Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Спряжение глаголов в русском языке: просто о сложном. Изучение частей речи: как определить спряжение глагола в русском языке Спряжение 5













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • совершенствовать умения учащихся определять спряжение глаголов, писать личные окончания глаголов;
  • создать условия для закрепления навыков правописания окончаний глаголов;
  • способствовать развитию речи учащихся, внимания, логического мышления;
  • способствовать формированию навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
  • воспитывать любовь к природе.

Тип : урок закрепления знаний

1. Организационный момент

Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Повернитесь и поприветствуйте гостей улыбкой, а теперь друг друга. Вы способные, умные и, конечно же, у вас всё получится. Работать мы будем под девизом: "Хочешь грамотным быть - учись думать, мыслить!" Желаю вам удачи!

2. Повторение. Актуализация знаний.

Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы-ответы и догадайтесь, о какой части речи пойдет разговор.

(запись разговора)

Что вы любите больше всего?

Люблю действовать.

Что вы больше всего не любите?

Не люблю предлоги и известную всем частицу.

Что вы можете сказать о своей роли в речи?

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Все в действие придет.

О какой части речи будет сегодня разговор?

Слово глагол в Древней Руси обозначало речь человека. Постепенно данное слово утратило свое старое значение.

Скажите, что теперь оно обозначает! (правило)

3. Постановка учебной задачи.

Внимание на экран: глаголить разглагольствовать

Прочитайте слова, объясните их лексическое значение. Проверьте по толковому словарю. (если ответят)

У вас возникло затруднение?

Где мы можем узнать значение этих слов? (в толковом словаре)

На слайде:

Глаголить – говорить.

(Глаголать, глаголовать что, говорить, сказывать, рещи;) В.Даль.

Разглагольствовать- говорить многословно, бессодержательно.

Культура речевого общения. - 2010

Что объединяет эти слова?

(глаголы, н.ф., однокоренные)

Чем они отличаются? (спряжением)

Сформулируйте тему урока. (Спряжение глаголов)

Мы умеем определять спряжение глаголов? (Да)

Значит, что будем делать сегодня на уроке? (Закреплять знания и отрабатывать навыки определения спряжения глаголов)

Где нам пригодятся эти знания? (грамотно писать безударные личные окончания глаголов)

Что мы должны знать, чтобы правильно определить спряжение?

  1. Что такое спряжение? (правило)
  2. Какие окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения?
  3. Алгоритм определения спряжения.
  4. Глаголы-исключения (стих)

(На доске дети составляют схему –алгоритм определения спряжения)

4. Решение учебной задачи.

Работа с учебником.

Внимание на экран: портрет Петра 1 и яблоко

Что вы видите?

Какая между ними связь?

Ответить на этот вопрос вам поможет учебник.

Прочитайте текст.

О каком яблоке идет речь?

А знаете ли вы, что картофель голландцы и французы называли – ЗЕМЛЯНОЕ ЯБЛОКО. Итальянцы – ТАРТУФЕЛЬ. А немцы – КАРТУФЕЛЬ. Но первое его имя было ПАПА – так называли её на родине в Южной Америке индейцы.

Какая между картинками связь?

Выпишите из повествовательных предложений 1 абзаца глаголы.

Определите их спряжение. (Растут, не едят, варят, жарят)

Какой глагол не нужно было выписывать?? Почему?

Проверка спряжения с объяснением по алгоритму. (1 у доски)

Работа в паре

“Мой кулинарный рецепт ”

Вы, наверное, знаете, что картофель называют в народе вторым хлебом. Хотя сначала его выращивали из-за красивых цветов и считали несъедобным. Сейчас же ни один обед не обходится без этого овоща. Назовите самое любимое ваше блюдо из картофеля? Давайте попробуем составить алгоритм приготовления картофельного пюре, использовать будем только глаголы.

Что нужно сделать сначала? (обсуждение)

На слайде:

  • Помыть
  • Отварить
  • Посолить
  • Нарезать
  • Почистить
  • Растолочь

Работать будем в паре, договоритесь и запишите эти глаголы в нужном порядке, определите спряжение.

Самопроверка по эталону. Поднимите руки пары, которые не допустили ошибок.

Работа с пословицами.

О картофеле или картошке, так называют её в народе, сложено много пословиц и поговорок. Найдите их у себя на столе. Прочитайте.

Назовите пословицы, в которых глагол употреблен в форме:

П.в., б.в., неопред. форме.

  • Ешь картошку и хлеб - проживешь до? ста лет.
  • Картошка да каша - еда наша.
  • Свинье дали картошки, она просит апельсинов.
  • Картошку копать, не руками махать.
  • Любовь не картошка, не выбросишь в окошко.

Выпишите 1 пословицу, которая больше всего понравилась, и выделите все изученные орфограммы, над глаголом укажите спряжение.

5. Физкультминутка.

Как живешь?

Как идешь?

А бежишь?

Ночью спишь?

Как плывёшь?

Как берешь?

А даешь?

Как молчишь?

А грозишь?

Как сидишь?

6. Домашнее задание

Уважают и почитают картофель в России: утверждают собственный ежегодный праздник, создают музеи, устанавливают памятники, пишут стихи. Не каждому овощу такая честь! Дома вам предстоит поработать с одой о картошке. С уроков литературного чтения вы помните, что ода это...

Задание: у глаголов определить спряжение, время.

ОДА КАРТОШКЕ

Картошка полезна всем людям на свете:
Больным и здоровым, и взрослым, и детям.
Картошка спасала, картошка кормила,
Картошка – доступна: и вкусно, и мило.

Картошкой насыщены кушанья наши.
Мы любим картошку, не рыбу и каши.
Печёной, варёной бывает картошка,
Её можно много и можно немножко.

Кто любит покушать, кого ждёт диета.
В оладьях и чипсах, пюре и котлетах.
И в борщ, и в солянку, в уху и в жаркое.
А если поход, то картошка – святое!

В подвале картошка, в стихах и в фольклоре.
Поют про картошку и соло, и в хоре.
В застолье семейном, на лоне природы
Картошке – хвала, дифирамбы и оды!

7. Контроль знаний.

Выполнение теста.

(тест предполагает выбор ответа: да или нет)

Тест "Спряжение глаголов"

  1. Спряжение – это изменение глагола по числам и лицам?
  2. Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос: Что делал? Что делать?
  3. Спряжение можно определять по неопределенной форме?
  4. Ко I спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на -еть, -ать,-уть, -ыть, -оть;
  5. У глаголов с ударным окончанием спряжение определяется по неопределенной форме, с безударным по окончанию?
  6. Глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на -ить (кроме брить, стелить) относятся к I спряжению?
  7. У глагола прошедшего времени определяется спряжение?
  8. Личные окончания глаголов I спряжения: ЕШЬ, ЕМ, ЕТЕ, УТ-ЮТ?
  9. Личные окончания глаголов 2 спряжения ИШЬ, ИМ, ИТЕ, УТ-ЮТ?
  10. Глаголы: гнать, держать, вертеть, видеть – относятся к 2 спряжению?

8. Рефлексия.

Наше занятие подошло к концу, давайте подведем итог,

Закончите любое из выражений:

  • Мне понравилось...
  • На уроке я узнал, что...
  • Меня удивило...
  • Мне бы хотелось...

Спряжение глаголов представляет собой постоянный грамматический признак этой части речи. В статье описаны способы, как определять спряжение глаголов, приведены таблицы с наглядными примерами различных вариантов спряжений, а также указаны исключения из общих правил.

Что такое спряжение глагола

Спряжение глаголов в русском языке представляет собой систему изменения форм глаголов настоящего времени по числам и лицам. Спряжение глаголов относится к постоянным грамматическим признакам данной части речи. В русском языке существует два основных типа спряжений – 1 и 2 спряжение глаголов. По правилам спряжение глаголов определяется двумя способами:

  • По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени;
  • Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксу инфинитива (неопределенной формы).

Как определить спряжение глаголов по личным окончаниям

Для определения спряжения глагола с ударным личным окончанием, достаточно проспрягать слово по числам и лицам. Перечень личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения с примерами представлен в понятной таблице спряжения глаголов в русском языке.

Лицо Глаголы 1 спряжения Глаголы 2 спряжения
Ед. число Мн. число Примеры глаголов 1 спряжения Ед. число Мн. число Примеры глаголов 2 спряжения
1-е -у (-ю) -ем рисую, сошью, расту
рисуем, сошьем, растем
-у(-ю) -им приготовлю, куплю, держу
приготовим, купим, держим
2-е -ешь -ете рисуешь, сошьешь, растешь
рисуете, сошьете, растете
-ишь -ите приготовишь, купишь, держишь
приготовите, купите, держите
3-е -ет -ут (-ют) рисует, сошьет, растет
рисуют, сошьют, растут
-ит -ат (-ят) приготовит, купит, держит
приготовят, купят, держат

Как определить спряжение глаголов с безударными окончаниями

Чтобы узнать спряжение глаголов с безударными личными окончаниями, необходимо образовать неопределенную форму глагола (инфинитив) и по суффиксу инфинитива определить спряжение глагола.

Глаголы первого спряжения представлены:

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

  • -еть (кроме семи глаголов исключений 2 спряжения);
  • глаголами с суффиксом -ать (кроме четырех глаголов исключений, относящихся к 2 спряжению);
  • тремя глаголами исключениями с суффиксом -ить (зиждиться, стелить, брить) ;
  • всеми глаголами с суффиксом -оть, -уть, -ть и др. (обуть, полоть, смолоть) .

Глаголы второго спряжения представлены:

  • глаголами, имеющими в неопределенной форме суффикс -ить (все кроме трех глаголов исключений 1 спряжения);
  • семью глаголами исключениями с суффиксом -еть (видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть) ;
  • четырьмя глаголами исключениями с суффиксом -ать (дышать, слышать, гнать, держать) .

Разноспрягаемые глаголы

Глаголами исключениями 1 и 2 спряжения являются разноспрягаемые глаголы (хотеть, чтить бежать и производные) , которые частично спрягаются как по 1-му, так и по 2-му спряжениям. Кроме того, существуют глаголы с особой системой окончаний (есть, дать и производные) .

Добрый день, уважаемый студент! Сегодня мы поговорим об одном из самых сложных видов частей речи в русском языке - о глаголе. Неудивительно, что у иностранцев при изучении этой части речи всегда возникают трудности, ведь даже русскоязычные люди, очень часто совершают ошибки. Итак, что же собой представляет спряжение?

Спряжение - это изменение формы глагола по лицам и числам. В русском языке всего 2 вида спряжения: 1-ое и 2-ое, но здесь достаточно много исключений, которые необходимо запомнить. Лицо в русском языке -это категория глагола, с помощью которой указывается, кто производит действие. Насколько нам известно из предыдущих статей, что в русском языке 3 лица: 1- относятся местоимения я, мы. Ко 2 лицу относятся - ты,вы. К 3-ему относят - он, она, оно, они.

Чтобы понять к какому спряжению относится тот или иной глагол, нам необходимо знать,что важное место здесь занимает ударение. Дело в том,что спряжение определяется по окончаниям и суффиксам глагола.

1. По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени.
2. Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксам неопределенной формы. Рассмотрим, как определить спряжение по личным окончаниям, выделенные буквы у нас находятся под ударением:

1 спряжение

Лицо Окончания Ед. ч. Окончания Мн. Ч. Пример
1 -у/ю -ем Рису ю/Растё м
2 -ешь -ете Рису ешь/Растё те
3 -ет -ут/ют Рису ет/Рису ют

2 спряжение

Если же окончания у нас безударные, то, чтобы определить спряжение глагола, нам необходимо обратиться к неопределенной форме и по суффиксу определить нужное спряжение. Но в русском языке есть много исключений, о которых я писала выше.

Глаголы 1 спряжения представлены следующими суффиксами:

  • глаголы в неопределенной форме с суффиксом -еть, кроме 7 глаголов-исключений: видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть .
  • глаголы, имеющие в неопределенной форме суффикс -ать, кроме глаголов-исключений: дышать, гнать, слышать и держать .
  • три глагола с суффиксом - ить: зиждиться (основываться на чём-то), стелить и брить .
  • все глаголы с суффиксами: -оть, -уть,-ть: обуть, полоть, смолоть.
Глаголы 2 спряжения:
  • все глаголы, имеющие суффикс -ить , кроме 3-х глаголов, которые были описаны в 1 спряжении.
  • семь глаголов с суффиксом -еть : которые были описаны в 1 спряжении.
  • четыре глагола-исключения с суффиксом -ать : описаны в 1-ом спряжении.
Однако, в русском языке очень много разноспрягаемых глаголов, которые могут относиться как к 1, так и ко второму спряжению, например,

Хотеть, чтить, бежать, прощать

Данные глаголы относятся частично к 1 и 2 спряжению.

Существует широкое и узкое понимание термина «спряжение глагола». В узком значении спряжение – это изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения. В широком значении термина спряжение – это изменение глагола по наклонениям, временам, лицам, числам и родам (с включением в него даже залога и вида). Мы будем рассматривать спряжение в узком понимании термина.

Различие в составе окончаний в формах настоящего и будущего простого времени дало возможность выделить два спряжения: первое и второе.

I спряжение II спряжение

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

-у (-ю)

-ем (-ём )

-у (-ю)

-ешь (-ёшь )

-ете (-ёте )

-ет (-ёт)

-ут (-ют )

-ат (-ят)

Образцы 1-ого спряжения:

Образцы 2-ого спряжения:

говоришь

говорите

Сравнив парадигмы I и II спряжения, отметим различие в окончаниях 2 и 3 лица ед. числа, 1, 2 и 3 лица мн. числа. Чтобы знать, какие окончания имеет данный глагол, необходимо определить, к какому спряжению он относится.

Способы определения спряжения глагола . Существует два способа определения спряжения глагола: I – по личному окончанию, II – по инфинитиву. Последовательность применения правила соответствует нумерации. I способ определения спряжения используется по отношению к глаголам с ударными или чётко слышащимися, не вызывающими затруднения в написании безударными окончаниями.

Правило определения спряжения по первому способу – по личному окончанию: к I спряжению относятся глаголы с окончаниями -ут (-ют) в III л. мн. ч., ко II спряжению глаголы с окончаниями -ат (-ят). Например, глаголы идут, льют, читают, пишут относятся к I спряжению, глаголы говорят, ворчат ко II спряжению.

Если окончание глагола безударно и отнесение его к какому-л. спряжению затруднено, необходимо использовать II способ определения спряжения – по инфинитиву.

Правило определения спряжения по второму способу – по инфинитиву: ко II спряжению относятся:

1) все глаголы на -ить, кроме брить, стелить, зиждиться;

2) 4 глагола на -ать: гнать, держать, дышать и слышать;

3) 7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть.

Остальные глаголы с безударными окончаниями, вызывающими затруднение в написании, относятся к I спряжению. Например, глаголы бороться, молоть имеют безударные спорные окончания в 3 л. мн. ч., поэтому их спряжение определяется по II способу – по инфинитиву. Рассуждаем следующим образом: данные глаголы не входят в число глаголов, относимых ко II спряжению, поэтому должны быть причислены к I спряжению и иметь соответствующие окончания: борешься, борется, боремся, боретесь, борются. Важно ещё раз подчеркнуть: при определении спряжения обязательно нужно использовать I способ; и только в том случае, если он не «работает», следует прибегнуть ко второму. В противном случае возможны ошибки.

Два глагола – хотеть и бежать – называют разноспрягаемыми . Приведем их парадигмы:

Ед. ч.

Мн. ч.

хочу, бегу

хотим, бежим

хочешь, бежишь

хотите, бежите

хочет, бежит

хотят, бегут

Особоспрягаемыми (относящимися к архаическому спряжению) являются глаголы дать, создать, есть и надоесть.

Ед. ч

Мн. ч.

дам, создам, ем, надоем

дадим, создадим, едим, надоедим

дашь, создашь, ешь, надоешь

дадите, создадите, едите, надоедите

даст, создаст, ест, надоест

дадут, создадут, едят, надоедят

Глагол чтить относится ко II спряжению, но в 3 л. мн. ч. имеет две формы: чтут и чтят.

Ряд глаголов современного русского языка не образует формы 1-го и 2-го лица в силу разных причин. Такие глаголы называются недостаточными .

Не образуют форм 1-го лица ед. ч. наст. и буд. прост. времени глаголы бдеть, зиждиться, очутиться, ощутить, победить, сквозить, убедить, чудить, сопеть и др. Теоретически образование многих форм возможно, но практически они не используются по причинам трудного произношения, неблагозвучности. Если возникает необходимость в употреблении данной формы, прибегают к описательному способу выражения, включающему вспомогательный глагол хочу, могу, надеюсь и под., и недостаточный глагол в неопределенной форме: смогу убедить, попытаюсь ощутить.

Лакуны в парадигмах некоторых других глаголов возникают по семантическим причинам. Это касается ряда безличных глаголов, называющих процессы, происходящие в природе: брезжить, рассветать, стемнеть и под.; отдельных глаголов, называющих процессы, относящиеся к животным, реже – к предметам: жеребиться, котиться, щениться, ржаветь, зеленеть и т. д.

Что такое спряжение? Ответ простой – это изменение глагольных форм по непостоянным признакам, которыми являются лицо (1-3) и число (единств. или множ.). Лицо подсказывает, кем совершается действие. Существует три категории лица.

Пример: рисуешь, нужно подобрать к нему подходящее местоимение, здесь подходит — ты. Отсюда видно, что рисуешь стоит в ед. ч., обладает признаками второго лица. Можно сделать заключение, что спряжение глаголов в русском языке — это их изменение по непостоянным признакам.

Особенности спряжения глаголов в русском языке. Таблицы.

Флексии, появляющиеся во время спряжения, называются личными.

Внимание! Таблицу, представленную выше, важно очень хорошо запомнить.

Некоторые тонкости

Чтобы каждая проверочная работа по морфологии не вызывала приступов паники, и при сдаче ЕГЭ можно было чувствовать себя уверенно, нужно хорошо усвоить основные принципы и правила русской орфографии.

Например: Смех слышится. Пишем И (2 спр.). Грядки полют. Глагол первого спряж. дает букву Ю. Процесс изменения глаголов влияет на орфографию , именно оно решает, какой суффикс будет у причастия.

Виды

Если флексия находится под ударением, то сомнений в правильности написания быть не может. Какие бывают окончания глаголов обоих спряжений в русском языке вы узнаете из таблицы:

Если ударением выделяется иная морфема, кроме флексии, то помощь в соотнесении лексемы и группы окажет инфинитив, а точнее, то буквосочетание, расположенное в конце слова.

Глаголы второго спряжения, согласно установленным языковым правилам, оканчиваются на –ит, кроме глаголов брить, стелить, зиждиться. Дополняют группу исключения из 1 спр. (смотреть, видеть, обидеть, зависеть, дышать, ненавидеть, слышать, гнать, держать, вертеть, терпеть).

Все глаголы, не попавшие во вторую группу, относятся к первой, включая брить, стелить, зиждиться.

Глаголы 2 спряжения включают подобные примеры: готовить , спешить .

Важно! Четко усвоить исключения для 1 -го и 2-го спряжений.

Пример использования на практике основного правила

  1. Народ бор..тся. Н.ф. бороться. Постфикс –ся отбрасываем. Буквосочетание –оть является показателем 1 спр. Таблица дает нам букву Е на месте пропуска. Народ боре тся.
  2. Она готов..т. Н.ф. Готовить. Это глагол второго спряжения. Непостоянные признаки: 3 л., единств. число. По таблице определяем, что на месте пропуска должна стоять буква И. Она готови т.
  3. Бре..т бороду. Ставим в . Брить – определяем, какое это спряжение. Относим его к 1 группе. Брее т бороду.
  4. Мы вид..м. Ставим в н. ф. Видеть – определяем, какое это спряжение. 2 группа. Мы види м.

Сопряжение глаголов

Отдельные нюансы

Глаголы брезжить, бежать и хотеть занимают особое место среди своих собратьев. Языковеды определили, что при изменении данных лексем наблюдается следующее: они приобретают флексии, как 1, так и 2 спряжения. По этой причине их называют разноспрягаемыми.

Лингвисты выделяют глаголы «есть» и «дать» в отдельную группу, потому что при изменении они показывают личные окончания, не относящиеся к традиционным. Их уникальность и обуславливает определение их в отдельную группу.

Видеоурок. Спряжение глагола в русском языке

Спряжение глаголов 1 часть. Что нужно знать, чтобы определить спряжение.

Вывод

Важно усвоить этот материал, чтобы дальнейшее знакомство с причастиями и деепричастиями не вызывало трудностей. Потратьте немного времени и качественно выучите правило, которое поможет не делать орфографических ошибок на письме во время выполнения экзаменационных заданий.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Знаменитые жены турецких султанов: Баффо Османские правители по порядку и их жены
Инструкция по охране труда для административного персонала и специалистов (офисных работников)
Биография Генетическая экспертиза и похороны сердца