Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Составляем учетную политику для малого предприятия. УСН: Учетная политика организации на упрощенке Пример учетной политики малого предприятия осно

Понятие учетной политики, правила ее формирования и раскрытия (придания гласности) устанавливаются Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (Приказ Минфин РФ №60н от 9 декабря 1998 года), а также статьей 6 «Организация бухгалтерского учета в организациях» Федерального закона «О бухгалтерском учете».

В соответствии с Положением, учетная политика - это выбранная организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности.

Необходимость разработки и принятия учетной политики вызвана тем, что во многих сферах бухгалтерского учета существуют методы, которые можно применять к одной и той же операции. Например, начисление амортизации по основным средствам возможно методом равномерного списания, методом уменьшаемого остатка, методом суммы чисел лет, пропорционально объему произведенной продукции. Для каждой группы основных средств предприятие выбирает наиболее адекватный метод, позволяющий достигнуть соответствия между доходами и расходами.

Следовательно, учетная политика - это ряд процедур и методов бухгалтерского учета, выбираемых и последовательно применяемых организацией, считающей, что именно данные процедуры и методы. наилучшим образом соответствуют условиям деятельности и требованиям полного представления результатов и финансового положения.

Формированием и раскрытием своей учетной политики предприятия: реализуют свое право в выборе правил учета и составления отчетности; объясняют ее пользователям порядок получения данных, представленных в формах отчетности; дают возможность потребителям информации составить представление об особенностях хозяйственных процессов и условий деятельности и своевременно узнать об изменениях в них.

Посредством учетной политики пользователи ставятся в известность обо всех фактах отклонения от основополагающих допущений и требований, сформулированных в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации».

Выбранная организацией совокупность способов и методов бухгалтерского учета не должна противоречить законодательным и нормативным документам, принятым на различных уровнях регулирования бухгалтерского учета в России. В то же время каждая организация вправе на основе анализа и учета своих особенностей самостоятельно формировать оптимальное сочетание способов и методов организации бухгалтерского учета.

На формирование учетной политики влияют:

  • - форма собственности и организационно-правовая форма хозяйственной деятельности;
  • - сфера деятельности;
  • - величина организации (объемы выпуска продукции, объемы продаж, среднесписочная численность работников);
  • - особенности деятельности (технологические, коммерческие, финансовые, управленческие);
  • - кадровое обеспечение (уровень квалификации персонала, в том числе бухгалтерского);
  • - наличие оргтехники и программного обеспечения;
  • - хозяйственная ситуация (ситуация на рынке реализуемого товара, свобода ценообразования, выбора партнеров, развитость инфраструктуры рынка, наличие налоговых льгот).

Положение «Учетная политика организации» требует, чтобы при формировании своей учетной политики организация исходила из основополагающих принципов и предпосылок, обязательных для выполнения всеми организациями. Такие предпосылки и принципы названы требованиями и допущениями.

Положением установлены допущения (определенные условия, которыми руководствуются все организации при постановке бухгалтерского учета и которые не должны меняться), касающиеся:

  • - имущественной обособленности организаций (имущество и обязательства организаций существуют обособленно от имущества и обязательств собственников этой организации и других организаций);
  • - непрерывности деятельности организации (организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке). Суть этого принципа в том, что активы и обязательства предприятия, если оно не будет ликвидироваться, оцениваются исходя из исторической стоимости. Данный принцип не соблюдается, если есть намерение ликвидировать организацию в течение года или есть вероятность, что недостаток финансирования приведет к ликвидации (или сокращению объемов деятельности). Это может быть обнаружено при составлении прогноза движения денежных средств в будущем году, когда сопоставление притока денежных средств и оттока свидетельствует о недостатке финансирования, который вряд ли будет покрыт кредитами банков или внешними кредиторами;
  • - последовательности применения учетной политики (выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому). В результате применения принципа последовательности учетный подход ко всем сходным операциям будет одинаковым в течение текущего отчетного периода и от одного отчетного периода к другому. Это делает счета более объективными и создает условия для более обоснованного сравнения результатов деятельности предприятия. Дело в том, что некоторые объекты могут учитываться несколькими способами, причем допустимыми являются все из них. Например, амортизация может учитываться прямолинейным методом, методом уменьшаемого остатка, и т.д. Если организация будет менять выбранные методы учета амортизации, то это, во-первых, потребует большого количества сложных корректировочных проводок, во-вторых, может сделать показатели отчетности не сопоставимыми. Цель этого допущения - обеспечить пользователей сопоставимыми данными для анализа. Таким образом, от предприятия требуется обдуманный, взвешенный подход к разработке учетной политики, отвечающей специфике его работы.
  • - временной определенности фактов хозяйственной деятельности (факты хозяйственной деятельности отражаются в бухгалтерском учете того отчетного периода, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных

средств, связанных с этими фактами).

Сформированная организацией учетная политика должна соответствовать требованиям:

  • - полноты (сплошное отражение в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности);
  • - осмотрительности (большая готовность отражать в бухгалтерском учете предполагаемые расходы и потери, чем возможные доходы);
  • - приоритета содержания перед формой (отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не только из их правовой формы, но и из их экономического содержания);
  • - непротиворечивости (соответствие данных синтетического и аналитического учета, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета);
  • - рациональности (экономное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации).

Учетная политика в организации должна обеспечивать уместность, надежность и сравнимость информации, формируемой в бухгалтерском учете.

Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» провозглашено право предприятий выбирать способ ведения и организации бухгалтерского учета из нескольких допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

К способам ведения бухгалтерского учета, принимаемым при формировании учетной политики, по которым законодательством предусмотрен вариантный подход, относятся:

  • - методы группировки фактов хозяйственной деятельности;
  • - способы применения счетов бухгалтерского учета;
  • - приемы организации документооборота;
  • - способы применения системы учетных регистров;
  • - способы обработки информации;
  • - приемы организации инвентаризации;
  • - методы оценки фактов хозяйственной деятельности;
  • - методы погашения стоимости активов;
  • - иные способы, методы, приемы.

Учетная политика разрабатывается каждой организацией самостоятельно и базируется на заданных нормативными документами параметрах. В целях налогообложения организации разрабатывают отдельную учетную политику, руководствуясь правилами налогового законодательства.

В процессе реформирования национальной системы бухгалтерского учета в России происходит переход от жесткой регламентации государством правил учета к их многовариантности. Такой подход непосредственно связан с переориентацией учета на цель - предоставления достоверной информации финансовой отчетности всем заинтересованным пользователям. Достоверное отражение фактов хозяйственной жизни возможно только в случае адекватности учетных методов и процедур многомерной действительности. В условиях современной рыночной экономики наблюдается значительная дифференциация видов хозяйственных операций.

Существует множество различных типов предприятий, и каждое из них постоянно сталкивается с разнообразными ситуациями. Предусмотреть все многообразие случаев хозяйственной жизни субъектов экономики в нормативных документах не реально. Каждое предприятие для достижения достоверного отображения своего финансового положения должно учесть присущие именно ему особенности (стратегию и тактику, структуру управления, виды и объемы деятельности, специфику проводимых операций, формы взаимодействия с клиентами, возможности использования современных средств обработки и передачи данных, и т.п.). Это обусловливает необходимость предоставления организациям права выбора совокупности способов и методов ведения бухгалтерского учета в зависимости от условий хозяйственной деятельности.

Затраты по ведению учета и составлению отчетности ложатся на сами организации. Поэтому они, с одной стороны, непосредственно заинтересованы в снижении расходов, связанных с учетными процессами; с другой стороны, только они, исходя из имеющейся ситуации, могут решить, как построить у себя учет, чтобы обеспечить минимизацию затрат по его ведению и наиболее эффективно использовать бухгалтерские кадры.

Для правильного составления учетной политики от организации (главного бухгалтера, бухгалтера) требуется тщательное изучение существующих нормативных актов в части допустимых вариантов учета. Если по какому-либо конкретному вопросу нормативными документами не предусмотрен способ ведения бухгалтерского учета, то организация самостоятельно или при помощи консультационной фирмы разрабатывает соответствующий способ, исходя из нормативных документов по бухгалтерскому учету.

Избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, организация должна раскрывать (придавать гласности) в годовой бухгалтерской отчетности.

Учетная политика организации формируется ее главным бухгалтером или бухгалтером предприятия. Утверждение производится составлением соответствующей организационно-распорядительной документации: приказом, распоряжением и т.п. Этот документ служит для внутреннего пользования и является связующим звеном между внешним по отношению к организации законодательством по бухгалтерскому учету и ее внутренним законодательством. Приказ или иной организационно-распорядительный документ вводится в действие с первого января года, следующего за годом его утверждения. Положения этого документа применяются всеми подразделениями организации, независимо от их места нахождения. В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (пунктом 8), утвержденным приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34-н, приказ об учетной политике должен включать:

  • - рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета;
  • - формы первичных учетных документов, используемые для

оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

  • - методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • - порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • - правила документооборота и технологию обработки учетной информации;
  • - порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие моменты, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Уровень самостоятельности организации в формировании своей учетной политики зависит от множества факторов. Это, прежде всего, форма собственности, организационно-правовая форма хозяйственной деятельности, величина организации. В настоящее время малые предприятия имеют наибольшую степень свободы в выборе вариантов учета и оценки объектов учета, а также в выборе форм, техники ведения и организации бухгалтерского учета. Как показывает практика, малые предприятия не всегда используют свои права и преимущества в процессе формирования учетной политики, что отрицательно сказывается на эффективности их деятельности.

Приказ об учетной политике организации состоит, как правило, из трех основных разделов:

  • - организация бухгалтерского учета;
  • - техника ведения бухгалтерского учета;
  • - методика учета основных объектов.

Вопросы формирования и раскрытия организациями учетной политики подробно рассмотрены авторами в учебных пособиях «Формирование учетной политики в различных хозяйствующих субъектах», «Учетная политика предприятия: формирование, раскрытие». В рамках данной работы не ставилась цель подробного рассмотрения всех аспектов учетной политики. Отметим только наиболее существенные, с нашей точки зрения, дополнительные допустимые законодательством варианты элементов учетной политики для субъектов малого предпринимательства.

Соблюдение основополагающих принципов бухгалтерского учета

Малые предприятия могут отступать от допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Кроме того, организации, уплачивающие единый налог по упрощенной системе налогообложения, могут не применять двойную запись. Поэтому, малым предприятиям целесообразно при формировании своей учетной политики определиться с тем, будут ли они формировать свою учетную систему на основополагающих принципах бухгалтерского учета или будут отступать от них. Это решение необходимо зафиксировать в приказе об учетной политике.

Выбор схемы ведения бухгалтерского учета

При выборе схемы ведения бухгалтерского учета руководителям малых предприятий целесообразно использовать один из следующих

вариантов:

  • а) ввести в штат должность бухгалтера;
  • б) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру - специалисту;
  • в) вести бухгалтерский учет лично.

Выбор формы бухгалтерского учета

Малое предприятие выбирает одну из следующих форм бухгалтерского учета, рекомендованных нормативными актами:

  • - единая журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденная письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г. №63;
  • - журнально-ордерная форма счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденная письмом Минфина СССР от б июня 1960 г. №176.
  • - упрощенная форма бухгалтерского учета согласно Типовым рекомендациям по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

Разработка рабочего плана счетов

Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства малым предприятиям рекомендовано разрабатывать сокращенный план счетов. Поэтому в приказе об учетной политике малые предприятия должны указать, на основе какого плана счетов (типового или сокращенного) формируется рабочий план счетов малого предприятия. При этом разработанный рабочий план прилагается к приказу об учетной политике малого предприятия.

Выбор метода признания доходов и расходов

Малые предприятия признают доходы и расходы либо по методу начисления в соответствие с Положениями по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ10/99), либо по кассовому методу. Решение принимается организацией самостоятельно и фиксируется в приказе об учетной политике.

Установление порядка начисления амортизации основных средств

Малым предприятиям разрешено применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства (обращения). Амортизацию основных средств для целей включения ее сумм в расходы организации при формировании налогооблагаемой прибыли, необходимо начислять по нормам, установленным Налоговым кодексом.

Состав бухгалтерской отчетности

Так как малым предприятиям разрешено представлять отчетность в сокращенном виде, в приказе об учетной политике необходимо указать перечень представляемой годовой и промежуточной отчетности.

Отражение в отчетности информации по сегментам

Положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000) предусмотрена обязанность организаций выделять отчетную информацию по сегментам (операционным или географическим). Но при этом указывается, что Положение может не применяться субъектами малого предпринимательства. Поэтому малые предприятия указывают в учетной политике, применяют они или не применяют при подготовке бухгалтерской отчетности Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам».

Отражение в отчетности условных фактов хозяйственной деятельности

Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/01) устанавливает порядок отражения условных фактов хозяйственной деятельности. Положение может не применяться субъектами малого предпринимательства, которые не являются эмитентами публично размещаемых ценных бумаг. Поэтому малым предприятиям следует указать в учетной политике, отражают они или нет условные факты хозяйственной деятельности.

Учет расчетов по налогу на прибыль.

Начиная с отчетности за 2003 год, организации обязаны по-новому отражать в учете и отчетности расчеты по налогу на прибыль. Это вызвано разделением налогового и бухгалтерского учета, а также различиями налога на бухгалтерскую прибыль от налога на налогооблагаемую прибыль. Порядок отражения в учете и отчетности расчетов по налогу на прибыль установлен положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль». Малые предприятия могут это Положение не применять, т.е. они могут отражать в бухгалтерском учете и отчетности расчеты по налогу на прибыль, рассчитанному исходя из прибыли налогооблагаемой (как было ранее).

В отличие от других организаций, малые предприятия могут применять один из вариантов отражения в учете расчетов по налогу на прибыль. Выбранный вариант целесообразно закрепить в учетной политике.

Вышеизложенные дополнительные элементы учетной политики для субъектов малого предпринимательства (допустимые), не всегда являются целесообразными. Однако при умелом их использовании они могут служить основой для оптимизации финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия.

бухгалтерский учет малый регистр

Учетная политика организации является основным элементом документооборота хозяйствующего субъекта. В соответствии с пунктом 2 ПБУ 1/08 под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухучета -- первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

Структура учетной политики:

  • Ш рабочий план счетов;
  • Ш формы первичных документов, принимаемых для оформления хозяйственных операций по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также внутренней бухгалтерской отчетности;
  • Ш порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • Ш правила документооборота и технологии обработки учетной информации;
  • Ш порядок контроля за хозяйственными операциями и т.п.

ПБУ 1/08 "Учетная политика организации" утверждено Приказом Министерства финансов РФ №106н от 6 октября 2008 г. Положение включает четыре раздела:

I. "Общие положения" (в котором дано определение учетной политики и указана сфера его применения.

II. "Формирование учетной политики". Имущественная обособленность означает, что имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника и имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. Непрерывность деятельности организации означает, что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствует намерение ликвидации или существенного сокращения деятельности. Если же указанные намерения у организации имеются, она обязана объявить об этом в учетной политике, формируемой на предстоящий финансовый год, и в пояснительной записке к годовому отчету за истекший финансовый год. Выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Временная определенность фактов хозяйственной деятельности означает, что они отражаются в бухучете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств.

III. "Изменение учетной политики". Изменения учетной политики на следующий год отражаются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности и могут производиться в случаях:

  • · изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухучету;
  • · разработки организацией новых способов ведения бухучета, применение которых предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
  • · существенного изменения условий деятельности, связанных с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности и т.д.

IV. "Раскрытие учетной политики". Организация должна раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухучета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности. Это амортизация основных средств, нематериальных и иных активов; оценка производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции; признание прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и др.

При разработке и утверждении учетной политики организации преследуются 2 основные цели: закрепление выбранных способов ведения бухучета и регулирование (на уровне внутреннего нормативного акта) максимально возможного количества элементов организации бухучета, включая организацию документооборота, организацию работы бухгалтерской службы, организацию горизонтального (с другими структурными подразделениями) и вертикального (с руководящими органами и персоналом) взаимодействия бухгалтерской службы.

Особенности формирования учетной политики предприятий малого бизнеса (субъектов малого предпринимательства)

Определение статуса малого предприятия

Переход экономики от централизованного управления к рыночному регулированию значительно повлиял на условия функционирования предприятий, что привело к их трансформации. Так, крупные промышленные предприятия частично перестали существовать или уменьшили объемы производства, другие были реструктурированы, что обусловило их переход к категории "малых". Субъекты хозяйствования, которые создаются в современных условиях, также тяготеют к малому бизнесу. Это обусловливает увеличение доли предприятий малого бизнеса, рост их влияния на состояние экономики страны. В Украине разработан нормативную регламентацию определения статуса малого предприятия, методологии и организации учета, налогообложения и формирования отчетности малыми предприятиями.

Система бухгалтерского учета и отчетности предприятий малого бизнеса в Украине имеет свои специфические особенности, которые, прежде всего, обусловлены особенностями их хозяйственной деятельности, а также нормами законодательства Украины. Предприятия малого бизнеса, как и все другие субъекты хозяйствования, обязаны вести оперативный и бухгалтерский учет хозяйственных операций, составлять финансовую, налоговую и статистическую отчетность. При этом организация бухгалтерского учета предприятий малого бизнеса должна базироваться на общепринятых в Украине и в международной практике принципах и методических принципах, установленных Законом Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине".

На уровне каждого субъекта хозяйственной деятельности построение учета должно учитывать все особенности организации и ведения предпринимательской деятельности этого субъекта и формализоваться в виде приказа по учетной политики.

Сознательный выбор элементов учетной политики предусматривает их базирования на оптимизации налогообложения, взвешенной инвестиционной и дивидендной политике. Исследование учетной практики малых предприятий свидетельствует о пренебрежении этими обстоятельствами, что обусловлено как субъективно (незначительный опыт работы сотрудников и несоответствие квалификационным требованиям), так и объективно (неосуществление внешнего контроля качества ведения бухгалтерского учета, высокий уровень теневой экономики). Кроме того, на отсутствие продуманной учетной политики предприятий малого бизнеса влияет также несогласованность определений в различных нормативных документах.

На уровне действующего законодательства все еще не урегулирован вопрос отнесения предприятий к сфере малого бизнеса.

Так, термин "субъект малого предпринимательства" (СМП) возник в нашей стране с вступлением в силу указа Президента от июля 1998 г. № 727/98 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства". Однако сегодня действует несколько нормативных документов, которые по-разному его определяют.

Согласно ст. 1 Закона "О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства" от 19 октября 2000 г. № 2063 субъектами малого предпринимательства являются:

Физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке как субъекты предпринимательской деятельности;

Юридические лица - субъекты предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, в которых среднеучетная численность работающих за отчетный период (календарный год) не превышает 50 лиц и объем годового валового дохода не превышает 500 000 евро.

Согласно Указу Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" в редакции от 28 июня 1999 г. № 746/99

упрощенная система налогообложения, учета и отчетности вводится для таких субъектов малого предпринимательства:

Физических лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в трудовых отношениях с которыми, включая членов их семей, на протяжении года находится не более 10 лиц, и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 500 тыс. грн;

Юридических лиц - субъектов предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых за год среднеучетная численность работающих не превышает 50 лиц, и объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) которых за год не превышает 1 млн грн.

Итак, действующее законодательство предусматривает два понятия: субъект малого предпринимательства субъект малого предпринимательства, имеет право на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. Однако не понятно зачем их отделять, поскольку введение этого термина как раз и было связано с предоставлением права применения упрощенной системы.

Кроме того, в Украине достаточно давно есть понятие "малое предприятие". Еще в 1991 г. Законом Украины "О предприятиях в Украине" был установлен критерий отнесения предприятий к малым, а именно - численность работающих в зависимости от отрасли, к которой относится предприятие. Согласно п. 2 ст. 2 этого Закона по малым предприятиям относились вновь создаваемые и действующие предприятия:

В промышленности и строительстве - с численностью работающих до 200 человек;

В других отраслях производственной сферы - с численностью работающих до 50 человек;

В науке и научном обслуживании - с численностью работающих до I00 лиц;

В отраслях непроизводственной сферы - с численностью работающих до 25 человек;

В розничной торговле - с численностью работающих до 15 человек.

1 января 2004 г. вступил в силу новый Хозяйственный кодекс, который заменил ряд законов, среди которых и Закон Украины "О предприятия в Украине".

Так, в соответствии с п. 7 ст. 63 Хозяйственного кодекса в зависимости от количества работающих и объема валового дохода от реализации продукции за год все предприятия делятся на малые, средние и большие. Малы считаются предприятия, в которых среднеучетная численность работающих за отчетный (финансовый) год не превышает 50 лиц, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за этот период не превышает суммы, эквивалентной 500 тысячам евро по среднегодовому курсу Национального банка Украины относительно гривны.

Итак, понятие "малое предприятие" до утверждения нового Хозяйственного кодекса было более широким и включало как субъект малого предпринимательства (СМП), так и субъект предпринимательской деятельности (СПД). С 2004 г. отличий между этими понятиями нет.

понятие "плательщик единого налога", то таким плательщиком является субъект малого предпринимательства, который изъявил желание перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Итак, понятие "субъект малого предпринимательства" шире понятия "плательщик единого налога" (или "субъект малого бизнеса") и охватывает как те предприятия, которые воспользовались правом перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, так и те, на которых это право распространено, но реализовать его они не считают нужным.

Одним из существенных факторов, который влияет на учетную политику предприятия малого бизнеса, является возможность применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.

Любая организация должна вести бухгалтерский и налоговый учет, фиксируя способы их ведения в учетной политике. Учетная политика организации создает единую систему учета и документооборота, которой обязаны следовать все сотрудники и подразделения фирмы. Отсутствие учетной политики – грубое нарушение, за которое предприятие могут оштрафовать. Как составить учетную политику на 2018 год, и какие особенности следует учесть – об этом наш материал.

Учетная политика предприятия: общие требования к оформлению

Учетная политика составляется по правилам, установленным законом о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.2011, а также ПБУ 1/2008. Кроме того, в каждой отрасли могут действовать свои нормы, влияющие на ее содержание.

В составе учетной политики две части: бухгалтерская и налоговая. Их можно оформить в виде единого документа, состоящего из двух разделов, либо сделать два отдельных положения.

Применение учетной политики организации ведется непрерывно из года в год, а обоснованные изменения в нее могут быть внесены только с начала отчетного года. Приказ об учетной политике утверждает руководитель, не позднее 90 дней после регистрации компании. Например, учетная политика 2017 г. должна была быть принята до 31.12.2016г., а документ, утвержденный в 2017 г., вступит в силу лишь с 01.01.2018 г.

Учетная политика организации должна отражать методы учета только по реально имеющимся активам, операциям, обязательствам. В тексте документа целесообразно закреплять те моменты учета, по которым есть выбор из нескольких вариантов, либо закон по ним не содержит однозначного толкования. Например: какие способы амортизации применяются, как создаются резервы и т.п. Переписывать однозначные положения ПБУ, или Налогового кодекса, не предлагающие выбора, бессмысленно.

«Учетная политика организации» ПБУ 1/2008: изменения

С 06.08.2017 г. в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» вступили в силу поправки (приказ Минфина РФ от 28.04.2017 № 69н). Его положения включают, в частности, следующие новшества:

  • действие ПБУ «Учетная политика» теперь распространяется на всех юрлиц, кроме кредитных и государственных организаций,
  • введена норма о самостоятельном выборе способа ведения бухучета, независимо от выбора других организаций, а дочерние общества выбирают из стандартов, утвержденным основным обществом (п. 5.1),
  • понятие рациональности ведения бухучета уточнено - бухгалтерская информация должна быть достаточно полезна, чтобы оправдать затраты на ее формирование (п. 6),
  • в случаях, если определенный способ ведения бухучета в федеральных стандартах отсутствует, организация разрабатывает его сама, исходя из п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций по бухучету, последовательно обращаясь к стандартам МСФО, федеральным (ПБУ) и отраслевым стандартам учета (п. 7.1), а фирмам, ведущим упрощенный бухучет (малые предприятия, некоммерческие организации, участники «Сколково»), при формировании учетной политики достаточно руководствоваться требованиями рациональности (п. 7.2),

Содержание учетной политики организации (ООО)

Положения учетной политики должны отражать:

  • перечень нормативных актов, на основании которых компания ведет учет: Закон о бухучете № 402-ФЗ, ПБУ, НК РФ и др.,
  • рабочий план счетов , оформленный как приложение к учетной политике,
  • должности ответственных за организацию и ведение учета в компании,
  • формы применяемой «первички», бухгалтерских и налоговых регистров - унифицированные формы, или самостоятельно разработанные,
  • вопросы амортизации – методы начисления, периодичность (ежемесячно, раз в год и т.д.),
  • лимиты стоимости основных средств , порядок их переоценки,
  • учет материалов, готовой продукции, товаров,
  • учет доходов и расходов,
  • порядок исправления существенных ошибок и критерии отнесения к ним,
  • прочие положения, которые организация сочтет нужным отразить.

Если «бухгалтерская» часть учетной политики организации достаточно универсальна для всех, то налоговая будет отличаться для каждого режима налогообложения, но в любом случае должна содержать:

  • информацию о применяемой налоговой системе, а если имеет место совмещение налоговых режимов - порядок ведения раздельного учета,
  • каким образом уплачиваются налоги в обособленных подразделениях , при их наличии,
  • имеет ли предприятие налоговые льготы, и при каких условиях они действуют.

Учетная политика УСН

Нюансы налоговой учетной политике при «упрощенке» зависят от выбранного объекта: «доходы» (6%) , или «доходы минус расходы» (15%) .

Применяя УСН «доходы», в налоговой политике следует отразить:

  • порядок учета доходов,
  • указать, как уменьшают налоговую базу уплаченные страхвзносы,
  • в каком порядке, и по какой ставке рассчитывается налог и авансовые платежи,
  • налоговый регистр - КУДИР .

При объекте «доходы минус расходы» особое внимание следует уделить не только доходам, но и расходам, указав:

  • порядок учета основных средств, метод начисления амортизации,
  • состав материальных расходов,
  • порядок учета затрат на реализацию (при их наличии),
  • признание прошлых убытков в текущем периоде,
  • порядок исчисления и уплаты минимального налога,

в остальном пункты налоговой политики будут аналогичны тем, что указываются для УСН по «доходам».

Учетная политика ОСНО

Один из главных пунктов налоговой политики при ОСНО – ведение учета по налогу на прибыль . В документе следует отразить:

  • порядок признания прямых и косвенных расходов предприятия (кассовый, или метод начисления),
  • порядок учета основных средств, применяются ли повышающие коэффициенты при амортизации, амортизационная премия, для каких объектов,
  • методы оценки материалов, сырья и товаров,
  • формируются ли резервы для равномерного распределения расходов в течение года (отпусков, по сомнительным долгам, на ремонт ОС и др.),
  • в каком порядке исчисляется и уплачивается налог на прибыль и авансовые платежи по нему,
  • применяемые налоговые регистры и т.д.

Особенности учета НДС при формировании учетной политики стоит указать тем, кто от налога освобожден, или проводит операции, облагаемые по ставке 0% - это касается порядка распределения «входящего» НДС.

Учетная политика: образец

Создать образец учетной политики, который одинаково подходил бы для всех предприятий невозможно. В каждом случае есть свои особенности, зависящие от вида деятельности, применяемого налогового режима и многих других факторов. Учетная политика, пример которой приводится здесь, составлена для предприятия, работающего на ОСНО.

У каждого предприятия должен быть набор правил корректной обработки информации, который позволит снизить риск возникновения претензий со стороны госорганов к деятельности организации, сохранить целостность данных и оптимизировать аудит. Этот свод положений имеет собственное наименование - учетная политика предприятия. О том, как правильно она должна быть сформирована, вы узнаете из этой статьи.

Суть

Учетная политика предприятия (УП) - набор способов ведения хозяйственной деятельности, которые должны соответствовать таким требованиям:

  • полное отображение информации;
  • готовность к получению расходов;
  • отражение факторов исходя из условий хозяйствования;
  • рациональное ведение бухгалтерского учета (БУ);
  • тождественность данных, которые отображаются в аналитическом и синтетическом учете.

Нормы должны быть раскрыты предприятием в виде пояснительной записки или публикации данных. В случае сдачи неполной отчетности разглашению подлежит информация, относящихся к расшифрованным материалам.

Учетная и налоговая политика предприятия оформляются приказами и другими документами. Деятельность осуществляется по конкретному направлению. При отсутствии документов учетная политика малого предприятия формируется путем разработки методов ведения реестров исходя из норм законодательства.

Основные принципы формирования УП:

1. Имущество организации не связано с активами его собственников.

2. Выбранные методы принимаются последовательно, из года в год.

3. УП формируется исходя из того, что предприятие продолжит свою деятельность, т. е. не будет ликвидировано.

4. Факты хоздеятельности отражаются в отчетности в текущем периоде, независимо от момента их возникновения или поступления средств, связанных с ними.

Внедрение

Способы ведения деятельности зависят от специфики предприятия. Но большинство из них универсальны, и пользователи могут выбрать для себя оптимальный вариант. Регламент разрабатывается один раз (при начале работы организации) и должен быть утвержден не позднее, чем через 3 месяца со дня госрегистрации юрлица. Но при необходимости он должен быть изменен. Корректировки вносятся, если:

  • изменяется законодательство;
  • редактируются нормативные документы;
  • регистрируются новые собственники;
  • происходит реорганизация.

Налоговый учет

Основные правила ведения НУ, которые должны быть отражены в УП:

  1. Разработанные организацией регистры (в соответствии с требованиями НК).
  2. Классификация затрат на прямые и косвенные.
  3. Порядок оценки запасов при передаче их в производство, а также реализации товаров: по цене единицы, средней стоимости, ФИФО. ЛИФО с 2015 года уже нельзя использовать.
  4. Алгоритм переноса стоимости имущества на расходы: при вводе в эксплуатацию либо в течение отчетного периода.
  5. Способы начисления амортизации (А) и порядок применения коэффициентов.
  6. Использование права включать в состав расходов затраты на капитальные вложения: 10 % от первоначальной стоимости основных средств (ОС).
  7. Порядок использования резервов.
  8. Алгоритм калькуляции себестоимости продукции.
  9. Порядок признания представительских расходов, затрат на добровольное страхование и т. д.
  10. Алгоритм учета программного обеспечения в качестве амортизируемого имущества.

Бухгалтерский учет

Основные правила ведения БУ, которые должны быть отражены в УП:

  1. Используемые статьи плана счетов.
  2. Сокращенная или полная форма баланса, отчета о прибылях и убытках.
  3. Порядок группировки данных об оценочных и условных обязательствах, регламент раскрытия информации в отчетности.
  4. Классификация потоков денежных средств.
  5. Если организация применяет ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам», то необходимо указать их основы (производимая продукция, товары, работы, услуги) и перечень отсчетных сегментов.
  6. Классификация денежных потоков (финансовый результат от обычной и специфической деятельности).
  7. Порядок переоценки ОС.
  8. Способы калькуляции амортизации.
  9. Определение срока полезного использования ОС, нематериальных активов (НМА).
  10. Алгоритм оценки запасов при отпуске их на сторону или в производство.

Это приблизительный перечень, не окончательный. Для создания эффективной учетной политики необходим гибкий системный подход, который учитывал бы специфику бизнеса и тщательный анализ законодательства. Выбранные способы ведения БУ и НУ применяются всеми подразделениями. Рассмотрим детальнее некоторые из элементов.

МБП

Лимит стоимости устанавливается организацией. Методы списания издержек на ремонт могут быть следующие:

  • Затраты, которые относятся к последующим периодам и равномерно списываются как будущие расходы.
  • Создается ремонтный фонд, отчисления в который производят исходя из балансовой стоимости ОС и нормативов, установленных организацией.
  • Фактические расходы, которые включаются в себестоимость.

Амортизация

Равномерная: начисления происходят в установленном порядке. Данная схема может использоваться всеми организациями.

Ускоренная: установленные нормы умножаются на специальный коэффициент (не более 2). Использование данного метода должно быть согласовано с госорганами и в течение 1 месяца доведено до налоговой.

Дополнительно у всех организаций есть возможность применять пониженный коэффициент (до 0,5) на сумму амортизационных отчислений в случае значительного ухудшения финансовых показателей. Учетная политика предприятия может предусматривать дополнительные отчисления в размере 50 % от первоначальной стоимости ОС со сроком службы более 36 месяцев.

Амортизация МБП в зависимости от цены:

  • первые 50 % списываются при передаче в эксплуатацию, вторые 50 % - при выбытии;
  • 100 % стоимости при передаче со склада.

НМА

Они оцениваются до тех пор, пока пригодны к использованию. Учитываются на счете 04. Нормы амортизации разрабатываются исходя из сроков полезного использования оборудования. Последние определяются:

  • сроком действия лицензии, патентов и т. д., но не менее 12 месяцев;
  • 10 лет, но не более периода функционирования предприятия, если точные даты установить невозможно;
  • для программных продуктов, устаревших патентов, ноу-хау и т. п. - по методике эффективности разработок.

Учетная политика предприятия, организации может предусматривать, что НМА переносят свою стоимость на издержки ежемесячно исходя из таких норм:

  • для всех объектов - по КТ 05;
  • для НМА, со сроком действия 10 лет - по КТ 04.

Производство

Оценка готовой продукции происходит:

  • по цене фактического приобретения;
  • по плановой себестоимости;
  • готовая продукция учитывается по затратам, связанным с ее изготовлением, а косвенные расходы отражаются на счете прибылей и убытков.

Учетная политика производственного предприятия предусматривает методы определения себестоимости материалов:

  • По средним затратам - по себестоимости первых партий по времени закупок. Метод основан на предположении, что материалы используются в той же последовательности, в которой они были приобретены, поэтому и оцениваться должны соответствующим образом.
  • По цене последних партий по времени закупок.
  • По фактической себестоимости.
  • На счете 15 отражается договорная цена, а на счете 16 - ее отклонение от себестоимости.

Учетная политика предприятия: образец составления

Выбранный набор правил должен быть четко сформулирован и соответствующим образом оформлен.

Приказ №

Учетная политика предприятия на 2015 год

ООО __________ Дата

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить на 2015 год, согласно приложению, учетную политику ООО _______.

2. Положения должны быть исполнены всеми сотрудниками, ответственными за ведение и подготовку первичных документов.

Директор _____________(ФИО)

Дополнения

В приложении должны быть четко расписаны все классификаторы затрат, методы отнесения расходов на прямые и косвенные, способы начисления амортизации и другие параметры.

Учетная политика предприятия: образец регистрации правил ведении БУ

Организация

БУ ведет руководитель самостоятельно

Лимит стоимости ОС

Активы, которые не относятся к ОС, а отражаются в составе запасов, не должны превышать по стоимости 20 000 руб.

Способ начисления амортизации по ОС

Линейный

Переоценка первоначальной стоимости ОС

Не осуществляется

Способ начисления амортизации по НМА

Линейный

Переоценка НМА

Не осуществляется

Оценка запасов

По затратам на изготовление

Списание запасов

Синтетический учет запасов

Синтетический учет полуфабрикатов

В составе незавершенного производства (НЗП), сч. 20.

Затраты по ремонту ОС

Списываются сразу на издержки производства

Общепроизводственные расходы

Распределяются между изготовленными товарами пропорционально прямым затратам

Общехозяйственные расходы

Списываются на сч. 90

Оценка ГП

По фактической себестоимости (сч. 40 не используется)

Признание выручки от продажи

После изготовления продукции

Учет задолженности по займам

В составе долгосрочных кредитов до истечения установленного срока возврата средств

Учет допзатрат, связанных с получением займов

Включаются в расходы отчетного периода

Определения стоимости актива при его выбытии

По первоначальной стоимости

Отражение в БУ прочих доходов и расходов

Развернуто

На этих положениях должен осуществляться БУ. Дополним предыдущий пример. Учетная политика предприятия в области НУ должна осуществляться по таким параметрам.

Организация

На основе регистров БУ с добавлением с реквизитов из НК

Дата получения дохода

По методу начисления

Списание сырья и материалов

По стоимости единицы запасов

Оценка покупных товаров

Метод начисления амортизации

Линейный

Учет расходов на вложения в ОС

Увеличение первоначальной стоимости

Отнесение процентов по кредитам к расходам

Не более 110 % ставки рефинансирования ЦБ по обязательствам в рублях, 115 % - в иностранной валюте

Список прямых расходов на производство

Определены в ст. 254 НК РФ

Учет прямых затрат на оказание услуг

В полном объеме относятся к доходам от производства текущего периода

Алгоритм распределения расходов на НЗП

По прямым статьям

Формирование стоимости купленных товаров

Включаются договорная цена, расходы на доставку сырья на склад

Вывод

Учетная политика предприятия - набор правил, которые позволяют организации корректно обрабатывать информацию. Ее структура зависит от оборотов организации. Принятые нормы должны исполняться всеми подразделениями.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Леонтьев дмитрий алексеевич Дмитрий леонтьев психолог
Холодец из курицы: лучшие рецепты приготовления домашнего холодца Как сварить холодец из курицы с желатином в мультиварке
Как приготовить папоротник орляк соленый с мясом