Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Влияние древних этрусков на ранний рим. Этруски и их влияние на римскую цивилизацию

этрусская цивилизация римская культура

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ОБ ЭТРУССКОМ ВЛИЯНИИ

Римская историография в лице Тита Ливия признавала, что этруски обосновались в Риме, а некоторые из них попали в правящую верхушку государства. С трудом приняв Сервия Туллия, которому была приписана латинская генеалогия, античные авторы были вынуждены оставить двух этрусских Тарквиниев в списке семи царей. Археология полностью подтверждает этрусское присутствие в Риме, в какой бы форме оно ни проявлялось. Многочисленные фрагменты керамики буккеро были обнаружены в различных частях Рима, и не только в центре, на Форуме или в Боариуме. Например, можно обратить внимание на удивительную керамику, выполненную техникой тонкого буккеро, обнаруженную близ Сен-Жан-де-Латран. Однако обнаружение этрусской или греческой керамики, даже в большом количестве, не достаточно, чтобы в точности говорить об этрусском или греческом присутствии на римской территории: всегда можно предположить, что это был всего лишь импорт. Но также верно то, что это свидетельствует об активной торговой деятельности.

Найденные этрусские надписи не оставляют никаких сомнений в том, что на римской территории присутствовали носители этрусского языка. Итак, в Риме было найдено порядка десяти надписей, выгравированных на керамике буккеро. Например, имя «Uqnus» можно прочесть на фрагменте буккеро из Форума Боариум, и в этом имени можно узнать латинское имя Окнус, который считался основателем Болоньи (этрусской Фелсины).

Но самая длинная и показательная этрусская надпись выгравирована на небольшой фигурке льва из слоновой кости: она была обнаружена в ходе раскопок в Сант Омобоно, на Форуме Боариум, в месте рыночной торговли на берегу Тибра. На этом изделии второй половины VI в. до н. э. выгравированы три имени -- «araz silqetenas spurinas». Первое из них -- хорошо известное этрусское имя Арат, а замена придыхательного t на z в конечной позиции очень характерно для римского варианта этрусского языка. Третье имя «spurinas» -- также очень известно и принадлежит аристократическому роду города Тарквинии. Эта фамилия встречается в надписях множество раз, в этой форме или же в форме «spurinna», более известной в латинском языке. Намного позднее, в I в. н. э., латинские надписи дают нам сведения о деяниях, свершенных, быть может, в V или IV вв. до н. э. представителями рода Спуринна. Один из них принимал участие в экспедиции на Сицилию, в ходе которой этруски оказали помощь Алкивиаду. Эта крупная этрусская семья из Тарквиниев не исчезла вместе с независимостью Этрурии: Цезарь избрал своим личным гаруспиком именно выходца из рода Спуринна, ведь для выполнения этой роли необходим был этруск знатного происхождения. Позднее с еще одним выходцем из этого рода -- военачальником Вестрицием Спуринной -- состоял в переписке Плиний Младший .

Второе слово в надписи из Сант Омобоно, «silqetenas», хоть ничего нам не напоминает на первый взгляд, но по суффиксу -nas можно определить, что это имя собственное. Было предположение, что это слово как-то связано с географическим названием, в данном случае -- с городом Сульчи в Сардинии. Действительно, этруски имели торговые отношения с этим крупным островом, находившимся напротив их основной территории. Что же касается имени Арат Спуринна, то исследование небольшой фигурки льва из слоновой кости, от которой до нас дошла лишь одна половина, приводит к выводу, что этот предмет был своего рода «паспортом», позволяющим идентифицировать его владельца за границей: вторая половина фигурки льва должна была прикладываться к первой, словно банкнота, разорванная пополам. Нам известен и другой пример такого этрусского «удостоверения личности» из Карфагена, также часто посещаемого этрусскими купцами, которые привозили туда множество изделий из керамики. Во всяком случае, небольшая фигурка из слоновой кости с надписью из Форума Боариум прекрасно показывает, что Рим был весьма интересен для одной из самых крупных этрусских семей.

Что касается Тарквиниев, необходимо процитировать последнюю надпись, хоть она была выполнена на латинском, а не на этрусском языке. На дне чаши в стиле буккеро, датируемой последней третью VI в. до н. э., была сделана надпись «гех». Исключительное положение надписи указывало на то, что этот предмет не использовался в быту, а был предназначен для ритуального действа, возможно, имевшего отношение к жрецам начала Республики. Однако нельзя исключать тот факт, что речь могла идти и о самом царе.

Спуринна, очевидно, был в Риме не единственным этруском. Их именем в Риме названа одна из улиц, расположенная между храмом Диоскуров и базиликой Юлия. Эта узкая улица -- всего лишь 4 метра в ширину, как и все улицы Форума, -- начиная с республиканской эпохи, имела дурную славу, поскольку, по словам Платона, именно там можно было встретить мужчин-проституток. Но там были также и лавки парфюмеров, а Гораций сообщает нам что там находилась знаменитая книжная лавка Сосиев. На этой улице также возвышалась статуя Вертумны, бога фруктовых садов и фруктов, о котором Варрон говорил как о главном боге Этрурии, а Проперций пространно описывал его в одной из своих элегий .

Влияние этрусков на римскую цивилизацию, согласно античным источникам, было многочисленным и разнообразным -- ив политической, и в религиозной, и в культурной жизни. Достаточно один раз почитать Тита Ливия, чтобы осознать размах градостроительных работ, предпринятых этрусскими царями и прежде всего Тарквинием Приском. Римский историк выделяет три крупных вида работ: осушение низин и болотистых местностей Рима, строительство храма Юпитера Капитолийского и сооружение Большого цирка (ипподрома).

Что касается первого пункта, то уже в Античности бытовало единогласное мнение, что этруски были «мастерами гидравлики». Они установили в своих городах целую сеть водостоков и канализационных канав. Больше всего впечатляют водостоки Марцаботто, идущие вдоль основных осей города. Этруски также сумели дренировать вулканические и непроницаемые для воды почвы Южной Этрурии с помощью сети подземных каналов. Именно таким образом они смогли противостоять эпидемии малярии, опустошившей окрестности Рима, -- эта болезнь вновь и вновь возобновлялась вплоть до новейшего времени. Нельзя сомневаться в этрусском происхождении восхитительного колодца в Перудже, имеющего глубину 37 м и ширину 5,6 м. После некоторых споров теперь считается, что «Понте Содо» («Крепкий Мост») в Вейях также был этрусским: этот туннель, вырытый в туфе, позволял откачивать воды с территории Вальчетты, часть земель которой была постоянно затоплена и, следовательно, непригодна для земледелия.

В Вейях и во многих других городах Южной Этрурии нет никаких сомнений в том, что куникулы, подземные каналы (1,70 м в высоту и 60 см в ширину), через которые откачивалась стоячая вода, поступавшая из вертикальных колодцев, были созданы в этрусскую эпоху. Известно, что римляне во время осады Вейев воспользовались одним из этих куникулов, чтобы проникнуть в этрусский город. Во время той же осады этруски сумели создать водоотводный канал из озера Албен, чтобы избежать затопления прилегающих территорий во время паводка. Не будем покидать территорию города Вейи, не отметив наличие огромного водоема архаического периода на акрополе Пьяцца д"Армии, который находился под открытым небом. Необходимо уточнить, что туф в этом регионе было весьма просто копать, и можно было сопоставить эти дренажные работы с дорожными: во многих городах к западу от озера Больсена этруски вырыли в туфе на многометровой высоте очень живописные дороги .

Однако форум не был единственной болотистой низиной в Риме. Та же проблема была и в долине Мурчи, что между Палатином и Авентином, где протекал ручей. Для строительства здесь Большого цирка необходимо было провести осушительные работы, чтобы вывести стоячую воду в Тибр. Именно этруски смогли это осуществить. Описание этого архаического цирка с его деревянными трибунами для знати, покрытыми тентом, данное Титом Ливием и Дионисием Галикарнасским, полностью подтверждаются этрусскими фресками из Тарквиниев. Их можно увидеть в гробнице Колесниц (рис. 14), датируемой примерно 500 г. до н. э.: зрители сидят на высоких скамейках, наблюдая за разными атлетическими соревнованиями и за гонками на колесницах (последние и дали название этой гробнице, обнаруженной в XIX в.). На этой этрусской фреске на почетных местах иногда фигурируют зрительницы, и нельзя не отметить разношерстный характер публики, что свойственно Риму, во всяком случае, в цирке. Для Овидия, в эпоху Августа, цирк оставался идеальным местом для попыток соблазна. У греков было другое отношение к атлетическим и конным состязаниям, и, вероятно, этруски были причастны к тому привилегированному положению, которое было даровано римской женщине, во всяком случае, в том, что касается спектаклей.

Этрусское влияние на римские игры и культурную жизнь не ограничивалось одними лишь постройками и оборудованием. Вся программа и технические элементы конных скачек были заслугой этрусков, и все это -- уже в эпоху царей. И когда Тарквиний Старший, по словам Тита Ливия, организует роскошные игрища в Риме после победы над латинскими народами, он велит доставить кулачных бойцов и лошадей главным образом из Этрурии. Весьма любопытно, что одна из расписных гробниц Тарквиниев, гробница Олимпиады (ок. 530 г. до н. э.), кажется, иллюстрирует это событие: на одной стене показаны боксерский поединок и скачки на колесницах. Однако детали еще более показательны: техника этрусских и римских возничих одинакова, они завязывали узлом вожжи вокруг талии, чтоб не выронить их во время скачек. Очень опасная техника при падении (поломке), которая совсем не использовалась греческими возничими. Снаряжение этрусских и римских возничих также очень сходно -- короткая туника, отличавшаяся от длинной тоги, которую носили их греческие коллеги, в частности возничий из Дельф. Естественно, цирковые выступления не были единственными, носившими этрусский отпечаток: считалось, что сценические представления также появились в Риме с приходом этрусских гистрионов, которые были в большинстве своем танцорами. Однако это происходило, вероятно, около 367 г. до н. э., то есть уже не в эпоху этрусских царей, как в случае с конными состязаниями.

В ряду масштабных работ царя Тарквиния не последнее место занимало строительство храма Юпитера на Капитолийском холме. Храм по своим внушительным размерам и убранству был крупнейшим в Центральной Италии в свою эпоху. Он был возрожден во всем своем величии благодаря современным раскопкам, проводимым вследствие реконструкции капитолийских музеев. Любопытно, что долгое время наиболее «этрусской» чертой являлась та, которую в настоящее время мы, скорее, назовем «римской»: этот храм, посвященный триаде Юпитера, Юноны и Минервы, характеризуется наличием трехнефной целлы, расположенной позади пронаоса, фронтальной колоннады. Витрувий, архитектор августовской эпохи, описал эту тройную целлу как типичную для тосканского храма. Однако теперь исследователи прекрасно осознают, что мало этрусских храмов имеют эту характерную черту. Она встречена только в храме Бельведера в Орвието и в храме А в Пирги (ок. 470 г. до н. э.).

Однако нельзя отрицать существование такого типа планировки в Этрурии. Тройные элементы можно обнаружить и в погребальной архитектуре (Цере -- гробница Кресел и Щитов, гробница Греческих Ваз), а также в домашней архитектуре (Акваросса). Что же до этрусских триад в религии и культуре, то исследователи часто хотят видеть их повсеместно, даже там, где их может не быть. Например, в Поджо Чивитат (Мурло), где американским археологам на терракотовых архитектонических плитах привиделась не одна, а целых две божественные триады: небесная триада, в которую входили Тиния (Юпитер), Юни (Юнона) и Менерва (Минерва), и хтоническая триада, состоящая из Цереса, Либера и Либеры. Коль скоро этот вопрос, архитектурный и религиозный одновременно, остается открытым, неоспоримо, что архаический римский храм хранил в себе отпечаток этрусской культуры в своей общей планировке, подиуме и, в частности, отделке. Внушительные размеры капитолийского храма Юпитера доказывают, кстати, что Рим в VI в. до н. э. ни в чем не уступал другим этрусским городам. Можно предположить, что Рим не просто был этрусским городом, но одним из крупнейших этрусских городов .

Общественная и сакральная архитектура не была единственной сферой, где вклад этрусков был подчеркнут традицией. Эта тенденция распространилась и на частное жилище: широко распространенные в италийском домостроительстве атриумы считаются этрусскими по происхождению. Само слово было сопоставлено Варроном с портом Адрией: определенно известный топоним, поскольку он подарил название Адриатике. Известно, что древние обожали слова фантастического происхождения, и все же странно, что атриум сопоставлялся, в общем то, со второстепенным и отдаленным от центра городом паданской Этрурии. Существует также понятие «тосканский атриум», в котором отсутствуют колонны. Отсутствие в ряде случаев центрального водоема заставляет некоторых современных исследователей полагать, что это был просто крытый двор, а не настоящий атриум. В настоящее время жилище, раскопанное на южном склоне Палатина, подарило нам прекрасный пример аристократического жилища с атриумом последней трети VI в. до н. э.

Культурные влияния на Рим со стороны этрусков этим не ограничиваются. Многие античные авторы считали сами символы римской власти (insignia imperii) этрусскими. Об этом вполне определенно пишет Страбон: «Говорят, что победные символы, знаки отличия консулов, и в целом знаки отличия магистратов были принесены в Рим из Тарквиниев вместе с фасциями, секирами, трубами, религиозными церемониями, искусством гадания и музыкальным сопровождением римских публичных мероприятий». К этому списку можно отнести скипетр, курульное кресло, пурпурную мантию и один из важнейших символов власти -- фасции (перевязанные пучки прутьев-розг, являвшиеся изначально непременным атрибутом высших магистратов).

В одном из произведений латинского поэта III в. до н. э. Силиуса Италикуса утверждается, что именно в Ветулонии впервые появились фасции. В одной из гробниц VII в. до н. э., открытой в 1898 г., была обнаружена фасция, или ее модель, из железных прутьев и двойной секиры. Этот тип секиры очень часто встречается в Этрурии, например, обоюдоострые топоры найдены в Тарквиниях, а в Ветулонии на знаменитой стеле изображен силуэт воина Авела Фелуске, держащего двойную секиру в правой руке. Гробница Ликтора в Ветулонии, похоже, подтверждает неожиданное утверждение латинского писателя; но иногда реальность этого открытия подвергается сомнению, поскольку во время открытия этой гробницы еще не осуществлялась настоящая научная фиксация находок. Кстати, в Этрурии практически нигде не были найдены фасции, сочетающие прутья и секиры, ни среди археологических источников, ни среди иконографических: каждый раз два этих символа власти были обнаружены отдельно и не составляли фасцию в римском значении. Если отвлечься от этрусского влияния на Рим, необходимо отметить, что помимо выше указанных примеров мы обнаружили множество символов власти в собственно этрусских погребениях. Можно упомянуть потрясающие бронзовые секиры, найденные в царских погребениях Казале Мариттимо, близ Вольтерры, а в иконографии погребальных фресок, в особенности в Тарквиниях, зачастую изображены символы власти, секиры, копья, жезлы, музыкальные инструменты и многочисленные кортежи, сопровождавшие покойных магистратов .

Согласно одной из современных теорий, этруски фактически были наставниками римлян в гоплитской тактике, этом революционном изобретении в военном искусстве, которое положило конец гомеровским аристократическим боям на колесницах. Но особое внимание уделяется военной музыке, которая в Риме также считалась музыкой этрусского происхождения. Это касалось рога и трубы. Этрускам были известны два типа последнего инструмента: прямая труба, по-латински «tuba», и труба с загнутым концом и расширяющимся мундштуком, которую по-латински называли «lituus». Бронзовая труба такой формы была найдена в Черветери. Во время раскопок, проводимых недавно в наиболее древнем поселении Тарквиниев, на плато Чивита, в погребении начала VII в. до н. э. была обнаружена очень красивая бронзовая «lituus», согнутая втрое. Она располагалась на бронзовой секире и щите -- совокупность предметов, несомненно, имела сакральный характер. Наиболее часто изображаемым инструментом был, несомненно, греческий «авлои» или латинский «tibiae», с двумя трубами, который мы зачастую переводим как «флейта», поскольку речь идет о язычковом инструменте, более близком к габою или кларнету. Кажется, что невелик список дел, которые этруски делали без музыкального сопровождения, в частности без этих «tibiae», будто тишина была самым редким явлением в этрусском городе! Некоторые греческие авторы, в том числе великий Аристотель, например, с удивлением (а иногда и с возмущением) констатировали, что этруски делали хлеб, били и стегали их рабов под музыку (изображения подтверждают первые два вида деятельности) .

Некогда, где-то 3000 лет назад, в древней Италии процветала загадочная цивилизация. Эти люди были богатыми, элегантными и искушенными. Они пировали и пили дорогие вина, развлекали себя играми и спортивными состязаниями, тратили деньги на великолепные украшения и предметы искусства. Их называли этрусками, их мир казался раем, но он был обречен. Жрецы этрусков предсказали, что их цивилизация просуществует тысячу лет, так и случилось. За сто лет до рождения Христа этот невероятный мир исчез. Что же произошло с этой великой цивилизацией, проложившей путь могущественной Римской империи? Где этруски сейчас?

Комментарии: 2 комментария

    Где этруски? Там же, где и были — в Италии, смешанные с латинами, которые пришли туда, как дикари, а затем стали князьями мира сего. Так же, как и везде. Для учёных поиск этрусков бесконечен, хотя нужно просто прочитать то, что они писали сами. Это пытались делать многие со времён Воланского, но оказалось. что всё проще — они писали по-русски и русскими рунами. Так кто же они тогда? Дурацкий вопрос, который задают только акадэмики. Следуя «научной» методике — если на заборе написано «здесь был Вася», это надо читать — «здесь был Генрих». Может быть, пора просто услышать язык, на котором мы все говорим? Он, не смотря на все усилия «цивилизаторов» (це-вылизация, то есть вылизанные дикари), содержит в своих корнях первоосновы, образы, от которых происходят все вторичные языки. А язык — это по-русски ещё и народ. Интерсеный материал на тему русских корней многих языков здесь:
    http://publikashka.com/blog/igra_slovami/2013-01-02-132
    и
    http://publikashka.com/blog/igra_slovami_2/2013-02-08-135

    Некогда, где-то 3000 лет назад, в древней Италии процветала загадочная цивилизация. Эти люди были богатыми, элегантными и искушенными. Они пировали и пили дорогие вина, развлекали себя играми и спортивными состязаниями, тратили деньги на великолепные украшения и предметы искусства. Их называли этрусками, их мир казался раем, но он был обречен. Жрецы этрусков предсказали, что их цивилизация просуществует тысячу лет, так и случилось. За сто лет до рождения Христа этот невероятный мир исчез. Что же произошло с этой великой цивилизацией, проложившей путь могущественной Римской империи? Где этруски сейчас?

Этруски и их влияние на римскую цивилизацию.

Этрусков считают создателями первой развитой цивилизации на Апеннинском полуострове, к достижениям которой, еще задолго до Римской республики, можно отнести крупные города с замечательной архитектурой, прекрасные изделия из металла, керамику, живопись и скульптуру, обширную дренажную и ирригационную системы, алфавит, а позднее и чеканку монеты. Возможно, этруски были пришельцами из-за моря; их первые посœелœения на территории Италии представляли собой процветающие общины, располагавшиеся в центральной части ее западного побережья, в области, называвшейся Этрурией (приблизительно территория совр.
Размещено на реф.рф
Тосканы и Лацио). Древние греки знали этрусков под именем тирренов (или тирсенов), и часть Средиземного моря между Апеннинским полуостровом и островами Сицилия, Сардиния и Корсика именовалась (и именуется ныне) Тирренским морем, поскольку на протяжении нескольких столетий здесь господствовали этрусские мореплаватели. Римляне называли этрусков тусками (отсюда совр.
Размещено на реф.рф
Тоскана) или этрусками, сами же этруски называли себя расна или расенна. В эпоху их наивысшего могущества, ок. 7-5 вв. до н.э., этруски распространили свое влияние на значительную часть Апеннинского полуострова, вплоть до подножий Альп на севере и окрестностей Неаполя на юге. Покорился им и Рим. Повсюду их главенство несло с собой материальное процветание, широкомасштабные инженерные проекты и достижения в сфере архитектуры. Согласно традиции, в Этрурии существовала конфедерация двенадцати базовых городов-государств, объединœенных в религиозный и политический союз. В их число почти наверняка входили Цере (совр.
Размещено на реф.рф
Черветери), Тарквинии (совр.
Размещено на реф.рф
Тарквиния), Ветулония, Вейи и Волатерры (совр.
Размещено на реф.рф
Волтерра) - всœе непосредственно на побережье или близ него, а также Перузия (современная Перуджа), Кортона, Вольсинии (совр.
Размещено на реф.рф
Орвьето) и Арретий (совр.
Размещено на реф.рф
Ареццо) во внутренней части страны. К числу других важных городов относятся Вульчи, Клузий (совр.
Размещено на реф.рф
Кьюзи), Фалерии, Популония, Руселлы и Фьезоле.

Происхождение этрусков

В VII веке до н. э. народы, населявшие Этрурию, овладели письменностью. Поскольку они писали на этрусском языке, правомерно называть регион и народ упомянутыми выше именами. При этом точных свидетельств, доказывающих какую-либо одну из теорий о происхождении этрусков, не существует. Наиболее распространены две версии: по одной из них, этруски родом из Италии, по другой данный народ мигрировал из Восточного Средиземноморья. К античным теориям можно добавить современное предположение о том, что этруски мигрировали с севера.

В пользу второй теории служат труды Геродота͵ появившиеся в V веке до н. э. Как утверждал Геродот, этруски - это выходцы из Лидии, области в Малой Азии, - тиррены или тирсены, вынужденные покинуть родину из-за страшного голода и неурожая. По мнению Геродота͵ это произошло практически одновременно с Троянской войной. Гелланик с острова Лесбос упоминал предание о пеласгах, которые прибыли в Италию и стали именоваться тирренами. В то время рухнула микенская цивилизация и пала империя хеттов, то есть датировать появление тирренов следует XIII веком до н.э, или чуть более поздним временем. Возможно, с этим преданием связан миф о бегстве на запад троянского героя Энея и основании римского государства, имевший большую важность для этрусков.

Сторонники автохтонной версии происхождения этрусков отождествляли их с обнаруженной в Италии более ранней культурой Вилланова. Подобная теория была изложена в I веке до н. э. Дионисием Галикарнасским, но приведенные им доводы вызывают сомнения. Археологические раскопки свидетельствуют о преемственности, проходящей от культуры Вилланова I через культуру Вилланова II с импортом товаров восточного Средиземноморья и Греции до ориентализирующего периода, когда возникают первые свидетельства проявления этрусков в Этрурии. Сегодня культура Вилланова ассоциируется не с этрусками, а с италиками.

Вплоть до середины XX в. ʼʼлидийская версияʼʼ подвергалась серьёзной критике, особенно после дешифровки лидийских надписей - их язык не имел ничего общего с этрусским. При этом по современным представлениям, этрусков следует отождествлять не с лидийцами, а с более древним, доиндоевропейским населœением запада Малой Азии, известным как ʼʼпротолувийцыʼʼ или ʼʼнароды моряʼʼ.

По мнению А. И. Немировского, промежуточным пунктом миграции этрусков из Малой Азии в Италию была Сардиния, где с XV века до н. э. существовала весьма сходная с этрусками, но бесписьменная культура строителœей нурагов.

Этруски и их влияние на римскую цивилизацию. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Этруски и их влияние на римскую цивилизацию." 2017, 2018.

Кто такие этруски?

Этруски - древние племена, населявшие в I тысячелетии до н.э. северо-запад Апен н инского полуострова, - область, называвшуюся когда-то Этрурией (современная Тоскана) и создавшие развитую цивилизацию, предшествующую Римской. Об этом талантливом народе, создавшем своеобразную высокую культуру и письменность на особом своем языке, до сих пор до концам не расшифрованном, сообщают древнегреческие и древнеримские авторы : Геродот, Лиадор Сицилийский, Страбон, Тит Ливии. Много сведений о нем можно найти на надписях на гробницах и других предметах, которых сохранилось около десяти тысяч. Происхождение этрусков до сих пор остается неясным.


Этрусский вопрос, то есть вопрос о происхождении этого народа, ставил в тупик еще древних историков, писателей и мыслителей, и с тех пор его трактовке посвящена целая историко-философская наука, в которой, несмотря на позитивные, в целом, выводы, остается много спорного.

В настоящее время большинство ученых склонно признавать этрусков народом, пришедшим около тысячи лет до н.э. в Италию из Малой Азии /Лидии/ морем. Прибыв в Италию, вероятно, с западного ее берега, этруски вытеснили местных жителей, заселивших испокон веков северную территорию полуострова, и, став там хозяевами, довольно быстро достигли высокого уровня культурного и политического развития.

На тот факт, что они самочинно захватили италийские земли, указывает сохраненные ими прежние называния занятых ими городов. Древнейшее название пламени этрусков, - турше или туруше, - упоминается в египетских памятниках эпохи царствования фараона Рамзеса II (I тыс. до н.э.). Греки переименовали их в тарренов (турренов). В латинском языке корень «туре» с добавлением слога «э» дал слово «этрускус», которым обозначалась Этрурия, место, где жили этруски. (Сами они называли себя «разенами», то есть свободными). Другие ученые считают, что этруски происходят от альпийских ретов, пришедших с севера, третьи утверждают, что это племя индогерманского происхождения, родственное италийцам. Но точную родовую принадлежность древних этрусков установить нельзя из-за их своеобразного, можно сказать, уникального языка.

Загадка языка

Вначале считали, что этрусский язык, принадлежит к семье индоевропейских языков, но впоследствии было установлено, что его следует относить к группе средиземноморских языков, хотя до конца это еще не установлено. Датский ученый Томсен даже сделал попытку сблизить этрусский язык с кавказскими языками.

Надписи на сохранившихся более десяти тысячах гробницах и других предметах выполнены буквенным алфавитом, похожим на греческий.

Важнейшие памятники этрусского языка - фрагменты священной книги на пелене Загребской мумии - (около 1200 слов), надпись на черепице из Касди (300 слов) и посвящение из Пирти с параллельным текстом на финикийском языке.

Наиболее близким к этрусскому языку считается язык, на котором составлена надпись, найденная на острове Демнос.

Политическое устройство

Процесс этнического формирования народа этрусков завершился, вероятно, к VIII-VII векам до н.э.

В VII веке на их территории уже находились многочисленные города-крепости, которые являлась политическими и экономическими центрами, образовавшими вместе с прилегающими землями города-государства, очень похожие на греческие полисы (города).

Во главе их вначале стояли цари, а с конца VI - начала V веков, с возвышения военно-жреческой знати, высшие должностные лица, избиравшиеся из местной знати.

Вероятно, уже в VII веке возникла конфедерация двенадцати городов- государств, в которую входили такие процветающие города, как Вейи, Тарквиния, Цере, Арриций и другие. Остальные, более мелкие города, находились в зависимости от них.

Могущество этрусков постоянно крепло и около середины VI века они захватили обширные плодородные земли в Кампании и в долине реки По, где создали свои колонии. Рим не раз переходил во власть завоевателей. Согласно преданию, этрусская царская династия Тарквиниев правила в Риме с 616 по 509 гг. до н. э. Этрусского происхождения был и шестой царь Древнего Рима Сервий Туллий (578- 534). Этрусское влияний все увереннее распространялось на всю Италию, особенно сильным оно было в Лациуме.

Этрусская конфедерация городов-государств оказалась все же политически и экономически непрочным образованием. Из-за обычного соперничества олигархов - лукумонов, самих городов, расплывчатого политического курса, корыстных интересов, и такое положение осложнялось социальными противоречиями и сопротивлением со стороны населения зависимых областей. Усиливалась и активность внешних врагов.

Греки в 524 и 474 нанесли этрускам чувствительное поражение под Кумами, положив конец их морскому владычеству. Римляне прогнали с престола Тарквиниев, самниты вытеснили этрусков из Кампани, овладев в 423 году Капуей. Паданские владения этрусков около 400 г. подверглись нашествию галлов. Отсутствие у этрусков военно-политического единства не могло не сказаться и на войнах с Римом, в ходе которых римляне один за другим занимали этрусские города. В 396 году политически окрепший Рим нанес сокрушительный удар этрускам и взял город Веи, который был таким же сильным и процветающим, как Рим. Римляне одерживали над этрусками одну победу за другой, и в результате присоединили к себе всю южную Этрурию. С падением могущественного города Тарквиния (308) началось подчинение Римом себе средней и восточной Этрурии.

Теснимые римлянами и галлами, они не смогли сохранить свою самостоятельность. К 280 году в зависимость от Рима попала практически вся Этрурия, а этруски перешли на положение подвластных Риму союзников. Они были настолько безоговорочно, рабски подчинены своему римскому завоевателю, что даже победы над Римом Ганнибала не побудили их к восстанию и сопротивлению.

Влияние этрусков на Рим

Этрурия оказала сильное влияние на культурное развитие Италии, и, прежде всего, римлян. Правда, и они сами многое заимствовали у греков и италийцев.

Они передали италийцам заимствованный ими у греков алфавит, а римлянам очень многое из области общественной жизни, военной науки, религии и магии. Они научили римлян искусству димнац-ли, которое римляне называли «этрусский знанием», гаданию, и прежде всего, гаданию по внутренностям животных. Римляне заимствовали у них музыкальные инструменты, такие. как флейта и труба, фасоны одежды и обуви, и, что важнее всего, атрибуты высшей власти, ликторов, кресло- трон из слоновой кости, пурпурную тогу, тунику. От этрусков они переняли любовь к пиршествам и чувственным наслаждениям, умение своей роскошью пустить пыль в глаза. К римлянам от этрусков перешла, в основном, и религия, жестокая и мрачная, с признанием полной рабской зависимости человека и его жизни от богов, со множеством обрядов и ритуальных церемоний. Само слово «церемония» римляне произвели от названия этрусского города Цере.

Религиозное учение этрусков было изложено в их священных книгах, которые римляне перевели и сделали своими учебниками и наставлениями.


Искусство высокой пробы

Ко времени основания Рима этруски обладали уже довольно высокой культурой. Они стали первыми наставниками римлян в искусстве и удовлетворяли все их художественные запросы.

До настоящего времени сохранилось совсем намного памятников этрусской архитектуры. В основном, это храмы, главным из которых был храм Юпитера, воздвигнутый ими на Капитолийском холме в Риме в 509 году.

Самая многочисленная категория уцелевшего этрусского искусства - это погребальные памятники и надписи на них. Ни один народ в древнем мире, кроме египтян, так не заботился об устройстве мест вечного упокоения, как этруски. Их было множество, - от обычных курганов до грандиозных усыпальниц типа мавзолеев с пирамидальными каменными верхушками. Третий тип,- это пещеры, вырубленные в горах или скалах, следы восточного влияния, скорее всего, Лидийского.

В области скульптуры этруски находилась под влиянием греков, и главным материалом для ваяния у них была глина. Их замечательные большие терракотовые статуи хранятся во многих музеях мира. Этруски славились и искусством литья из бронзы, но до нас дошло совсем немного таких образцов, о красоте которых можно судить лишь по письменным источникам.

Кто сделал знаменитую волчицу?

До сих пор не утихают споры о знаменитой бронзовой скульптуре «Волчица, вскармливающая своей грудью близнецов Ромула и Рема». (В настоящее время она находится в Палаццо деи консерватори в Риме).

В этом изваянии, насколько известно, фигуры братьев были добавлены потом, в XV столетии итальянским художником Гильельмо делла Порта. Ну, а кто же изваял волчицу?

По приданию, «волчицей» называли женщин легкого поведения.

Среди них была и жена этрусского пастуха Акка Лаурентия, которая бродила в окрестностях в поисках клиентов и случайно нашла двух брошенных на произвол судьбы близнецов, которых она принесла в свое жилище и вскормила. О таких «волчицах», конечно, могли знать только этруски. Аллегорическое изображение падшей женщины в виде волчицы, скорее всего, принадлежит руке этрусского ваятеля и сделано оно около 500 г. до н.э.

Живопись погребальных пещер

У этрусков была своя своеобразная живопись, которая пережила, дойдя до нас, десятки веков в тиши и темноте погребальных камер.

Они любили украшать посмертные приюты своих близких картинками на стенах, на которых изображены сценки из повседневной жизни, - охоты, пиршеств, похорон, предполагаемого загробного существования. Позже они часто прибегали к сюжетам из греческой мифологии.

Контурные рисунки налагались на сырую известь и фактически были фресками, которые потом раскрашивались в разные цвета, порой в совершенно невообразимых сочетаниях.

Этруски имели обыкновение оставлять в погребальных пещерах предметы домашнего обихода, поэтому до нас дошло множество произведений их гончарного искусства, сделанных, главным образом, из черной глины, сплошь покрытой восточными рельефами, фигурками людей и животных, масками, розетками и кольцами. В них присутствуют явно магические, непонятные нам, мотивы. Особым видом этрусского керамического искусства были так называемые «черные вазы», расцвет которого приходится на VI-V века до н.э. Они выполнялись из красной глины, но покрывались черным лаком и украшались цветными рельефами.

Кроме керамических изделий из этрусских усыпальниц в архитектурные музеи мира поступило множество изящных металлических изделий, -серебряных кубков и чаш, золотых и серебряных женских уборов, бронзовых зеркал на фигурной ножке, украшенных на тыльной стороне гравированными житейскими сценками, бронзовых ларцов-треножников, подвесных ламп и т.д.

Выведенная из забвения Наполеоном

О стране этрусков - Этрурии - постепенно все забывали, так как это название в ходе истории вытеснялось другим, - Туцией, а затем Тосканой.

Однако оно все же, правда. временно, было восстановлено в виде титульного королевства 10 октября 1798 года Первым консулом Франции Наполеоном Бонапартом, который отдал созданное им королевство наследному принцу Людовику Пармскому. После его смерти (1803 г.) его вдова Луиза, испанская инфанта, вступила в управление Этрурией в качестве опекунши своего малолетнего сына Карла. Но в 1807 году, после достигнутого Наполеоном соглашения в свою пользу с Испанией, она лишилась этой привилегии. Этрурия стала французской провинцией. В 1809 году сестра Наполеона Элиза Баччиокки стала владычицей Этрурии с титулом великой герцогини Тосканской.

В 1814 году союзники, одержавшие победу над императором , возвратили Этрурию великому герцогу Испании Фердинанду, и о таком государстве вскоре вновь все забыли.

Светлана Лихачева

© Разработка, содержание, оформление, «Мир чудес», 2003

(1494-1559)

Аргументация миграционной версии

В пользу второй теории говорят труды Геродота , появившиеся в V веке до н. э. Как утверждал Геродот , этруски - это выходцы из Лидии , области в Малой Азии , - тиррены или тирсены, вынужденные покинуть родину из-за катастрофического неурожая и голода. По мнению Геродота, это произошло практически одновременно с Троянской войной . Гелланик с острова Лесбос упоминал предание о пеласгах , которые прибыли в Италию и стали именоваться тирренами. В то время рухнула Микенская цивилизация и пала империя хеттов , то есть датировать появление тирренов следует XIII веком до н. э. или чуть более поздним временем. Возможно, с этим преданием связан миф о бегстве на запад троянского героя Энея и основании римского государства, имевший большую важность для этрусков. Гипотезу Геродота подтверждают данные генетического анализа, которые подтверждают родство этрусков с обитателями земель, в настоящее время относящихся к Турции .

Вплоть до середины XX в. «лидийская версия» подвергалась серьёзной критике, особенно после дешифровки лидийских надписей - их язык не имел ничего общего с этрусским. Однако имеется также версия, что этрусков следует отождествлять не с лидийцами, а с более древним, доиндоевропейским населением запада Малой Азии, известным как «протолувийцы». С этрусками этого раннего периода А. Эрман отождествлял легендарное племя турша, жившее в восточном Средиземноморье и совершавшее захватнические набеги на Египет (XIII-VII вв. до н. э.) .

Аргументация комплексной версии

На материале античных источников и данных археологии можно сделать вывод о том, что в этногенезе этрусков приняли участие древнейшие элементы доисторического средиземноморского единства в период начала движения с Востока на Запад в IV-III тыс. до н. э.; также волна переселенцев с ареала Чёрного и Каспийского морей во II тыс. до н. э. В процессе формирования этрусской общности встречены следы эгейских и эгейско-анатолийских эмигрантов. В подтверждение тому приводятся результаты раскопок на о. Лемнос (Эгейское море), где были встречены надписи, близкие грамматическому строю этрусского языка.

Географическое положение

Точные пределы Этрурии определить пока не представляется возможным. Начало истории и культуры этрусков положено в регионе Тирренского моря и ограничено бассейном рек Тибр и Арно . В речную сеть страны входили также реки Авенция, Весидия, Цэцина, Алуза, Умбро, Оза, Альбиния, Армента, Марта, Минио, Аро. Широкая речная сеть создавала условия для развитого земледелия, в ряде мест осложнённого заболоченными участками. Южная Этрурия, почвы которой были часто вулканического происхождения, имела обширные озёра: Циминское, Алсиетиское, Статоненское, Вольсинское, Сабатинское, Тразименское . Более половины территории страны занимали горы и холмы. По росписям и рельефам можно судить о разнообразии флоры и фауны региона. Этруски культивировали кипарис, мирт, гранатовое дерево, привезённое в Италию из Карфагена (изображение граната встречается на предметах этрусков в VI в. до н. э.).

Города и некрополи

Каждый из этрусских городов контролировал определенную территорию. Точное количество жителей этрусских городов-государств неизвестно, по приблизительным подсчетам население Черветери в период расцвета составляло 25 тысяч человек.

Черветери был самым южным городом Этрурии, он контролировал залежи металлоносной руды, обеспечившей благосостояние города. Поселение располагалось рядом с побережьем на крутом уступе. Некрополь по традиции находился за пределами города. К нему вела дорога, по которой провозили погребальные повозки. По обеим сторонам дороги располагались гробницы. Тела покоились на скамьях, в нишах или терракотовых саркофагах. Вместе с ними помещали личные вещи усопшего.

От названия этого города (этр. - Цере) впоследствии произошло римское слово «церемония» - так римляне называли некоторые погребальные обряды.

Соседний город Вейи отличался отличной защитой. Город и его акрополь были окружены рвами, делавшими Вейи почти неприступным. Здесь обнаружили алтарь , фундамент храма и резервуары для воды. Вулка - единственный этрусский скульптор, имя которого нам известно, являлся уроженцем Вей. Область вокруг города примечательна вырубленными в скале проходами, служившими для отвода воды.

Признанным центром Этрурии являлся город Тарквиния. Название города происходит от сына или брата Тиррена Таркона, основавшего двенадцать этрусских полисов. Некрополи Тарквинии сосредотачивались возле холмов Колле-де-Чивита и Монтероцци . Вырубленные в скале гробницы защищались курганами, камеры расписывались в течение двухсот лет. Именно здесь обнаружили великолепные саркофаги, украшенные барельефами с изображениями усопшего на крышке.

При закладке города этруски соблюдали ритуалы, подобные римским. Выбиралось идеальное место, выкапывалась яма, в которую бросали жертвоприношения. От этого места основатель города плугом, запряженным коровой и быком, проводил борозду, определявшую положение городских стен. Там, где это было возможно, этруски использовали решетчатую планировку улиц, ориентируя их по сторонам света.

История

Становление, развитие и распад этрусского государства происходили на фоне трёх периодов Древней Греции - ориентализирующего или геометрического, классического (эллинистического), а также возвышения Рима. Более ранние этапы даны в соответствии с автохтонической теорией происхождения этрусков.

Протовиллановианский период

Самым важным из исторических источников, обозначивших начало этрусской цивилизации, является этрусское летоисчисление saecula (столетий). Согласно ему, первое столетие древнего государства, saeculum, началось примерно в XI или X веке до н. э. Это время относится к так называемому протовиллановианскому периоду (XII-X века до н. э.). Данных о протовиллановианцах чрезвычайно мало. Единственное важное свидетельство о начале новой цивилизации - изменение погребального обряда, который стал совершаться путём кремации тела на погребальном костре с последующим захоронением праха в урнах.

Периоды Вилланова I и Вилланова II

После утраты независимости Этрурия некоторое время сохраняла культурную самобытность. Во II-I веках до н. э. продолжало существовать местное искусство; этот период также называют этрусско-римским. Но постепенно этруски перенимали образ жизни римлян. В 89 году до н. э. жители Этрурии получили римское гражданство. К этому времени процесс романизации этрусских городов был практически завершён вместе с собственно этрусской историей.

Искусство и культура

Первые памятники культуры этрусков относятся к концу IX - началу VIII вв. до н. э. Цикл развития этрусской цивилизации завершается ко II в. до н. э. Рим находился под её влиянием до I в. до н. э.

Этруски долго сохраняли архаические культы первых италийских поселенцев и проявляли особенный интерес к смерти и загробному миру. Поэтому этрусское искусство значительно было связано с украшением гробниц, причем исходя из концепции, что предметы в них должны сохранять связь с реальной жизнью. Самыми примечательными из сохранившихся памятников являются скульптура и саркофаги.

Этрусский язык и литература

Особую категорию составляли предметы женского туалета. Одним из самых известных изделий этрусских мастеров были бронзовые ручные зеркальца. Некоторые снабжены откидными ящичками, украшены горельефами. Одну поверхность тщательно полировали, обратную украшали гравировкой или горельефом. Из бронзы делались стригилы - лопаточки для счищения масла и грязи, цисты, пилки для ногтей, ларчики.

    По современным стандартам этрусские дома обставлены довольно скудно. Как правило, этруски не использовали полки и шкафы, вещи и провизию хранили в ларцах, корзинах или вешали на крюки.

    Предметы роскоши и ювелирные изделия

    На протяжении столетий этрусские аристократы носили ювелирные изделия и приобретали предметы роскоши из стекла, фаянса , янтаря , слоновой кости , драгоценных камней, золота и серебра. Виллановианцы в VII веке до н. э. носили стеклянные бусы , украшения из драгоценных металлов и фаянсовые подвески из Восточного Средиземноморья. Самыми важными местными изделиями были фибулы , изготовленные из бронзы, золота, серебра и железа. Последние считались редкостью.

    Исключительное благосостояние Этрурии в VII веке до н. э. вызвало бурное развитие ювелирного дела и приток импортных изделий. Серебряные чаши импортировались из Финикии , изображения на них копировались этрусскими мастерами. Из ввозимой с Востока слоновой кости изготавливали шкатулки и кубки. Большинство ювелирных изделий производилось в Этрурии. Золотых дел мастера использовали гравировку, филигрань и зернение. Кроме фибул были широко распространены булавки, пряжки, ленты для волос, серьги, кольца, ожерелья, браслеты, пластинки на одежду.

    Во время архаики украшения стали более вычурными. В моду вошли серьги в виде крошечных мешочков и дискообразные серьги. Использовались полудрагоценные камни и цветное стекло. В этот период появились прекрасные геммы. Полые подвески или булла часто играли роль амулетов, их носили дети и взрослые. Этрусские женщины эллинистического периода предпочитали украшения греческого типа. Во II веке до н. э. на голове носили тиару, в ушах маленькие серьги с подвесками, на плечах застежки в виде дисков, руки украшали браслеты и кольца.

    • Этруски все носили короткие волосы, за исключением жрецов - гаруспиков [ ] . Жрецы свои волосы не стригли, но убирали их со лба узкой головной повязкой, золотым или серебряным обручем [ ] . В более древний период этруски свои бороды коротко стригли, но позднее их стали сбривать начисто [ ] . Женщины распускали волосы по плечам или заплетали их в косы и покрывали голову шапочкой.

      Досуг

      Этруски любили участвовать в боевых состязаниях и, возможно, в помощи по хозяйству другим людям [ ] . Также, этруски имели театр , но он не получил такого распространения, как, например, аттический театр, а найденных рукописей пьес недостаточно для окончательного анализа.

      Экономика

      Ремёсла и сельское хозяйство

      Основой процветания Этрурии было земледелие , которое позволяло содержать скот и экспортировать излишки пшеницы в крупнейшие города Италии. В археологическом материале найдены зёрна полбы, овса и ячменя. Высокий уровень земледелия этрусков позволял заниматься селекцией - был получен этрусский сорт полбы , впервые они начали возделывать культурный овёс . Лён шёл на шитье туник и плащей, корабельных парусов . Этот материал использовался для записи различных текстов (позже это достижение было заимствовано римлянами). Имеются свидетельства антиков о прочности льняной нити, из которой этрусские ремесленники изготавливали панцири (гробница VI в. до н. э., Тарквинии). Довольно широко этруски применяли искусственное орошение , дренаж , регулирование течения рек. Известные археологической науке древние каналы находились у этрусских городов Спина, Вейи , в районе Коды.

      В недрах Апеннин залегали медь, цинк, серебро, железо, на острове Ильва (Эльба) железнорудные запасы - всё разрабатывалось этрусками. Наличие многочисленных изделий из металла в гробницах VIII в. до н. э. в Этрурии ассоциируется с адекватным уровнем рудного дела и металлургии. Остатки горнорудного дела широко встречены у древней Популонии (район Кампилья Марритима). Анализ позволяет установить, что выплавка меди и бронзы предшествовала железообработке. Встречаются находки из меди, инкрустированные железными миниатюрными квадратиками - приём, применяемый при работе с дорогостоящими материалами. В VII в. до н. э. железо ещё было редким металлом для обработки. Тем не менее металлообработка в городах и колониальных центрах выявлена: в Капуе и Ноле было развито производство металлической посуды, в Минтурнах, Венафре, Суэссе найден ассортимент предметов кузнечного ремесла. Мастерские по обработке металлов отмечены в Марцаботто. Для того времени добыча и обработка меди и железа была значительной по масштабам применения. В этой области этруски преуспели в сооружении шахт для ручной добычи руды.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Выступление на педагогическом совете на тему:
Леонтьев дмитрий алексеевич Дмитрий леонтьев психолог