Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Вечерние молитвы серафима саровского. Краткое молитвенное правило преподобного серафима саровского. Молитвенное правило. Молитвенное правило Серафима Саровского

В ежедневной круговерти нам тяжело выкроить кусочек времени для разговора с Всевышним. Но каждый истинно верующий христианин старается следовать праведным путем, соблюдая молитвенное правило Серафима Саровского.

Преподобный Серафим - именуемый в миру Прохор, сын курского купца Исидора Мошнина – прославился своими православными деяниями на рубеже XVIII-XIX столетий. Еще будучи послушником в Сарове, молодой Прохор пережил тяжелую хворь (водянку), исцеление от которой юноше принесла, по его утверждению, сама Богоматерь, явившаяся ночью перед ним.

Повторение эякуляций, коротких молитв, хвалить Господа, получать помощь или умолять прощение, обнаруживается в ранней христианской традиции. Другим свидетелем многих, которые можно привести, является Иоанн Златоуст, который рекомендует частое и последовательное повторение одних и тех же кратких слов. Однако явный призыв Господа Иисуса, как и в «молитве», не обязательно связан с этой широко распространенной практикой. Существует большая свобода в выборе предложения, которое повторяется для общения с Богом.

Небезосновательно этот стих был предпочтительнее всего Писания. Он содержит в шифре все чувства, которые может иметь человеческая природа. Он благополучно приспосабливается ко всем государствам и помогает нам стоять в искушениях, которые нас просят. Арсений, монах из пустыни, чьи изречения благоговейно повторяются монахами, например, молился, сказав: «Господь, возглавляй путь спасения». Было бы легко продолжить цитирование коротких предложений от разных родителей, в которых не упоминаются «Иисус» или «Господь Иисус» или «Иисус Христос».

Уже тогда Прохор был тверд в решении служить Господу, а чудесное выздоровление лишь укрепило его веру.

В 27 лет юноша стал иноком и обрел свое знаменитое имя Серафим (евр. - «согревающий»). Такого самоотверженного монаха стоило поискать на Руси. В молитвах Серафим проводил все часы бодрствования.

После смерти своего духовного настоятеля отца Пахомия Серафим и еще несколько монахов отправились в пустынничество - построили келью вдали от мирской суеты и служили там во имя Бога более двенадцати лет. Много искушений посылал дьявол на отшельников, стараясь разрушить их веру и святость. Но невзгоды только придавали сил Серафиму и его собратьям в искреннем поклонении Отцу Небесному.

Также можно найти ссылки на призыв имени Реконцептора, но не прибегая к формуле, в которой кристаллизовалось так называемое «обращение к Иисусу» или сопутствующая психофизическая методическая основа. Другой пример, среди многих цитируемых, - это абба Сисос, который однажды признался, что в течение тридцати лет он молился так: «Господь Иисус, защити меня от моего языка».

Компоненты «молитвы Иисусу»

Формула, которая среди разных фраз навязывает себе на протяжении многих лет: Господь Иисус, Сын Божий, помилуй меня, грешника. Его элементы можно найти в Священном Писании. Таким образом, в молитве двух слепых: «Помилуй нас, Сын Давидов!» По просьбе ханаанской женщины: «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов!» В молитве десяти прокаженных:! Иисус, Учитель, помилуй нас! Также в молитве слепого Иерихона, который святой Марк называет Вартимея, который восклицает: «Сын Давида, Иисус, помилуй меня!» Отдельный случай, но, скорее всего, связанный с появлением «молитвы Иисусу», является прототипом скромной молитвы мытаря, стремящегося к божественной милости: О Боже!

Преподобному не раз являлись Богоматерь и даже сам Всевышний, не раз исцелял он от смертельных недугов мирян, что обращались за помощью. Много пророчеств святого старца осталось как наследие потомкам. Но главным даром всем мирянам несомненно считается молитвенное правило, которое Серафим Саровский завещал народу.

Распространение завет получил, по церковным описаниям, когда к отцу Серафиму пришла женщина и спросила, как правильно молиться, если работы невпроворот и совершенно нет времени на стояние пред образами и ежедневные походы в храм. Неоднократно обращались прихожане к преподобному с таким вопросом. Всем он давал одинаковое наставление - молиться непрестанно с утра до глухой ночи - и подсказывал, какие молитвы лучше читать.

Пожалейте меня, грешник! Ибо, если этот способ молитвы оправдал грешника, то насколько легче он поднимет праведника на высоту. В высказываниях Аммонаса, вероятно, ученика Сан-Антонио, есть совет, в котором он говорит: Оставайтесь в своей камере, едите немного каждый день и всегда несете слово мытаря в своем сердце.

В цитированных отрывках и во многих других Евангелиях есть основные элементы «молитвы»; Благодать, преданность и время сделают все остальное. Необходимо указать еще один элемент в появлении «молитвы Иисусу». Не может быть и речи о ветхозаветном влиянии «богословия имени Бога» или его конкретной конкретности и углубленности в Новом Завете в отношении Господа Иисуса, а также действий, совершаемых во имя Его. Некоторые новозаветные примеры этого богословия, в дополнение к известным: «Да святится имя Твое», Отца нашего; или «крестить их во имя Отца и Сына и Святого Духа» в апостольской миссии, можно найти в ссылках на имя Иисуса, в частности в Письме к Филиппийцам: «Во имя Иисуса, - на небе, на земле, в бездне - и каждый рот провозглашает, что Иисус Христос есть Господь»; в Деяниях Апостолов: «Ибо нет другого имени под небом, данное людям, которым мы должны быть спасены»; в Евангелии от Иоанна: Да, уверяю вас, если вы узнаете имя Мое, Отец даст вам то, что вы просите.

Зачем нужно молитвенное правило

В народе молитвенное правило наделено особым магическим значением. Разбирая, чем и кому полезно правило, важно знать, что есть краткий свод молитв, которые наказывал читать верянам преподобный Серафим, и так званое Богородичное правило, состоящее из многократного повторения молитвы матушке Богородице.

Пока вы не просили ничего, требуя моего имени. Спросите, и вы получите, так что ваша радость будет полной и аналогичный отрывок из того же Евангелия и других. Это проявление веры, что Иисус есть «Христос, Сын Бога живого». Все это на фоне истории «молитвы Иисусу». Теперь, если все творение поддерживается Сыном Божьим, что мы думаем о тех, кто был призван Им и носит имя Сына Божия и идет по Его заповедям? Понимаете ли вы, кем они являются, что Он держит? Те, кто искренне несут его имя.

Следовательно, Он должен стать их основанием и принимать их с удовольствием на себя, так как они не стыдятся Его имени. Упражнения приписывания имени Господа Иисуса среди Отцов пустыни также являются проявлением веры, плодом убежденности, взятой из семитского ветхозаветного менталитета, о силе имени Бога. Таким образом, вызов имени не ограничивается благочестивым воскрешением, но также является носителем силы или динамизма, который обновляет его присутствие и даже спящий динамизм. Нет недостатка в решениях Нового Завета, которые усиливают эту традицию, например: «Тот, кто призывает имя Господа, будет спасен».

Молитвенное правило Серафима Саровского

«Пробудившись от сна и ставши на избранном месте, всякий должен оградить себя крестным знамением и, став на избранном месте, читать ту спасительную молитву, которую людям передал Сам Господь, то есть "Отче наш" (трижды), потом "Богородице Дево, радуйся" (трижды) , и, наконец, единожды Символ веры. Совершив это утреннее правило, всякий христианин пусть отходит на свое дело и, занимаясь дома или находясь в пути, должен читать тихо про себя: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго". Если же окружают люди, то, занимаясь делом, говорить только умом: “Господи, помилуй", и так продолжать до самого обеда. Перед обедом совершить утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, всякий должен читать тихо: “Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго", что продолжать до самой ночи. Когда же случится проводить время в уединении, нужно читать: “Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго", а ложась спать на ночь, всякий христианин должен повторить утреннее правило, и после него с крестным знамением засыпать. При этом св. старец говорил, указывая на опыт св. отeц, что, если христианин будет держаться этого малого правила, как спасительного якоря среди волн мирской суеты, со смирением исполняя его, то может достигнуть высокой меры духовной, ибо эти молитвы суть основание христианства: первая - как слово Самого Господа и поставленная Им в образец всех молитв, вторая принесена с неба Архангелом как приветствие Пресвятой Деве, Матери Господа. Последняя же заключает все догматы веры. Имеющий время пусть читает Евангелие, Апостол, другие молитвы, акафисты, каноны. Если же кому-то невозможно выполнять и это правило - слуге, подневольному человеку - то мудрый старец советовал выполнять это правило и лежа, и при ходьбе, и при деле, помня слова Писания: “Всяк, иже призовет имя Господне, спасется.»

Сознание внутреннего перелома человека и его хрупкости лежит в основе этой духовной дисциплины, которая вне битвы против непоследовательных мыслей или заблуждений находит положительный путь в объединении всего существа в Боге. Стремление к экологическому миру, уединению и тишине, спокойствию или покою сердца в широком смысле представляет собой исихастический путь, о котором и говорят.

Призыв имени Иисуса, уже явно или неявно, например, в словах Господа, хорошо документирован в свидетельствах, которые мы имеем о монашеских СМИ того времени. Но хотя в широком смысле можно говорить со всей определенностью, что эти призывы или ссылки являются молитвой к Иисусу, это еще не установленная формула, известная как «молитва Иисусу». Невозможно измерить их влияние в монашеских средствах, но, без сомнения, это данные, которые необходимо учитывать.

Написать записку

У вас появилась уникальная возможность написать онлайн письмо-записку святому Серафиму Саровскому со своей просьбой.

Написать письмо-записку

Обязательными для прочтения в краткой версии правила являются три молитвы: «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся!», «Символ Веры». Читаются тексты молитв утром (сразу после сна) и после вечери (перед сном) в этом порядке, причем первые две читаются трижды, а последняя один раз.

Призыв имени Господа

Там были разные предметы. Они, безусловно, использовались свободно, но систематическое развитие «молитвы» займет сотни лет. Есть много отцов пустыни, которые, похоже, рекомендуют призывы, похожие на то, что в конечном итоге будет «молитвой к Иисусу». Различные предложения, писания и «пятьдесят проповедей» приписываются Макарио без того, чтобы эксперты окончательно договорились о личности автора или авторов или о сфере ответственности. И в учении, которое, кажется, выходит за рамки простой «монологической» молитвы, рекомендуется обратить внимание во имя Господа нашего Иисуса Христа, когда ваши губы вскипят, чтобы привлечь Его, но не пытайтесь привести его к своему духу, похожим на него.

До обеда, занимаясь своим делом, человек тихонько произносит «Господи, Сыне Божий Иисус Христос, помилуй меня, грешного!» Либо просто постоянно повторяет слова «Господи, помилуй!». Всю вторую половину дня после обедни необходимо возносить шепотом или в уме просьбу к матери Христовой: «Пресвятая Богородице, спаси меня грешного!»

Подумайте только о своем призыве: Господи Иисусе Христе, помилуй меня. В тексте, приписываемом Эвадрию, сказано: «С каждым дыханием добавляйте трезвый призыв к имени Иисуса и медитации смерти и смирения». Тот же текст появляется в письме Хесикио де Батоса, о котором будет сказано ниже. Мнение Иринея Хаусерра по тексту Хесихия заключается в том, что оно до метафоры, еще не до психофизического дыхания. Если так, то то же самое следует сказать о текстах Макария коптского цикла и приписываемых Эвагрию.

Диадох, епископ Фотий, выступает за внутреннее очищение исцеляющей памятью Господа Иисуса, бесконечно медитируя на этом славном имени в глубинах своего сердца. В одном случае он учит: «Если человек начинает прогрессировать, выполняя заповеди и непрестанно называя Господа Иисуса, тогда огонь божественной благодати оплодотворяет его», даже для внешних чувств сердца. В другом отрывке он гласит: Интеллект, когда мы закрыли все его выходы в память о Боге, требует, абсолютно, деятельности, которая занимает его усердие.

Не стоит забывать о крестном знамении: перед прочтением утреннего и вечернего правил.

Богородичное правило читается по 150 раз на дню, каждый десяток разбавляется самыми известными молитвами: «Отче наш» к Всевышнему, «Милосердия двери» к Богородице. Всем, кто трудится, не запрещается произносить слова молитв в рабочем процессе, на ходу. Дабы не сбиться при прочтении Богородичного свода со счета, разрешается воспользоваться церковными четками, отбирая по одной после 5-10 текстов.

Затем ему будет дано «Господь Иисус» для единственного занятия и полностью отреагировать на его конец. Аскетические и моральные условия как требование «осуществления Имени» воспринимаются, например, когда он говорит: «Если душа встревожена гневом, скрытым парами пьянства или измученной нездоровой печалью, интеллект он не сможет вызвать живую память о Господе Иисусе и не принудит его».

Несмотря на то, что Диадох, похоже, не знает формулу «молитвы», его размышления об использовании имени Господа, а также его богословие о крещении, посредством которого человек восстанавливает полноту образа, и сотрудничество с благодатью для достижения потерянное сходство и единство их существа, представляют собой шаги, которые создают среду для рождения теоретика.

Не стоит пренебрегать поклонами. Как говорил Серафим Саровский, 200 поясных поклонов за день следует сделать непременно. Только совсем немощным и не ходячим разрешено читать молитвенное и Богородичное правила сидя (лежа), без поклонов.

Придерживаясь постоянно предписаний Правил (стандартного или Богородичного), человек способен прочувствовать таинство веры, и прийти к праведной, отвечающей христианским канонам, жизни. Святой Серафим понимал, что лишь постоянные молитвы и концентрация на верном прочтении текстов, способны помочь простому человеку избавиться от греховных помыслов, очиститься и обрести духовное единение с Господом. Даже произнесенные автоматически молитвы, без придания должного значения словам, способны вернуть душу человеческую в святость и смирение.

Если злая мысль сохраняется, старайтесь ссылаться на имя Господа, и Господь будет помогать и подавлять хитрости врагов. И в другом случае: Когда усиливается пыл битвы, вы также увеличиваете свою силу, плача, Господь Иисус Христос! Говоря о рассеивании ума, читаешь, что нужно вспомнить, что он сказал: «Господи, простите меня, принимая во внимание святое имя».

Несмотря на то, что мы смогли оценить, как это кажется очевидным, мы еще не находимся до формулы, которая затем кристаллизуется, но до молитвенной преданности имени Реконцептора. Когда он заболел, он сказал ему: Дайте мне слово, не пренебрегайте своей молитвой. Удостоверьтесь, что вы не оставите свою молитву. Уже в этот момент можно утверждать, что мы находимся перед формулой «молитвы Иисусу», хотя все же необходимо созреть нечто большее.

Свидетельства ценности молитв

На весь мир известны тысячи случаев, когда вовремя прочтенная молитва, включенная в Правило, спасала от неминуемой смерти или исцеляла от тяжелого недуга.

Божественная сила уберегала от бед, дарила надежду, помогала исполниться заветным желаниям. История хранит множество свидетельств таким событиям, которые иначе как чудом, и не назовёшь.

Филимон использовал «молитву», хотя он не называл это определенным образом. Он видел в ней хорошее средство концентрации, избегающее внутренней диссипации, а также способ сохранить память о Боге. Рекомендуя духовный путь к брату, он говорит: Иди, действуй трезвость в своем сердце и в своих мыслях повторяешь трезво, со страхом и трепетом: «Господь Иисус Христос, помилуй меня». В другом случае он распространяет формулу: «Господь Иисус Христос, Сын Божий, помилуй меня».

Таким образом, шаг за шагом, мы приходим к письму к монахам псевдо-Златоуста, которые, хотя трудно точно определить, могли быть из этого времени или что-то позже. В этом анонимный автор выбирает единую форму, которую непрестанно повторяют: «Господь Иисус Христос, Сын Божий, помилуй меня грешника». Ключ к этому подходу сосредоточен на памяти и сердце, якорной точке внимания. Именно там должно быть принято имя Господа. «Оставайтесь в сердце своем, восклицая имя Господа Иисуса, чтобы сердце было глубоко укоренено на Господе, а Господь в сердце, и два были едины».

Во время Второй Мировой войны, солдат защищала от шальной пули произнесенная перед боем фраза «Господи, помилуй» (хотя то время знаменито гонениями церкви).

Современники тоже делятся через интернет множеством интересных историй: кто-то бросил пить и стал спортсменом после прихода в храм, изучения молитвенного правила; кому-то высшие силы даровали радость материнства; иные услышали голоса Святых с указанием, как изменить жизнь. Но все свидетельства убеждают, что только вера способна даровать благодать и творить чудеса!

Святой Иоанн Климак, жил в пустыне Синай, у подножия горы Моисея, Джебель Мусы. Сан-Хуан широко известен своей «Эскалера-дель-Параси», которая до сих пор читается сегодня, во время Великого поста, в православных монастырях. Это очень популярная работа среди мирян. В своей работе, бесспорный духовный классик всех времен, рекомендует «память Иисуса подключена к дыханию.» Рассеивающее внимание «молитвы к Иисусу» вместе с Газой - Палестиной - это Синай. Там, в монастыре, был аббат Сан Хуан Климак. Однако в его «Лестнице» формула «предложение» не исключает других переменных.

Видео: Правило Серафима Саровского

Преподобный Серафим Саровский преподавал следующее молитвенное правило: «Восставши от сна, всякий христианин, став перед св. иконами, пусть прочитает молитву Господню «Отче наш» трижды, в честь Пресвятой Троицы, потом песнь Богородице «Богородице Дево, радуйся»также трижды и, наконец, Символ Веры единожды. Совершив это правило, пусть занимается каждый своим делом, на которое поставлен или призван.

Во время же работы дома или в пути куда-нибудь, пусть тихо читает: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (ую)», а, если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только: «Господи помилуй», и продолжает до обеда. Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, пусть читает тихо:»Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (ую)», и это пусть продолжает до самого сна.

Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением».

Тем, кому по разным обстоятельствам невозможно выполнять и это молитвенное правило, преп. Серафим советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и на ходьбе, и даже в постели, представляя основанием для того слова Писания: «всякий, кто призовет имя Господне, спасется».

Серафимовым правилом (3 раза «Отче наш»; 3 раза «Богородице Дево…»; 1 раз «Символ веры») предполагалось молиться в отдельных случаях, когда почему-либо нет возможности прочитать полное правило. То есть в качестве исключения.

Кроме того, прп. Серафим дал его дивеевским сестрам, которые, будучи насельницами монастыря, имели возможность часто посещать богослужения – чаще, чем миряне.

Духовная жизнь – а особенно это касается молитвы – такова, что, если себя постоянно не понуждать, успеха не будет. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что молитва требует постоянного самопонуждения, в каком бы духовном устроении человек не находился, т.е. даже святые себя на молитву понуждали. Именно труд ценен перед Богом. В труде важно постоянство.

Но есть другая сторона молитвы. Когда человек постоянно понуждает себя на нее, он вдруг открывает в молитвенном занятии особенную внутреннюю радость, так что временами хочется все бросить ради молитвы. Именно поэтому находятся люди, которые уходят в монастыри. Туда уходят не для чего иного, как для молитвы. И если бы молитва не доставляла радость, вряд ли бы кто-нибудь смог там остаться.

Что касается внимания, которое действительно является душой молитвы, оно напрямую зависит от того, какую жизнь проводит человек. Тот, кто проводит внимательную жизнь, обладает внимательной молитвой. «Невольному причина произвольное»,- сказали Отцы. Внимательная жизнь – это когда человек внимательно относится ко всему тому, что с ним происходит. Прежде всего – внутри него, а затем и вокруг: ко всем мыслям, переживаниям, желаниям, намерениям. Каждое желание и каждую мысль сравнивает с Евангелием: угодны ли они Богу? – и оставляет в сердце и в уме только богоугодное, изгоняя оттуда всякое проявление греха. Много помогает внимательной жизни, когда человек имеет духовного отца и может спрашивать у него, как поступать в той или иной ситуации, может разрешать различные недоумения, касающиеся духовной жизни и внешних обстоятельств.

Угодники Божии были людьми мудрыми. Они понимали, что приучать человека к благочестивой жизни нужно постепенно: не наливают вина нового в мехи ветхие. Поэтому вначале ученикам своим давали правила небольшие, а затем требовали большей строгости. Это непременный закон духовной жизни: забывая заднее, простираться вперед,- как сказал апостол.

Коротенькие же молитвы заповедовали они в качестве непрестанных для того, чтобы ум не рассеивался от многих слов, сохранял внимание. Непрестанная молитва совершается во время каких-либо дел, называемых в монастыре послушаниями, а в миру работой. Эти коротенькие молитвы, исполняемые по заповеди «непрестанно молитесь», не должны мешать, поэтому, если работа умственная, молитва в это время оставляется. Правило же домашнее заповедовалось индивидуально, в соответствии с духовными силами ученика. Да и богослужение, порой даже у мирян занимало значительное время. Недаром называлось оно всенощным бдением. Сокращения начались в XIX веке. На Святой Афонской горе богослужения до сих пор длятся по 13-14 часов. Я же считаю, что необходимый минимум для любого мирянина утренние и вечерние молитвы в полном объеме.

иеромонах Сергий

Включайся в дискуссию
Читайте также
Классный час на тему:
Книги про войну и про армию Рассказы о российской армии для дошкольников
Презентация «Лучшая развивающая предметно-пространственная среда группы ДОУ» презентация на тему Презентация по предметно пространственной среде в доу