Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Фауст» Гете. История создания

Источники сюжета:

В своей жизни Гете много путешествовал. Он трижды побывал в Швейцарии: этот «рай на земле» ко времени Гете был неоднократно воспет. Гете ездил и по городам Германии, где и столкнулся с удивительным явлением – кукольными ярморочными спектаклями, в которых главными действующими лицами был некий Фауст – доктор и чернокнижник и черт Мефистофель. Именно с национальной традицией связанно то, что для Гете принципы, сформулированные Аристотелем, утрачивают значение вечной нормы.

Как уже отмечалось раньше, поездки по Германии привели Гете к замыслу «Фауста». Театр представлял историю о докторе Фаусте и Мефистофеле как веселую, иронически – сатирическую комедию. Но ведь это театр, и он всегда отражает мысли, думы, да и сам стиль жизни народа. И Гете обратился к письменным источникам – хроникам и преданиям. Из хроник узнать удалось немного, а вот легенда рассказала о том, что некогда родился мальчик у вполне благополучных родителей, но с самых ранних лет он проявлял дерзкий нрав. Когда он подрос его родители и дядя посоветовали учиться ему на богословском факультете. Но молодой Фауст «оставил это богоугодное занятие» и занимался изучением медицины, а также попутно, «толкованием халдейских… и греческих знаков и письмен». В скоре он стал доктором и при том очень неплохим. Но его интерес к магии привел к тому, что он вызвал духа и заключил с ним договор … Это была чисто религиозная оценка ситуации; здесь окончательно и бесповоротно осуждались Фауст и Мефистофель, а все внемлющие предостерегались и поучались – наставлялись в богобоязненной жизни. Мефистофель на протяжении всей легенды обманывает Фауста, а островной конфликт можно было бы сформулировать так: «конфликт между добром и злом», без дальнейших разбирательств, что есть добро, а что зло… Мефистофель, здесь представляет сторону зла, предлагал знание и вместе с ним могущество, а от Фауста требовалось лишь отречение от христианства. Мефистофель был лишь одним из демонов, но отнять не особенным.



Гете перевел эту легенду на современную ему почву. В «Фаусте» оказались органически слиты самые разные элементы – начало драмы, лирики и эпоса. Именно поэтому многие исследователи называют это произведение драматической поэмой. «Фауст» включает с себя элементы, различные и по своей художественной природе. В нем есть сцены реально – бытовые, например, описание весеннего народного гуляния в выходной день; лирические свидания Фауста и Маргариты; трагические – Гретхен в темнице или момент, когда Фауст едва не прекратил жизнь самоубийством; фантастические. Но фантастика Гете в конечном счете всегда связана с реальностью, а реальные образы за частую носят символический характер.

Идея трагедии о Фаусте возникла у Гете достаточно рано. Изначально у него получилось две трагедии –«трагедия познания» и «трагедия любви». При этом обе они остались неразрешимыми. Общий тон этого «пра – Фауста» мрачный, что вообще-то и неудивительно, т. к. Гете удалось полностью сохранить колорит средневековой легенды, по крайней мере в первой части. В «пра – Фаусте» сцены, написанные в стихах перемежаются с прозаическими. Здесь в личности Фауста сочетались, титанизм, дух протеста, порыв к бесконечному.

13 апреля 1806 г. Гете записал в своем дневнике:» Закончил первую часть «Фауста». Именно в первой части Гете обрисовывает характеры двух своих главных героев – Фауста и Мефистофеля; во- второй части Гете больше внимания уделяет внимания окружающуму миру и общественному устройству, а также соотношению идеала и реальности.

Жанровые особенности:

Гёте назвал «Фауст» трагедией, подчеркнув тем самым, что в ней изображён исключительно острый жизненный конфликт, приведший к гибели персонажа. Поскольку рассматриваемая трагедия направлена на глубокое философское осмысление мира, смысла человеческой жизни, её принято называть философской.

Но, анализируя жанровую природу «Фауста», современные учёные отмечают, что этому произведению присущи черты различных жанров. По многим показателям оно близко к драматической поэме - стихотворному произведению, в котором сочетаются драматическое, эпическое и лирическое начала. В произведении Гёте такого типа конфликт ярко воплощён в противостоянии двух главных героев. В то же время в «Фаусте» сильно лирическое начало. Например, как своеобразный лирический этюд написана сцена появления Фауста в комнате Маргариты.

1
Иоганн Вольфганг Гёте задумал свою знаменитую трагедию «Фауст», когда ему было двадцать с небольшим лет, а закончил ее за несколько месяцев до смерти. Конечно, за это время он написал массу других произведений, что и составило творческое наследие писателя, но главнейшим произведением, отразившим всю картину той переломной эпохи, все-таки был «Фауст».
В основу сюжета трагедии положена легенда о средневековом чернокнижнике и маге докторе Иоганне Фаусте. Это был в действительности существовавший человек, но как это и бывает с выдающимися личностями, наделенными неординарными способностями, о нем уже при жизни ходили в народе легенды и сказания, где правда причудливо переплеталась с вымыслом. Вскоре после этого в Германии даже появилась книга неизвестного автора под названием: «История доктора Фауста, известного волшебника и чернокнижника», осуждающая данную полулегендарную личность за отступничество от церкви и связь с сатаной. Однако, книга не лишена была и объективной оценки некоторых положительных сторон деятельности доктора Фауста, решительно порвавшего со средневековой схоластической наукой и церковным богословием и задавшегося целью разрешить животрепещущие вопросы человеческого бытия и устройства мира.
Появлялись и другие произведения на эту тему. В частности, о докторе Фаусте писали современник Шекспира Кристофер Mapло, современник и друг Гёте Фридрих Клингер и многие другие. Всё это, однако, ни в малейшей степени не умаляет оригинальности произведения самого Гёте, – значения и места его трагедии в мировой литературе. В те времена использование, так называемых бродячих сюжетов, а также легенд, сказок и прочего для создания собственных оригинальных произведений не считалось плагиатом. Тогда просто не существовало подобного понятия – плагиат. Это можно проследить и на примере творчества Пушкина, использовавшего сюжеты многих русских народных сказок. То же самое можно сказать и об английском драматурге Шекспире, почти все пьесы которого созданы на основе заимствованных сюжетов. Кстати, Гёте, в то время когда начинал работу над «Фаустом», не читал многих произведений на эту тему других авторов, он знал только кукольные комедии на этот сюжет, которые пользовались в то время большой популярностью на ярмарочных представлениях в Германии. Если сравнивать «Трагическую историю доктора Фауста» Кристофера Марло и произведение Гёте, то у Марло Фауст хочет получить весь объем знаний о мире с целью достижения власти над миром и испытания всех удовольствий жизни, а у Гёте Фауст жаждет знания ради самого знания, ради самоусовершенствования. Он хочет не благ лично для себя, не удовольствий и удовлетворения низменных страстей, а постижения смысла жизни. Фактически, прибегая к помощи дьявола, Фауст всё равно ищет дорогу к Богу.
2
Трагедия Гёте "Фауст" по форме произведение не совсем обычное. Написанное стихами по законам драматического произведения, оно в то же время не может быть поставлено на сцене из-за своего непомерного объема. Поэтому «Фауст», скорее всего, не драма, а драматическая поэма с элементами эпоса, в виду того, что действие произведения обладает большой протяженностью в пространстве и времени. Речи персонажей и героев, особенно Фауста и Маргариты, очень напоминают лирические стихотворения. Таким образом, «Фауст» органически несёт в себе черты всех трех основных родов литературы: драмы, лирики и эпоса.
Если взглянуть на произведение Гёте с точки зрения стилевых особенностей, то оно очень многопланово. В нем соединены как черты реализма, так и романтизма. В «Фаусте» имеют место и бытовые эпизоды, написанные по законам реализма, есть лирические сцены, как, например, встречи доктора Фауста с Маргаритой, есть и трагические моменты. Но основная линия, пронизывающая всю трагедию, – это мистическая. Гёте вводит в повествование такие нереальные персонажи, как Бога, архангелов, дьявола, ведьм. Всё это порождено отчасти фантазией автора, отчасти необходимостью следовать сюжетным коллизиям старинной легенды, взятой за основу для написания «Фауста». Однако, все эти нереальные эпизоды не самоцель. Отказываясь от правдоподобия, Гёте тем самым хотел выразить свое сложное понимание жизни. Всё это – прием, позволяющий автору отдалить от себя действительность и лучше вникнуть во все, что проистекает вокруг него. Автор тем самым становится над действительностью. Таким образом, фантастика Гёте всегда связана с действительностью. Образы реальных людей вступают во взаимоотношения с нереальными. Фантастические, мифологические персонажи попадают в реальную среду и, порой, действуют как реальные люди. Для Гёте и его современников ценность этих фантастических персонажей заключалась в их традиционности и узнаваемости.
Свободное перо Гёте мастерски перерабатывало мифы, имевшие разные источники. Он обращался к древнегреческим мифам, библейским, средневековым. Переработанные полетом его поэтической мысли, все эти разные по происхождению легенды и мифы подчинялись единой философской задаче – поиску истинного значения мира и человека в нем.
Но трагедия Гёте – это не просто философский трактат, завуалированный приемами художественной литературы. Гёте, как поэт, создал произведение высокого поэтического мастерства. В немецкой поэзии нет произведения, равного «Фаусту» по использованию всего богатства поэтической палитры. В «Фаусте» присутствует и интимная лирика, и гражданский пафос, и глубокие философские размышления, и острая сатира, и живой народный юмор. В произведении Гёте очень много удачных образов, разнообразен поэтический строй речи, выражены все оттенки звучания стиха. Всё богатство чувств, которые способна выразить человеческая речь, передал Гёте в своей трагедии.

3
Теперь перейдем к характеристике содержания «Фауста».
Трагедия начинается двумя прологами. В первом прологе («Пролог в театре») Гёте высказывает свои взгляды на искусство. В «Прологе на небесах» дан ключ к пониманию идейного смысла трагедии, здесь начинается история жизни главного героя произведения, доктора Фауста.
Мефистофель, разговаривая с Богом, издевается над человеком, считает его ничтожным и жалким. Стремление к истине Фауста представляется ему бессмысленным. Однако, Гёте, устами Господа, опровергает эти взгляды Мефистофеля. Господь говорит о Фаусте:
Он служит мне, и это налицо,
И выбьется из мрака мне в угоду.
Когда садовник садит деревцо,
Плод наперед известен садоводу.
Таким образом, в «Прологе на небесах» Гёте дает завязку борьбы вокруг Фауста и предсказывает, что победа останется за Фаустом.
Вначале Фауст очень сожалеет о своей беспомощности в разрешении коренных вопросов жизни, так как науки, которыми он усердно занимался, не в состоянии дать исчерпывающего ответа на эти вопросы. Фаусту противопоставлен Вагнер, который является лишь самодовольным обывателем в науке, поставившим себе цель – бездумно «поглощать» ученые книги, страницу за страницей. Образ Вагнера воплощает мертвую теорию, оторванную от практики и далекую от реальной жизни. Фауст же стремится найти истину и понимает, что ее надо искать не в мертвом хламе старинных книг, как это делает Вагнер.
Неспроста Фауст у Гёте стремится к получению новых знаний и к постижению истины о мире и предназначении человека в нем. Под этим писатель подразумевает умственное движение целой эпохи духовного развития европейского общества, которую назвали впоследствии эпохой Просвещения. В это время передовые умы Европы боролись против церковных предрассудков и всяческого мракобесия. Научные знания противопоставлялись церковной схоластике. Интеллектуальное движение перекликалось с борьбой передовых сил общества против феодализма за свободу личности и демократизацию.
Гёте в Германии также включился в этот всеевропейский процесс просвещения. В трагедии «Фауст» он выразил свое личное понимание жизни, облачив его в поэтическую форму. Герой трагедии – символическая фигура, воплощающая в себе всё человечество. Но в этом типе литературного героя есть и черты реального человека. Являясь яркой, необычной индивидуальностью, доктор Фауст вовсе не претендует на роль ангела во плоти. Он прежде всего – человек и ничто человеческое ему не чуждо. Имеются у Фауста и недостатки. Но в этом-то и заключается правдивость этого образа, его истинная реальность. Сам Фауст также понимает своё несовершенство, он не обольщается на счет своих достоинств. У героя есть весьма положительная черта – вечная неудовлетворенность собой и окружающим миром. Фауст постоянно стремится стать лучше, чем он был до того, и сделать мир более совершенным для жизни других людей.
Собственно говоря, герой и предстает перед читателем в начале трагедии неудовлетворенным всеми имеющимися знаниями, ввиду того, что они не дают самого главного, к чему стремится душа Фауста – понимания сущности жизни. Фауст не такой человек, который бы удовлетворялся тем, что предлагают религия и умозрительное книжное знание. Отчаяние героя столь велико, что его даже посещает мысль покончить жизнь самоубийством, но, услышав доносившуюся из храма песню молящихся, Фауст отказывается от своего намерения. Он понимает, что народ, не найдя выход из повседневных трудностей, обращается за помощью к Богу, как и он некогда, и решает помочь людям отыскать ответы на животрепещущие вопросы жизни. Однако, от помощи религии и науки он сразу же отказывается - всё это для него пройденный этап. Временно он прибегает к помощи потусторонних сил (дьявола).
Появление Мефистофеля перед Фаустом не случайно. Как и в старинной легенде, дьявол приходит для того, чтобы соблазнить Фауста всеми удовольствиями жизни и, ввергнув в пучину греха, завладеть его душой. Мефистофель у Гёте не похож на карикатурное изображение черта в народных преданиях, этот образ насыщен глубоким философским смыслом. Мефистофель – воплощение духа отрицания в противовес образу Бога. Тем не менее, у Гёте дьявол не является исключительно воплощением зла. Надо отдать должное, критические замечания Мефистофеля во многом небезосновательны. Мефистофель умен, он мастер подмечать человеческие слабости и пороки. В его устах часто звучат горькие истины.
Характерно мнение о себе самого Мефистофеля, который, отвечая на вопрос Фауста, говорит, что он «творит добро, всему желая зла».
Таким образом, Мефистофель своими кознями вызывает противодействие Фауста и тем является главной причиной его активности. Подталкивая Фауста к совершению дурных поступков, Мефистофель, сам того не желая, пробуждает лучшие стороны его натуры. Полностью противоположные по своим желаниям и устремлениям, Мефистофель и Фауст, тем не менее, неотделимы друг от друга.
Фауст вовсе не ищет чувственных наслаждений, он движим иными стремлениями. Но задача познания истины не может быть разрешена в одночасье. Поэтому Фауст, требуя от Мефистофеля исполнения всех своих желаний, ставит условие, что Мефистофель получит его душу только в том случае, если Фауст успокоится, прекратит свои искания и, наслаждаясь жизнью, крикнет: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»
Мефистофель не верит в возвышенность идей Фауста и рассчитывает легко доказать свою правоту о ничтожестве человека. Вначале он предлагает Фаусту посетить студенческую пирушку в кабачке, надеясь, что и Фауст примет участие в пирушке. Но Фаусту противна эта пьяная компания. Тогда Мефистофель в кухне ведьмы возвращает Фаусту молодость и тот вначале поддается на уловку дьявола, он просит Мефистофеля помочь ему познакомиться с Маргаритой. Но ожидания Мефистофеля, что Фауст отдастся только чувственным наслаждениям, оказываются напрасными. Очень скоро грубые чувственные отношения Фауста к Маргарите сменяются всё более возрастающей любовью. Его чувство к девушке становится не только физическим, но и духовным. Их любовь стала взаимной, но, как люди, они были совершенно разными и в этом основная причина трагического исхода их любви.
В отличие от Фауста с его критическим вольнолюбивым характером, Гретхен принимает жизнь в том виде, какова она есть в данный момент. Воспитанная в строгих религиозных правилах, она считает естественные склонности своей натуры порождениями греха. Поддавшись обуявшей ее страсти к Фаусту, она затем глубоко переживает свое падение. Гретхен оказывается грешницей не только в собственных глазах, но и во мнении окружающей среды с ее ханжескими предрассудками. Этими двумя факторами и обусловлен трагический конец ее жизни.
Гибель Гретхен – трагедия, трагедия честной и прекрасной женщины, оказавшейся вовлеченной из-за своей любви в круговорот страшных событий, доведших её до убийства собственного ребенка. Вследствие всего этого Маргарита сходит с ума. Ее осуждают на казнь. На этом заканчивается первая часть трагедии Гёте.
И хотя первая часть «Фауста» вполне завершенное художественное произведение, повествующее о трагедии ученого, разочаровавшегося в науке, не нашедшего счастья в любви, Гёте продолжает рассказ о судьбе доктора Фауста во второй части.

4
Первая и вторая части различны по своей форме. Первая часть, несмотря на многие фантастические моменты, в целом правдоподобна. Духовные поиски Фауста, а также его не сложившаяся любовь волнуют чувства читателей. Вторая же часть почти лишена психологических мотивов, в ней отсутствует изображение человеческих страстей. Здесь писателя больше занимают общие идеи. Образы людей во второй части лишены полной жизненной достоверности. Это лишь поэтические символы определенных идей и понятий. В символической форме, языком условных понятий, здесь изображен кризис монархического строя, осуждены феодальные войны, возвеличены поиски духовной красоты и труд на благо людей.
Во второй части Фауст менее активен, чем в первой. Временами на первом плане оказываются только Мефистофель и другие персонажи. Здесь намеренно переносится внимание с личности героя на окружающий его мир. Сам Фауст уже не представляет для читателя загадки. Во второй части трагедии Гёте старается осветить некоторые мировые проблемы.
Одной из них является проблема главного закона развития жизни. Характерным в этом отношении является спор греческих философов Фалеса и Анаксагора. Фалес доказывает, что источник жизни - вода, Анаксагор придерживается иной точки зрения. Он утверждает, что всё развивается путем скачков и катастроф. Гёте отвергал этот принцип в качестве закона мирового развития. Он больше склонялся к мысли о постепенной эволюции животных видов, вершиной которой и стал человек.
Гёте вносит принцип развития и в характеристику духовной жизни. Поэт верит в идею прогресса, но развитие человеческой истории он представляет как путь полный борьбы и неизбежных сложных противоречий.
Затрагивая самые разноплановые стороны жизни, Гёте не стремится к единству в развитии сюжета своего произведения. Вторая часть состоит из пяти актов весьма мало связанных между собой. Каждый представляет собой законченное целое, со своими сюжетом и темой.
После трагической гибели Гретхен, Фауст возрождается к новой жизни и продолжает свои поиски истины. Вначале он оказывается на государственном поприще, но, разочарованный в этой деятельности, Фауст ищет новые пути.
В конце концов ему кажется, что он находит то, что нужно: возрожденную к жизни спартанскую царицу Елену. Фауст и Елена олицетворяют два начала: Елена является символом идеальной античной красоты, а Фауст – воплощением беспокойного романтического духа. В результате их символического брака появляется на свет прекрасный юноша Эвфорион, – в котором соединились черты его родителей. Но Эвфорион слишком идеален для несовершенного мира. Эвфорион гибнет. С его гибелью исчезает и Елена. У Фауста остается только ее одежда, как бы призванная символизировать невозможность возрождения древнего идеала красоты. Дух прошлого, увы, не вернешь, и человечеству, как в случае с одеждой Елены, остались только внешние формы античной красоты.
Несмотря на новую неудачу и новое разочарование, Фауст неумолим, он не отказывается от своей идеи. За помощь императору он получает обширную, но не пригодную для жизни территорию. Всю свою оставшуюся жизнь, несмотря на тайное противодействие Мефистофеля, Фауст посвящает работе по превращению этого участка земли в красивую и безопасную от волн моря местность, где спокойно трудились бы люди.
Претворение в жизнь замысла Фауста тянется долго, но ему важно то, что он наконец-то нашел желаемое и близок к поставленной цели. Фауст нашел смысл жизни в постоянных испытаниях, в борьбе, в работе. Жизнь приносила ему краткие моменты
счастья, сменяемые долгими годами преодоления трудностей. И хотя замысел его еще не завершен окончательно, Фауст верит в конечное осуществление своей идеи. Таким образом, Фауст прозревает и обретает понимание истины лишь под конец жизни.
После смерти Фауста Мефистофель пытается унести его душу в ад, но божественные силы противятся этому и уносят душу Фауста на небо, где она должна встретиться с душой Маргариты. Таков финал трагедии в целом.

5
Значение произведения Гёте в мировой литературе трудно переоценить. О «Фаусте» написано множество литературоведческих книг, в которых с различных сторон истолкованы характеры и события трагедии, далеко не всегда друг с другом совпадающие. Вопросы, поднятые Гёте, не поддаются простому и однозначному решению. Над этими вопросами до сих пор ломают головы ученые и писатели.
В нашей стране свободолюбивая мысль Гёте увлекла талантливого писателя Михаила Булгакова на создание собственного произведения, несколько перекликающегося с «Фаустом». Это известный роман «Мастер и Маргарита», предваряемый эпиграфом из «Фауста». Другие произведения на эту тему менее значительны, не говоря уже о современных эпигонах Гёте и Булгакова. Повторить такой литературный подвиг не каждому по плечу. Произведения подобно «Фаусту» и «Мастеру и Маргарите» явление исключительно редкое. Это факт не просто человеческой деятельности, усилия ума, а, я бы сказал, факт космического вмешательства, передача информации из других миров. Чем, собственно говоря, и является любое творчество.

Анализ произведения Гёте “Фауст” позволяет сделать вывод о том, что оно самое масштабное, великое и непостижимое произведение во всей мировой литературе. Герои произведения настолько разнообразны, а временные рамки размыты и безграничны, что жанр, композиция и тема произведения до сих пор являются предметом споров в мире литературоведения. “Фауста” анализ может быть полезен учащимся 9 классов для подготовки к урокам литературы, тестовым и творческим работам.

Краткий анализ

Год написания – около 1773 -1831г.г.

История создания – произведение писалось в течение 60 лет. Начав в 20-летнем возрасте автор закончил его за полтора года до кончины. На идею трагедии оказало влияние общество “Буря и натиск”(выступающее против феодализма в Германии), в котором состоял автор.

Тема – смысл человеческого бытия.

Композиция – форма – драма для чтения,1 часть – 25 сцен, 2 часть – 5 действий. В первой части достаточно чёткие композиционные элементы.

Жанр – философская трагедия, драматическая поэма, пьеса.

Направление – романтизм.

История создания

“Фауст” – плод работы писателя, которая длилась практически всю его жизнь. Естественно, что произведение “росло” вместе с его автором, оно вобрало в себя систему взглядов европейского общества на протяжении полувека. История немецкого чернокнижника Фауста, который реально существовал в 16 веке в Германии, брали за основу своих произведений многие писатели, поэты, композиторы, художники.

Однако, Иоганн Гёте сделал этот образ максимально живым, чувствующим, мыслящим, определил его, как человека стремящегося к истине. Легенды же о докторе Фаусте носят достаточно мрачный характер, его обвиняют в отступлении от веры, в занятиях магией и волшебством,в воскрешении людей, в неподобающем образе жизни. По легенде, он выступал с фокусами, врачевал больных, был бродячим странником. До Гёте никто не акцентировал внимание на том, что великий учёный ищет ответы на вечные вопросы, что он велик в своей жаждой к правде, он верен делу, которое выбрал.

Начало работы писателя над “Фаустом” выпало на его двадцатилетний возраст. Тогда будущий учёный и великий писатель не знал, что будет создавать это произведение всю свою жизнь, что оно станет великим бессмертным шедевром всех времён и народов. С 1773 по 1775 наиболее благоприятно шла работа над многочисленными сценами трагедии.

В 1790 году дружба Гёте и Шиллера привела к тому, что последний уговорил поэта продолжить работу над “Фаустом” и непременно закончить этот шедевр. Между 1825-31 годами уже будучи в преклонном возрасте, Гёте закончил труд всей своей жизни. Печатать его при жизни он не захотел, в завещании было указано желание опубликовать “Фауста” после смерти писателя. В 1832 году было опубликовано произведение целиком.

Тема

Смысл человеческой жизни, устройство мира, любовь, власть, деньги, неограниченные желания и их последствия – это лишь часть тем , которые затрагивает автор “Фауста”. Выделить основную мысль в таком масштабном произведении достаточно сложно. Трагедия Гёте учит тому, что абсолютное знание не всегда во благо, человек слишком слабое существо, чтобы пройдя дьявольские испытания сохранить душу невредимой и чистой.

Над идеей “Фауста” до сих пор не утихают споры литературоведов и критиков. Жажда познания мира, эмоционального, физического, интеллектуального, неминуемо приводит к гибели души, ведь идти на поводу у своих желаний – заведомый провал. Гёте наполнил произведение серьёзной философской проблематикой , при этом основу сюжета составляет народная легенда. Если добавить к этому идеи просвещения и критику средневековья – то получится абсолютно уникальное творение – таковым стала трагедия “Фауст”.

Композиция

“Фауст” по своей форме можно отнести к драме для чтения, далеко не все его сцены подходят для постановки в театре. Произведение имеет прозрачную композицию: посвящение, пролог на земле (в театре), пролог на небесах, завязка действия, развитие событий, кульминация и развязка. Вторая часть “Фауста” очень абстрактна, в ней сложно выделить явные структурные композиционные элементы.

Главной особенностью композиции “Фауста” является её многослойность, направленность на чтение с визуальным представлением происходящего “на сцене”. Первая часть состоит из 25 сцен, во второй – 5 действий. Несмотря на сложность пьесы, она довольно целостная в смысловом и художественном плане.

Жанр

Сам автор определил жанр произведения как трагедию. Литературоведы склонны считать шедевр Гёте драматической поэмой, ведь она полна лиризма и глубоко поэтична. Учитывая, что многие сцены из “Фауста” можно поставить в театре, произведение также можно называть пьесой. Следует учесть, что в произведении достаточно явное эпическое начало, поэтому остановится на определённом жанре достаточно сложно.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 353.

Над главным произведением своей жизни Гёте работал около 60 лет. замыслил его ещё в 70-е гг. XVIII в., когда учился в Страсбурге. Его внимание привлекла возникшая в XVI в. народная о докторе Иоганне Фаусте. Он был магом и кудесником, который продал душу дьяволу, чтобы удовлетворить свою тягу к знаниям и наслаждениям. Интересно, что Фауст - историческая , он действительно жил в конце XV-XVI вв. и, будучи учёным, занимался магией. Следует отметить, что в те времена магия тоже считалась наукой. В 1587 г. во Франкфурте вышла так называемая народная книга « доктора Иоганна Фауста, пресловутого кудесника и чернокнижника», изданная Иоганном Шписом.

А в 1588 г. знаменитый британский драматург, современник Шекспира, Кристофер Марло написал драму «Трагическая история доктора Фауста». В Германии эта шла в исполнении странствующего кукольного театра, её и видел Гёте. Первые сцены трагедии написаны в 1773-1775 гг., литературоведы назвали их «Пра-фауст». Затем этот вариант в 1790 г. был опубликован в сокращённом виде под заглавием «Фауст. Фрагмент». В полном виде была закончена только в 1831 г. Впервые увидело свет уже после смерти писателя в 1832 г.

Сюжет и композиция. Трагедия «Фауст» состоит из пяти частей: «Посвящение», «Пролог в театре», «Пролог на небесах», «Первая часть», «Вторая часть». Подчёркивая значение трёх введений, А. Аникст писал: «Надо подняться по трём ступеням, чтобы войти в величественное здание, созданное гением Гёте… Каждое имеет своё назначение в подготовке читателя к основному содержанию драматической поэмы».
Итак, «Фауст» открывается стихотворением «Посвящение», в котором нет сведений о сюжете, теме и идее всего произведения. Гёте вспоминает своих друзей молодости, с которыми он делился замыслом трагедии.

Многие из его сверстников уже ушли из жизни:
Воскресло вновь забытое сказанье
Любви и дружбы первой предо мной;
Всё вспомнилось: и прежнее страданье,
И жизни бег запутанной чредой,
И образы друзей, из жизни юной
Исторгнутых, обманутых фортуной.
Кому я пел когда-то, вдохновенный,
Тем песнь моя - увы! - уж не слышна…
Кружок друзей рассеян по вселенной,
Их отклик смолк, прошли те времена.
Я чужд толпе со скорбью, мне священной,
Мне самая хвала её страшна,
А те, кому моя звучала лира,
Кто жив ещё, - рассеяны средь мира.
Перевод Николая Холодковского

«Он обращается к дружественным читателям иного поколения, и ему трудно предвидеть, как воспримут они то, что было задумано в расчёте на других. Это, конечно, обращение не только к читателям XIX в., но и к потомству, к нам в том числе. В жизни и искусстве постоянно происходят перемены, и Гёте намекает, что от читателей потребуется некоторое усилие для того, чтобы постигнуть произведение иного времени».
Далее следует «Театральное вступление», благодаря которому читатель как будто попадает за театральные кулисы и слышит беседу директора театра, поэта и актёра.
Реплики каждого из этих персонажей представляют три разных понимания задач театра. Директор, прежде всего, думает о материальной выгоде, ему нужны развлекательные спектакли, заманивающие в театр как можно большее число зрителей. же совершенно по-другому видит предназначение театра. Он уверен, что творец не должен опускаться до запросов толпы, его призвание - стремиться к вершинам искусства. Комический актёр отстаивает серединную позицию. Он, как , который постоянно общается со зрителем, убеждён, что успех приходит к тому, кто сочетает талант и стремление угодить публике:

Кто интересен публике, мой друг,
Тот говорить с толпою может смело;
Успех тем легче, чем обширней круг!
Итак, смелей вперёд! Вы можете заставить
Фантазию, любовь, рассудок, чувство, страсть
На сцену выступить; но не забудьте часть
И шаловливого дурачества прибавить.

Как подытоживают литературоведы, поэт - сторонник романтического в искусстве, актёр - реалистического. В трагедии Гёте обе эти тенденции переплетаются.
«Пролог на небесах» имеет символический философский смысл. В центре этой части произведения - спор Бога с Мефистофелем (таким именем называют дьявола). Господь символизирует добро, Мефистофель - зло. «Пролог» начинается с песнопений трёх архангелов. Восторгаясь совершенством Вселенной, они поют «хвалу величью божьих дел». В их песнопения внезапно врывается голос Мефистофеля, он насмехается над главным созданием Бога - человеком, который, по его мнению, не достоин никаких похвал:

Мне нечего сказать о солнцах и мирах:
Я вижу лишь одни мученья человека.
Смешной божок земли, всегда, во всех веках
Чудак такой же он, как был в начале века!
Ему немножко лучше бы жилось,
Когда б ему владеть не довелось
Тем отблеском божественного света,
Что разумом зовёт он: свойство это
Он на одно лишь смог употребить -
Чтоб из скотов скотиной быть!
Позвольте мне - хоть этикет здесь строгий -
Сравненьем речь украсить: он на вид -
Ни дать ни взять кузнечик долгоногий,
Который по траве то скачет, то взлетит
И вечно песенку старинную твердит.

В ответ на слова Мефистофеля Господь называет имя Фауста, видя в нём человека, достойного восхищения. Дьявол же готов поспорить, что и этот представитель рода людского не выдержит испытаний и проявит себя как низменное существо. Бог разрешает Мефистофелю в лице Фауста проверить силы человека, в которых он полностью уверен. Чем же закончился этот спор? Об этом и рассказывают две части трагедии.

События первой части начинаются в старинной комнате с высокими готическими сводами. Ремарка: «Фауст, исполненный тревоги, сидит у своего стола в высоком кресле». Далее звучит его монолог:

Я философию постиг,
Я стал юристом, стал врачом…
Увы! с усердьем и трудом
И в богословье я проник, -
И не умней я стал в конце концов,
Чем прежде был… Глупец я из глупцов!

Перед читателем главный герой - умудрённый опытом средневековый учёный, с одной стороны, многого достигший в различных науках, с другой - разочаровавшийся в жизни. Его раздражает самоуверенный помощник Вагнер, в котором воплощён тип кабинетного учёного, оторванного от жизни. В отличие от Фауста он только начинает свой научный путь и горит жаждой знания:

Ужасное во мне кипит к наукам рвенье: Хоть много знаю я, но всё хотел бы знать.
Однажды они выходят на прогулку и к ним прибивается чёрный пудель, которого Фауст приводит домой. Расположившись в своём кабинете, он собирается переводить Новый Завет:

Написано: «В начале было
Слово» - И вот уже одно препятствие
готово: Я слово не могу так высоко
ценить. Да, в переводе текст я должен изменить, Когда мне верно чувство
подсказало. Я напишу, что Мысль - всему
начало. Стой, не спеши, чтоб первая
строка От истины была недалека! Ведь Мысль творить
и действовать не может! Не Сила ли - начало всех
начал? Пишу - и вновь я колебаться
стал, И вновь сомненье душу мне
тревожит. Но свет блеснул - и выход
вижу смело, Могу писать: «В начале было
Дело»!

Как известно, в средние века пропагандировался буквальный перевод текста. Переводчику не разрешалось менять в оригинале ни одного слова. Почему же Фауст не следует этой традиции? Он - человек, опережающий своё время. Его переводческое решение - это своеобразный вызов схоластике, царившей в эпоху Средневековья и провозглашавшей ересью поиск глубокого смысла слов. Как отмечает современный украинский исследователь творчества Гёте Борис Шалагинов, установкой Фауста становится отказ от буквального понимания книжной мудрости. «… Фауст вступает в свободный интеллектуальный диалог со Священным Писанием. Он стремится найти в Евангелии ответы на вопрос жизни, мучающий его».

Что же не даёт Фаусту продолжить перевод? От работы его отвлекает «неожиданный гость» - тот самый чёрный пёс, который на глазах у доктора превращается в странствующего студента. Оказывается, что в этом облике впервые перед Фаустом предстаёт Мефистофель. Вскоре состоялся его второй визит. Он явился «в одежде златотканой, красной, в плаще материи атласной, как франт, кутила и боец…». Мефистофель предлагает Фаусту развлечь его, показать ему «светлую », он готов не только удовлетворить жажду учёного в познании мира, но и выполнять любые его желания. Если же доктор придёт в восторг от «подарка» дьявола и воскликнет: «Мгновенье. Прекрасно ты, продлись, постой!», то Фауст навсегда станет его рабом. Они скрепляют договор кровью и отправляются на поиски наслаждений.

Мефистофель возвращает Фаусту молодость и пробуждает в нём жажду любви. Случайно встретив на улице прекрасную Маргариту (Гретхен), Фауст настолько увлекается ею, что просит своего спутника, чтобы тот помог ему покорить сердце девушки. Помолодевший доктор и юная красавица влюбляются друг в друга. Но любовная история оборачивается трагедией. Однажды брат Маргариты Валентин, проходя мимо её окна, замечает Фауста и Мефистофеля. Он нападает на ухажёров и во время схватки гибнет от руки доктора. Фауст, вынужденный скрываться от правосудия, покидает Маргариту. Оставшись одна, без всякой поддержки, девушка в порыве глубокого отчаяния совершает страшное преступление - убивает собственного новорождённого ребёнка. Маргариту приговаривают к казни и сажают в тюрьму.

Сочинение

В «Фаусте» поставлен глубочайший вопрос жизни, философии и искусства - вопрос о смысле бытия, о назначении человека на Земле. Гете разрешает этот вопрос с позиций просветителя, верящего в могущество разума и благотворность прогресса. Искатель истины, Фауст приближается к ней, стремясь заглянуть в грядущий день человечества, но очертания высшей истины еще не могут предстать перед ним во всей полноте и реальности. Истина, к которой стремился Фауст, раскроется лишь в следующем столетии перед народами, совершившими социалистические революции. Грандиозность и сложность художественно-философской задачи сказывается на всем строе трагедии.

По своему методу Гете реалист. Он выводил на реалистический путь немецкую лирику, приближая ее к поэзии народа. Он открыл новую эпоху в истории немецкой прозы, создав реалистический роман «Страдания юного Вертера». Он закладывал основы национальной реалистической драматургии. Реалистом Гете остается и на вершине своего творчества - в трагедии «Фауст». Здесь как бы сливаются воедино его поиски и завоевания во всех родах литературы и особенно ясно выступает своеобразие его просветительского реализма. Философская трагедия Гете раздвигает границы своего жанра. По эпической широте, по множеству переплетающихся тем, по объему жизненного материала, свободе развития действия, не скованного строгими требованиями театральной сцены, «Фауст» может соперничать с самым емким и вольным жанром литературы - романом. По многообразию поэтических форм и совершенству стихотворного мастерства «Фауст» принадлежит к числу высших достижений немецкой и мировой поэзии. Здесь и философская лирика, и лирика любовная, и поэзия природы, и сатира. Здесь и песни, и баллады, и афоризмы, и драматические монологи, и диалоги в стихах, порой непринужденно переходящие в прозу.

При всей свободе, многообразии и сложности поэтического строя «Фауст» сохраняет главные особенности драматического произведения - единство дейстзия, остроту и напряженность конфликтов. Философские и исторические проблемы, поднятые в трагедии, требовали для своего решения героя-исполина, который мог бы встать рядом с Прометеем. Такого героя Гете не мог найти в немецкой действительности, это заставило его обратиться к народным преданиям.

Легендарный Фауст вырастает в трагедии в гигантскую фигуру. Он - воплощение мыслящего и борющегося рода людского. И в то же время Гете наделяет Фауста реальными чертами немецкого ученого-мыслителя, вкладывая в своего героя немало лично пережитого. Подобное же соединение условно-символического и реального определяет и образ беспокойного спутника Фауста - Мефистофеля. Поле действия трагедии - «большой мир» и в то же время это Германия времен Гете с ее внутренними неурядицами, междоусобными распрями, с ее трусливыми бюргерами и педантами-учеными, подобными Вагнеру. Два плана изображения - философско-аллегорический и жизненно-реальный - сливаются воедино, взаимопроникают. Обобщения, переходящие в символы, условно-фантастические фигуры наполняются в трагедии животрепещущим содержанием..

Беспокойный, ищущий Фауст нес в себе не только мятежные порывы «Бури и натиска», искания и взлеты просветительской мысли - в нем обозначились веяний новой эры. Герой трагедии Гете был остро современен при появлении в свет первой части трагедии, он не утратил своего современного звучания и спустя четверть века, когда появилась вторая часть.

«Фауст» был одним из вдохновителей Байрона, творца романтических поэм, герои которых испытывают туже скорбь и неудовлетворенность миром и рвутся к подвигу. Фаустовские мотивы зазвучали в философских новеллах Бальзака. Трагедия Гете оказала влияние на все дальнейшее развитие европейской мысли, литературы и искусства XIX в. «Фауст» вдохновлял художников и композиторов разных наций, создававших полотна, гравюры, оперы на сюжеты, почерпнутые из трагедии Гете. Герой трагедии близок всем мыслителям-новаторам и правдоискателям, всем, кто ищет и не успокаивается, кто идет вперед и верит в достижимость всех дерзаний, в бессмертное величие труда и разума.

Другие сочинения по этому произведению

Образ Мефистофеля Образ Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст» Мефистофель и Фауст (по поэме Гете «Фауст») Сюжет трагедии Гёте «Фауст» Тема любви в трагедии Гёте «Фауст» Образ и характеристика Фауста в одноименной трагедии Гете Трагедия Гете «Фауст». Композиция. Образы Фауста и Мефистофеля Трагедия Гете «Фауст» Характеристика образа Фауста Фольклорные и литературные истоки поэмы «Фауст» Поиски смысла жизни в трагедии И. В. Гете «Фауст» Борьба добра и зла в трагедии И Гете «Фауст» Образы главных героев трагедии «Фауст» Роль Мефистофеля в поисках смысла бытия Фауста Поиск смысла жизни в трагедии Гете «Фауст» Общий смысл трагедии «Фауст» Воплощение в образе Фауста высших духовных порывов человека Характеристика образа Вагнера Характеристика образа Елены Характеристика образа Маргариты Образы главных героев трагедии «Фауст» Гёте Религиозно-философский смысл образов Фауста и Мефистофеля Философский смысл образа Фауста Трагедия «Фауст» вершина творчества Гете Образ и характеристика Мефистофеля в трагедии «Фауст» Философская трагедия И. В. Гёте «Фауст» - выражение передовых просветительских идей эпохи Боротьба добра и зла ФаустВерсия для мобильных Борьба добра и зла в трагедии Гете «Фауст» "Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил" (по трагедии Гете "Фауст") "Фауст" - Трагедия познания Из всех чудес... самое высокое - это язык трагедии, чудо ее текста Философская глубина великого творения Гете «Фауст» Маргарита Пересказ сцены «Вальпургиевой ночи» в драме «Фауст» Тема сочинения Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст» Анализ заключительного акта трагедии «Фауст» Причины побудившие Гёте написать роман «Фауст» Анализ финала поэмы Гете «Фауст» «Фауст» - легенда или жизнь Жизнь действие и гибель Фауста Фауст герой народной книги «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике» Жажда познания была творца «Фауста»
Включайся в дискуссию
Читайте также
Рецепты с тыквой: сладкая выпечка
Пальчики оближешь: пахлава медовая — рецепт приготовления в домашних условиях
Суп-пюре из свеклы и яблока со сливками с хреном Свекольный крем суп