Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Обзор беззеркальной фотокамеры Fujifilm X-T20: в поисках баланса. Блог дмитрия евтифеева Ночная съемка fujifilm x t20

Великолепная идея выпустить упрощённую (и удешевлённую) версию топового аппарата серии X-T впервые посетила Fujifilm спустя почти полтора года после начала славной истории этой серии. Во второй раз понадобилось в три раза меньше времени и это неспроста. На момент появления X-T1, Fujifilm следовал новому тренду, который заключался во взрывном росте популярности высококачественной техники, сделанной с применением серьёзных материалов и обладающих весьма изощренной системой управления. На эту концепцию удачно накладывался ретро-стиль и программа долговременной технической поддержки. В итоге покупатели получали вещь, которая не устаревала ни морально, ни физически гораздо дольше обычного. Однако, это стоило денег. А любой производитель хочет не просто удовлетворить покупателей, но удовлетворить как можно больше покупателей. В этом смысле Фуджи сделал очень сильный ход тогда и просто сногсшибательный сейчас.

Фактически, мы получили все фишки могучего X-T2 в более простой упаковке за менее чем половину цены. В принципе, ни одна из сильных сторон не была утрачена, хотя многие заметно ослаблены. Теперь тот, кто мучительно думал, как побюджетнее подсесть на систему, может спокойно выдохнуть: решение само пришло в руки. Но - ближе к делу. Итак, вот наш красавец:


SpoilerTarget">Спойлер: Основные технические характеристики

Матрица : 24.3 Mp, 23.6mm x 15.6mm (APS-C), X-Trans CMOS III, ультразвуковая система очистки от пыли
Процессор : X-Processor Pro
Тайминги : время включения - 0.4 с, лаг затвора - 0.05 с, интервал между кадрами - 0.24 с
Карта памяти : SD (до 2ГБ) или SDHC (до 32ГБ) или SDXC (до 256ГБ), поддерживается UHS-I
Форматы изображений : jpeg (exif ver.2.3), raw (14bit raf), raw + jpeg
Видео : поддерживается эмуляция плёнок

4K - 29.97p / 25p / 24p / 23.98P, битрейт 100 Мб/с, непрерывно можно записать до примерно 10 мин.
Full HD - 59.94p / 50p / 29.97p / 25p / 24p / 23.98P, битрейт 36 Мб/с, непрерывно можно записать до примерно 15 мин.
HD (1280x720) - 59.94p / 50p / 29.97p / 25p / 24p / 23.98P, битрейт 18 Мб/с, непрерывно можно записать до примерно 30 мин.

* Для записи 4K следует использовать карты памяти UHS с классом скорости 3 и выше
* Запись видео может осуществляться непрерывно до достижения файлом размера в 4ГБ, после чего запись продолжится в новый файл​

Чувствительность ISO : 200-12800 с шагом в 1/3 стопа, расширяется до 100-51200
Компенсация экспозиции : -5.0EV - +5.0EV с шагом в 1/3EV (в видео: -2.0EV - +2.0EV)
Затвор :

Механический - от 4 с до 1/4000 с (в режиме P), от 30 с до 1/4000 с (остальные режимы), Bulb до 60 мин.
Электронный - от 4 с до 1/4000 с (в режиме P), от 1 с до 1/32000 с (остальные режимы), Bulb зафиксировано на 1 с (???)
Механический + электронный - от 4 с до 1/32000 с (в режиме P), от 30 с до 1/32000 с (остальные режимы), Bulb до 60 мин.
Выдержка синхронизации вспышки - 1/180 сек.​

Экспозамер : TTL 256-зонный, Multi / Spot / Average / Center Weighted
Серийная съёмка :

Электронный затвор - 11-14 к/с (56-42 кадра jpeg, 23-22 raw)
Механический затвор - 3-8 к/с (81-62 кадра jpeg, 27-23 raw)

*Число кадров зависит от скорости записи карты памяти
*При использовании сжатого без потерь raw количество кадров будет немного больше
*Скорость съёмки может незначительно варьироваться в зависимости от условий съёмки​

Автофокус : используется гибридная система, интеллектуально сочетающая фазовую и контрастную автофокусировку.

Точечная АФ (ЭВИ / Экран) : в сетке 13x7 / 25x13 с выбором одного из пяти размеров точки
Зонная АФ : зонами 3x3 / 5x5 / 7x7 из 91 области в сетке 13x7
Широкий/Следящий АФ : до 18 областей (AF-S - широкий, AF-C - следящий)​

Встроенная вспышка : ВЧ 5 м при ISO100, ВЧ 7 м при ISO200
Брекетинг : 3 кадра

Экспозиция - ±2EV / ±5/3EV / ±4/3EV / ±1EV / ±2/3EV / ±1/3EV
Эмуляция плёнок - любые 3 типа плёнки на выбор
Динамический диапазон - 100% · 200% · 400%
Чувствительность ISO - ±1/3EV / ±2/3EV / ±1EV
Баланс белого - ±1 / ±2 / ±3​

Видоискатель :

0.39 дюйма., приблизительно 2,360K-точечный OLED цветной видоискатель,
покрытие кадра около 100%,
вынос точки визирования приблизительно 17.5мм от края наглазника,
коррекция от -4 до +2 диоптрий,
увеличение 0.62x для объектива с ЭФР 50мм на бесконечности в положении диоптрической коррекции -1,
диагональный угол зрения приблизительно 30° (25° по горизонтали),
встроенный сенсор приближения глаза​

Эмуляция плёнок : 15 видов (PROVIA / Standard, Velvia / Vivid, ASTIA / Soft, Classic Chrome, PRO Neg.Hi, PRO Neg.Std, Black& White, Black& White+Ye Filter, Black& White+R Filter, Black& White+GFilter, Sepia, ACROS, ACROS+Ye Filter, ACROS+R Filter, ACROS+G Filter)
Батарея : NP-W126S Li-ion аккумулятор (входит в комплект) на приблизительно 350 кадров по стандарту CIPA (с объективом XF35mmF1.4 R при включенном экране)
Внешний микрофон : да, подключение через гнездо 2.5мм
Вес : приблизительно 383 г с батареей и картой памяти, 333 г без всего
Габариты : 118.4мм (ширина) x 82.8мм (высота) x 41.4мм (толщина), минимальная толщина 31.9мм
Информация на русском языке:

Leica M9

Правда, длина ролика 4K-видео ограничена 10 минутами. Странное решение, с чем оно связано - мне сложно сказать. С другой стороны, поливать всё подряд, снимая 4K-видео нон-стоп вряд ли кто-то будет. Если хочется снимать репортажное видео, то вполне хватит Full HD. А для дубля 4K-видео 10 минут вполне хватает. Опять же - вам потом это ещё мониторировать, помните об этом. Ну и ещё, если хотите снимать 4K, то стоит позаботиться о быстрых флешках и об объективе со стабилизацией.

Кстати, запись видео теперь включается как и на старших камерах - нажатием на кнопку спуска! Это очень здорово, ибо раньше этим заведовала крайне тугая и ужасно неудобно расположенная кнопка. Теперь на левом барабанчике надо выбрать режим съёмки видео и старт/стоп будет по нажатию кнопки спуска.

4. Высокое качество фото
Про это много говорил уже ранее, матрица, процессор и ПО тут точно такие же, как у флагманов и , поэтому качество изображения тут тоже на высоте! Фирменные цветовые профили, хорошая работа на высоких ISO, отличная детализация, вот это вот всё:


16 | XF16-55mmF2.8 R LM | 16 mm | f/2.8 | 1/1700 | ISO 200 | RAW + Lr


17 | XF16-55mmF2.8 R LM | 16 mm | f/2.8 | 1/1900 | ISO 200 | RAW + Lr


18 | XF16-55mmF2.8 R LM | 29.2 mm| f/2.8 | 1/500 | ISO 200 | RAW + Lr


19 | XF16-55mmF2.8 R LM | 16 mm | f/22 | 1/4 | ISO 200 | RAW + Lr | с рук, без стабилизации


20 | XF50mmF2 R WR | f/10 | 1/480 | ISO 200 | RAW + Lr


21 | XF50mmF2 R WR | f/2 | 1/100 | ISO 1000 | RAW + Lr | Бись недоволен


22 | XF50mmF2 R WR | f/2 | 1/250 | ISO 200 | RAW + Lr


23 | XF50mmF2 R WR | f/2 | 1/1800 | ISO 200 | RAW + Lr


24 | XF50mmF2 R WR | f/2 | 1/50 | ISO 12800 | RAW + Lr

Впрочем, про это уже написано и ранее много-много слов, не вижу смысла повторяться. Качество у фото прекрасное, на мой взгляд! Сочные цвета, высокая детализация, отличный контраст и так далее.

Ну и не стоит забывать про все флагманские возможности: абсолютно беззвучный электронный затвор и возможность снимать с ним до 14 кадров в секунду на выдержках до 1/32000, возможность снимать на высоких ISO с отличным качеством, 15 фирменных фуджиковских цветовых пресетов, имитация зерна, развитые настройки JPEG и так далее, и тому подобное. Всё это есть у X-T20 , как и у X-Pro2 или у X-T2.

минусы

1. Небольшие просчёты в эргономике


В этом положении экрана пользоваться тач-скрином X-T20 затруднительно

Сюда я бы в первую очередь отнёс бы, как это ни странно... тач-скрин! Да-да, я помню, что ранее говорил, что современные камеры просто обязаны иметь сенсорный экран. Я и сейчас считаю, что за тач-скрином будущее. Но в случае с X-T20 "что-то пошло не так"... Нет, экран отзывчив, тач-скрин обладает нормальной избирательностью, распознаёт мульти-тач при просмотре фото и к самому экрану нет претензий. Проблема в том, что есть несколько ситуаций, когда эта довольно удобная фича не работала как следует.

Например, когда мне довелось снимать под мокрым снегом, даже небольшое количество капель воды на экране приводили к тому, что тач-скрин переставал корректно работать. Допустим, те же смартфоны в подобной ситуации ведут себя похожим образом, но там помогает простая форма устройства - провёл, условно говоря, экраном по штанине или рукаву и всё сухо. С фотоаппаратом уже так не получается из-за более сложной формы камеры.

Ещё постоянно досаждает датчик включения электронного видоискателя. Он реагирует на приближение и если выбирать зону фокусировки по экрану, то неловкое движение рукой может привести к тому, что камера переключится с отображения на экране на работу с ЭВИ. На деле это выглядит так, что экран просто внезапно гаснет! Убираешь руку и через некоторое время он включается. Сюжет при этом может быть уже упущен... В принципе, всего этого несложно избежать, если назначить на 4 кнопки селектора прямое управление точкой фокусировки. Я так и сделал.

Кстати, особенно сильно досаждает этот датчик при съёмке от живота, когда экран повёрнут таким образом, что на него смотришь сверху, а сама камера висит на шее. Тогда совершенно точно выбор точки АФ по экрану становится невозможным - руку подносишь и экран гаснет! Мало того, экран часто гаснет, даже если камеру поднести слишком близко к груди или животу! Это ужасно раздражает, потому что у системы есть некоторая задумчивость при переключении "Экран/ЭВИ".

Да, конечно, можно выключить этот датчик, благо кнопка переключения режимов View Mode находится в доступном месте, сбоку от глазка ЭВИ. Но потом, если захочется включить обратно режим детектора приближения глаза, то придётся циклично продираться через несколько режимов: "Только экран работает постоянно" - "Только ЭВИ включается при приближении глаза" - "Экран, а ЭВИ включается при приближении глаза" - "Только ЭВИ работает постоянно". Почему бы не сделать просто кнопку включения/выключения ЭВИ сбоку? А все эти режимы программировать как-то из меню, например. Не?

Ну и самое, конечно, неприятное - это то, что тач-скрин не используется при работе в меню! Ну и зачем он тогда нужен?.. Листать и увеличивать фото?.. Указывать точку АФ?.. С этими задачами отлично справляются кнопки. А ещё лучше бы тут смотрелся джойстик, как у X-T2/X-Pro2. На мой взгляд, главное, в чём может быть полезен тач-скрин - это работа с настройками и меню! Но тут этого нет...

2. Дисбаланс при съёмке с большими объективами


С большими объективами у FUJIFILM X-T20 появляется дисбаланс

X-T20 прекрасно смотрится и отлично лежит в руке с небольшими объективами. Особенно удобно снимать на новую линейку фиксов, которые со светосилой 2: 23/2, 35/2 и 50/2. Они и фотографируют отлично, картинка резкая, детализированная, красивая, и работают молниеносно и бесшумно. При этом компактные и лёгкие. И с симпатичным дизайном. Красота!..

Но вот стоит поставить что-то помассивнее, например 16-55/2.8 или 50-140/2.8, так баланс камеры уже нарушается, зацепов уже не хватает, чтобы держать всё это хозяйство комфортно... Отчасти эту ситуацию может спасти дополнительная рукоятка:


FUJIFILM X-T20 с опциональной рукояткой

дополнительно

1. Тяжёлые RAW-файлы
Дело не в весе, хотя у X-T20 тут тоже аппетит хороший - компрессированные RAWы у весят по 23-25 Mb. несжатые - по 50 с лишним мегабайт. Проблема в том, что RAW-конвертеры их очень долго открывают. Например, на моём MacBook Pro (Retina, 13-inch, Early 2013, 3 GHz Intel Core i7) превью одного кадра 1:1 Lightroom CC считает аж 10 секунд! С1 примерно так же работает. При этом, RAW от Canon 5Dm4 (32Мп) открываются намного быстрее.

Конечно, это не совсем вина FUJIFILM, если уж быть честным. Поэтому пункт попал в раздел "Дополнительно", а не в минусы. Проблемы тут у RAW-конвертеров. Но надо понимать, что появились эти проблемы не сами по себе, а из-за сложной работы с матрицами X-Trans, устанавливаемой на все камеры X-серии FUJIFILM (кроме X-A3 и GFX, там обычный "байер").

И если для X-T2 или X-Pro2 точно такая же замедленная работа с RAW как-то спокойнее воспринимается, то у X-T20 это уже вызывает раздражение. Просто по самому факту применения камер - X-T20 всё же типичный любительский, аппарат и тут такие тормоза совсем неуместны. Впрочем, всегда остаётся возможность снимать в JPEG, благо у FUJIFILM он традиционно прекрасный!

2. Зарядка от USB


FUJIFILM X-T20 в поездке можно заряжать от ноутбука или пауэрбанка через обычный USB

X-T20 можно заряжать от обычного USB (у камеры порт micro USB). В плюсы не попало, потому что это сейчас уже скорее обычное решение для камер подобного класса. Но обратить внимание на это важно, ибо такая зарядка очень удобна в путешествиях.

Некоторые выводы

Если кратко, то X-T20 - это действительно всё самое лучшее от флагмана X-T2 в более компактном корпусе и по доступной цене. В принципе, как я говорил выше, отличий много, но на деле они в обычных съёмках вообще никак особенно не проявляются. Так что, если кто хотел X-T2, но не был готов купить её по многим причинам, то вот оно! X-T20 для вас отличный вариант. Высокое качество фото, 4K-видео, отличный АФ. Шустрая и лёгкая, компактная, симпатичная камера. Для продвинутого фотолюбителя или как полноценная вторая камера для профи, которая отлично раскрывается с новыми фиксами.

Тут можно скачать архивы с RAW- и JPEG-файлами X-T20 для самостоятельного изучения.

Описание

Основные особенности FUJIFILM X-T20

Компактный и легкий корпус, идеально подходящий для фото- и видеосъемки
X-Т20 унаследовала стиль корпуса от популярной модели X-T10, но в новой камере на диске выбора режимов предусмотрен режим видео. На диске коррекции экспозиции теперь есть положение C для включения экспокоррекции до ±5 ступеней, а ЖК-дисплей стал сенсорным и имеет возможность наклона для комфортного кадрирования практически с любого ракурса. Камера X-T20 также оснащена рычажком для переключения в полностью автоматический режим Advanced SR Auto, в котором камера выбирает оптимальные настройки для данного сюжета.

24,3-мегапиксельная матрица CMOS формата APS-C X-Trans III и процессор X-Processor Pro обеспечивают непревзойденное качество изображения и высокую скорость отклика
В камере появился новый режим имитации пленки ACROS, увеличенная зона фазовой детекции системы АФ и обновленный алгоритм обеспечивают максимальную скорость автофокусировки 0,06 секунды. Х-Т20 предлагает скорость серийной съемки 5 кадров в секунду с предпросмотром в реальном времени (8 кадров/с с механическим затвором без Live View, 14 кадров/с с электронным затвором), быстрое время включения 0.4 с, задержку срабатывания затвора 0.05 с и интервал между кадрами 0.25 с (в покадровом режиме).

Пользовательские настройки следящего АФ (AF-C) для движущихся объектов
В камере Х-Т20 предусмотрены пользовательские настройки AF-C, которые позволяют выбрать один из пяти готовых наборов настроек АФ в соответствии с характером движения объекта. Алгоритм автофокусировки был переработан для повышения точности, и теперь система значительно лучше отслеживает движущиеся объекты в режиме AF-C.

Высокое разрешение и высокая четкость видеозаписи в формате 4K
Х-Т20 способна записывать видео в формате Full HD и 4K с использованием популярных эффектов имитации пленки серии X. Отснятое видео можно вывести на внешний монитор через порт HDMI, а к аудиовходу можно подключить внешний микрофон.

24 светосильных объектива FUJINON X-Mount обеспечивают максимальную универсальность
С выпуском модели FUJINON XF50 мм F2 R WR общее количество объективов в линейке ХF достигло 24. При разработке объективов X-mount с высокоточной оптической конструкцией использовались самые современные цифровые технологии, гарантируя высочайшее качество снимков, Существующая линейка объективов включает в себя самые различные модели: от сверхширокоугольных до телеобъективов, в том числе пять премиальных светосильных объективов с фиксированным фокусным расстоянием. Эти объективы позволяют максимально раскрыть потенциал камеры Х-Т20. Возможности съемки также можно расширить с помощью дополнительных аксессуаров таких, как адаптеры и макрокольца.

Другие особенности:

В камере X-T20 используется система оптимизации модуляции света (LMO), позволяющая достичь максимального качества изображения. Используя оптические и другие характеристики каждого объектива, система LMO исправляет оптические искажения, например дифракцию, для создания резкого изображения по всей площади кадра с реалистичным трехмерным эффектом.

В X-T20 также реализован автофокус с функцией обнаружения глаз, который автоматически фокусируется на глазах человека. Функция имеет три режима: АВТО, Приоритет правого глаза и Приоритет левого глаза. В режиме АВТО камера автоматически фокусируется на ближайшем к камере глазе, чтобы создать красивый эффект боке на заднем плане при съемке с большой диафрагмой.

Функция имитации пленки теперь включает в себя режим ACROS. Используя передовые возможности обработки X-Processor Pro, этот режим обеспечивает плавную градацию тонов, глубокий черный цвет и красивые текстуры для создания черно-белых изображений, значительно превосходящих изображения, создаваемые предыдущим режимом Monochrome. В X-T20 также предусмотрена функция Grain Effect, позволяющая передать зернистость, характерную для фотографий, сделанных на пленочные камеры. Для этой функции предусмотрены настройки «Strong» и «Weak», и ее можно сочетать с любым режимом имитации пленки. Вы можете с легкостью получить эффект пленочных фотографий, особенно заметный на отпечатанных снимках. Режимы имитации пленки также можно использовать при записи видео.

Загрузите бесплатное приложение FUJIFILM Camera Remote на свой смартфон или планшет и используйте функцию Wireless Communication для передачи фотографий и видео на устройство одним нажатием кнопки. Вы также сможете просматривать со своего устройства хранящиеся на камере фотографии и видео, чтобы выбирать и загружать лучшие из них без ввода идентификаторов или паролей. Кроме того, приложение позволяет загружать в камеру данные о местоположении с вашего устройства и добавлять их к изображениям.

С помощью функции «Remote Control» в этом приложении вы сможете дистанционно спускать затвор, управлять экспозицией и выполнять другие действия с камерой прямо со своего смартфона или планшета. Эта функция предоставляет доступ не только к основным операциям, таким как фокусировка с телефона или планшета (Touch AF) и настройка выдержки, но и к различным параметрам съемки и даже к записи видео. Это позволяет легко выполнять кадрирование и съемку на расстоянии при создании групповых снимков, автопортретов или даже фотографий диких животных в их естественной среде обитания.

Которую я тестировал еще весной. Однако, как и многое в этой жизни, некоторые вещи все же оказываются просто хорошей копией. Или не очень хорошей. Да, помимо официально раскрытых секретов, в частности, отсутствия влагозащиты, кнопок блокировки дисков, отличающегося управления, другого размера, есть, однако, ряд характеристик, о которых пользователь узнает, лишь купив камеру.

Именно поэтому я пошел чуть дальше и проконсультировался с теми фотографами, которые пользуются камерой уже какое-то время. Среди которых Павел Маевский , предоставивший нам камеру, а также профессиональными портретистами, пользующими X-T20. Не столько ради поиска недостатков, сколько для того чтобы найти все ее позитивные и негативные черты.

Прежде всего, камера поражает — только Fujifilm может так грамотно сделать дизайн и так качественно предложить реальный продукт пользователю. Это камера для души, для фото в поездках, для съемки в хорошо контролируемых условиях. Она для рук. Да, в ней нет ряда характеристик, практически стандартных сегодня для других камер (стабилизатор, хорошее видео с автофокусом и логом), зато сделана она по-человечески и логично.

Первое, что я отметил — это маленький корпус с металлической верхней панелью, который практически безупречен по дизайну. Он действительно маленький, причем, даже по сравнению с X-T2 , а органов управления на камере просто море, и расположены логично, сверху три основных диска, которые легко вращаются и позволяют вносить коррективы на лету, два диска управления спереди и сзади, которые можно также нажимать, потому что они являются еще и функциональными клавишами, и несколько кнопок на передней и задней панели. Большая часть клавиш полностью переназначаемая, отчего клавиши навигации по экрану даже не подписаны. В принципе можно было не подписывать и центральную, но обозначения меню всё же нужно на корпусе. Не хватает только джойстика. Необычно поднимается рычагом вспышка, которая отсутствует в Х-Т2, другой рычаг переводит камеру в режим полного авто. Практически идеальная камера для неторопливого энтузиаста, но Павел неслучайно купил к ней кастомную кнопку и накладку. Тумблер включения очень маленький, как и кнопка спуска, та же история и с функциональными клавишами, будто бы приспособленными под маленькие японские ручки или для девушек и совершенно несовместимыми с грубыми мужскими руками, не говоря уже о перчатках. Если же использовать такую кастомную кнопку, то включать тумблер неудобно, поскольку она его практически полностью скрывает.

Все органы управления здесь сделаны, пожалуй, даже более логично, чем в X-T2 , поскольку там мне не понравился отдельный диск для чувствительности. Да, к диафрагме на объективе не сразу привыкаешь, но это уже вопрос к моей голове, к тому же, через меню ее можно повесить на один из дисков. Поклонники Фуджи таких трудностей не испытывают. Зато отсутствие блокировки на дисках напрягает риском случайно свернуть их в процессе ношения, сейчас они практически стандартны в нормальных камерах.

Еще в тесте Х-Т2 я отмечал странный глюк прошивки, который был полностью проигнорирован представительством. Если вы, как крутой Уокер, снимаете на камеру стрит, причем, в режиме серии, купите себе нормальную карточку тысяч за пять. Затычка непонятной китайской фирмы будет иметь низкую скорость записи, и если вы после серии, как я, выключите камеру во время записи, то она спокойно будет дописывать ее на карту, не реагируя на ваши действия, даже если мимо поедет Путин. Впрочем, если камеру не выключать, то она сможет дописывать новые картинки на освободившееся в буфере место, как сделают все современные камеры. При этом камера, в отличие от Х-Т2, включается не сразу, и это сегодня уже раздражает, ей будто требуется 1-2 секунды на прогрев протестировать это можно, если, зажав клавишу спуска, включить тумблер, камера задумается и только потом сделает кадр. Не самый ужасный недостаток, но безусловно раздражающий.

Матрица камеры замечательна, на ее центральную зону нанесены фазовые датчики, обеспечивающие практически мгновенную фокусировку по центральной зоне. Заметно медленнее камера фокусируется по краям, но это ожидаемо, просто нужно знать об особенностях работы. В режиме работы в студии можно также отключить адаптацию экрана по экспозиции, чтобы видеть объект в видоискателе корректно, а свет выставлять уже под свои нужды. Немного неприятно при этом, что компания развела в стороны пользователей Х-Т2 и Х-Т20 — следящего автофокуса, в отличие от Х-Т2, здесь нет. Он и там не идеален, но здесь то что назвается широким трекингом — игра наугад, и к какой точке прицепится он, в принципе, непонятно, это интеллектуально, но не линейно, зато **в видео он вроде бы есть, непонятно камера работает и с фокусом по глазам**. Компания считает следящим просто постоянную фокусировку по одной точке, но это неправильно. Присмотритесь к снятым мною сериям, они сняты с точечным фокусом и зонным, и камера фокусируется только по конкретной точке, не цепляясь к объекту по мере перемещения по кадру, интересно также, что камера не успевает сфокусироваться и на объекте при приближении к камере даже в пределах конкретной фокусировочной точки. Это в пределах дистанции фокусировки, но камере приходится ближе к объективу крутить автофокус быстрее, и объектив просто не успевает, хотя на деле он очень быстрый. Если объект движется медленнее, проблемой это не будет, но следящий вряд ли появится в камере, поскольку именно это и отличает камеру от Х-Т2 в маркетинговом плане. То, что в камере называется широким трекингом — обычный автофокус по любой точке, которую камера сочтет подходящей, возможности выбрать стартовую нет, и на дороге она почему-то у меня фокусировалась не по движущейся машине, а по отбойнику, и только часть последующих кадров цепляла на машину.

В камере отличный видоискатель — в серийной съемке он не уходит в блэкаут и позволяет следить за картинкой, которая мгновенно выводится на экран в качестве серии фото, а вот Сони почему-то то же самое решение считает революцией в своих камерах. Вообще сенсорный экран стал революцией здесь, я считаю, но камера использует его слабо — при визировании через видоискатель нельзя по сенсорному экрану выбрать точку фокусировки, что давно есть в камерах конкурентов, зато при работе с экрана можно и использовать этот функционал для фокусировки, и для одновременной съемки по тапу на конкретную точку. При съемке видны также определенные тормоза на самом экране, который чудно работает, в то время как в видоискателе такого нет, но может быть, это просто мои ощущения. Это не связано с автфокусом, просто странная работа камеры.

Что касается шумов, камера хороша вплоть до ISO 12800, хоть и очень заметно шумит но не будем забывать что это все же кроп, и сегодня 51200 — это не самая большая чувствительность, если посмотреть даже на кропнутые модели конкурентов Nikon, Pentax и даже Sony, и если планировать использование камеры в сложных световых условиях, то об этом тоже нужно думать. Отдельно хочу сказать, что стабилизатор намеренно не включается производителем в комплект по какой-то причине, и это серьезный недостаток, в то время как оптический, который используется в объективах, весьма далек от совершенства. В видео на ходу он плохо гасит походку, и подходит, в основном, для фото, позволяя вытянуть выдержку на пару стопов. Удобно с ним и движущиеся машины снимать в режиме проводки, размазывая в кашу фон.

Интересно, что матрица при этом позволяет вытягивать кадры с недодержкой хоть на пять ступеней, и приглушать пересветы почти на три ступени, что в пределах сегодняшних стандартов, но это очень радует, поскольку ее можно вполне уверенно использовать даже для некоторых профессиональных направлений фотографии, вроде портретки, к примеру.

Отдельно замечу, что сегодня все претензии Fujifilm по поводу превосходства X-Trans в детализации уже давно разрушены современными реалиями. В почти родном конвертере Silkypix не работает никто, каким бы классным он не был, а заставить Adobe переделать демозаичный алгоритм, как мне кажется, невозможно. Опять же, большинство производителей, кроме тормозного Кенона, давно уже откинули сглаживающие фильтры, а муар давится программно практически на автомате, но картинка по детализации, в любом случае, просто утыкается в качество оптики и количество света. Потому вполне логично появление успешной серии X-A, которую сама компания активно зажимает, зато там нет жуткой переплаты за более дорогую матрицу, слабо оправдывающую себя и только создающую кучу проблем с тем же видео. Последнее здесь осталось таким же, как в X-T2 , качественным и детализированным, но не подходящим для професисонального применения. Камера пишет его с рядом пресетов, и ее даже интересно было бы использовать для трансляций, с уже предварительно наложенным фильтром, поскольку если снимать просто без обработки, картинка уже выглядит хорошо, благодаря профилям пленок. Однако непонятности, вроде штекера микрофона на 2.5 мм, отсутствия мониторингового порта, зебры и фокус-пикинга в режиме видео, при скудном количестве настроек, делают его нефункциональным. Я даже не задаю вопрос, почему нет F-log. Интересно, что матрица по-разному себя ведет в разных режимах считывания. В HD1080 она в процессе подавляет разницу считывания по строкам, отчего роллинг шаттер практически незаметен, но в 4К этот режим работает по другому, что превращает картинку в желе.

Напоминаем нашим дорогим читателям, что это вторая часть теста фотокамеры Fujifilm X-T20. Первая содержала лабораторные исследования героини нашего теста, а теперь мы посмотрим, на что та способна в реальной съемке. В частности, нас очень занимает вопрос, насколько быстр и точен автофокус Fujifilm X-T20, поскольку в лабораторных испытаниях он показал выдающиеся результаты.

Установки

В реальной съемке мы использовали следующие установки Fujifilm X-T20:

  • приоритет диафрагмы (выбор выдержек и ISO — в положениях «A»),
  • центрально-взвешенный замер экспозиции,
  • однокадровая автоматическая фокусировка,
  • фокусировка по центральной точке,
  • динамический диапазон 100%,
  • моделирование пленки — Provia (стандартное),
  • автоматический баланс белого (АББ),
  • без дополнительных корректировок цвета, резкости, тона светов и тона теней,
  • шумоподавление отключено.

Снимки записывались камерой на карту памяти в несжатом формате RAW (Fujifilm RAF), затем без корректировки и масштабирования подвергались «проявке» и сохранению в виде 16-битных TIFF при помощи «фирменного» пакета RAW File Converter EX 2.0 ver 4.2.6.0 powered by SilkyPix (Ichikawa Soft Lab). Затем, используя пакетную обработку в Adobe Photoshop CC ver. 2017.1.1, мы преобразовывали снимки в 8-битный JPEG.

В редких случаях ходе постобработки мы дополнительно корректировали баланс белого, в интересах композиции обрезали кадр по короткой или длинной стороне и в соответствии с замыслом трансформировали изображение в черно-белое.

Если в подписях к снимкам не указано иначе, все они сделаны с помощью объектива Fujinon XF 35mm F2 R WR . В единичных случаях для иллюстрации возможностей камеры мы использовали другие объективы Fujinon для Fujifilm X-mount и «несистемную» оптику (с байонетом Leica M). Сведения об этом приведены под соответствующими снимками.

Общие впечатления

Несмотря на малые размеры, работать с Fujifilm X-T20 очень удобно. Конечно, мужские руки по привычке ищут дополнительной опоры (и не находят ее), но это только при традиционном подходе к фотографированию, когда держишь корпус в правой руке, левой поддерживаешь объектив, а видоискатель находится у правого глаза. Если же поменять стиль работы, то меняется и характер впечатлений.

Откидной дисплей позволяет кадрировать и фокусироваться, не поднося видоискатель к глазу, а это очень выручает при съемке репортажа «полускрытой камерой». Большинство репортажных фотографий, помещенных ниже, сделаны именно таким образом. Много удобства добавляет сенсорный экран и навипад, с помощью которых можно менять положение фокусировочной зоны в ходе кадрирования.

F2; 1/105 c; ISO 400 F2; 1/100 c; ISO 400
F2; 1/140 c; ISO 400 F2; 1/60 c; ISO 400

Автофокус Fujifilm X-T20 работает безотказно. Если в двух-трех снимках из 1500, сделанных нами, и был выявлен брак, то это произошло не по вине камеры, а по вине фотографа, случайно сместившего точку фокусировки или положение камеры в момент нажатия на кнопку спуска затвора.

Создается впечатление, что компания Fujifilm задалась целью создать почти идеальный репортерский инструмент, и эта цель была успешно достигнута.

F2; 1/160 c; ISO 400 F2; 1/80 c; ISO 400

Мы достаточно интенсивно использовали прежние камеры системы Fujifilm X-mount (X-T1, X-Pro2, X-T2), и нам есть, с чем сравнивать эту, новую. В процессе работы у нас выработалось стойкое мнение, что Fujifilm X-T20 — самая удобная модель для съемки экспромтом, без подготовки, «навскидку», когда дорога́ не то что каждая секунда, а каждая доля секунды — то есть именно для репортажа, как и было сказано выше.

Цвета

Согласно распространенному мнению, цветопередача — одна из наиболее сильных сторон камер Fujifilm X-mount. Уже первые кадры, снятые с помощью Fujifilm X-T20, еще раз убеждают в этом. На фото, представленных ниже, видно, что в более-менее стандартной съемочной ситуации АББ не нуждается в корректировке.

F2; 1/420 c; ISO 200 F2; 1/200 c; ISO 400
F2; 1/75 c; ISO 200 F2; 1/120 c; ISO 400

Эти снимки сделаны в условиях освещения искусственным дневным светом газоразрядных ламп. При постобработке мы не корректировали баланс белого. Обратим внимание также на высокую насыщенность и «живость» цветов, причем не только в зоне резкости, но и в областях размытия заднего плана.

С холодными тонами (синий цвет, на снимке слева) тоже все нормально. Кстати, синие оттенки не мешают адекватному воспроизведению своего антипода в субтрактивной модели — желтых. На снимке справа хорошо заметно не только правильное отображение красного, но и исходно адекватный АББ (серый фон покрытия пола почти нейтральный).


F2; 1/75 c; ISO 400

Удачная передача цветов кожи человека — одно из серьезных достоинств камер Fujifilm. Вот как это предстает на деле. Снимок сделан все в том же репортажном режиме, «навскидку», но без вскидывания камеры, как такового, а наоборот: съемка производилась «от живота». Причем кадрирование осуществляли по дисплею, а в работу автофокусировки, естественно, не вмешивались, да и не могли вмешаться: на таком расстоянии от глаз до дисплея оценить адекватность фокуса невозможно.

На наш взгляд, цветопередача здесь достаточно точная, причем не только в сюжетном центре, но и на слегка размытом фоне. «Охотники за пикселями» наверняка обратят внимание на некоторую мягкость изображения, «софт-эффект», различимый в зоне резкости (глаза). Его природа неясна, но скорее всего, это последствия микросдвига при съемке — либо сцены, либо камеры. Систем стабилизации изображения не имеют ни Fujifilm XT-20, ни объектив Fujinon 35mm F2 WR, которым мы пользовались, поэтому подобный эффект весьма вероятен. Но все же, на наш взгляд, в данном случае мягкость отнюдь не вредит, а скорее, наоборот, помогает.

Полутона

Извинимся за банальность, но все же напомним, что слово «фотография» переводится с древнегреческого буквально как «светопись». Поэтому первичным на снимках является, пожалуй, не цвет, а переходы светотени. Кстати, именно поэтому некоторые считают настоящими фотографиями лишь черно-белые. Это, конечно, радикализм, но суть вещей отражена точно.

Насколько хороша Fujifilm XT-20 в деле донесения до наблюдателя всех полутоновых нюансов? На этот вопрос мы постараемся ответить прямо сейчас.

В этом репортажном кадре хорошо видно, настолько удачно камера рисует деликатные переходы светотени. Детали различимы даже в очень темных участках (ткань блузки), а уж на пальцах, шее и лице девушки они прямо-таки образцовые: нежные, осторожные, очень естественные.


F2; 1/60 c; ISO 2000

Нижняя, почти проваленная в темноту часть кадра — это идеально ровная поверхность черной каменной плиты, покрытая слоем воды, которая понемногу стекает с приподнятых краев. Интересная фантазия дизайнеров и строителей, а для нашего испытания — хорошая мишень. Прямоугольные формы на этой почти черной поверхности — это отражение плиток, расположенных на потолке. Уже сам факт того, что их рисунок хорошо различим, подтверждает способность матрицы камеры воспроизводить детали в густых тенях.

Кажущаяся шумом на высоком ISO «рябь» (зернистость) на колоннах — на самом деле, мелкоячеистая структура поверхности металлической сетки (или чего там?), хорошо различимая на самой большой наклонной колонне (справа). Отметим для себя, что даже на довольно высоком эквиваленте светочувствительности камера не пасует, а продолжает радовать полученным результатом.

Съемка при сложном освещении

Усложним условия. В конце концов, при идеальном свете можно добиться толку от любой камеры, даже от встроенной в смартфон или планшет. Нам же важно показать, на что способна Fujifilm XT-20, когда с ней не играют в поддавки, а нарочно осложняют работу.

Этот портрет сделан в свете одного-единственного светодиодного осветителя со световым потоком около 300 лм (согласно заверениям производителя; мы не удосужились проверить). Цветовая температура света довольно высока (около 7000 K), поэтому, чтобы избежать возни с синевой в кадре, мы предпочли преобразовать изображение в черно-белое. К тому же цвет в этом примере — распоследнее дело; нас интересуют полутона. А вот с ними почти все в порядке.

Не будем еще раз хвалить плавность переходов светотени в участках с нормальной экспозицией, а обратим внимание на самый проблемный — на левую щеку. Конечно, здесь невооруженным глазом виден небольшой пересвет, а это означает, что недодержка была недостаточной, следовало бы сделать −2 EV. Но в таком случае при последующем «вытягивании» светов темные зоны утрачивают детализацию, перестает «работать» в кадре тень от головы и сильно возрастают шумы матрицы. Здесь нам важно другое: в этой ярко-белой зоне различимы отдельные волоски, а это очень важно. Следовательно, матрица камеры в состоянии сохранить столь небольшие детали даже в пересвеченной области.


F2; 1/420 c; ISO 400

Съемка производилась на черном тканевом фоне при свете четырех монолайтов постоянного галогенового света без софтбоксов и рассеивателей, по два слева и справа от объекта. Снимок сделан с наклоном камеры для того, чтобы вписать стакан в кадр альбомного формата.

Конечно, в таких условиях получить на стекле что-нибудь, кроме бликов, довольно проблематично. Но, собственно, такая задача и ставилась: оценить, насколько удачно камера сможет нарисовать световой «скелет» стакана. Результат нам понравится за вычетом единственного «но» — области пересвета на предпоследней букве S в названии известного напитка. Однако не будем забывать, что Fujifilm XT-20 — камера, позиционирующаяся все же как любительская. А между тем, результат вполне достоин профессионала (во всяком случае, уж точно не подмастерья).


F2; 1/40 c; ISO 800

А вот доказательство того, что Fujifilm XT-20 хорошо справляется со съемкой в совершенно издевательских условиях. Единственный источник света — свеча (настоящая парафиновая). Конечно, все параметры «выкручены на полную»: максимальное открытие диафрагмы, максимально допустимая выдержка (по правилу выдержка равняется единице, деленной на фокусное расстояние объектива). Точное значение — 1/35 с, но автомат выбрал ближайшее из доступных. Эквивалент чувствительности ему пришлось поднять до ISO 800.

В ходе постобработки мы (натуральное дело!) довольно сильно поправили баланс белого (поелику все было желтым), но ничего существенного при этом, кажется, не потеряли.

На снимке все получилось удачно: различим даже самый мелкий текст на титуле книги, узнаваема фотография автора, Г. К. Честертона, неплохо проработаны фактура фоновой ткани и структура пламени свечи.


F2; 1/15 c; ISO 6400

Ночная съемка с рук. Автоматике было запрещено поднимать эквивалентную чувствительность выше ISO 6400, поэтому ей пришлось задать неподобающую длительность выдержки. Из-за этого мы снимали с упором в стену здания, чтобы избежать «смаза».

Проработка деталей очень хорошая. Полутона несколько сглажены из-за ночного тумана, но все же матрице удалось избежать пересветов, а детали в тенях проступают отчетливо.

А теперь совсем немного о студийной работе с Fujifilm XT-20. Строго говоря, камера для таких дел не предназначена, и подтверждением этому служат некоторые ограничения, перечисленные нами выше при сравнении возможностей X-T20 и X-T2. Но синхроконтакт на «башмаке» у нее есть, выдержка X-синхронизации известна, и мы решили все-таки попробовать, как пойдет работа с импульсным светом.

В качестве осветителей использовали две портативные вспышки Zeniko GN33 (ведущее число 33 при фокусном расстоянии 100 мм и ISO 100) с приемниками синхросигнала Godox CT-16, а также радиотриггер Godox CT-16X, установленный в «башмаке» камеры. В интересах результата мы устанавливали на вспышки сотовые фильтры, которые позволяют создать более контрастное освещение, чем нефильтрованный импульс.

Экспозицию при заданных значениях выдержки синхронизации и эквивалента светочувствительности определяли с помощью флешметра Sekonic Lightmaster Pro L-478D.


F5,6; 1/180 c; ISO 200

Надеемся, что не только нам видно, что камера, в принципе, вполне годится для студийной работы. Более длительная, чем это принято, минимальная выдержка синхронизации не сильно ограничивает нас в этом плане.

Световой импульс хорошо прорисовал детали японской глиняной статуэтки догу, полностью сохранив структуру поверхности.

Работа со сторонней оптикой

Беззеркальные камеры Fujifilm X-mount буквально побуждают энтузиастов фотографии экспериментировать с объективами других систем, особенно с некоторыми старыми оптическими инструментами. Среди этого «секонд-хэнда» немало прекрасных образцов, ставших легендарными. В отличие от зеркальных камер, такого рода занятиям способствуют, во-первых, малый рабочий отрезок, а во-вторых, облегчение процесса ручной наводки на резкость. Первое означает, что можно адаптировать для работы с камерами Fujifilm X-mount почти все зеркальные и даже некоторые дальномерные объективы. А второе подразумевает возможность увеличивать изображение для точной фокусировки плюс автоматический фокус-пикинг (focus peaking), то есть выделение автоматикой в видоискателе и на дисплее границ максимально контрастных контуров, находящихся в зоне фокуса.


Leica Tele-Elmarit M 90mm F2.8 при F2,8; 1/100 c; ISO 200.

Вот результат работы Fujifilm X-T20 с одним из знаменитых (и довольно недорогих) объективов для дальномерной Leica-M. Этот Tele-Elmarit M 90mm F2.8 — очень компактный и легкий. Он уже не выпускается, но по-прежнему привлекает коллекционеров и энтузиастов.

На матрице типоразмера APS-C у камер системы Fujifilm X-mount он формирует изображение примерно такого же масштаба, как на полнокадровых матрицах — объектив с фокусным расстоянием 135 мм. Конечно, автофокуса у него нет, но он очень легок и компактен, что бывает полезно в путешествиях.


Carl Zeiss С Sonnar T* 50mm F1.5 ZM при F1,5; 1/100 c; ISO 200.

Этот снимок сделан одним из великолепных объективов с байонетом Leica M — знаменитым Carl Zeiss С Sonnar T* 50mm F1.5 ZM. Среди «коллег» он не отличается самой высокой резкостью, но зато рисует превосходное бокэ, которые некоторые ценители считают просто непревзойденным. На APS-C-сенсорах камер Fujifilm X-mount этот «Зоннар» создает такое же изображение, которое формируют на полнокадровых матрицах объективы с фокусным расстоянием 75 мм. Это означает, что в нашем случае его можно использовать как интересный по рисунку «портретник».

Видеосъемка

В качестве примера того, как Fujifilm X-T20 справляется с видео в 4K, приведем клип, снятый с рук с объективом Fujinon XF 10-24mm F4 R OIS на максимально раскрытой диафрагме.

Несмотря на то что система оптической стабилизации объектива была включена, в самом начале клипа видно постепенно уменьшающееся по амплитуде дрожание. Конечно, — скажут многие, — нужно было установить камеру на штатив и забыть про стабилизацию. Это, разумеется, так, но ведь, во-первых, это не профессиональный инструмент (поэтому мы говорим здесь о любительском характере видеосъемки), а во-вторых, явно репортажные «наклонности» Fujifilm X-T20 побуждают использовать ее при видеографии так же, как и при фотосъемке — по-репортажному.

Что касается качества изображения, то оно вполне адекватно количеству пикселей в кадре. Цветопередача точная, насыщенность цветов высокая, но не настолько, чтобы понижать ее в ходе постобработки.

В статью для демонстрации сказанного вставлен уменьшенный по размеру кадра ролик, так как 4K-видео нормально покажут далеко не все браузеры. Но для изучения деталей мы, понятно, рекомендуем .

Включайся в дискуссию
Читайте также
Классный час на тему:
Книги про войну и про армию Рассказы о российской армии для дошкольников
Презентация «Лучшая развивающая предметно-пространственная среда группы ДОУ» презентация на тему Презентация по предметно пространственной среде в доу