до конца, в час лишений. Но эта минута, этот момент - начало чего–то нового. Этот час испытания – этап в развитии человека. В этот момент он обстоятельствами создаётся - кристаллизуется, шлифуется, развивается в ту или в другую сторону.

Туристско-краеведческая деятельность является действенным профилактическим средством девиантного поведения учащихся, которое в сегодняшних социально – экономических условиях проявляется в массовых явлениях наркомании, токсикомании, алкоголизма, дромомании.

2.3 Улучшение физического и психического здоровья школьников посредством занятий туризмом

В настоящее время принято выделять четыре компонента здоровья:

  1. Соматическое – состояние органов и систем человека;
  2. Физическое – уровень роста и развития органов и систем организма – основу которого составляют морфологические и функциональные резервы;
  3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, - основу которой составляет состояние душевного комфорта. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения;
  4. Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизни, - основу которой составляет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Оно связано с общечеловеческими понятиями добра, любви и красоты.

В упрощенном и в тоже время в обобщенном виде можно считать, что критериями здоровья являются:

  • для соматического и физического здоровья - я могу;
  • для психического – я хочу
  • для нравственного – я должен.

Каким же образом реализуются эти составляющие здоровья на занятиях по туризму?

Всякая туристско-краеведческая деятельность предполагает серьезную двигательную активность. Оптимальный режим физических нагрузок, благотворное воздействие природы, соблюдение правил гигиены, рациональное питание – все это способствует физическому развитию школьников.

Факторы постоянного движения, физических нагрузок в сочетании с природными факторами плюс фактор дискомфорта, необходимость довольствоваться малым, терпеть неудобства, лишения – это обычные составляющие туристского похода. Условия похода не позволяют организму расслабиться, мобилизуют его, открывают возможности, о которых ребенок ранее даже не подозревал. В походе соперником выступает географическая среда, сама природа становится главным помощником педагога в воспитании физических качеств школьника. Независимо от его сознания и желания происходит тренировка терморегуляторного аппарата, стимуляция защитных сил организма, снижение чувствительности к вредным воздействиям внешней среды. Длительное пребывание на свежем воздухе повышает обменные процессы, действует на сосуды и нервы кожи, возбуждает мозговую деятельность, улучшает работу сердца, повышает общий тонус организма.

На основании 4-х летних наблюдений за учащимися занимающимися туризмом на уроках и во внеурочное время, подтверждаются факты улучшения самочувствия, увеличения объема грудной клетки, уменьшения частоты дыхания и увеличения становой силы. Анализ исходных и повторных данных показал, что увеличивается объем, легких у юношей на 100мм, у девушек - на 120мм.

При поверхностном взгляде кажется, что прохождение намеченного маршрута – это «пустая шагистика», не имеющая ничего общего с интеллектуальным развитием человека. Но и это не так. Еще основоположник научной системы физического образования в России П.Ф. Лесгафт доказал, что умственное развитие находится в прямой связи с его физическим развитием, физическое движение и мысль находятся в прямой зависимости.

Когда современная педагогика осознает важность физических движений для развития ума, тогда она получит в туризме новое более мощное средство влияния на развитие учащегося. «Лишь широкая и разносторонняя жизнь тела во всем разнообразии его восприятий, доставляемых им мозгу, может дать широкую и энергичную жизнь и самому мозгу» - писал В.Вересаев.

Невозможно спорить и с тем, что походы, экскурсии, тренировки на свежем воздухе имеют огромное психотерапевтическое воздействие. Даже однодневные походы снимают нервное напряжение, восстанавливается психофизическое функционирование, организм достаточно легко принимает физические, интеллектуальные и эмоциональные нагрузки.

Не раз от педагогов приходилось слышать, что в понедельник после однодневного похода, даже самые моторные из детей «становятся какими-то другими, выглядят более спокойными и разумными».

Важны и яркие впечатления, положительные эмоции, которыми насыщены туристские путешествия: какой восторг вызывает у ребят снег в июльский зной, и облака под ногами.

Как замечено выше психическое здоровье личности зависит от возможности удовлетворения потребностей. Массовая школа ориентирована на удовлетворение познавательной потребности. В то время как деятельность ребенка организуется как удовлетворение многих других ведущих потребностей саморазвития личности.

А.А. Ухтомский определяет деятельность, в том числе и туристско- краеведческую, как полигон для успешной, продуктивной самостоятельной деятельности во всем спектре личностных потребностей. Туристско-краеведческая деятельность дает практический тренинг самостоятельности, опыт успеха и убеждает ребенка в огромных возможностях его личности. У ребенка формируется положительная «Я - концепция» (Я - могу, Я - способен, Я - нужен, Я - творю, Я – свободен, Я – выбираю).

Туристско-краеведческая деятельность обладает массой возможностей для удовлетворения потребностей личности как социальных, так и духовных. Туризм дает возможность ребенку для реализации его многих «само».

  • Самосовершенствование - через труд и спортивную тренировку;
  • Самоутверждение - через победу над соперником;
  • Самоуважение - через победу над собой;
  • Самовыражение - через творчество, любовь, красоту;
  • Самоопределение - через исследование себя и окружающего мира;
  • Самостоятельность - через свободу, независимость;
  • Самореализация – через достижение целей за счет использования своего потенциала, всех возможностей, полученных от природы и приобретенных в опыте.

Механизм потребностей настолько велик, что если они не удовлетворяются в прогрессивной сфере развития, то обращаются к отрицательной (асоциальное поведении, стремление к власти, деньгам, славе, даже путем обмана и т.д.).

2.4 Воспитание нравственности на уроках туризма и во внеурочное время

В походе, экспедиции, на соревнованиях объективные условия действительности создают реальные возможности для формирования сознательного поведения чувства ответственности и долга. Объективные условия позволяют формировать нравственные убеждения в их высшем проявлении – единстве интеллекта, эмоций, чувств, поведения и деятельности.

Когда детская походная группа удаляется от цивилизации. К участникам похода очень быстро приходит понимание, что теперь можно рассчитывать только на свои силы и помощь товарищей, и их детскую беззаботность как рукой снимает. Каждый из ребят понимает, что от действий каждого из них зависит благополучие всей группы, и каждого в отдельности . В автономных условиях сотрудничество становится необходимым средством выживания. Дисциплина в походе – это не слепое послушание, а сознательное, активное стремление каждого участника к выполнению своего долга перед коллективом. Общественная значимость, единые цели и задачи коллектива цементируют отношения в группе. Если школа формирует нравственные отношения, то туристско-краеведческая деятельность служит основой для закрепления их в поступках. В походе раскрывается основной нравственный аспект подрастающего человека – сочетание личного и коллективного. Здесь проходят испытание такие морально-волевые качества, как честность, смелость, решительность, дисциплинированность, организованность, принципиальность, доброта, отзывчивость и товарищество.

Изучение родного края, краеведческие наблюдения и исследования, воспитывают любовь к Родине. Не потому ли, многие наши соотечественники стремятся покинуть Родину, что они ее не знают. Правильно организованный туризм, позволяет развивать эстетические вкусы школьников, их ощущение и понимание прекрасного, способствует формированию патриотизма, высокого чувства гражданственности.

Неотъемлемой частью туристско-краеведческой работы является экологическое воспитание, которое начинается с общения с природой. Это сложный психологический процесс. К.Д. Ушинский писал: «… в любви человека к родным местам проявляется глубокий, полный, мысли и чувства голос родной природы». Природа пробуждает в детях гуманные чувства и стремления, учит воспринимать гармонию жизни. В 2014 году школа стала городской экспериментальной площадкой по экологическому воспитанию и образованию учащихся, в рамках работы по эксперименту туристско-краеведческой работе отводится главенствующая роль.

Динамика результативности развития системы туристско-краеведческой работы в школе за период с 2013 по 2015 годы

В природе нет ни одного предмета или явления, которые находились бы в состоянии покоя - все находится в развитии. И всякая система, в том, числе и система работы, должна развиваться и быть динамичной, иначе она постепенно омертвеет.

Ю.С. Константинов, директор Федерального ЦДЮТ, предлагает следующую систему оценки туристско-краеведческой деятельности в школе:

Массовый туризм

Уровни

Среднее

кол-во походов

на класс

Участие классов в походах

Охват детей походами

Туристические

значки

Массовые туристские

мероприятия

Низкий

Менее одного

Участвуют отдельные классы

Около 10%

Единицы

Нет

Средний

До 2-х

За редким исключением все классы один раз были в походе (на прогулке)

Около 30%

Около 5%

Один школьный

туристический слет в году, туристский вечер

Высокий

Все классы провели

2-3 похода

Менее

Турлагерь, слет с широкой программой соревнований, кабинет туризма

Высший

Все классы не менее 3-походов и прогулок

Около

Более 50%

Лагерь зимой и летом, 2 слета, турбаза, музей, кабинет туризма

Любительский туризм

Уровни

Кол-во кружков

Кол-во сложных

походов

Кол-во

разрядников

Подготовка

кадров

Низкий

нет

1-2 похода 3-ей степени

нет

нет

Средний

3-5 степенных

1 -2 похода I к.с.

Случайные единицы, подготовленные вне школы

Высокий

Не менее двух

Разного профиля по видам туризма и краеведения

Много степенных несколько категорийных

(в т.ч. II к.т.)

Не менее

Семинар младших инструкторов. Семинар

классных турорганизаторов.

Высший

Школьный туристический клуб, кружки в классах всех параллелей

Степенные по количеству классов. Категорийные походы в т.ч. III к.с.

Около 20%

Школа младших инструкторов, судей, экскурсоводов; семинар классных турорганизаторов.

В соответствии с этой уровневой системой на настоящий момент систему развития туристической работы в школе можно отнести к среднему уровню, как в области массового, так и любительского туризма, тогда как в 2011 году он был на низком уровне. Положительная динамика наиболее ярко прослеживается с 2013 года, на что сказалось улучшение МТБ, введение уроков туризма в учебный план школы, система проведения походов выходного дня.

Для успешного продолжения развития системы туристско-краеведческой деятельности необходимо развивать внешние связи школьного туризма с различными учреждениями и организациями: территориальными Центрами детско-юношеского туризма, музеями, обществами, экологическими и природоохранными организациями, редакциями газет, высшими учебными заведениями, различными обществами и клубами. На протяжении ряда лет наша школа успешно и продуктивно сотрудничает с Краевым Центром Экологии Туризма и Краеведения и его филиалом в г. Пятигорске, где проводятся тренировочные занятия по туристской технике и спортивному ориентированию, организуется активный отдых детей. За 2014 год было проведено 16 походов выходного дня, 3 многодневных похода из них два похода II степени сложности и один поход I категории сложности в районе Западного Кавказа, 8 школьных соревнований по туристской технике, спортивному ориентированию, скалолазанию. Работа, организованная таким образом, принесла и свои результаты:

Командное второе место в конкурсе «Многодневный туристский поход» на слете юных туристов-краеведов Ставрополья

Командное второе место в конкурсе «Спортивное ориентирование» на слете юных туристов-краеведов Ставрополья

Победа в личном первенстве (II и III места) в соревнованиях на Кубок Ставропольского края по спортивному ориентированию

Перспективы

Признаком высокой степени развития системы туристско-краеведческой деятельности является ее разомкнутость – выход за пределы школы. Это работа в системе города. Сотрудничество с другими школами, учреждениями дополнительного образования, проведение туристских слетов школьников и учителей, организация соревнований, конференций, летнего туристского лагеря, семинаров, курсов подготовки кадров и актива.

Нам есть еще над чем работать!


Липецк - 2008

Детского оздоровительно-образовательного

центра (спорта и туризма)

Составитель:

Методист отдела содержания и развития образования ДООЦ (спорта и туризма).

Редактор:

Заместитель директора по учебно-методической работе ДООЦ (спорта и туризма).

Ответственный за выпуск:

Директор ДООЦ (спорта и туризма).

ГООУ ДОД Детский оздоровительно-

образовательный центр (спорта и туризма). 2008 г.

Учителю о школьном туризме

Туризм и краеведение в современном их понимании - это физическое развитие, оздоровление и познание окружающей действительности, фор­мирование ценных духовных качеств личности. Теория физического воспитания рассматривает туризм как одно из средств воспитывающего воздействия на подрастающее поколение наряду с физической культурой и спортом.

Обычно небольшая часть де­тей в школе, независимо от подхода к туризму администрации и учителей, проявляет осо­бый, повышенный интерес к туризму, и этот интерес школа не может оставить без внимания.

В школе должно быть два разных ту­ризма:

¯ обязательный для всех классов («классный ту­ризм») - минимальный по объ­ему;

¯ для любителей путешествовать в виде занятий по интересам в кружках («кружковой туризм»).


Оба эти туризма в школе сильно различаются между со­бой по многим параметрам: объему перемещений, регулярности, сложности, формам мероприятий и по контингенту де­тей.

Понятие «школьный туризм» идентично выражению «туристско-краеведческая дея­тельность в школе» (ТКД), получившему распространение с 80-х гг. прошлого века.

Педагогический потенциал школьного ту­ризма, если иметь в виду весь комплекс его форм и видов, и, прежде всего, походы, очень велик. Но коэффици­ент полезного педагогического дейст­вия туризма зависит от под­хода к нему организаторов, от их умения и опыта, персональной концепции и профессиональной подготовки.

Не надо бояться школьного туризма. Пешком, на лыжах, на байдарках или на велосипедах готовьтесь от­правиться с классом в путь. Поживите с ребятами интересной, самобытной, автономной, наполненной романтикой странствий общей жизнью. Станьте вместе со своими учениками-воспитанниками хоть ненадолго дружной по­ходной семьей. Туристский поход - радикальное средство очеловечить педа­гогику, совершить крутой поворот в традиционной работе с классом, перейти с наезженной колеи авторитарной педагогики к сотрудничеству.

Из истории детского туризма

В России детский туризм возник в середине XIX в. и носил характер общеобразовательных экскурсий.

Еще до революции школьные программы рекомендовали для каждого класса разрабатывать планы и программы экскур­сий, которые следовало проводить в учебные часы. Для дальних экскурсий рекомендовалось выделить несколько полных учеб­ных дней в течение года.

Официально годом создания государственной системы дет­ско-юношеского туризма считается 1918 год, когда по предло­жению было создано Центральное бюро школь­ных экскурсий.

С 1924/25 учебного года началось широкое внедрение краеведения в школьную практику. Государственным ученым советом были разработаны комплексные программы (в отличие от традиционных, предметных ). Этими программами пытались устранить существенный недостаток старой школы - разрыв ме­жду учебными школьными предметами. Весь объем знаний, на­меченных к изучению в общеобразовательной школе, был пред­ставлен в виде единого комплекса сведений о природе, труде и обществе. Ярким примером обучения детей по комплексным программам ГУСа являются групповые школьные тетради Дряз­гинской школы, которые хранятся в музее СОШ с. Октябрьское Усманского района.

Программы и указания Наркомпроса ставили перед школой задачу изучать местный край, вести работу по охране природы , чтобы «...привить питомцам школы полезные навыки в этом го­сударственном деле».

В 1932 году Наркомпрос РСФСР принимает постановление, в котором отмечалось, что экскурсионно-туристская работа среди детей является одним из наиболее актуальных и необходимых приемов в деле макси­мального повышения качества работы школы, общеобразова­тельной и политехнической подготовки детей, ставилась задача каждой школе включить в учебный план минимум проведения местных экскурсий.

Дальнейшему развитию экскурсионно-ту­ристской работы с детьми помешала Великая Отечественная война. Перед детским туризмом встали задачи военно-физической подготовки школьни­ков, привития туристских навыков, имеющих оборонное значе­ние, вовлечения школьников в общественно полезную работу в помощь фронту.


С 1946 года туристско-краеведческая работа школьников вновь активизируется: ЦДЭТС и газета «Пионерская правда» объя­вляют массовое путешествие пионеров и школьников по родному краю.

В 1952 году Министерство просвещения РСФСР опублико­вало инструктивное письмо «Об организации туристских похо­дов с учащимися семилетних и средних школ », регламентирую­щее порядок организации туристских групп, состав и возраст участников, обязанности руководителей групп, администрации учреждений, примерные нормы, разрядные требования по ту­ризму, программы семинаров по подготовке руководителей ту­ристских групп. Отделам образования рекомендовано разраба­тывать тематику и маршруты походов, экскурсий и путешествий по родному краю, организовать в школах по окончании учебного года такие походы и экскурсии под руководством учителей и пионервожатых, по возможности с каждым классом, начиная с четвертого; в целях улучшения руководства утвердить в каждом рай(гор)ОНО ответственных лиц за проведение экскурсионно-туристской работы , во всех семилетних и средних школ выде­лить из числа учителей организаторов этой работы в школах .

К 1957 году во всех территориях России были созданы дет­ские экскурсионно-туристские станции, которые подняли туристско-краеведческую работу на новый, более высокий уровень.

Школьный туризм в Липецкой области

Решением Исполнительного комитета Липецкого област­ного Совета депутатов трудящихся № 000 от 16 августа 1955 г. «…в соответствии с народнохозяйственным планом области» была открыта областная экскурсионно-туристская станция и в Липецке [ГАЛО Ф. Р.408, оп.1, л.285]

Уже в 1956 году кружковцы ДЭТС приняли участие во Всероссийской конференции юных туристов-краеведов в Мо­скве и III слете юных туристов РСФСР в Ленинградской об­ласти. С 1959 года ДЭТС стала проводить областные слеты юных туристов, звездно-эстафетные походы-соревнования. С 1960 года организуются летние лагеря по подготовке школьни­ков - инструкторов туризма. Большую популярность среди школьников г. Ельца и области приобрел палаточный лагерь «Плющань».

70-80-е годы характеризуются как период подъема тури­стско-краеведческой работы в школах области. На эти годы при­ходится наибольшая численность учащихся, состоящих в тури­стско-краеведческих кружках, участвующих в массовых меро­приятиях, походах, экскурсионных поездках. Организуются экс­курсии для учащихся по путевкам Управления дальних путеше­ствий школьников МП РСФСР в города СССР: Москву, Ленин­град, Минск, Киев, Ереван, Баку, Одессу и т. д.

Родились новые формы работы: выполнение юными тури­стами-краеведами заданий государственных учреждений и науч­ных организаций; смотры школьных музеев; конкурсы на луч­шее туристское путешествие; соревнования среди команд ком­нат школьника (по месту жительства); областные туриады на Кавказе, Урале, в Карелии . В программу областных туристских соревнований включается контрольный туристский маршрут (КТМ) как наиболее комплексный вид, позволяющий проверить знания, умения и навыки участников в самостоятельном прохо­ждении маршрута, преодолении препятствий и выполнении дру­гих заданий. В программу КТМ включаются элементы полевой краеведческой работы.

Под руководством Центра юные туристы-краеведы об­ласти принимают активное участие во Всесоюзном походе по местам боевой, трудовой и революционной славы советского на­рода, в экспедиции пионеров и школьников «Моя Родина – СССР». Собранные материалы ложатся в основу школьных му­зеев, залов и комнат боевой и трудовой славы, истории пионер­ского движения.

Грамотами и дипломами областных туристско-краеведче­ских мероприятий, Всероссийских слетов экспедиционных отря­дов в Москве, Ульяновске, Туле, во Всесоюзном пионерском ла­гере «Артек» отмечена деятельность долгоруковских следопы­тов из отряда «Восход» (руководитель). Неод­нократный лауреат областных и Всероссийских краеведческих мероприятий – школьный краеведческий музей Тербунской СОШ (руководитель). Средствами туризма и крае­ведения воспитывал учащихся учитель Добровской восьмилет­ней школы. Он устраивал с детьми походы на лодках и пешком. Его команды всегда были среди лучших на областных турслетах. В школе действовал прекрасный краевед­ческий музей, созданный его руками. В 1977 году на выставке в Москве демонстрировался интерьер крестьянской избы из этого музея, за что школа получила серебряную медаль ВДНХ.

Большую работу по изучению и сбору этнографического материала, археологических и документальных источников по истории Липецкого района проводил ветеран войны и труда, ин­валид войны II группы, учитель истории и обществоведения. Учащиеся Сырской, а затем Частодубравской школ собрали под его руководством около 15000 экспонатов для музея. Юными краеведами установлены 14 мемориальных до­сок, 6 памятников, увековечивших память земляков.

С 1963 по 1983 года обл. ДЭТС располагалась по адресу: 7. При станции работала летняя турист­ская база, где проходили педагогическую практику студенты ЛГПИ. В 1982 году областная детская экскурсионно-туристская станция переименована в областную станцию юных туристов, а с 1 декабря 1991 года - в областной Центр детского и юноше­ского туризма.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Проблемы краеведческой работы в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) в исследованиях отечественных ученых. Анализ программ и учебно-методических пособий. Понятие, цели, задачи, место и роль краеведения в ДОУ. Формы и методы краеведческой работы.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2013

    Цель и задачи турнира, методы и приемы реализации. Основные варианты заданий. Сценарий Городского краеведческого турнира. Тест по государственной символике. Интеллектуальное казино "Что ты знаешь о Юрге". Конкурс "Узнай героя", "Работа с картой".

    разработка урока , добавлен 21.11.2011

    Сущность и особенности организации воспитательного процесса в системе образовательного учреждения. Проблемы организации и руководства воспитательной системы. Эффективность форм и методов воспитания. Основные приемы организации воспитательного процесса.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2012

    Методика и правила знакомства ученика с целостной картиной мира и формирования оценочного, эмоционального отношения к нему. Понятие деятельностного подхода. Комплексная образовательная туристско-краеведческая программа "Школа жизни - окружающий мир".

    курсовая работа , добавлен 05.03.2011

    Изучение сути методической деятельности педагога - обучение, развитие, воспитание учащихся, посредством применения разнообразных форм, методов, средств, технологий учебно-воспитательного процесса. Структура управления методической работы в средней школе.

    реферат , добавлен 19.01.2010

    Современные подходы к пониманию сущности туристической деятельности. Основные характеристики турпохода как специфической формы организации познавательной деятельности учащихся. Функции и потенциалы воспитательного пространства загородного детского центра.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2015

    Причины неуспеваемости учащихся по химии в средней школе. Характеристика, структура и особенности познавательная деятельность. Методы стимулирования познавательной деятельности, конкретные приемы развития у учащихся мотивации учения, способы контроля.

    курсовая работа , добавлен 04.09.2010

    Проектная деятельность как новая педагогическая технология. Задача учителя начальных классов. Сущность и главные особенности деятельностного подхода к обучению. Выставки, презентации работ учащихся. Роль учителя в проектной деятельности в начальной школе.

    Туристско-краеведческая деятельность является одним из приоритетных направлений структурного подразделения, реализующего общеобразовательные программы дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы», ГБОУ СОШ «Центр образования пос. Варламово. Данное направление реализуется в соответствии с воспитательной программой «Возрождение», основная цель которой: развитие системы патриотического воспитания обучающихся района, их высокой социальной активности, гражданской ответственности и духовности; становление граждан обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах своей малой родины, Отечества, укрепления государства. Она включает в себя исследовательскую, проектную и экскурсионно-познавательную деятельность, организацию работы школьных музеев, подготовку и участие в соревнованиях, конкурсах и фестивалях, выступление с докладами, сообщениями, творческими отчётами, а также фотовыставки.

    Основными направлениями туристско-краеведческой работы являются:

    Образовательная деятельность;

    Культурно-досуговая деятельность;

    Информационно-просветительская деятельность.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Описание туристско-краеведческой работы в структурном подразделении, реализующем общеобразовательные программы дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы», ГБОУ СОШ «Центр образования пос. Варламово

    Туристско-краеведческая деятельность очень привлекательна для детей. Это не только реальная возможность расширить собственные исторические и географические познания, даже на уровне родного края, но и решить проблему собственного «я».

    Воспитательные возможности туристско-краеведческой деятельности велики: она позволяет решать задачи развития личности, воспитания патриотизма, любви к малой родине, гражданского самосознания и обеспечивать социально-ценностную направленность поведения человека. Туристско-краеведческая деятельность отличается наибольшей интегрированностью, так как включает в себя все возможные виды деятельности в различных формах: познавательную, трудовую, спортивную, исследовательскую, учебно-профессиональную, игровую, коммуникативную.

    Туристско-краеведческая деятельность является одним из приоритетных направлений структурного подразделения, реализующего общеобразовательные программы дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы», ГБОУ СОШ «Центр образования пос. Варламово. Данное направление реализуется в соответствии с воспитательной программой «Возрождение», основная цель которой: развитие системы патриотического воспитания обучающихся района, их высокой социальной активности, гражданской ответственности и духовности; становление граждан обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах своей малой родины, Отечества, укрепления государства. Она включает в себя исследовательскую, проектную и экскурсионно-познавательную деятельность, организацию работы школьных музеев, подготовку и участие в соревнованиях, конкурсах и фестивалях, выступление с докладами, сообщениями, творческими отчётами, а также фотовыставки.

    Основными направлениями туристско-краеведческой работы являются:

    • образовательная деятельность;
    • культурно-досуговая деятельность;
    • информационно-просветительская деятельность.

    Образовательная деятельность

    В СП «ЦВР» функционируют 14 туристско-краеведческих объединений (18 групп), деятельность которых ориентирована на познание истории родного края, судеб соотечественников, семейных родословных, а также является источником социального, личностного и духовного развития учащихся. Названия объединений во многом говорят сами за себя – «Село мое родное», «Берегиня», «Клуб историков и социологов», «Родник», «Мой Сызранский район», «Компас», «Проводник», «Моя малая родина» и др. Занятия в объединениях проводятся на базах ГБОУ Сызранского района.

    Из 18 групп 8 – это юные туристы. Для их обучения в Центре внешкольной работы имеется необходимое оборудование, которое было получено в 2011 году по областной программе: палатки, рюкзаки, страховочные системы, коврики, компасы, велосипеды, веревки, каски. В течение года обучающиеся получают знания, умения и навыки по пешеходному туристскому многоборью, спортивному ориентированию, спортивному туризму, овладевают знаниями по истории и современности Самарского края и Сызранского района, совершенствуют их и демонстрируют на соревнованиях различных уровней. Одной из наиболее эффективных форм реализации общеобразовательных программ дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности является поход. В 2013 году обучающимися совершено 25 учебных походов, из них 24 однодневных походов и походов-экскурсий, 1 многодневный поход (52-ой областной Слет юных туристов и краеведов Самарской области).

    10 групп детей – это юные краеведы, которые изучают родной край, его историю, обычаи и традиции своего народа. Деятельность краеведческих объединений проходит на базе школьных музеев ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка, ГБОУ СОШ с. Троицкое, Раменского филиала ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово, ГБОУ ООШ с. Новая Рачейка. Обучающиеся совершают экспедиции по окрестностям своего населенного пункта и близлежащих территорий с целью сбора материалов об исторических событиях, людях, прославивших их малую родину, по завершению которых оформляют экспозиции и проводят для своих сверстников и учащихся младших классов экскурсии. Всё это вос питывает в детях чувство любви к малой родине, к своему краю, своей стране, своему народу. В течение учебного года обучающиеся совершают различные экскурсии по памятным историческим местам города Сызрани и Сызранского района, в рамках освоения учебных программ посещают музеи образовательных учреждений (музеи школ Сызранского района и Дворца творчества детей и молодежи) и города Сызрань. В 2013 году обучающимися совершено 14 экспедиций, из них 6 походов-экскурсий по Сызранскому району и 8 по окрестностям своего села. Обучающиеся за этот период проведи 12 экскурсий по школьным краеведческим музеям (на базах которых проводятся занятия объединений «Моя малая Родина», «Клуб историков и социологов», «Село мое», «Возращение к истокам»), 10 экскурсий по краеведческим музеям (функционирующих в библиотеке села Троицкое и Дома культуры села Заборовка) и 7 экскурсий по краеведческому музею города Сызрань. Итогом поисковой деятельности обучающихся являются исследовательские работы: «Обрядовые полотенца», «Проводы в армию по чувашским обычаям», «Старорачейский госпиталь в годы Великой Отечественной войны», «История села Троицкое», «226 мотострелковая дивизия» (село Заборовка), «Дворянское гнездо князей Гагариных», «Чапанный бунт в селе Усинское» и т.д.

    Деятельность туристско-краеведческих объединений не ограничивается одними занятиями и поисковой работой. Обучающиеся вовлечены в интересный мир конкурсов и соревнований, активно участвуя в различных туристско-краеведческих мероприятиях:

    • Областные юношеские краеведческие Головкинские чтения,
    • Областной Слет юных туристов и краеведов Самарской области
    • Фестиваль этнографических коллективов образовательных учреждений «Самарское кольцо»,
    • Областная информационно-туристическая программа «Территория-63»,
    • Районный конкурс «Моя родословная»,
    • Областной конкурс детско-юношеского творчества «Истории великие страницы»,
    • Поволжский фестиваль народов России под открытым небом,
    • Фестиваль национальных культур м.р. Сызранский «Содружество культур могучий голос!»,
    • Районный конкурс патриотической песни "Виктория",
    • Областной фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества "Символы великой России",
    • Окружной конкурс творческих работ воспитанников и учащихся образовательных учреждений «Русь моя родная»

    Деятельность учреждения по формированию гражданской и патриотической позиции детей, по пропаганде здорового образа жизни и исследовательской работе ведется посредством реализации социально-значимых проектов «Мы вместе», «Наш Сызранский район», газета ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово «Варламовский вестник», «С чего начиналось село мое…», «Никто не забыт, ничто не забыто,», «История моей школы (детского сада)» и др.

    Культурно-досуговая деятельность

    Одной из функций ЦВР является организация содержательного досуга обучающихся общеобразовательных учреждений Сызранского района. Многолетняя система работы учреждения позволяет проводить конкурсные, познавательные и развлекательные мероприятия не только учрежденческого, но и районного, окружного уровней. Ежегодно Центр внешкольной работы организовывает такие культурно-массовые мероприятия как:

    • Районные туристские соревнования, посвященные Всемирному дню туризма (совместно с ГБОУ Сызранского района),
    • Районный конкурс «Моя родословная» (совместно с Архивным отделом администрации м.р. Сызранский),
    • Районный этнографический фестиваль «Мы одна семья на планете Земля» (совместно с МУ Межпоселенческий культурно-досуговый центр пос. Варламово м.р. Сызранский и МБОУДОД Детской школой искусств пос. Варламово),
    • Районная спортивно-развлекательная программа «Тропою туриста»,
    • Районный конкурс патриотической песни «Виктория» (совместно с МБОУДОД Детской школой искусств пос. Варламово),
    • Районные спортивные соревнования «Отечества достойные сыны» (совместно со структурным подразделением «ДЮСШ» ГБОУ СОШ «Центр образования»),
    • Соревнования по спортивному ориентированию,
    • Районный слет актива школьных музеев (музейных комнат),
    • «Вахта памяти»,
    • Окружные соревнования юных туристов и краеведов,
    • Праздничная программа «Дмитриевский бал»,
    • Экскурсии по школьным музеям «Ах, этот Сызранский район…» и т.д.

    учрежденческие

    районные

    окружные

    Количество проведенных мероприятий

    2012 год

    2013 год

    Количество участников мероприятий

    2012 год

    2013 год

    Проведение этих мероприятий способствует укреплению здоровья учащихся, выработке навыков в области туризма и краеведения, воспитанию чувства патриотизма и товарищества.

    Туристско-краеведческие мероприятия организуются во взаимодействии с другими организациями и учреждениями муниципального района Сызранский и г.о. Сызрань: Сектор молодежной политики Управления культуры и молодежной политики администрации Сызранского района, МБОУДОД Детская школа искусств пос. Варламово, МУ Межпоселенческий культурно-досуговый центр пос. Варламово, Архивный отдел администрации Сызранского района, структурное подразделение «ДТДиМ» ГБОУ СОШ № 14 «Центр образования» г.о. Сызрань, Областной центр детско-юношеского туризма и краеведения ЦСМ, Межпоселенческая центральная районная библиотека Сызранского района.

    Информационно-просветительская деятельность

    Формируя интересы обучающихся к туристско-краеведческой деятельности, педагогическим работникам важно вооружиться теоретическими, практическими и организационными умениями. Непременным условием повышения уровня квалификации служат

    С целью оказания методической помощи педагогам дополнительного образования и педагогическим работникам ГБОУ Сызранского района структурным подразделением организуются семинары по темам: «Туристско-краеведческая деятельность как средство развития познавательного, оздоровительного, воспитательного процесса», «Патриотическое воспитание и гражданское становление», «Открытие областной стажерской площадки» и др.

    Для более эффективной работы создана информационная база: программно и учебно-методический материал для педагогов дополнительного образования-руководителей туристско-краеведческих объединений. Это видеоматериалы (презентации, фильмы), сценарии мероприятий, разработки занятий, методический материл для подготовки обучающихся к туристским соревнованиям и этнографическим фестивалям, методическая литература, фотоальбомы, исследовательские работы обучающихся, викторины, топографические карты, буклеты, общеобразовательные программы. Большим достижением учреждение считает разработку комплексной образовательной программы дополнительного образования детей «Берегиня» (победитель VIII Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей, 2009 год) и выпуск электронной энциклопедии «Сызранский район».

    Большое значение для успешной деятельности по патриотическому воспитанию играют средства массовой информации. С целью информирования населения муниципального района Сызранский о своей деятельности, о достижениях обучающихся, о результатах проводимых мероприятий туристско-краеведческая работа освещается в районной газете «Красное Приволжье» (7 статей за 2012 год, 7 статей за 2013 года). Информационная насыщенность статей обеспечивает пристальное внимание населения Сызранского района к проблемам туризма и краеведения, общественную поддержку проводимых мероприятий и формирование законопослушного гражданина своей Родины.

    На протяжении многих лет туристско-краеведческой работой занимаются педагоги, профессионалы своего дела. Они постоянно совершенствуют формы и методы работы, используя инновационные и информационные технологии, повышая уровень профессионализма, обмениваясь опытом на семинарах, на методических объединениях, открытых занятиях, мастер-классах и обобщая свой педагогический опыт.

    Занятия в объединениях туристско-краеведческой направленности в ЦВР проводят 14 педагогов дополнительного образования, из них 5 человек имеют высшую и первую квалификационную категорию. 30 % педагогов в данной сфере работают менее 10 лет, 35 % - от 10 до 20 лет и столько же – от 20 лет и более. Более 70 % руководителей объединений закончили высшие учебные заведения, остальные имеют среднее специальное образование.

    Активный и творческий педагогический коллектив не раз демонстрировал результаты своей педагогической деятельности и получал положительные отзывы. Так, педагогические работники, Щеглов М.А. (2005 г.), Барышникова Л.В. (2007 г.) участвовали во Всероссийском конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». В 2006 году Барышниковой Л.В., Пуговкину Э.В., Щеглову М.А. были вручены знаки Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения за заслуги в данной области. На протяжении последних 5-ти лет педагогам Авилкину А.Ф., Фролову Е.Д., Барышниковой Л.В. выражается благодарность за хорошую подготовку команды и активное участие в областном Слете юных туристов и краеведов Самарской области.

    В 2012 году в III областном конкурсе организаторов воспитательного процесса «Воспитать человека» Барышникова Любовь Васильевна заняла 3 место, а в 2013 году во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» - 2 место. Ее многолетняя плодотворная деятельность в системе дополнительного образования детей была отмечена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации и освещена в документальном фильме, снятом для телепередачи «Большая перемена» (Министерство образования и науки Самарской области).

    Туристско-краеведческая деятельность в дополнительном образовании выступает мощным средством мотивации развития личности, дает неисчерпаемые возможности для создания ситуации успеха каждого воспитанника, для укрепления его личностного достоинства. Творческий коллектив педагогов-единомышленников, имеющий богатый опыт работы, наличие материально-технической базы, желание детей заниматься туристско-краеведческой деятельностью и многочисленные достижения в различных конкурсах и фестивалях – все это послужило тому, что в 2013-2014 учебном году структурное подразделение «Центр внешкольной работы» ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово стало областной стажерской площадкой «Туристско-краеведческая деятельность, как средство нравственно-патриотического воспитания обучающихся».


    В системе учебно-воспитательной работы образовательных учреждений туризм выступает деятельностью, сочетающей путешествие и познания окружающей среды. Учитывая это туристско-краеведческую деятельность. О. Остапец определял как комплексное ный средство гармоничного развития детей и юношества, заключающееся в активном познании и улучшении окружающей среды и самих себя в процессе туристических подорожеей.

    Объект, предмет и задачи туристско-краеведческой деятельности

    Туристско-красзнавча деятельность заключается в поиске, обосновании и раскрытии во взаимосвязях и взаимно зависимостях совокупности особенностей определенной территории, комплексному оценке ее в природно-истор метрических и социально-экономическом аспекта.

    . Объектом туристско-краеведческой деятельности собой совокупность географических, исторических объектов и явлений общественной жизни и их взаимосвязей на определенной территории. М. Откаленко отмечал, что объектом туристско-краеведческой деятельности является общественно территорий риальный комплекс, который подтверждает географический характер краеведческих знаний, но не исчерпывает их. Краеведение также содержит знание истории, демографического состава, духовной и материальной культуры насел ения определенной территории. М. Мироиов рассматривает объект краеведения как социально-экономический, политический, исторический и культурный развитие микрорайона, села, города, района, области, природные условияумови.

    Территория, этнический пространство, состоящее из меньших по размеру историко-географических единиц (село, город и т.п.), есть предметом туристско-краеведческой деятельности . По определению академика. Есть. Колесника, краеведение всесторонне изучает малые территории. При этом все факты, явления и процессы исследуют комплексно, т.е. в причинно-следственных связях

    Туристско-краеведческая деятельность предусматривает выполнение таких задач:

    Способствовать возрождению духовности, национального сознания, любви к родной стране у подрастающего поколения;

    Воспитывать уважение к человеку и его труда;

    Повышать результативность обучения и воспитания с помощью ярких примеров из окружающей среды;

    Обогащать опытом совместной деятельности, общения;

    Осуществлять личностное развитие каждого ученика и студента;

    Способствовать оздоровлению, повышению уровня физической подготовленности детей, подростков и молодежи;

    Научить рационально, без ущерба природе собирать коллекции, ценные природные материалы;

    Развивать умение пополнять собранными во время походов и экскурсий материалам краеведческие музеи или уголки, создавать новые;

    Научить постоянно следить за экологическим состоянием окружающей среды и своевременно знакомить с результатами исследований общественность

    Особую актуальность туристско-краеведческая деятельность в системе учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях приобретает сейчас. Она предусматривает исследованию родного края во взаимосвязи с изучением глоба альных и региональных особенностей окружающей среды, создает условия для использования краеведческого материала в учебно-воспитательной работе школы и вузы, обеспечивает применение приобретенных знаний, умений и навыков (как г. Результатом непосредственного развития школьников и студентов, обеспечения их жизненного опыта).

    Функции и виды туристско-краеведческой деятельности

    С учетом того, что туристско-краеведческая деятельность является не только способом проведения свободного времени, но и формой воспитательного воздействия на личность, выделяют различные ее функции и виды основных функций низации современного туризма является:

    1) воспитательная функция. Каждая туристская путешествие формирует определенный опыт терпеливого преодоления неудобств, воспитывает любовь и уважение к людям, родному краю, учит уважительно относиться к традициям, верованиям, свитог рассмотрения других народов и т.д.о;

    2) развивающая функция. В процессе путешествий происходят развитие познавательной активности, обеспечение возможности адекватного самопознания, вооружение коммуникативными умениями и навыками;

    3) познавательная функция. Она заключается в познании мира, накоплении опыта, формировании мировоззрения каждого путешественника. Осуществляя поход или экскурсию по родному краю, юные краеведы получают знания о гео ографични, исторические, экологические и т.д. особенности окружающей среды, учатся сохранять их для следующих поколений, что способствует развитию науки, культуры, искусства и других областей человеческого обществаа;

    4) социализирующую функция. Происходит овладение навыками взаимодействия с другими людьми, правилами поведения в коллективе и т.д.;

    5) рекреационная функция. Туристские путешествия способствуют улучшению физического и психологического здоровья юных исследователей, которые получают новые впечатления

    соответствии с основными функциями туризма, которые имеют педагогическое значение в теории и практике туризма выделяют следующие его виды (В. Ганапольский,. Есть. Безносиков,. В. Булатов, 1987):

    а) по характеру путешествий - горный, сухопутно-равнинный, подземный (пещерный), водный, подводный, комбинированный;

    6) по способу передвижения - пешеходный, горно-пешеходный, лыжный, велосипедный, водный, парусный, автомобильный, мотоциклетный, конный;

    г) по продолжительности - однодневные походы, двухдневные (походы выходного дня без ночного отдыха и с отдыхом) и многодневные;

    г) по масштабу - местные путешествия (в пределах района, области, края) и дальние (районы, отдаленные от места жительства);

    д) по организации путешествий - плановый (организуют через туристско-экскурсионные бюро, совета добровольных и спортивных обществ, спортивные клубы и коллективы физической культуры по уплаченным путевкам мы с обеспечением участников питанием, обслуживанием, транспортными средствами) и самодеятельный (организованные усилиями и средствами самих туристов)

    е) по цели - познавательный (направлен на изучение родного края, его рельефа, климата, флоры и фауны, хозяйства; предусматривает ознакомление с передовыми предприятиями, встречи с героями и ветерана ами. Второй мировой войны и труда, делегатами районных, областных и. Верховной советов, посещение музеев и памятных мест); оздоровительный (закалка организма, развитие двигательных качеств повышает працезда тнисть, оптимизирует активный отдых); спортивный (улучшает физическую подготовку, способствует воспитанию морально-волевых качеств, физическому совершенствованию) и агитационно-массовый (пропагандирует туризм, агитирует шир. ОКИ массы населения к походам и обмена опытом туристской деятельности.

    С развитием общества появляются и развиваются новые виды туризма. При этом некоторые из них отделяются от туризма, это такие виды спорта, как альпинизм, скалолазание, спортивное ориентирование и др.. В время и туризм пополняется элементами других видов спорта, способствует совершенствованию техники туристических походов и подорожеей.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Макароны с куриной грудкой в сметанном соусе
Сколько готовить ленивые голубцы
Загадочный крем шантильи