Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Фатих сибагатуллин татары. У татар и евреев общие корни и похожие исторические судьбы

Скандальный британский ученый выдвинул версию о тюркских корнях евреев Центральной Европы

Публикация «Реального времени» о возрасте Казани вызывала бурную дискуссию, как в соцсетях, так и в комментариях к статье . В ходе полемики читатели вспомнили и о древнем тюркском народе хазар, жившем в Поволжье в средневековье. Недавно ученый Эран Элхаик из Шеффилдского университета, наделавший шума в научной среде серией публикаций о тюркских корнях евреев-ашкенази, порадовал новой публикацией на тему хазарского происхождения этой еврейской этнической группы. Корреспондент «Реального времени» связался с ученым и побеседовал о новых открытиях.

С помощью GPS найти прародину хазар

- Расскажите подробнее о вашем последнем исследовании?

Мое исследование связано с изучением истории человечества при помощи генетических инструментов. Для этого я создаю свои собственные генетические методы, способные захватить самые интересные мутации в наших геномах, которые могут рассказать нам о нашем прошлом. Я также создаю подходы, которые могут рассказать нам с точностью о происхождении ДНК. Наша последняя разработка - географическая популяционная структура (GPS) - может определять географическое происхождение той или иной ДНК в некоторых случаях вплоть до родного села. Изучение происхождения отдельного взятого человека и народов важно для медицинских исследований, чтобы узнать, как наше происхождение влияет на наше состояние и реакцию на лекарственные препараты. Понимание происхождения людей поможет нам улучшить эффект лекарств. Это и есть сфера работы персонализированной медицины.

- Почему выбрали в качестве предмета исследования происхождение ашкенази?

Идиш является одним из последних европейских языков, чьи лингвистические и географические классификации остаются неясными даже после трехсотлетних исследований. Кроме того, происхождение евреев-ашкенази остается спорным вопросом. Точность GPS помогла нам применить этот инструмент к геному евреев-ашкенази, говорящих только на идиш, которые никогда не были изучены ранее как определенная группа, и к мультилингвальным евреям-ашкенази.

«Мы смоделировали ДНК соседних народов и столкнулись с высокой степенью схожести со смоделированным признаком хазар, которые жили в южно-кавказском регионе». Репродукция с сайта histrf.ru

«Народы, проживающие вдоль южных границ каганата сегодня, показали наивысшую степень схожести с ашкенази»

Вы говорите, что они имеют тюркское происхождение? К какому из ныне живущих тюркских народов это имеет отношение?

GPS привела евреев-ашкенази на северо-восток Турции, где мы нашли четыре древних деревни, чьи названия могут происходить от слова «ашкеназ». Мы также обнаружили генетическую близость между евреями-ашкенази и турками, как и между народами региона, в качестве подтверждения общего турецко-иранского происхождения. Затем мы смоделировали ДНК соседних народов и столкнулись с высокой степенью схожести со смоделированным признаком хазар, которые жили в южно-кавказском регионе.

- Есть ли в крови евреев-ашкенази кровь тюрков?

Если вы имеете в виду ДНК, тогда ответ, скорее всего, положительный. Турция и Кавказ очень разнообразны, и у многих народов есть определенное общее происхождение.

- Вкратце расскажите о том, кто такие ашкенази и вашей версии их происхождения?

Это сложные вопросы. Согласно нашему недавнему исследованию, геном евреев-ашкенази пережил значительную примесь в «Древнем Ашкеназ» на северо-востоке Турции. Однако это не объясняет, откуда евреи-ашкенази пришли изначально. Но, соединяя генетические, исторические и лингвистические доказательства, мы думаем, что геномы евреев-ашкенази могут быть конгломератами греческих, романских, турецких, иранских, славянских и, возможно, иудейских геномов, которые направились в сторону Ашкеназ из-за доступных им коммерческих возможностей.

- Коммерческие возможности, которые предоставляла Хазария?

Хазария - это государство, которое существовало в VI - XI веках и чья элита и определенная часть народа были обращены в иудейство в VIII веке. Хазария была основана на важной коммерческой артерии между северной Европой и юго-западной Азией и была одной из передовых торговых империй Средневековья. Она контролировала западные походы Шелкового пути и играла ключевую коммерческую роль, будучи перекрестком между Китаем, Средней Азией и Киевской Русью.

Изучали ли вы генетическую информацию других народов, которые жили на территории бывшего Хазарского каганата?

Да, я сравнил генетическую схожесть многих народов с евреями-ашкенази. Народы, проживающие вдоль южных границ каганата сегодня, показали наивысшую степень схожести с ними.

Хазарский каганат. Карта по С.А. Плетневой. Фото stepnoy-sledopyt.narod.ru

«Но это не наука, это Гарри Поттер»

- В то же время в вашем исследовании получается, что предки ашкенази жили не на Волге, а в Турции.

Верно. У нас есть исторические и антропологические доказательства того, что евреи-ашкенази берут свое начало в Турции.

Гаркави (Авраам Яковлевич Гаркави, - прим. ред .) писал в 1867 году, что «первые евреи, которые пришли в южные регионы России, происходили не из Ашкеназа [Германии], как полагают многие писатели, а из греческих городов черноморского побережья и Азии через Кавказские горы».

Наши находки также поддерживают доклад Рабиновича (Льюис Исаак Рабинович, - прим. ред. ) о том, что европейские еврейские сообщества часто селились вдоль континентальных торговых путей, что определило предпочтенное ими место обитания. Мы также знаем, что на этой территории располагается большое сообщество греко-романских и смешанных между собой иранских, турецких и славянских народов, которые поддерживали иудейство во многих местах на протяжении первого тысячелетия н.э. на территории «Ашкеназа» между Черным и Каспийским морями (Сало Уитмайер Барон, 1937) и частично обратились в иудаизм. Эти сообщества были достаточно большими для создания первых переводов Танаха (принятое в иврите название еврейского Священного Писания - прим. ред .) на греческий язык. Доказательством того, что идиши произошли из славянской группы и что евреи-ашкенази были славянами, являются лингвистические свидетельства, поскольку в идише есть большое количество иранских, турецких и греческих слов. Евреи-ашкенази также приняли много славянских обрядов - как разбивание бокалов на свадьбе или обычай класть камни на могилу.

- Какие теории происхождения ашкенази еще существуют?

Альтернативной теорией является Рейнская гипотеза, которая предполагает две массовые миграционные волны, которые не имеют абсолютно никакого исторического подтверждения. Первые евреи сначала отправились из древнего Израиля в Римскую империю, позднее - из нынешней Германии на славянские земли при помощи какого-то чуда, которое нужно, чтобы объяснить широкое присутствие евреев в Западной Европе. Но это не наука, это Гарри Поттер.

«Альтернативной теорией является Рейнская гипотеза… Первые евреи сначала отправились из древнего Израиля в Римскую империю, позднее - из нынешней Германии на славянские земли при помощи какого-то чуда… Но это не наука, это Гарри Поттер». Фото russian7.ru

- Знаете ли вы про казанских татар?

Я хорошо знаком с историей этого региона. Предполагается, что татары являются одними из предков евреев-ашкенази. Я соглашусь, что существует доказательство того, что эти народы имеют общее происхождение.

- Есть ли в идише следы тюркизмов?

Профессор Векслер (Пол Векслер,- прим. ред. ) отметил, что идиш не обладает типичными тюркскими лингвистическими чертами (например, сингармонизмом). Но у него есть небольшое количество турецко-иранских лексем и, возможно, спряжение при помощи вспомогательного глагола для образования причастий мужского рода единственного числа в древнееврейском языке. Ключом в классическом иврите и ассирийском языке, связывающим многих предков говорящих на идиш людей с турецко-иранским Кавказом, является их имя. По крайней мере в течение последнего тысячелетия североевропейские евреи используют идиш и древнееврейское слово «ашкеназ» (aškenaz) для обозначения средневековых евреев и нееврейских жителей немецкоязычных земель, а «ашкенази» (мн.ч. aškenazim) определяло еврея из Центральной и Северной Европы и его потомков. Эти термины взяты из библейского топонима «ашкеназ» из Бытия 10:3 в первой части Паралипоменона и Иеремия 51: 27, у которого есть связи со словами aškuza, ašguza, išguza в древнееврейских надписях VII века до н.э. В Библии этот топоним обозначает иранский народ «рядом с Арменией», предположительно, скифов. В классическом иврите присутствие звука [н] в этом термине является ошибкой, возможно, потому что буквы нун и вав имели сходство.

Айгуль Зиятдинова

Справка

Эран Элхаик – генетик, доктор и преподаватель Шеффилдского университета.

  • 1999 – защитил степень бакалавра естественных наук в Открытом университете, Израиль.
  • 2009 – получил степень доктора в Хьюстонском университете, США.
  • 2009-2011 – постдокторат в Медицинской школе в университете Джонса Хопкинса, США.
  • 2011-2013 – постдокторат в Школе общественного здравоохранения в университете Джонса Хопкинса.
  • 2013-2013 – научный сотрудник в Школе общественного здравоохранения в университете Джонса Хопкинса.
  • 2014 – преподаватель в Шеффилдском университете, Великобритания.

Сибагатуллин знает, как это могло случиться: он говорит о метисации* жителей Волжской Булгарии с хазарами. Булгары внесли свою лепту и в генофонд нынешних татар. По мнению автора, есть и другое обстоятельство: татары оказали огромное влияние на всемирную историю (к татарам он причисляет и Чингисхана), при том что движущей силой мировой цивилизации являлись и являются евреи. «Учитесь, татары — объединяйтесь, берите пример с евреев» (с. 264).

Татарско-еврейские добрые отношения, берущие, по мнению автора, начало 1500 лет назад, никогда не омрачались враждебностью, а напротив, всегда отличались взаимным уважением и дружелюбием. Так, еще в Первую мировую войну в немецком плену солдаты российской императорской армии — татары и евреи — отказывались есть свиную похлебку. Случалось, что евреи делились своей пайкой хлеба с татарами. И через много лет уцелевшие в переделке татары разыскали этих самых евреев и приезжали поблагодарить их.

В свою очередь уже во время Второй мировой войны татары спасали евреев — многие из них причислены институтом «Яд ва-Шем» в Иерусалиме к Праведникам народов мира. Попавшие в немецкий плен евреи присоединялись к татарам, и те не выдавали их немцам, рискуя собственной жизнью. Так спасся, например, родной дядя Лева автора этой публикации.

В современном Израиле живут свыше 15 тысяч татар — родственников евреев, репатриировавшихся из стран СНГ. Израильские татары создали свою общественную организацию «Татары за Израиль», выступающую с сионистских позиций. Президент и создатель этой организации Закира Зарипова определяет сионизм так: «Суть сионизма — в желании евреев обрести свой национальный дом».

Книга «Татары и евреи» хотя и затрагивает события 1500-летней давности, чрезвычайно современна, и ее автор призывает помнить про общность исторических судеб и генетическую близость татар и евреев и считает вполне оправданным открытие в Казани консульства Израиля. А в Национальном музее Татарстана, по его мнению, должны быть созданы экспозиции, отражающие дружественные связи между татарами и евреями.

Книга Фатиха Сибагатуллина и проведенные в ней нетривиальные параллели и сделанные выводы вызывают споры профессиональных историков, поддержку коллег и друзей и заинтересованность широких читательских кругов.

Издание прекрасно оформлено: на хорошей бумаге с множеством великолепных иллюстраций. Но самое главное — насыщенное и захватывающее содержание, изложенное на доступном широкому кругу читателей языке. В ближайшее время должна выйти английская версия этой книги, на которую уже имеются заявки из многих стран.

Эдуард БЕЛЫЙ, Россия

________

*Метисация — смешанные гены.

В нижеприведённой статье Рашита Ахметова о недавно вышедшей книге Фатиха Сибагатуллина читатель откроет много новостей по истории Европы и вокруг. Некоторые данные автора книги "Татары и Евреии" мне кажутся спорными (происхождение ашкеназов от хазар - просто зашкаливает!), зато загадка, как удалось остановить Византии, разорённой бесконечной войной с Персией, нежданно накатившийся на неё поход войск Мухаммеда из Аравии, получила своё разрешение. Мало кто об этом задумывается, но история Европы была бы другой!..
В Казани в Союзе писателей Татарстана прошла презентация книги члена-корреспондента Академии наук Татарстана, депутата Государственной думы России Ф.Сибагатуллина «Татары и евреи».
Вступительное слово Владимира Колесникова было сенсационным. Например, он сказал, что Коран был вначале записан по-тюркски, не все арабы знали письмо. В середине XII века его переписали с тюркского языка на арабский. Голубое знамя позеленело. В Эрмитаже хранится Коран, написанный знаменитым уйгурским письмом. Его не могут прочесть арабы, в нем высказаны забытые слова Всевышнего: «У меня есть войско, которое я называю тюрками и которое живет на Востоке. Когда я разгневаюсь, я дарю этому войску власть над народом, на который разгневан».
В своей книге Фатих Сибагатуллин четко проводит мысль, что евреи являются основополагающей силой развития мировой цивилизации, и отмечает, что нам, татарам, надо брать пример с евреев. Самым главным выводом книги является тот факт, что евреи и татары на протяжении полутора тысяч лет живут и созидают как истинные друзья и соратники рука об руку. Они живут как добрые соседи. При этом он ссылается на факты историков, археологов, искусствоведов и даже биологов. Очень показательна в этом плане история Хазарского каганата, одного из самых первых государств на территории современной России. В Хазарском каганате был создан кровный политический союз двух народов – татар и евреев. Наследниками Хазарского каганата историки называют Волжскую Булгарию, Киевскую Русь, кавказскую Аланию. Многие евреи воспринимают Хазарский каганат своим государством. Для них это общая совместная с поволжскими тюрками родина. Свои хазарские корни всегда подчеркивают Ротшильды и Рокфеллеры, Морганы и Саркози. Об этом же пишет уважаемая Еврейская энциклопедия.
Единственное государство в мире, где государственными религиями были ислам, иудаизм, христианство и язычество – Хазарский каганат. Сегодня это кажется невероятным.
Хазарский каганат – предыстория Золотой Орды. Его история в России и СССР замалчивалась. Согласно сталинскому постановлению 1944 года было запрещено вести объективные исследования по Золотой Орде, то же было и по Хазарскому каганату. Крым, Украина, Северо-Западный Казахстан, Нижнее и Среднее Поволжье, Северный Кавказ – территория каганата. Население около миллиона человек. Собственно хазар было полмиллиона. Два века шла война между арабами и хазарами, по арабским источникам армия Хазарского каганата насчитывала 300 тысяч. Язык – ранний тюркский.
Киев считался хазарским городом до завоевания его русами. Название Козара в Югославии, например, считается, произошло от хазар. Официально история каганата датируется с 650 года до 969 года. Но в 627 году хазарское войско взяло штурмом Тбилиси. Каспийское море именовали Хазарским. Сейчас историки считают, что он существовал до XIII века. Сейчас пишут, что еврейское население Восточной Европы произошло от хазар. Хазары в Польше и Венгрии были государствообразующим народом. Первым королем Польши был избран хазар, потом он передал корону династии Пястов.
Хазарский каганат помог выстоять Византии против арабского наступления, когда в 717 – 718 году арабы осадили Константинополь. Хазарский каганат был равновеликим по силе Византии государством. Были династические браки между каганами и императорами. Еврейские общины переселились на Северный Кавказ и в Крым, начиная с конца VI века после указов императора Византии о том, что все евреи должны принять христианство или должны покинуть пределы империи. Евреям запрещалось появляться в Иерусалиме, браки между евреями и христианами были запрещены. Евреи подняли восстание в Иерусалиме, воевали 20 лет, основная часть после поражения бежала от войск императора на Северный Кавказ. После подавления еврейского восстания в Иране в каганат оттуда бежало 50 тысяч евреев. Можно сказать, что евреи во многом «сконструировали» Хазарский каганат, этот симбиоз тюрок и евреев. Существовала гегемония хазар над славянскими племенами.
Основной источник дохода Хазарского каганата – торговые пошлины. Каганат чеканил собственную монету с надписью «Моисей – посланник Бога». Собственной торговлей занимались еврейские купцы радониты и мусульманские купцы. Хазарский каганат интересен тем, что в нем комплиментарно сосуществовали ислам и иудаизм. Правили каган и бек. После укрепления ислама основная часть иудеев-хазар ушла в Восточную Европу. Хазарский каганат позволил выжить и укрепиться еврейской хазарской общине. Часть историков сегодня прямо утверждает, что евреи-ашкенази произошли от хазар. Вспомним одежду польских и белорусских евреев – длинный шелковый кафтан был скопирован с тюркского кафтана, так же была скопирована тюркская тюбетейка – ермолка, кипа. Да и само слово «ермолка» тюркского происхождения. Стены местечковых синагог были покрыты хазарскими рисунками зверей, а еврейки до середины XIX носили высокий белый тюрбан, характерный для тюрок. А страсть к фаршированной рыбе, есть даже поговорка «Без рыбы нет субботы» – это память о жизни на Каспии. Историки так и называют местечки Восточной Европы – хазарские местечки.
Через Хазарский каганат проходил Великий шелковый путь. Купцы-радониты его контролировали. Объемы торговли – караваны по 5 тысяч человек, тысяча верблюдов, это до 500 тонн грузов, целый состав, примерно раз, два в месяц. Китай – Европа. С помощью Хазарского шелкового пути, его нужно правильнее, наверное, именовать так, были накоплены огромные капиталы еврейской общины Европы. Организовать это гигантское уникальное торговое предприятие могли только предприимчивые евреи, опираясь на вековой опыт торговли. Знания из Китая шли в Европу по Хазарскому шелковому пути.
Мы не знаем истории общества, в котором живем. История у нас превращается в пропаганду, она далека от объективности. Мировые исследования свидетельствуют, что тюрко-еврейское государство оказало огромное влияние на историю Европы. Без Хазарского каганата история мира была бы совершенно другой. Сегодня в США благотворительные фонды решили выделить до 700 млн. долларов на восстановление истории Хазарии.
Для Татарстана важно восстановить эту часть истории. Республика не из безвоздушного пространства родилась, не случайно символом Казани служит университет. Раскрытие объективной истории Хазарского каганата позволит преодолеть изолированность татар в мировой истории, преодолеть негативный образ татар, который рисовался в царской истории, преодолеть ложь о татарах. Ведь организация Золотой Орды как государства была взята и из Хазарского каганата. Еще раз подчеркну, Хазарский каганат позволил сохраниться русским княжествам, сдерживая экспансию Византии и арабов. Татарская история не второсортная история, а мировая история.

«Инде» запускает новую рубрику «Ясно-понятно», в которой будет искать ответы на насущные вопросы о жизни в городе, культуре и истории Татарстана. В первом выпуске рассказываем о мишарях: чем они отличаются от татар, почему их называют «татарскими евреями» и какие особенности есть у мишарского диалекта. Для самых пытливых и любознательных - выдержка из Татарской энциклопедии в конце материала.

О причинах возникновения группы «мишари»

Татьяна Титова

доктор исторических наук, профессор кафедры археологии и этнологии КФУ

Все народы негомогенны: внутри каждого есть локальные группы, которые появляются по разным историческим или природно-географическим причинам. В процессе взаимодействия соседние народы дарят друг другу элементы культуры, и этот процесс может протекать по-разному: на соседском, дружеском, рабочем уровне, благодаря межэтническим бракам. Мишари - это локальная этнографическая группа в составе поволжских татар, образовавшаяся вследствие специфического расселения этого народа. Многие представители мишарской группы сейчас живут в Нижегородской области, в соседних с Татарстаном республиках, в Москве. От остальных поволжских татар мишари отличаются диалектом, а исторически у них всегда было развито коневодство.

Подробнее о мишарях можно узнать в книге Рамзии Мухамедовой «Татары - мишари» и в книге «Татары» серии «Народы и культуры».

Об истории этнонима и «татарских евреях»

Камиль Зиннуров

член совета Общероссийского общественного движения «Российское исламское наследие», «экономист по профессии, булгарский поэт-бард по призванию»

Некоторые историки считают, что мишари являются прямыми потомками хазар на Волге. Мнение о том, что мишари - это татарские евреи, возможно, пошло со времен Хазарского государства. Им управляли еврейские купцы - рахдоны, которые проповедовали иудаизм. Торговля, торговля и еще раз торговля - вот вам и «татарские евреи». Как пишет арабский историк Ибн ал-Асир, после распада Хазарского государства, население которого исповедовало разные религии (иудаизм, христианство, ислам, язычество), «хазары обратились к людям Хорезма, но те не оказали помощи и сказали: вы неверные, иудеи, но если примете ислам, то поможем вам. Те приняли ислам, исключая их царя. Тогда помогли им люди Хорезма и заставили турок отступиться от них. После этого и их царь принял ислам». Многие хазары стали мусульманами и назвались мишарями.

О тематическом паблике VK и отличиях мишарей от татар

Я создал это сообщество чуть ли не в первый год работы VK - лет девять назад. Тогда было мало комьюнити, и все в духе «группа для тех, кто любит спать и переворачивать подушку на холодную сторону», а мне хотелось чего-то по-настоящему интересного. Я планировал, что участники группы не только будут обмениваться контактами и информацией онлайн, но и впоследствии начнут встречаться в офлайне. Но с самого начала в группе пошли конфликты: вопреки названию, в ней состояли не только мишари. У меня не было цели столкнуть людей лбами, выделиться - мол, мы хорошие, а вы нет. Поэтому мы решили обозначить миссию и говорить только об индивидуальных качествах мишарей, особенностях их характера.

Все мишари разные. В Ульяновске - довольно грубые, а в Самаре и Татарстане - наоборот. Судя по моему окружению, мишари преуспевают в бизнесе. Они упорные, трудолюбивые, умеют торговаться, обладают хитростью - не банальной, которая заключается во вранье, а тонкой. Если мишарь захочет кого-то обмануть, он сделает это красиво, так, что человек даже ничего не поймет. Если татарин захочет обмануть, он сделает это жестко - другими словами, кинет. Мишари - довольно импульсивный народ, но в то же время отходчивый. Я бы сказал, они похожи на итальянцев.

В чем отличие мишарей от татар? Умные мишари мне попадались чаще, чем умные татары. Мишари более услужливые, пунктуальные, скрупулезные, умеют вести дела. У них не бывает «и так сойдет!». Они обязательные, держат слово, хоть про них и говорят, что они, мол, как евреи. Есть даже несколько поговорок: «Когда родился мишарь, еврей заплакал», «Мишәр күтеңне тишәр» и другие. Вот евреи, когда жмут руки, говорят: « Мазаль тов ». Они не заключают юридический договор, слова достаточно. То же и у мишарей.

Мишари скрывают свою национальность, потому что боятся предвзятого отношения. Если говоришь новому соседу или партнеру по бизнесу, что ты мишарь, он относится к тебе настороженно - можешь обмануть. Приходится доказывать поступками, что ты обязательный человек и держишь слово. Мне кажется, стереотипы о мишарях связаны с их сферой деятельности: много людей занято в торговле.

О мишарском диалекте

Альфия Юсупова

доктор филологических наук, профессор, директор Высшей школы татаристики и тюркологии им. Габдуллы Тукая

Мишарский диалект - один из диалектов татарского языка. Помимо него существуют еще средний диалект и диалект сибирских татар. Раньше мишарский диалект назывался западным, потому что относительно Казани мишари в основном живут на западе. Если брать Татарстан, речь идет о Буинском, Дрожжановском, Прикамском районах и Закамье - Чистопольском, Алексеевском, Аксубаевском, Новошешминском районах. Также мишари компактно проживают в Ульяновской, Пензенской, Нижегородской областях и в Мордовии.

Фонетика мишарей близка к фонетике древнетатарского литературного языка. Фонетическая особенность мишарского диалекта - отсутствие глубоких [к] и [г], открытая [а] в отличие от огубленного произношения в татарском языке. Также буква «ч» произносится как в русском языке, а в позиции начала слова в мишарском диалекте наблюдается ёканье. Если говорить о диалекте с точки зрения лексики, то в нем много заимствований из русского языка, адаптированных на татарский. Зато встречаются заимствования из финно-угорских языков - мордовского, марийского, потому что эти народы в основном живут по соседству с мишарями. Как говорят ученые, морфология татарского языка основана на мишарском диалекте, поэтому каких-то особенностей в этом плане у него нет. В отличие от литературного татарского языка, в синтаксисе мишарского диалекта вопросительные частицы «-мы / -ме» можно добавлять к любому слову, на которое падает логическое ударение.

В мишарском диалекте есть цокающие говоры (вместо литературного [ш’] или [щ] употребляется [тс]) и чокающие говоры (вместо шипящего [ш’] употребляется аффриката [ч]). В Татарстане проживают говорящие на цокающих (в Дрожжановском, части Буинского и Аксубаевского районов), чокающих (в Алексеевском и Алькеевском районах) и смешанных говорах (Чистопольский район).

Дальнейшее формирование мишарей как народности (XIV - середина XVI века) происходило на основе «можарского» и «татарского» компонентов в границах Касимовского ханства, столица которого первоначально называлась Городец-Мещерский. О наличии этих двух этносословных страт в Мещерском юрте (Касимовском ханстве) свидетельствуют две сохранившиеся этнонимические системы. Первая - «Мещерские земли», «Мещерские места», «Мещера», «Мещерский юрт», «Мещерские князья». Из этого ряда возникло понятие «мещерские люди», сокращенно - «можеряне», «можары», «мещеряне», обозначавшее буртасов. Вторая связана с феодальным сословием Касимовского ханства: в XV веке оно называлось «татарами», в XVI веке - «городецкими татарами», «мещерскими татарами».

Благодаря крупномасштабным миграционным процессам второй половины XVI - первой половины XVIII века мишари широко расселились на правобережье Волги, в Закамских районах и Приуралье. Активные межэтнические контакты мишарей с казанскими татарами привели к усилению интеграционных процессов между этими группами (XVI−XIX века). Казанские татары сыграли большую роль в этнокультурном развитии мишарей. В свою очередь мишари также оказали сильное влияние на материальную и духовную культуру остальных групп татар, а также башкир, тептярей и некоторых других народов. Мишари, в отличие от казанских татар, до середины 1950-х годов не праздновали Сабантуй и Джиен. В ХХ веке различия мишарей и татар исчезли или оказались нивелированными. В настоящее время этноним «мишари» сохраняется локально как самоназвание второго уровня.

Татарская энциклопедия, том 4, М - П, из статьи «Мишари»

Иллюстрация: Данила Макаров

Татары переселены в Литву великим князем Витовтом в 1395 и 1398 годах из числа взятых им в плен под Азовом. Вместе с Татарами Витовт переселил из Крыма около 400 семейств Караимов /понимай, и Крым в те времена имел прямое отношение к ВКЛ. Отметим, Караимы в Крым бежали из Хазарии в Х веке. Уникально племя Караимов! Это тоже иудеи, но в корне отличающиеся своей религией от весьма ныне распространённых евреев-талмудистов, так как продолжают придерживаться традиционной религии Израиля. И, что очень интересно!, категорически не приемлющие ложь, двуличие, предательство, однако имеют заметную склонность к сибаритству. Подробнее о караимах можно почитать у Л.Гумилёва в книге «Древняя Русь и Великая степь». «Сов. энциклоп. Словарь» пишет, что караимы небольшими группами живут в Украине и Литве (общая их численность в СССР в 1970 г была 4,6 тыс. человек), а также в Польше; язык караимский. В июне 1975-го во время экскурсии в Тракай (30 км от Вильнюса) мы набрели на поселение караимов, которых там 400 лет до того поселил великий князь Витовт – С.К./.
Поселённым в Литве Татарам Витовт предоставил права гражданства, совершенную свободу вероисповедания и образовал из них колонии в Вильне на Лукишках, на берегах Ваки, в Сорок-Татарах, в Немеже, а также в уездах Лидском, Трокском /ныне в Тракайском – С.К./, Ошмянском, Новогрудском, Брестском, на Волыни и в нынешней Сувалкской губернии /и её тов. Сталин в 1945г тоже отдал Польше – С.К./.
Дав татарам разные привилегии и облагодетельствовав, он приобрёл верных подданных /подтверждаю: честные, отзывчивые, порядочные люди! Например, у волжских бурлаков кашеваром-экономом всегда был татарин – бескорыстные, открытые люди. Ныне в Гродно имеется республиканское татарское общество. До сих пор местные татары помнят и о древнейшем татарском кладбище под Гродно -- на повороте в деревню Коробчицы, напротив деревни Чеховщизна. Однако им до сих пор не удалось «пробить» у местных властей даже установку памятного знака на святом этом месте. Как, впрочем, нет в Гродно ни улиц, ни памятников в честь русского царя Александра I и гусара-поэта Дениса Давыдова – именно благодаря их усилиям Гродно не был сожжён ни при отступлении русских войск в конце июня 1812-го, ни при освобождении Гродно 22.12.1812 от наполеоновских войск (4-х тысячный австрийский отряд генерала Фрейлиха). Но пару лет назад, стараниями уже бывшего Гродненского губернатора С.Б.Шапиро (в ноябре 2013г президентом он «брошен на Минскую область» -- в стране ощущается острый дефицит способных руководящих кадров?) на старом здании гродненского облисполкома появилась мемориальная доска в честь гродненского царского губернатора П.А.Столыпина. Лёд тронулся?..– С.К./.
Воинственное это племя и до сих пор исповедует магометанскую веру и постоянно отличается преданностью законным властям. Все государи Литвы подтверждали данные им Витовтом привилегии; Екатерина II в 1794г, между прочим, писала генерал-губернатору князю Николаю Васильевичу Репнину: «Не оставить без обезпечения поселенных в Литовских областях Татар». Большая часть Татар служила в полках Литовского корпуса /так называемая татарская лёгкая конница – татары прекрасные наездники и стрелки из лука; татарских воинов всегда отличала железная дисциплина, честность, самоотверженность и трезвый образ жизни. Интересный вопрос: но почему же литовские татары были преданы власти, а вот оставшиеся в Крыму их сородичи-татары предали Советскую власть во время фашистской оккупации? Напомним, в Крыму предавало около 10% населения -- по данным советских историков. Но абсолютно всех татар из Крыма тов. Сталин выселил (15 минут на сборы!) сразу же в конце войны, заселив Крым русскими. По причине этого предательства, собственно говоря, разгорелся и нынешний конфликт вокруг Крыма: останься там татары, и вопрос Крыма был бы сейчас решён совершенно иначе. Заметим, после войны литовско-белорусских татар тов. Сталин и пальцем не тронул! Или адекватный был человек?.. – С.К./.
В рядах русского воинства не раз отличались литовские Татары. Колонии их и ныне заселены отставными воинами, из коих многие в высших чинах и украшены орденами /вспомним развалившиеся Аракчеевские военные поселения XIX века, с их мучительными проблемами и мордобоем! А вот созданные князем Витовтом за 500 лет до того колонии татар в Литве и Беларуси здравствуют и поныне, да и с опекой отставных воинов там проблем никогда не было. Так почему бы, блин, графу Аракчееву было не позаимствовать опыт литовских татар? (Они уже тогда были в составе России) Много человеческих судеб, да и денег России сэкономили бы… -- С.К./.
В последнее только время многие Татары стали служить и по гражданской части. Татары все вообще и до сих пор пользуются правами дворянства /это в царской России была очень высокая привилегия! Так, мой знакомый, потомок адмирала П.В.Чичагова, когда я его спросил: может вашей фамилии царь и какой-то титул дал (граф, князь) за заслуги перед Отечеством в двух поколениях Чичаговых? -- мне Василий Николаевич скромно так отвечал: «А зачем, нам и потомственного дворянства вполне хватало…» – С.К./.
Замечательно, что Татары хотя сохранили восточный тип, хотя и теперь остаются верными закону Магомета, но совершенно забыли по-татарски, так как Алкоран и другие богослужебные книги переведены на польский язык. Наконец надобно ещё заметить, что они всегда пользовались уважением за свои благородные качества, честность и прямоту. Ежели были исключения, то редкие, и то в последнее время. Память Витовта, как своего благодетеля, до сих пор чтят Татары и ещё в недавнее время поминали его в своих молитвах. Витовта они зовут Ваттадъ, кроткий, сильный, Ватадъ – покровитель.
Караимы – еврейского происхождения и Моисеева закона, отвергающие талмуд и строго придерживающиеся обряда древнего Иерусалимского храма. В последнее время стали доказывать, что Караимы те же Татары, но только древне-еврейской веры. Едва ли однако это может быть доказано историческими фактами. Историки причисляют их к секте Садукеев, что тоже едва ли основательно, потому что, как известно, саддукеи отвергали будущую жизнь и воскресение мёртвых, Караимы же верят в то и другое. Непримиримая, вековая ненависть Караимов к Евреям-раввинистам, кажется, заставила некоторых из их учёных даже отвергать племенное родство с ними. Исторические исследования признают основателем секты Караимов Анана бен-Давида в Багдаде; он первый около 761 г устроил синагогу для своих последователей в Иерусалиме. Но ещё гораздо прежде произошёл раскол между Евреями, отвергавшими талмуд. Анан успел соединить их, заимствовал кое-что из учения саддукеев и дал правильную организацию своей секте.
Князь Витовт поселил Караимов в Троках /ныне Трокай, в сельской местности под Трокайским замком мы с ними и встретились, как уже упоминал выше, в июне 1975г – С.К./, в Луцке и в Галиче (в Восточной Галиции), а также часть их поселилась в Поневежеском уезде Ковенской губернии. Они имеют своих газзанов, т.е. духовных, главное же управление духовными делами всех Караимов находится в Крыму. Первенствующим духовным лицом у Караимов, или гахамом, был недавно умерший учёный археолог, Авраам Фиркович. Ныне же имеется особый гахам, или глава караимского духовенства в Западных губерниях, жительствующий в Троках. Синагога Караимов в Троках, хотя очень бедная, но устроена по образцу древнего храма в Иерусалиме, с престолом, в котором помещено Десять заповедей. Служение их величественно: гахам, или главный газзан, в сослужении двух других, надевают ризы и белые клобуки, на которых вырезаны золотом известные знаки, называемые шифром Соломона. Богослужение состоит в чтении пяти книг Моисеевых, в проповеди гахама, в тихой исповеди, причём все падают ниц и, наконец, в торжественном благословении гахама.
Как трокские, так и поневежские Караимы, до сего времени сохранили резко-выдающийся восточный тип и говорят по-татарски, но богослужение совершается на древне-еврейском языке. Честность их, добрая нравственность известны всем. Не было почти примера, чтобы Караим был обличён в каком-либо уголовном преступлении. Они очень любят свои Троки, любят негу, праздную жизнь, занимаются ловлею знаменитой селявы в трокском озере Гальва, главный же их промысел огурцами, которые считаются самыми лучшими.
С.16 – Огурцы и селяву они продают в Вильне, а в Троках купить даже трудно. Все Караимы грамотны, некоторые получили университетское образование, некоторые с успехом занимаются науками. Пример и влияние учёного Авраама Фирковича, а также его зятя Гавриила Фирковича, человека весьма образованного, так сказать, подняли Трокских и Поневежских Караимов и заставили серьёзно подумать об образовании и улучшении быта, отрешаясь от столь сродной им лени и беспечности.
На основании прежних законов, в Троках воспрещено было жительство Евреям-раввинистам и только в царствование Николая I они получили право здесь селиться.
Русские Евреи южных губерний во многом отличаются от Литовских. Последние принадлежат к древним послеленцам Литовского Полесья /об истории переселения евреев в ВКЛ мы подробно писали в «Почти Библейской истории, или последнем деле Кутузова» -- С.К./.
По изысканиям Нарбутта и уверениям немецких летописцев, Евреи пришли в Литву в первой половине XII столетия, первоначально из Киева, откуда они были изгнаны за тайные сношения с Греками /то есть в любом затеянном деле -- говорит исторический опыт (вспомним и то, как евреи сдавали византийские и французские города, тайно сносясь с захватчиками) – прежние евреи-раввинисты пытались иметь «свою игру», не сильно задумываясь об интересах страны, их приютившей; к тому же киевлянам не очень нравилось, что богатые евреи нанимали славян-христиан в качестве прислуги, причём сами гнушались грязной работы, но заставляли её выполнять иноплеменников – С.К./.
В первой половине XIV столетия они уже имели в Вильне собственный гостиный двор. По уверению историка Ярошевича, в местечке Эйшишки, в Лидском уезде, на еврейском кладбище ещё в прошлом столетии /т.е. в XVIII веке; в Эйшишках живут мои хорошие знакомые – С.К./ отыскан был надгробный камень, на котором значилась надпись 1170 года. Книга могильного еврейского братства в Вильне заведена в 1486 году; по преданию же известно, что на древнем виленском еврейском кладбище (за рекой Вилией) похоронен начальник всех Литовских раввинов, или великий раввин Яков Лэви, получивший это достоинство в 1427 году /известно, в Вильно была мощная еврейская община и в межвоенное время (1925-1939 гг), да и послевоенном СССР. Так один еврей мне рассказывал, что он заехал из Москвы в Вильнюс (на спор, конец 1960-х) без копейки денег, пришёл в виленскую синагогу и вышел оттуда с 1.000 рублей в кармане (при среднемесячной тогда зарплате 120 руб). Причём эти деньги ему дали без всяких расписок – по строке «взаимопомощь для соотечественников». (Думается, такая бы «взаимопомощь соотечественникам» очень бы сейчас пригодилась в Крыму, да и вообще на Украине – народу официально объявили, что пенсий не будет, т.к. в Укр--казне денег нет…) В своих воспоминаниях девица-гусар Н.Дурова пишет о том, как её в Вильне обслуживал один еврейский коммерсант-фактор, который за определённый процент устранял все бытовые проблемы этой воительницы -- по дороге из Питера к месту службы. И некоторые белорусские помещики (шляхта) имели себе в советчиках-факторах одного по одному местному еврею, причём отношения строились на полном доверии, дружеские – С.К./.
Известно, что во время всеобщего преследования Евреев в Европе /дело было во времена Крестовых походов, и местным феодалам захотелось «подоить» богатых евреев для покрытия расходов на рыцарскую амуницию, но те неосмотрительно отказали. Ну а дальше дело понятное… -- С.К./, Казимир Великий /Казимир III Великий, 1310-1370гг, король польский (с 1333г), последний из династии Пястов; уступил (1343г) Тевтонскому ордену Восточное Поморье, вернул Польше Куявию (1343г), Мазовию (1351-53гг), Подолию (1366г), издал Вислицко-Петраковские статуты – Своды законов (1346-1347гг) – С.К./, из любви к Эстерке /видимо еврейка: но король имеет право любить только женщин своей национальности! – С.К./, дал многие привилегии евреям, во множестве перешедшим из Германии и других стран в Польшу. Пользуясь же веротерпимостью великого князя ВКЛ Витовта, много Евреев переселилось из Польши в Литву /вопрос: чем же их Польша тогда не устроила? Или в Литве был народ добрее и наивнее. Но ведь таких грех обводить вокруг пальца? -- С.К./.
После Казимира Великого, Евреи в Польше подвергались разным преследованиям /интересно, за какие-такие свои особенности? В отличие от татар, заметим и караимов. За то, что не подобрали подходящей «Эстерки» для нового короля Польши? Заметим, Автор евреев заметно меньше любит, к сожалению, чем поляков...– С.К./; в Литве же они были более ограждены в правах своих /но тоже их временами выселяли и из ВКЛ – догадайтесь почему?.. Однако караимов никогда из Литвы не выселяли – С.К./.
Они сживались с туземцами и разделили с ними общую участь. Вся их сила и умение заключалась в мелочной торговле /раньше в мелочной – сейчас в не мелочной… -- С.К./.
Едва в нынешнем столетии число более зажиточных капиталистов стало увеличиваться, так что когда в Вильне в 1806 году считалось только 12 купцов из Евреев на 42 христиан, в 1830 г было их уже 196 на 46 христиан-купцов, а затем, хотя число это уменьшается, но всегда превосходит купцов из христиан.
С.17 – В этнографическом отношении Евреи Литовского Полесья имеют много общего, как по характеру, душевным свойствам и качествам, так и по нравам и обычаям, со всеми Евреями в Царстве Польском и в России и даже с германскими и австрийскими, особенно в землях бывшего Царства Польского /здесь А.Киркор слегка намекает на три раздела Польши в конце XVIII века, в результате которых часть территории Польши и Беларуси (ВКЛ) были «по-братски» поделены между Пруссией, Австрией и Россией – из-за этого не только поляки оказались гражданами в новых для них государствах, но и проживавшие на тех территориях их «собратья»-евреи. В связи с этим возникает вопрос: а вследствие каких-таких национальных качеств поляков так сильно пострадала территория их Отечества, что только потом лишь тов. Сталин начал отрезать Польше куски от бедной Белоруссии, а до этого соседи Польшу особо не поважали? (Кстати, вместе с поляками при трёх разделах Речи Посполитой незаслуженно пострадали и литовцы – может потому сейчас Литва и избегает всякого славянского «братства»?) На наш взгляд, такое «игнорирование» бывает, когда харизмы и пассионарности у народа (подкреплённые пыхом) хоть отбавляй, а вот промеж людьми согласья и нету. Каждый тянет одеяло на себя, боясь продешевить да потерять гонор. Не имеют ли и нынешние россияне такие же не вполне приемлемые для счастливой жизни качества, что их постоянно «обуваютЬ» разные проходимцы, озолачиваясь за наш россияньский счёт?.. Пример Речи Посполитой говорит: крайне опасно иметь такую «национальную индивидуальность»!– С.К./.
Нам однако кажется, что литовские евреи получше, благороднее всех других /звучит обнадёживающе, но несколько двусмысленно… -- С.К./. Пороки, дурные качества выработались судьбами и веками, но у литовских Евреев вы встретите и такие качества, каких бы вы напрасно искали у других Евреев. Отношения их к местному населению ближе, искреннее, нежели в других странах. Хорошие, благородные черты характера литовских Евреев описывали знаменитейшие из новейших польских писателей Мицкевич /это не аргумент, так как у А.Мицкевича мама была еврейка, крещённая в католицизм – и как он плохо будет о евреях отзываться, если сам наполовину еврей? Товарищ Ленин был лишь на; еврей (по маме), а как он социалистическое правительство России и другие органы укомплектовал этим многоуважаемым народом – например в Реввоентрибунале до 90% состава были евреи, и ведь там не хухры-мухры шутковали, а подписывали расстрельные листы русской элите и прочим… – С.К./, Крашевский, Корженевский и др.
Отличительной чертой здешних Евреев является любовь к родине /вот бы и российским нынешним евреям такую же иметь любовь к России. Однако нынешний пример Челябинска настораживает, да и кое-кого из известных москвичей то же… -- С.К./.
Место, где он родился, где жили и умерли его родители, делается ему дорогим, заветным и даже видимая польза от переселения, сулящая наживу, улучшение быта, не могут его заставить покинуть родное пепелище /о жизнедеятельности евреев на территории Белоруссии писал в своём докладе и сенатор Г.Державин. Когда его Екатерина II послала выяснить причины голода и мора населения, Державин среди причин назвал и то, что евреи у крестьян скупают зерно, гонят водку и спаивают аборигенов, хотя даже этого зерна не хватило бы населению чтобы безголодно дожить до следующего урожая – С.К./.
Фактор-Еврей /коммерсант, корчмарь и т.п. – С.К./ – личность любопытная и в своём роде замечательная. Конечно, мы говорим о времени, когда ещё не существовало железных дорог, во многом изменивших отношения. Каждый заезжий дом имел своих привилегированных факторов, они делили между собою приезжих, разыгрывали их даже в лотерею, т.е. каждый фактор должен был положить известную сумму за руки и потом бросали жребий: счастливец завладевал приезжим, а его товарищи, получив обратно свои деньги, разделяли сумму, представленную тем, на кого пал жребий. Фактор делался необходимым для приезжих – продажа, купля, самыя интимныя дела и отношения к разным лицам, всё это совершалось через фактора /что-то гусар Н.Дурова не очень осталась довольна своим виленским фактором – и мундир, что с его помощью сшили, не вполне удался, да и больно дорого вышло... – С.К./.
Он знает всех и всё, объяснит, где и когда кого можно видеть, расскажет вам все тайны и обстоятельства, вас интересующие, одним словом, делается человеком необходимым и весьма полезным, получая за свою усердную службу самое умеренное вознаграждение /сомнительный тезис, насчёт умеренного вознаграждения. Если такой городской фактор видел, что перед ним «лопух и сибирский валенок», то он и накручивал по обстоятельствам… -- С.К./.
Теперь, конечно, многое изменилось. Но едва ли изменились факторы в помещичьих имениях. У каждого маломальски зажиточного помещика всегда был фактор, часто унаследовавший это звание от отца, иногда даже деда. В былое время таким домашним фактором являлся корчмарь, в более же зажиточных домах почти всегда существовал особый фактор. Никто нас не уличит в пристрастии, если мы скажем, что большинство этого рода факторов – честнейшие люди…
С. 18 – Многие помещики такому фактору более доверяли, нежели своим управляющим и поверенным… Мы знаем многих Евреев в разных местах бывшей Польши /т.е. на прежней территории Польши, ещё до её трёх разделов в конце XVIII века – С.К./ и обижать их не намерены, но таких евреев, как в Литве, мы не знаем: они лучше, теплее, благороднее других /недаром первое правительство Израиля, его президенты да премьеры, поначалу сплошь из белорусских евреев состояло (Голда Меир и др.). Но с другой стороны, в еврейские районы (в будущие гетто) инородцы старались не соваться (например в Гродно в 1920-х) – могли запросто зарезать, были такие случаи. А как в Белостоке 15-17-летние юнцы-евреи убивали из револьверов средь бела дня полицейских, в 1905 и позднее (есть в гродненском историческом архиве материалы об этом, да и местный историк, проф. В.Н.Черепица писал)? Ещё один факт из жизни гродненских евреев в марте-апреле 1813 года приведён в нашей «Почти Библейской истории, или последнем деле Кутузова». Такое впечатление, что ув. Автор А.Киркор зашоренно смотрел на еврейскую проблему и подбирал только те факты, что лили воду на его мельницу. А почему – может были родственники иудеи (как у Мицкевича), или Автор уже лично чем был обязан этому вездесущему племени? Но нужна только правда в этом мучительном вопросе. И прежде всего эта Правда нужна самим евреям – С.К./.
… в Литовском Полесье очень много Евреев ремесленников, тяжёлым трудом добывающих хлеб. В Вильне в 1858 году считалось ремесленников Евреев 1680 человек, и в их числе больше всего было скорняков, портных и мебельщиков…
Нельзя забывать, что Евреи вообще во всех провинциях бывшей Польши отличались глубоким невежеством и фанатизмом /ну с этим можно поспорить; и ордена в войну 1812 года евреи получали – за мужество и благородство, мы располагаем такими данными; хотя много было и обратных случаев – С.К./, особенно принадлежащие к секте Хасидов. Господствовавшие законы, предрассудки христианского населения, нетерпимость, не давали возможности Евреям освободиться от своей замкнутости /приятно, конечно, что Автор с пониманием относится к евреям Литвы, но факты говорят иное: например о том, сколько усилий и средств вложило правительство России, чтобы рассеять замкнутость еврейских кагалов, но результат был аховый (подробнее об этом можно прочитать у А.И.Солженицына в книге «200 лет вместе»). А про нетерпимость белорусов к евреям – это вообще неправда! Да и во 2-ю мировую войну сколько белорусы евреев спасли от гибели (мне об этом рассказывал сам еврей, Бертольд Н. – участник партизанского движения с 14-ти лет, которого с 9-летним братом спасали белорусы от фашистов. Известен лично мне случай, когда даже и один гродненских поляк всю оккупацию прятал у себя в подвале еврейскую семью, не бескорыстно, но за царские золотые червонцы -- С.К./.
Ещё в прошедшем столетии на сейме 1788 года предложены и одобрены были правила, которые заключали в себе зачатки новой эры для польских и литовских Евреев, открывая для них более широкие права, как в образовательном, так и в гражданском отношении. Для Евреев открыты были все вообще учебные заведения, обучение же в приходских училищах делалось обязательным.
Но политические события и переворот, постигший Польшу, не дозволили осуществить эти благия преднамерения /вспомним как в СССР расторопные евреи да с высшим образованием тут же позанимали самые хлебные места, и своих кумовьёв сюда же тянули, а всех остальных коллективом своим зажимали, причём это был далеко не единичный случай – на эти грабли могла наступить и Польша, кабы её не «спасли» разделы конца XVIII века. По крайней мере, тов. Гомулка (глава польских коммунистов) в 1950-х испытал это в полной мере, почему и стал нехорошо фактически выживать евреев из Польши на Запад, что, конечно же, негуманно есть! А события XIX века, например, в Лодзи, когда евреи, создав монополию, не давали возможности полякам прорваться в прибыльный текстильный бизнес?.. – С.К./.
Евреи по-прежнему оставались в своей замкнутой среде, под деспотической властию фанатических своих раввинов и корыстолюбивых кагалов /не в этом ли причина многовековой войны двух групп иудеев – караимов и раввинистов-талмудистов?.. – С.К./.
Просвещение для них было почти недоступно, в государственном отношении они оставались париями, не только в гражданском, но нередко даже в общечеловеческом отношении. После этого разве можно удивляться, что они любили деньги? Деньги, единственную исходную точку, чтобы жить, чтобы откупиться от всяческих преследований /Ну, а почему сейчас евреи ещё больше возлюбили деньги? Автор ну сильно некорректен: деньги иудеи полюбили задолго до того, как они нечаянно оказались в Польше и Литве. Ещё в начале нашей эры, у себя дома в Иерусалиме, до Иудейской войны 67-74 гг, евреи сильно любили деньги и уже тогда их коллекционировали в больших количествах. А миллионеры евреи-рахдониты, что контролировали шёлковый путь из Китая в Европу и подкупили короля Франции в 800-х годах н.э.?.. Они размахнулись до того, что уже под себя создавали целые государства (Иудео-Хазарию), пытаясь править всей Европой! – С.К./.

С.19 -- …Едва в 1840-х годах начало улучшаться положение Евреев. Обязательная перемена костюма имела самые благодетельные последствия. Подчинение (19 декабря 1844 года, царь Николай I) Евреев в городах и уездах общему управлению, с уничтожением еврейских кагалов, имевших такое гибельное влияние на нравственный и материальный быт Евреев; положение о Евреях-земледельцах (26 декабря 1844 г) /ну и много вы на своём веку встречали евреев-земледельцев? Они как чёрт ладана боялись работать на земле, утверждая, что это им запрещает религия – ведь кантором-менялой куда лучше…. Был у меня одноклассник Изяслав З., красавец, но удивительно глупый – как пробка троешник, по средней школе. Недавно узнал: из него получился очень хороший председатель советского колхоза, причём лучше мастера самогоноварения, чем наш Изя, в округе было не сыскать. Понятно, что председателями советских колхозов в эпоху развитого социализма не Нобелевские лауреаты были, но чтобы до такой степени деградировал колхозный строй?.. Но это исключение. А в основном они идут или в Нобелевские лауреаты, либо в профессора, или в «Березовские»… – С.К./, дозволение (1839 г) возводить Евреев в почётное гражданство за особенные заслуги или за успехи в науках и художествах, а также за отличия на поприще мануфактуры и торговли, дозволение (1840 г) снабжать Евреев дипломами на учёные и медицинские степени по окончании ими образования в высших учебных заведениях; наконец, учреждение в Вильне Раввинского училища и затем многие другие правительственные мероприятия открыли Евреям более широкий путь к образовательной и гражданской деятельности /«Знание – Сила!»: что и закончилось в 1917 году октябрьским переворотом -- о чём ув. Автор А.Киркор даже в самых ужасных снах предвидеть не смог… Если бы тем же караимам, например, да великороссам с татарами создали в Литве хоть десятую часть тех условий, что евреям – давно все бы «жили как при коммунизме» -- выше этого понятия у советского человека тогда ничего не было. А если б ещё также в этом направлении образования и дипломов поработать и с цыганами!.. – С.К./.
О замечательных способностях литовских Евреев в науках и искусствах говорить нечего: они это доказали на деле. Довольно упомянуть имя Антокольского, знаменитейшего из современных художников… Нельзя упомянуть про недавно умершего в Вильне… поэта и учёного Адама-га-Когена, собственно Авраама Доб-Берга-Когена Лебенсогна, виленского уроженца, прославившегося своими песнями священного языка (Szire Sefat Kodesz)… Его учёный комментарий Ветхого Завета пользуется всеобщей известностью…
(продолжение следует)

Включайся в дискуссию
Читайте также
Проценты по заемным средствам
Ведение зарплаты в 1с 7.7 пошаговое обучение
Как приготовить филе палтуса