Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Люцифер в библии. Люцифер. Кто он по Библии?

Люцифер дословно переводится как «несущий свет».


Люцифер, сын утренней зари, несущий свет, был ближайшим помощником и соратником Бога. Подобно другим ангелам, он был сотворен во времена, теряющиеся в бесконечном прошлом. И его жизнь, как и жизнь других сотворенных существ, была в руке Божьей. Господь создал его совершенным в праведности и красоте. Чистый и святой, он превосходил всех небесных жителей своей силой и славой. Среди сотворенных существ он был в наибольшей степени отмечен Господом. Из всех херувимов стоявший первым пред престолом Господа, он разделял славу Божью. Ему был полностью открыт характер Господа, Его праведность, Его милосердие, Его мудрость, и потому пути, избранные позже Люцифером, не могут найти никакого оправдания.

Люцифер был отмечен печатью совершенства и мудрости. «Лик его, подобно ликам других ангелов, мягко светился счастьем; высокое чело свидетельствовало о могучем разуме. Формы его были совершенны, стать благородна и величава. Лик его излучал особый свет, более яркий и прекрасный, чем свет, исходивший от других небесных обитателей». Не было на небесах ангела, который мог бы сравниться с ним в славе и великолепии. Не было такого драгоценного камня, который не служил бы украшением его одежд.

Первый среди ангелов, Люцифер был любим и почитаем ими. Служение свое он нес в самом Небесном граде, центре Вселенной, и сам Сын Божий был его наставником.

Постепенно в Люцифере созрело желание знать все, что мыслит Бог. Люцифер знал цену своим талантам, но хотя все, что он имел, было даровано ему Господом (сама жизнь была дана от Господа!), он со временем начал ставить лишь себе в заслугу те дары, которыми он обладал благодаря Богу. Сердце его переполнила гордыня, и это привело к катастрофе. Сравнив себя с Сыном Божьим, своим Владыкой, Люцифер пришел к ложному заключению, что он в равной степени способен управлять небесным царством и что он также должен участвовать в реализации планов относительно Вселенной.

Когда Божественная Троица замыслила план сотворения нашей земли, никто из ангелов не был приглашен на его обсуждение. Лишь Личности Единого Бога были заняты творческим планированием. Это пробудило ревность Люцифера по отношению к Богу Сыну, Которого он стал считать своим соперником. Он чувствовал себя ущемленным; забыл, что, будучи существом сотворенным, он не обладает способностью вместить в себя мудрость Бесконечного.

«Никогда ранее не проявлялся в небесах дух недовольства. Вначале и сам Люцифер не давал себе отчета в том, чем это грозит; истинная природа его чувств была непонятна ему самому». Тайные мысли не давали Люциферу покоя, но он держал их в секрете.

Однако в конце концов он решил открыться другим ангелам. Он знал об их искренней любви и почтении к нему и был абсолютно уверен, что они поймут его и последуют за ним. «Люцифер полагал, что если он сможет поднять на бунт небесных ангелов, то поднимет за собой и весь мир».

Поначалу свое стремление к власти Люцифер скрыл под благовидным предлогом. Собравшимся ангелам он объяснил: «Моя единственная цель - установить лучший порядок, внести некоторые усовершенствования. Я хочу сделать это не ради себя, но ради вас. Для вас откроются большие возможности, вы получите большую свободу и достигнете более высокого уровня бытия».

Люцифер был настолько убедителен, что многие согласились с ним. «Верьте мне, - продолжал архангел, - изменения в порядке и законах неба необходимы для того, чтобы Закон Божий обрел более прочное основание». Прикрываясь любовью к Богу, Люцифер скрыл свои истинные цели. «Я хочу, чтобы все мы всегда были с Богом и сохраняли мир и гармонию». Однако последние слова его обращения были исполнены лукавства и заронили первые семена сомнения среди ангелов, ибо он сказал: «Не забудем, правда, о том, что по природе своей вы святы, и ограничивающий ваши действия закон излишен. Каждый из вас достоин права поступать так, как ему пожелается».

Время шло, и все больше и больше ангелов становилось на сторону Люцифера. Постепенно в его речах все чаще стали звучать обличительные и обвиняющие ноты. Извращение и ложное истолкование Божьих установлений делали свое дело, и среди приверженцев Люцифера укреплялось сомнение в истинности Слова Божьего. Успех Люцифера рос по мере того, как он использовал все более благородные призывы. Он обвинял ангелов в их равнодушии и безразличии к интересам небесных обитателей. Многие так до конца и не поняли его истинных целей, но некоторые все же пришли к убеждению, что Бог Отец и Бог Сын - враги небесного порядка, в то время как Люцифер - единственный их благожелатель. Кое-кто начал даже думать, что он и есть их творец и подлинный господин Вселенной. Даже те ангелы, которые сохраняли верность Богу, не сумели до конца понять характер Люцифера и предугадать, к чему могут привести его речи.


«Господь в Своей великой милости дал Люциферу достаточно времени для того, чтобы тот одумался. Не сразу первейший среди ангелов был низвергнут с вершин совершенства… Этого не произошло даже тогда, когда он начал выступать среди верных Богу ангелов с ложными притязаниями на владычество». Но время шло, и наступил момент объяснений. Люцифер повторил Небесному Отцу те же слова, которые он говорил ангелам, искусно представив дело так, будто бы он, Люцифер, выражал волю небесных жителей. «Отче мой, - предупредил он, - многие согласны со мной. А некоторые даже считают, что я по праву должен занять место Твоего Сына».

Дав Люциферу высказаться. Отец терпеливо объяснил ему, что он, Люцифер, есть существо сотворенное, в то время как Сын единосущ и единовечен Своему Отцу. Христос есть Владыка, и по воле Отца Люцифер, сама жизнь которого находится в руке Божьей, должен являть Богу Сыну полное послушание.

Разговор с Небесным Отцом не только не образумил Люцифера, но, напротив, вызвал в нем еще большую ревность к Сыну. И он решил собрать все ангельское воинство. Обращаясь к ангелам, Люцифер по-прежнему скрывал свои истинные цели, прикрываясь ложной заботой о них. «Я не заслужил такого скверного обращения! - восклицал он. - Бог выказывает странное предпочтение Своему Сыну. Я же всегда остаюсь в тени! Так знайте, что отныне свобода, которой вы пользовались, почти перестанет существовать, и от вас будет требоваться лишь обязательное почитание Сына». Смягчив тон, Люцифер продолжал: «Я созвал всех вас вместе, чтобы сказать: я на вашей стороне. Я не потерплю более посягательств на наши права. Я решил, что возьму на себя святую обязанность, которая давно уже должна быть возложена на меня: я стану во главе тех, кто последует за мной и явит мне свое послушание».

Итак, Люцифер определил свои цели. Теперь Творцу не оставалось ничего другого, как лишить его главенства над ангельским сонмом. «Бог не мог больше продолжать доверять ему честь, славу и верховную власть». Изменив Богу, он изменился сам. Изменилось и его имя. Люцифер, сын утренней зари, светоносный, блистающий ангел, превратился в сатану, лжеца, клеветника, дьявола, губителя тех, «кого небеса поручили его попечению и водительству».

Большинству небесных жителей открылась наконец его ревность и ненависть к Сыну Божьему. Его обвинения и притязания звучали все смелее. И вот стремление к владычеству полностью овладело им: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой… буду подобен Всевышнему».

Ненависть сатаны обрушилась уже не только на Сына, но и на Бога Отца. Лишить Отца престола, уничтожить Сына - таковы были цели клеветника. Оболгав закон, установленный Богом, заявив, будто Он накладывает ненужные ограничения на свободу воли, сатана сумел добиться того, что среди ангелов началось брожение.

«Взлелеянный дух недовольства совершил свое губительное действие. Еще не было ни одного случая открытого восстания, но разногласия незаметно росли среди ангелов. Нашлись и такие, кто с благосклонностью прислушивался к нашептываниям Люцифера против правления Божьего. И хотя прежде они были совершенно согласны с порядком, который установил на небесах Господь, теперь, будучи недовольны, мучились при мысли о том, что не могут проникнуть в тайны Его неисследимых путей, им не нравилось и то, что Бог так возвеличил Христа. Теперь они были готовы поддержать и следующее требование Люцифера - стать равным Сыну Божьему».

Ангелы, сохранявшие верность Господу, не могли, удержать рыданий. «Как можешь ты думать о победе над Богом? - увещевали они Люцифера. - Разве ты не знаешь, что Тот, Кто сотворил ангелов, Своей же силой может лишить их славы и наказать их? Как можешь ты посягать на Закон Божий, который так же свят, как и Сам Создатель?» Ангелы надеялись на примирение: «Оставь свои бунтарские планы. Покорись Творцу, и пусть вновь воцарятся мир и гармония, которые существовали раньше!»

На какое-то время мольбы ангелов тронули сатану. «Когда раздались мелодичные звуки хвалебных гимнов, подхваченных тысячами радостных голосов, зависть, терзавшая Люцифера, как будто бы исчезла, невыразимая любовь охватила все его существо; его душа влилась в поток преданной любви всех безгрешных небожителей к Отцу и Сыну».

Наступил час встречи сатаны с Сыном Божьим. Ему еще раз было сказано, что Бог велик, благ и справедлив и что он, сатана, конечно же, должен знать о неизменяемости Закона Божьего. Но все это, сказанное Сыном Божьим в бесконечной любви и милости, лишь усилило раздражение и возмущение сатаны. Ревность к Сыну Божьему взяла верх, и сатана утвердился в своем решении продолжить борьбу. Он убедил себя в том, что необходимо держаться занятой позиции, поскольку отход от нее может быть воспринят как проявление слабости.

На все уговоры верных Богу ангелов он отвечал лишь усмешкой: «Мне ли слушать рабов?» Ангелы, хранившие верность своему Творцу, не могли скрыть своего потрясения при виде успеха, сопутствовавшего сатане. Почти половина ангелов приняла дьявольские заверения о новом и лучшем порядке, который принесет с собой больше свободы. Они заявили о своей готовности принять сатану как своего повелителя. «Ощутив успех первых предпринятых им шагов, Люцифер решил, что ему не составит большого труда привлечь на свою сторону и остальных ангелов. Тогда он обретет равенство с Самим Богом и его повелевающий глас будет услышан всеми небесными жителями».

Однако его ожидало разочарование. По мере того как все отчетливее вырисовывалась ситуация, все больше ангелов, когда-то симпатизировавших сатане, прислушивалось к голосам своих небесных друзей. Они сумели вовремя остановиться и, раскаявшись, вновь обрести доверие Бога Отца и Его Сына. С сатаной осталась одна треть всего ангельского воинства.

Однако решение сатаны было бесповоротным: «Я снова и снова повторяю, что не могу согласиться с тем фактом, что Сын считается выше меня. Я настаиваю на том, что я должен быть равен Ему. Поэтому все замыслы и планы должны обсуждаться с моим участием. Я должен знать обо всем, что происходит во Вселенной».

Небесный Отец ответил на этот дерзкий вызов спокойным напоминанием о том, что лишь Сыну Своему единородному Он может открыть Свои сокровенные замыслы. Поэтому вся небесная семья должна проявить безусловное послушание Сыну как своему Творцу.

Сатана прервал Бога, указав на группу своих сторонников: «Они со мной! Станешь ли Ты низвергать их, нарушая тем самым небесный порядок?» И еще раз он заявил о принятом решении: «Я не приму господства Сына. Если мне придется защищать свое место на небесах, я готов сражаться за него».

После этих слов Господь возвестил, что те, кто не принимает верховной власти Божества, не могут оставаться на небе. Бунтовщики оказались недостойными райской обители. Гармония и радость возможны лишь там, где царит полное послушание небесному закону, нарушенному сатаной.

На этих словах сатана прервал Господа: «Ангелы не нуждаются ни в каком законе. Они свободны следовать своим собственным убеждениям, которые никогда не подведут их. Твой закон ограничивает их свободу, и уничтожить этот закон - одна из моих великих целей».

Слыша богохульные речи, ангелы, сохранившие верность Богу, не могли удержаться от слез.

Жребий был брошен. Отец же и Сын пришли к решению, что тотчас же низвергать сатану не стоит. Пусть у него останется возможность реально оценить свои силы и силы всего небесного воинства. Кроме того, в грядущем сражении каждому ангелу предоставлялась возможность сделать осознанный выбор и ответить на вопрос: на чьей он стороне?

В невиданное ранее движение и смятение пришли небеса. Сатана собирал своих сторонников, ангелы, верные Господу, объединялись в свои воинства.


«И произошла на небе война. Сын Божий, Князь небес, и Его ангелы вступили в борьбу с восставшим клеветником и его приспешниками». И Михаил был первым в этом сражении, сатана же и ангелы его были низвергнуты во тьму, для последнего и праведного суда.

С Люцифером пределы рая покинула треть ангельского воинства, трансформировавшегося в легион демонов. Библейская форма счисления – “имя его легион” – служила основанием для утверждения о невозможности определения точного числа когорты бесов. В некоторых демонологических сочинениях XVI в. авторы насчитывали 6660000 падших ангелов, возглавляемых 66князьями.


Низвергнутый с небес Люцифер перестал существовать как ангел. Он получил новое имя – Сатана, и новую обитель – ад. Ангелы, падшие вместе с ним, стали демонами. Что ж, никто не обходится без дела. Проклятые Богом и обреченные на вечные муки, Сатана и его окружение нашли себе занятие – соблазнять и подкупать человека. И, как оказалось, людей, которые оказались слишком грешны и неразумны, чтобы противостоять соблазнам, нашлось более чем предостаточно во всей истории человечества. Так гласят библейские легенды. Говорят, он даже потерял свою лучезарную красоту:

Бог превратил его красоту в безобразие. Он из огненного, стал черным, как уголь. У него тысяча рук и на каждой руке по 20 пальцев. У него вырос длинный толстый клюв и толстый хвост с жалами...

Текст взят с сайта:http://lizi-black.com/?p=1336
Иллюстрации: Александр Кабанель "Падший ангел", Михай Зичи (Mihaly Zichy), иллюстрации Гюстава Доре к поэме Дж. Мильтона «Потерянный рай», 1866 года, статуя в Льеже.

Люцифер, Денница, Первый Павший - какими только именами не наделяли самого прекрасного ангела. Но, увы, однажды он согрешил и был низвергнут с небес. Кто же такой Денница и что с ним произошло, мы разберем в этой статье.

В статье:

Денница и Люцифер - один и тот же ангел

Сцена падения с небес Деницы и трети войска ангельского

Имя Денница со старославянского означает «утренняя звезда» . Так еще называли Венеру или полуденное марево в небе. В славянской мифологии Денница - дочь солнца, которую полюбил месяц, из-за чего и появилась вечная вражда между днем и ночью.

Впервые слово «денница» появилось для обозначения величия царя Вавилонского, который был подобен утренней заре. Однако уже в книге пророка Исаии Денницей назван . Он - сын зари, яркий и сверкающий, но грешный, павший с небес.

В Библии, Исаии, 14 глава, стихи 12 - 17, читаем про ангела Денницу:

Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: «Тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города её, пленников своих не отпускал домой?

Так в православии появилось имя Люцифера - Денница.

Ангел Денница - любимый сын Бога

Денница был первым ангелом, созданный Богом. Он был поставлен главным из них, и так получил свое имя, означающее раннюю звезду. Денница, как и все ангелы, был исполнен любви, а его прекрасный облик вдохновлял остальных духовных созданий, пробуждая быть верными Богу и помогать ему во всех начинаниях.


Ангел Денница очень любил жизнь и стремился проявить всю ту любовь, которую Бог вкладывал в свои творения. Родившись от стремления Бога к проявлению самого себя и своих эмоций, Денница стал ангелом, наиболее близким к Нему. был назначен наместником ему, орудием промысла Бога.

Довольно долго ангел Денница стоял перед Богом как первосвященник , передавая ему молитвы . Не будучи самолюбивым, ангел как никто другой следовал всем замыслам Бога, с самозабвением неся Его волю среди своих собратьев. Приближенный к Богу, Денница был для ангелов идеальным образом божественного совершенства. Слава о нем ширилась среди сонм духов, и любовь лишь крепла.

Денница-Люцифер, владыка низших небесных сил, любил Адама и Еву. Ипостась Люцифера во многих других мифологиях, а особенно римской, называют Прометеем, что значит «мудрый, мыслитель». Всем известна история Прометея - он украл для людей огонь из кузни Гефеста. Благодаря этому люди смогли выйти из пещер, охотиться на животных и согреваться. Денница, как и Прометей, принес людям свет - знание о разнице между добром и злом.

Как Прометей, принесший людям огонь и выведший их из мрака пещер, обрести силу и уверенность, Денница возжелал дать людям Божественное знание. И тут он совершил свою первую ошибку. Лейтмотив первого ангела Бога Денницы и Прометея, наказанных за повинность, красной нитью проходят через все верования человечества.

Падший ангел Денница


Падение Денницы, как и еще трети небесных существ, произошло из-за того, что он ослушался Бога. Несмотря на то, что ангелы - это носители желаний и стремлений Бога, исполняющие Его волю, они не лишены права выбора. Но Бог не стал первопричиной падения Люцифера, так как в те времена греха еще не было.

Первородный ангел был куда слабее своего Создателя, его возможности ограничивались. Однако, наблюдая за остальными ангелами, которые, будучи куда слабее, восхищались и любили его, Денница подумал, что он достоин быть на месте Бога. В Исайи, 14 глава, снова читаем:

А говорил в сердце своем: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.

Денница-Люцифер решил, что он лучше знает, в чем нуждаются люди. Проигнорировав прямой адресованное Адаму и Еве предостережение Бога не прикасаться к дереву познания добра и зла, он спустился в Эдемский сад . Приняв вид змея, ангел искусил доверчивую женщину, таким образом заставив прародителей человечества согрешить.

Бог призвал своего некогда верного сына к ответу. Увидев же, что сердце Люцифера исполнено гордости, а мысли полны тьмы, Создатель сильно разгневался. Он проклял ангела и сбросил его в вечно пылающий ад, отбывать свое наказание.


Внезапное разделение сообщества ангелов было еще одним неприятным последствием предательства Люцифера. Треть небесного воинства перешла на сторону Денницы, не в состоянии поверить, что их сияющий предводитель ослушался Бога. Теперь их правителем стал Люцифер, «несущий свет», отошедший от канонов любви и справедливости, продиктованных Творцом.

Порочная страсть себялюбия, желание возвышаться над всеми, править, быть главным, породила гордыню, которая привела бывшего наместника Бога к падению. К сожалению, виной этому стали и восхищавшиеся Люцифером ангелы. Их молитвы и любовь убедили ангела, что совершенство, которым он был наделен, не должно остаться незамеченным.

Тема предательства для славян всегда была очень острой. Именно потому такая сильная ненависть к Люциферу и демонам издавна характерна для православных. Встречаются даже пословицы и поговорки с упоминанием Люцифера:

Гнев дело человеческое, а злопамятство – от Люцифера.


У славян имена Сатана, Люцифер и Вельзевул означают одно и то же - ближайшего ангела, предавшего Бога. В Ветхом Завете Сатана это имя нарицательное - «противник Бога». Сатаной Денницу впервые называют в книге пророка Захарии, в третьей главе. Там он выступает обвинителем на небесном суде, протестуя против воли Бога и обесценивая Его замысел.

Сатана после своего падения на землю стал человекоубийцей, клеветником и искусителем. Этот ангел прошел путь от Денницы, названного также у славян Люцифером, что значит «светоносный» и сравниваемый с Прометеем, принесшим людям свет от пламени и тепло, и будучи некогда ближайшим к Богу ангелом, наделенным невиданной святостью и силой, до ужасного чудовища, квинтэссенции всех пороков. Образ падшего ангела Денницы остается ярким и в наши дни.

В нашем языке, в нашей культуре, во всей окружающей нас действительности сохранилось множество библейских понятий, истинное значение которых мы зачастую давно не знаем. А в каких-то случаях даже совершаем грубые ошибки в их употреблении. Одно из таких понятий — имя Люцифер. Кто же такой Люцифер?

Слово «Люцифер» в современном языке закрепилось для именования сатаны; именно в этом значении его использует бесчисленное количество голливудских триллеров на тему «Беспечные студенты, прочитав вслух древний манускрипт, случайно пробудили древнее проклятие, спавшее под зловещими руинами древнего замка, где некогда правил могучий чернокнижник, сожженный инквизицией. Из подвала вылез адский Люцифер и всех съел, кроме одной студентки, которая как-то перекантовалась до рассвета». В наш язык это слово попало, как легко догадаться, из английского. Его источник - классический библейский перевод Короля Иакова, где в книге Пророка Исайи 14:12 сказано «How art thou fallen from heaven, O Lucifer, son of the morning!» В английский, в свою очередь, это слово попало из латыни, где оно означает буквально «светоносец» употребляется для именования утренней звезды, Венеры.

Обратимся к русскому переводу этой главы Пророка:

«Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: «тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой?» Все цари народов, все лежат с честью, каждый в своей усыпальнице; а ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь, как одежда убитых, сраженных мечом, которых опускают в каменные рвы, — ты, как попираемый труп, не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой: во веки не помянется племя злодеев» (Ис.14:12-20)

Чуть раньше в тексте этот «денница» (lucifer английского и латинского переводов) прямо назван - это царь вавилонский, высокомерный языческий тиран, который наконец пожал плоды своих преступлений: «В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви — покров твой» (Ис.14:11)

Он назван денницей, утренней звездой ради той славы, которой он обладал в то время - как утренняя звезда, Венера, на небосклоне гораздо ярче всех других звезд и видна даже тогда, когда они все пропадают из вида, так и царь вавилонский своим могуществом и великолепием затмевал всех правителей той эпохи.

Прямой и буквальный смысл слов Пророка именно таков - заносчивый языческий правитель пал под тяжестью своей непомерной гордыни. Но Библия - очень глубокая, многослойная книга; когда мы читаем эти слова, трудно отделаться от ощущения, что речь идет о хорошо знакомых нам тиранах не столь далекого прошлого. Под это описание подойдут и Наполеон, и Гитлер, и Сталин, и Мао Цзе Дун - много кто. Это описание не просто одного гордеца, но гордыни вообще; и поэтому уже очень давно благочестивые читатели относили эти слова Пророка к первому из гордецов - дьяволу. Дьявол сравнивается с денницей, утренней звездой, в том смысле, что он был сотворен прекрасным ангелом, исполненным света и славы, но потом низвергся во тьму преисподней, восстав против Бога в своей гордыне и властолюбии.

Таким образом именование «Люцифер», «светоносец», применимо к сатане до его падения - именовать его Люцифером после этого было бы неточно. Традиция такого именования - довольно поздняя, и в первоначальном, латинском употреблении слово «lucifer» значит просто «утренняя звезда» или «светило», часто не имея никакого отношения к сатане. Например, латинский церковный гимн Lucis largitor splendide, обращенный, очевидно, ко Христу, содержит строчку «Tu verus mundi lucifer» (Ты - истинный Светоносец миру). Многие благочестивые христиане в первые века Церкви носили имя «Люцифер». Так звали, по крайней мере, двоих Епископов, причем один из них, Святой Люцифер из Кальяри, был канонизирован.

Наверное, нам не стоит использовать слово «Люцифер» для именования сатаны - во-первых, теперь-то он уже точно никакой не светоносец, во вторых, не стоит обижать благочестивых людей, которые носили это имя, а в третьих - не стоит связываться с голливудской традицией люциферических страшилок, которые в духовном отношении могут сбивать с толку.

Противник наш диавол, увы, совершенно реален, только он имеет очень мало отношения к голливудским спецэффектам, внезапно вырастающим клыкам, диким завываниям, сине-зеленым рожам и тому подобному. Его цель - вовлечь нас в грех, и прежде всего, в тот же грех, который низверг с неба его самого, в гордыню; но также и во все остальные. Он не собирается демаскировать себя спецэффектами, и предпочитает действовать тайком и обманом.

А если, случайно, в зловещих руинах древнего замка, овеянных мрачными легендами, Вы найдете древнюю рукопись, испещренную таинственными знаками - ну, что же, отнесите ее в местный краеведческий музей, пусть специалисты разбираются.

Рассуждениям о том, кто такой Люцифер, нет конца, ведь его образ очень неоднозначен. Он во все времена привлекал не только богословов, но и представителей искусства, пытавшихся осмыслить - так кто же этот падший ангел? И вправду Божье творение или самостоятельно существующее бесконечное Зло? Давайте попробуем понять это.

Кто такой Люцифер

В христианстве о Сатане, Люцифере существует легенда как об ангеле, созданном Господом в чине херувима. Он, по преданию, был совершенен в своей красоте и мудрости, но, проживая в Эдеме, возгордился и решил стать равным Богу (Иез.28:17; Ис.14:13-14). За это был низвержен с небес и стал князем тьмы, а также человекоубийцей и отцом лжи.

Ангельское имя Сатаны взято из пророчества Исаии (см. Ис. 14:12), а переводится оно как «светоносный», что на латыни звучит как Люцифер.

Интересна двойственность его сущности: он, с одной стороны, на Земле упорный и изобретательный искуситель, который ввергает людей в грех, а с другой - владыка ада, наказывающий тех, кто все-таки поддался его искушению. Что же это? Для чего подобное происходит в мире?

Для чего Сатана действует на Земле

Сатана Люцифер по многим верованиям - основной антагонист Бога, являющийся олицетворением всего зла. Кстати, существует мнение, что имя Сатана берет начало от еврейского слова «сатан» (satan), которое означает противоречие, препятствование и подстрекательство.

И по многим философским воззрениям господь позволяет Люциферу

действовать на Земле для того, чтобы у каждого человека был выбор между добром и злом, ведь именно это даст возможность тем, кто выстоял, укрепиться в вере и получить бессмертие души. Если рассуждать так, то появление Люцифера было неизбежным и даже целенаправленным.

Как имя Люцифер стало наименованием Сатаны

Впервые упоминание Люцифера появляется в Книге Исаии (Ис.14: 12-17), которая была написана на древнеарамейском языке. В ней Вавилонское царство сравнено с падшим ангелом, чья история приводится там же. В оригинале при этом было употреблено слово «хейлель» («денница», или «утренняя звезда»). Но обратите внимание, что здесь утренняя звезда - это символ яркости и блеска, который не имеет негативного смысла.

Иудеи и христиане не пользовались словом «хейлель» как именем Сатаны. В Но вом Завете «утренней звездой» был назван и сам Иисус.

А Иероним, при переводе указанного места из книги Исайи, применил слово Lucifer, обозначающее «несущий свет» и использующееся для обозначения утренней звезды. К этому добавилось и общее представление о том, что Сатана, подобно царю Вавилона, низвергнут с высот славы, и со временем падшего ангела стали назвали Люцифером. К тому же данное представление подкреплялось и высказыванием апостола Павла о дьяволе, временами приходящем к нам как «луч света» (2 Кор.11:4).

Так что кажущаяся для верующих немыслимой «светоносность» Люцифера имеет под собой обоснования - он может искусить нас, приходя с надеждой и радостью, но они будут лживыми, как и все, что он предлагает нам.

Кто такой Люцифер по Библии

Кстати, поначалу образ Сатаны не имел конкретных черт и являлся скорее абстрактным воплощением зла. В Священном Писании это был противник Бога, который мог обладать как человеческими, так и ангельскими чертами. Он испытывал честность людей, и только во власти Всевышнего было не позволить ему творить зло.



А в Новом Завете он обрел свой облик. Его стали изображать в виде дракона или змея. Кстати, окончательно понять его образ можно по одному нюансу - во всех Писаниях он признан как часть целого. То есть дьявол, являясь частью общего замысла, не имеет возможности сокрушить Бога и вынужден подчиняться ему.

Так, например, в книге Иова Сатана не верит в праведность этого человека и предлагает Богу проверить его. Здесь очень заметно, кто такой Люцифер по Библии - он подчинен Богу и входит в число его слуг, что не дает ему возможности действовать самостоятельно. Да, пусть он может насылать беды на Землю, руководить народами, но тем не менее никогда ему не выступить равносильным соперником Богу!

Ни иудаизм, ни христианство не приемлет равного противопоставления добра и зла, так как это нарушило бы их основной принцип единобожья. Дуализм, кстати, прослеживается лишь в некоторых религиозных учениях - в персидском зороастризме, в гностицизме и манихействе.



Образ сатаны в разных религиях.

В древних религиях не существовало единого образа дьявола. У этрусков, например - это демон потустороннего мира Тухулк, который по своей сути был лишь духом мести, наказывающим за грехи.

В христианстве сатана Люцифер - это искуситель, властвующий над падшими ангелами и исполнитель наказания над заблудшими душами, но он будет обязательно повержен, как только придет царствие Божие.

В исламе также есть схожие с христианством концепции в отношении Сатаны. Его можно обнаружить в Коране в виде аль-Шайтана или Иблиса (демона-искусителя). В данной религии, как и в христианстве, он связан со всем низменным, что может быть в человеке, и обладает даром уводить людей с истинного пути, искусно маскируясь и толкая их к злу. Он пытается развращать человека, делая ему лживые предложения или искушая его.

Но и в исламе Сатана не изображен как равный противник Бога, так как Господь является создателем всего на Земле, а Иблис - это лишь одно из божьих созданий.

Вера в ограниченность пребывания Сатаны на Земле

Наряду с рассуждениями о том, что пребывание дьявола - это тоже своего рода промысел Божий, так как оно позволяет человеку учиться, расти духовно и совершенствоваться. Постоянно стоя перед выбором между добром и злом, люди все же не оставляют надежд на ограниченность пребывания Сатаны в этом мире.

И это объяснимо - понимая, кто такой Люцифер, простые смертные хотят быть уверенными, что их решения продиктованы лишь Богом. А подобное возможно только в мире, лишенном Искусителя. Так случится ли такое когда-нибудь?



Люцифер и Михаил

В христианстве говорится о последней битве дьявола с архангелом Михаилом (в Апокалипсисе, Откр. 12:7- 9; 20:2,3, 7- 9). Его имя, кстати, с иврита дословно переводится «кто как Бог», а это значит, что Михаил - высший ангел, возвещающий неискаженную волю Господа.

Апостол Иоанн говорит о падении Сатаны, побежденного архангелом Михаилом в тот момент, когда нечистый попытается поглотить посланного на Землю младенца, который должен стать пастырем всех народов (Откр. 12:4-9). За ним падут и темные ангелы, называемые в Библии «нечистыми духами». После второй битвы Люцифер будет навеки ввергнут в «огненное озеро».

Но кроме самого Люцифера на наш мир будет зариться и его последователь - Антихрист.

Кто такой Антихрист

Антихрист в религиозных учениях является главным противником Христа и искусителем рода человеческого. Он входит в так называемую «дьявольскую троицу» (Сатана, Антихрист, Лжепророк).

Антихрист - это не дьявол, а человек, получивший его силу. И, по некоторым версиям, - сын Люцифера. Легенда гласит, что он будет иудеем, родившимся от кровосмесительной связи в колене Дановом, или же от совокупления блудницы с дьяволом. Он поначалу завоюет мир мнимыми чудесами и кажущимися добродетелями, а затем, захватив мировое господство, превратит себя в объект поклонения.

Продлится его власть 3,5 года, после чего он будет убит, как предрекается, «духом уст Христовых», так что никакое покровительство Сатаны ему не поможет.

Образ Люцифера в литературных произведениях

Образы Сатаны в средние века в произведениях художников и писателей принимал всегда одну форму - получеловек-полузверь, безжалостный и творящий зло. Но уже к 18 в., а особенно 19-20 вв., он становится сложным и неоднозначным. Впрочем, и в религиозной культуре, несмотря на всю кажущуюся простоту восприятия Сатаны как носителя зла, за ним все время стоит образ Бога, зачем-то допустившего его на Землю. Так кто такой Люцифер?

В искусстве дьявол чаще всего воплощает бунтарский дух, который основан на неприятии существующей жизни, на отрицании всего хорошего и доброго в ней. Он желает зла, но при этом, обратите внимание, способствует сотворению добра. Особенно ярко представлен этот дух противоборства с существующим порядком в образе падшего ангела из поэм Дж. Милтона «Потерянный рай» и М. Лермонтова «Демон».

Дьявол Люцифер - это и Мефистофель у Гете, и Воланд у Булгакова, которые, по мнению своих создателей, пребывают в нашем мире с одной миссией - уравновесить противостояние между добром и злом и в итоге воздать каждому «по вере его». Так они делают все тайное и постыдное в человеческой душе явным. Ведь, не видя тени, трудно понять, что свет - это свет!

Составляющая человеческой культуры

Демон, Люцифер, Вельзевул, Мефистофель - человек может привести множество имен, обозначающих сущность, которая с древнейших времен являет собою персонифицированное зло. Этот образ стал не только религиозным, но и мирским. Причем он настолько вошел в массовую культуру, что познать человеческую природу, не поняв представлений о воплощении зла, вряд ли возможно.

Ведь изображение Сатаны как зверя с течением веков претерпело такие сильные изменения, что ныне Дьявол - это состоятельный буржуа, которому совсем нетрудно затеряться среди людей.

Такое отождествление сатаны и человека говорит, что, к сожалению, зло в наше время приобрело черты повседневности, и ничто не мешает любому из нас подталкивать человечество к гибели.

Как христиане должны относиться к сатанинским учениям

Чрезмерное увлечение образом привело к возникновению сатанинских организаций, которые пытаются следовать учению Антона Ла Вея, пытавшегося в свое время трактовать образ Сатаны как двигателя прогресса и вдохновителя всех достижений человека.

Для укрепления своей церкви Ла Вей создал красочные обряды и умело играл на тяге людей к таинственности и величественности. Но, тем не менее, данный культ чрезвычайно беден и держится не на четкой концепции и цельности своего учения, а лишь на яркости ритуалов, подражающих «черным» обрядам из прошлого.

Следует помнить, что сатанисты не опираются на реальный образ Люцифера, а лишь рассчитывают на шок со стороны христиан, поэтому доброжелательное отношение последних обязательно собьет с толку приверженцев «темных сил». Кроме того, сатанистами чаще всего становятся люди, имеющие и психологические, и психические проблемы, и помощь в решении их, конечно же, поможет заблудшим душами изменить свой взгляд на мир.

Надеемся, читатели смогут сделать для себя более четкий вывод относительно того, кто такой Люцифер. Фото этого образа помещены в статье. В них тоже в немалой степени видны меняющиеся преставления о дьявольской сущности и бесконечный интерес, который он вызывает как у верующих, так и у провозгласивших себя атеистами.

С сайта:

http://www.syl.ru/article/186768/new_kto-takoy-lyutsifer-po-biblii

Должны же быть какие-то альтернативные мнения, а то какой-то сплошной черный пиар получается...

Вот только не тыкайте мне сразу в нос сатанизмом!! НЕ ПРИНИМАЕТСЯ! Сегодня каждый школьник, более - менее почитывающий оккультные сочинения знает, что викка - то есть религия ведьм - и сатанизм это две большие разницы, даже если в «сатанинской библии» он является «духом прогресса, вдохновителем всех великих движений, причастным к развитию цивилизации и прогрессу человечества. Он - дух восстания, ведущего к свободе, воплощение всех освобождающих ересей» (по материалам Википедии).

Привычный нам образ Сатаны однозначно отрицателен благодаря стараниям Церкви, «увешан» всеми негативными атрибутами, какие только могли измыслить монахи в средневековых скрипториях, да еще и «изукрашен» впоследствии адептами всевозможных герметических орденов, «привязан» к тамплиерам, масонам и антихристам всевозможных видов и форм, включая голливудские...

Люцифер – Падший Ангел или Князь Тьмы?


Все библейские трактовки можно просмотреть в Википедии по запросу «Сатана». Классическую историю о гордыне и падении знают все... Согласно этой трактовке, Сатана был сотворён ангелом в чине херувима... Он был «печатью совершенства, полнотой мудрости и венцом красоты» и обитал в Эдеме среди «огнистых камней», но возгордившись (Иез.28:17) и пожелавши быть равным Богу (Ис.14:13-14), был низвержен на землю. Пророк Исаия называет первоначальное имя Сатаны - Денница (Люцифер) (т. е. «Светоносный») (Ис.14:12). В христианской традиции, Люцифер после падения стал «князем тьмы», отцом лжи, человекоубийцей (Ин.8:44) - предводителем мятежа против Бога.

Но мне все же было интересно - хоть кто-нибудь может сказать о Люцифере что-то теплое, позитивное и светлое? А иначе зачем ему такое имя? Результаты моих поисков - под катом. А если кому-то будет трудно принять эти истории, которые впрочем и для меня были открытием - будем считать, что это просто коллекция имиджей...


Связь между ведьмами и Люцифером - как это представляла в свое время инквизиция - однозначно имеется, но совсем не в той форме, что была принята со Средних веков и до последнего времени.

В традициях итальянских ведьм Люцифер упоминается как брат и, одновременно, сын богини Дианы, создательницы всего сущего и королевы ведьм. От союза Дианы и Люцифера родилась дочь, Арадия, которая была послана богиней на землю в качестве наставницы всех ведьм, которая и преподнесла им первые уроки колдовства.

В начале третьей главы «Арадии», где собственно и сказано, что Люцифер был частью самой Дианы, и эта часть была - Светом, сама же Диана при этом выступает как оставшаяся половинка, Тьма, и при этом вместилище обоих этих субстанций до их разделения. Природа богини двояка: это природа света и тьмы, расцвета и упадка. В волшебных поучениях говорится, что именно темнота является матерью сияющей, светоносной Луны. Далее в «Арадии» говорится о самом инцесте - вернее, это на наш, человеческий взгляд, инцест. А у богов все происходит иначе...

Как получилось, что божественные брат и сестра дали жизнь той, которая впоследствии будет учить волшебным искусствам?

Это неудивительно, если учесть, что в языческих мифах разных народов говорится, что у богини Луны - то есть и у Дианы - имелся сын, который вырастая становится ее любовником. «И стало так, что Диана приняла форму кота. У ее брата был кот, которого он любил больше всех остальных творений, и он спал каждую ночь в его постели, кот, прекраснейший, чем все иное, волшебный; он не знал об этом(о подмене, имеется ввиду - D.W.). Диана вынудила кота поменяться с нею формой и легла со своим братом, и в темноте вернулась к своему изначальном виду и Люцифер стал отцом Арадии. Но когда утром он увидел, что спал со своей сестрой, и что свет побежден тьмой, Люцифер очень разозлился. Но Диана пропела ему заклинание, песнь силы, и он успокоился, песнь ночи, которая вызывает сон; он не мог сказать ничего. И так Диана, со своим умением колдовать, столь очаровала его, что он покорился ее любви». (Ч.Г.Леланд, «Арадия или Евангелие ведьм», часть третья)

Вот! Слышали ли вы ранее что-нибудь подобное???!!! Не Люцифер-Сатана искуситель-злодей, а Диана, которая в данной ситуации гораздо более темна и злоумышленна. Но - все это ради любви, как говорится... Или, другими словами, - все мы, бабы, стервы... И по крайней мере, теперь понятно, почему спутниками ведьм теперь всегда являются черные кошки...

Все это лишний раз подчеркивает, что хронологический порядок в лунных таинствах не имеет особенного значения, поскольку богиня Луны сама управляет временем. Она может забеременеть от своего сына, который является и ее любовником (или еще и братом) до того, как он у нее родится... ну и так далее... Ее власть над временем отражена и в том, что иногда богиню Луны - в данном случае Диану - именуют королевой фей, поскольку время фей течет совсем не так, как время простых смертных (так считается в европейском фольклоре)

С другой стороны, сама Диана носила у римлян множество имен, которые отражали ту или иную сторону ее сущности. Среди прочих - Диана Люцифера или Люцина, которая в частности покровительствовала браку и помогала женщинам при родах. Ее изображали с факелом в руках, как и греческую Гекату Триформис, так же сведущую в колдовстве.


Светильник или факел подчеркивал, насколько велика сила, которой они обладают, сила лунного света! Лунный свет являлся самой настоящей магической субстанцией, дарующей плодородие женщинам и полям. В Южной Европе женщина, желающая зачать, должна была лечь под полной Луной на спину и пролежать так до рассвета, пока не покроется росой. В жарком климате Южной Европы роса была жизненно важной для растений, и по аналогии - сильнейшим эликсиром плодородия для женщин.

Плутарх в своей книге «Изис и Озирис» писал: «Свет Луны, увлажняющий и могущий сделать беременной, способствует появлению на свет новых живых существ и содействует оплодотворению растений».


Светильник с лунной символикой и именем Артемис-Дианы.


В Древней Греции светильники Гекаты так же устанавливались на свежезасеянном поле, что бы помочь зернам проклюнуться. Итальянские ведьмы совершали обряд призывания Богини именно в дни полнолуния, веря, что лунный свет передает им оккультное знание так же во время сна. В древней Италии при праздновании дня Дианы (13 августа) в честь лунной богини зажигалось несметное количество светильников, что бы она смилостивилась и не посылала бы бурь, могущих уничтожить весь урожай. Зажигание свечей при лунном служении практикуется и во время викканского шабаша, празднуемого 2 февраля и называемого Имболком. У древних кельтов светильники зажигались в честь лунной богини Бригиты так же, как это делалось ранее в Греции и Риме в честь Гекаты и Дианы.

Вот этот свет, очевидно, и ассоциировался с Люцифером в конце концов, и был им! Именно этот Свет - оплодотворяющий и дающий жизнь - и являлся объектом поклонения ведьм в образе Люцифера, наряду с другой составляющей, которая так же была присоединена позже и очернена до невозможности - Рогатому Богу лесов и полей. Именно этой сущности и стараниям Церкви Люцифер обязан своими рогами, которых изначально у него, как у ангела, разумеется, не было.


Интересно так же, что дуализм «Солнце/мужчины/свет» и «Луна/женщины/тьма» найден во многих (но не всех) поздних традициях в южной Европе, которые вытекают из орфический и гностических философий.

Одно из призываний, обращенных к Диане, Люциферу и Арадии:
«Mother Diana, Queen of Wytches
Stars in the Heaven obey your calling
Mother Diana, temptress, sorceress
Spinning your magick above the earth
Bore ye Aradia, daughter of incest
Wytch child of Lucifer, teacher divine
La Vecchia Religione
Lucifer, Diana, strega Aradia
La Vecchia Religione
Bella strega Aradia
Stregoni, stregoni sulla terra
Bella strega Aradia»

В заключение - еще притча о Люцифере

Притча от Лукавого...

И пришёл человек к Лукавому и спросил: «Кто ты? Сатана ли ты, обманывающий меня всегда и соблазняющий душу мою и разум, стремящийся ввергнуть меня в пучину греха, а затем в геенну ада огненную, жаждущий лишь падения моей души себе в радость и удовольствие? Враг ли ты Предвечного, стремящийся разрушить планы его и подкопать устои веры его в сердце моём? Или ты светоносный Люцифер - первый среди ангелов божьих, несущий мне разум и освобождение?»

И, как обычно, улыбнулся тут Лукавый, а человек вздрогнул.

И сказал Лукавый:
- Как всегда мышление твоё дуально, человек. Ибо привык ты думать в терминах или-или. Или то, или другое, и не можешь представить себе, что вещи могут быть одновременно и плохими и хорошими, и верными и неверными, и высокими и низкими, и добрыми и дурными. Ибо всё в мире относительно, как я тебе уже говорил.

Один из ликов моих - лик разрушителя, но не души твоей или разума разрушитель, а лишь иллюзий твоих. Ибо полон ты иллюзиями и мнениями обо всём на свете: и о том, что видел или слышал, и даже о том, что не видом не видывал и слыхом не слыхивал. Обо всём ты судишь: и о себе, и о мире, и обо мне, и о Боге нашем.

Но поскольку слеп ты, и глух, и не разумен, то и суждения твои мельче, чем прошлогодняя лужа в пустыне. Ибо иллюзии твои застилают глаза твои и затыкают уши, и сердце твоё спеленали. И из-за них ты смотришь, но не видишь, и слушаешь, но не слышишь, и сердце твоё не обрезано. И поэтому чтобы научить тебя видеть, и слышать, и жить в сердце своём, должно разбить вначале иллюзии эти. И сам ты не можешь разбить их, как не можешь ты поднять себя в воздух за волосы.

И чтобы разбить их нужно тебе молить о помощи от того, кто видит тебя и знает, где иллюзии твои, а где тело твоё живое. Но ты этого не знаешь. И поэтому, когда мельчайшая из твоих иллюзии разрушается, то кричишь ты, будто ногу твою отсекли.

Ибо и это одна из иллюзий твоих, что была то нога твоя. И поэтому страшишься ты меня пуще огня и имена мне придумываешь страшные и сказки обо мне, детей пугающие, сочиняешь. И всё это от невыносимости той боли, когда иллюзии ты свои теряешь.

Ибо если читал ты притчу Платона о пещере, то, как после целой жизни в пещере мрачной с тенями на стенах, на свет солнечный выйти для глаз твоих больно будет. Также и после жизни с иллюзиями на глазах, ушах и сердце твоём, выйти без них и посмотреть правдиво на себя и жизнь свою будет для тебя невыносимо. И хотя думаешь ты, что силён, но слаб ты; и хотя думаешь ты, что обладаешь чем-либо, но гол ты, как сокол, голым ты рождаешься и голым же в могилу уходишь; и хотя думаешь, что знаешь, но знание твоё подобно куче большой детских игрушек старых.

И поэтому кричишь ты как от боли, когда видишь себя таким, как ты есть на самом деле. И боль эта – твоя Совесть. И если снять все эти иллюзии одним махом и дать тебе увидеть себя таковым, каким ты есть на самом деле, то умрёшь ты на месте или сойдёшь с ума. И даже когда снимаю я твои иллюзии потихоньку, по одной, то и это невыносимо для тебя и поэтому руку, тебя исцеляющую, ты отбрасываешь.

И поэтому всё только от тебя зависит - как много ты стерпеть захочешь и сможешь и сколько нового знания от меня попросишь. И, как говорил я, за мной же дело не станет! И если думаешь ты, что работа моя врачевателем легка, то и это ещё одна иллюзия твоя.

И вздохнул Лукавый тяжело и захотел улыбнуться, но не смог, и заметил человек слёзы в глазах Лукавого, и задрожал человек и зашлось сердце его. И отвернулся Лукавый, и оттёр слёзы свои, и продолжил: «Можешь спросить ты, почему я делаю то, что делаю, и имя ношу своё, тобой данное». И прошептал человек губами онемевшими: «Почему?»

И сказал Лукавый:
- Не думаешь ли ты, что и я, всегда, с дней первых сотворения мира был таким же, как сейчас?

И это иллюзия, - улыбнулся он и продолжил. - Раньше, давным-давно, и я жил подобно тебе: слепым, глухим и с сердцем необрезанным. Но и ко мне пришёл Некто, которого я Богом сегодня величаю, и сказал мне то, что я тебе открыл сегодня, и спросил меня, что выбираю я: жить, как раньше жил я, без страдания, но и без радости; не видящим, но и без вида всего хорошего и ужасного, что в мире есть; глухим, но и без музыки небесной гармонии, душу сотрясающей; или выбираю я жизнь, полную радости и страдания, силы и ответственности, мудрости и боли, жизни и смерти.

И выбрал я жизнь, полную жизни, наполненную чудесами и радостью, жизнь, пусть и не безграничную (все мы смертны, даже и я смертен, один лишь Бог наш вне времени) и полную знания себя, места своего в мире, всей иерархии небесной, величия Бога нашего и даже дня смерти моей.

И сказал Бог: «Знай же, открылись сейчас глаза твои и ты истинно знаешь, что есть правда и ложь, добро и зло, жизнь и смерть. И не сможешь ты закрыть глаза свои или забыть то, что дано тебе было, до самой смерти твоей. И, кроме того, будешь ты особо страдать страданием тяжким, когда увидишь ты человека, тебе подобного, прозябающего во сне, темноте, лжи, страдании ненужном и смерти, ибо всё это одно и тоже есть.

Ибо то знание, что получил ты, не сможешь держать только для себя и должен ты будешь его другим нести.И одно только сможет облегчить страдание твоё - если помогать ему ты станешь так же как душе своей, и будешь для него как отец и мать, любящие дитя своё несмышлёное, как брат и сестра, как жених и невеста. И тогда страдать меньше ты будешь, когда возлюбишь его, как чадо возлюбленное своё и будешь заботиться о нём, как садовник царский заботится о лучшей розе в садах царских. Ибо тебе дано многое и много спросится, а ему дано малое и мало спросится.

Ибо легко нести то знание, что есть у тебя, но тяжело очень просить о том знании, что нет у него, особенно если думать будет человек, что он – венец Творения моего. И поэтому должен ты будешь вначале разбить иллюзии его и снять пелены с глаз, ушей и сердца его, а затем учить его, как Я учил тебя, если только захочет он слушать тебя. Если же не захочет он слушать тебя, то оставь его и иди к другому, ибо много страждущих в темноте и ждущих светильника знания небесного, и мало светочей, и дорог труд их.

И сказал Лукавый:
- Вот открыл я тебе часть тайны тайной о жизни и смерти, и вот решить ты должен будешь что выбрать: жизнь, которой ты до сегодняшнего дня жил, жизнь, которая как смерть, или жизнь, полную чудес и тайн, но также и страдания, душу твою облагораживающую.

И хотя сердце моё полно любви к тебе, но и мизинцем я пошевелить не могу, чтобы ношу твою облегчить, ибо только сам ты это сделать должен. Я же могу только учить тебя, и разъяснять тебе места тёмные, и поддерживать тебя, и ободрять в минуты слабости. Всё же остальное, и самоё жизнь твоя, только в руках твоих.

И улыбнулся Лукавый, но не ушёл, а человек припал к нему и заплакал...

Источник : Автора установить не удалось...
Хотя... Когда вопрос касается Люцифера - ангела утренней звезды, несущего людям знания и мудрость... Может стоит просто задуматься, чтобы понять...

Включайся в дискуссию
Читайте также
Суп-пюре из свеклы и яблока со сливками с хреном Свекольный крем суп
Салат грибное лукошко с опятами, рецепт приготовления
К чему снится музей по соннику