Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Площадь Регистан: сердце культурной жизни Самарканда. Площадь регистан в самарканде Где строили копию самаркандской регистана

Слово «Регистан» переводится с узбекского как «место, покрытое песком» – в древние времена на Среднем Востоке так называли любую центральную площадь города. В период правления Тамерлана именно здесь собирались солдаты, перед тем как отправиться в поход. Вероятно, на центральной площади также зачитывались указы правителя. Каждый день на Регистане кипела торговля, поскольку Самарканд был одним из важнейших городов с самого основания «Шелкового пути».

Мирзо Улугбек, приходившийся Тамерлану внуком, стал не только правителем, но и покровителем наук. Он сам имел блестящее образование, прикладывал все силы для развития культуры своей страны. По приказу Улугбека в начале XV века на площади начали возведение первого медресе, названного в честь мецената. С этого времени ведет свой отсчет глобальная застройка Регистана, принесшая Самарканду всемирную известность и место в списке достопримечательностей ЮНЕСКО.

Считается, что с древних времен до ХХ века здесь проводились публичные казни преступников. Говорят, площадь Регистан специально посыпали песком, чтобы он впитывал кровь жертв, без ущерба для красивой мостовой. Однако надежных исторических доказательств этому сегодня нет. Интересно, что в 1989 году в Советском Союзе была выпущена юбилейная пятирублевая монета, на которой был отчеканен вид на Регистан.

Медресе Улугбека

Медресе Улугбека – самое старое медресе, построенное на площади Регистан. Его возведение заняло всего три года: с 1417 по 1420. На территории школы были организованы мечеть и крупная обсерватория, что сделало город одним из важнейших научных центров Востока того времени. Ансамбль расположен на западной стороне обширной площади. Напротив медресе в последующие годы были возведены караван-сарай Улугбека, а также его ханака.

Высокий прямоугольный фасад и стрельчатая арка сооружения выполнены в лучших традициях средневековой архитектуры Среднего Востока. Золотистые расписные стены в ярком солнечном свете играют сложными мозаиками, основной геометрический орнамент сложен из цветных глазурованных кирпичей. Сам портал украшает филигранная вязь, узоры «ислими» и десятиконечные звезды. Все это является свидетельством научной направленности комплекса.

Из каждого угла прямоугольного ансамбля в небо устремляются минареты. До сегодняшнего дня сохранилась только половина их них, поскольку две башни были разрушены землетрясением примерно в XVIII веке. Голубые купола медресе поражают воображение своим чистым цветом и ярким сиянием независимо от времени дня. Благодаря богатой облицовке стен, ярким узорам в синих тонах, вся постройка не выглядит громоздкой. Резная и поливная керамика отличаются гармоничной цветовой палитрой. Поскольку отделка глазурью и орнаментами полностью покрывает стены, весь медресе ярко сияет в свете жаркого полуденного солнца, являясь настоящим украшением Регистана.

В закрытый квадратный двор выходят кельи учеников, а также двери учебных аудиторий. Здесь молодым людям преподавали астрономию, богословие, философию, математику и различные естественные науки. Одновременно в медресе могло учиться и проживать более сотни студентов. В школе работали и преподавали лучшие в стране ученые. Улугбек также читал студентам лекции, однако на сам он решил не занимать должность ректора. Считается, что именно здесь учился знаменитый восточный философ, поэт и ученый Абдурахман Джами.

Школа начала приходить в упадок после того, как в XVI веке новый правитель перенес столицу государства в Бухару. Некоторые источники того времени говорят: Самарканд опустел настолько, что в стенах разрушающихся медресе жили дикие животные. Многочисленные феодальные войны того времени превратили некогда сиятельный архитектурный комплекс практически в руины. Медресе Улугбека сохранился до наших дней только благодаря масштабной реставрации в начале XX века.

Медресе Шер-Дор

Медресе Шер-Дор также называют «львиной» школой, поскольку стены украшены соответствующим звериным орнаментом. Медресе располагается в восточной части Регистана, напротив первой постройки площади и во многом повторяет ее архитектуру. Такая копийность неслучайна – автор проекта намеренно использовал особый прием под названием «кош», характерный для восточной традиции. Строительство было начато в 1619 году на месте ранее возведенной ханаки. Бывшая резиденция Улугбека дала большую часть строительного материала для новой школы.

Архитектор собирался создать зеркальную копию первого медресе, но не принял во внимание, что за прошедшие десятилетия общий уровень Регистана поднялся. По этой причине строение кажется несколько приземистее, чем планировалось изначально. Заказчиком второй школы стал хан Бахадур. Изначально постройку назвали его именем, но оно почему-то не прижилось, уступив место народному Шер-Дор.

Современное прозвище медресе переводится как «украшение тиграми/львами». Его здание получило за великолепный орнамент, которым украшена центральная арка. Узор изображает двух хищников, устремившихся вслед за изящными ланями. На спинах каждого тигра покоится солнечный диск. Помпезность этого сооружения практически не уступает тому, что было построено Улугбеком. Стены архитектурного ансамбля покрыты глазированными мозаиками, росписями, цитатами из Корана, здесь вы увидите богатые орнаменты, обилие позолоты. Посередине над центральным входом красуется солнечная свастика.

Медресе возводился по новым технологиям, однако некоторое нарушение пропорций в будущем спровоцировало разрушение основного купола. Разработки архитекторов должны были упростить и ускорить строительство, но оно было закончено только 1636 году. Хотя по занимаемой площади эта школа не уступала постройке Улугбека, здесь могли жить и обучаться гораздо меньше студентов – всего около 40. По уровню знаний и престижности Шер-Дор все равно ценился меньше первого крупного медресе. К XX веку этот ансамбль на площади Регистан требовал не менее масштабных восстановительных работ.

Медресе Тилля-Кари

Название переводится как «Позолоченная школа». Постройка учебного заведения началась в середине XVII века на южной стороне Регистана. Инициатором и спонсором нового медресе стал все тот же хан Бахадур. Последний ансамбль возвели на месте караван-сарая Улугбека, использовав не только кирпичи старого здания, но и остатки его фундамента. Поскольку к началу строительства обе мечети Самарканда были разрушены, хан принял решение совместить медресе и место для городских богослужений.

Архитекторы работали над Тилля-Кари около 14 лет, закончив школу только после смерти правителя. По этой причине итоговая отделка менее богата, в декоре ощущается некоторая небрежность строителей. Кроме того, медресе получился менее крупным, поэтому удачно уравновешивает композицию из двух более роскошных зданий на площади Регистан.

Фасад постройки четко разделен на два этажа, здесь имеется два главных входа, оборудованных в глубокой стрельчатой арке. С левой стороны можно видеть крупный сияющий купол мечети голубого цвета. По бокам от фасада возвышаются изысканно отделанные минареты. Угловые части занимают гульдаста – восточные башенки с круглыми куполами. В гамме экстерьера преобладают золотые краски и роспись в стиле «кундаль», благодаря чему медресе и получил свое название.

Кроме традиционной вязи и геометрических орнаментов здесь можно увидеть множество растительных мотивов. Такой декор удачно разбавляет эффектные, но все же очень похожие здания двух других учебных заведений. В скором времени после завершения строительства землетрясение в городе разрушило главный купол Тилля-Кари. Этому элементу и многим другим частям школы пришлось ожидать восстановления вплоть до XX века.

Другие сооружения площади

Позади Тилля-Кари, с восточной стороны, находится мавзолей Шейбанидов. Этот архитектурный объект больше похож на скопление надгробий, нежели на организованную серию захоронений. Самое старое из них относится к XVI веку, в нем вероятно покоится основатель правящей династии Мухаммед Шейбани. Сегодня туристы могут свободно посетить это место в любое время дня.

Длительное время торговля являлась основным источником богатства Самарканда. Основным свидетельством былой купеческой славы является Торговый купол (Чорсу), который находится наа площади Регистан за медресе Шер-Дор. Это здание было возведено еще в XV веке, однако подвергалось капитальной реставрации в XVIII и ХХ веках. В 2005 году, в ходе чистки постройки, с купола был снят трехметровый слой грязи. Некогда здесь располагался рынок, однако сегодня в Чорсу оборудована галерея современного искусства. Посещение этой выставки обязательно следует включить в туристическую программу по Самарканду.

Современный Регистан

Сегодняшнему облику этой великолепной площади Узбекистан во многом обязан властям СССР, которые инициировали восстановление культурных памятников, однако даже после возведения медресе были закрыты для религиозного обучения и всех иных видов деятельности. Глобальная реконструкция Регистана завершилась незадолго до распада страны. Столь продолжительный срок восстановления связан с перебоями в финансировании, а также тем фактом, что ученым приходилось по крупицам собирать сведения о внешней и внутренней отделке зданий.

В период независимости Узбекистана площадь была окончательно приведена в современный облик и облагорожена. Сегодня Регистан является местом проведения всех масштабных праздников, концертов и фестивалей Самарканда. Главное событие, которое отмечается дважды в год – музыкальный фестиваль международного уровня Шарк Тароналари, поэтому, если вы хотите не только полюбоваться Регистаном, но и насладиться колоритным национальным шоу, стоит приурочить свою поездку к началу одного из крупных праздников. Обратите внимание, что площадь особенно красива в вечернее время, когда здесь включают архитектурную подсветку.

Туристам

Адрес: Регистанская ул. – Registon ko"chasi, Самарканд, Узбекистан.

Побывать на Регистане можно абсолютно бесплатно, однако отдельные экскурсии, вход в музей и другие дополнительные развлечения потребуют некоторых затрат. Цена и разнообразие таких мероприятий варьируются в зависимости от времени года.

Посетить площадь можно в любое время суток, но музеи и прочие заведения этого района имеют разный график работы.

Доехать до центральной площади Самарканда легко из любой части города. Большинство маршрутов общественного транспорта делают остановки рядом с Регистаном. Ориентироваться можно на блестящие купола медресе, которые хорошо видны практически отовсюду.

Много веков назад великолепный Самарканд называли "сердцем шелкового пути", а площадь Регистан являлась сердцем самого Самарканда. Сегодня она является знаменитой достопримечательностью не только города, но и всего Узбекистана. Раскинувшаяся на возвышении с прекрасным ансамблем, включающим три медресе, она существует вот уже около 600 лет. А вблизи площади расположено несколько недорогих отелей Самарканда.

Немного в мире существует городов, которые могли бы похвастать древностью построек, дошедших до нас в своем первозданном виде. Жители Самарканда говорят, что все пути ведут к Регистану. И, это является правдой, ведь купола и минареты трех медресе просматриваются со всех сторон города, притягивая к себе главные городские дороги.

Величие Улугбека

Каждый, кто посещал площадь, был поражен невероятным величием, которое предстает взору. Мощные пилоны зданий и гигантские арки порталов застыли, словно безмолвные титаны. Поверхность каждой стены великолепно играет роскошью изразцов и арабской вязи. Именно здесь можно уловить дыхание веков и прикоснуться к истории.

Из всех трех строений, расположенных на площади, самым ранним является медресе Улугбека. Внушительный купольный торговый пассаж был возведен еще при Амире Темуре, где неподалеку шумел городской рынок. Однако для строительства нового медресе сооружение снесли. Его главный фасад декорирован великолепной мозаикой с узорами "ислими", а также дополнен высоким порталом с "астральным" орнаментом.

Внутренний двор имеет форму квадрата, который по периметру окружен кельями-худжрами, служившими жильем для учащихся. В каждом, из четырех углов медресе возвышается минарет. Но, из-за частых землетрясений два минарета были разрушены еще в 18 веке.

Медресе «Львиный»

Полностью площадь была застроена во время правления Улугбека, кстати в городе еще можно посмотреть обсерваторию и музей Улугбека . С левой стороны медресе построили царский караван-сарай Мирзои, а прямо напротив него была возведена ханака - прибежище для странствующих суфиев. Спустя 200 лет площадь в очередной раз была капитально перестроена уже другим правителем Ялангтушем Бохадуром. На месте всех старых и полуразрушенных построек он возвел медресе Тилля-Кари и Шер-Дор.

Шер-Дор, возведенное напротив медресе Улугбека, практически повторяет его внешнюю архитектуру, создавая таким образом композицию "кош-медресе". Разница лишь в боковых минаретах, которые у Шер-Дор немного ниже. Двор также квадратной формы и окружен худжрами в два этажа. Стены здания покрывают резные мраморные панели и мозаика с орнаментами. Входной портал исписан арабской вязью, а над его аркой изображены львы.

Замыкает комплекс медресе Тилля-Кари, которое было построено в 17 веке. Фасад здания оформлен стрельчатыми нишами, расположенными в два ряда и внушительным порталом. Своим экстерьером он придает гармонию и завершенность всей архитектурной композиции. В отличии от двух соседних медресе, здесь углы украшены не привычными минаретами, а башнями-гульдаста с куполами.

Тилля-Кари служила не только учебным заведением, но и соборной мечети, так как в это время главные мечети города уже представляли собой лишь развалины. Во время землетрясений купол Тилля-Кари также был разрушен, практически сразу по окончанию строительства, но в 20 веке, во время реставрационных работ его восстановили.

Стоит выделить интерьер мечети Тилля-Кари. Рядом с нишей, которая по традиции обращена в сторону Мекки, был возведен мраморный минбар - кафедра для проповедей. Все купольное пространство, а также поддерживающие паруса декорированы великолепной росписью, уникальной в своем роде - "кундаль".

Площадь Регистан – архитектурный шедевр не только самого Самарканда, в центре которого он располагается, но и всей Центральной Азии. Это одна из старинных площадей мира с изумительным по красоте архитектурным комплексом, впечатляющим необыкновенным восточным колоритом.

Архитектурный ансамбль на «песчаном месте»

Когда смотришь на эту красоту, то невольно удивляешься, узнав, что в переводе «Регистан» означает «песчаное место». Но связано это с историческими событиями. Согласно местным преданиям, эта площадь долгое время была местом проведения публичных казней, из-за чего её посыпали песком, который впитывал кровь казнённых. Здесь же объявляли и все указы для народа, и сборы в военные походы организовывали. В те далёкие времена архитектурного ансамбля Регистана ещё не было, но место уже тогда было центром жизни Самарканда.

Просторная площадь вымощена булыжником и с трёх сторон окружена величественными архитектурными сооружениями – средневековыми университетами – медресе. В центре восхитительного архитектурного трио возвышается медресе Тилля-Кари, слева от него располагается медресе Улугбека, а справа — медресе Шердор. Кажущийся таким гармонично единым архитектурный комплекс был возведён не в одно время. Каждый медресе был создан как отдельное сооружение со своим неповторимым дизайном в духе средневекового восточного зодчества, но в целом они составили единый культурный комплекс.




Медресе Углубека: средневековый центр науки и культуры Востока

Первым на площади Регистан появилось здание медресе Углубека, возведение которого осуществлялось ещё в начале 15 века по приказу внука Тимура – Углубека, человека неординарного, хорошо образованного и стремившегося к развитию культуры своего народа. Это здание отличается величественным порталом и расположенными по углам высокими минаретами, а его стены украшены резной мозаикой и каллиграфическими надписями, образуя настоящий художественный шедевр средневековья. Не смотря на массивные стены и такую монументальность здания, медресе Углубека кажется невероятно изящным. Это здание стало одним из первых университетов Азии, настоящим культурным центром, в котором преподавала целая плеяда талантливых учёных Востока. Что интересно, самого Углубека называли «восточным Платоном», а во времена его правления Самарканд обрёл славу известного культурного центра средневековья на всём Востоке.

«Обитель львов» и медресе «в позолоте»

Спустя 2 века, уже по приказу иного правителя Самарканда были возведены два иных медресе, которые и образовали единый величественный комплекс площади Регистан. Медресе Шердор, или же «Обитель львов», возникло в начале 17 в. и получило такое специфическое наименование за украшающие здание величественные фигуры барсов, изображённых с солнцем на спинах, что являлось давним символом Самарканда. Возводилось оно как копия медресе Углубека, только с несколько изменёнными параметрами. Все стены этого сооружения украшены цитатами из Корана.

Медресе Тилля-Кари в архитектурном комплексе площади Регистан возникло позже всех сооружений – спустя 10 лет после возведения Шердора. Наименование этого медресе переводится как «здание, украшенное позолотой», и это действительно так. Настенная живопись и украшения здания Тилля-Кари вместе с построенной при нём мечетью просто завораживают.

Восточный феникс, из пепла восставший

В истории площади Регистан и её медресе был период, когда, казалось, что эта удивительная культура навсегда канула в Лету. С конца 17 и до середины 18 века, столица ханства была перенесена, и город оказался в стороне от центральной политической, торговой и культурной жизни. Но к концу 18 в. Самарканд, словно феникс, начал восставать из пепла. Была отреставрирована площадь, которая вновь стала центром культурной жизни.

В настоящее время площадь Регистан продолжает оставаться сердцем культурной жизни Самарканда. Раз в два года здесь проходит масштабный фестиваль восточной музыки «Шарк тароналари», собирающий музыкальные коллективы со всех уголков Азии. Помимо этого, площадь нередко становится местом проведения и иных культурных мероприятий, а туристы всегда могут приобрести здесь сувениры на память, выполненные талантливыми восточными умельцами.

Уже лишь при приближении к Регистану открывается завораживающий вид: три величественных массивных сооружения с сияющими на солнце разноцветными куполами, величественными арками и расписанными восточной вязью цитатами из Корана стенами гордо возвышаются над площадью. Пережившие не один век, бывшие свидетелями множества событий в истории Самарканда, медресе и площадь Регистан остаются ярким шедевром средневековой восточной архитектуры, который продолжает восхищать и завораживать, и остаётся культурным центром этого города Узбекистана.

Отправить заявку

Регистан – жемчужина Центральной Азии, красивейшая площадь, расположенная в центре города Самарканда. Все, кто побывал на этой площади, оставили неизгладимые впечатления: величественный Регистан вызывает абсолютно у всех людей чувство неподдельного восхищения.

По преданию, на заре 15 столетия и до начала 20 столетия на этой площади проводились публичные казни, и чтобы следы крови не были заметны и лучше впитывались, землю усыпали песком. Этот факт по преданию и дал название площади Регистан, что означает «рег» - песок, а «стан» - место, то есть, усыпанное песком место. Кроме того, тут было место сбора народа, куда все приходили послушать королевские указы, а перед оглашением с площади было слышно, как громко дуют в трубы. Однако первоначально, на заре 15 века, на площади не было выстроено еще никаких архитектурных сооружений средневекового периода, которые там находятся сегодня.

Регистан – огромная по размерам площадь, которая замощена булыжником и специальным обожженным кирпичом. На ней размещен архитектурный ансамбль, к которому относятся три университета средневековой постройки. В 2001 году он включен в Перечень мировых достопримечательностей ЮНЕСКО. Главное здание ансамбля– это медресе Тилля-Кари, с двух сторон, слева и справа от него расположены два медресе, названные Улугбека и Шердор.

Строили медресе в различные периоды времени. Первым по приказу Улугбека - внука Тимура построили медресе Улугбека (годы строительства 1417 - 1420). Спустя два века Баходур Ялангтуш, который в то время был самаркандским правителем, распорядился выстроить еще два медресе. Все здания оформлены богато - филигранные узоры по камню украшают поверхности стен и порталов. Медресе венчают купола голубого цвета, изготовленные из обожженного кирпича, с облицовкой, выполненной из сияющей на солнце глазурованной плитки. Медресе Улугбека отличается драгоценной ажурной мозаикой, Шердори величественными минаретами, Тилля-Кари богатыми золочеными росписями стен.

Но площадь Регистан пережила и времена запустения. К завершению 17 века и на заре 18 века был кризисный период: столицу ханства перевели в Бухару, а дороги Великого Шелкового Пути стали огибать Самарканд. Все медресе обветшали и обезлюдели. Современники тех времен свидетельствовали, что в эти времена город покинули почти все люди, а в медресе поселились дикие звери. Но к концу 18 столетия Самарканд снова начал возрождаться, и в Регистане опять жизнь закипела: площадь была уставлена мелкими лавками и постройками. Площадь выровняли, замостили, и она снова стала центральным местом в городе.

Дважды в год на этой площади организовывается проведение крупного музыкального фестиваля под названием "Шарк тароналари" (в переводе "Мелодии Востока"), где демонстрируют свои таланы азиатские творческие коллективы. Тут проводятся и другие праздничные мероприятия, а в будни здесь открывают свои двери мастерские и многочисленные лавочки, где туристы могут выбрать и купить на память предметы восточного народного творчества.

Медресе Улугбека
Построил Медресе Улугбека в 1417-1420 гг. внук Тамерлана. Это строение по праву можно считать самым лучшим из всего, что он создал.

Портал здания медресе со стрельчатой аркой устремлен к площади. На нем можно увидеть орнаментные узоры из резного мрамора и мозаики, плитки из майолики. На облицовке сооружения можно увидеть аллиграфические письмена потрясающей красоты.

По углам медресе Улугбека установлены купола и минареты, а арка главного входа украшена мозаичным панно с замысловатым орнаментом. Во дворе квадратной конфигурации расположена мечеть, комнаты для проведения лекций и 48 двухуровневых худжр, в которых жили студенты. На первом этаже своих комнат студенты учились, а на втором - отдыхали. Освещали эти помещения с помощью масляных ламп. Этот университет в 15 веке занимал лидирующие позиции среди духовных восточных университетов. Тут получил образование Абдурахман Джами – известный ученый, философ и талантливый поэт.

Интересно, что остается неизвестным кто спроектировал это потрясающее здание. Ряд первоисточников утверждают, что Улугбек принимал активное участие в постройке медресе.

Здание медресе, несмотря на свою монументальность, выглядит довольно изящным. Его стены не утяжелены рельефными деталями. Легкость конструкции придают мелкие декоративные узоры, небесно-голубые изразцы н вытянутые минареты цилиндрической формы. Для декоративной отделки преимущественно использовались синий, белый и голубой цветовые сочетания, которые характерны для творчества мастеров этого региона.

В стенах Улугбека читали лекции многие прославленные умы, например, ученые Маулана Кушчи, Казы-заде Руми и другие. В этих стенах учили студентов точным и естественным наукам. Ректором был выбран Маулан Мухаммед Хавфи – скромный, простой человек, но весьма образованный.

Улугбек тоже занимался преподаванием, он был великим ученым, преуспел в математике и астрономии. Ему не удалось избежать опасности, которая исходила от собственного сына по имени Абдулатиф, по приказу которого в 1449 году Улугбека убили. Но подлого Абдулатифа спустя 5,5 месяцев с момента убийства отца, самого казнили и на его могиле написано “отцеубийца” в назидание будущим поколениям.

Медресе Шердор
В переводе медресе Шердор означает «Пристанище львов». Такое название было дано по причине того, что на портале здания был изображен барс на спине с солнцем, который считается в Самарканде символом власти. Так же на портале можно увидеть большую свастику, в которой арабским шрифтом написано «Господь Всемогущ!».

Считается, что медресе в начале 17 века построили по плану архитектора Абдулы Джаббара. Медресе Шердор напоминает медресе Улугбека, но отличается по пропорциям. Вероятнее всего, купола чрезмерно больших размеров стали причиной разрушения здания спустя несколько десятилетий после возведения.

На стенах медресе везде можно видеть цитаты из Корана. Фасады украшены с большим размахом: великолепные драгоценные мозаики, бирюзовые купола, стены облицованы глазурованным кирпичом. Дворовые арки украшены мозаичными панно с необычными сложными цветочными орнаментальными узорами. По сравнению с внешним убранством здания, интерьер худжр с гладкими, белыми стенами выглядит строго и аскетично.

В начале 20 века на территории комплекса были проведены масштабные реставрационные работы, в которых участвовали лучшие мастера и художники со всего Узбекистана. Восстановили кирпичный свод портальной арки, укрепили резную мозаику тимпана, переложили свод главного портала и отремонтировали худжры. Во время выполнения работ были соблюдены древние традиции, разборку и кладку свода выполняли без кружал. Кладку завершили в 1925 году. Несколько позднее переложили купола и потолки худжр, облицевали внешние стены. На центральной стене медресе на протяжении 1960-1962 гг. была проведена реставрация двух минаретов.

Медресе Тилля-Кари
Переводится название медресе Тилля-Кари как «Отделанное золотом». Его постройка началась в 1646 году. Ранее на этом месте размещался караван-сарай Мирзои. Ялангтуш бий Баходур решил, что этот медресе должен замыкать с северной стороны архитектурный ансамбль на площади Регистан. Непосредственно в здании предусматривалась мечеть специально для студентов, чтобы они совершали намаз. В медресе выполнена потрясающая стенная живопись, а внутренние стены центрального помещения отделаны позолотой.

Внутрь ведет широкий портал главного фасада. Он украшен фронтальными крыльями с двухъярусными худжрами, которые имеют арочные ниши-лоджии и угловые башни – гульдаста, выходящие на площадь. Двор имеет четыре айваны, а по его периметру расположены кельи в двух уровнях. Все остальные стены и потолок полностью покрыты позолоченной росписью. Позолотой покрыт и михраб - ниша в стене для молитв, которая обращена к Мекке, а так же минбар с11-тью ступеньками (возвышение, предназначенное для имама). Тилля-Кари с узбекского – Позолоченный мерседес, вся отделка здесь действительно позолочена. Фасады облицованы разнообразной узорчатой плиткой и майоликой. Двери выполнены из дерева редкой породы и украшены резьбой.

В начале 19 века Тилля-Кари было разрушено землетрясением. Верхняя часть здания позже отстроили заново, однако изразцовая облицовка не была восстановлена. Реставрация медресе началась в 20-х годах 20 столетия: усилиями узбекских мастеров-керамистов уцелевшие изразцы были укреплены, а разрушенные изразцы заменили на новые. Реставрационные работы велись и в 1950-1956 гг.: была восстановлена облицовка фасадов внутреннего двора и центральный барабан, укреплен юго-западная часть медресе и южная галерея. Реконструкцию продолжили и в 1958 году. Тогда отремонтировали портал и восточную стену внутреннего двора.

Расположенные рядом здания
С восточной стороны медресе Тилля-Кари построен мавзолей Шейбанидов. Это место, где очень много надгробий, самое древнее из которых установлено в 16 веке. В то время у власти была династия Шейбанидов, а столицей снова стала Бухара. Основал династию Шейбани-хан, который приходился внуком Абул Хаира. Шейбани-хан, пользуясь покровительством Чагатайского ханства, в 1500 году покорил Самарканд и Бухару, предварительно забрав власть у последних потомков Тамерлана. Но хан не этом не остановился и в 1503 году напал на своих покровителей и завладел Ташкентом, в 1506 году Хивой, в 1507 году покорил Мерв, восточную Персию и западную часть Афганистана. Все последующие годы кочевые узбеки, предводителем которых был Шейбани-хан, смогли обосноваться на лучших центрально-азиатских территориях.

Доказательством того, что в средневековье площадь Регистан была основным торговым, является торговый купол Чорсу медресе Шердор. Старинный 6-тигранный купол 15 столетия сохранился до наших дней. Правда, в 18 веке он пережил небольшую перестройку. Купол отреставрировали с использованием современных технологий в 2005 году. С целью восстановления первоначальной высоты здания, было убрано три метра грунта. В куполе Чорсу регулярно проводятся выставки работ мастеров изобразительного искусства со всего Узбекистана.

Хотя практически в каждом из древневосточных городов есть свой регистан (центральная площадь), при этих словах и жители, и гости Узбекистана представляют именно самаркандскую площадь Регистан . И неудивительно: этот архитектурный комплекс не оставит равнодушным даже тех, кто абсолютно не понимает архитектуру и искусство. Сам дух этого места заставляет восхищенно замереть каждого, кто здесь оказался. Оно воплощает в себе все представления о том, как должна выглядеть восточная сказка. Это один из самых замечательных образцов исламского зодчества – комплекс из трёх медресе: Улугбека, Шердор и Тилля-Кари.

История площади

Изначально центральная площадь Самарканда была просто открытой широкой площадкой, засыпанной песком (собственно, слово и переводится как «посыпанное песком место»). Песок служил одной неприятной, но практической цели: он впитывал кровь, которая проливалась здесь во время публичных казней. Кроме того, здесь собирался народ со всего города, чтобы узнавать новости, вести торговлю и услышать указы правителя. Это было самое оживленное место древнего Самарканда.




И именно здесь в 1417 году Улугбек Тимурид, внук великого Тамерлана, начал строить своё медресе (учебное заведение). В течение трёх лет на одной из сторон площади выросло величественное здание. Оно простояло в одиночестве почти двести лет. В 17 веке рядом построили еще два медресе: Шердор и Тилля-Кари.



Но во времена Саманидов Самарканд пришел практически в упадок: Исмаил Самани сделал столицей Бухару, и Великий Шелковый путь проходил теперь через нее. Торговля, которая преимущественно кормила Самарканд, иссякла, город почти опустел.




Лишь конец 18-го века снова принес жизнь в Самарканд. Ученики вновь заполнили школы, а площадь оживленно зашумела торговыми лавками. В 19 веке Регистан покрыли камнем.



Площадь Регистан в городе Самарканд: описание

В первое из строений комплекса – медресе Улугбека – ведет широкий портал с изящной, заостренной кверху аркой. Портал надолго задержит гостя у входа, явив ему затейливую керамическую мозаику и искусные письмена. Разглядывая их, невозможно не восхититься художественным талантом автора. Не менее изящно выглядят и минареты у входа. Когда гость войдет во двор, он увидит мечеть и худжры (кельи), где жили ученики. В свое время медресе Улугбека было престижнейшим исламским университетом, учиться здесь почиталось за честь.



Медресе Шердор

Название родилось из-за рисунка на входной группе: снежный барс с солнцем на загривке: Шердор переводится как «жилище львов». В отличие от первого, это здание имело менее удачливого архитектора: он постарался «отзеркалить» медресе Улугбека, но у него это не очень хорошо получилось. Строительство шло почти 17 лет (с 1619 года), но из-за смещенных пропорций и излишне большого купола здание смогло простоять лишь до 18 века. В следующем столетии в нем провели капитальные реставрационные работы, восстановив здание практически по-новому, однако с соблюдением всех строительных традиций 17-го века. Реставрационные работы с восстановлением длились порядка 60 лет.



Медресе Тилля-Кари

Завершает ансамбль Регистан в Самарканде , как бы замыкая его с третьей стороны. Начало строительства припадает на 1646 год. Название его переводится как «украшенное золотом», и оно действительно изначально было почти полностью покрыто позолотой изнутри и снаружи. Позолоченный интерьер мы можем наблюдать и сегодня. Но вот входной портал, особенно впечатляющий золотым блеском, разрушился при землетрясении в 19 веке. Уже в 20 веке Тилля-Кари отреставрировали, бережно сохраняя древневосточный колорит.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как приготовить филе палтуса
Жареный палтус: рецепт приготовления рыбы
Лаваш в домашних условиях на сковороде: рецепт приготовления