Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Политика реформы и открытия китая. Экономические реформы дэн сяопина в китае

(2 Голосов)

Важнейшая составная часть китайской экономической реформы - политика внешней открытости, т е переход от внутренне ориентированной к внешне ориентированной политике.

После 90 лет политики замкнутости, в 1978 г. китайское правительство приняло стратегию экономического развития, ориентированную на внешний мир. Являясь важной составной частью всей китайской экономической реформы, политика открытости подтолкнула стремительное развитие экономики Китая.

Политика внешней открытости, развитие экономики, интегрированной во внешний мир не только имело важное значение для осуществления модернизации в Китае, но также служит примером для других развивающихся стран. Вместе с тем, следует иметь в виду, что на начало реформ Китай не имел детально разработанной внешнеэкономической стратегии.

Политика внешней открытости

Китай, как одна из стран с наиболее рано развившейся цивилизацией, исторически имел широкие экономические связи с различными странами мира. Однако, начиная с XVI века приходившая в упадок династия Мин, начала осуществлять замкнутую политику. Особенно с приходом к власти династии Цинн Китай отгородился от внешнего мира, введя запрет торговых сношений с иностранными государствами. Замкнутость на протяжении нескольких веков сделала Китай бедным и отсталым; а распад феодальной системы, происшедший за эти двести-триста лет в Западной Европе, формирование внутреннего рынка во всех капиталистических странах и создание международного рынка сильно стимулировало развитие производительных сил; что составляло яркий контраст с застоем в Китае. После основания КНР, с одной стороны, отдельные страны осуществляли блокаду Китая, позже испорченные отношения с СССР ввели блокаду Китая со стороны соцлагеря; с другой стороны, сами китайцы под влиянием теории социалистической экономики считали, что введение монополии на внешнюю торговлю и строгой импортной политики соответствует интересам государства. В период «великой культурной революции» «банда четырех» пропагандировала политику замкнутости как «патриотизм» и «революционную политику марксизма», многое в этот период определялось как «преклонение перед иностранщиной» и «национальное предательство», в итоге Китай отгородился от внешнего мира и осуществил самоизоляцию.

После третьего пленума ЦК КПК XI созыва китайское руководство осознало, что закрытость от внешнего мира может только препятствовать модернизации китайской экономики. Был исследован опыт восточно-азиатского региона по развитию внешней торговли и стимулированию на этой основе модернизации экономики. В этих странах, включая Японию, Гонконг, Сингапур, Тайвань и Южную Корею, была выбрана внешнеориентированная стратегия развития, что подтолкнуло быстрый экономический рост. Основываясь на этом опыте, китайское правительство приняло решение следовать курсу внешней открытости.

В 1978 г. Китай - отсталая страна с большим населением и низким уровнем экономического развития: сельское хозяйство Китая в основном опиралось на ручной труд, в промышленности большая часть технологий была устаревшей. В целом роль технического прогресса в экономике составляла только 20 %, в то время как в развитых странах она превышала 60 %. Одна из причин, приведших к отсталости промышленности и сельского хозяйства Китая - отгороженность от внешнего мира, непонимание тенденций развития мировой науки и техники, отказ от международных связей и сотрудничества. Необходимо было провести структурную модернизацию существовавших предприятий, повысить их экономическую эффективность. Нехватка средств - важный фактор, ограничивавший экономический рост Китая. Согласно подсчетам экспертов, если отталкиваться от отношения сельскохозяйственных и промышленных основных фондов и ВВП в 1980 г., а также отношения между сельским хозяйством и промышленностью, для того чтобы увеличить ВВП объемом 710 млрд юаней в четыре раза, необходимо было увеличить основные фонды на 1.55 трлн юаней. Но уровень национального дохода до 2000 г. мог обеспечить только 800 млрд юаней, т. е. не хватало еще 40 % средств. В то же время такие отрасли как наука, образование, энергетика и транспорт также нуждались в крупных инвестициях. Для того чтобы восполнить эту огромную нехватку средств, необходимо было активно использовать иностранный капитал и, что еще важнее, передовую технику для модернизации. Существуют данные, что на инопредприятия приходится три четверти приобретаемых Китаем новых технологий.

Дэн Сяопин, верно оценив мировое развитие в то время, указал на то, что для осуществления модернизации Китая необходимо уметь, получать международную помощь и учиться внешней открытости. Он заявил: «Политика открытости - это надежда Китая. Ни одна страна не может развиваться, изолировавшись от всего мира, не усиливая международные связи, не привлекая передовой опыт развитых стран, достижения передовой науки и техники и иностранный капитал».

Заметим, что еще в 1975 г. Дэн Сяопин указал на необходимость привлечения новой техники и оборудования, расширения экспорта и импорта. Надо было стремиться экспортировать больше продукции, чтобы в обмен получать новую технику, благодаря которой ускорять технические преобразования, повышать производительность труда. Привлечение зарубежной передовой техники стало исходной точкой развития.

«Только при условии внешней открытости можно полностью использовать рынок, международные и внутренние ресурсы, улучшить распределение ресурсов, подтолкнуть научно-технический прогресс, повысить экономическую эффективность, ускорить развитие китайской экономики» - так рассуждали китайские реформаторы. Только в таком случае можно будет активно участвовать в международном экономическом сотрудничестве и конкуренции, проявлять преимущества китайской экономики, развивать открытую экономику, сделать так, чтобы внутренняя и внешняя экономика взаимодополняли друг друга, непрерывно повышая международную конкурентоспособность страны.

Внешняя экономическая открытость - это не краткосрочная, а долгосрочная политика, которая не будет меняться минимум 50-70 лет. Когда Китай осуществит свои стратегические цели, она тем более не должна будет меняться, а если и изменится, то только в сторону еще большей открытости.

Осуществление внешней открытости Китая - это последовательный процесс решения проблем по мере их возникновения. Вместе с тем Дэн Сяопин с самого начала разработал отдельные элементы политики внешней открытости Китая.

Рассуждения Дэн Сяопина были следующими: «Экономический и технический уровень развитых стран высоки, они обладают достаточным количеством средств. А развивающиеся страны бедны либо неразвиты, для развития экономики и избавления от нищеты им необходимо привлекать средства и технику развитых стран». Дэн Сяопин говорил: «если юг не будет развиваться, сбыт капитала и продукции севера будет очень ограничен, дальнейшее обнищание юга может привести к тому, что у севера не окажется рынка сбыта». Поэтому такая взаимная потребность друг в друге развитых и развивающихся стран обеспечила возможность осуществления их взаимной открытости. Дэн Сяопин говорил о всесторонней внешней открытости Китая: «Китай осуществляет открытость по отношению к развитым странам, однако еще важнее открытость по отношению к странам третьего мира. В странах третьего мира большое население, много земли и обильные ресурсы, в области технологий у каждой страны есть свои сильные стороны, мы можем во многих областях осуществлять взаимопомощь и сотрудничество.

Это поможет экономическому развитию и преодолению трудностей каждой из стран». Хотя Китай велик и в нем представлены все отрасли промышленности, он все же не может производить всю продукцию, в которой нуждается, а иногда, если и может, себестоимость оказывается очень высокой, поэтому нужно согласно принципу сравнительных преимуществ направить внимание на глобальный рынок с целью получения наибольшей выгоды. Что касается открытости Китая, СССР и стран Восточной Европы, Дэн Сяопин считал, что экономика и технологии в СССР и странах Восточной Европы более развиты, чем в Китае, и обладают своими особенностями, и Китаю нужно их заимствовать.

Дэн Сяопин отмечал. осуществление политики внешней открытости не означает открытость только для таких развитых стран как США, Япония и страны Западной Европы. Открытость для этих стран - это всего лишь одна из сторон. Другая сторона - это сотрудничество между Китаем и странами Юго-Восточной Азии. И еще одна сторона - это открытость для СССР и стран Восточной Европы. Китай осуществлял открытость по отношению ко всем странам мира. Эта стратегия всесторонней открытости соответствовала мировым тенденциям и имела важное стратегическое значение.

Особенность экономической реформы Китая - поэтапность внешней открытости. Для осуществления внешней открытости необходимо было подготовить определенные условия. Поскольку на начальном этапе реформы командную систему хозяйствования невозможно было одним шагом превратить в рыночную экономическую систему и поскольку в различных районах такие условия как географическое положение, естественные ресурсы, транспорт и энергоснабжение различались, а технологии хозяйствования развивались неравномерно, в соответствии с постепенностью реформы, осуществление политики внешней открытости постепенно распространялось с юга на север. Первым шагом в политике внешней открытости было утверждение ЦК КПК в январе 1979 г. «особой политики и гибких мер» в отношении провинций Гуандун и Фуцзянь. Вторым шагом было принятие в 1980 г. решения последовательно создать специальные экономические зоны (СЭЗ) Шэньчжэнь, Чжу- хай, Шаньтоу и Сямэнь. Третий шаг - одобрение в 1983 г. решений по созданию СЭЗ на Хайнане. Затем в 1988 г. Хайнань стал первой полностью открытой провинцией Китая. Четвертый шаг - одобрение в 1984 г. введения сразу в 14-ти прибрежных портовых городах политики открытости. Пятый шаг - создание после 1985 г. прибрежного открытого экономического района, формирование открытых экономических районов в дельте рек Янцзы и Чжуцзян, района Сямэня южнее реки Миньцзянь, Чжанчжоу и района Цюаньчжоу. Шестой шаг - осуществление с 1992 г. политики внешней открытости в административных центрах провинций, расположенных на внутреннем континенте, в крупнейших городах и приморских районах. В ряде крупных и средних городов созданы 15 беспошлинных зон, 49 зон технико-экономического освоения и 53 государственные зоны развития высокотехнологичных производств. Седьмой шаг - в 2000 г. открытие западных районов Китая. В 2000-2003 гг. в западных районах начата реализация 36 пилотных объектов с капиталовложениями в 600 млрд юаней. В провинции Шэньси в 2000 г. начато создание государственной зоны освоения высоких технологий (китайской западной силиконовой долины).

Благодаря опыту политики внешней открытости в Китае сформировалась особая структура открытости: специальные экономические зоны, открытые прибрежные города, прибрежные открытые экономические районы, открытые города, такие как административные центры провинций, расположенных на внутреннем материке, внутренние районы. Открытость внешнему миру распространялась из приморья во внутренние районы страны, после вступления Китая в ВТО региональная открытость все больше все больше становится открытостью всей страны.

Главная составная часть политики открытости - привлечение иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции внесли многосторонний вклад в развитие китайской экономики. Во-первых, с начала 1980-х гг. иностранные инвестиции стали одним из главных источников капитала для развития промышленных предприятий, ориентированных на экспорт китайской продукции за рубеж.

Иностранные инвестиции содействовали росту китайского экспорта. К 1993 г. предприятия, основанные с участием иностранного капитала, обеспечивали 37 % китайского экспорта. Вклад экспортного производства в прирост ВВП КНР за два десятилетия реформ составил 21 %, причем на рубеже веков 45 % экспорта обеспечивали предприятия с иностранным капиталом, причем их доля в высокотехнологическом экспорте составила 30 млрд долл. или 81 %. К 2000 г. около половины экспорта давали предприятия с иностранным капиталом.

Во-вторых, создание совместных предприятий ускорило освоение современных технологий в Китае. В начальной стадии реформ трансфер технологий являлся одним из основных условий допуска иностранных инвесторов на китайский рынок. С помощью иностранных инвестиций совместные предприятия смогли обновить свое оборудование и технологии, и, как следствие этого, повысить конкурентоспособность производимой продукции.

В-третьих, иностранные инвестиции сопутствовали появлению нового поколения менеджеров в КНР. Главной ролью менеджеров в плановой экономике было выполнение плана, в большинстве случаев, без учета эффективности, качества и конкурентоспособности продукции. В начале реформ КНР испытывала острый недостаток в менеджерах с навыками, соответствующими новым требованиям рынка. Привлечение иностранных инвестиций, учреждение иностранных и совместных предприятий создало условия для подготовки и развития нового класса менеджеров.

В-четвертых, данные предприятия обеспечили новые рабочие места. К 2005 г. число занятых в иностранных или совместных предприятиях достигло 17,5 млн чел. Например, к 1997 г. Тянь- цзинь привлек 16 млрд долл. иностранных инвестиций, в городе было основано около 10 000 предприятий с участием иностранного капитала, обеспечивающих работой примерно 320 000 жителей Тяньцзиня.

В-пятых, эксперимент с созданием территорий, открытых для иностранных инвестиций, обеспечил КПК убедительным аргументом в пользу распространения нового опыта на всю территорию Китая.

Формы использования Китаем зарубежных капиталов - это преимущественно ПИИ, внешние займы и, в последние годы международный лизинг, компенсационная торговля и зарубежные портфельные инвестиции (эмиссия IPO). По данным МВФ за период 1979-2001 гг. КНР получила из-за рубежа 568,4 млрд долл., из которых 393,5 млрд долл. составили ПИИ (69,2 %), 147,2 млрд долл. - иностранные займы (25,9 %%), 27,7 млрд долл. - прочие формы иностранных капвложений (4,9 %). За период 19792004 гг. Китай практически использовал 743,6 млрд долл. зарубежного капитала и, в частности, 560,4 млрд долл. ПИИ (75,4 %). В последние годы (2005-2006 гг.) Китай получает примерно 6 % мировых ПИИ и они составляют в общем потоке иностранных инвестиций примерно 77 % в 2005 г.

Эта статья из раздела-политика открытости и стратегии привлечения иностранных инвестиций , которая посвящена теме-политика внешней открытости китая . Надеюсь вы по достоинству оцените ее!

Интересное видео про развитие Китая

ПЕКИН, 18 дек - РИА Новости, Мария Чаплыгина. Китай в четверг отмечает 30-летие начала политики реформ и открытости, которая возвела Поднебесную на первое место среди развивающихся стран и сделала одной из мощнейших держав современности; в условиях глобального финансового кризиса на Китай рассчитывают ведущие мировые экономики.

Историческое решение о начале политики реформ и открытости было провозглашено в КНР на открывшемся 18 декабря 1978 года пленуме ЦК Компартии Китая 11-го созыва. На этом четырехдневном форуме высшее руководство страны под руководством идеолога или, как принято называть его в Китае, архитектора реформ Дэн Сяопина, решило сменить прерогативы государственной политики: модернизация и экономическое развитие должны были прийти на смену теории "продолжения революции при диктатуре пролетариата" и политической установки на ведение "классовой борьбы".

В четверг утром в Пекине ведущие СМИ Китая начнут трансляцию торжественного заседания с участием главных лиц страны, посвященного началам реформ. Задолго до юбилейного дня по всей стране шли тематические выставки, выпускались памятные монеты и медали, эксперты давали высокие оценки достижениям реформ.

"Практике нет конца, история предвещает будущее. Встав на новый исторический старт, при динамично меняющейся ситуации в мире путь развития Китая не будет гладким. Под великим знаменем социализма с китайской спецификой китайский народ полон уверенности и решимости не отступать ни перед каким риском и препятствием, неуклонно проводить политику реформы и открытости, углублять понимание научного развития, способствовать социальной гармонии, сделать нашу страну еще более прекрасной и внести новый вклад в развитие всего мира и прогресс человечества", - пишет в преддверии юбилея главная газета Китая "Жэньминьжибао".

Китай встречает юбилей торжественными ужинами и растяжками на горящих неоном улицах. Страна, пересевшая с велосипедов на автомобили (сегодня в Китае насчитывается 168 миллионов автомашин, что в 35 раз больше, чем в 1978 году), обошедшая в 2008 году США по количеству Интернет-пользователей (в ноябре текущего года их число превысило 290 миллионов), доказала миру правильность выбранного пути, продемонстрировала возможность достижения поставленной цели - социализма с китайской спецификой, построения социалистической рыночной экономики.

За 30 лет ВВП Китая вырос в 15 раз. Если в 1978 году его объем составлял лишь 362,4 миллиарда юаней, то в 2007 году ВВП достиг 5 триллионов 433,1 миллиарда юаней. Средние темпы роста ВВП за годы реформ составили, по данным китайских экономистов, 9,8%. Объем золотовалютных запасов КНР стал самым большим в мире и по состоянию на ноябрь 2008 года превышает 1,9 триллиона долларов.

Толчком к поэтапному развитию и реформированию страны, подавляющее большинство населения которой составляет крестьянство, стала аграрная реформа. Дэн Сяопин поставил перед народом конкретную цель - жить сыто и достойно. Благодаря внедрению системы семейного подряда, Китай смог в считанные годы накормить страну, обеспечить невиданный рост урожая.

Затем реформа пришла в город: государственным предприятиям было предоставлено больше полномочий в определении объемов и ассортимента выпускаемой продукции, принятии решений в отношении найма работников и распоряжении большей частью прибыли. Китайское правительство также способствовало созданию негосударственных предприятий. Сегодня количество частных предприятий в Китае достигло 6,24 миллиона.

Одним из направлений китайских реформ стало решение о необходимости открытия страны внешнему миру, создание Специальных экономических зон. Были установлены дипотношения с США, в страну пришли первые иностранные капиталы. В 2001 году КНР была принята во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Именно внешнеэкономический фактор: иностранные инвестиции и внешняя торговля сыграли значительную роль в успехе китайских реформ. Сегодня число предприятий с участием зарубежных инвестиций составляет 419,1 тысячи единиц, а прямые иностранные инвестиции в 2007 году достигли 74,7 миллиарда долларов.

Курс на реформы и открытость, на пути которых были и внутренние партийные разногласия, студенческие протесты на площади Тяньаньмэнь и смена лидеров страны, остается в Китае неизменным. Это, в частности, было в очередной раз провозглашено на прошедшей в начале декабря в Пекине Всекитайской центральной экономической конференции. Власти страны подтвердили, что даже во время всемирного экономического кризиса, из-за которого рост китайской экономики в октябре уже замедлился до 9% по сравнению с 11,4% в 2007 году, "встречающиеся трудности являются трудностями роста и прогресса, долгосрочные тенденции в развитии нашей экономики не претерпят изменений".

"Из-за глобального финансового кризиса мы не откажемся от политики реформы и открытости внешнему миру", - заверили участники конференции.

Китай продолжает утвержденный в 1978 году курс и не сомневается в том, что его главным вкладом в ликвидацию мирового кризиса станет внутренняя стабильность и твердость национальной экономики.

Предстоящее в четверг празднование, которое началось задолго до официальной даты, разделяют многие жители страны.

"Думаю, что Дэн Сяопин был великим и мудрым руководителем. Заложенный им политический курс оказался, может быть, единственно верным", - считает сотрудник одного из китайских вузов по имени Ян.

При этом многие отмечают, что достигнутый прогресс и "открытость" внешнему миру имеют и негативные последствия.

"Да, нам дали возможность зарабатывать деньги, выбраться из бедности, мои родители не могли когда-то даже мечтать о том, что сейчас имею я, но пугает то, как слепо порой мы перенимаем блага Запада, копируем, теряя свою идентичность", - делится в беседе с РИА Новости современный китайский художник Тань, отмечая, что ставшее синонимом современному Китаю слово "открытый", может нести негативные последствия для будущих поколений.

Наряду с "открытостью", с развитием экономики Китай вынуждено приобрел и иную проблему - стремительное расслоение общества, сокращение возможностей для социальной мобильности, растущее число бесправных рабочих мигрантов из деревень на фоне богатеющих городских предпринимателей, и нередко коррумпированных представителей власти.

Достигнутое благодаря реформам сокращение числа бедноты (с 500 миллионов в 1978 году до 24 миллионов по последним данным) нивелируется увеличивающимся разрывом между бедными и богатыми, порождает опасность социальной нестабильности. В этих условиях некоторые наблюдатели отмечают возрождение в молодых китайских умах интереса к идеям марксизма и Мао Цзэдуна, что порождает рассуждения о том, не произойдет ли в Китае в скором времени возвращения к попыткам установления социальной справедливости через "диктатуру пролетариата" и "классовую борьбу".

С 1978 года в Китае началось проведение политики реформ и открытости, это одно из самых важных, величественных и приковывающих внимание событий с 70-х годов 20-го века. 30 лет проведения политики реформ и открытости в современной истории Китая стали годами, когда общественные производительные силы стремительно развивались, совокупная мощь страны небывало нарастала, народ получил огромные реальные выгоды, международное положение Китая явно повысилось, что позволило Китаю осуществить переход от плановой экономики к социалистической рыночной экономике, переход от крупной сельскохозяйственной страны к промышленной державе. Реформа и открытость Китая проводится под руководством теоретической системы социализма с китайской спецификой и имеется яркие особенности.

Во-первых, в характере реформ соблюдается самосовершенствование и развитие социалистической системы.

Реформа и открытости проводится в соответствии с основными реалиями страны, характеризующимися тем, что Китай находится и будет долговременно находиться на начальной стадии социализма. Это имеет два значения: во-первых, Китай уже создал социалистическую систему, мы должны твердо придерживаться этой системы и социалистического пути; во-вторых, Китай все еще находится на начальной стадии социализма, социалистическая система далека от совершенства, очень незрелая, укрепление и развитие социалистического строя потребуют прилежной и упорной борьбы нескольких поколений, десяти с лишним или даже нескольких десятков поколений людей.

Во-вторых, в направлении реформ придерживаться ориентирования на рынок.

В 1984 году на 3-м пленуме ЦК КПК 12-го созыва было выдвинуто, что социалистическая экономика -- это "плановая товарная экономика", что стало основным определением характера социалистической экономики. В 1987 году 13-й съезд КПК разработал новый механизм функционирования экономики -- "государство регулирует рынок, рынок ориентирует предприятия". В 1992 году 14-й съезд КПК четко определил цель реформы: создать систему социалистической рыночной экономики.

В-третьих, по модели целей реформы выбрано создание социалистической рыночной экономики.

Социалистическая рыночная экономика зиждется на основной экономической системе, при которой общественная собственность играет доминирующую роль и совместно развивается экономика, базирующаяся на нескольких формах собственности, эта система, обладающая основными характеристиками рыночной экономики, и твердо придерживающаяся социалистического направления, представляет собой органическое слияние социализма и рыночной экономики.
В-четвертых, по методам реформы придерживаться принципа от легкого к сложному, постепенно углублять, последовательно продвигать.

В-пятых, в общем плане реформы придерживаться единого и всестороннего планирования, налаживать ряд важных отношений.

Как следует наладить отношения между реформой села и городских реформ. Наладить отношения регулирования интересов и инновацией механизма, институциональной инновацией. Наладить отношения между реформой предприятий общественной собственности и развитием необщественного сектора экономики. Наладить отношения между внутренними реформами и внешней открытостью. Наладить отношения между реформой, развитием и стабильностью.

В-шестых, в движущей силе реформы полагаться на руководство партии и правительства, уважать дух народной инициативы, в полной мере развертывать роль теоретических кругов.

В-седьмых, в оценке мер, способов и результатов реформы твердо придерживаться критерий "трех благоприятствования" (благоприятствование развитию производительных сил социалистического общества, благоприятствование росту совокупной мощи социалистического государства и благоприятствование повышению жизненного уровня народа).

С помощью критерий "трех благоприятствования" оценивать меры, способы и результаты реформ -- это является важным опытом для преодоления препятствий одно за другим, для достижения победы за победой в реформах и открытости, а также является конкретным использованием принципа "практика является единственным критерием для проверки истины" .



Социально-экономическое обновление страны началось в декабре 1978 года. Оставаясь верным идеологии Коммунистической партии, Китай в то же время ослабил роль госсектора в экономике, открыл дверь иностранным инвестициям, вложил огромные средства в развитие современной инфраструктуры. Результатом преобразований, которые продолжаются по сей день, стала полная модернизация и переориентация китайской экономики и заметный рост благосостояния китайского населения.

Как выглядят последствия реформ для Китая в цифрах - НВ рассказывает на примере восьми трендов и графиков, подготовленных порталом Quartz

1. Резкое падение уровня бедности
В 1981 году, вскоре после того, как Дэн Сяопин начал воплощать свои реформаторские замыслы, почти 90% китайцев жили в условиях крайней нищеты (по определению Всемирного банка). К 2013 году этот показатель опустился ниже 2%.
По данным ООН, только за период с 1990 по 2005 года число жителей планеты, страдающих от крайней нищеты, сократилось более чем на миллиард - до 840 млн, причем на Китай пришлось около половины этого сокращения.
Многие исследователи полагают, что таких уникальных результатов Китаю удалось добиться благодаря проведению необходимых реформ в наиболее подходящее для них время - в эпоху глобализации, развития мировой торговли, электроники и высоких технологий.

2. Рост доходов населения
Китайцы не только избавились от нищенского существования, но и могут позволить себе вполне приемлемый уровень жизни - по крайней мере, многие из них. С 1978 по 2017 год ВВП на душу населения в Китае вырос почти в 24 раза.
Первые шаги к росту благосостояния были сделаны еще в 1978 году, когда Дэн Сяопин начал внедрять свою "политику реформ и открытости", сосредоточившись поначалу на прозябающем сельскохозяйственном секторе страны, составлявшем основу китайской экономики. На смену "коммунам" и "бригадам" Мао Цзэдуна пришла система семейных подрядов в сельском хозяйстве. Это привело к существенному росту доходов и сбережений в аграрном секторе, что способствовало дальнейшему финансированию промышленности и урбанизации.


Кроме того, сыграла свою роль открытость Китая иностранным инвестициям на фоне низких зарплат в стране относительно западных экономик. Предприятия и фабрики, открытые западными компаниями, создали миллионы рабочих мест. Этому процессу способствовала также образованность населения - в 1980-м около 80% взрослых мужчин в Китае имели базовое образование. В итоге ВВП на душу населения, составлявший менее $200 в 1980-м году (хуже Бангладеш), вырос до $8 тыс. сегодня.
Привлечению иностранных денег в Китай помогло и стремительное развитие инфраструктуры страны. В 1980-х годах Китай приложил огромные усилия для строительства автомагистралей, плотин, ирригационных проектов. Благодаря программе Продовольствие за труд, обспечившей бесплатное питание работникам, была построена обширная сеть шоссе в сельских районах. В период с 1994 по 2000 год за год строилось около 42 тыс. км сельских автомагистралей в год.

3. Увеличение социального неравенства
Коэффициент Джини в Китае - наиболее широко используемый показатель расслоения общества - вырос с 0,3 в начале 1980-х до почти 0,5 в 2010 (0 означает абсолютное равенство, 1 - абсолютное неравенство).

4. Изменение структуры китайской экономики
В 1980 году сельское хозяйство в составе китайской экономики преобладало над промышленностью (например, строительством и производством), и сферой услуг (к примеру, здравоохранением и образованием). Сегодня на сельское хозяйство приходится менее 10% экономики КНР.
Переориентации экономики КНР во многом способствовала поддержка частного предпринимательства с привлечением иностранного капитала. По инициативе Дэн Сяопина с начала 1980-х руководители предприятий получили гораздо большую автономность по сравнению с дореформенной эпохой.
К 1990-м годам крупномасштабная приватизация заметно увеличила долю частного сектора на рынке. Доля госсектора в промышленном производстве сократилась с 81% в 1980 году до 15% в 2005-м.
Будучи отсталой в плане промышленности страной в 1978-м, Китай на сегодня стал крупнейшим в мире производителем бетона, стали, кораблей и текстиля, а также имеет самый большой в мире автомобильный рынок.

5. Ускорение урбанизации
С уменьшением роли сельского хозяйства началася массовый приток китайцев в города. Доля населения, живущего в сельских районах, едва заметно уменьшилась с 1960 года до конца 1970-х, однако резко сократилась после 1978 года.
Приток прямых иностранных инвестиций создал огромные возможности для трудоустройства в крупных населенных пунктах, которые способствовали росту городского населения.
Процесс урбанизации продолжается и сегодня. По оценкам Министерства жилья, городского и сельского строительства КНР, с 2010 по 2025 год около 300 млн китайцев, проживающих в сельской местности, станут городскими жителями. Быстрые темпы урбанизации, как предполагается, приведут к созданию инвестиционных возможностей объемом более 1 трлн юаней в сфере строительства водоснабжения, переработки отходов, отопления и других коммунальных услуг в городах. КНР также озвучила цель, чтобы к 2025 году объединить в городах около 70% населения Китая - т. е. порядка 900 млн человек.


В 1979 году в Шэньчжэне, промышленном центре близ границы с Гонконгом, проживало менее полумиллиона человек. В 1980 году он стал первой специальной экономической зоной Китая, открыв иностранным инвестициям доступ в город. В настоящее время это один из крупнейших городов мира, где в 2016 году было построено больше небоскребов, чем в США и в Австралии вместе взятых. Город стал символом подъема прибрежных мегаполисов Китая.
Городской и промышленный "пояс" Китая сконцентрирован на юго-восточном побережье страны - от Харбина на северо-востоке, включительно с Пекином и до крупнейшего китайского города - Шанхая - на юге.

6. Разворот экономики на внешние рынки
Успех Шэньчжэня и других китайских промышленных центров стал результатом приверженности Дэн Сяопина идее глобализации. Экспорт увеличился с небольшой доли в экономике Китая в 1970-х годах до более чем одной трети ВВП в середине 2000-х.
С самого начала программы реформ в конце 1970-х годов Китай стремился децентрализовать свою систему внешней торговли, чтобы интегрироваться в международную торговую систему. Уже к 1988 году объем внешней торговли Китая впервые достиг $100 млн, а к 2013-му превысил $4 трлн.
Около 80% экспорта Китая приходится на товары промышленности, большинство из которых - текстиль и электронное оборудование, важную роль играют также сельскохозяйственные продукты и химикаты. Из пяти самых загруженных портов в мире три находятся в Китае.
В ноябре 1991 года Китай присоединился к группе Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, которая способствует свободной торговле и сотрудничеству в экономической, торговой, инвестиционной и технологической сферах.

7. Снижение уровня рождаемости
Вдобавок к реформированию экономики под руководством Дэн Сяопина в Китае также была введена политика одного ребенка - с целью снижения рождаемости, поскольку население Китая приблизилось к 1 миллиарду. (В 2015 году КНР смягчила это правило до политики двух детей). Политика одного ребенка, вероятно, обусловила значительное сокращение уровня рождаемости, хотя некоторые исследователи полагают, что он неотвратимо снижался бы в любом случае, поскольку семьи, как правило, реже рожают детей по мере того, как их благосостояние растет.
По данным китайского правительства, из-за политики одного ребенка на семью в стране не родилось примерно 400 млн детей. Для тех, кто хотел завести второго ребенка, были предусмотрены штрафы и другие виды наказания.

В мае 2018 года агентство Bloomberg сообщило, что вскоре Китай планирует снять все ограничения по рождаемости. Таким образом власти Китая хотят снизить темпы старения населения, отмечает издание. Из-за этого процесса многие семьи в Китае можно описать формулой 4:2:1 - четверо бабушек и дедушек, двое работающих родителей и один ребенок, что является чрезмерным бременем для работающих.

8. Рост выбросов CO2
Огромные экологические проблемы Китая на сегодняшний день являются результатом стремительного роста, толчком к которому послужили реформы Дэн Сяопина. Количество выбросов CO2 в пересчете на одного китайца с 1970-х годов увеличилось более чем в семь раз. Для решения этой проблемы современным лидерам КНР придется быть столь же радикально открытыми для перемен, как и Дэн Сяопин, отмечает Quartz.


К концу 1976 г. Китайская Народная Республика оказалась в состоянии глубокого социально-политического и экономического кризиса. Причиной кризиса стали милитаристский великодержавный курс Мао Цзэдуна и его сторонников, волюнтаристская политика «большого скачка», маоистская «культурная революция». По признанию китайской печати, 1966-1976 гг. стали «потерянным десятилетием», которое отбросило страну назад, поставив народное хозяйство на грань краха.

Экономика страны была почти полностью разрушена, сотни тысяч людей находились за чертой бедности. Объявленная во времена «культурной революции» «классовая борьба» еще более обостряла накопившиеся социально-политические и экономические противоречия. Социальная политика Мао Цзэдуна привела к расколу общества - явлению, прямо противоположному укреплению политического и морального единства, характерного для социалистического общества.

Пришедшее после смерти Мао Цзэдуна (9 сентября 1976 г.) к власти руководство во главе с Председателем ЦК КПК и премьером Госсовета КНР Хуа Гофэном, приверженца «культурной революции», объявило о продолжении курса Мао Цзэдуна. Ставший необходимым процесс переформирования маоистского руководства сопровождался борьбой группировок за преобладание в партийном и государственном аппарате. Лидирующие позиции постепенно занимала маоистско-прагматическая группировка во главе с Дэн Сяопином, реабилитация которого произошла в июне 1977 г. (через год после своего второго смещения) на III пленуме десятого созыва ЦК КПК. Дэн Сяопин был вновь восстановлен на всех постах -- заместителя Председателя ЦК КПК, заместителя председателя Военного совета и начальника генерального штаба НОАК, заместителя премьера Госсовета КНP. Должность Председателя ЦК КПК занял Хуа Гофэн. Однако уже в конце 70-х годов Дэн Сяопин становится лидером партии и страны.

Основой для практической разработки реформаторских идей Дэн Сяопина стал утвержденный в середине 70-х годов курс «четырех модернизаций», поставивший целью преобразования в четырех областях - сельском хозяйстве, промышленности, армии, науке и технике. Формула «четырех модернизаций» отражает материальное содержание реформы. Если говорить об идейно-политической линии, то ее суть представляют «четыре основных принципа»: социалистический путь развития, демократическую диктатуру народа, руководство компартии, марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна.

На III пленуме ЦК КПК одиннадцатого созыва, состоявшемся 18-22 декабря 1978 г., по инициативе Дэн Сяопина и его сподвижников было принято историческое решение отказаться от теории «продолжения революции при диктатуре пролетариата» и политической установки на ведение «классовой борьбы» как главной задачи, а центр тяжести партийной работы перенести на осуществление модернизации. Согласно этому, была объявлена и утверждена новая политика «реформ и открытости» КНР.

Таким образом, основными средствами осуществления модернизации объявлялись реформы и открытая политика. Реформы направлены на приведение производственных отношений в соответствие с задачами развития производительных сил с тем, чтобы производственные отношения не становились тормозящим фактором для развития страны. А открытая политика призвана включить КНР в процесс глобализации экономики и других сфер жизни человеческого сообщества, активно привлекать зарубежные капиталы, использовать достижения науки и техники, управленческий опыт с тем, чтобы, в конечном счете, повысить мировую конкурентоспособность Китая.

Процесс реформ был охарактеризован Дэн Сяопином как «вторая революция» после 1949 г., но революция, не направленная на слом старой надстройки и против какого-либо общественного класса, а революция в смысле «революционного обновления социализма на его собственной основе путем самосовершенствования».

Цель социалистической модернизации -- выведение Китая к середине XXI века на уровень среднеразвитых государств по производству на душу населения и достижение на этой основе всеобщего благосостояния его граждан. Путь модернизации -- ускоренный рост экономического потенциала, его качественное обновление и повышение эффективности на базе развития научно-технического потенциала, исходя из того, что наука есть «главная производительная сила».

С самого начала разработки стратегии модернизации страны Дэн Сяопин отказался от догматического следования принятым в СССР канонам социалистического строительства и «вел поиск строительства собственной модели социализма с китайской спецификой». Суть «национальной специфики» виделась политику-реформатору в исторически сложившейся и объективно обусловленной социально-экономической отсталости страны, дефиците пахотной земли и других необходимых ресурсов для обеспечения нормальных условий жизни и развития страны с миллиардным населением. С учетом того, что преодоление отсталости Китая потребует длительного времени, было принято принципиальное теоретическое положение о том, что КНР находится на начальной стадии социализма, которая продлится до середины XXI века.

Таким образом, с целью обеспечения главного внутреннего условия нормального хода реформ - политической стабильности, политическая жизнь страны строилась в соответствии с выдвинутыми Дэн Сяопином «четырьмя основными принципами»: следовать социалистическому пути, придерживаться диктатуры пролетариата, руководства КПК, марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна. Никакие отклонения от этой линии в сторону политико-идеологической либерализации не допускались.

Однако приступить к полномасштабному проведению в жизнь программы модернизации Дэн Сяопину удалось лишь после создания необходимых для этого политических условий. Экономическая реформа, согласно теории Дэн Сяопина, невозможна без реформы политической системы.

Особое место и в проведении реформы политической системы, и в целом в процессе модернизации уделялось правящей партии как гаранту обеспечения социально-политической стабильности, без чего представлялось невозможным успешное проведение курса на социалистическую модернизацию. В этой связи вопросы партийного строительства, укрепления партийной дисциплины и усиления внутрипартийного контроля постоянно находились в центре внимания руководства КПК. Важнейшее значение в реформе политической системы придавалось разработке всесторонней законодательной и нормативной базы и внедрению ее в жизнь, превращению Китая в современное правовое государство, «управляемое на основе закона».

Содержание реформы политической системы, направленное на развитие демократизации, виделось в развитии и укреплении существующей системы представительных органов власти (собрания народных представителей и т.п.), расширении их контролирующих функций и демократических начал в их деятельности, упрощении и сокращении управленческого аппарата, четком разделении полномочий между партийными и административными органами, между центром и местами и т.д.

Важнейшее значение в теории модернизации Дэн Сяопина придавалось человеческому фактору. Программа воспитания «нового человека» внедрялась с начала 80-х годов в рамках курса на создание социалистической духовной культуры, охватывающей всю духовную сферу жизни китайского общества -- идеологию, собственно культуру, мораль, право - и нацеленную на формирование современной культурно-цивилизационной среды, без которой модернизация немыслима.

В процессе разработки стратегии модернизации Китая Дэн Сяопином была пересмотрена прежняя концепция развития современного мира, сводившаяся к тому, что его основу составляли мировая война и революция. Согласно теории Дэн Сяопина, основными тенденциями, определяющими состояние современных международных отношений, являются мир и развитие, сохранение которого является внешней гарантией успешного проведения модернизации КНР. Наконец, неотъемлемой частью программы модернизации Дэн Сяопина является завершение процесса объединения страны по формуле «одно государство -- два строя», предусматривающее сохранение в Сянгане, Аомэне и на Тайване после их воссоединения с КНР существующего там капиталистического строя.

Товарищ Дэн Сяопин, ветеран революции, ведущий политический деятель КНР, 25 октября 1987 года на открытии XIII съезда Коммунистической партии Китая был назван «главным архитектором китайских реформ».

В ходе инспекционной поездки на юг Китая в начале 1992 г Дэн Сяопин делает выводы о необходимости дальнейшего ускорения реформ и развития на основе расширения сферы действия рыночных отношений и предлагает для определения действенности проводимых реформ и открытой политики три критерия: способствуют ли реформы развитию производительных сил, способствуют ли они укреплению комплексной государственной мощи, способствуют ли повышению жизненного уровня народа.

Развивая реформу, руководство КНР во главе с Дэн Сяопином совершило на III пленуме ЦК КПК четырнадцатого созыва в 1993 г. теоретический «прорыв», объявив о соединении рыночной экономики с социализмом.

На XV съезде КПК в 1997 г. в Устав партии было включено положение о руководящей роли «теории Дэн Сяопина» на начальной стадии социализма. Она объявлена новым этапом развития марксизма в Китае, вторым теоретическим достижением после «идей Мао Цзэдуна», «продолжением и развитием идей Мао Цзэдуна», научной системой строительства социализма с китайской спецификой.

Нынешние лидеры КНР не только подчеркивают свою приверженность идеям «архитектора реформ», но и развивают их по мере возникновения новых проблем. Новые руководители Китая стараются сделать развитие страны более комплексным и согласованным, не отказываясь от начертанной Дэн Сяопином политики «реформ и открытости».

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить следующее: маоистская «культурная революция» дорого обошлась стране и довела экономику КНР до кризисного состояния. Эксперименты Мао Цзэдуна явственно продемонстрировали, что жестокая (сталинская в своей основе) модель социалистического строительства не дает желаемых результатов и является деструктивной. Возвратившийся во власть в 1977 году Дэн Сяопин приступил к проведению политики модернизации Китая. Переломным историческим моментом в истории КНР явилось проведение в декабре 1978 года III пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва, ставшего отправной точкой для процесса модернизации страны. Важнейшей заслугой Дэн Сяопина является то, что проводимая им политика всецело была подчинена задаче наращивания комплексной государственной мощи и улучшению жизни народа.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Проценты по заемным средствам
Ведение зарплаты в 1с 7.7 пошаговое обучение
Как приготовить филе палтуса