Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Луис кан цитаты. Louis I

Луис Исидор Кан (Louis Isadore Kahn, 20 февраля 1901 - 17 марта 1974) - американский архитектор еврейского происхождения, один из авторов градостроительного плана Филадельфии.

Биография

Луис Кан родился в Эстонии, переехал с родителями в США в 1905 году, окончил колледж искусства и архитектуры Пенсильванского университета в Филадельфии (1920) и архитектурное отделение Школы изящных искусств (1925). Профессор Йельского (1947-1957) и Пенсильванского (1957-1974) университетов. Его творчество оказало существенное влияние на формирование лица американской архитектуры середины двадцатого века.

Избранные проекты и постройки

  • Художественная галерея Йельского университета в Нью-Хейвене (1951-1953);
  • Американская федерация медицинских работников в Филадельфии (1954-1956);
  • Здание Центра еврейской общины Трентона, Нью-Джерси, США (Trenton, New Jersey, USA), 1954-1959.
  • Институт биологических исследований в Сан-Диего, Калифорния, США (San Diego, California, USA), 1959-1966.
  • Завод «Оливетти» в Харрисбурге, Пенсильвания, США (Harrisburg, Pensilvania, USA), 1960-е гг.
  • Административные здания и учебные корпуса в городе Дакка, Бангладеш, (Dacca, Bangladesh), 1962.
  • Индийский институт управления (Indian Institute of Management), Ахмадабад, Индия (Ahmedabad, India), 1962.
  • Проект синагоги конгрегации «Микве Исраэль», Филадельфия, Пенсильвания (Philadelphia, USA), 1961-1970. Неосуществлен.
  • Здание библиотеки Академии Филлипса в Эксетере, Эксетер, Нью-Гэмпшир, 1965-1971.
  • Реконструкция синагоги «Хурва» в Старом городе Иерусалима, Израиль (Jerusalem, Israel), 1968.
  • «Мемориал шести миллионам», Манхаттан, Нью-Йорк, США (Manhattan, New York, USA), 1967-1969.
  • Синагога «Бет-Эль» в районе Чаппаква, Нью-Йорк (Chappaqua, New York), 1966-1972.
  • Центр Вольфсона на территории Тель-Авивского университета, Тель-Авив, Израиль (Tel-Aviv, Israel). Факультет машиностроения и инженеров транспорта.
  • Йельский центр британского искусства, Йельский университет, Нью-Хэйвен, Коннектикут (Yale Center for British Art, Yale University, New Haven, Connecticut), 1969-1974.
  • Дворец конгрессов в Венеции;
  • Художественный колледж в Филадельфии;

ЛУИС КАН

Имя Кана стало широко известным в конце 1950-х годов. Его творчество отмечено стремлением к значительности образного содержания, утверждению гуманистических ценностей. Концепция архитектора, открывающая путь к творчеству вне ассоциаций с уже существующим, вне подражания, и органическое соединение в одном лице мыслителя и художника, теоретика и крупного практика импонируют западной архитектурной молодежи. Популярности Кана способствовал его талант педагога, умеющего установить контакт с любой аудиторией.

Луис Исидор Кан родился на острове Эзель (Сааремаа) в Эстонии 20 февраля 1901 года. Шестилетним ребенком вместе с родителями Луис переехал в США и с 1906 года жил в Филадельфии. Обладая незаурядными способностями к рисованию и музыке, он поступил на архитектурный факультет Пенсильванского университета, который окончил в 1923 году. Музыка, хотя она и не стала профессией Кана, сопровождала всю его жизнь в своих теоретических высказываниях Кан нередко прибегал к сравнениям архитектурного творчества с творчеством композиторов. Учителем Кана в университете был Поль Крет, представитель парижский «Эколь де Боз ар», у которого Кан продолжал работать и после окончания университета.

Начало его творческой биографии не было многообещающим. Знакомство с «авангардистской» архитектурой Европы во время поездки, которую он совершил в 1928-1929 годах, подорвало его веру во всемогущество доктрин классицизма. Особенно большое впечатление на него произвели работы Ле Корбюзье. И Кан примкнул к функционалистам.

Вот как он сам вспоминал о том времени:

«Моя первая архитектурная школа следовала правилам парижской «Эколь де Боз ар». Но, закончив ее и вернувшись затем из Европы, я очутился среди нашего экономического кризиса. Работы тогда не было. Характерно для тех лет замечание, что трудно достать деньги, чтобы построить книжную полку.

Я начал работать под влиянием европейской школы и только через двадцать лет смог найти свой стиль, выработав его, когда мне было поручено сделать проект Художественного музея Йельского университета.

Я хорошо понимаю значение слова «порядок». Этот порядок в архитектуре присутствует везде, в том числе и в античной архитектуре. Понимание этого порядка пришло ко мне в новом значении. Я хочу показать на примере, на чем, как я понял, основывается архитектура. Передо мной была поставлена задача – создать открытый бассейн, где разделение на мужскую и женскую части соблюдалось очень строго. Первой мыслью было поставить в центре контрольный пост и сделать множество перегородок. И над этим я работал месяцы, прежде чем осознал разницу между архитектурой и игрой в архитектуру. И тогда я изобрел комнату-колонну, в раскрытую сторону которой заходила стена, разграничивающая пространства. Опоры, колонны стали вместе с тем и обслуживающими помещениями.

Работа над небольшим объектом – бассейном – привела меня к теории, что обслуживающие помещения и обслуживаемые пространства должны быть разделены. Такое подразделение стало основой всех моих планов».

Однако в годы экономического кризиса Кану не удавалось найти настоящего применения своим силам. Десятилетия Кан работал как помощник и соавтор заурядных архитекторов, лишь изредка самостоятельно выполняя не очень крупные заказы. До 1950-х годов ничто из сделанного им не поднималось выше среднего профессионального уровня.

Перелом в жизни Кана наступает, когда он, уже немолодым человеком – сорока семи лет, – становится преподавателем Йельского университета. Общение со студентами, стремление дать им исчерпывающие ответы индуцируют его мысль, заставляют отвергнуть установившиеся представления. Он стремится осмыслить изначальные основы архитектуры, проникнуть в ее сущность, разработать всеобъемлющую теоретическую концепцию зодчества.

Развитие Кана как педагога и теоретика дало мощный импульс его творчеству. Оно позволило ему оторваться от рутины, от комбинаций уже известных элементов и достичь нового качества в своих постройках. Это новое воспринималось особенно ярко на фоне эпигонской архитектуры конца 1950-х годов, растрачивавшей наследие функционализма.

В работах Кана на рубеже 1960-х годов к архитектуре вновь возвращаются такие утерянные ею средства, как зримое выражение массивности, весомости конструкций, использование контрастов фактуры и цвета, естественно присущих строительным материалам, симметрия, уравновешенность в организации объема и пространства.

В Западной Европе «телесность», «материальность» архитектуры возрождали Ле Корбюзье, Аалто, супруги Смитсон. Кан не подражал им, он искал свой путь, пытаясь нащупать общие законы архитектуры, неподвластные не только моде, но и стилю. Уроки академической школы, изучение памятников Древнего Египта и античности вместе с опытом рационалистической архитектуры послужили материалом для теоретических построений Кана.

В основе мировоззрения Луиса Кана нет последовательной философской системы. Однако, в отличие от пессимистической мизантропии многих теоретиков архитектуры современного Запада, Кан верил в извечную созидательную способность человека, его неистребимую потребность утверждать себя в творчестве. Верил он и в объективность законов природы – творчество представляется ему как бы раскрытием, реализацией уже существующих закономерностей.

Общую закономерность структурного построения объекта Кан называл «формой» и говорил, что представляет ее себе как реализацию законов природы, как нечто предшествующее конкретной работе над проектом, так как формой определяется взаимосвязь элементов. Функции сооружений Кан стремился свести к неким общим типам, извечно существующим «институтам» человеческого общества (не случайно он часто возвращался к мысли о принципиальном единстве во все времена «института обучения»). Подобный подход определил широту взглядов на явления, позволяющую увидеть новое в привычном, но он и ограничивал диапазон возможного применения концепции – ее широта оказывалась чрезмерной для многих конкретных задач.

Особое значение Кан придавал организации света. Свет для него – важнейшее структурное средство формирования пространства, непременное условие восприятия его свойств.

Классическая архитектура вызывала у Кана глубокое уважение как проявление способности человека познать закономерности мира и воплотить их в определенных конкретных условиях. Но ему чужда была мысль имитировать формы, созданные в прошлом.

В современном буржуазном мире, мятущемся и раздробленном, Кан сумел сохранить веру в существование всеобъемлющих закономерностей творчества. Но, отрекшись от конъюнктурного и случайного, он порвал и с конкретностью социальной действительности Любое задание он сводил к абстракциям «человеческих институтов».

Первыми значительными реализациями концепции Кана были здания Художественного музея Йельского университета в Нью-Хейвене (1951-1953) и американской федерации медицинских работников в Филадельфии (1954-1956). Здесь проявилось стремление Кана к уравновешенности композиций, их ощутимой весомости. Кан даже несколько утрировал массивность и крупную пластику конструкций, эффектно использовал контрасты материалов. Он не избегал симметрии, но как сильнейший прием эмоционального воздействия использовал и ее частичное нарушение.

Широкую известность Кану принесло здание медицинских лабораторий Пенсильванского университета (Филадельфия, 1957-1961). Четкое подразделение объема, основанное на логичном расчленении пространств, позволило создать исключительную пластическую напряженность необычной композиции. Эта работа, в которой Луис Кан достиг неоспоримой самобытности, отмечает начало периода творческой зрелости, наступившей в шестьдесят лет.

В последующие годы Кан лихорадочным трудом как бы стремится наверстать упущенное. Он одновременно создает проекты целого ряда крупных объектов, включая комплекс правительственного центра в Дакке – столице Восточного Пакистана, Индийский институт управления в Ахмадабаде, Дворец конгрессов в Венеции, художественный колледж в Филадельфии, Биологический институт Солка в Сан-Диего (США).

Вот что сказал Кан о последнем проекте:

«Другое решение имеют здания института Джона Солка, изобретателя вакцины против полиомиелита в Сан-Диего. Обслуживающие помещения здесь сгруппированы в технические этажи, чередующиеся с этажами основных, обслуживаемых помещений. Высота технических этажей достаточна для того, чтобы по ним можно было ходить. Их пространство определяется формой конструкции. Большое внимание здесь было уделено тому, чтобы достичь созвучия между старыми и новыми корпусами.

Институт Солка стоит на верхнем крае каньона. Внизу – океан. Лаборатории отделены от корпуса, где находится зал собраний. Программа, заданная Солком, была лаконичной. Он сказал: «Я хотел бы пригласить в свою лабораторию Пикассо – иначе ученые становятся техниками в биологии. Наука должна служить искусству, так как она находит то, что существует, в то время как искусство создает то, чего не было до него».

В кабинетах я стремился создать атмосферу интимности и уюта, которую символизируют ковры и прокуренные трубки. В лабораториях все рационально и стерильно.

Материалом служил монолитный бетон. Стыки щитов деревянной опалубки были такими, что бетон выжимался наружу – вместо плотного шва. Эта идея исходит от мысли, что шов – начало орнамента. Но наружная отделка объемов, где находятся кабинеты, выполнена из тикового дерева. Это должно подчеркнуть особый дух этих помещений».

Концепция мастера получает, казалось бы, все более разностороннее выражение. Новые проекты решены широко и целостно. Однако многое в них производит впечатление надуманности. Монументальность, перерастающая в самодовлеющее качество, подавляет.

Чтобы сохранить гармонию и логику концепции в негармоничном и нелогичном буржуазном мире, Кан превращает ее в своеобразную замкнутую систему. И эта замкнутость приносит плоды, толкая к творческим абстракциям. Уходит естественность «ранних» работ Кана, работ, которые действительно могли казаться воплощением осознанных закономерностей природы и человеческой деятельности.

«Композитор записывает ноты, чтобы услышать звуки, – писал зодчий. – В архитектуре ритм создается, чтобы родилась музыка соответствий между светом и пространством. Символы музыки и архитектуры поэтому очень близки.

Я верю в то, что архитектура – разумный способ организации пространства. Она должна быть создана так, чтобы конструкция и пространство проявлялись в ней самой. Выбор конструкции должен учитывать организацию света. Структура обслуживающих помещений должна дополнить структуру обслуживаемых. Одна – грубая, брутальная, другая – ажурная, полная света».

Из книги 100 великих вокалистов автора Самин Дмитрий

МАРИЯ МАКСАКОВА (1902-1974) Мария Петровна Максакова родилась 8 апреля 1902 года в Астрахани. Отец умер рано, а мать, обремененная семьей, не могла уделять детям много внимания. В восемь лет девочка пошла в школу. Но училась не слишком хорошо из-за своеобразного характера: то

Из книги Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин автора

Витторио ДЕ СИКА (1901–1974) итальянский киноактер и кинорежиссер Телевидение - единственное снотворное, которое принимают глазами. * * * В чем причина автомобильных аварий? Сегодняшние люди ездят по вчерашним дорогам на завтрашних машинах с послезавтрашней скоростью. * *

Из книги 100 великих музыкантов автора Самин Дмитрий

ДЮК ЭЛЛИНГТОН /1899-1974/ Дюк Эллингтон - негритянский пианист, композитор, аранжировщик, руководитель оркестра - один из немногих джазовых музыкантов, имя которого известно всему культурному человечеству. Таких джазовых гениев можно пересчитать по пальцам.Но Эллингтон

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Кан Луис Кан (Kahn) Луис (р. 20.2.1901, остров Сааремаа, Эстония), американский архитектор. В 1915 принял гражданство США, в 1924 окончил Пенсильванский университет в Филадельфии. Профессор Йельского (1948-57) и Пенсильванского (с 1957) университетов. Работы К. в зрелый период - институт

Из книги 100 великих режиссёров автора Мусский Игорь Анатольевич

ВИТТОРИО ДЕ СИКА (1901–1974) Итальянский режиссёр и актёр. Фильмы: «Шуша» (1946), «Похитители велосипедов» (1948), «Чудо в Милане» (1950), «Умберто Д.» (1952), «Чочара» (1960), «Вчера, сегодня, завтра» (1963), «Брак по-итальянски» (1964), «Подсолнухи» (1969), «Поездка» (1974) и др. Витторио Де Сика

Из книги 100 великих композиторов автора Самин Дмитрий

Из книги Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Том 14 автора Висковатов Александр Васильевич

Из книги Наградная медаль. В 2-х томах. Том 2 (1917-1988) автора Кузнецов Александр

Из книги ХХ век Энциклопедия изобретений автора Рылёв Юрий Иосифович

1974 АВТОМОБИЛЬ С ЭЛЕКТРОННОЙ АВТОМАТИЗАЦИЕЙ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ, выпущен японской компанией «Тойота».АТС УЧРЕЖДЕНЧЕСКАЯ ЦИФРОВАЯ, установлена в США.ВЕРТОЛЕТ МИНИАТЮРНЫЙ, модель весом 75 кг, сконструирован в США по заказу ВМФ. Он имел реактивные двигатели весом по 230 г,

Из книги Великие советские фильмы автора Соколова Людмила Анатольевна

Из книги 100 великих русских эмигрантов автора Бондаренко Вячеслав Васильевич

Елена Антипова (1892–1974) Елена Владимировна Антипова родилась 25 марта 1892 г. в Гродно в семье командира роты 101-го пехотного Пермского полка, штабс-капитана (впоследствии генерал-лейтенанта) Владимира Васильевича Антипова и его жены Софьи Константиновны, урожденной

Из книги 100 знаменитых спортсменов автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Ольга Бакланова (1896–1974) Ольга Владимировна Бакланова родилась 19 августа 1896 г. в Москве в состоятельной семье. Из шестерых детей она была старшей (один из младших братьев Ольги, Глеб, впоследствии стал выдающимся советским военачальником, закончил Великую Отечественную

Из книги Природные катастрофы. Том 2 автора Дэвис Ли

Луис Джо ПОЛНОЕ ИМЯ – ЛУИС ДЖОЗЕФ БАРРОУ(род. в 1914 г. – ум. в 1981 г.) Американский боксер. Чемпион мира среди профессионалов (1937–1949 гг.). Обладатель одного из самых почетных достижений в истории профессионального бокса – 27 раз за свою карьеру отстаивал звание абсолютного

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

БАНГЛАДЕШ Июль-август 1974 г. Свыше 2000 человек погибли, 1 миллион получили ранения и миллионы были оставлены без крыши над головой во время вызванного муссонами наводнения, которое разразилось в Бангладеш в июле-августе 1974 г.* * *Бангладеш - страна с самой высокой плотностью

Из книги Хронологический указатель трудов автора Фролов Иван Тимофеевич

«Калина красная» (1974) сцен. и пост. Василия Шукшина 371 Душа праздника хочет. 372 Народ для разврата

Из книги автора

1974 Современная наука и гуманизм. - М.: Знание, 1974. - 62 с.[Выступление] // Актуальные проблемы общественных наук на современном этапе. М., 1974. С. 186–196.О диалектике биологического познания // Философия и естествознание. - М.: Наука, 1974. - 279 с. - С. 204–215.Принципы органического

Текст Соны Сосян

Луис Исидор (Израэль) Кан – один из пионеров современной американской архитектуры. Американец неамериканского происхождения прошел долгий путь от исполнительской работы до созданных им шедевров мировой архитектуры. Его теории преподают студентам архитектурных вузов по всему миру.

А те кому посчастливилось воочию увидеть его работы, не перестают удивляться и восхищаться их величием, простотой и странной легкостью, которая и сегодня вдохновляет людей. Луис Исидор Кан, по мнению многих историков, один из выдающихся и значимых американских архитекторов второй половины ХХ столетия. Его архитектура стала в своем роде революционной.


Сам по себе он был человеком вдумчивым, философом с богатым внутренним миром, который находил свое проявление в его работах. Родился Луис в Лайзер-Итс в Пярну (Эстония), и семья носила фамилию Шмиловски. Прожив некоторое время на острове Эзель (ныне Саареамаа), в 1904 году, когда мальчику было три года, семья эмигрировала в США. А позже, в 1912 году, его отец принял решение сменить фамилию на Кан. Так еврейские эмигранты стали американцами. А сам Луис, выросший в Филадельфии в ужасной бедности, создалдесяток величественных зданий, геометрических композиций из кирпича, конкретных и светлых, которые, выражаясь словами критика, «изменяют твою жизнь».Как и многие его современники, Кан изучал архитектуру в средней школе. И она пленила его навсегда. Луис обладал уникальными способностями к музыке и рисованию и решил поступить в Пенсильванский университет на архитектурный факультет, который и закончил в 1923 году. Старт его творчества многообещающим не казался. Он работал в качестве конструктора с несколькими филадельфийскими архитекторами, став впоследствии консультантом по вопросам гражданского строительства и проектирования городов в офисе Джона Молитора.


Но пребывал он на этом посту всего несколько лет, и после окончания масштабной работы над зданиями для Полуторавекой международной выставки (Sesqui-Centennial International Exposition), проходившей в Пенсильвании в 1926 году, отправился в путешествие по Северной Европе, чтобы увидеть архитектуру, которую он изучал удаленно. В то же время он побывал в гостях у своего школьного друга – архитектора Нормана Н. Райса, эту дружбу Кан поддерживал долгие годы.


Познакомившись с авангардистской европейской архитектурой в 1928-29 годах, он призадумался о своих убеждениях во всемогуществе доктрин классицизма. Самое запоминающееся впечатление Луис Кан получил от работ Ле Корбюзье, что и подтолкнуло его к переходу на функционализм. В апреле 1929-го Луис вернулся в США и начал сотрудничать с различными архитекторами, став лидером движения современнойархитектуры в Филадельфии.


В начале 1932 года вместе с Домеником Бернингером он создал Группу архитектурных исследователей (ARG). Впоследствии Группа оказала огромное влияние на развитие не только филадельфийской, но всей современной американской архитектуры и просуществовала до 50-х годов. Однако в годы экономического кризиса Кану не удавалось найти настоящего применения своим силам. Десятилетия Кан работал как помощник и соавтор заурядных архитекторов, лишь изредка самостоятельно выполняя не очень крупные заказы. До 1950-х годов ничто из сделанного им не поднималось выше среднего профессионального уровня. Особый перелом в карьере и жизни архитектора произошел в сорокасемилетнем возрасте, когда он стал преподавать в Йельском университете.


Он старался осмыслить истоки архитектуры, проникая в ее суть, и разработать абсолютность теоретической концепции зодчества. Педагогическая деятельность Кана дала мощнейший толчок его творчеству, что позволило ему перешагнуть рутину, уйти от наборов известных ранее элементов и добиться нового уровня качества в своих сооружениях.


В 1950-м он снова отправился в турне по Европе, в течение девяти месяцев подбирая материалы о монументальности, а также влиянии света и формы в древних зданиях и объектах, которые использовал потом в своих лекциях. Параллельно он стал весомым архитектурным критиком.В своем творчестве он придерживался и утверждал вечные ценности. Выдающийся вклад Луиса Кана в архитектуру заключается в возвращении ей архитектурного пространства, дающего ясное представление о том, как оно создано. Он был убежден, что всякое крупное здание должно начинаться с того, что не поддается измерению; в процессе проектирования, пройдя сквозь измеряемые средства, оно становится в конечном итоге вновь неизмеримым. Создавать пространства, по Луису Кану, значит создавать и свет; без организованного света разрушается ритм, музыка архитектуры, без которых она мертва. «Композитор записывает ноты, чтобы услышать звуки, – писал зодчий. – В архитектуре ритм создается, чтобы родилась музыка соответствий между светом и пространством.


Символы музыки и архитектуры поэтому очень близки. Я верю в то, что архитектура – разумный способ организации пространства. Она должна быть создана так, чтобы конструкция и пространство проявлялись в ней самой. Выбор конструкции должен учитывать организацию света. Структура обслуживающих помещений должна дополнить структуру обслуживаемых. Одна – грубая, брутальная, другая – ажурная, полная света».Наиболее значительные постройки Луиса Кана 1960-х годов – здание медицинских лабораторий Пенсильванского университета в Филадельфии, принесшее ему известность; Биологический институт д-ра Солка в Сан-Диего (Калифорния); Правительственный центр в Дакке (Бангладеш); Индийский институт управления в Ахмадабаде – отмечены ясностью архитектурных форм, простотой и суровой монументальностью. Они-то и стали постройками с ярко узнаваемыми характерными чертами Кана, в которых проявилось авторское стремление к выдержке композиций с акцентированной весомостью формы, геометрической четкостью ее трехмерной структуры, подчеркнутой цветом и грубой фактурой материалов, которые присущи естественным строительным материалам, уравновешенностью и симметричностью в организации пространства и объема.


В последующие годы Кану удается единовременно спроектировать целый ряд крупных объектов по всему миру. С 1948 года и вплоть до своей смерти в 1974 году архитектор предпочитал работать в одиночку. Основой его архитектурной поэзии стали легкость, уважение и трепет перед материалами и окружающим ландшафтом, а также вера в простые геометрические формы. Его исследования оказали огромное влияние на современную архитектуру. А его шедевры не перестают удивлять своей простотой, изысканностью, необыкновенной легкостью и одновременно монументальностью. Он мастерски орудовал простыми формами и материалами, создавая лишь впечатление необъяснимой легкости величия.В то время как художественное наследие Кана – это бескомпромиссный поиск истины и чистоты, его личная жизнь состояла из тайн и хаоса: он умер в нищете и безызвестности, в туалете на станции «Пенн» в Нью-Йорке, оставив три семьи – жену, с которой прожил много лет, и двух женщин, с которыми у него были длительные романы. Плодом одной из внебрачных связей является Натаниэль Кан, режиссер, лауреат различных премий.


В фильме «Мой архитектор» он повествует о жизни и творчестве своего загадочного и разрываемого внутренними противоречиями отца. Размышляя о причинах, по которым он решил снять этот фильм, режиссер заявил журналу Metropolis: «Маленьким мальчиком я не знал, в каком мире живет мой отец. Но то, что я увидел, поразило меня до глубины души. Вы также хотели бы знать о человеке, который привел вас в этот мир. Я снимал другие фильмы, но долгое время я не решался на подобный проект, потому что боялся возвращаться в прошлое. Ведь никогда не знаешь, что там найдешь».

Сегодня мы вам расскажем о выдающемся и прославленном во всём мире архитекторе Louis Isadore Kahn. Давайте насладимся изумительной интерьерной фотосъёмкой и посмотрим на самые яркие работы и шедевры мастера, привлекающие к себе пристальное внимание и интерес общественности.


Визионер и философ Louis Isadore Kahn (Изадор Луис Кан) родился 20 января 1901 года. В процессе своей профессиональной деятельности он изучал способы, с помощью которых архитектура может улучшить жизнь людей и создать в мире великую гармонию.

Для воплощения своих уникальных творений он использовал фактурный кирпич и бетон, а также более изысканные материалы – стекло и металл. Благодаря плодотворной деятельности и значительного вклада в искусство он получил золотую медаль от American Institute of Architects и премию от Royal Institute of British Architects в начале 1970-х годов.

Детство.

Талантливый специалист родился в очень бедной семье в царской России. Эта местность в настоящее время относится к Эстонии. Маленьким он эмигрировал в Филадельфию, где студентом преуспевал в искусстве и музыке.

Также он был художественным редактором журнала Mirror and Record в центральной средней школе. В возрасте 19 лет мастер выиграл стипендию в университете Пенсильвании, где он получил многочисленные награды и степень бакалавра архитектуры в 1924 году.

Юность

Луис Кан работал в некоторых инженерных бюро в Филадельфии, прежде чем создать собственную компанию. В послевоенное время он участвовал в реконструкции городских необычных домов.

Общество.

С помощью своих творений и шедевров он старался облегчить жизнь людей.

Природа

В конструкции этой модели уникального здания City Tower для Филадельфии можно заметить сходство с двойной спиральной структурой ДНК. Таким образом, мастер воспринимает прочную связь между природой и дизайном.

Этот проект так и остался нереализованным, это вдохновило японского архитектора Kisho Kurokawa (Кисе Курокавы) на создание нескольких уникальных работ, подчёркивающих связь между зодчеством и органической биологией.

Обучение

Специалист Kahn был весьма уважаемым преподавателем. Он работал в Йельской школе архитектуры, выиграл стипендию в американской академии в Риме, а также был приглашённым лектором в Принстонском университете и профессором института дизайна в Пенсильвании, где он преподавал до своей смерти в 1974 году.

Самобытный стиль

Он сторонился инноваций и новшеств, а также хотел вернуть символическое и монументальное ощущение в зодчестве.

Как вы можете увидеть, интересные проекты домов архитектора заметно отличаются от творений его модернистских современников.

Художественная галерея Йельского университета (1951-1953). Фасад строения был выполнен с применением кирпича и стекла, при этом оригинальная конструкция сооружения обладает креативным исполнением.

Институт Солка в Калифорнии (1959-1965). Конструктор создал вдохновляющее и функциональное пространство для исследований.

Художественный музей Kimbell в Техасе (1967-1972). Естественный свет являлся ключевым фактором при строительстве этого сооружения. Мансардные окна на потолке пропускают много солнечного сияния, которое рассеивается алюминиевыми отражателями и наполняет пространство невероятной мягкостью и сиянием.

Дома мечты.

Мастер тщательно проектировал конструкцию и внешний облик сооружений, придающий им яркость и аутентичность.

Коттедж Korman в Пенсильвании (1971-1973). Потрясающий стеклянный фасад позволяет членам семьи наслаждаться живописным природным окружением.

Парламент Бангладеша (1961-1983). Он был расположен в здание национальной Ассамблеи, а строительство завершено после смерти зодчего.

Сооружение было возведено с применением местных материалов – камня и мрамора, что позволяет гармонично вписать строение в окружающий пустынный пейзаж.

На следующей фотографии вашему взору продемонстрирован парк и мемориал Franklin D. Roosevelt в Нью-Йорке (1972-2012).

Парк находится на самой южной окраине острова Рузвельт с видом на Манхэттен. Это была последняя работа мастера.

Мы рассказали вам о великолепном и эксцентричном зодчем и философе Louis Isadore Kahn, который в процессе своей профессиональной деятельности интересовался общественной жизнью и социальной ответственностью архитектуры. А вам понравились modern art работы этого специалиста? Расскажите нам о своём мнении в комментариях ниже…

Родился в 1901 году в Эстонии на острове Сааремаа. Когда Кану исполнилось 4 года, семья переехала в Финляндию, а затем в США. В 1912-20 годах обучался в Центральной высшей школе и Публичной школе художественной промышленности Филадельфии. Архитектурное образование получил в Школе изящных искусств Пенсильванского университета (1920-24).

Работал архитектором в ассоциации «Драфтман и Хоффмин» (1921-25). С 1925 года руководил мастерской у муниципального архитектора Дж. Молитора.

Во время поездки по Европе (1928-29) познакомился с архитектурой авангарда и идеями Современного движения . Большое впечатление на него произвели работы Ле Корбузье . Вернувшись, занялся вопросами городского планирования Филадельфии.

В 1935 году начинает самостоятельную проектную деятельность. В 1939 становится архитектором-советником при органах, ведающих жилищным строительством в США. В 40-х работал в ассоциации Хоу и Стоноров, в соавторстве с которыми сделаны его ранние работы. Академическое образование, полученное Каном, определило дух неоклассицизма, свойственный его первым проектам. Однако архитектор воплотил его настолько оригинально, что критиками он рассматривается и как последователь функционализма , и как основоположник постмодернизма. Во всяком случае, Кан значительно обогатил язык архитектуры Современного движения, в духе которого сделаны работы первой половины его жизни.

Участие в работе Комиссии по городскому планированию Филадельфии (1946-52) способствовало градостроительному подходу к проектированию. Это и отдельный проект для юга-запада Филадельфии (1951-53), включая проект собора, план для восточной части города (1951), дома для Филадельфии (в соавторстве, 1952-53). В этот период выполнены проекты мемориала Джефферсона (1948), дома Томпкинса (1948), Дж. Шерман (1950), Р. Робертса (1953), де Воре (1955), школа Лейн (1953), госпиталь Св. Луки в Филадельфии (1950), лаборатории в Филадельфии (1954).

Этапными произведениями для творчества Кана стали Художественная галерея Йельского университета в Нью-Хейвене (1953) и здание американской федерации работников в Филадельфии (1956).

Галерею в Нью-Хейвене иногда представляют как своеобразную интерпретацию поздней эстетики Миса ванн дер Роэ , в ней использованы свойственные для построек Миса открытые большие пространства и группировка помещений обслуживания по осям симметрии. Но в отличие от Миса Кан применяет и округлые формы, а вместо стеклянных поверхностей – герметичные кирпичные стены. Все это совершенно меняет облик здания, архитектура которого относится к направлению брутализма , характеризующегося обращением к неоклассицизму и палладианству .

Творческий метод архитектора связан с оживлением архитектурных систем предшествующих эпох. Архитектор сам говорит об ассоциативном порождении своих работ на основе тех или иных построек прошлого (например, сравнение проекта центра Филадельфии с замком Каркассон), структуры его работ напоминают обширные ансамбли классической архитектуры (виллу Адриана) и средневековые монастыри, прежде всего в корне отличающиеся от Современного движения пластикой архитектурной формы. Истоки его творчества можно найти у Булле, Леду в духе «французской академии».

На формирование его метода повлияло не только образование в традициях Школы изящных искусств, но и стажировка в Американской академии в Риме (1952). Так, центр европейской общины в Ирентоне (1954) напоминает римские термы.

В 50-е годы архитектор увлекся структурализмом и выполнил в этом ключе несколько проектов. Это проект библиотеки Вашингтонского университета (1956) , так называемый «Сити-холл» в Филадельфии (1953) , проект муниципалитета в Филадельфии («Сити-тауэр, 1957») . Своеобразным символом структуралисткого подхода и индивидуальных концепций явилось здание медицинских лабораторий Центра исследований А. Ричардса Пенсильванского университета (1957-61) , которое принесло Кану широкую известность.

Применение симметричных решений придает его находкам характер ассоциаций с историческими объектами. Это проекты Адлер-хаус (1955-59) , Бат-хауса (1956), дома Морриса (1958), Гольденберг-хауса (1959), Флейшер-хауса (1959), дома Шапиро в Чеснат-хилле (1959-61), униатской церкви в Рочестере (1959), общежитий колледжа Брюн Маур в Пенсильвании (1960), здание Трибун-ревю (1961) .

Своеобразие трактовки пространственного языка нашло выражение в известном проекте Эшерик-хаус (1959-63) . В пластическом решении фасадов чувствуются отголоски структуралистских увлечений. Геометрический узор окон контрастирует с гладкими нерасчлененными поверхностями.

Дальнейшая работа над развитием концепции формы выражается у Кана в усложнении и совершенствовании форм структуры здания, что проявилось уже в общежитии Брюн Маур . Так, у него появляется схема, активно используемая в поздних работах – «здание внутри здания». Эту схему Кан впервые применил в проекте консульства США в Луанде (1959-61) . Наиболее отчетливо архитектор воплотил свою программу, которой придавал большое значении, в исследовательском центре Дж. Солка в Ла Холья, Калифорния (1959-65) .

Целую гамму новшество в разработке формы демонстрирует Кан в комплексе Национальной ассамблеи в Дакке (1965-74) и особенно в ее главном здании (1964).

Здесь он широко применяет пространственные структуры собственного изобретения, которые называет «двор», «галерея», «площадь» и т.д. Весь комплекс решен с использованием симметричных структур, в плане напоминающих формы классицизма. В целом это группа структурных элементов различного типа, хотя вся композиция имеет ось симметрии. Главное здание построено на четырех осях и похожие на храм.

Храмовый архетип лежит и в основе Ф. Экстера в Нью-Хемпшире , в которой его современники увидели «самое ужасное здание в мире» (1965-71). Здесь архитектор применяет круглые проемы для внутренней визуально-пространственной связи в стенах, напоминающих крепостные. На этом приеме основан и комплекс университетского городка в Ахмедабаде (закончен в 1972) .

Поздние работы архитектора – в основном крупные общественные сооружения, композиции которых сложны насыщены обилием изобретений в области формы. Это офисы, клубы, музеи. В структуре комплексов доминирует форма, которая часто не позволяет представить степень расчленения внутреннего пространства. Это ансамбль в Исламабаде, центр искусств в Поконе Филадельфии (1972-74), Кимбелльский музей искусств (1972-74), здание для фирмы Оливетти (1966-69) , имеющее явное структуралистский облик, мемориал Мартирс (1972), Йельский центр британского искусства (1969-74), театр и центр искусств в Форт-Вэйн (1974). Центр и монастырь доминиканской конгрегации (1963-68), дворец конгрессов в Венеции и др.

На протяжении почти всей жизни Кан выполнил градостроительные эскизы и проекты для Филадельфии и ее центра (30-е, 1952, 1956-57, 1961) , запроектировав в центре своего рода «Лучезарный город», который назвал Рациональным городом. Идея построена на разделении, как в исторических городах, пешеходного и автомобильного движения. В одном из проектов для машин, заходящих в своеобразные «гавани» рек-автомагистралей, Кан создал «Док» в духе структурализма. Это грандиозное монументальное сооружение (1956), состоящее из гаража, окруженного восемнадцатиэтажными административными башнями. Интерес представляет сложная композиция восточной Маркет-стрит (1961) .

Творческий стиль построек Кана, стоящего особняком в архитектуре XX века, тесно связан с монументалистскими традициями американской школы, дух которой он выражает. Его здание оказали большое влияние на формирование архитектуры постфункционалистского периода и архитектуры XX века в целом.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Проценты по заемным средствам
Ведение зарплаты в 1с 7.7 пошаговое обучение
Как приготовить филе палтуса