Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как называется начало поезда. История поезда: изобретение и развитие железнодорожного сообщения

Такие сложные виды техники, как электропоезда, не появляются вдруг. Их история - это история развития транспортных технологий от первых ключевых изобретений, таких как изобретение колеса или железной дороги, до применения электричества и электродвигателей.

Ниже представлен краткий обзор ключевых событий и изобретений, которые в итоге привели к созданию электропоездов в нашем современном понимании.

Модель первого колеса в музее истории Ирана.
Источник: Wikipedia.

  • 2600 г. до н. э. – Изобретение колеса. Первое упоминание о колесницах в Месопотамских источниках (Штандарт из Ура).
  • 6 век до н.э. – Построена первая гужевая дорога Диолкос через Коринфский перешеек.
  • 312 г. до н.э. – Построена одна из самых ранних мощеных дорог - Аппиева дорога между Римом и Капуей, которая положила начало строительству сети таких дорог по всей Римской империи.
  • Пейтингерова таблица - одна из самых известных карт 5 века н.э. Длина оригинала карты - 6,75 м, а ширина - 0,34 м. На ней изображены дороги Римской империи, общая длина которых составляла около 200 тыс. км, а также отмечены города, моря, реки, леса и горы. На карте представлена вся Римская империя, Ближний Восток и Индия, отмечены Ганг, Шри-Ланка и Китай.
    Источник: Wikipedia.

  • 200 г. до н.э. – Изобретение фонаря в Китае.
  • 1 век н.э. – Прототип паровой турбины описан в Героном Александрийским в трактате "Пневматика".
  • 1500 г. – Леонардо да Винчи описал современный подшипник качения.
  • 1662 г. – Блез Паскаль предложил общественный омнибус на конной тяге, который курсировал по установленному маршруту в соответствии с графиком и системой тарификации проезда.
  • 1663 г. – Отто фон Герике изобрел один из первых электростатических генераторов, производящих электричество трением - шар из серы, натираемый руками. В 1672 году обнаружил, что заряженный шар потрескивает и светится в темноте (первым наблюдал электролюминесценцию). Кроме того, им было обнаружено свойство электрического отталкивания однополярно заряженных предметов.
  • Первые опыты с электричеством. Гравюра 1670 г.
    Источник: Wikipedia.

  • 1672 г. – Первые опыты Фердинанда Фербиста с паровым приводом для повозок.
  • 1680 г. – Изобретен паровой котел - так называемый котёл Папина, сконструированный и изготовленный французским физиком и инженером Д. Папином.
  • 1705 г. – Поршневой паровой двигатель Томаса Ньюкомена.
  • 1740 г. – Жак де Вокансон представил его тележку с приводом от часового механизма.
  • 1745 г. – Эвальд Юрген фон Клейст и Питер ван Мушенбрук изобрели электрический конденсатор - Лейденскую банку.
  • 1762 г. – Российский инженер Иван Иванович Ползунов изобретает двухцилиндровую паровую машину, а в 1765 г. универсальную паровую машину.
  • 1769 г. – Николя Жозеф Кюньо представил первый полноразмерный паровой автомобиль.
  • 1784 г. – Уильям Мурдок построил работающую модель парового экипажа в Англии.
  • 1800 г. – Алессандро Вольта изобрел вольтов столб (первый гальванический элемент).
  • 1801 г. – Ричард Тревитик запустил полноразмерный паровой дорожный локомотив в Англии.
  • 1803 г. – Ричард Тревитик построил 10-местный экипаж для Лондона (London Steam Carriage).
  • 1804 г. – Ричард Тревитик построил прототип паровоза.
  • Поезд-аттракцион Ричарда Тревитика. Рисунок 1804 г.
    Источник: Wikipedia.

  • 1814 г. – Джорж Стефенсон построил первый железнодорожный паровоз, пригодный для практического использования.
  • 1821 г. – Майкл Фарадей опубликовал научную работу о вращениях тока вокруг магнита и магнита вокруг тока, теоретически обосновавшую электродвигатель.
  • 1825 г. – В Англии запущена в эксплуатацию первая железная дорога с паровозом "Ракета" Джоржа Стефенсона.
  • 1830 г. – В России сделаны первые попытки использовать паровую машину на транспорте. Механик Е. А. Черепанов, с сыновьями Мироном и Аммосом, испытал «паровой дилижанс» на рельсовых путях Нижнетагильской железной дороги. Линия была запущена в эксплуатацию в 1834 г.
  • Модель паровоза Черепановых, представленный в музее ИрГУПСа.
    Фото: Олег Назаров, 2005 г.

  • 1836 г. – 15 апреля обнародован указ императора Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги.
  • 1837 г. – 30 октября открыта первая железная дорога общественного пользования в Российской империи - Царскосельская железная дорога: Санкт-Петербург - Царское Село длиной 23 км (21 верста 294 сажени).
  • 1838 г. – В России впервые применен для целей тяги электрический двигатель, разработанный Б.С. Якоби. Двигатель был установлен на лодке, перевозившей людей по реке Неве.
  • 1846 г. – В России на Александровском заводе в Петербурге начался выпуск первых серийных паровозов.
  • 1850 г. – В России на Александровском заводе в Петербурге начался выпуск первых серийных вагонов.
  • 1851 г. – 1 ноября первый пассажирский поезд (6 вагонов трёх классов) проследовал по Николаевской железной дороге между Петербургом и Москвой за 21 час 45 минут.
  • 1854 г. – В России введён первый график движения поездов на Петербург-Московской железной дороге.
  • Поезд Петербург - Москва, 1854 г.
    Источник: Wikipedia.

  • 1859 г. – Гастон Планте представил свинцово-кислотный аккумулятор.
  • 1862 г. – В России построены первые железнодорожные тоннели на Петербурго-Варшавской железной дороге.
  • 1864 г. – В России появилась первая «Кукушка» - этим именем петербургские дачники окрестили нештатный поезд местного сообщения, пущенный на линии Петергоф-Ораниенбаум.
  • 1865 г. – В России создана вагонная тележка с двойным рессорным подвешиванием конструкции К.И. Рехневского.
  • 1868 г. – Джорж Вестингауз изобрел прямодействующий воздушный тормоз для железнодорожных поездов.
  • 1871 г. – В России введены единые для железнодорожной сети «Правила движения» и «Правила охранения, содержания и ремонта».
  • 1871 г. – 30 декабря отправился первый скорый поезд Петербург-Москва с вагонами первого и второго классов, время в пути - 15 часов 45 минут.
  • 1872 г. – В Москве начала действовать первая линия конки от Брестского (Белорусского) вокзала до здания Городской Думы (Исторический музей), приуроченная к открытию Политехнической выставки.
  • 1872 г. – Фирма «Вестингауз» начала выпускать тормоза для подвижного состава с автоматическим управлением.
  • Автоматический пневматический тормоз Вестингауза, 1872 г.

    История поездов охватывает период последних двухсот лет современной человеческой цивилизации, когда это невероятное открытие использовалось для того, чтобы кардинально изменить промышленность, повлиять на распространение человечества и способы путешествия.

    С тех пор как первый паровоз проехал по железным дорогам индустриальной Англии в начале 1800-х годов, поезда помогали людям развивать цивилизацию. Отдаленные земли стали доступными, промышленное производство снабжалось бесконечным количеством сырья и обеспечивалась транспортировка готовой продукции.

    Сегодня они используются по-разному: от небольших городских трамваев, метро, ​поездов дальнего следования до грузовых и скоростных составов, которые могут достигать скорости 300- 500 километров в час. Однако их история началась с гораздо более простых и медленных проектов. Древние цивилизации Греции и Египта, а также индустриальная Европа (1600-х-1800-х гг.) использовали лошадей в качестве основных источников вождения для перемещения простых вагонов.

    Появление первых паровых двигателей в начале 19-го века позволило инженерам создать новый вид транспорта, который был приспособлен для перевозки гораздо большего количества материалов, чем когда-либо до этого.

    Изобретение железнодорожной техники

    История поездов начинается с их один из самых важных моментов в истории развития человечества.

    Самый первый поезд в мире появился в 1804 году. Он смог провезти 25 тонн железного материала и 70 человек на расстояние 10 миль (16 километров).

    В течение истории поезда ходили на пару, электричестве и дизельном топливе (хотя один из самых ранних поездов в США работал на лошадях). В настоящее время они перевозят около 40 % мирового груза.

    Первый коммерческий поезд (Stephenson"s The Rocket) смог достичь скорости 96 км/ч. Сегодняшние модели могут проходить на скорости выше 200 км/ч, а специальные "поезда-пули" - более 500.

    Железнодорожный транспорт - это совокупность поезда и рельсовых систем, посредством которых осуществляется перевозка пассажиров и грузов с помощью колесных транспортных средств, специально предназначенных для движения по колее. Это быстрый, эффективный, но капиталоемкий способ механизированного наземного транспорта. Это часть логистической цепочки, которая облегчает международную торговлю и экономический рост в большинстве стран.

    Поезда и рельсовые системы состоят из двух компонентов: те, которые перемещаются, и которые фиксированы. Компоненты, которые движутся, называются подвижным составом - локомотивы, пассажирские и грузовые транспортные средства. Фиксированные включают железнодорожные пути (с их несущими конструкциями) и вспомогательные здания.

    История железнодорожных путей сообщения

    Самое ранний прототип железной дороги - это шестикилометровая дорога Диолькос, по которой перевозили лодки через перешеек Коринфа в Греции в шестом веке до н. э. Грузовики, подталкиваемые рабами, двигались в канавках в известняке, которые не позволяли вагонам покидать предполагаемый маршрут. Эта дорога просуществовала более 1300 лет вплоть до 900 г. н. э.

    Рельсы из железных пластин

    Первые железные дороги в Великобритании были построены в начале семнадцатого века главным образом для транспортировки угля с рудников на причалы канала, где его можно было перенести на лодку для последующей перевозки. Самые ранние зарегистрированные примеры - Wollaton Wagonway в Ноттингемшире и Bourtreehill - Broomlands Wagonway в Ирвине, Эйршир. Рельсы тогда были деревянными и их приходилось часто менять.

    В 1768 году завод Coalbrookdale Iron Works наложил чугунные пластины поверх деревянных рельсов, обеспечивая более прочную несущую поверхность. Позднее они были использованы Бенджамином Уртамом в его литейном заводе в Рипли, Дербишир, где в первый раз были выпущены стандартизованные элементы путей. Преимущество заключалось в том, что можно было бы значительно варьировать расстояние между колесами.

    С конца восемнадцатого века стали появляться железные рельсы. Британский инженер-строитель Уильям Джессоп разработал гладкие аналоги, поставив их на маршруте между Лафборо и Нанпантаном, Лестершир, в качестве дополнения к каналу Чарнвуд-Форест в 1793-1794 годах. В 1803 году Джессоп открыл в Суррей на юге Лондона, возможно, первую в мире конную железную дорогу.

    Первые железнодорожные линии

    Самые ранние составы состояли из конных экипажей на деревянных дорожках, некоторые из которых были построены еще в 16 веке. Первой рельсовой колеей, которая работала с паровозом, была трамвайная линия от Железного завода в Пенидаррене в Мертире Тидфил, Уэльс. 21 февраля 1804 года локомотив успешно провез 10 тонн железа и 70 пассажиров с максимальной скоростью 5 миль (8 км) в час по 9-мильной железной дороге (около 14,5 км). Этот ранний эксперимент с паром был признан успешным, но вес локомотива повредил дорогу.

    Первый паровоз

    Первой железной дорогой, использующей паровоз, была Миддлтон в Лидсе, Великобритания. Первоначально она была построена в 1758 году для перевозки угля с использованием конных транспортных средств на деревянных дорожках. Мэтью Мюррей построил локомотив по имени Саламанка с четырьмя фланцевыми и одним зубчатым колесами, которые были соединены с соседней стойкой для движения. Паровые угольные поезда начали действовать 12 августа 1812 года. Три дополнительных локомотива были построены и эксплуатировались до 1834 года. Железная дорога была преобразована в стандартную калибровку в 1881 году и до сих пор действует как туристическая/историческая железная дорога.

    Первая в мире пассажирская железная дорога

    Ей стала железная дорога Ойстермаута. Она первоначально (в 1804-1806 годах) использовала конные машины для перевозки известняка между Суонси и Ойстермаутом в Южном Уэльсе. Пассажирское обслуживание началось 25 марта 1807 года, что сделало ее первой пассажирской железной дорогой в мире. Перевозка пассажиров длилась почти 20 лет и завершилась в 1826 году, когда владельцы конных многоместных экипажей переманили пассажиров.

    Первая пассажирская железная дорога, использовавшая паровоз

    Ей стала железная колея Стоктон - Дарлингтон, работавшая в 25 милях от Дарлингтона на северо-востоке Англии. В сентябре 1825 года Роберт Стивенсон Ко закончил первый паровоз для железной дороги. Он работал 27 месяцев, перевозя как уголь, так и пассажиров. Дополнительные локомотивы прибыли в следующем году, но пассажирские перевозки в основном совершались на лошадях до полного перехода на паровую мощность в 1833 году.

    Российская империя

    Начало истории императорских поездов России связано с Петербургом. Впервые такой поезд продемонстрировали одновременно с официальным открытием первой российской железной дороги, которая протянулась между Царским Селом, Санкт-Петербургом и Павловском. Поезд состоял из восьми вагонов, в которых могли, кроме Николая I, находиться министры, члены Государственного Совета и дипломаты. Первая поездка между Петербургом и Царским Селом заняла 35 минут.

    Однако действительно императорский поезд - это состав, создание которого было приурочено к открытию железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Он был предназначен для перевозки императора и его сопровождения и состоял из двух императорских вагонов, а также отдельных для свиты и прислуги. В разное время он перевозил Николая I, Александра II, Александра III, а также членов их семей.

    В 1888 году произошло крушение императорского поезда. После этого было построено два новых состава: для поездок за границу и по территории России.

    К 1917 году в России был самый крупный в мире парк императорских поездов, включавший не только устаревшие, но и самые новые составы.

    История поездов: музей РЖД

    Этот музейный комплекс является главным в России и одним из самых крупных в мире. Он был открыт в 2017 году, однако его история началась еще в 1978-м. Тогда был открыт В первой экспозиции рассказывалось об истории поездов, Царскосельской и Николаевской железных дорогах, о транспорте в годы революции и гражданской войны, первых пятилетках, о железнодорожниках в годы Великой Отечественной войны, и о развитии в послевоенные годы.

    В 1991 году в Шушарах под Санкт-Петербургом открылся первый Музей железнодорожной техники. Спустя десять лет появилась новая экспозиция у Варшавского вокзала Санкт-Петербурга. С течением времени Музей Октябрьской железной дороги трансформировался в Музей железных дорог России.

    На сегодняшний день на территории ведущих стран мира проложено почти миллион километров железнодорожных путей. Придумано множество разработок по усовершенствованию железнодорожного транспорта: от поездов, двигающихся от электричества, до составов, которые двигаются на магнитной подушке, не касаясь рельсов.

    Одни изобретения прочно вошли в нашу жизнь, другие же так и остались на уровне планов. Например, разработка локомотивов, которые двигались бы на атомной энергии, но из-за высокой опасности для экологии и больших финансовых затрат их так и не построили.

    Сейчас разрабатывается первая в мире железная дорога для гравитационного поезда, который будет двигаться за счет своей инерции и

    У железнодорожного транспорта большой потенциал. Изобретаются все новые и новые способы передвижения по железной дороге, несмотря на то, что, кажется, в этой области все уже давно изобретено.

    Зарождение железнодорожного транспорта

    Самые первые железные дороги стали появляться в середине 16 века по всей Европе. Это нельзя было назвать железнодорожным транспортом в полной мере. По путям ездили вагонетки, которые тянули лошади.

    В основном такие дороги использовались на разработках камня, в рудниках и шахтах. Сделаны они были из дерева, и лошади могли перевезти по ним груз весом намного больше, чем по обычной дороге.

    Но у таких рельсовых путей был существенный недостаток: они быстро изнашивались, и повозки сходили с путей. Для того чтобы уменьшить износ дерева, стали применять чугунные или железные полосы для укрепления.

    Первые железные дороги, рельсы которых сделаны полностью из чугуна, стали использовать только в 18 веке.

    Первая железная дорога общественного пользования

    Первая в мире железная дорога для перевозок пассажиров была построена в Англии 27 октября 1825 года. Она соединяла города Стоктон и Дарлингтон, и изначально предполагалось, что по ней будут перевозить уголь из шахт в порт Стокона.

    Проектом железной дороги занимался инженер Джорж Стефенсон, который уже имел опыт эксплуатации и управления железными дорогами в Килингуорете. Чтобы начать строительство дороги, пришлось ждать одобрения парламента целых четыре года. У нововведения было много противников. Владельцы лошадей не хотели лишаться своего дохода.

    Самый первый состав, который перевозил пассажиров, был переоборудован из вагонеток для угля. А в 1833 году для быстрой перевозки угля дорогу достроили до Мидлсбро.

    В 1863 году дорога вошла в состав Северо-Восточной железной дороги, которая и по сей день находится в эксплуатации.

    Железная дорога под землей

    Первая в мире железная дорога, которая проходила под землей, стала прорывом в сфере общественного транспорта. Первыми построили ее англичане. Необходимость в подземке появилась в тот момент, когда жители Лондона в полной мере познакомились с пробками на дороге.

    В первой половине 19 века на центральных улицах города возникали скопления различных повозок. Поэтому решили «разгрузить» транспортные потоки за счет создания тоннеля под землей.

    Проект лондонского подземного туннеля был изобретен французом Марком Изамбаром Брюнелем, который проживал в Великобритании.

    Строительство тоннеля завершилось в 1843 году. Сначала он использовался лишь как но позже родилась идея метрополитена. И 10 января 1893 года состоялось торжественное открытие первой подземной железной дороги.

    На ней использовалась паровозная тяга, и длина путей составляла всего лишь 3,6 километров. Среднее количество перевозимых пассажиров составляло 26 тысяч человек.

    В 1890 году произошла модификация составов, и они стали двигаться не на паровой тяге, а на электричестве.

    Магнитная железная дорога

    Первая в мире железная дорога, по которой поезда двигались на была запатентована в 1902 году немцем Альфредом Зейденом. Попытки возведения были предприняты во многих странах, но первая была представлена на Международной выставке транспорта в Берлине в 1979 году. Проработала она всего лишь три месяца.

    Поезда по магнитной железной дороге передвигаются, не касаясь рельсов, и единственная тормозящая сила для состава - это сила аэродинамического сопротивления.

    На сегодняшний день не могут конкурировать с железной дорогой и метрополитеном, потому что, несмотря на высокую скорость передвижения и бесшумность (некоторые поезда могут развивать скорость до 500 км/ч), имеют ряд существенных недостатков.

    Во-первых, потребуются большие финансовые вливания для создания и обслуживания магнитных дорог. Во-вторых, поезда на магнитной подушке. В-третьих, наносит большой вред окружающей среде. И, в-четвертых, у магнитной железной дороги очень сложная путевая инфраструктура.

    Во многих странах, в том числе и в Советском Союзе, планировали создание таких дорог, но позже отказывались от этой идеи.

    Железные дороги в России

    Впервые в России предшественницы полноценных железных дорог были применены на Алтае в 1755 году - это были деревянные рельсы на рудниках.

    В 1788 году в Петрозаводске построили первую железную дорогу для заводских нужд. А для пассажирских перевозок в 1837 году появилась железная дорога Санкт-Петербург - Царское Село. По ней ходили составы на паровой тяге.

    Позже, в 1909 году, Царскосельская железная дорога вошла в состав Императорской ветки, которая соединила Царское Село со всеми линиями Санкт-Петербургской железной дороги.

    Поезда являются одним из важнейших видов транспорта во всем мире. Ежедневно по железным дорогам путешествуют миллионы пассажиров, и уже никого не удивляет, что можно купить билет на поезд на сайте , не выходя из дома, и сесть в поезд, просто предъявив проводнику электронный билет (посадочный купон) на бумаге (формат А4) или экране мобильного устройства и документ, удостоверяющий личность пассажира (электронная регистрация). Часто бывает достаточно только паспорта.

    Хотя поезда и появились намного раньше, чем автомобильный и тем более авиационный транспорт, но на самом деле возникновение железнодорожного сообщения - дело, можно сказать, недавнее. Еще 200 лет назад никто и представить себе не мог, что в скором времени люди смогут с комфортом путешествовать на любые расстояния без помощи лошадей. То же касается грузоперевозок и доставки почты: только железные дороги смогли создать на огромных территориях Америки, Европы, России единую транспортную систему, которая существенно повлияла на развитие экономики. Итак, когда и где был создан самый первый поезд в мире, и какова была его скорость?

    Прообраз современного поезда

    Прототипом поезда, очень примитивным, можно назвать вагонетки, которые начали использовать в XVIII веке в Европе. Между определенными пунктами, например, шахтой и поселком, прокладывались деревянные брусья (лежни), выполнявшие роль современных рельсов. По ним и курсировали туда и обратно вагонетки, передвигаемые лошадьми или… людьми. В конце XVIII века одиночные вагонетки стали соединять между собой железными кольцами, чтобы повысить эффективность перевозок. Вот такие короткие составы из нескольких груженых вагонеток, перевозимые по деревянным рельсам с помощью лошадей, и стали прообразом тех поездов, которые используются в наше время.

    Россия ненамного отстала от Англии. Первый грузовой поезд с локомотивной тягой был пущен в 1834 году, а уже в 1837 году была построена и открыта Царскосельская железная дорога, по которой со скоростью 33 км/ч курсировали пассажирские поезда. Честь создания первого российского паровоза принадлежит братьям Черепановым.

    Первый паровоз

    В 1804 году английский инженер-изобретатель Ричард Трейтвик продемонстрировал любопытным зрителям первый паровоз. Данная конструкция представляла собой паровой котел цилиндрической формы, к которому были прицеплены тендер (повозка с углем и местом для кочегара) и один вагон, в котором могли прокатиться желающие. Первый паровоз не вызвал особого интереса у владельцев шахт и рудников, которых как раз и хотел заинтересовать Трейтвик. Возможно, его, по сути, гениальное изобретение опередило свое время, как это часто бывает. Высокая стоимость материалов для изготовления рельсов, необходимость создавать все детали паровоза вручную, отсутствие средств и квалифицированных помощников - все эти отрицательные факторы привели к тому, что в 1811 году Трейтвик забросил свою работу.

    Первый грузовой поезд

    Используя чертежи и наработки Трейтвика, многие европейские инженеры начали активно создавать и совершенствовать различные виды паровозов. С 1814 года было сконструировано несколько моделей («Блюхер», «Пыхтящий Билли», «Киллингворт» и т.д.), которые успешно эксплуатировались владельцами крупных копей и шахт. Первые грузовые поезда могли перевозить около 30-40 тонн груза и развивали скорость до 6-8 км/час.

    Первый магистральный поезд

    19 сентября 1825 года по первой общественной железной дороге между Дарлингтоном и Стоктоном прошел первый поезд, управляемый его создателем Джорджем Стефенсоном. Поезд состоял из паровоза «Передвижение», 12 грузовых вагонов с мукой и углем и 22 вагонов с пассажирами. Масса поезда вместе с грузом и пассажирами составляла 90 тонн, скорость его движения на различных участках - от 10 до 24 км/час. Для сравнения: сегодня скорость пассажирских поездов составляет в среднем 50 км/ч, а скоростных поездов, таких как «Сапсан» - 250 км/час. В 1830 году в Англии была открыта магистраль Ливерпуль-Манчестер. В день открытия по ней прошел первый пассажирский поезд, в состав которого входил почтовый вагон - тоже первый в мире.

    Сядеш у поїзд, хай собі їде, може у Прагу, може у Відень. (Пиккардийская терция)

    Поезда – как много всего в этом слове, особенно именно сейчас, летом, когда наступила долгожданная пора отпусков и что-то внутри так и тянет куда-то на юг, поближе к морю, пляжам и теплому солнышку. Поэтому совсем не удивительно наблюдать огромные очереди в железнодорожных кассах, люди массово скупают билеты на поезда в Крым. Что ни говорите, а поезда – едва ли не самый комфортный способ передвижения, и точно самый безопасный. Таки да, поезда – самое безопасное средство передвижения в мире, количество аварий с участием поездов минимально (чего нельзя сказать об автотранспорте, который наоборот самый опасный). А еще поезда просто замечательное место для общения с разными интересными случайными попутчиками, (бывает в вагонах звучат еще те философские дискуссии за жизнь) здорово путешествовать поездами веселой дружной компанией, с которой не менее весело проводить время, петь песни, играть в разные игры, и т.д.. Одним словом – поезда, чтобы мы только без них делали, но как все начиналось и откуда они появились?

    Так вот, первые прообразы древнейших поездов появились еще в конце 15-го века и не имели совершенно никакого отношения к железнодорожному транспорту. В те времена под словом «поезд» понимался просто ряд сцепленных между собой повозок, которых двигала одна тягловая сила – это могла быть лошадь, или вол или еще какой-то представитель большого (и иногда рогатого) скота. Некоторые изобретательные тогдашние жители использовали такие поезда-телеги и в военных целях – в качестве укреплений. В частности это очень любили делали и наши украинские казаки, которые обязательно брали с собой в военные походы несколько таких сцепленных телег-поездов и в случае чего создавали из них укрепленный лагерь, настоящую передвижную крепость на колесах.

    Занимайте места согласно купленных билетов, бабах! Просто у казаков конницы было не так уж много, поэтому приходилось воевать пешком, отстреливая противников из огнестрельного оружия. А поскольку качество того оружия заставляло желать лучшего, и была большая вероятность быть порубленным вражеской конницей на капусту, пока казак перезарядит мушкет, поэтому телеги-поезда становились для них просто спасительной палочкой-выручалочкой, и неотъемлемым элементом военной тактики наших славных предков. Есть даже исторические свидетельства о том, как однажды 50 казаков в такой крепости из повозок, успешно отразили атаку 500 турецких всадников.

    Но вернемся к поездам, новое значение это слово приобрело уже в конце 17-го века, именно в это время появились первые вагонетки, которые представляли собой открытый маленький вагон, предназначенный для перевозки различных грузов. В качестве тягловой силы использовались лошади. Вагонетки двигались по специальной деревянной дороге, фактически это был прообраз первой железной дороги. Времена шли вперед и прогресс не стоял на месте, железные дороги улучшались и вот уже в 1804 году английский изобретатель и инженер Ричард Тревтик конструирует первый в мире поезд (уже в его современном понимании) и локомотив («локомотив» означает – сдвигать с места). Кони с облегчением вздохнули.

    Вот так он выглядел.

    К первому поезду прицепили только один пассажирский вагон и пустили его по кругу, для развлечения благородной лондонской публики. Сам поезд игриво прозвали «Catch me if you can» – «Поймай меня, если сможешь».

    Но только через семь лет англичане поняли, что поезда – это круто. И вот уже с 1811 года начинают активно строиться поезда и прокладываться железные дороги. Сначала только в Англии, а потом английский пример перенимают и другие страны и вот уже бабушка Европа заложена железными рельсами, по которым весело дымят поезда.

    Маленькое лирическое отступление: А вообще развитие поездов и железных дорог имело просто громадное влияние на развитие целой человеческой цивилизации, а сами железные дороги понемногу превратились на кровеносные артерии человеческой цивилизации, особенно ее экономики. Вот даже в разных стратегических компьютерных играх (там экономических стратегиях вроде Civilization 5), без грамотного строительства железных дорог никакого прогресса не будет.

    Торжественное прибытие поезда на царкосельськой железной дороге, первой в России, построенной в 1837 году.

    Уже тогда произошло разделение поездов на пассажирские и грузовые, вообще первый грузовой поезд с локомотивной тягой появился в 1820 году, он возив уголь с английского шахты Хэттон до городка Сандерленда. Конечно поезда в те времена отличались от нынешних, имели паровой двигатель и дымили так что о-йо-йой, и были по современным меркам черепахами, ведь максимальная скорость первых поездов составляла максимум 40 км. в час. Для движения поезда в печку машинного отделения надо было постоянно подбрасывать уголь. Вот только для экологии такие поезда конечно были не очень полезны, хотя тогда природа еще не была настолько разорена, как в наши «ультра прогрессивные» времена.

    Во время первой мировой, гражданской и второй мировой войн поезда вновь стали активно использоваться в военных целях, появились так называемые бронепоезда – стальные мастодонты нафаршированы всевозможными орудиями.

    Как-то так получается, что многие человеческие изобретения задуманные сначала в мирных целях затем применяли для всяких военных штук.

    Зато уже в начале 20-го века с изобретением электричества появились и первые электровозы, поезда двигались с помощью магической силы электрического тока и уже не дымили как те паровозы.

    Первые электровозы, фото с 20-х годов, 20-го века.

    Вот такая она история поездов, которые прошли долгий эволюционный путь от телег, через ретро дымящиеся поезда 19-го века до таких современных красавцев.

    В завершение хорошая песенка от группы «Пиккардийская терция» – «Сядеш у поїзд».

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Платим за рецепты 200 рублей
    Знаменитые жены турецких султанов: Баффо Османские правители по порядку и их жены
    Инструкция по охране труда для административного персонала и специалистов (офисных работников)