Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Название одной из глав домостроя. Правила Домостроя для современных семей. Что значит слово.

ДОМОСТРОЙ

"ДОМОСТРОЙ" , памятник русской литературы 16 в., свод житейских правил и наставлений, своеобразная энциклопедия русского патриархального домашнего быта. Составлен при участии священника Сильвестра .

Источник: Энциклопедия "Отечество"


(полное название - «Книга, называемая «Домострой», содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину - мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам»), свод советов и правил, определявших все стороны жизни русского человека XVI в., поражающий нас сегодня почти неправдоподобной одухотворенностью даже мельчайших бытовых деталей. «Домострой» не просто сборник советов - перед читателем развертывается грандиозная картина идеально воцерковленного семейного и хозяйственного быта. Упорядоченность становится почти обрядовой, ежедневная деятельность человека поднимается до высоты церковного действа, послушание достигает монастырской строгости, любовь к царю и отечеству, родному дому и семье приобретает черты настоящего религиозного служения.
«Домострой» создан в 1-й пол. царствования Ивана Грозного. Авторство окончательного текста связывают с именем сподвижника и наставника Ивана Грозного благовещенского иерея Сильвестра.
«Домострой» состоит из трех частей: об отношении русского человека к Церкви и царской власти; о внутрисемейном устроении; об организации и ведении домашнего хозяйства.
«Царя бойся и служи ему верою, и всегда о нем Бога моли, - поучает «Домострой». - Аще земному царю правдою служиши и боишися е, тако научишися небесного Царя боятися...». Долг служения Богу есть одновременно и долг служения царю, олицетворяющему в себе православную государственность: «Царю... не тщится служить лжею и клеветою и лукавством... славы земной ни в чем не желай... зла за зло не воздавай, ни клеветы за клевету... согрешающих не осуждай, а вспомни свои грехи и о тех крепко пекися...». «А в котором либо празднике... да призывают священнический чин в дом свой... и молят за царя и великого князя (имярек), и за их благородные чада...».
Та же часть сборника, которая посвящена вопросам семейного быта, учит, «как жити православным христианам в миру с женами и с детьми и домочадцами, и их наказывати и учити, и страхом спасати и грозою претити и во всяких делах их беречь... и во всем самому стражу над ними быть и о них пещись аки о своем уде... Вси бо есьми связаны единою верою к Богу...».
В «Домострое» есть все. Есть трогательные указания, «како детям отца и матерь любити и беречи и повиноватися им и покоити их во всем». Есть рассуждения о том, что «аще кому Бог дарует жену добру - дражайше есть камения многоценного». Есть практические советы: «како платье всяко жене носити и устроити», «како огород и сады водити», «како во весь год в стол ествы подают» (подробно о том, что - в мясоед, и что в какой пост). Есть указания по чину домашнего молитвенного правила для всей семьи - «как мужу с женою и домочадцами в доме своем молитися Богу». И все это - с той простотой, основательностью и тихой, мирной неторопливостью, что безошибочно свидетельствует о сосредоточенной молитвенной жизни и непоколебимой вере.
«Каждый день вечером, - поучает «Домострой», - муж с женою и детьми и домочадцами, если кто знает грамоту - отпеть вечерню, повечерие, в тишине со вниманием. Предстоя смиренно с молитвою, с поклонами, петь согласно и внятно, после службы не есть, не пить и не болтать никогда... В полночь, встав тайком, со слезами хорошо помолиться Богу, сколько можешь, о своих прегрешениях, да и утром, вставая, так же... Всякому христианину следует молиться о своих прегрешениях, и об отпущении грехов, о здравии царя и царицы, и чад их, и братьев его и сестер и христолюбивом воинстве, о помощи против врагов, об освобождении пленных, и о святителях, священниках и монахах, и об отце духовном, и о болящих, о заключенных в темницах - и за всех христиан...»
О труде и хозяйственной деятельности в «Домострое» в ст. «Экономика».
Митрополит Иоанн (Снычев)

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"

Благополучие его людей всегда стояло на переднем плане. Он выбрал ряд гуманитарных советников, в том числе митрополитов, Новый год Каплана, его исповедника, а также камергера Алексея Адашева, который был всего лишь незначительным писцом от маленькой аристократии страны и был поддержан «Избранным Советом» по всем вопросам советы. Выбор этих двух людей вскоре оказался очень мудрым.

Новый год побудил его дать горячую речь московскому народу, в котором он сказал: Бог доверил меня своим людям! Когда Иван расплакался во время этой речи, поднялись аплодисменты, и между правителем и его народом возникли тесные личные контакты. Правитель надеялся, что Адашью будет назначать его, чтобы помочь ему бороться с коррупцией и решать социальные проблемы. Когда Иван узнал, что его люди стоят за техническими соображениями в остальной Европе, он отправил ученых и инженеров в страну из Западной Европы.


Синонимы :

Смотреть что такое "ДОМОСТРОЙ" в других словарях:

    Домострой … Орфографический словарь-справочник

    Сборник наставлений, относящихся к ведению хозяйства, составленный в середине XVI в. по распоряжению Ивана Грозного. В Домострое значительную часть занимает раздел Книги во все год, что в столы еству подают, то есть первая русская… … Кулинарный словарь

    Однако он не был парламентом, поскольку члены не были избраны, но были назначены и фактически приняли только предложения царя. Но Иван также слушал жалобы от населения, а иногда даже пытался устранить их причины. В то же время пересмотр и либерализация закона, который призван обуздать коррупцию в прецедентной практике, привел к всеобъемлющей реформе провинциального управления и налогового законодательства, а также к новому регулированию прав Церкви. Он явно подчеркивал достоинства, которые желали духовенство, и подчеркнул необходимость подготовки молодых духовенства, которые до сих пор часто не могли читать и писать.

Домострой – энциклопедия жизни Древней Руси

директор музея ГБОУ «СОШ №47 им. » г. Санкт-Петербург

Введение

Данная работа посвящена исследованию выдающегося памятника отечественной литературы и общественной мысли «Домострой». Велик круг вопросов, которые затрагиваются в этой книге, значительно её содержание. Мы же попытаемся рассмотреть его под таким углом - почему «Домострой» можно назвать энциклопедией жизни своего времени, каковы причины приведшие к созданию сочинения столь полно отразившего жизнь своего времени и в чём заключаются наиболее существенные, «корневые» черты жизни Руси своего времени по «Домострою». Ведь можно наверняка утверждать, что нет ни одной книги, которая столь полно как «Домострой» отразила бы самые существенные и разнообразны черты жизни своего времени. Поэтому не случайно и называют «Домострой» «поваренной книгой» русского быта».

Другим важным документом этого периода, который должен был служить просвещению населения, был «Домострой». Эта работа была прогрессивной на время, хотя страх и наказание были предпосылками послушания и на протяжении веков составляли основу каждого российского порядка.

Во время этой кампании Иван использовал помощь западноевропейских экспертов по осаде. Они показали, как включить крепость с прыжками и канавами, установить передвижные осадные башни, подорвать стены из дерева, камни и измельченную глину, а также установить пороховые барабаны в шахтах. В ознаменование этой исторической победы Иван построил собор Василия, который все еще очаровывает всех своими цветами и куполами.

В своё время эта книга был настольной книгой на Руси, её известность сейчас, хоть и не настолько, но тоже велика. Существует большая научная литература посвящённая ей, которая продолжает постоянно пополняться. Наша работа носит научно - обзорный характкр. Оригинальные тезисы здесь сочетаются с исследованиями ученых, затрагивавших данный вопрос и глубоко его изучивших.

С этого момента началась новая эра российской истории, когда люди Ивана с тех пор доминировали над иностранными народами со своей религией и историей. Это было рождение проблемы национальности в российском многонациональном государстве. В течение следующих нескольких лет Ивану удалось покорить Ханат Астрахань и сибирскую сибирскую. Теперь вся территория, охваченная Волгой, наконец-то принадлежала Российской империи. Победы Ивана над татарами сделали его очень популярным среди его людей, и даже его более поздние жестокости вряд ли повлияли на это отношение.

Долгое время «Домострой» считался реакционным сочинением, но в двадцатом веке мнение ученых несколько изменилось. Крупейшие отечественные писатели и философы, посвятили взволнованные строки идеям, которые отстаиваются в «Домострое». Постепенно выявляется сколь много значительного и важного, созвучного нам содержится в этой книге. Сейчас «Домострой» часто переиздаётся и всё активнее входит в современную жизнь. В этом смысле, можно утверждать, что эта книга лишь отчасти устарела и продолжает нас волновать своими идеями и красивым, звучным языком.

Его прозвище «ужасное» на самом деле означает «пугающее», в отличие от его врагов, а не для населения своей страны. Канцлеру удалось заключить коммерческий договор с Иваном, который дал британским торговцам полную коммерческую свободу и широкие привилегии. Но этот проект потерпел неудачу, потому что английская королева не хотела жениться на том, кого звали Ивана Грозного. Хорошие контакты с Англией побудили Ивана еще ближе подключиться к Западу. Единственный способ сделать это - добраться до Балтийского моря.

Он обещал себе свободный от льда порт, а также «окно», через которое может произойти обмен товаров. Порты Белого моря слишком часто были заблокированы льдом и поэтому непригодны в качестве торговых мест. Таким образом, первая большая попытка России установить экономические и культурные отношения с Западом провалилась, и она была особенно защищена от Швеции и Польши, которые хотели оставить Россию в ее изоляции.

Общее представление о «Домострое»

В этой части рассматриваются вопросы авторства и происхождения книги, её литературных протопипов и классифицируется содержание сочинения.

Авторство и происхождение

«ДОМОСТРОЙ» – анонимный памятник русской светской литературы эпохи позднего средневековья в котором затрагивается большой круг вопросов, связанный с религиозной и светской жизнью своего времени, определённый свод правил поведения зажиточного человека, которыми он должен был пользовааться в реальной жизни.

Темные годы. Когда продолжалась Ливонская война, началась «плохая» жизнь Ивана. Но этого не случилось в одночасье; Это началось с напряженности в Благородном Совете, члены которого больше не желали принимать бдение Ивана, молодого человека. Молодой царь, у которого была счастливая личная жизнь с женой Анастасией и маленьким наследником престола, Дмитрием Ивановичем, беспокоило только поучительные изречения его исповедника в новогоднюю ночь. Его друг Алексей Адашов, которому он всегда доверял, также разочаровал его неуважительными заявлениями о простом происхождении его любимой Анастасии.

Точки зрения учёных по проблемам происхождения и авторства «Домостроя» расходятся.

Существует две полярных научных гипотезы. Орлов [ 10 ] считает, что текст Домостроя – результат коллективного творчества, начатого еще в пятнадцатом веке в Новгороде. А [ 9 ] относит авторство Домостроя к сподвижнику Ивана Грозному, протопопу Благовещенского монастыря в Москве, выдающемуся религиозному и общественному деятелю шетснадцатого века Сильвестру.

Чтобы закрепить свою преемственность, у Ивана были все члены изысканного совета, клянусь маленьким царевичем и преданностью его матери, и поцеловать крест, чтобы подтвердить. Эта церемония была необходима, поскольку в России не было четкой последовательности наследования. Потеряв свою добрую, сильную любящую жену, которая всегда была в состоянии доверять Ивану, царь потерял центр своей жизни и трюма. Иван был убежден, что один отравил свою жену, и царский гнев был направлен сначала против Адашева и Нового года, оба из которых были изгнаны.

После того, как эти самые близкие советники впали в позор, Благородный совет потерял свою значимость. Иван быстро сменил своих фаворитов, к которым это беспокоило, его бывших советников и друзей, прежде чем царь был плохим. Таким образом, все родственники его бывшего друга Адашева были убиты по приказу царя, и Иван в первый раз сам сам убил человека. Никогда ранее подобное правонарушение в отношении одной семьи не совершалось в России. Начался страх Ивана.

Более новая редакция «Домостроя» была составлена игуменом Карионом (Истомином) в есмнадцатом веке. Эта редакция объединила несколько существовавших на тот момент вариантов «Домостроя».

Литературные прототипы

Жанр поучений или назиданий имеет огромную историю. Это и назидания и завещание воспитателей и отцов, правителей (византийских императоров Константина Багрянородного и Василия Первого. Сами по себе они носят очень различный характер. Можно привести очень много примеров и из европейских литератур. Так упомянем Поучение сыну отшельника в Бари (тринадцатый век), «Трактат об управлении князей» архиепископа Колонны (четырнадцатый век), «Рассуждение об управлении семьей» Пандольфини (пятнадцатый век); французское анонимное сочинение тринадцатого века «Совет отца своему сыну», наказ дочерям Жеффруа де Лату Ландри (четырнадцатый век), «Парижского хозяина» (пятнадцатый век) Существуют также «Книга учения христианского» Фомы Щитного (четырнадцатый век), «Совет отца сыну» Смиля Фляшки из Пардубиц (четырнадцатый век), «Краткое поучение молодому господину» Шимона Ломницкого (шестнадцатый век) чешского происхождения. Кроме того, у королей Испании была традиция создавать нравоучительные сочинения для своих детей. Их составили короли Дон - Санчо и инфант Дон - Хуан Мануэль. Кроме того и французский король Людовик Святой сделал назидание для своего сына. В своё время была известна Латинская книга Платины Кремонского», изданная во французском переводе в 1539 г. Но особенно богата «правилами жизни» итальянская литература шестнадцатого века. Такие книги составили Андреа Пикколомини, Андреа Вивис, Антонио делла Каза, Стефано Гвицци и Бальтазар Кастильоне.

Бояр и священнослужителей в Московском Кремле, объявив, что он хочет отречься от престола, чтобы отступить в монастырь, потому что он был окружен изменностью и предательством. После этой речи он отменил свою корону, скипетр и облачения, но он подчинил их слугам. Несколько дней спустя царь покинул город в поезде более ста саней, обремененных частями царского сокровища, иконами и реликвиями из московских церквей, а также всеми видами продовольствия. Царь сопровождался его семьей, вооруженными людьми и некоторыми сановниками и прибыл в Александровскую слободу, укрепленное загородное место в конце декабря, примерно в 100 км к северо-востоку от Москвы.

Важно добавить, что непосредственным отечественным предшественником «Домостроя» было знаменитое «Поучение» Владимира Мономаха.

Классификация содержания

В пятнадцатом - шестнадцатом веках просходил процесс становления централизованного русского госудаства. И задача «Домостроя» как раз и заключалась в том, чтобы способствовать созданию этой рационально - жёсткой системы управдения. Так выстраивалась эта значительная смысловая ось своего времени: Бог - Царь - Отец - Семья.

Иван, который не должен был быть царем, уже думал о превращении своей империи. В результате движения Ивана ситуация в Москве была чрезвычайно сложной. Низкие чернокожие люди были полностью потрясены и чувствовали себя заброшенными, но даже торговцы ничего не знали о своих хозяевах. В течение месяца Иван не слышал о себе. После этого он читал сообщения, в которых он объявил свой трон за то, что его окружили предатели и оставили всех. Жалобы Ивана были в основном направлены против бояр, которые испортили его детство, а также против духовенства; он явно принял жителей Москвы.

Итак, мы получили некоторое общее представление о «Домострое», его происхождении, авторстве. Также мы обратились к его непосредственным русским и европейским литературным предшественникам и структурировали содержание книги.

Религия

В религиозной и церковно-государственной сферах в это время происходили важнейшие сдвиги. Во - первых, только в шестнадцатом веке по - настоящему почти полностью на Руси исчезло язычество, оплотом которого были окраины Московского царства. Во - вторых, православие Руси впервые стало осознавать себя активной действующей силой. Наконец, тогда церковь теснее объединяется с государством: Иван Грозный был первым "помазанным" на правление великим князем.

Теперь люди чувствовали себя действительно заброшенными, поскольку не было ни власти, ни защиты, ни права. Как они могут быть овцами без пастыря, как мы можем стоять без царя? У Митрополита была делегация, которая отправилась с просьбой к царю, чтобы вернуть его обратно. Васильевич готов вернуться в Москву как царь. Во-первых, он хотел иметь дело с теми, кого он считал предателем своей воле, поскольку он был «Господом жизни и смерти». Второе условие возвращения в Москву - полная трансформация российского государства.

Оприщнина, государство в государстве. Иван хотел создать опричнину; включая особую область, в которой Боджару не разрешалось владеть землей и которая, без какого-либо посредника, должна реализовывать свои идеи о хорошо функционирующем государстве. Специальная группа, «Оприщники», должна поддержать его. Он назвал остальную Россию России, и что, согласно древнему обычаю, должен был управляться советом бойкратов. Но его физическое состояние было плохим. Он был в возрасте, больной и разорванный, с чуть большим количеством волос на голове.

И эти события запечатлелись в «Домострое», который, с другой стороны им и активно способствовал.

Огромное значение в «Домострое» занимают религиозные вопросы. Ими он и начинается.

Опираясь на традиционную православную веру, «Домострой» доводит основные церковные установления и обряды до ума каждого читателя. Сочинение начинается постулатами религиозного характера: как должен веровать христианин, каким образом принимать Святое Причастие и прикладываться к святыням, как почитать служителей культа, как совершать молитву, ходить в церковь, каким образом украшать дом иконами. Христианские догматы сочетаются с простыми советами, как обметать от пыли иконы, а рекомендации об обязательном соблюдении религиозных обрядов с требованиями определённого отношения к царю и «властителям ».

Иван быстро начал трансформировать свою империю. Его главные противники сначала вышли из рядов духовенства, которые протестовали против растущего террора, который осуществлял царь. Но они все были удалены из своих офисов, вскоре изгнаны и убиты, потому что они не подчинялись желаниям царя.

Иван тоже увеличил свою личную силу, подталкивая ненавистных бояр к неинтересным маржам и включив эти территории в Опричнину, которая много платила государству за счет налогов и пошлин. Эта часть страны включала наиболее важные транспортные маршруты и, конечно, единственный путь на запад, в Англию. На территории Оприщницы Иван также проводил реформы своих светлых лет, такие как самоуправление и государственная зарплата судей и должностных лиц. Самыми негативными отношениями перестройки Явана были так называемые «опричники».

«Домострой» начинается с описания наиважнейших догматов и установлений православия - упоминаются Христос, Богородица, Святая Троица. «Всякому христианину подобает знать, как по Боге жить в православной вере христианской. Прежде всего, всей душою, и всем помышлением, и всеми чувствами веруй искренней верой в Отца, и Сына, и Святого Духа - в Нераздельную Троицу.

Большинство телохранителей царя исходило от людей, которые были обязаны своим положением Ивана и были обязаны своей верностью службе, лишь немногие были с боярина. Они сформировали своего рода тайную полицию, которая дико рыскала по всей стране в черной одежде на черных лошадях, седла которых свисали с усами и головами собак, и терроризировали людей. Руководители собак должны символизировать свой долг преследовать врагов страха царя, усы проявили намерение превратить измену из страны. Почти восемь лет Опричники бушевали в России.

И за это время так много людей были изгнаны или убиты, так что Иван, который ранее составлял списки своих жертв, потерял из виду их и заявил: «Только Бог знает их имена». Люди не только разозлились, но и города, такие как Новгород, подозреваемый в заговоре с Ливонией.

В воплощение Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, веруй, родившую Его Мать Богородицей называй, и Кресту Христову с верой поклоняйся, ибо на нем всем людям спасение принес Господь. Иконам Христовым и Пречистой Его Матери, и Святых Небесных бесплотных Сил и всех святых честь с верой воздавай, как им самим, и с любовью в молитве все это выказывай, и поклоны клади, и к заступничеству их перед Богом призывай, а мощи святых благоговейно целуй и поклоняйся им.»

Впоследствии Иван покинул Москву и укрепился в Александровске, где с его опричниками он совершил жуткую пародию на монашескую жизнь. Сам он был аббатом, его люди - монахи. Но его террористический полк не ослабел. Чтобы получить представление о жестокости Ивана, вот отчет от его современника, англичанина Джерома Хорси: Принц Телупа, который был заклеймен как «предатель против царя», был помещен на длинный наконечник, Часть его тела проникла и снова вышла в горло; После этого он пропустил страшную агонию в течение пятнадцати часов и поговорил со своей матерью, принцессой, чтобы она увидела это жалкое зрелище.

Далее следовали многочисленные рекомендации по соблюдению церковного ритуала и религиозной жизни - как себя вести со служителями культа. «К святительскому чину всегда прибегай и должную честь воздавай им, и благословения и духовного поучения требуй от них, и припадай к ногам их, и во всем повинуйся им по Боге.» [ 5 ] Затем как себя вести в храме - «В церкви на службе стоять со страхом и в молчании молиться, а дома всегда петь повечерие, полунощницу и часы. А кто прибавит правила ради своего спасения, это в его воле, тогда и награда больше от Бога. А женам в церковь Божию ходить, когда могут, по желанию и советуясь с мужем. В церкви же никому ни с кем не беседовать, молча стоять и со вниманием слушать Божественное пение и чтение, не озираясь, ни к стене, ни к столпу не прислоняясь, и на посох не опираясь, с ноги на ногу не переступая; стоять, руки сложив на груди крестообразно, непоколебимо и твердо, телесные очи долу опустив, а сердечные горе». [ 5 ]

Сама она, праведная матрона, была приговорена к смертной казни 100 боевиками. Новые главные слуги Царя были названы Дворными людьми. Этот новый стенд поглотил останки бывшей великой знати, и в этом веке Россия была идеальным состоянием этого драгоценного камня. Сам Иван чувствовал слабость и страдание и писал своим двум сыновьям: Мое тело истощено, мой ум страдает; боли в моих умственных и физических ранах увеличились, и есть врач, который мог бы исцелить меня.

По-видимому, Иван всегда считал, что его можно было свергнуть и изгнать из России. В это время его царство террора подошло к концу. Он отступил, посвятил себя старым пергаментам и был занят магией и эффектом драгоценных камней. Даже сегодня на посетителей Казначейства Московского Кремля изображены бриллианты, Иван, страшный взгляд и колдовство. Некоторые российские историки считают, что Иван Грозный, помимо преследований и террора, не мог быть совершенно ясен в последние годы своей жизни. Иностранные послы, которые вели переговоры с ним, нашли его превосходным, целеустремленным и дальновидным, но на самом деле его постоянно раздражали и мучили от сильной депрессии.

Итак, первостепенное, в прямом и переносном смыслах, значение в «Домострое» играют вопросы религиозной жизни. Всё более крепнущая православная религия выступает как основа основ всего строя жизни Древней Руси того времени.

Общественная жизнь

Не случайно между главами посвящёнными религии вклинивается глава в основном посвящённая власти царя.

«Царя бойся и служи ему верно, всегда о нем Бога моли. И лживо никогда не говори с ним, но с почтением правду ему отвечай, как самому Богу, и во всем повинуйся ему. Если земному царю правдой служишь и боишься его, научишься и Небесного Царя бояться: этот - временен, а Небесный - вечен и Судия нелицемерный, и воздаст каждому по делам его.» [ 5]

Переплетение власти Бога и царя имеет высокий смысл. Ведь именно в это время на Руси зарождается идея царя как «помазанника» Божьего. Особую дань отдал ей Иван Грозный.

Жёсткая иерархичность общества и регламентацмя поведения, которые отстаивает «Домострой» как раз и призваны структурировать всю жизнь крепнущего централизованного гоусдарства и укрепить мощь государственного механизма.

Итак, многие положения «Домостроя» и самый дух его призваны сособствовать укреплению молодого централизма русского государства. В том числе и ради этой цели создавался «Домострой».

Семья

Государство, церковь и семья образуют общность. Этому учит «Домострой». Государство строится на надежной основе - семье. Подобно тому и как во главе государства находится царь - государь, так и в семье государь – глава семьи - голова всему дому. Слово «государь» в обоих случаях употребляется в едином значении. На уровне семьи будто повторяется государственная монархическая система власти.

Глава дома, государь своего «семейного государства», призван думать не о себе одном, а обо всех членах семьи, даже о слугах дома. За них он ответственен перед Господом Богом и будет держать ответ в день Страшного суда. Обязанность и ответственность перед Богом, царём и всем обществом за устройство домашней жизни давали хозяину огромные права, он волен был наказывать, учить и карать.. Чтобы научить истинной жизни, он должен был держать всех домашних в строгой узде.

Именно высокая ответственность перед Богом за себя и свою семью даёт в первую очередь мужу и большие права среди родных и домочадцев. «Если муж сам того не делает, что в этой книге писано, и жены не учит, и слуг своих, и дом свой не по Боге ведет, и о своей душе не радеет, и людей своих правилам этим не учит, и он сам себя погубит в этом веке и в будущем, и дом свой, и всех остальных с собою. Если же добрый муж о своем радеет спасении и жену и чад своих наставляет, также и слуг своих всякому страху Божию учит и законному христианскому жительству, как здесь написано, то он со всеми вместе в благоденствии и по-Божески жизнь свою проживет и милости Божией удостоится.» [ 5 ]

В случае неповиновения его воле глава семьи вправе был применить и физическое воздействие в отношении членов своей семьи. В этой связи очень важно отметить несколько моментов. Автор «Домостроя» неоднократно упоминает о физических наказаниях как вынужденной мере. Оно применяется, если не подействовало слово. Кроме того благ результат телесных мук - это душевное спасение - «человека страхом спасайте, поучая и наказывая, а то, рассудив, и телесно наказывайте». [ 5 ]

Жестокость отношений в семье о которой говорится в «Домострое», не выходила за рамки моральных норм средневековья и по - существу не отличалась от аналогичных назидательных сочинений европейских авторов.

«Любя же сына своего, учащай ему раны - и потом о нем возвеселишься. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди злых им похвалишься, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение. Не смейся, играя с ним в младенчестве его, при младенчестве его веселился, а вырастет - скорбеть будешь, и в будущем, как оскомина для души твоей. Так не дай ему воли в юности, но сокруши ему ребро, пока он растет, чтобы, возмужав, не провинился перед тобой и не стал тебе досаждением и болезнью души, и разорением дома, и погибелью имения, и укором соседей, и посмешищем перед врагами, и властям платежами, и злою досадой.» [ 5 ] Перед нами очень показательное для эпохи Средневековья понимание воспитания юного поколения, не знавшее понятия детства, когда на ребенка смотрели как на маленького взрослого и предъявляли к нему высокие требования, не делая скидок на возраст.

Большое место уделяет «Домострой» жене - подлинной хозяйке дома.

Особое место в иерархии семьи занимала государыня, жена домохозяина. Она должна была жить в страхе перед мужем, покоряться ему во всем, советоваться с ним. Но не следует абсолютизировать все рекомендации Домостроя, касающиеся супруги. Иначе может создаться мнение, что женщина не говорила ничего, кроме того, что ей велел муж, не выходила к гостям, не видела других людей, бывая в церкви или отдавая распоряжения по хозяйству, не веселилась, справляя праздники и или наблюдая скоморохов. На самом деле истинное положение жены это положение домоправительницы и опоры мужа в доме. Сферы деятельности хозяина и хозяйки различались: он создавал, она сберегала, на ее плечах лежала организация хранения припасов, работы и обучения слуг. Высоко мнение автора «Домостроя» о достойной жене. «Жена добрая - награда мужу, и благая милость тому, кто боится Бога. Ибо жена прибавляет чести мужу: первое, Божию заповедь сохранив, благословлена будет, а второе, хвалят ее и люди. Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая - венец мужу своему, если обрел муж жену свою добрую - только благо выносит из дома своего. Блажен такой жены муж, и лета свои исполняют они в добром мире. За жену добрую хвала мужу и честь.» [ 5 ]

Вместе с тем, нельзя понимать взаимоотношения мужа и семьи в эпоху Средневековья как отношения его однозначного доминирования. Ещё Жак Ле Гофф писал, что «индивид в средние века в первую очередь принадлежал семье. Большой семье, патриархальной или племенной. Под руководством своего главы она подавляла индивида, предписывала ему и собственность, и ответственность, и коллективные действия». [ 8, 262 ] Итак, власть мужа в семье неотделима от его зависимости и ответственности перед семьёй.

Подводя итоги главы, скажем что вопросы семьи занимали исключительное место в «Домострое». Благоустроенная семья связывалось с правильно устроенным обществом. Муж являлся и её главой с большими полномочиями, но он же нёс и большую ответственность перед Богом и государством за обустройство семьи. Общеизвестное право физического воздействия главы семьи по отношению к своим домочадцам вводилось «Домостроем» в определённые рамки. Оно лишь средство духовного спасения членов семьи. Кроме того, мужу предписывалось не злоупотреблять своими правами в семье.

Хозяйственные вопросы

Домострой содержит многочисленные советы о том, как следует вести домашнее хозяйство. Бытовая повседневность предстает в нем очень детализированной, с мельчайшими подробностями. Сквозь хозяйственные разговоры выявляются деловые и житейские советы, характеризующие личностные постулаты общества определённого времени. Так каждый человек должен жить по своим доходам. «Всякому человеку, богатому и бедному, знатному и незнатному, надо в хозяйстве все считать и учитывать: и в промысле, и в прибыли, и во всем имении. Служивому человеку жить, рассчитав и учтя государево жалованье и доход от поместья и от вотчины, и по доходам себе дом держать и все хозяйство с припасами. По тому расчету и слуг держать, и хозяйство, по промыслу и по доходу глядя, по нему и есть, и пить, и одеваться, и государю служить, и слуг содержать, и с добрыми людьми общаться» [ 5 ] Иы видим, что сословно-статусный подход здесь вполне сочетается с нормами поведения общими для всего феодального общества. Достойный хозяин, независимо от его статуса, а руководствуясь, в первую очередь, своими доходами; заранее делает запасы впрок, чтобы в случае неурожая или по иной причине не оказаться в невыгодном положении.

Домострой говорит о бережливости. Это выражается в подробных советах о том, как мыть, подсчитывать и убирать посуду, шить навырост одежду, чистить её, чинять и сохранять поношенные вещи. Подобная бережливость, граничащая иногда со скупостью, может удивить нас. Но важно помнить, что человек того времени иначе относился к вещам. Их было меньше, они более ценились, передавались по наследству. Кроме того, трудно не признать правильности и актуальности некоторых советов: не выбрасывать старых вещей, а сохранить их, чтобы при необходимости вновь использовать их, предусмотреть заранее, что и в каком объёме нужно к зиме, сделав необходимые заготовки осенью когда больше выбор и дешевле цены, очень важно и резкое осуждение пьянства.

«Домострой» говорит о быте и хозяйстве зажиточного горожанина, купца или ремесленника. Его двор не был таким уж замкнутым, отгороженным от всего мира. Он было связано с рынком в плане экономики, а в плане человеческого общения - с соседями. В «Домострое» предусматривалась помощь друг другу на правах ссуды.

Итак, «Домострой» активно освещает хозяйственные воросы и даёт практические рекомендации на самые разные случаи жизни.

Заключение

В «Домострое» отразилась вся жизнь Руси пятнадцатого - шестнадцатого веков со своими особенностями и противоречиями. Религия и быт, взаимоотношения между мужем и женой, воспитание детей, структура русского общества, разнообразные бытовые вещи - всё это и многие другие вопросы затрагиваются в нём.

В целом «Домострой» есть попытка создать определённый свод нравственных правил своего времени и дать практичкские советы по их претворению в жизнь.

По разному оценивается «Домострой». Общеизвестны отрицательные отзывы о нём философов - позитивистов и идеологоа революционного народничкства. Но на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков намечается новая струя в оценке этой книги. "Сильвестр сделал попытку, значение которой не вполне осознано до сих пор. "Домострой" есть попытка создания грандиозного религиозно-нравственного кодекса, который должен был установить и внедрить в жизнь именно идеалы мировой, семейной, общественной нравственности. Задача колоссальная: ее масштабы сопоставимы с тем, что осуществил для своего народа Конфуций..." . Так считал извнситный философ и писатель Д. Андреев. [ 2, 143 ]

Крупные отечественные писатели двадцатого века - Б. Абрамов в романах «Братья и сёстры» и «Дом», В. Распутин в произведениях «Живи и поини» и «Прощание с Матёрой» запачатлели неприкаянность и одиночество человека своего времени, оторванного от корней своей культуры. В этом смысле идеи соборности и гармонии индивида и обшества предстают перед нами как глубоко благие и спасительные.

Литература

1. Альшиц самодержавия в России. . Л. Наука. 19с.

2. Андреев мира, М.: Прометей. 19с.

3. О литературе. Исследования, статьи. М.: Художественная литература, 19с.

5. Домострой. Сайт http://www. *****/biblio/books/domostroy/Main. htm.

6.Иваницкий женщина в эпоху «Домостроя» // Общественные науки и современность, 1995, № 3. С.

7. Костомаров России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: ЭКСМО, 20с.

8. Ле Гофф Ж. Цивилизация cредневекового Запада М., Республика. 19с.

9. К вопросу о редакциях Домостроя, его составе и происхождении // Журнал Министерства Народного Просвещения. СПб.: Министерство Народного Просвещения, 1889. Ч. 261. № 2. С. 294-324.

10. Орлов по Коншинскому списку и подобным // Чтения Общества истории и древностей. М.: Московский университет, 1908. Кн. 2. С. 1-104.

11. Орлов // История русской литературы: В 10 т. Т. II. Ч. 1. Литература 1220- 1580 годов. М.- Л.: АН СССР, 1945. С. 441 - 445.

12. Самохин Ю. Домострой XVI века. Краеведческие уроки для современной школы // Народное образование. 2000. № 10. С.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Гороскоп здоровья: болезни и их лечение по знаку Зодиака
Вред Кока-Колы: как сладкий напиток разрушает человека изнутри
Погадать на желания точное да нет