Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кризис 3 х лет у ребенка холодные. «Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть

Дети – это огромное чудо в жизни родителей. Но наступает переломный момент в жизни вашего чада и вы его просто не узнаете. Ребенок становится капризным, устраивает истерики. Такое поведение крохи ставит родителей в тупик. Многие не понимают, что произошло с милым малышом. Причина – кризис 3 лет. Появляется он во время перехода от раннего детства к дошкольному. Данный этап характеризуется изменением сложившихся определенных механизмов личности, появляются новые черты сознания крохи. Формируется новый тип взаимоотношений с окружающими. Малыш жаждет быть самостоятельным. Он требует от семьи, чтобы с ним считались, только делает он это своими методами, а именно плачем, криком, истерикой.

Ребёнок не хочет поддаваться тем методам воспитания, которые применялись до трехлетнего возраста. Он считает себя уже взрослым для них.
Кризис трех лет – это желание ребенка быть самостоятельным. Кроха хочет все делать сам, хотя много еще не умеет.
Во время кризиса меняется эмоциональная и волевая сферы дошкольника.
Для кризиса 3 лет характерно то, что у ребенка изменяется отношение к самому себе, а также к людям.
Мотивация поступков малыша строится на отношениях с другими людьми.
Особенностью кризиса 3 лет выступает изменение отношения ребёнка к авторитету родителей. Также меняется социальное отношение трехлеток с окружающими.
3-х летний малыш хочет показывать свою личность.
Проблема протекания кризиса трех лет заключается в желании ребенка стать самостоятельным и независимым, но он еще не готов к этому. Из-за этого возникают противоречия.

Почему у детей 3 лет возникает кризис?

Причины кризиса трех лет заключаются в осознании ребенком себя как отдельной личности, имеющей собственные желания, которые не всегда совпадают с желаниями остальных. Если в семье используются авторитарные методы воспитания, то это может привести к ухудшению взаимоотношений между ребенком и родителями. Также негативно сказывается чрезмерная опека ребенка.

7 симптомов кризиса трех лет

Показателями негативной симптоматики кризиса трех лет являются: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест, обесценивание, деспотизм. Выготский Л.С. назвал эти симптомы как «семизвездие кризиса трех лет». Рассмотрим основные симптомы кризиса 3 лет подробнее.

  1. Негативизм - это негативная реакция, которая присутствует в отношениях между людьми. В момент проявления негативизма, ребенок не берет во внимание даже свои желания, он действует им наперекор. Малыш отказывается от какой-либо деятельности, потому, что предложение поступило от взрослого. На данном возрастном этапе ребенок делает все наоборот. Стоит отметить, что негативизм используется не ко всем окружающим, а только по отношению определенных людей. Например, родители предлагают сходить в гости к бабушке, а ребенок категорически отказывается, хотя сам очень хочет поиграть с бабушкой.
  2. Упрямство - упорная демонстрация ребенка собственного решения. Малыш отстаивает свою позицию потому, что он принял определенное решение, от которого не отступит ни при каких обстоятельствах. Он стремится к тому, чтобы взрослые принимали его мнение во внимание, считались с ним.
  3. Строптивость - негативное отношение ребенка к установленными родителями норм воспитания. Поведение ребенка также направлено против образа жизни, который ведется в семье, но не против конкретного взрослого. Чаще всего строптивость вызывает авторитаризм или не согласованность в воспитании.
  4. Своеволие - стремление ребёнка все делать самому (ключевые слова в речи «Я сам!»), даже если не умеет. Кроха испытывает свои новые силы, проверяет, на что он способен. Он самоутверждается. При правильном подходе взрослых, у малыша появляется детское самолюбие, которое в свою очередь способствует саморазвитию ребенка.
  5. Протест - состояние постоянной борьбы с окружающими и с самим собой. Для трехлетнего малыша очень важно, чтобы взрослые относились к нему, как к личности. Если ваше чадо этого не почувствует, он будет протестовать против всего. Это период формирования воли, независимости и самостоятельности.
  6. Обесценивание - безразличное отношение малыша к интересующим ранее вещам. Ребенок может начать обзываться, кривляться, ломать игрушки.
  7. Деспотизм - ребёнок не только настаивает на том, что все будет делать сам, но и пытается заставить взрослых исполнять все его желания. Может проявляться ревность по отношению к братьям или сестрам.

Сколько длится кризис 3 лет?

Невозможно точно ответить, сколько длится кризис 3 лет. В среднем он может возникнуть в период от 2,5 до 3,5 лет. Этот этап развития обычно не затягивается надолго. Все зависит от психологических особенностей ребенка, атмосферы в семье, методов воспитания. Чем положительнее окружающая среда ребенка, тем быстрее и спокойнее пройдет кризис.

Как помочь ребенку справиться с кризисом 3 лет: советы родителям

  • Не стоит использовать авторитарные методы воспитания. Попробуйте не приказывать малышу, а просить что-либо сделать. Если ребенок не хочет идти на контакт, негативно настроен, пусть побудет наедине со своими эмоциями и успокоиться. Самой простое, что можно сделать, это сформулировать просьбу наоборот: «Не бери книгу, мы сегодня не будем читать».
  • Не пытайтесь переубеждать ребенка, иначе у него не будет возможности самостоятельно и достойно решить проблемную ситуацию. Возможный выход – сказать, что вы оставите вещи на стуле, а он сможет одеться, когда захочет идти гулять на улицу. Но не переусердствуйте с таким методом.
  • Ели вы заметили манипуляции со стороны ребенка – не поддавайтесь. Но вместе с этим не забывайте больше уделять внимания своим детям. Они должны чувствовать вашу заботу и любовь. Иначе ребята будут стараться привлечь внимание истерикой или криками. Поручите крохе посильные домашние обязанности.
  • Во время капризов, попробуйте отвлечь малыша игрушкой. Подготовьте сказки или рассказы о правилах поведения, почитайте и обсудите вместе с ребенком. Хорошим способом является проигрывание негативных ситуаций с помощью сюжетно-ролевых игр.
  • Дайте ребенку возможность выбирать. К примеру, пусть малыш выберет между двумя кофтами или носочками. Для вас это не принципиально, а малышу важно научиться принимать самостоятельные решения. При этом почувствует значимость своего решения.
  • В любой ситуации сохраняйте спокойствие, не кричите, и ни в коем случае не наказывайте физически. Выслушивайте мнение малыша. Дети в 3 года испытывают нервы взрослых, пытаются обнаружить слабину.
  • Если ребенок хочет сделать что-то сам, разрешите ему. Он попробует новые действия. Обязательно поощряйте и хвалите. Так у ребенка поднимается самооценка, появляется уверенность в себе.

Обратная сторона кризиса

По словам Л. С. Выготского кризис, это не только негатив, за ним «скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме». К положительным новообразованиям кризиса 3 лет принадлежат: стремление к результативной деятельности и положительной оценке собственного успеха; попытки ради сохранения самоуважения преувеличить свои достижения и обесценить неуспех; чувствительность к признанию другими достоинств ребенка, повышенная обида в ответ на сдержанную реакцию взрослого.

Бывает и так, что детский кризис 3 лет может протекать без видимых негативных проявлений. Это объясняется положительной атмосферной в семье, где воспитывается малыш.

Доктор Комаровский о кризисе трех лет у детей

Доктор Комаровский Е.О. уделяет внимание преодолению детских истерик и капризов. Опытный врач дает советы, как пережить кризис трехлетки.

3 2 726 0

Вашему малышу уже почти три года. Вы так ждали этого момента – он сам ходит, играет, кушает, одевается, объясняет, что ему нужно. И вдруг добрый и послушный ребенок меняется.

Частые истерики, валяние на полу, драки и отказ на все требования – это и есть кризис трех лет.

Через него проходит каждый ребенок, но радует одно – это временно.

Детские психологи призывают мам и пап не переживать, ведь такое изменение в поведении чада является очень важным этапом взросления.

  • Кризис трех лет бывает у 78% детей дошкольного возраста.
  • Во всех случаях это обусловлено переходом от раннего возраста к старшему, когда начинает формироваться личность ребенка.
  • В 85% случаев пережить трудный период удается без помощи специалиста.
  • В сложной ситуации наладить отношения с ребенком поможет только детский психолог.

Любой кризис является движущей силой к развитию. Если взрослея ребенок изменился, стал более строптивым, упрямым и несговорчивым - не отчаивайтесь.

Если вы разберетесь в причинах появления кризиса, то сможете малышу помочь преодолеть новый жизненный этап.

В статье вы узнаете какие симптомы и причины кризиса, что категорически нельзя делать в это время, и гарантированные методы преодоления трудного периода.

Причины появления детского кризиса

Причины Объяснение
Малыш неуверенный в себе Когда в семье не обращают внимание на мнение сына или дочки и контролируют каждый шаг, то они вырастают неуверенными и закомплексованными. Постоянное недовольство поведением малыша позже выльется либо в бурю эмоций, либо в закрытость.
Хочет отомстить Не придерживаясь своих же обещаний ребенку, вы рискуете получить отвратительное поведение малыша как раз в период становления личности. Он перестает слышать и слушать, ведь с ним поступают так же.

Например, пообещали пойти в цирк, но папа устал или ему просто лень. Первенец обидеться и захочет отомстить.

Родители не уделяют времени детям По мере роста малыша, родители думают, что внимания крохе не так много уже и нужно. Он сам может поиграть, попить, сходить на горшок и т.д. Это не так. Ребенок не чувствует столько материнской заботы и пытается таким образом привлечь ваше внимание. Если за съеденный суп мама скажет всего лишь “Молодец”, то на плохое поведение у родителей будет шквал эмоций.
Кризис – способ ребенка утвердиться Как раз таки возраст 2,5-3,5 лет – это становление собственного “Я”. Малыш чувствует себя взрослым и пытается это доказать родителям. Идет наперекор требованиям старших и, как будто, специально делает назло. Но на самом деле такое поведение малыша говорит лишь о том, что он пытается самоутвердиться, а не знает каким способом это делать.

Отличительные признаки этого периода

Ребенок, высказав свое “хочу”, стоит до последнего, даже если уже и не хочется.

Например, сын хочет очередную машинку, мама свой отказ объясняет тем, что у него есть уже 40 штук дома. Но ребенок не уступит, он упрямо будет требовать, потому что хочет, чтобы с ним считались.

Это самый яркий признак кризиса трехлетнего ребенка. В три года психология детей построена так, что на все предложения взрослого они отвечают “Нет!”, даже если этого сильно хотят.

К примеру, мама просит одеваться малыша и выходить на улицу, но в ответ слышит: “Не хочу, не пойду”. Ребенок на улицу хочет, но отказывается потому, что это просьба родителя.

Если кратко, то это просто желание делать все наперекор взрослому.

  • Самостоятельность

Ребенок пробует делать все сам. И даже если к трехлетнему возрасту ваше чадо не умеет кушать, одеваться, обуваться самостоятельно, то в этот период будет испробовано все. В это время вы все чаще будете слышать: “Я сам”.

Дети пробуют делать сами даже то, что никогда не пробовали. Хоть некоторые вещи и не получатся, малыш упорно старается, потому что он уже взрослый.

Если не вышло так, как нужно, реакция будет бурная. Ведь родителей о помощи просить не хочется, а у самого не получается.

  • Обесценивание

Даже то, что было раньше так дорого чаду, может в миг обесценится.

Любимая машинка становится некрасивой, друзья плохими, а катание на качели скучным.

В этот период даже к близким людям дети грубят, обзываются и проявляют агрессию.

  • Протест

Ребенок протестует против всех правил поведения. Все, что навязывается родителями, воспринимается чадом в штыки.

Непослушание, поведение « я не слышал» или « я не видел» на улице, во время игр дома или в коллективе.

  • Деспотизм

Начинает командовать родителями. Даже пусть это будут абсурдные указания, но малыш хочет почувствовать власть.

В семье, где ребенок не один, проявляется ревность к сестричке или братику. Ваше чадо просто хочет быть центром внимания и самым главным героем. Испугались? Не стоит! Предупрежден, значит вооружен. Ниже вы прочитаете советы, которые помогут наладить отношения с трехлетним ребенком и не допустить грубых ошибок.

Сколько может длиться переходной этап

Как долго будет длиться период непослушания, предсказать невозможно. У кого-то месяц, у кого-то год. Есть детки, которые проживают детский кризис никак не поменяв тактику поведения.

На самом деле, сколько будет длиться кризисный возраст, зависит от поведения родителей.

Его нужно просто пережить. А прочитав наши рекомендации, вы поможете малышу преодолеть все сложности.

Как родителям вести себя с ребенком в кризисный период

  1. Не ограничивайте свободу малыша, воздержитесь от чрезмерной опеки.
  2. Четко следуйте своим правилам воспитания. К примеру, если нельзя есть чипсы, то, во-первых, не ешьте их сами, а во-вторых, ни при каких условиях не давайте “хоть одну штучку”. В каждой семье есть границы дозволенного, которые не стоит переходить и им следуют все члены семьи.
  3. Перестаньте командовать. Научитесь давать указания незаметно. Например: “Одевайся, мы едем к бабушке”, – замените на: “Ты оденешь синюю футболку или красную к бабушке?”. Проверьте, это работает.
  4. Отвлекайте малыша от негативных эмоций. Если видите что истерика неизбежна, вспомните интересную историю что с ним недавно приключилась. Слова: “А помнишь как круто ты вчера съехал с горки?”, – отвлекут малыша.
  5. Постарайтесь строить предложения так, чтобы ребенок не смог ответить “Нет”. Вместо “Идем гулять на улицу?”, можно спросить: “На какую площадку мы сегодня пойдем?”.
  6. Проявляйте терпение и спокойствие. Во время плача или крика постарайтесь не кричать в ответ. Если спокойно отреагировать на плохое поведение, то ребенок поймет, что таким образом манипулировать не сможет.
  7. Дайте вашему чаду самостоятельно решать элементарные вещи. Например, что одеть на улицу или какие яблоки купить.
  8. Не говорите, что у него ничего не получится. Если малыш сам решил одеваться, но пока что не соображает как это сделать, – не мешайте. Пусть попробует сделать все сам, а потом вы ему чуть-чуть поможете.
  9. Используйте ролевые игры в своих целях. С помощью игр можно учить деток правил поведения, и т.д.
  10. Просите помочь. Таким образом малыш показывает какой он взрослый. Например, попросите помочь во время уборки протереть пыль.
  11. Чаще и самостоятельность.
  12. Не сравнивайте с соседскими детьми. В таком возрасте ребенок еще не понимает почему вдруг Маша лучше чем он.
  13. Следите за своим поведением. Ребенок трех лет любит повторять взрослые слова и поступки.
  14. Уважайте личность малыша. Комаровский советует уважительно относиться к ребенку, тогда и он к вам будет со временем относиться соответствующе.
  15. Проводите с ним много времени. Хоть кажется, что в три года мама не особо нужна, но в период становления “Я” без поддержки родителей не обойтись.
  16. Проявляйте любовь. Чаще обнимайте, целуйте и говорите что любите. Детям важно слышать и чувствовать поддержку.

Чего нельзя делать

  • Крики, скандалы и злость - табу в общении с ребенком. Это только спровоцирует замкнутость и обиду малыша, при этом осознания почему последовало наказание и гнев не будет.
  • Не прибегайте к шлепанью или ругани чада за плохое поведение, высказывание грубых фраз или неприличных слов. Достаточно спокойным голосом объяснить, почему этим может обидеть, какие слова и фразы не стоит произносить.
  • Не повышайте голос. В детском возрасте крайне важно разговаривать с ребенком спокойно и уверенно.
  • , даже если ребенок совершил серьезный проступок.
  • Нельзя не уделять малышу внимания, ссылаясь на занятость. Фразы « не сейчас», «не мешай» и «уйди» только спровоцируют замкнутость и обиду.
  • Не запугивайте ребенка в попытках научить не трогать уличных животных, не выходить на дорогу, или не убегать в магазине. Объясните причину своего беспокойства так, чтобы малыш не получил фобию.
  • Никогда не давайте понять, что кроме него в вашей жизни много проблем и дел. Общение, терпение и хорошие доверительные отношения - залог преодоления любого кризиса, даже у детей двух и трех лет.
  • Не запрещайте самостоятельно что-то делать;
  • Не нужно настаивать только на своем;
  • Не показывайте, что мнение малыша вам безразлично;
  • Не ломайте упрямство.

На третьем году жизни у детей обычно проявляется кризис, который выражается в упрямстве, «скандальном» поведении и негативном отношении к взрослым. Самая популярная фраза в этом возрасте «Я сам!».

Давайте попробуем разобраться, в чём суть этого кризиса, как он проявляется и чем можно помочь ребёнку.

Прежде всего, хочется отметить, что это необходимый для развития кризис. Так или иначе, все дети проходят через него. Кризисы помогают нам перейти на новую ступеньку развития. Кризис 3 лет – это важный этап в становлении психического развития ребёнка. Это кризис социальных отношений ребёнка.

Кризис может быть как ярко выраженным, так и слабо, но он обязательно должен наступить. Когда наступит – радуйтесь,- ваш ребёнок развивается нормально.

Первые признаки кризиса нередко можно заметить уже в 1,5 года, а пик его приходится на возраст около трёх лет (2,5-3,5 года).

Основные симптомы кризиса 3-х лет

1 Негативизм. Его надо отличать от обычного непослуания. При непослушании дети отказываются делать то, что не хотят делать. При негативизме дети отказываются делать даже то, что хотят делать (т.е. им важно сделать именно наперекор тому, что требует взрослый). Негативизм – это такие проявления в поведении ребёнка, когда он не хочет что-либо делать только по тому, что это предложил кто-то из взрослых.

Пример непослушания: ребёнок играет во дворе. Его зовут домой обедать, но ему хочется погулять ещё, поэтому он отказывается (обратите внимание, ребёнок отказался именно по тому, что ему хочется погулять ещё).

Пример негативизма: ребёнок играет во дворе. Его зовут домой обедать, но он отказывается (хотя сам уже давно нагулялся и хочет есть). Т.е. он отказался от того, чего на самом деле хочет, но отказался только по тому, что это просит взрослый.

Ещё пример негативизма: к девочке подходит взрослый и говорит, что у неё хорошее чёрное платье. На что девочка возражает: «Нет, оно не чёрное, а белое». Взрослый говорит: «Ну, хорошо, у тебя белое платье». Девочка отвечает: «моё платье чёрное!». Обратите внимание, девочка прекрасно умеет различать чёрный и белый цвет, она хочет сказать наперекор взрослому.

При негативизме на первый план выступает социальное отношение, отношение к другому человеку. Т.е. негативизм адресован к человеку, а не к содержанию того, о чём ребёнка просят.

Также здесь проявляется новое отношение ребёнка к собственному аффекту. Если раньше можно было сказать, что аффект и деятельность у ребёнка едины, то теперь мы видим, что ребёнок может не действовать непосредственно под влиянием аффекта.

Таким образом, негативизм – это такое поведение, при котором мотив находится вне данной ситуации.

Итак, суть негативизма заключается в отказе от выполнения вашей просьбы лишь из-за желания делать наперекор взрослому.

2 Упрямство. Упрямство – это такая реакция ребёнка, когда он настаивает на чём-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал. Упрямство нужно уметь отличать от настойчивости, когда ребёнок хочет чего-нибудь и настойчиво добивается этого.

Пример настойчивости: ребёнку нравится кататься на санках, и поэтому он отказывается от предложения мамы пойти домой.

Пример упрямства: мама зовёт гуляющего во дворе ребёнка домой. Ребёнок отказывается. Мама приводит ему разумные доводы (он с ними согласен). Но ребёнок всё равно отказывается идти (по тому, что он уже отказался).

3 Протест. Ребёнок бунтует против норм воспитания, установленных для ребёнка. Протест против текущего образа жизни. Т.е. ребёнок бунтует против того, с чем он имел дело раньше.

4 Своенравие, стремление к самостоятельности.

5 Обесценивание. Ребёнок перестаёт ценить то, что ценил раньше. К этому относятся и люди, и вещи, и даже собственные переживания. В лексиконе ребёнка появляются слова, которые обозначают всё плохое, отрицательное. Эти слова ребёнок употребляет по отношению к таким вещам, которые сами по себе неприязни не вызывают. В этот период дети могут начать грубить тем взрослым, которых до этого очень уважали. Например, ребёнок может сказать своему дедушке, что он его сейчас побьёт или «превратит в мясо». Маме ребёнок может сказать, что она дура. По поводу игрушки, которой ещё недавно восхищался, может сказать, что она некрасивая и неинтересная.

6 Деспотизм (в семьях с одним ребёнком.) У ребёнка появляется стремление проявлять власть по отношению к окружающим. Например, ребёнок может требовать, чтобы мама не ходила на улицу, а сидела дома, как он сказал.

7 Ревность (в семьях с несколькими детьми). Проявляется по отношению к братьям и сёстрам. В основе этой ревности лежит то же стремление к господству и деспотизму, что и в предыдущем пункте.

Суть кризиса 3-х лет

  • Ребёнок бунтует против тех норм воспитания, которые сложились, считая что он «вырос из них».
  • Стремление к самостоятельности
  • Изменения в социальных отношениях ребёнка с окружающими людьми
  • Происходят изменения аффективно-волевой сферы
  • Изменяется отношение ребёнка к себе и людям
  • Ребёнок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми
  • Перестраивается социальная позиция ребёнка к авторитету матери и отца.
  • Ребёнок хочет проявлять свою личность. Многие поступки мотивируются не мгновенным желанием, а связаны с проявлением личности ребёнка.
  • С одной стороны ребёнок хочет признания своей самостоятельности и независимости, а с другой – к такой форме поведения он ещё не готов.
  • Настаивайте на своём, вы же правы!
  • Сломите детское упрямство (тогда у ребёнка либо будет заниженная самооценка, либо он перестанет слышать ваши замечания)
  • Не давайте ему ничего делать самостоятельно (он же ещё маленький и глупый)!
  • Покажите ребёнку, что его мнение никто в расчёт не берёт
  • Постоянно ругайте
Выполняйте эти вредные советы и тогда у ребёнка довольно быстро возникнут невротические симптомы. Ребёнок вырастит безвольным и малоинициативным (либо упрямым и жестоким).

Что делать при кризисе 3-х лет

Предоставьте ребёнку самостоятельность. Пусть посильные дела делает сам. Предусматривайте в своём расписании запас времени на самостоятельные попытки ребёнка сделать то, что вы собирались сделать сами.

Разберём две ситуации:

1 Нужно одеваться и выходить на улицу в поликлинику. В процессе одевания ребёнок говорит «Я сам!» и начинает пытаться одеваться самостоятельно. Мама раздраженно отвечает: «Нет! Сейчас ты начнёшь копошиться, и мы опоздаем. Я сама тебя одену».

2 Нужно одеваться и выходить на улицу в поликлинику. Предусмотрительная мама начала этот процесс на 10 минут раньше срока. В процессе одевания ребёнок говорит «Я сам!» и начинает пытаться одеваться самостоятельно. Мама отвечает: «Хорошо, одевайся». Далее мама не мешает ребёнку одеваться самостоятельно. В конце она ему поможет.

В первом случае раздражается и мама и ребёнок. К тому же, ограничивая активность и самостоятельность ребёнка, мама усугубляет кризис трёх лет. Во втором случае и у мамы и у ребёнка сохраняется хорошее настроение. Учитывайте, что ребёнку на выполнение всех дел нужно больше времени, чем взрослому.

Родителям стоит научиться переключать внимание ребёнка. Если вы предполагаете поехать в гости к бабушке и ожидаете, что это предложение ребёнок встретит отрицательно, то предложите ребёнку выбрать наряд, в котором он поедет. В результате внимание ребёнка будет сконцентрировано не на решении, ехать к бабушке, или нет, а на выборе наряда, в котором он поедет. Или вместо того, чтобы сказать ребёнку: «Сейчас мы пойдём гулять», можно спросить: «Мы пойдём гулять на детскую площадку или в парк?».

Негативизм ребёнка можно использовать в своих целях. Например, если вы хотите пойти с ребёнком на прогулку, то можно предложить ему остаться дома. Ребёнок, естественно, вам возразит и скажет: «Нет! Пойдём гулять!».

Если ребёнок начал капризничать, отвлеките его.

Поощряйте инициативу и самостоятельность малыша. Если ребёнок пытается начать делать то, что ему пока не под силу, помогите ему. Научившись выполнять что-то в сотрудничестве со взрослым, вскоре ребёнок это сможет делать самостоятельно.

Почаще пересматривайте свои требования к ребёнку. Возможно, некоторые уже неактуальны.

Не акцентируйте внимание на капризах и истериках ребёнка. Во время истерики не стоит удовлетворять требование ребёнка (иначе такое поведение ребёнок будет демонстрировать всё чаще и по меньшим поводам). Если начать ругать ребёнка во время подобной истерики, то это только усугубит кризис. Поэтому в такие моменты постарайтесь переключить внимание ребёнка на что-то другое и не замечайте его истерик. Просто продолжайте выполнять свои дела. Не видя вашей ответной реакции, ребёнок быстро успокоится.

Периодически просите малыша вам в чём-нибудь помочь. Это поможет ему стать самостоятельнее и ответственнее. Плюс, это будет являться хорошим примером социального взаимодействия между людьми.

Не забывайте про творчество – больше рисуйте с ребёнком, лепите из пластилина, вместе делайте поделки, играйте в песок. Творчество очень хорошо помогает справиться с эмоциями.

Режим дня полезен для структурирования жизни ребёнка. Он помогает формировать волю, которая так нужна для овладения своим поведением. Режим дня можно наглядно отразить на плакате в виде пиктограмм. Иногда родители поступают так: скручивают лист ватмана в трубочку. На этой трубочки в виде пиктограмм рисуют последовательность действий. Из другого листа бумаги делают кольцо большего диаметра. Его используют для отражения текущей позиции.

Ведите себя с малышом как с равным вам человеком. Благодарите его за помощь. Спрашивайте разрешение, когда хотите взять его игрушку. Относитесь к ребёнку не как начальник-подчинённый, а как к равному партнёру. Уважайте личность ребёнка. Ребёнок в этом возрасте хочет, чтобы родители знали, что рядом с ними находится не ребёнок, а взрослый человек.

Признайте право ребёнка на совершение ошибок. Если вы видите, что ребёнок что-то делает не правильно, не нужно тут же вмешиваться и показывать, как правильно. На ошибках учатся.

Ингода родителям всё же нужно сказать резкое «нет». Это необходимо делать, когда действия ребёнка нарушают технику безопасности, например, если ребёнок засовывает ножницы в розетку или поворачивает ручки газовой плиты.

Не ждите, что ваши рациональные объяснения различных запретов ребёнок поймёт с первого раза.

Запаситесь терпением.

Желание ребёнка быть взрослым можно использовать в своих целях. Например, если нужно перейти дорогу, то можно попросить ребёнка вас перевести. Это намного лучше стандартного: «Так, дай сюда руку, сейчас будем переходить дорогу». В первом случае все останутся довольными, а во втором случае вы подпортите настроение ребёнку (а он вскоре вам).

Если ребёнок начал истерику в людном месте (а дети любят работать на публику), то лучше всего его перенести в другое, менее людное место. Например, если ребёнок на детской площадке лёг на землю и стучит кулаками (в истерике), то лучше его взять и перенести в сторону. Там его следует положить в такое же положение и подождать пока истерика закончится (если вы не будете реагировать на истерику, то она быстро закончится). Во время подобных истерик бесполезно что-либо объяснять ребёнку. Дождитесь окончания.

Следите за собой. Многие слова и поступки ребёнок копирует у своих родителей.
Используйте игровой момент. Например, если ребёнок не хочет есть, возьмите куклу. Кормите их по очереди. Или пусть кукла попросит ребёнка проверить, не горячий ли суп. Кстати, приблизительно в 3 года ролевые игры становятся ведущими у детей. Это значит, что ребёнок в рамках игры может вживаться в разные роли. Для родителей игра может быть хорошим способом заинтересовать ребёнка в выполнении какого-либо дела. Например, ребёнок может не хотеть идти гулять. Но пойти выгуливать любимого мишку он согласиться с удовольствием.

Озвучивайте для ребёнка его переживания и чувства. Это позволит ему лучше понять свои чувства и увидеть, что вы понимаете его состояние. Если вы видите, что ребёнок упал и плачет, скажите ему, что он упал, ударился, ему больно, и поэтому он плачет. Если ребёнок играл и сломал любимую игрушку, скажите: «Ты расстроился из-за того, что сломал игрушку. Тебе жаль её. Поэтому ты заплакал». Если ребёнок радуется тому, что у него получилось что-то сделать, так и скажите: «Ты нарисовал хороший рисунок и очень рад. Тебе приятно, что ты смог нарисовать такой рисунок. Ты гордишься». И так далее. Озвучивание эмоций и чувств поможет ребёнку разобраться в них и лучше понять себя.

Любите ребёнка не за что-то, а просто так. Любите его всяким: и счастливым и заплаканным, и во время истерик и во время достижений, и настойчивым и упрямым. Любите его всегда. Пусть он это знает и видит.

Развитие и становление каждой личности связано с кризисными этапами. Первый такой этап наступает в жизни ещё совсем маленького человека в возрасте примерно трёх лет. Кризис 3 лет у детей психология считает закономерным и неизбежным явлением . Помочь маленькой личности освоиться в окружающем мире должны родители. Чтобы успешно справиться с этой задачей, мамам и папам необходимо подробно разобраться в сути кризиса, особенностях его проявления и рекомендациях специалистов по его преодолению.

​Причины появления кризиса трёх лет

Специалисты отмечают, что кризис трёх лет - это закономерный этап в развитии любого малыша. У него нет чётких возрастных рамок и точного периода продолжительности. Первые его признаки можно заметить у малышей уже в 1,5-2 года. Но пик развития кризисных проявлений достигается к возрасту 2,5-3 лет. От поведения родителей зависит сколько длиться кризис 3 лет у их сына или дочки.

Основной причиной возникновения кризисной ситуации психологи считают естественное развитие детской психики. В это время младенец, опираясь на имеющийся опыт, переходит на более высокий уровень развития личности, осваивает новые умения, учится новым способам взаимодействия с окружающим миром.

Второстепенной причиной, влияющей на развитие кризиса у трёхлеток, является несоответствие между уровнем желаний и потребностей маленькой личности с её знаниями и умениями.

Степень интенсивности кризисных проявлений зависит от реакции родителей на изменяющееся поведение своего малыша и их готовности принимать их.

​Факторы, влияющие на развитие кризиса

Как правило, у нормально развивающихся детей перестройка психики и адаптация к новым социальным условиям занимает от трёх месяцев до года. К 3,5-4 годам дошкольник в достаточной мере осваивает новые социальные и бытовые навыки. Но существует ряд факторов , некоторые из которых могут существенно смягчить и уменьшить время существования кризисных проявлений:

  • Близкие, доверительные отношения между матерью и ребёнком.
  • Единая линия воспитания и поведения всех взрослых членов семьи.
  • Осознание взрослыми необходимости удовлетворять естественные и разумные детские желания.

Факторы, усугубляющие кризисные проявления:

  • Авторитарная форма семейного воспитания.
  • Потакание всем капризам малыша.
  • Отсутствие единой линии поведения и воспитания среди взрослых членов семьи.
  • Напряжённые семейные отношения.
  • Недостаток внимания из-за занятости родителей, безразличия или появления в семье младшего ребёнка.
  • Совпадение пика кризисных проявлений и адаптации к детскому саду.

​На глубину кризиса влияют и другие факторы:

  • тип характера маленькой личности (у легко возбудимых, энергичных детей симптомы кризиса проявляются острее);
  • острота симптомов зависит от пола малыша (у девочек наиболее остро проявляется капризность, а мальчики сильнее упрямятся);
  • внешние и внутренние факторы (заболевания, переутомление, перевозбуждение, погодные условия).

​Симптомы наступления кризиса 3 лет

Большинство родителей говорит, что изменения в поведении их сына или дочки начались внезапно, без каких-либо предпосылок. Психологи же отмечают, что признаки приближения кризиса всегда отчётливо видны. Большинство специалистов выделяют 7 кризисных симптомов.

  • ​Упрямство тесно связано с настойчивостью. Часто взрослое окружение малыша путает проявления этих качеств. Упрямство является средством для манипулирования взрослыми. Настойчивость позволяет малышу ставить перед собой цели и достигать их. Из-за упрямства ребёнок продолжает настаивать на своих требованиях, даже если они идут вразрез с его потребностями.
  • ​Негативное отношение малыша, переживающего кризис трёх лет, направлено в первую очередь на маму и папу. Опасность развития этого симптома заключается в том, что трёхлетка проявляет негативное отношение к любой просьбе родителей, даже если она соответствует его потребностям. Негативизм часто путают с простым непослушанием. Но непослушание возникает в ответ на несоответствие родительских требований желаниям ребёнка. И негативное отношение в этом случае имеет временный характер и направлено на конкретное действие взрослых людей.
  • Строптивость является близким по своему характеру к негативизму и упрямству. Но если негативизм чаще всего направлен на одного из родителей и может сглаживаться другими членами семьи, то строптивость не имеет конкретной направленности и затрагивает всех взрослых людей, окружающих малыша. Обостряющим строптивость фактором является непоследовательность в семейном воспитании и отсутствие в нём единства. Ребёнок перестаёт выполнять любые требования взрослых просто потому, что просьба исходит от взрослых.
  • Деспотизм свойственен всем детям в определённом возрасте. Любыми средствами (истерики, отказ от еды, разбрасывание и ломание игрушек и вещей) малыши стараются подчинить своим желаниям родителей, заставив выполнять все свои требования. Очень часто именно этот симптом переходит в устойчивую черту характера , так как родители стараются предотвратить детские истерики путём наименьшего сопротивления, удовлетворяя все требования малыша.
  • Бунтарство проявляется в ответ на чрезмерное давление на маленькую личность со стороны взрослых. Чаще всего бунтуют дети в семьях с авторитарной моделью воспитания, где не учитываются мнение и желания ребёнка. Бунтарское поведение может перерасти в постоянную агрессию, направленную на окружающих людей и самого себя. Агрессия по отношению к самому себе очень негативно влияет на психологическое и физическое здоровье ребёнка.
  • Обесцениваются в глазах трёхлеток как вещи, так и люди. Именно во время кризиса трёх лет малыш начинает активно ломать игрушки, рвать книжки, очень небрежно относится к одежде. Ребёнок, переживающий кризис трёх лет, становится очень агрессивен по отношению к близким людям. Особенно это направлено на членов семьи, которые в младенчестве были для него авторитетами. Это поведение тесно связано с последним симптомом кризиса трёх лет - явлением «Я - сам!».
  • Своеволие проявляется в часто повторяющихся малышом словах «я - сам». Причём очень часто его желание самостоятельно выполнять какое-либо действие несоответствует его уровню умений и бытовых навыков. Полностью подавлять своеволие ребёнка нельзя, так как оно является проявлением стремления к самостоятельности и овладению новыми навыками. Справиться с излишне своевольным малышом поможет умение родителей идти на компромисс в отношении безопасных для здоровья ребёнка действиях и обозначение чётких рамок абсолютно недопустимых для трёхлетки требований.

Для родителей тяжёлым испытанием становится именно кризис 3 лет. Психология достаточно хорошо изучила это явление. Специалисты могут предложить множество рекомендаций для родителей трёхлеток. Следуя им, папы и мамы могут облегчить кризисные симптомы, сделать их практически незаметными.

Совет 1. Ребёнка нужно любить, понимать и поддерживать независимо от его поведения. Оценивать необходимо непосредственно действия и поведение ребёнка, не его личность.

Совет 2. Трёхлетний малыш должен иметь определённые посильные ему домашние обязанности. Он может мыть посуду, вытирать пыль с мебели, помогать накрывать на стол. Участие ребёнка в этих делах существенно продлит время их выполнения, но при этом даст ребёнку почувствовать себя самостоятельным и значимым.

Совет 3. Перегибы в воспитании отрицательно влияют на поведение и формирование психики ребёнка. Авторитарное воспитание со множеством запретов и ограничений подавляет психику ребёнка, препятствует его естественному развитию. В итоге ребёнок начинает активно сопротивляться родительскому контролю и давлению, что приводит к острому и продолжительному кризису. Часто справиться с ним без помощи специалистов родители не в состоянии.

Попустительский стиль воспитания также препятствует нормальному развитию ребёнка. Потакание и выполнение всех капризов и требований ребёнка приводит к отсутствию у него чёткой и последовательной системы норм поведения, обесценивает родительский авторитет и подчиняет жизнь взрослых членов семьи исключительно желаниям маленького деспота.

Мудрые родители должны найти золотую середину. Учась идти на компромисс в некоторых вопросах, мамы и папы должны проявлять твёрдость в случаях, от которых зависят жизнь, здоровье и безопасность малышей.

Совет 4. Ребёнок уже в младенческом возрасте может принимать самостоятельные решения и иметь возможность выбора (пусть даже и строго контролируемого взрослыми). Ребёнок в два или три года может самостоятельно выбрать какую книгу почитать перед сном, какую одежду выбрать для прогулки, из какой тарелки есть обед. Возможность самостоятельного выбора делает малыша уверенным в себе, учит самостоятельности и ответственности.

Если всё-таки кризис трёх лет перешёл в острую фазу, то специалисты советуют:

  • оставаться спокойным и быть последовательным в своих действиях;
  • лишить маленького манипулятора во время истерики зрителей, так как на публике возможностей для манипуляций у него больше, чем в приватном общении;
  • во время обострения кризисных симптомов нельзя вступать с ребёнком в споры и конфликты, насильно заставлять выполнять требования взрослых; разумным в таких ситуациях будет переждать какое-то время, дать ребёнку успокоиться или отвлечь;
  • подавляющее родительское поведение необходимо заменить умением договариваться и уступать в вопросах, которые являются для трёхлетки безопасными;
  • идеальным выходом из кризисных ситуаций может стать введение в повседневную жизнь ребёнка игровых моментов (например, на улицу пойдёт не малыш, а его любимая игрушка).

Помощь специалистов

Иногда кризисная ситуация выходит из-под контроля родителей, и они становятся бессильными. Это приводит к полному подчинению взрослых желаниям малыша или к полному подавлению его потребностей и жёсткому контролю. В таких ситуациях не надо стесняться обратиться за помощью и советом к специалистам в детской психологии и психологам, специализирующимся на семейных проблемах.

Если же по какой-либо причине обращение к специалисту невозможно, то выходом могут стать видео - уроки доктора Комаровского.

В видео, посвящённому проблемам непослушных детей, подробно рассматриваются кризис у ребёнка в 3 года, психология, особенности поведения. Комаровский отмечает, что проблемы в поведении ребёнка провоцируются неумелыми действиями родителей, их неподготовленностью к этой роли. Известный доктор сообщает, что обращаться к специалистам необходимо не в момент обострения кризиса, а гораздо раньше: примерно в 1−2 года. Кризис 2 лет у ребёнка Комаровский не выделяет в отдельный период. Капризы и истерики, которые характерны для детского кризиса, необходимо воспринимать как неизбежное явление и спокойно их переживать.

Через явление кризиса трёх лет проходили все семьи, в которых есть дети. Это трудное время как для родителей, так и для малышей. Помочь ребёнку преодолеть первые проблемы взросления, освоить новые бытовые навыки и социальные нормы должны родители. Это трудная задача, требующая от взрослых терпения, настойчивости, умения слушать и уважать мнение ребёнка, видеть в нём не объект воспитания, а самостоятельную личность.

Еще вчера ваш ребенок был таким послушным и мягким, а сегодня отказывается категорически выполнять мамины просьбы, грубит по любому поводу, устраивает истерики. Что с ним произошло? Вероятней всего, ваш малыш вступил в так называемый кризис 3 лет. Согласитесь, довольно внушительно звучит. Но каким же образом реагировать родителям на это детское поведение и что можно сделать?

Что необходимо знать о кризисе трех лет у ребенка?

В психологии таким термином называют особый , довольно короткий по времени период жизни малыша, характеризующийся значительными изменениями в его психическом развитии. При этом кризис необязательно отмечается на третий год рождения, приблизительный возраст появления – 2,5-3,5 года.

  • Время упрямства начинается приблизительно с 1,5 года.
  • Чаще всего данная фаза завершается к 3,5-4,5 годам.
  • Основной пик упрямства отмечается в 2-3 года.
  • Девочки капризничают чаще, нежели мальчики.
  • Мальчики больше упрямятся, в отличие от девочек.
  • В период кризиса 3 лет приступы капризности и упрямства отмечаются до 7 раз ежедневно. У определенных детей – до 20 раз.

Кризис - это перестройка психики вашего малыша , его так называемое взросление.

Острота и продолжительность появлений эмоциональных реакций значительно зависят от особенности отношений между малышом и мамой, семейного стиля воспитания, темперамента ребенка. Психологи говорят, что чем авторитарнее ведут себя родители, тем острее и ярче проявляется кризис. Между прочим, он усилиться может с началом походов в детский садик.

Если еще относительно недавно взрослые не понимали, как детей приучить к самостоятельности, то в это время ее чересчур много. Слышны регулярно фразы «я хочу/я не хочу», «я сам».

Ребенок начинает осознавать себя самостоятельной личностью , со своими потребностями и пожеланиями. Это самое важное новообразование этого кризиса возраста. Так, для этого очень сложного периода характерны как конфликты с отцом и матерью, так и формирование нового качества – самосознания.

И все же, невзирая на кажущуюся взрослость, ребенок еще не понимает, как получить одобрение и признание от взрослых. Родители с ребенком продолжают обращаться, как с несмышленым и маленьким, а для самого ребенка он уже большой и самостоятельный. И эта несправедливость заставляет малыша бунтовать.

Основные признаки

Кроме стремления к получению независимости, кризис имеет и иные характерные признаки, с помощью которых его невозможно перепутать с детской вредностью и плохим поведением.

Упрямство

Зачастую упрямство путают с настойчивостью . Но настойчивость - это волевое и полезное качество, которое дает возможность малышу доходить до своей цели, невзирая на сложности. Например, достроить все-таки из кубиков домик, даже если он все время разваливается.

Упрямство характеризуется стремлением ребенка на своем стоять до конца лишь потому, что он этого уже когда-то требовал. К примеру, вы позвали его завтракать, а он отказывается. Мама начинает убеждать, а он говорит: «Я уже сказал, что завтракать не буду, значит, не буду».

Рекомендация : Не старайтесь малыша переубедить, так как вы лишите ребенка шанса с достоинством выйти из затруднительного положения. Как один из вариантов – сказать, что вы завтрак оставите на столе, а он может поесть, если проголодается. Данный способ лучше использовать только во время кризиса.

Негативизм

Негативизм ребенка вынуждает выступать против как родительского, так и собственного желания. К примеру, мама предлагает пойти в зоопарк, а малыш категорически отказывается, однако сам очень хочет посмотреть на животных. Просто предложение исходит от взрослых.

Необходимо различать негативные реакции и непослушание. Непослушные малыши поступают с учетом своих желаний, которые зачастую идут вразрез с пожеланиями взрослых. Между прочим, негативизм очень часто избирателен: малыш не выполняет просьбы конкретного человека, как правило, мамы, а с другими себя ведет как прежде.

Рекомендация: Не стоит в приказном тоне говорить с детьми. Если малыш негативно настроен по отношению к вам, то позвольте ему отойти от чрезмерных эмоций и дать возможность успокоиться. В некоторых случаях могут помочь и просьбы наоборот: «Мы сегодня никуда не пойдем, не одевайся».

Симптом обесценивания

Малыш теряет ценность к старым привязанностям – к любимым машинкам и куклам, людям, правилам поведения, книгам и т.д. Неожиданно он начинает рвать книжки, ломать игрушки, произносить грубости, кривляться перед бабушкой или обзывать. Тем более что лексикон ребенка все время увеличивается, в том числе, пополняясь и различными плохими и даже неприличными словами.

Рекомендация: Попробуйте детей отвлечь другими игрушками. Вместо книжек выберите рисование, вместо кукол займитесь конструктором. Чаще просматривайте картинки относительно того, как необходимо вести себя с остальными людьми. Но не нужно читать нравоучений, нужно проигрывать тревожащие вас реакции малыша в сюжетно-ролевых играх.

Деспотизм

Чаще всего данный симптом отмечается в семьях с единственным ребенком. Малыш пытается родителей заставить делать так, как ему захочется. Например, сын требует, чтобы мама постоянно находилась рядом с ним. Если в семье не один ребенок, то деспотические реакции проявляются в виде ревности: он толкается, топает, кричит, отбирает у сестренки или братика игрушки.

Рекомендация: Не нужно поддаваться на манипуляции. И при этом постарайтесь больше внимания уделять детям. Они обязаны осознать, что внимание родителей привлечь можно и без истерик и скандалов. Привлекайте их к домашней работе – вместе готовьте ужин для папы.

Своеволие

Своеволие выражается в том, что дети пытаются стремиться к самостоятельности, при этом вне зависимости от собственных возможностей и конкретной ситуации. Малыш хочет сам купить какой-то товар в супермаркете, рассчитаться на кассе, перейти проезжую часть, не держась за мамину руку. Неудивительно, что эти желания у родителей особого восторга не вызывают.

Рекомендация: Разрешите ребенку самостоятельно делать то, к чему он стремится. Если он желаемое выполнит – получит огромный опыт, если не получится – может выполнить в следующий раз. Естественно, что это относится только к тем ситуациям, которые совершенно безопасны для малыша.

Бунт

Малыш в три года пытается родителям доказать, что его желания так же ценные, как их. Именно по этой причине он по любому поводу идет на конфликт. Кажется, что ребенок с окружающими находится в состоянии необъявленной «войны», протестуя против любого их решения: «Не буду, не хочу!».

Рекомендация: Постарайтесь оставаться доброжелательными, спокойными, выслушивайте мнениемалыша. Но нужно настаивать на своем решении, если дело относится безопасности крохи: «Не нужно играть с мячиком на дороге!».

Строптивость

Данный негативный признак кризиса безличен. Если негативизм относится к конкретному одному из родителей, то строптивость направлена на все предметы и действия, которые родители ребенку предлагают, на привычный образ жизни. Часто она отмечается в семьях, где есть разногласия относительно воспитания между папой и мамой, бабушкой и родителями. Он просто не выполняет какие-либо требования.

Рекомендация: Если малыш убирать игрушки не хочет прямо сейчас, то займите ребенка другой деятельностью – к примеру, порисуйте. А через пару минут вы увидите, что он самостоятельно начнет без вашего напоминания складывать в корзину машинки.

Что могут сделать родители?

Для начала родителям необходимо понять, что такое поведение – это не вредный характер или плохая наследственность. Ваш малыш уже вырос и пытается быть независимым . Наступило время строить новые взаимоотношения.

Чаще всего плохое поведение детей трех лет – истерические реакции и капризы – направлено на получение желаемой вещи и привлечения внимания родителей. Как вести следует себя взрослым при кризисе трех лет, для того чтобы не допускать постоянных истерик? Вот основные советы родителям:

Для того чтобы минимизировать появление капризов и истерик, нужно:

  • ребенку предоставить заботу и внимание;
  • не показывая раздражение, оставаться спокойными;
  • отложить разговор до окончания скандала;
  • узнать причину этого поведения;
  • предложить ребенку самостоятельно выбрать вариант решения проблемы («Что бы на моем месте ты сделал?»).

Определенные родители, прочитав данную статью, скажут, что не отмечали у своих детей в три года таких негативных проявлений. На самом деле, в определенных случаях кризис трех лет проходит без явных признаков. Но самое важное в это время не то, как он происходит, а то, к чему кризис может привести. Точный признак нормального развития ребенка как личности на данном этапе – появление таких психологических качеств, как уверенность в своих силах, воля и настойчивость.

То есть, кризис в возрасте три года – это совершенно нормальное явление для взрослеющего малыша, которое позволяет ребенку стать самостоятельной личностью. И еще один немаловажный момент – чем мягче и доверительнее взаимоотношения между матерью и ребенком, тем проще он пройдет данный этап. Крики, категоричность и раздражение взрослых лишь усугубят негативное поведение вашего малыша.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как приготовить филе палтуса
Жареный палтус: рецепт приготовления рыбы
Лаваш в домашних условиях на сковороде: рецепт приготовления