Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Аничкин мост описание. Городские легенды: Аничков мост, кони, Клодт

Аничков мост (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Мост через Фонтанку на Невском проспекте, обрамленный четырьмя скульптурами укротителей коней, - один из самых узнаваемых мостов Санкт-Петербурга.

Общая длина моста - 54,6 м, ширина - 37,9 м. Аничков мост имеет три полосы движения, а также пешеходные тротуары.

Официальное его название «Невский мост» не прижилось. Название «Аничков» пошло от имени подполковника-инженера Михаила Аничкова, рабочий батальон которого отстроил слободу, находившуюся неподалеку. Он же принимал участие в строительстве моста. Истории же, возводящие название моста к некоей Аничке или Ане, - просто городские легенды.

Первый деревянный мост на этом месте был построен при Петре I в 1716 году и имел длину около 150 метров. Впоследствии мост множество раз менялся: расширялся, укреплялся, перестраивался в дереве и камне. Современный вид мост приобрел в середине 19 века. Три пролета, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича и облицевали гранитом. Появились чудесные чугунные перила, выполненные по эскизам немецкого архитектора Карла Шинкеля, изображающие русалок и морских коньков.

В 1841 году появились знаменитые конные скульптуры Клодта, отлитые в бронзе. Сначала на западной стороне «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». На восточной же стороне симметричные скульптуры устанавливались пять раз. Первую пару Николай I преподнес в качестве подарка прусскому королю - укротители и ныне стоят в Берлине в Клейст-парке. Вторые оказались в Неаполе - благодарность за гостеприимство королю обеих Сицилий от императрицы Александры Федоровны. Остальные «разбежались» по России. После Клодт решил не повторять скульптуры, а изготовил новые, показав четыре стадии укрощения коня.

Интересно, что две лошади, которые смотрят на Адмиралтейство, подкованы, а другие две - подков не имеют. Говорят, в 18 веке на Литейном располагались кузницы. Вот и получается, что кони идут на Литейный без подков, а обратно - подкованные.

Аничков мост относится к объектам культурного наследия РФ. За эксплуатацией моста ведется наблюдение, контролируется износ опор и покрытия, проводятся плановые реконструкции самого сооружения и скульптур. Во время ленинградской блокады укротителей снимали и закапывали в саду Аничкова дворца. А на одном из постаментов и сейчас можно увидеть след от артиллерийского снаряда.

Кони Клодта так и рвутся
Чтоб по Невскому пройти
Да боятся, что споткнутся:
Мерседесы на пути...))))

А ничков мост — один из самых красивых мостов в мире.
От прочих мостов он отличается благодаря скульптурам. Хоть Петербург и славится разводными мостами, этот мост сейчас не разводной, но он один из самых известных и посещаемых туристами мостов Санкт-Петербурга.

Существует несколько версий почему мост получил такое необычное имя. Официальная и самая главная версия - названием мост обязан подполковнику-инженеру Михаилу Аничкову (ударение на И), чей батальон во времена Петра Великого дислоцировался за Фонтанкой в так называемой Аничковой слободе.

В 1715 году император Пётр I издал указ: «За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост». К маю 1716 года работы были закончены и через Фонтанку был построен деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, перекрывавший как сам проток, так и заболоченную пойму.
Мост был достаточно большой длины, так как сама Фонтанка тогда представляла собой внушительную водную преграду и имела ширину около 200 метров.

в 1721 году переправа была расширена, мост стал восемнадцатипролётным. Среднюю часть сделали подъёмной, поскольку к тому времени Фонтанку уже очистили и углубили, и по ней стали ходить суда.

Мост подвергался капитальному ремонту в 1726 и 1742 годах, а в 1749-м архитектор Семен Волков построил новый деревянный мост, который мало чем отличался от типовых мостов того времени. По одной из версий, переправа была выполнена без разводного пролёта и укреплена для того, чтобы доставить к царю подарок от шаха Ирана — слонов.

До конца XVIII века Фонтанка была границей города, поэтому мост служил своеобразным пропускным пунктом. У моста находился пропускной пограничный пункт.

Постоянный каменный мост переброшен через Фонтанку по линии Невского проспекта в 1785 году. Выглядел он так...

Почти точной копией моста Ломоносова (еще такой же Старо-Калинкин мост), который сохранился и сейчас и котором будет следующий пост. Средний пролёт был выполнен в дереве и раскрывался для пропуска малых судов и барж. Между четырьмя гранитными башенными надстройками, которые покоились на речных опорах, были протянуты тяжёлые цепи, служившие для подъёма полотен разводной части.

В 1841 году старый мост разобрали и возвели новый за семь месяцев. В январе 1842 года состоялось торжественное открытие новой переправы. Три пролёта, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича, опоры моста и пролёты облицевали гранитом, появились чугунные перила с чередующимися парными изображениями гиппокампов (фантастических морских коньков) и странных русалок по рисунку берлинского архитектора Карла Шинкеля.

Обратите внимание - это редкий, неизвестный ранее вид русалок. Они с задними ногами-копытцами и хвостом. С такими русалками у моряков не возникает классических вопросов... а как...

Появились и гранитные пьедесталы для статуй, на которые воздвигли скульптуры «Укротители коней», заказанные скульптору П.К. Клодту для украшения Адмиралтейской набережной. Первоначальный проект включал в себя также установку бронзовых ваз на середине моста (над каждой из опор). От этого пункта проекта отказались, оставив потомкам постаменты на память.

Отлитые в бронзе первые две скульптуры «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» появились на западной стороне в 1841. Скульптуры же на восточном берегу повторяли западные, но были временными, из гипса, покрашенного под бронзу. Только отлитые им на замену и едва остывшие бронзовые кони прямо с литейного двора Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Они и сейчас находятся в Берлине.

В 1844 восточные гипсовые скульптуры наконец были заменены на бронзовые, но простояли недолго, через два года Николай I подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии и в 1846 оказались в Неаполе.

«Укротители коней» перед королевским дворцом в Неаполе.

В дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне, и московской усадьбе Голицыных — Кузьминках.

Император недолюбливал Клодта. Но талант его признавал. Известна легенда о том, что Николай I сказал: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец».

А недолюбливал Клодта император вот почему. У Клодта были очень хорошие лошади и без башенный кучер-забияка. Он, шельмец, имел привычку обгонять все экипажи на улице.

Однажды, Клодт в своем экипаже обогнал экипаж самого императора. А обогнать самого царя - дело нешуточное. Можно было и в ссылку загреметь. К царю даже подъезжать близко не позволялось...

Император узнал Клодта и шутливо погрозил ему пальцем. Клодт побранил хорошенько кучера и приказал даже не ездить мимо дворца.

Но он не учел самолюбие кучера царского, и тот передал кучеру Клодта, мол держись, я не был готов, в следующий раз посмотрим, чья возьмет... словом, был брошен вызов на состязание.

И ведь случай как назло вскоре представился. Ехзал Клодт по Сенатской площади, а у Морской улицы толпа, Раздается "ура!". Значит - царь.

Клодт кричит кучеру и тычет его палкой в спину, чтобы остановить, - ничего не помогает! И вот, кучер царя, увидав своего соперника, нажал на лошадей, и кучер Клодта не слушая хозяина ударил вожжами... и началась скачка, к ужасу сопровождавшей царя охраны и полиции, не знавшей, что и подумать.

Самое удивительное, что и на этот раз лошади Клодта победили. А император, вроде бы показал ему в окно кулак.

История кончилась бы для Клодта плохо, но его выручили из беды те же кони, только медные. Он в это время окончил и уже отлил лошадей для Аничкова моста.

Царь приехал, посмотрел и пришел в полный восторг.
- Это они? - спросил царь, тонко намекая на живых клодтовских лошадей, его обогнавших. Действительно, Клодт лепил именно с них.
- За этих, - сказал царь, указав на медных, - прощаю...))))

Но все равно император постоянно дарил за границу этих полюбившихся ему лошадей. И каждый раз они снимались с моста и заменялись гипсовыми копиями.

Наконец, в 1851 мост был окончательно «укомплектован». Клодт не стал повторять прежние скульптуры, а создал две новых композиции, в результате статуи стали изображать четыре разных стадии покорения коня.

Статуи ещё дважды покидали мост: в 1941 году во время блокады они были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца, а в 2000-м они были увезены на реставрацию и к 300-летию города возвращены на прежнее место.

Конь покорен...

Статуи коней, которые «смотрят» в сторону Адмиралтейства имеют на своих копытах подковы, а статуи коней, смотрящих в сторону площади Восстания подков не имеют. Ранее в Кузнечном переулке располагались (как ни странно) кузнецы))) и там подковывали почти всех лошадей в городе. Поэтому, подкованные лошади «идут» от кузниц, к началу проспекта, а неподкованные лошади наоборот располагаются лицом в направлении Кузнечного переулка.

Сравните сами))) специально сфотографировал)))

Есть еще одна интересная знаменитая легенда. В России все, что касается половых органов, почему-то быстро обретает известность...)))
Будто бы Клодту изменила жена и он исхитрился изобразить между ног у одного коня внешний облик своего обидчика. У Клодта вообще занятная история женитьбы достойная отдельного поста. Никак не хотели за него отдавать приглянувшуюся ему девушку. Ее родители считали его нищебродом. Мол только коней ваять и умеет...

По другой версии это сам Наполеон Бонапарт.

Черты лица любовника жены Клодта ушли в аналы коня истории, а вот силуэт лица Наполеона и правда угадывается.

Барона и его лошадей прославили даже в народных частушках:

Барон фон Клодт преставлен ко кресту
За то, что на Аничковом мосту
На удивленье всей Европы
Он выставил 4 голых ж-пы.

В народе ходила легенда, что умер Клодт из-за расстройства, т.к. как обнаружилось, что у двух коней на мосту отсутствуют языки во рту.

Я не проверял у каких именно))) высоковато, так что подтвердить или опровергнуть не могу)))

Во время блокады Ленинграда мост пострадал от артналётов. Повреждения получили гранитные парапеты и секции перил. Переправа стала памятником блокады: на граните постамента коней специально не стали реставрировать след от осколков немецкого артиллерийского снаряда.

Вид на Фонтанку.

Вид на Фонтанку в другую сторону моста)))

Пара анекдотов про мост и Клодта))))

Милиционер поймал пьяного рабочего, который писал с моста в Фонтанку. Подвел его к скульптурам и говорит.... видишь, что тут написано! тут культурное место! даже на камне высечено... отливал барон Клодт! А рабочий ему... за что боролись!? Барону значит отлить можно, а рабочему нельзя?

Аничков мост ранее назывался "Мостом 18 яиц"... людей, лошадей... и постового городового который там всегда находился)))) Теперь его называют мостом 16 яиц - нет больше городовых и скульптуры теперь никто не охраняет)))

И напоследок...))) Во время борьбы с алкоголизмом в Питере говорили, что в Питере не пьют только 4 человека - те, что на Аничковом мосту))) мол им некогда, они коней держат.

(С) моя голова, Википедия и другие места интернета.

20 ноября 1841 года «Санкт-Петербургские ведомости» писали: «Жизнь коня и человека на Аничковом представляет новый мир в искусстве. Подобно водничему, осаждающему коня, скульптор Петр Клодт взял-таки часть этого искусства в свои руки и своротил с ложной дороги на настоящую».
Первые две скульптуры Петра Клодта, отлитые в бронзе, - «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» - появились на западной стороне в 1841 году. На противоположной стороне, как предполагалось вначале, будут стоять точно такие же юноши с конями. И сначала это действительно были гипсовые копии, выкрашенные краской «под бронзу».
Но скульптор решил создать две совершенно новые композиции, продолжив тему покорения коня прекрасным юношей. Через десять лет Аничков мост украшали все четыре скульптурных группы.
Сюжет получился таким.
1. Юноша сдерживает вздыбленного коня, человек и конь напряжены, ожидание противоборства.
2. Бунт коня: голова животного высоко поднята, он стоит на дыбах, оскалив пасть и раздув ноздри. Юноша почти висит на узде, изо всех сил пытаясь удержать дикое животное.
3. Конь, кажется, побеждает - еще миг, и он вырвется на волю, сбросив попону и освободившись от узды. Юноша повержен на землю, но узду из рук не выпускает.
4. Человек укрощает коня: опираясь на одно колено, юноша подчиняет себе животное. Конь успокаивается.
История клодтовских коней, ставших одним из узнаваемых символов Петербурга, интересна и поучительна.
Первоначально юноши и кони должны были украшать спуск к Неве у Зимнего дворца . Это место, что называется, было прямо под окнами у государя, поэтому все проекты подвергались тщательному рассмотрению. Вазы, львы, женские фигуры в обнимку со львами, все эти проекты не удовлетворяли государя. Появилась идея украсить набережную диоскурами. (Диоскуры - прекрасные боги-близнецы, сыновья богини Леды, которым Посейдон подарил изумительной красоты коней). Известный скульптор В.И.Демут-Малиновский, обратившись к довольно истасканному сюжету с близнецами, создал модель скульптурной группы, которую условно назвал «Конь с водничим». Скульптура была отклонена, но сама идея получила высочайшее одобрение.
Обратили взоры за границу. В Париже на въезде на Елисейские поля стоят «Кони Марни» - свирепые жеребцы, которые пытаются вырваться из рук красивых юношей, работа Гийома Кусту 1745 года. Государь пожелал иметь на Дворцовой набережной нечто подобное. Во Францию был отправлен запрос о получении копий скульптур. Но когда, наконец, пришел положительный ответ, комиссия, оценив стоимость отливки, признала, что 32 тысячи рублей за одну скульптурную группу - чересчур дорого.
Решено было изготовить собственные работы, а не копировать заграничное. Забегая вперед, скажем, что когда Петр Клодт закончил две скульптурные группы (их и предполагалось первоначально изготовить только две), засомневался, что Дворцовая набережная - это самое подходящее место. Мастер исходил пешком весь центр Петербурга, и остановился на Аничковом мосту, который в то время ремонтировался. На опорах моста воздвигли постаменты - на них в дальнейшем должны были стоять декоративные вазы. Именно здесь и коням будет видно все, и коней все увидят, - вроде бы решил скульптор, и доложил о том Художественной комиссии, а комиссия - государю.
Государь согласился. Коней поставили на мосту, а на Дворцовой установили вазы и сторожевых львов с шарами...
Изображая животных, Клодт старался как можно точнее передать анатомию - напрягшиеся мускулы, вздувшиеся жилки, складки кожи. Его кони были так хороши, что государь восхитился однажды: "Твои жеребцы, Клодт, лучше моих!" А у него в конюшне были только чистокровные лошади...
Сначала скульптор раздобыл на бойне лошадиные трупы, препарировал их, копировал почти буквально, затем делал гипсовые «запчасти» и соединял их в единое целое. Потом ему подарили из императорской конюшни двух чистокровных арабских скакунов, и скульптор просил своих домашних помогать ему. Кто-то садился на жеребца и поднимал его на дыбы. И так продолжалось часами… По мнению специалистов, Петр Клодт, изображая животных, ближе всех приблизился к античному канону красоты и по праву считается лучшим российским скульптором-анималистом.

Легенды Петербурга

Почему у двух коней нет подков?
Интересно, что статуи коней, которые направлены в сторону Адмиралтейства , - имеют на копытах подковы, а кони, которые повернуты к Адмиралтейству хвостом, - не подкованы. Петербургская молва тут же придумала этому свое, народное объяснение - в то время в Литейной части были литейные мастерские и кузницы. Поэтому неподкованные лошади идут туда, а подкованные - оттуда.
Говорили еще, что скульптор изобразил на одном из копыт карикатурный профиль Наполеона. Многие пытаются найти его - но не всем это удается. Якобы это изображение можно увидеть только при определенном солнечном освещении.

…Когда отлили копии скульптур, Николай решил подарить их прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. С этой миссией отправили в Берлин их автора. Фридрих Вильгельм пожаловал Клодту (полная его фамилия, между прочим, - Клодт фон Югенсбург) орден Красного Орла и бриллиантовую табакерку. Из прусской столицы скульптор, считавший себя русским человеком, писал своему другу Брюллову: «Здешние яства и вина променял бы на черный хлеб да квас - только бы поскорее вернуться в Россию!»

Вернувшись, Клодт снова отлил своих коней. Но и эта пара простояла на мосту недолго, всего два года: Николай опять подарил коней, на этот раз королю обеих Сицилий Фердинанду II - за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии. (На снимке - кони Клодта в Неаполе). Фердинанд наградил русского ваятеля Неаполитанским орденом. В европейских газетах писали: «В Неаполе нынче находятся три чуда: тело Спасителя, снятое со Креста, покрытое прозрачной мраморной пеленой, «Снятие Спасителя со Креста» - картина Эспаньолетта, и бронзовые кони русского барона Клодта».
В дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне , и московской усадьбе Голицыных — Кузьминках. В 1900-х годах копии скульптур появились в Москве на Беговой аллее около Московского ипподрома, Их отливал внук Петра Клодта скульптор К. А. Клодт.
Клодтовские кони покидали Аничков мост дважды - во время войны их зарыли в землю во дворе Аничкова дворца, а в 2000-м году их снимали для реставрации к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга.

Имена Петербурга

Петр Карлович Клодт
Скульптор, чьими работами будут восхищаться и современники, и потомки, вышел из славного, но обедневшего дворянского рода. Выходцы из него шли большей частью по военной стезе. Прапрадед Клодта - один из известных героев Северной войны. Отец ваятеля - боевой генерал, отличившийся в Отечественной войне 1812 года (портрет его есть в Галерее героев войны в Зимнем дворце).
Петр Клодт родился в 1805 году в Петербурге. Вскоре после его рождения семья переехала в Омск, куда его отца назначили начальником штаба Отдельного Сибирского корпуса. Еще в детстве у мальчика проявились художественные способности. Больше всего он любил рисовать лошадей.
Семнадцати лет отпрыска из военного рода отдали в Артиллерийское училище. Он занимался прилежно, но каждую свободную минуту «брался за карандаш или перочинный ножик и рисовал или резал лошадей», как вспоминали современники, «не имея иного наставника, кроме натуры». Сохранилось семейное предание о том, что однажды, когда Петенька в очередной раз из березового полена вырезал лошадку, его старший брат презрительно воскликнул: Петька, ты нашего рода предатель! Лошадник! Ямщик!»
Еще одна легенда рассказывает о том, как в Петров день пришли к подпоручику Петру Клодту сослуживцы, а с ними незнакомый штабс-капитан. Он с интересом рассматривал деревянных лошадок, которых у подпоручика было уже не меньше двух десятков. И сказал: «Продайте коня, барон!» «Не продается», - ответил Петр. «Отчего же?» - «Офицерская честь не велит. А вот подарить могу».
Каким-то образом эта игрушка оказалась у человека из свиты Николая Первого. Он и преподнес скульптуру государю. «Кто же этот даровитый резчик?» - будто бы поинтересовался император. Ему назвали имя барона Клодта. Тогда государь попросил вырезать для него целый отряд деревянных всадников. После чего барон был представлен Николаю.
«Пусть учится!» - приказал государь. И Петербургская Императорская академия художеств взяла под покровительство талантливого скульптора-самоучку, который не без облегчения оставил военную службу. В двадцать пять лет Петр Клодт начал постигать художественные премудрости в качестве вольного слушателя.
В Петербурге тем временем воздвигли НарвскиеТриумфальные ворота. Их должна была венчать колесница славы. Но фигуры коней работы скульптора С.С.Пименова не понравились Николаю Первому, который хорошо разбирался в лошадях. «Слишком худы», - заявил он. Работы поручают Гальбергу и Орловскому, известным ваятелям. Но они отказываются, используя благовидные предлоги. Когда и Петр Клодт, из боязни вызвать гнев императора, тоже хотел отказаться, ему намекнули: вы не можете. Кому это, быть может, и сойдет. А вам прощения не будет, ибо вы никто.
И Петр, до этого никогда не делавший большие скульптурные формы, выполнил своего коня так, что художественный совет вынес вердикт: «Сия модель сделана с желаемым успехом». Шестерка стремительно несущихся коней, которая и до сих пор венчает арку на Нарвских воротах, стала настоящим украшением Петербурга.
Клодт получил известность, удостоился звания академика и заслужил покровительство императора Николая. Говорят, что государь похвалил автора таким образом: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец!»
В 1832 году Петр Карлович Клодт женился на Юлии Мартос, племяннице ректора академии художеств, с которой счастливо прожил всю жизнь. (Художник Михаил Петрович Клодт, сын скульптора, вспоминал: «Моя мать была чпрезвычайно хороша собой, стройна и грациозна. Притом развеселого характера»). В семье Клодтов хранят еще одно предание - о том, как однажды Петр Карлович получил большую сумму денег за выполненную работу. Он завернул их в бумагу и пошел домой, но по пути свернул в мастерскую: его осенила очередная идея. Он положил деньги рядом с печкой и забыл о них. А наутро выяснилось, что этой бумагой - не разворачивая ее - рабочий растопил печь. «О, черт возьми! Ну что поделаешь!» - воскликнул Петр Карлович и ничуть не расстроился. Он любил повторять: «Много ли человеку надо - кусок хлеба - и сыт!»
В том же году он получил заказ на диоскуров, статуями которых решено было украсить Дворцовую набережную .
На эту работу мастер потратил двадцать лет своей жизни, и по общему признанию, серия работ под условным названием «Покорение коня человеком» - это вершина его творчества. Потом были еще:
. семидесятиметровый барельеф «Лошадь на службе человека», украшающий «Служебный дом» Мраморного дворца ;
. памятник Ивану Крылову в Петербурге (скульптор создал реалистически точный образ баснописца, с удивительным портретным сходством, а по периметру пьедестала разместил многочисленные персонажи из басен);
. бронзовая статуя князя Владимира (высота 4,5 м) в Киеве, на редкость удачно вписанную в пейзаж (этот монумент украшает современные украинские деньги);
. памятник Николаю Первому в Петербурге (конь имеет всего две точки опоры, что потребовало точных инженерных расчетов);
. скульптуры, украшающие храм Христа-Спасителя в Москве.
Петр Клодт, отливая свои скульптуры самостоятельно, постиг искусство отливки в совершенстве, и долгое время возглавлял Литейный двор Академии художеств.
Умер в поместье Халола под Петербургом (сейчас Финляндия) в 1867 году.

























В любое время года, в любое время суток и в любую погоду на Аничковом мосту можно увидеть, как кто-то фотографируется на фоне легендарных бронзовых коней. Привезти домой такой снимок - настолько же обязательная часть туристической программы, как поход в Эрмитаж или подбрасывание монетки над памятником Чижику-Пыжику.

Между тем, мост далеко не сразу обрел свой «открыточный» вид: поначалу он был деревянным, а затем несколько раз перестраивался в камне..

Несуществующая Анечка

«Реставрация» в данном случае - не просто ремонт, а кардинальная перемена облика, которому предшествовала долгая история. Впервые заменить паромное сообщение пешим на этом участке постановил еще Петр I в 1715 году, распорядившись «за Большою Невою на Фонтанной реке по першпективе сделать мост».

После деревянной переправы решено было возвести каменную. Фото: Commons.wikimedia.org Деревянное мостостроительство в те годы широко развернулось в Петербурге - переправы появлялись то тут, то там, и никакого сакрального значения их наименованию не придавали. Поскольку наводить мост на Фонтанке подрядили солдат располагавшегося неподалеку адмиралтейского «строительного батальона» под командованием майора Михаила Аничкова, то и мост стали звать «Аничковым» (с ударением на второй слог). Много позже молва породила миф о некой Анечке - безвестной героине туманной любовной истории, связанной не то с архитектором, не то с одним из строителей моста. В народе мост даже какое-то время называли Анечкиным. Но это не более чем красивая легенда. В 1739 году Комиссия по Санкт-Петербургским строениям постановила именовать мост Невским, но это название так и не прижилось.

Сам Аничков принадлежал к дворянскому роду, корни которого уходят в XIV век. Известно, что после постройки моста он дослужился полковника и владел участком, где сейчас находится Александринский театр. Оттуда к Садовой улице вел Аничков переулок, который сегодня зовется переулком Крылова. А Аничков дворец, построенный здесь в 1740-х годах, был назван просто по близости к одноименному мосту и к роду Аничковых отношения не имел.

Каменный век

На смену деревянной в 1785 году пришла каменная переправа. Прежде нее на реке Фонтанке были построены из камня Прачечный, Пантелеймоновский, Измайловский, Семеновский и Обуховский мосты, мосты Ломоносова и Белинского.

Впрочем, ветшать деревянный мост начал уже в 1720-х годах. Кроме того, он был настолько узким, что два экипажа с трудом могли разъехаться на нем. В 1921 году за его реконструкцию взялся голландец Герман ванн Болес, а воплощал его проект в жизнь Доменико Трезини. «Нынешнего 1721 года в январе месяце повелено отпустить из города архитектору Андрею Тризину к строению подъемного мосту, который строится через фонтаную речку, для ящиков дикого камня, из города четырнадцать саженей...», - говорилось в одном из документов того времени.

Благодаря Болесу мост приобрел разводной пролет, открыть который способны были два человека (раньше для прохода судов один из пролетов приходилось разбирать). В 1749 году по проекту архитектора Семена Волкова Аничков мост был перестроен. Одной из причин, по которым его требовалось укрепить, стал подарок императрице от персидского шаха - слоны, которых должны были торжественно провести по Невскому проспекту.

Так выглядел мост в 1830-х годах. Фото: Commons.wikimedia.org

Пришлось пожертвовать разводным пролетом, зато на въезде появились фонари на деревянных столбах. Длина того Аничкова моста была более 200 метров, что почти в четыре раза больше современной.

Спустя еще 30 лет всю Фонтанку одели в гранит, а мосты оформили однотипно по проекту француза Перроне. Перестроили и Аничков мост: он стал гранитным, трехпролетным и снова обрел разводной механизм. В начале XIX века каменные парапеты моста были заменены решетками с каменными тумбами в духе оград речных набережных. При въезде на мост установили каменные обелиски с фонарями.

Но к 1839 году стало ясно, что мост хоть и надежен, но слишком узок для разросшегося города. Было принято решение о перестройке, которая и придала мосту его современный вид.

Обретение коней

Проект перестройки моста был составлен инженер-майором Иваном Буттацем при участии инженера Александра Редера и подписан Николаем I в декабре 1840 года, а 22 мая 1841 года в основание нового Аничкова моста был положен первый камень. Работы под надзором директора Путейского института генерал-лейтенанта Андрея Готмана шли споро: уже через три месяца были выложены новые кирпичные арки, своды облицевали розовым гранитом, оставшимся от строительства Исаакиевского собора. Мост соорудили всего за полгода, после чего встал вопрос о его эстетическом оформлении.

Кони Клодта - один из самых известных "открыточных" видов Петербурга. Фото: Commons.wikimedia.org Сначала планировали украсить своды бронзовыми накладками, быки - декоративными вазами, а береговые устои - конными группами. Позже решили ограничиться лишь последними. Петербургский скульптор-анималист Петр Клодт в то время работал над скульптурами ведомых юношами коней, которые должны были украсить пристань на набережной Невы у Адмиралтейского бульвара. В итоге на пристани остались львы и вазы, а коням нашли иное применение: в ноябре 1841 года взвод саперов переместил их из литейной мастерской на Васильевском острове к Фонтанке. Их установили на западном берегу реки. С восточной стороны разместились гипсовые копии, выкрашенные под бронзу.

Еще год понадобился Клодту, чтобы создать вторую пару конных групп, но оказаться на Фонтанке им была не судьба: по указанию Николая I фигуры подарили прусскому королю Фридриху Вильгельму IV и перевезли их в Берлин. Тем временем обер-полицмейстер, следивший за состоянием моста, сообщал, что «у алебастровой фигуры лошади оказалась трещина, а алебастр местами начал отваливаться, отчего фигура делается безобразной». Одна из гипсовых копий настолько обветшала, что у нее отвалился хвост.

Новые бронзовые скульптуры на Аничковом мосту были установлены лишь 9 октября 1843 года и простояли всего три года - на этот раз их подарили королю Сицилии Фердинанду II и увезли в Неаполь. Клодт увидел в этом знак судьбы и вместо очередных копий решил сделать совершенно новую композицию на тему покорения природы человеком.

Мост сегодня находится под охраной государства как памятник. Фото: Commons.wikimedia.org / Potekhin

Эскизы последних двух групп были готовы в 1848 году, а в 1850 скульптурные группы украсили наконец мост. Четыре образа соответствуют этапам укрощения коня: в первой группе изображен человек с кордой в руках, во второй - попытка коня вырваться на свободу, в третьей - постепенное утверждение воли человека, в четвертой - человек, спокойно идущий рядом с укрощенным конем. Кони третьей и четвертой группы, в отличие от первых, подкованы. Легенда гласит, что Николай I на церемонии открытия моста хлопнул художника по плечу и заявил: «Ну, Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец!»

Еще три пары таких же скульптурных групп позже были установлены в Стрельне, в Петергофе и в усадьбе Голицыных Кузьминки под Москвой. Они стали одним из главных символов Петербурга. Об Аничковом мосту писал Александр Блок.

Аничков мост - автомобильный и пешеходный трёхпролётный каменный мост, пересекающий реку Фонтанку, располагается на Невском проспекте. Один из самых известных мостов Санкт-Петербурга.

К моменту основания Санкт-Петербурга (1703 год) Фонтанка ещё не называлась Фонтанкой, а носила именование Безымянного Ерика. Эта река некоторое время была своеобразной границей города, и когда прокладывался один из основных путей Санкт-Петербурга - Невский проспект, - возникла необходимость возвести переправу через реку, которую Пётр I уже именует "Фонтанной рекой". В указе Перта Первого от 1715 года значится: "За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост". По этому указу, к маю 1716 года через "Фонтанную реку", или Фонтанку, был перекинут деревянный многопролётный балочный мост на свайных опорах. Он перекрывал как саму реку, так и её заболоченную пойму, и был, по разным сведениям, от 150 до 200 метров в длину. Чертежей первого моста через Фонтанку не сохранилось, но известно, что он был схож с типичными мостами, которые наводились в то время в строящемся Санкт-Петербурге. Вероятнее всего, мост был обит снаружи досками, и разрисован под каменные русты.

Руст, или рустовый камень - это архитектурный элемент, которые представляет собой мощный камень, с лицевой стороной, имитирующей грубый необработанный натуральный камень. Мосты разрисовывались под руст ради придания им более представительного вида.

Мост через Фонтанку строился силами инженерного батальона, которым командовал инженер-подполковник Михаил Ани́чков (ударение на второй слог). Размещался полк Аничкова тут же, на берегу Фонтанки, в старой финской деревне, которая получила благодаря этому назвение "Аничковой слободы". Таким образом, произношение названия моста "Áничков" является неверным, и происхождение названия от якобы какой-то "Анички" - всего лишь легенда.

Поскольку Фонтанная река некоторое время была границей нового города, первый мост через неё являлся заставой. Он был снабжён шлагбаумом, который опускался в ночное время. На заставе проверяли паспорта и брали плату за проезд (деньги, либо камни, которые шли на мощение улиц).

К 1721 году река Фонтанка была расчищена и по ней стали ходить суда. Мост перестроили, он стал 18-ти пролётным, с разводной средней часть. Однако, уже в первые десятилетия эксплуатации мост трижды подвергался ремонту (в 1726, 1742 и 1749 годах). Последний раз архитектор Семён Волков возвёл через Фонтанку новый деревянный мост, без разводного пролёта. Мост был укреплён, так как по нему должны были пройти доставленные русскому царю слоны - подарок шаха Ирана.

Новый мост, длина которого была более 200 метров, точно так же, как первый, обшили досками, и разрисовали под гранит. Если верить описаниям, он был почти в четыре раза длиннее современного Аничкова моста. Но в то время берега Фонтанки ещё не были укреплены и отделаны гранитом, и река была значительно шире.

Ещё в 1730 году рядом с Аничковым мостом была установлена деревянная Триумфальная арка. Её возвели для того, чтобы встречать в Петербурге вступившую на престол императрицу Анну Иоановну. Впоследствии, в 1741 году, эта же арка, но в отреставрированном виде, приветствовала ещё одну императрицу - Елизавету Петровну. Но уже в 1751 году арку разобрали.

От Аничкова моста сохранился чертёж 1750 года, работы ван Болеса, по которому мост был построен в виде простой балочной системы с разъёмным пролётом. Подъёмные устройства в виде "журавлей" располагались в средней части моста, восемнадцать арочных пролётов были раскрашены под гранитный руст, а ограда моста состояла из ряда деревянных балясин, стоящих между тумбами, на которых установлены вазы и шары. Не исключено, что мост был именно таким, но так же можно предположить, что чертёж остался чертежом, а Аничков мост в середине XVIII века всё - таки был не разводной.

Фонтанка оставалась границей города вплоть до конца XVIII века, и Аничков мост являлся пограничным пропускным пунктом. Однако, уже в середине XVIII века город вышел за пределы первоначальных границ и стали быстро застраиваться пригороды. В это время работала специальная Комиссия о каменном строительстве в Петербурге и Москве. В рамках работы данной комиссии осуществлялись проекты по урегулированию малых рек и каналов. С 1780 по 1789 гг. проводились работы и по обустройству реки Фонтанки. Комиссию возглавлял генерал Ф.В. Бауэр. Под его руководством были возведены береговые каменные стены со спусками к воде, и построены семь однотипных каменных мостов со средними деревянными разводными пролётами и башнями на каменных "быках". Аничков мост так же был перестроен под эти типовые проекты. Предположительно, перестройка моста осуществлялась между 1783 и 1787 годами, и руководил этим проектом французский мостостроитель Ж.-Р. Перроне. документально этот факт не подтверждён, однако сохранилось множество трудов самого Перроне, посвящённых мостостроению, по которым в Санкт-Петербурге мосты возводились вплоть до первой четверти XIX века. Сохранились так же два моста ( и ), возведённые по принципу проектов перроне. По внешнему облику этих мостов можно судить о том, как выглядел Аничков мост до того, как принял свой современный вид. Эти мосты имели боковые пролёты одинаковой величины, перекрыты коробовыми каменными сводами. Средний, деревянный разводной пролёт, располагался между четырьмя гранитными башенными надстройками, которые устанавливались на каменных речных опорах. Между надстройками были протянуты тяжёлые цепи, служившие для подъёма разводной части.

Современный вид Аничков мост приобрёл в начале 1840-х годов. К этому времени проезжая часть невского проспекта значительно расширилась, и ширины моста уже не хватало для свободного проезда большого количества экипажей и телег. Два инженера, инженер-майор И.Ф. Буттац и А.Х. Рейдер, представили проект перестройки Аничкова моста, и этот проект был подписан Николаем I в декабре 1840 года. В 1841 году старый мост разобрали, и под руководством генерал-лейтенанта А.Д. Готмана за семь месяцев возвели новый мост. Торжественное открытие состоялось в январе 1842 года.

Мост сильно изменился. Каменные башни исчезли, мост стал иметь три выложенных из кирпича пролёта, перекрытых пологими сводами. Опоры моста и своды облицевали гранитом. Ограждением моста стали чугунные перила с чередующимися изображениями морских коньков и русалок, выполненных по рисункам немецкого архитектора Карла Шникеля. Точно такие же перила по его рисункам уже были к тому времени на Дворцовом мосту в Берлине.

В начале и конце моста появились гранитные пьедесталы, на которые были воздвигнуты известные сейчас на весь мир статуи "Укротителей коней". Эти скульптурные группы были заказаны П.К. Клодту для украшения Адмиралтейской набережной, а Аничков мост предполагалось украсить бронзовыми вазами на середине моста. над каждой из опор. Но вазы так и не были установлены и от них до наших дней дошли только постаменты.

Знаменитые статуи покорения коня появились на мосту уже в 1841 году. Первые две скульптуры были установлены на Западной стороне моста. Это были скульптуры "Конь с идущим юношей" и "Юноша, берущий коня под уздцы". На Восточном берегу установили копии этих статуй, выполненные из гипса и покрашенные под бронзу. Те, что были отлиты им на замену, прямо с завода были подарены Николаем I прусскому королю Фридриху Вильгельму IV, и сейчас находятся в Берлине. Когда в 1844 году гипсовые статуи были наконец заменены на бронзовые, они простояли всего два года - и снова были подарены Николаем I, на этот раз королю обеих Сицилий за гостеприимство, оказанное русской императрице во время её путешествия по Италии. С 1846 года они находятся в Неаполе.

В 1851 году Аничков мост был, наконец, полностью укомплектован статуями, но Клодт не стал повторять первые две статуи, а изготовил две новые скульптурные группы, чтобы в результате все четыре группы изображали четыре разные стадии укрощения коня.

Если присмотреться, можно заметить, что на статуях коней, которые обращены передом в сторону Адмиралтейства, есть подковы, а на статуях, которые обращены мордами в сторону площади Восстания - нет. Объясняется это легендой, по которой на Литейном проспекте во времена Клодта располагались кузницы, и таким образом, кони, идущие от Литейного, то есть, от кузниц, уже подкованы, а кони, идущие к Литейному - нет. Но это всего лишь легенда, которая не имеет подтверждения.

Многочисленные копии скульптур "Укрощение коня" были так же установлены в Петергофе, Стрельне, и московских Кузьминках - усадьбе Голицыных. Далеко не все из них сохранились до нашего времени. А в 1899 году копии скульптурных групп Аничкова моста были установлены в Москве, на Беговой аллее около Московского ипподрома. В изготовлении копий принимали участие внук Клодта, К.А. Клодт, и скульптор С.М. Волнухин.

Однако, вернёмся к самому мосту.

Новый Аничков мост имел в своей конструкции существенные недостатки, которые уже в течение первых двух лет эксплуатации привели к деформационным процессам в арочных сводах. Исследования моста проводились в 1843, 1847, 1855 и 1899 годах, и в каждом отчёте говорилось о том, что разрушительный процесс прогрессирует. Наиболее логичным объяснением состояния моста виделось то, что твёрдая гранитная облицовка недостаточно надёжно стыковалась с более упругой кирпичной кладкой сводов. Разнородные материалы были состыкованы недостаточно тщательно и не имели надёжной изоляции, в результате чего в щели между камнем и кирпичом попадала вода, и под воздействием морозов и ветров своды начали разрушаться. 9 октября 1902 года состояние моста было признано угрожающим. Необходим был капитальный ремонт.

Проект нового моста создавался почти пять лет. Предполагалась замена каменных сводчатых частей моста металлическими балками криволинейной формы, с навесками металлического настила, выкрашенного под гранит. Однако, уже после того, как проект был утверждён Городской думой, против него восстала Академия художеств и строительный комитет Министерства Внутренних Дел.

В результате реконструкции Аничкова моста, которая велась с 1906 по 1908 гг., под руководством архитектора П.В. Щусева, быки и устои моста были оставлены прежние, кирпичные своды постепенно переложены по коробовой кривой и облицованы розовым гранитом. Все конструкции моста тщательно изолированы рольным свинцом. Длина пролётов оставлена прежняя: средний - 12,5 метров, крайние - по 12,6 метров. Общая ширина моста составила 37,9 метров, а ширина проезжей части - 31,9 метров.

Потрясения двадцатого века сказались и на Аничковом мосте. В 1941 году с него в очередной раз были сняты скульптурные группы "Укротителей коней". На время блокады Ленинграда они были закопаны в саду Аничкова дворца.

Несмотря на то, что Аничков мост страдал от артналётов (были повреждены гранитные парапеты и секции перил), основная конструкция моста не пострадала, и он исправно функционировал всю войну. На гранитных пьедесталах остались следы немецких снарядов, которые сохранили как своеобразный памятник блокады Ленинграда.

Уже после войны, во второй половине XX века, было проведено несколько текущих ремонтов моста, поскольку он, как любое творение человеческих рук, продолжал разрушаться от времени и нагрузок. Уже в середине 1990-х годов были скопированы и заново отлиты чугунные ограждения моста. Заказ был выполнен на предприятии Федерального Ядерного Центра в городе Снежинск, Челябинской области.

В 2000 году скульптурные группы Аничкова моста сняты, отвезены на реставрацию, и возвращены на свои места к празднику 300-летия Санкт-Петербурга.

В 2007-2008 годах отремонтированы пролётные части моста, устранены трещины в асфальтовом покрытии и другие дефекты, проведён ремонт гидроизоляции моста. На данный момент, Аничков мост полностью отремонтирован, и по прежнему является одной из самых ярких "визитных карточек" Санкт-Петербурга.

Недалеко от Аничкова моста находятся такие достопримечательности, как Аничков дворец, дворец Белосельских-Белозерских, Фонтанный дом.


Аничков мост. Вид со стороны Фонтанного дома. Фото: зима 2006 г.

Аничков мост. Вид со стороны Фонтанного дома. Фото: 2006 г.

Фрагмент Аничкова моста со стороны реки Фонтанки. Фото 2011 г.

Набережная реки Фонтанки. Фото 2011 г.

Фрагмент Аничкова моста, набережная и спуск к воде. Фото 2011 г.

Фрагмент решетки набережной Фонтанки и скульптура Аничкова моста. Фото 2011 г.

Аничков мост. Фото 2011 г.

Фрагмент решетки Аничкого моста: дельфин. Фото 2011 г.

Фрагмент решетки Аничкого моста. Фото 2011 г.

Вид на Фонтанку с Аничкова моста. Фото 2011 г.

Окружающая обстановка побуждает к раздумьям...

Атрибут раздумий.

Модные тенденции 2011 года.

Река Фонтанка. Фото 2011 г.

Аничков мост. Фото 2011 г.

Аничков мост. Фото 2011 г.

Первая скульптурная группа (западная) "Укрощение коня".

Памятная доска на постаменте. Фото 2011 г.

Вторая скульптурная группа (западная) "Укрощение коня".

Третья скульптурная группа (восточная) "Укрощение коня".

Четвертая скульптурная группа (восточная) "Укрощение коня".

Изображение шкуры, покрывающей лошадь вместо седла. Фото 2011 г.

"Подкованная" нога лошади. Фото 2011 г.

Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2015

Включайся в дискуссию
Читайте также
Генри миллер тропик козерога
Книга тропик козерога читать онлайн
Платим за рецепты 200 рублей