Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Журнал аркадия бабченко. Истоки подвига, или как меняется мироощущение человека на войне Как меняется мироощущение человека на войне

Сложная, амбивалентная, мы знаем давно. Великий Достоевский не раз говорил о глобальном противостоянии идеала содомского и идеала Мадонны, а полем битвы всегда была душа человеческая. Гениальный Толстой сравнивал людей с реками, воды которых то текут широко и величаво, то бурлят горными порогами, то затягивают водоворотами и омутами, то просвечивают отмелями. И сам человек порой не знает до конца себя, не заглядывает в самые отдаленные уголки своего естества. Пока какие-то жизненные ситуации не выведут его из привычного круга вещей.

Страх убить

Одним из таких потрясений является война. На заре человечества насилие и убийство были явлениями привычными. Но чем больше веков отделяло род людской от их доисторических предков, тем труднее было поднимать оружие на себе подобных. О том, как меняется мироощущение человека на войне, написано немало психологических исследований и произведений художественной литературы. Что в первую очередь должна переживать любая нормальная личность, когда ей в руки дают оружие и приказывают убивать? Ужас по поводу того, что придется лишать кого-то жизни.

Вспомните, как меняется мироощущение человека на войне в романе Шолохова «Тихий Дон»! Когда первый раз проливает кровь врага, в нем все протестует, его внутреннее «я» сопротивляется насилию, и очень долгое время герой ходит сам не свой. Мелехов стоит перед выбором: либо убьет он, либо уничтожат его. Но даже сам факт своей возможной гибели не является для него оправданием. Отсюда первый вывод о том, как меняется мироощущение человека на войне: он начинает отчетливо осознавать хрупкость, беззащитность и великую ценность жизни. Не только своей - жизни вообще, каждого! Поэтому командиры во время боевых действий старались как можно меньше рисковать своими людьми.

А герой еще одного произведения на фронтовую тематику - Федор Васков из «А зори здесь тихие…» Васильева - чувствует свою личную вину и ответственность за каждую девушку-зенитчицу, убитую во время захвата вражеских диверсантов. И еще как меняется мироощущение человека на войне: он совсем иначе, трепетнее и нежнее воспринимает такие привычные в мирное время тишину, состояние безопасности, отсутствие тревоги.

Страх быть убитым

Лев Николаевич Толстой назвал войну самым противоестественным для людей, самым чудовищным занятием. Почему? Потому что само по себе истребление человека человеком - нонсенс, трагическое недоразумение, не имеющее права на существование. Хоть и считается, что человек относится к виду животных, он все же существо разумное, живущее рассудком и эмоциями, а не слепыми инстинктами. А страх быть убитым затмевает разум, толкает на неоправданную жестокость. Каково в этом плане значение войны для человека? Как ни странно, она становится своего рода при помощи которой проверяется степень зрелости личности. Может ли обуздать солдат свой страх, может ли подавить инстинкт разрушения, остановиться, чтобы пощадить врага, или будет крушить всех и вся в панике, какие еще психологические свойства и нравственные качества проявит - все выявляет война.

Процесс саморазрушения

Не секрет, что участие в боевых действиях порой пробуждает в людях самые низменные, темные, звериные инстинкты. Когда проходит первый шок, когда притупляются ощущения, многие перестают реагировать остро и болезненно на убийства. И более того, переживают даже некую эйфорию от собственной всесильности, вседозволенности. Увы, но многие люди во время войны утрачивают чувство реальности. И потом переживают что-то похожее на психологическую ломку, пытаясь адаптироваться к мирной жизни. Те, кто прошел Афган и Чечню, участники других крупных и мелких локальных конфликтов часто нуждаются в реабилитации не только физической, после ранений, но и душевной, моральной. Ибо психические травмы врачуются куда дольше и сложнее!

Взлет подвига

Война - это не только проверка человека на человечность, но и на личное мужество, самопожертвование, волю и силу духа. Почему в одних и тех же условиях одни становятся героями, а другие - предателями, какова природа подвига - такие вопросы задают авторы произведений на военную тему. Однозначных ответов, конечно, нет. Но многое зависит от самого человека, его нравственных правил и установок. От мотивации - почему, за что, ради чего берется в руки оружие и идет человек на риск. Если превыше всего желание сохранить себя, свою жизнь - делается шаг в сторону предательства. Если на первом месте стоят желание защитить родину, дом, родных, товарищей - человек совершает шаг в бессмертие.

Солдаты, прошедшие войну, видели такое, что обычным людям бывает недоступно. И именно поэтому им нужна помощь психолога для того, чтобы вернуться к обычной жизни.

Психика людей, которые находятся на войне, перестраивается под ее потребности. И после того, как человек попадает в мирную обстановку, он становится неприспособленным к ней. Его мнение отличается от мнения окружающих. А психика солдата после военных действий не хочет воспринимать спокойствие .

Прежде всего эта неприспособленность сказывается на стандартных ценностях общества. Все становится для человека бессмысленным. На войне важно то, что враг – есть враг. И когда солдат с ним сталкивается, ему нужно принимать быстрые решительные действия. Есть одно единственное правило:

«если ты не убьешь противника, тогда он убьет тебя»

В мирном обществе такие методы борьбы с врагом не признаются по закону. И это становится серьезной проблемой для тех людей, которые привыкли быстро реагировать на любую опасность. От этой привычки очень сложно избавиться, поэтому зачастую солдатам после войны требуется восстановление психики, которое будет выполнено профессиональным врачом.
Работа - чрезвычайно трудна. У солдат, как правило, появляются такие проблемы, которые сложно встретить у обычных людей. Военная жизнь требует четкого подчинения, таким образом, подавляя свободную волю человека. Картины боевых действий находят свое место в памяти мужчины, и их очень сложно забыть. Война навсегда накладывает свой отпечаток на психику, сознание и поведение солдата. А общество, которое относится к ним с опаской, только усугубляет положение.
Кроме того, те люди которые прошли войну, зачастую видят кошмары, их преследуют ужасные воспоминания и лица погибших товарищей. Психика и война – две несовместимые вещи. Нормальным человек никогда не останется после того, как увидит столько боли и страдания. Особенно, если во время боевых действий были получены травмы. Восстановиться окончательно, к сожалению, уже никогда не получится. Но сделать шаги к выздоровлению – вполне возможно!

Влияние войны на психику очевидно, но стоит помнить, что зависит от многих важных факторов, например:

  • Встреча с родными и близкими после возвращения домой;
  • Общественная благодарность за выполнение долга перед Родиной;
  • Доступность льгот и повышение социального статуса;
  • Новая интересная работа;
  • Ведение общественной жизни;
  • Общение.

С. Шаронов. Маленький солдат

Война людей ест, кровью запивает.

Пословица

Война… Это слово всегда вселяет страх. Ее боятся даже очень смелые и отважные, рвущиеся в бой. Она опустошает все места, где живет человек. Но самое страшное – война опустошает душу. Это стихийное бедствие, возникшее чуть ли не одновременно с зарождением человечества и продолжающее существовать до сих пор, несмотря на усилия защитников мира.

Люди, однажды взявшие в руки оружие и попавшие на фронт, должны навсегда забыть привычную жизнь с ее ценностями и страхами. Страшно, когда смерть товарищей становится чем-то обычным, когда даже дети перестают плакать при виде очередных «похоронок». Война словно зима, она замораживает чувства и переживания, вселяет в человека «осколок льда», как в сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева». Только у нашей сказки грустный конец.

Тысячи искалеченных солдатских судеб. Уходившие когда-то на фронт ребята с пылкими сердцами возвращались «седыми стариками», мудрыми и бесконечно печальными. Все то, что в довоенные годы казалось желанным и прекрасным, утрачивало свой блеск в годы войны, точно покрывалось тяжелой «пылью» времени.

А что же мальчишки, чье детство выпало на тяжелые годы людских страданий и лишений? Вместо игрушек – пули, вместо детских игр в «войнушки» — настоящая война и партизанские отряды. Эти не по годам взрослые дети, научившиеся выживать, добровольно отказавшиеся от беззаботности и мечтательности отроческих лет во имя всеобщей победы… Во времена войны их заботило, где раздобыть хлеб и как помочь старшим в окопах. Конечно, о детских капризах и непослушании пришлось забыть раз и навсегда.

Эти изменения в системе человеческих ценностей и мироощущений нашли свое отражение на страницах рассказа «Маленький солдат». Чистая детская душа главного героя Сережи, как губка, впитывает в себя все происходящее вокруг. Война становится составляющей внутреннего мира мальчика, лишая его детства, делая серьёзнее и старше: «он уже начал понимать по-настоящему, для чего нужна война», он уже превратился в солдата. Сережа невольно стал маленьким разведчиком, он сам не заметил, как утратил желание возвратиться к мирной жизни. В своём произведении А. Платонов показал, какая страшная проблема скрывается за отчаянным героизмом маленького солдата. Читатель осознаёт, что война ранит детскую психику: «Сергей не мог уйти из армии… без войны ему не было терпения жить…».

Проблему изменения человека на войне затрагивает и другой писатель – Э. Ремарк. В романе «На западном фронте без перемен» он показал нам, читателям, как некогда амбициозное поколение молодых ребят после нескольких лет на фронте полностью теряет себя, теряет веру в прогресс и духовные ценности. «Потерянному поколению» не о чем говорить с родителями и нечего передать потомкам. Все их довоенные стремления и цели вянут, подобно розам, которые долго никто не поливал. Мечты о спокойной семейной жизни утрачивают былую ценность и растворяются в кровавых туманах передовой.

Восприятие мира на войне меняется независимо от воли. Однако, несмотря на все ужасы тех лет, люди смогли сохранить в своей душе огонек высших духовных ценностей и передать его последующим поколениям. Человек оказался сильнее всеразрушающего военного смерча. Не потому ли мы с вами сегодня живы и имеем возможность читать эти строки? Давайте же не забывать войну!

Подборка аргументов на тему «Война» к сочинению ЕГЭ по русскому языку. Вопросы и проблемы бесстрашия, смелости, сочувствия, трусости, взаимной поддержки, помощи своим, милосердия, правильного выбора при участии в военных операциях. Воздействие войны на дальнейшую жизнь, черты характера и восприятия воином мира. Посильный вклад детей в победу при сражении. Как люди верны своим словам и правильно поступают.


Как воины демонстрировали проявление мужества в военных операциях?

В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» демонстрируется подлинное мужество и стойкость во время военных действий. Основной персонаж повествования Андрей Соколов уходит в армию, временно покинув своих домочадцев. Во имя мира вокруг родных он подвергся ряду проверок со стороны жизни: голодал, защищал родину, попал в плен. Ему удалось бежать из места заточения. Угроза смерти не поколебала его решимости. Даже в опасности он не потерял своих положительных черт. На войне вся его семья погибает, но и это не остановило Андрея. Он показал, на что способен, уже после войны. Малолетний сирота, также лишившийся всех своих родных и близких, стал приёмным сыном Андрея. Соколов – образ не только примерного воина, но и настоящего мужчины, который не бросит товарищей по несчастью в беде.

Война как явление: какова точная характеристика её факта?

Гвоздь программы в романе «Книжный вор» писателя Маркуса Зусака Лизель — девочка-подросток по имени Лизель, лишившаяся заботы родных перед самой войной. Её папа работал бок о бок с коммунистами. Её мать, опасаясь, что фашисты захватят ребёнка, увозит дочь в другое место на дальнейшее воспитание, подальше от начавшихся боёв. Девочка с головой погружается в новую жизнь: обзаводится новыми товарищами, учится чтению и письму, переживает первую стычку с ровесниками. Но война всё же докатывается до неё: кровь, грязь, убийства, взрывы, боль, разочарование и ужас. Отчим Лизель старается привить девочке стремление творить добро и не быть безразличной к страждущим, но ему это даётся ценой обретения дополнительных трудностей. Приёмные родители помогают ей скрыть в подвале одного еврея, за которым она присматривает. Пытаясь помочь пленникам, она раскладывает куски хлеба на дороге перед ними, идущими строем. Ей становится ясно одно: война не щадит никого. Повсюду горят стопки книг, люди гибнут от снарядов и пуль, противники действующего режима садятся за решётку. Лизель не смирится никак с одним: куда делась радость жизни. О происходящем как бы рассказывает сама смерть, сопровождающая любое сражение и обрывающая каждый день сотни, тысячи чужих жизней в каждом сражении.



С может ли человек смириться с внезапно начавшимися военными действиями?

Попав в “котёл” военных действий, человек недоумевает, зачем люди массово убивают друг друга. Пьер Безухов из романа Толстого “Война и мир” не принимает участия в боях, но всемерно, в рамках своих сил решает проблемы соотечественников. До него не доходит действительность, связанная с военными действиями, покуда он не увидит Бородинский бой. Его поражает бескомпромиссность и жестокость, и, даже попав в заточение в ходе боя, Безухов не проникается духом сражений. Чуть не сойдя с ума от увиденного, Безухов встречает Платона Каратаева, и тот до него доносит одну простую истину: главное – не исход боя, а обыкновенные приятные моменты человеческой жизни. Ведь даже древние философы считали, что счастье – в каждом из нас, в прижизненном поиске истинных ответов на наболевшие вопросы, в жизни в социуме. Войны же дадут больше плохого, чем хорошего.

Ключевая персона повести Г. Бакланова «Навеки – девятнадцатилетние» Алексей Третьяков упорно ищет ответ на вопрос, зачем всё-таки войны существуют как явлнение, что они дадут воюющим сторонам. Он считает, что война – пустое расточительство, ведь в бою отдельно взятая жизнь любого из воинов гроша не стоит, а погибают миллионы – во имя интересов власть предержащих, заинтересованных в переделе мира и ресурсов планеты.

Как отражалась война на детях в целом? Как они помогали побеждать неприятеля?

Когда на первый план выходит правое дело – защита Отечества, возраст не помеха. Едва ребёное осознал, что единственно верное решение – встать грудью на пути захватчиков, многие условности отбрасываются. Лев Кассиль и Макс Поляновский повествуют в “Улице младшего сына” о таинственном пацане по имени Володя Дубинин, родившемся в г. Керчь. В краеведческом музее они узнают, кем был этот Володя. Встретившись с его матерью и школьными друзьями, они узнают, что Володя мало чем отличался от своих одногодок, пока не началась война. Его папа служил капитаном боевого судна и внушил сыну, что смелость и стойкость города берёт. Володя пошёл в партизаны, выведал первым об отступлении фашистов, но подорвался на мине при разминировании подступов к камнедробилке. Люди не забыли Дубинина, лёгшего костьми во имя освобождения Отечества от фашистов, который воевал в тылу врага вместе со своими взрослыми боевыми товарищами.

Реакция взрослых на детский вклад в победу над противником

На войне вряд ли дети пригодились – это место схваток между взрослыми. В боях люди теряют родных и друзей, война заставляет их забыть всё, чему их учили в мирной жизни, кроме навыков по выживанию. Какие бы усилия ни предпринимали взрослые, дабы отправить детей подальше от мест сражений, их этот благой порыв срабатывает не всегда. Основная персона повести Катаева “Сын полка” Иван Солнцев лишается на войне всех членов своей семьи, бродит по лесам, стараясь пройти к своим. Он встречает разведчиков, которые отведут его к командиру. Ваню накормили и отправили спать, и капитан Енакиев решил его отвезти в детский приют, но Ваня сбежал оттуда и вернулся обратно. Капитан решает оставить ребёнка в батарее – тот стремится доказать, что дети тоже сгодятся на что-то, несмотря на их небольшой ещё возраст. Отправившись в разведку, Ваня отрисовывает карту окрестностей, попадает к немцам, но в неожиданном переполохе воспользуется тем, что фашисты оставили его в покое, и сбегает. Капитан Енакиев посылает Ваню подальше от поля сражения с важным поручением. Первая артиллерийская бригада убита, и в последнем письме с поля боя командир расстаётся со всеми и просит взять под своё крыло Ваню.

Помилование неприятельских военнопленных, проявление сострадания после боёв

Милосердие к противнику после его захвата демонстрируют лишь сильные духом, для которых пристрелить человека – не раз плюнуть. У Толстого в его “Войне и мире” наглядно показывается проявления российских солдат к французским. Однажды ночью рота русских солдат отогревалась у огня. Внезапно им послышался шорох, и двое французских солдат приблизились к ним. Один из них оказался офицером, его звали Рамбаль. Оба замёрзли, а офицер не мог свободно передвигаться и упал. Русские накормили их, а затем офицера отнесли в дом, где разместился полковник. Офицера сопровождал его подчинённый Морель. Рамбаль отнёсся к русским солдатам, как к товарищам, а солдат запел французский мотив, находясь среди русских солдат.

Даже на войне проявляются человеческие качества, ослабленного соперника лучше не уничтожать, а дать ему возможность сдаться самому.

Попечение о ближних во время военный действий

Произведение Елены Верейской «Три девочки» рассказывает о беззаботных подружках, окунувшихся в войну. Наташа, Катя и Люся проживают в ленинградской коммуналке, учатся и развлекаются сообща. В трудное военное время они сближаются друг с другом ещё теснее. Их школа, где они учились, разрушена, вместо учёбы теперь у них цель — выжить. Взросление не по годам даёт о себе знать: прежде веселая и легкомысленная Люся обретает чувство ответственности, Наташа – пристальнее вглядывается в мелочи и склонна анализировать, а Катя уверена в принятых решениях. И хотя жить с приходом войны стало намного труднее, это заставило их заботиться не только друг о друге, но и о соседях. На войне они стали сплочённее, каждая из них думала и заботилась не столько о себе, сколько о других. По сценарию один местный доктор делился едой с малолетним пацаном, отдавая ему большую часть. В голодное военное время люди делятся друг с другом всем, что успели нажить до начала войны, даже когда над многими нависла угроза голодной смерти, но такие поступки дают надежду на победу над врагом. Поддержка со стороны ближних – это отношения, вследствие которых советский народ одолел фашистов.

Как люди объединяются перед лицом военной опасности?

Значительная часть русских романов и повестей затрагивает вопрос единства людей разных сословий и классов в период военных действий. Так, всё в том же романе Толстого “Война и мир” на первый план выходят человеческие качества, а не классово-капиталистические критерии, чужой беды ведь не бывает, а порой беда носит всеобщий характер. Совершенно разные по мировоззрению и убеждениям люди, живущие, тем не менее, вместе, ввязываются в общее же дело. Ростовы бросают в Москве всё, что нажили, а подводы адресуют раненным в боях соотечественникам. Предприниматель Феропонтов готов раздать русским солдатам весь свой товар, дабы французам, если они победят и обоснуются здесь надолго, не досталось и малой толики. Безухов наряжается в другую форму и готов встретить самого Наполеона в Москве, чтобы лишить того жизни. Тушин с капитаном Тимохиным выполняют боевое задание, невзирая на отсутствие подкрепления. Николай Ростов идёт в самый бой, не боясь никого и ничего. По Толстому, русский солдат не остановится ни перед чем, он готов рискнуть чем угодно, включая и свою жизнь, только бы сразить противника, даже если ему суждено пасть смертью храбрых. Потому та война и названа Отечественной – миллионы людей, сплотившись, стерев друг перед другом все границы и условности, кроме долга Родине, устояли, смели врага.

Зачем нужна память о войне?

Какой бы всесторонне тяжёлой ни показалась война, забыть о ней нельзя. Память о войне – не только дело поколений, заставших её, людей, лишившихся своих близких, но и всеобщее явление. О великих войнах, в которых поднимались все народы в рамках одного государства, дабы победить других, пришедших на их территорию с огнём и оружием, с целью захватить и поработить, помнят даже спустя тысячи лет. Война нашла отражение в тысячах произведений: романах и повестях, поэмах и стихах, песнях и музыке, фильмах – именно это творчество рассказывает последующим поколениям о той войне. Так, “Стихи о себе” Ольги Берггольц, потерявшей мужа в Ленинграде, призывают людей не забывать о тяготах войны, о предках, положивших на кон войны собственную жизнь, дабы их потомки жили счастливо. Фронтовые бои, жизнь горожан в период блокады Ленинграда, стычки с врагом и артобстрелы – данные стихотворения, дневники и рассказы не дадут людям забыть, “как падал ленинградец на жёлтый снег пустынных площадей”. Такое не выкинешь из истории – как бы ни пытались её переписать, тем самым плюнув в память 27 миллионов людей, отдавших жизни за мир и благополучие России.

Что на войне является залогом победы?

Говорят, что один в поле не воин. Война – удел не одного, а многих людей. Только равенство и единство перед всеобщей опасностью поможет народу выстоять. У всё того же Толстого в его «Войне и мире» единение людей так и сквозит отовсюду. Сражаясь за свободную и мирную жизнь, люди забыли о внутренних разногласиях. Смелость и дух как армии в целом, так и отдельно взятого солдата, помогли изгнать врагов с российской земли. Цель и историческое значение боёв под Шенграбеном, Аустерлицем и в Бородино демонстрируют единение народа, сплочённость русских. Победа в любом бою даются ценой жизни солдат, добровольцев, крестьян, партизан, работающих и сражающих на благо Отечества — а не действиями военных чинов, стремящихся получить звёзды на погоны и побольше премий. Командир подразделения капитан Тушин, Тихон Щербатый и Платон Каратаев, предприниматель Ферапонтов, совсем ещё молодой Петя Ростов и многие другие – боролись с врагом не по приказу свыше, а за свои семьи, дома, благополучие страны в целом, за дальнейший мир вокруг себя.

Что хорошего – и зачем – можно уяснить на будущее из любого исхода боя?

В романе Толстого “Война и мир” Андрей Болконский уходил на войну с целью сделать себе имя и занять достойное положение в обществе и среди военных. Бросив всё, что имел, оставив своих родных и близких, он погнался за славой и признанием, но его пыл был недолгим – очутившись в жестокой действительности военных действий, он понял, что вызов, брошенный самому себе, оказался ему не по зубам. Взалкал Болконский. Захотелось ему, чтобы ему самому все поклонялись – реальность опустошительных боёв вскоре продемонстрировала, доказала ему обратное. До него дошло, что любая война, кроме боли, потерь и смертей, ничего не даст, в ней мало хорошего. Но его личный просчёт показал, что любовь и ценность родных и друзей бесконечно дороже, нежели громкие оды его имени и пьедестал славы. Победишь ли, проиграешь ли сражение – главное, победить самого себя и не гнаться за лаврами.

К акие чувства у победителя вызовет выдержка побеждённого?

Повесть В. Кондратьева «Сашка» демонстрирует пример стойкости неприятеля. Русский солдат пленит немецкого. Командир роты так и не смог выпытать у немца никаких сведений о действии врага, и Александр привозит “фрица” в штаб дивизии. По пути солдат с помощью листовки донёс до сведения немца, что тот останется жив и вернётся домой, равно как и другие, сдавшиеся в плен. Но командир роты, у которого погиб родственник на этой войне, отдаёт приказ лишить пленного жизни. Саша не может взять и пристрелить такого же, как и он, солдата, ставит себя на его место и уверяет, что в аналогичных условиях вёл бы себя не лучше пленного, у которого отобрали оружие. Немецкий солдат так и не рассказал о своих ничего, но, сохранив человеческое достоинство, даже не просил пощадить его. Сашка, подвергая себя опасности военного суда, не следует приказу комбата, и тот, видя, насколько Александр верен своей правоте, не настаивает на приказе расстрелять пленного.

Как боевые действия изменяют мировоззрение и характер?

Г. Бакланов и его повесть «Навеки — девятнадцатилетние» повествует об ответственности и памяти людей, объединяющей их. “Через великую катастрофу – великое освобождение духа, – говорил Атраковский. – Никогда ещё от каждого из нас не зависело столько. Потому и победим. И это не забудется. Гаснет звезда, но остаётся поле притяжения. Вот и люди так». Бои – не только беда. Ломая, а зачастую и лишая жизни людей, войны подстёгивают духовное самообразование, переформатируют сознание народа, и каждый выживший в бою обретает подлинные жизненные ценности. Люди закаляются, переоценивают ценности – то, из-за чего вчера они обрекали себя на страдания, сегодня малозначимо, а то, мимо чего проходили, в упор не замечали, сегодня бросается в глаза.

Война – надругательство над человечностью

И. Шмелёв в своём “Солнце мёртвых” не скрывает, чем страшна война. «Запах тленья», «гогот, топот и рык» человеческих существ, стада «свежего человечьего мяса, молодого мяса!» и «сто двадцать тысяч голов! Человеческих!». На войне подчас люди теряют самое дорогое, что у них есть — жизнь. На войне в человеке сквозит звериное, и эти отрицательные качества заставляют каждого там совершить поступки, на которые бы он в мирное время ни за что не согласился. Материальный урон, вне зависимости от его величины и систематики – не главное. Что бы ни случилось – голод, непогода, неурожай из-за засухи, злом являются всё же не эти явления. Зло возникает и умножается по вине человека, не противостоявшего ему, такой человек живёт одним днём и не думает о завтрашнем, здесь «всё – ничего!» «и нет никого, и никаких». Любые положительные моральные качества, духовность и душа в человеке навсегда будут во главе угла, и никакая война не должна будить в человеке зверя, поправшего всё доброе и хорошее и взявшегося за свои чёрные дела.

Как война меняет устои людей?

К. Воробьёв в своей повести “Убиты под Москвой” сообщает: бои – махина, «составившаяся из тысяч и тысяч усилий разных людей, двинулась, движется не чьё-то уже волей, а сама, получив свой ход, и потому неостановима». Пожилой хозяин дома, где солдаты, отступая, бросают раненых, считает, война всё спишет, она ведь здесь “главная”. Жизнь людей крутится вокруг войны, нарушившей как мирный быт и судьбу каждого жителя, так и его осознание самого себя в этом мире. На войне выигрывают самые сильные. «На войне – кто первый не выдержит». Советские солдаты не забывают о смерти, являющейся итогом военных действий для многих, кто пошёл воевать: «Это в первые месяцы на фронте он стыдился себя, думал, он один так. Все так в эти минуты, каждый одолевает их с самим собой наедине: другой жизни ведь не будет». Боец, готовый костьми лечь за Отечество, выполнить любое, поначалу нереальное и невыполнимое боевое задание и явиться эталоном мужества и героизма для тех, кто займёт его место, — то, угодив в плен и, опять же, не забывая о смерти, могущей постучаться в его жизнь в любой момент, он скатывается до уровня животного. Ему всё равно, все условности посылаются прочь, он хочет жить. Война изувечивает людей не только физически, но и до неузнаваемости меняет их морально: так, получив увечье, солдат не предполагает, как он будет жить, когда война закончится, отведут ли ему достойное место дома, в своём окружении, он нередко думает, что лучше бы война не кончалась.

Как ответит человек за проступки военного времени, станут ли они его душевным клеймом на всю оставшуюся жизнь

В. Гроссман и его повествование «Авель (Шестое августа)» — это мысли и выводы о бесполезности войн. Японский город Хиросима, сметённый почти до основания ядерной бомбой, явился показателем ущерба всемирной экологии и примером беды японских горожан, а также внутренней трагедией главного героя. Что двигало Коннором, нажавшим на ядерную кнопку 6 августа 1945 г.? Безусловно, он ответил сполна за такое преступление. Для данного бомбардира этот поступок стал внутренним поединком: здесь каждый на его месте – тварь дрожащая со своими недостатками, думающая лишь о том, как выжить самой. Но не всегда, чтобы сохранить человеческое начало, остаёшься в живых. Человеческие качества не проявятся без связи с происшедшим, без ответа за свои деяния и то, что явилось их итогом. Когда одна и та же личность разделяется надвое между сохранением мира и солдатской выучкой, нацеленной на выполнение вверенного задания, юное сознание претерпевает такой же раскол. Экипаж бомбардировщика – это участники, не все из которых отвечают полностью за содеянное, многие из них рассуждают о возвышенных задачах. Бомбардировка Хиросимы – это ответ “фашизмом на фашизм”. Джо Коннор пытается убежать от самого себя, его обсессивно-компульсивное мытьё рук – это как бы попытка отмахнуться от крови тех людей, которых он убил ядерной бомбой. В конце концов он становится сумасшедшим, осознав, что совершённое им злодеяние ему не по плечу, и что он не сможет нормально с этим жить.

Прошедшего войну – это привычка к насилию. Она формируется и ярко проявляется в ходе боевых действий и длительное время продолжает свое существование после их окончания, накладывая отпечаток на все стороны жизни. В экстремальных ситуациях, когда человек на оказывается перед лицом смерти, он начинает совсем по-другому смотреть на себя и окружающий мир. Все, что наполняло его повседневную жизнь, вдруг становится несущественным, индивиду открывается новый, совсем другой смысл его существования.

У многих на войне формируются такие качества, как суеверие и фатализм. Если суеверие проявляется не у всех индивидов, то фатализм является основной чертой психологии военного человека. Он складывается из двух противоположных ощущений. Первое состоит в уверенности в том, что человек все равно не будет убит. Второе – в том, что рано или поздно пуля найдет его. Оба этих ощущения и формируют солдатский фатализм, который после первого боя закрепляется в его психике как мироощущение. Этот фатализм и связанные с ним суеверия становятся защитой от стресса, которым является каждый бой, притупляют страх и разгружают психику.

Война с ее условиями хронической опасности ежеминутно потерять здоровье или жизнь, с условиями не только безнаказанного, но и поощряемого уничтожения других людей формирует в человеке новые качества, необходимые в военное время. Такие качества не могут сформироваться в мирное время, а в условиях боевых действий выявляются в максимально короткий срок. В бою невозможно скрыть свой страх или показать напускную храбрость. Мужество или совсем покидает бойца, или проявляется во всей своей полноте. Так и высшие проявления человеческого духа в повседневной жизни случаются редко, а во время войны становятся массовым явлением.

В боевой обстановке часто возникают ситуации, предъявляющие человеческой психике слишком высокие требования, что может вызвать резкие патологические изменения в психике индивида. Так вместе с героизмом, боевым братством и взаимовыручкой на войне нередки грабежи, пытки, жестокость к пленным, сексуальное насилие к населению, разбой и мародерство на земле противника. Для оправдания таких поступков часто используется формула «война все спишет» и ответственность за них в сознании индивида перекладывается с него на окружающую действительность.

Сильное влияние на психику человека оказывают особенности фронтового быта: морозы и жара, недосыпание, недоедание, отсутствие нормального жилья и уюта, постоянное переутомление, недостаток санитарно-гигиенических условий. Как и сами боевые действия, чрезвычайно ощутимые жизненные неудобства есть раздражители необычайно большой силы, формирующие особую психологию человека, прошедшего войну.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Значение карты восьмерка жезлов в таро
Хрущёва «О культе личности и его последствиях»: неоднозначная оценка»
Первые советские космонавты