Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Православный храм в бари. Николай чудотворец в городе бари. Мощи Николая Чудотворца.

В 2011 году подворье в Баграде наконец-то открыло свои двери для паломников – спустя почти век после своей постройки

Год постройки: между приблизительно 1913 и приблизительно 1915
Архитектор: А.Щусев и Вс.Субботин
Адрес: Corso Benedetto Croce, 130 70125 Bari, Italia
Координаты: 41.110267,16.872381

Как христианский приход, мы глубоко признательны святому Николаю за нашу настойчивость и наше процветание. Мы обожаем его чудотворчество; мы запираемся на нее, конечно - в этом наше истинное и будущее величие. Истина вещей открыла вам вашу паству как правило веры, икону кротости и учительница воздержания. Поэтому вы достигли высот благодаря смирению, богатству по бедности. Святитель и Иерарх Николай, ходатайствуйте со Христом, Богом нашим, о спасении наших душ!

Святой Николай родился в конце третьего века богатой семьи в городе Патара, в регионе юго-западной Малой Азии, который был известен как Ликия. В начале своей жизни, по завершении своего образования, он был назначен на священство. После смерти родителей святого он отложил свое достояние и со временем отдал его бедным. Это филантропическое расположение было наиболее характерным для святого, достоинства милосердия, сияющего прежде всего в его жизни. Таким образом, казалось, что девочки были обречены на жизнь позора, бесчестья, более чем вероятно рабства или, что еще хуже.

Паломничество к Гробнице Чудотворца

Уже первые русские путешественники на Запад считали святым долгом приложиться к мощам Чудотворца.

В 1459 г. совершилось первое известное нам паломничество в Бари - монаха Варлаама из Ростова Великого. После чудес, свершившихся от иконы, приобретенной в Бари, он основывает монастырь на реке Улейма близ Углича. К 1683 г. относится первая запись в архивах базилики св. Николая: группа зарегистрирована как Moschoviti , «московиты».

Тем не менее, святой Николай тайно предоставил мешок с золотыми монетами в трех отдельных случаях, которые отец использовал для обеспечения хороших браков для трех своих дочерей. В начале четвертого века святой Николай был избран епископом Майры, важным морским портом рядом с его домом. Люди Миры были в восторге от выбора, поскольку на протяжении всей своей жизни, даже когда он был совсем молод, святой был признан за свое благочестие. Вскоре после его интронизации в качестве епископа император Диоклетиан приказал подавить христианство во всей Империи.

Стольник П.А. Толстой, посетивший в 1698 г. Бар, как он называл город, первым подробно описал католическую базилику, «в которой лежат мощи великого архиерея Христова Николы». В том же году в Бари побывал граф Б.П. Шереметев; есть свидетельства и о паломничестве царевича Алексея Петровича в 1717 г. - перед возвращением в Петербург на суд отца (каноники базилики даже повесили мемориальную доску в память о визите царевича). Подробно описал в 1724 г. базилику и гробницу Чудотворца неутомимый «пешеходец» и профессиональный паломник В.Г. Григорович-Барский, автор ходившего в списках «Путешествия по святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся» - его текст позднее послужил основой для многочисленных путеводителей.

Бари: храм Николая Чудотворца

Так началось то, что иногда называют Великим Преследованием, в котором огромное количество христиан было свидетелем Христа. Теперь стоит отметить, что это преследование было особенно суровым в восточной части Империи, где правил подчиненный Диоклетиан Галериус. Поскольку христианское духовенство, особенно епископы, было главной целью, святой Николай был захвачен властями и заперт в римской тюрьме. Несомненно, он страдал от огромных лишений, так как было хорошо известно, что Галериус особенно любил видеть оскорбленного и униженного христианского духовенства.

Состав поклонников гробницы св. Николая был самым разнообразным. Отзвук в Италии получило паломничество двух русских крестьянок, которые в 1844 г., не зная европейских языков, добрались, по обету, на своей повозке из Перми в Бари. На обратном пути, в Петербурге, они были обласканы царем.

В 1852 г. в Бари побывал великий князь Константин Николаевич, подаривший бриллиантовый перстень местному архиепископу, а 10 ноября 1892 г. мощам своего небесного покровителя поклонился наследник престола Николай Александрович, по вкладу которого был выложен новый настил в крипте базилики.

Однако по воле Бога сохранилась жизнь святого. Далее мы узнаем о Святителе Николае после присоединения Св. Николас известен по наименованию «Чудотворец». Святые Бога, благодаря своей единственной и непоколебимой преданности Христу и православному образу жизни, становятся истинными Друзьями Бога. Силой Самого Бога такие мужчины и женщины заступаются с Богом, чтобы помочь тем, кто обращается к ним. Это верно во время их жизни здесь, на земле, и даже после их покоя. Их помогали во всевозможные страдания и бедствия по их ходатайству.

Мироточивые мощи Св. Николая

Святой Николай помогал тем, кто находился в трудных условиях во время его жизни в Майре, и никогда не прекращал этого, хотя семнадцатьсот лет прошло с момента его жизни. Давайте рассмотрим несколько примеров: когда во время его правления в качестве епископа Майры, его город страдал от сильного голода, корабль, нагруженный зерном, пал рядом. Хотя капитан собирался обойти Майру, святой Николай чудесным образом предстал перед ним, рассказывая ему о страданиях своего паства от голода и прося его отплыть в гавань Майры.

Многие пилигримы XIX - начала XX в. оставили свои впечатления о Бари. Радуясь достигнутой цели, они при этом не жалели красок на описание трудностей своих путешествий. Странников также печалило отсутствие православных богослужений в Бари. Один паломник из Одессы сообщал, что видел в Бари одну русскую богомолку, которая «чуть не плакала, что некому было отслужить акафист». Часто высказывалась мысль о необходимости строительства в Бари как странноприимного дома, так и русской православной церкви.

Капитан повиновался Иерарху, и город был спасен. В другом случае трое солдат были несправедливо обвинены в заговоре против императорского правительства, преступлении, за которое они были приговорены к смертной казни. Но святой Николай появился во сне Императору, который затем приказал исследовать дело. Обнаружив, что солдаты были невиновными, у Императора были сняты обвинения, и солдаты вернулись на прежний уровень. Солдаты, благодарные за заступничество святого и более внимательные к силе Божьей, стали монахами.

Есть много историй о спасении кораблей святого Николая, терпящих бедствие, и успокаивании сильных ветров в море. В одной из этих историй говорится, что когда на каком-то судне находились под угрозой штормовых сил, святой Николай появился у руля и благополучно отправил корабль в гавань. В другой раз, когда пассажир упал за борт в море и воскликнул «Святитель Николай, помоги мне!», Человек мгновенно обнаружил, что сидит дома, его семья собралась вокруг него и была поражена его внезапным появлением из воздуха.

Почитание св. Николая выражалось в паломничестве не только в Бари, но и туда, где находилась его кафедра, совершались чудеса и имели место его кончина и погребение - в Миры Ликийские. Начало этому положил паломник-писатель А.Н. Муравьев, побывавший в Малой Азии в 1850 г. и обнаруживший полное запустение памятного места. Муравьев начал широкую компанию в России «для восстановления падшей обители». Однако это проект оказался тупиковым: сооружению подворья в Мирах всячески противодействовали турки.

Святой Николай почил в этом году. В одиннадцатом веке, когда турки были обгоняющими Малую Азию, Святые мощи святого были взяты из Майры в Бари, морской порт на юге Италии, рядом с «пятой» итальянского «ботинка». Некоторые считают, что реликвии были в то время как другие пишут, что греческий православный из Миры сотрудничал в передаче Реликвий, чтобы спасти их от осквернения от рук турок. Вероятно, невозможно точно знать, что было на самом деле после прохождения тысячи лет. В настоящее время святой погребён в склепе под огромной базиликой ди Сан-Никола, римско-католической церкви, построенной сразу после перевода реликвий.

В 1888 г. капитал, названный «мирликийским», был передан Императорскому Православному Палестинскому обществу (ИППО), взявшему опеку над русским паломничеством в зарубежные страны. После трагической гибели в 1904 г. председателя ИППО великого князя Сергея Александровича наблюдение за строительством Свято-Николаевского подворья взяла на себя его преемница, она же его вдова, св. великая княгиня Елисавета Феодоровна.

Нет святого, которого так уважают, как святой Николай. Тысячи церквей названы в его честь, а также во многих городах. Конечно, его почитание широко распространено среди православных. Прежде всего, он очень почитается в России и Греции. В России он является Защитником культур. В Греции он является покровителем греческого флота. Но его память отмечается также в Сербии, Румынии, Болгарии, Италии, Ирландии, Португалии, Германии, Нидерландах, Бельгии, Албании, Словакии и других местах. В нескольких городах Соединенных Штатов в его Праздничный день проводятся специальные торжества.

Окончательный поворот в сторону Италии произошел в 1910 г., когда посол при Оттоманской Порте Н.В. Чарыков сообщил в ИППО о «безнадежности в мирликийском вопросе» и предложил преобразовать его в «барградский». По мысли Чарыкова, русская церковь в Италии «громко свидетельствовала бы о высоком благочестии Русской Православной Церкви перед лицом католического мира». Идею посла горячо одобрила св. Елисавета Феодоровна, и собранный к тому времени «мирликийский» капитал (246 562 руб.) переименовали в «барградский».

И поэтому мы видим, что в православных и неправославных странах он очень уважаем. Он является Покровителем сотен городов по всему миру, включая Нью-Йорк. Он покровитель моряков и рыбаков. Он покровитель и защитник детей. Он - Покровитель заключенных и несправедливо осужденных. Он покровитель пекарей, мясников и пивоваров; Покровитель ломбардов, поэтов и нищих; Покровитель свечей, хористов и клерков. Фактически он является Покровителем более профессий, профессий и категорий людей, чем любой другой святой.

Пусть он продолжит благословлять нас, направлять нас и защищать нас на протяжении всей нашей жизни. Это далеко от Ликии до восточного побережья Италии. Николая в Мире было популярным местом паломничества. Поскольку Майра была морским портом, моряки слышали истории святыни святого и вели их во многие отдаленные места. Если городу посчастливилось разместить такой значительный религиозный объект, он пользовался значительной коммерческой выгодой, потому что паломников нужно было размещать, кормить и иным образом предоставлять.

Строительство Подворья

12 мая (ст. ст.) 1911 г. в рамках ИППО был учрежден Барградский комитет под высочайшим покровительством св. императора Николая II, внесшего личных 10 тыс. рублей. Комитет, возглавляемый знатоком древнерусского искусства князем А.А. Ширинским-Шихматовым, разместился в Петербурге. Задачей комитета стало сооружение итальянского подворья со странноприимницей для русских паломников и церковью, достойно выражающей православное искусство.

После того, как Майра попала под контроль сельджуков, которые не были сочувствующими христианской вере, итальянские торговцы в Венеции и Бари увидели возможность принести такое преимущество своим городам. Их мотивы были оппортунистическими, но также и духовными, поскольку существовал настоящий страх, что паломничество может стать трудным и опасным, или что храм может быть даже осквернен.

История перенесения Мощей Св. Николая

Когда они посетили могилу Николая, монахи показали им, где была извлечена манна. Затем матросы спросили, где лежит святое тело. Монахи, возможно, наивно показали их. Но монахи стали подозрительными и расспрашивали посетителей о своих намерениях: Неужели вы не собираетесь брать останки святого в свой регион? Если это так, мы не допустим этого. Однако, в конце концов, барианы победили и разбили гробницу железным баром. Матросы подтолкнули кости к кораблю, ускользая от приближающихся горожан.

Средства для подворья собирала вся Россия: помимо всех доходов Николо-Александровского храма на Песках (решением Синода от 29 ноября 1911 г. и ему было присвоено наименование «Барградский»), по высочайшему повелению дважды в год, на Николу вешнего и Николу зимнего, во всех российских церквях устраивался тарелочный сбор на строительство в Барграде.

Мужчины Бари отплыли в длинном рейсе на юго-восточном побережье Италии. Перед тем, как добраться туда, они остановились в близлежащем порту, чтобы сделать красивую коробку для хранения святых реликвий. Возвращающиеся люди торжественно поклялись построить великолепную церковь в честь святого.

Николас под алтарем склепа, освящающий святыню, ставший одним из величайших паломнических центров средневековой Европы. Это особенно прекрасный пример романской архитектуры и служил прототипом для многих других церквей и соборов. Как многие верные паломники отправились в Бари в честь Святого Николая, он стал известен как святой в Бари. Особенно привлекали паломников, потому что гробница продолжала источать манну святого, как это было в Майре. Преданные Николая просили о защите и здоровье в уме и теле с помощью манны.

Комитет, наученный горьким опытом в Турции, в Италии вел себя осторожно: посланник ИППО, протоиерей Иоанн Восторгов (расстрелян в Москве в 1918 г.; причислен Русской Православной Церковью к лику святых новомучеников) приехал в Апулию в обстановке почти секретной - опасались противодействия как местной администрации, так и католического духовенства. 20 января 1911 г. о. Иоанн послал в комитет телеграмму об успешной покупке земли. По возвращении в Россию он, отчитываясь в ИППО о своей поездке, закончил речь словами: «Да вознесется на дальнем иноверном Западе православный храм с сияющими крестами и куполами!»

Он разбавляли и выпускали в бутылках, украшенных изображениями святого. На протяжении веков в Апулии развивалось уникальное искусство рисования этих стеклянных бутылок. Каждый год перевод реликвий Николая в Бари отмечается с большим праздником, кульминацией которого является извлечение манны ректором Базилики.

Подворье Русской Православной Церкви с храмом св. Николая в Бари

Экуменическое видение доминиканских братьев видит святителя Николая как святого, служащего, чтобы объединить христиан многих различных выражений с Востока и Запада, чтобы поклоняться Богу в единстве, исповедуя одного Бога: Отца, Сына и Святого Духа. Так много детей в Германии и других странах представляют святителя Николая. Однако его внешность не имеет ничего общего с исторической фигурой Николая. Бородатый мужчина с красной мантией возвращается к форме голландских Синтерклаас. Во многих странах Святой Николай стал Дедом Морозом, с которым его часто смешивают сегодня.

Весной того же года в Бари прибыл деятельный член комитета князь Н.Д. Жевахов и видный архитектор В.А. Покровский, произведший экспертизу участка и одобривший место предполагаемого строительства (12 тыс. кв. м на виа Карбонара, совр. корсо Бенедетто Кроче, № 130).

Заказ на проект в итоге получил молодой тогда зодчий А.В. Щусев по протекции св. Елисаветы Феодоровны, для которой зодчий строил в 1908–1912 гг. Марфо-Мариинскую обитель под Москвой. В личном архиве Щусева сохранилось большое количество эскизов, вариантов разработок интерьеров, рабочих чертежей подворья, датированных 1912–1914 гг.

Святой Николай приехал из Турции

Настоящий Святой Николай жил в 340 христианских временах как епископ в городе Майра, в сегодняшней Турции. Он считался благотворительным и благотворительным, поскольку он должен был отдать все свое имущество и все пожертвования, которые он просил дать своим оружием и детям. В декабре он жил во многих легендах. Однако культ святого Николая не развивался примерно через 200 лет. Когда император Юстиниан освятил церковь в Константинополь в середине века к историческому Николаусу, обычай распространился в Греции, затем во многих славянских странах.

В тот же период комитет выделил 28 тыс. рублей на строительство новой «Барградской» церкви в Петербурге, задуманной в качестве российского центра барградского проекта. Храм был заложен 8 сентября 1913 г. по чертежам С.С. Кричинского и освящен 15 декабря 1915 г. (снесен в 1932 г.).

«Барградские» храмы в Италии и России строились одновременно. Они похожи друг на друга: квадратные в плане, с двухскатными кровлями, одноглавые, с куполами в форме ратного шелома, со звонницами над западными стенами. «Идеологом» построек, предложившим «стиль» в духе псковско-новгородской архитектуры, был князь Ширинский-Шихматов; он же собрал древние иконы для иконостасов обеих церквей (в Бари они не были отправлены из-за начавшейся войны). Председатель комитета лелеял идею создания в Бари, в помещениях подворья, первого в истории зарубежного музея русской старины. Предполагалось экспонировать древние иконы, редкие издания, фотографии всех Никольских церквей в России, а также поручить К.С. Петрову-Водкину роспись интерьеров.

В октябре 1911 г. ИППО испросило у итальянского правительства официальное разрешение на приобретение в Бари земельного участка, уже купленного на имя частного лица. Разрешение было получено Королевским декретом от 4 января 1912 г. Законченный Щусевым общий проект подворья был одобрен лично св. царем Николаем II 30 мая 1912 г. со сметой в 414 068 рублей. Помимо двухэтажного храма вместимостью 200 человек, в составе подворья был спроектирован странноприимный дом с тремя комнатами первого разряда, четырнадцатью - второго, трапезной, умывальней, палатой для больных паломников, прачечной, баней.

В марте 1913 г. в Бари была командирована от ИППО наблюдательно-строительная комиссия, в которую вошли: настоятель будущей церкви о. Николай Федотов, производитель работ архитектор Вс.А. Субботин, псаломщик К.Н. Фаминский и смотритель работ И.Д. Никольский. Комиссию возглавил второй священник римской посольской церкви о. Христофор Флеров, постоянно живший в Италии. В начале 1913 г. в соответствии с принятыми правилами св. Синод утвердил «штат церковнослужителей при состоящей в итальянском городе Бари русской церкви».

Светские власти Барграда приветствовали русскую инициативу: 22 мая (день перенесения мощей) 1913 г., когда состоялась торжественная закладка подворья, на строительный участок, украшенный государственными флагами России и Италии, прибыли городской глава Бари и президент провинции Апулии (католическое духовенство в церемонии закладки участия не приняло, как прежде во Флоренции). В фундамент церкви были заложены грамоты на русском и итальянском языках и серебряные рубли; на церемонии читались речи. Пришли телеграммы от царя («искренне благодарю, желаю успешного окончания постройки храма»), от Елисаветы Феодоровны («соединяюсь в молитвах с вами в этот торжественный день основания нашего храма и дома для паломников»), от Щусева («поздравляю с закладкой, желаю успеха святому делу»).

Земляные и каменные работы вел местный инженер Н. Рикко под надзором Субботина, плотницкие - Д. Камышев. На участке был быстро построен временный дом со звонницей и с верхним помещением для временной церкви, которую освятили уже 24 декабря 1913 г. На церемонии освящения о. Николай Федотов провозгласил начало возрождения православия в Апулии. К марту 1914 г. подворье было подведено под крышу. Весной о. Николай был отозван в Россию, на его место прибыл о. Василий Кулаков.

В июне-июле 1914 г. Бари посетил великий князь Олег Константинович (через год погиб на войне), который, вникнув в дело, предложил по возвращению в Россию Палестинскому обществу внести некоторые поправки в утвержденный проект.

Летом 1914 г. подворье открыло временный приют для паломников на 20–30 человек. Однако своему назначению оно служило считанные дни. В августе того же года странноприимница превратилась в беженский пункт: русские путешественники по Италии не смогли вернуться домой обычным путем через Германию и ждали отправки в Россию морем (скопилось около 200 человек).

Несмотря на войну, строительные работы успешно продолжались и к январю 1915 г. были вчерне завершены. Барградский комитет в Петербурге собрал утварь и иконы, которые должны были быть доставлены туда по окончанию войны. Вскоре была освящена нижняя церковь святителя Спиридона Тримифунтского, особенно чтимого среди православных греков Бари. Когда 24 мая (сразу после Николы вешнего, что в России было воспринято провиденциально) Италия объявила себя союзницей русских «против жестоких и коварных угнетателей народов - немцев и швабов», Барградский комитет передал подворье в пользование итальянскому Красному Кресту.

Председатель Комитета кн. А.А. Ширинский-Шихматов приготовил для храма старинные иконы и стилизованное убранство, но начавшаяся революция помешала доставить их из России. Не смог выехать в Бари и художник К.С. Петров-Водкин, который должен был расписать новый храм.

Революция и Гражданская война в России поставили подворье в тяжелые условия. Закончился его «дореволюционный» период истории и начался эмигрантский. Местной общины у Барийской церкви, в отличие от русских церквей в Риме, Флоренции и Сан-Ремо, никогда не существовало, а поток пилигримов, естественно, прервался. После разных перипетий вся гигантская русская постройка попала в собственность барийского муниципалитета.

Однако в 2008 г. православный мир облетела радостная весть: решением итальянского правительства храм и подворье вернули России…

Описание подворья

Барградское русское подворье является уникальным для Западной Европы памятником. В XIX–XX вв. за пределами России было создано немало произведений национального зодчества, однако подавляющее их большинство выдержано в московско-ярославском стиле, а не в редком псковско-новгородском, как в Бари, где, кроме непосредственно церковного здания, появился и колоссальный комплекс странноприимницы, напоминающий древнерусский терем.

Все архитектурные работы в Бари шли под авторским надзором А.В. Щусева, начавшего свою карьеру в области церковного строительства (по его же эскизам в Сан-Ремо был возведен еще один русский храм). Комитет поставил задачу создать большой комплекс «в образцах новгородско-псковских сооружений начала XV века». Молодой зодчий с увлечением отдался делу и сделал массу чертежей и рисунков - не только для общей композиции ансамбля, но для малейших деталей интерьера. К сожалению, война и революция оборвали работы и памятник сейчас предстоит перед нами без задуманной богатой внутренней отделки.

Церковное здание было построено двухэтажным, с нижней обогреваемой? «зимней», церковью (изначально в этой крипте предполагалось устроить ризницу) и верхней «летней».

В нижнем храме во имя святителя Спиридона Тримифунтского, освященном в 1921 г., выделяется большой храмовый образ. Среди достопримечательностей крипты обращает на себя внимание большая модель подворья, дающая хорошее представление о грандиозности комплекса. К святыням относится чтимая икона святителя Николая с частицей его мощей.

Главный храм остался (за исключением апсиды) нерасписанным. Подготовке этого храма к освящению много сил отдал Д.С. Дерганин, бывший в 1950-х гг. старостой прихода.

Иконостас был водружен к освящению в 1955 г. Его иконы были безвозмездно созданы в 1950-х гг. парижскими художниками А.А. Бенуа и его женой М.А. Бенуа, урожденной Новинской. Композиция одноярусного иконостаса следует канонической схеме: в местном ряду, справа от Царских врат, водружен образ Спасителя, слева от него - храмовый образ свт. Николая, с подписью «Живые - мертвым, в столетний юбилей Тверского и Елизаветградского училищ, от офицеров 1-го Уланского Петербургского полка». Справа от Царских врат - икона Божией Матери с Младенцем. Над Царскими вратами, украшенными иконами Благовещения и четырех Евангелистов, - «Тайная Вечеря». На боковых вратах образа Архангелов - Михаила на правой и Гавриила. Кроме этих образов в иконостасе установлены следующие иконы (слева направо): «Свв. царица Александра и Пантелеимон», «Свв. Димитрий Солунский и Георгий Победоносец», «Свв. Сергий Радонежский, Александр Невский и Серафим Саровский», «Св. Спиридон Тримифунтский», «Свв. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст», «Свв. апостолы Петр и Павел», «Свв. Владимир и Ольга». Над оконечностями иконостаса, на стене, водружены большие образы св. Серафима Саровского (справа) и св. Сергия Радонежского.

В высокой конхе апсиды теми же художниками Бенуа написан образ Знамения Божией Матери, ниже - Спас на Престоле.

Над северным входом в храм находится икона свв. бессребреников Космы и Дамиана, широко почитаемых в Апулии.

На фоне белого свода выделяется огромное паникадило, изготовленное в 1998 г. в Сербии на средства паломников из России, собранные иеромонахом Исайей.

Подворье располагается на большом участке общей площадью 7200 кв. м, являющемся собственностью муниципалитета. С запада участок ограничен корсо Бенедетто Кроче, с севера - виа Де Руджеро, с востока - жилыми домами, с юга - городским сквером. В 1982 г. вся эта зона вместе с постройками была поставлена на учет Комитета по охране памятников.

В 1937 г. территория подворья была разделена высокой стеной на две неравные части: одна, площадью 2900 кв. м, была предоставлена в пользование православной общине; другая, с садом, площадью 4300 кв. м - городским учреждениям, занявшим странноприимницу.

В 1967 г. на стене храма, обращенной к корсо Бенедетто Кроче, была выложена мозаичная икона свт. Николая в память местного художника Николо Колонна. Святитель на ней изображен держащим Евангелие, с надписью: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга».

В 1971 г. в «церковной» части, в саду, была возведена и освящена маленькая Никольская часовня с небольшой маковичной главкой и «русским» крестом. Она посвящена памяти Николая II.

К святыням храма относятся:

  • чтимый храмовый образ св. Николая Чудотворца
  • ковчег с частицами мощей Киево-Печерских отцов
  • икона св. Серафима Саровского с частицей его мощей
  • икона св. праведного Феодора Ушакова с частицей его мощей (дарение моряков Российского флота).

М.Г. Талалай

Библиография

  • Боровиковский М. Поездка в город Бари, где почиют мощи Святого Николая Чудотворца (впечатления и заметки русского туриста). Одесса, 1893.
  • Восторгов Иоанн, прот. Барградская святыня. М., .
  • [Григорович-Барский В .] Странствования Василья Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1743 г. СПб., 1886. Ч. 1.
  • Дмитриевский А.А. Православное русское паломничество на Запад (в Барград и Рим) и его насущные нужды. Киев, 1897.
  • Жевахов Н.Д. Бари. Путевые заметки. СПб., 1910.
  • [Иаков, арх .] Путешествие архимандрита Иакова, настоятеля Кирилло-Новозерского монастыря в Барград на поклонение святым мощам Святителя Христова и Чудотворца Николая. СПб., 1889.
  • Костомаров Н.И. Царевич Алексей Петрович // Собрание сочинений. СПб., 1904. Кн. 5, XIV. С. 670.
  • Краткое описание Бар-градского Николо-Александровского храма в Петрограде. Пг., 1916.
  • Кусмарцев П.И . В землю завета вечного. Саратов, 1904.
  • Путешествие иркутянина в Барград для поклонения мощам Святителя Николая. СПб., 1861;
  • Мордвинов В.В., Лисовой, Муравьев А.Н. Мирликийская церковь и гробница святителя Николая Чудотворца. М., 1850.
  • Радонежский А.А. Град Барский и его святыня. СПб., 1895.
  • Святая Русь и Италия у мироточивой гробницы Святителя Николая Мирликийского в Барграде / Сост. А. Дмитриевский, В. Юшманов. Пг., 1915.
  • Стасов В.В. Русские путешественницы из Сибири в Неаполь на тележке // Исторический вестник. Июнь. 1890.
  • [Толстой П.А .] Путешествие стольника П.А. Толстого по Европе. 1697–1699. М., 1992.
  • Фоменко К.И. Беседа в день Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Киев, 1901. [Шереметев Б.П .] Журнал путешествия на остров Мальту боярина Б. П. Шереметева в 1697–1699 годах // Воспоминания о Бар-граде. СПб., 1874.
  • Cioffari G. Viaggiatori russi in Puglia dal’600 al primo’900. Bari, 1990.

Итальянский город Бари издавна являлся одной из основных целей русских паломников, там в Храме находятся мощи святителя Николая.

С XI века и до настоящего времени, мощи Николая Чудотворца хранятся в базилике Святого Николая в городе Бари (Италия). Так же, в Бари, находится православная Церковь Николая Чудотворца. Некоторая часть мощей до сих пор хранится в Турции в храме святого Николая, так как все мощи похитить не успели.

Моряки из Бари забрали только половину мощей святителя, оставив мелкие фрагменты в могиле. Они были собраны венецианскими моряками во время первого крестового похода и доставлены в Венецию, где была построена церковь святого Николая — покровителя моряков. Подлинность мощей была подтверждена в двух научных исследованиях в Бари и Венеции, которые доказали, что мощи в двух городах имеют общее происхождение.

Храм Святого Николая (Николая Угодника)

Церковь* в Бари основана Императорским Православным Палестинским Обществом в начале XX века для нужд русских паломников, стекавшихся к мощам одного из самых почитаемых на Руси святых — Николая Чудотворца.

14 марта 2007 года в ходе визита российского президента в Бари были проведены переговоры о передаче русского храма Русской православной церкви. 23 января 2012 года состоялась официальная окончательная передача России здания подворья. В настоящее время русская церковь в Бари отреставрирована, православные паломники могут молиться в ней и служить литургию на мощах Св. Николая еженедельно по четвергам.

Базилика Святого Николая

Мощи Святого Николая Чудотворца покоятся в базилике Святого Николая. Базилика Святого Николая (итал. Basilica di San Nicola) — построена для хранения мощей святителя Николая Мирликийского, перенесённых в 1087 году из города Миры.

Рядом с базиликой святителя Николая расположена церковь св.Григория (X-XI веков).

В крипте на мощах святителя Николая служатся: католические мессы каждый день с 10.00 православный молебен с акафистом святителю Николаю по понедельникам, вторникам, средам, пятницам и субботам в 11.00 и в четверг в 16.00 православная Божественная литургия каждый четверг (кроме дней Великого Поста) в 10.30.


Более 9 столетий в базилике находятся мощи Святителя Николая чудотворца, о котором Православная Церковь говорит в молитвах и поэтических произведениях: «Тя бо третьим по Господе и Божией Матери поминаем». Св. Николая почитают православные и католики, мусульмане и язычники. В России это покровитель торгующих и путешествующих, защитник целомудрия и благочестия, бедных, помощник в судах.


В 5 веке император Феодосий Младший построил в Мирах Ликийских храм, где мощи находились до 1087 г., когда Св. Николай явился во сне клирику и повелел, чтобы его мощи были перенесены в Бари, что и было произведено. В 1089 г. была построена базилика - усыпальница Св. Николая, одно из блестящих достижений романского стиля в архитектуре. Среди покровителей храма были многие августейшие особы и меценаты. Здесь побывал Цесаревич Николай, будущий царь Николай II. На его средства реставрировался пол крипты, место хранения мощей (наиболее древняя часть храма). В книге почетных гостей им оставлена запись: «Николай. 12 ноября 1892 года». В храме есть икона, пожертвованная Николаем II.

Гробница имеет древнюю строго-аскетичную форму; в стене ее имеется специально сделанный проем, через который служители входят внутрь для сбора истекающего от мощей мира. Помощь, чудеса, исцеления от мощей и целебного мира не являются достоянием прошлого, они - реальность сегодняшнего дня и чтобы ее увидеть, нужна лишь Ваша вера и трезвый, незамутненный скептицизмом современной цивилизации взгляд на вещи.

Ежегодно в Бари к Святителю Николаю Чудотворцу приезжают тысячи паломников из России. Святые мощи с 1087г. почивают под спудом в крипте Базилики Св. Николая в Бари, хранителями которой являются монахи доминиканского ордена Римско-католической Церкви. Православные паломники из России имеют счастливую возможность служить литургии и молебны непосредственно на многоцелебных мощах Святителя. Многие русские богомольцы, обремененные тяжелыми недугами и житейскими невзгодами, получают чудесную помощь прямо у Гробницы Святителя по молитвам Великого Угодника Божия.


Образ Николая Угодника является обязательной принадлежностью каждого русского храма и каждого православного дома. Православная Церковь прославляет Св. Николая два раза в год: в день преставления его (6/19 декабря) и в день перенесения мироточивых мощей его в город Бари из Мир Ликийских (9/22 мая).


В ночь на девятое мая (в Бари этот день отмечается с особенным торжеством) из базилики выносят изображение Чудотворца, сопровождаемое множеством пилигримов, каждый из которых старается коснуться изображения или хотя бы носилок, на которые оно поставлено. Далее его несут в порт, отплывают несколько километров на барке с яркой иллюминацией, к вечеру изображение возвращается в город. Его несут по главным улицам города и ставят в особо приготовленное место, а вечером десятого мая изображение вносят в базилику Св. Николая.

*Внимание: расстояние между Храмом (церковью) и Базиликой составляет около полутора километров.

Недорого остановиться в гостинице возле храма Николаю Угоднику в Бари можно в Hotel Adria 3* - отель находится в центре, приблизительно посредине между Базиликой и Храмом, и идеально подходит для краткосрочного пребывания паломников на 1-3 дня.


Удачное рассположение отеля - близость к ж/д вокзалу (дополнительное удобство при переезде из Рима).

При выходе из вокзала надо повернуть на Восток и пройти приблизительно 200 метров от вокзала. Hotel Adria находится в 70 метрах от Корсо Кавур (вертикальна на фото) - одной из главных торговых улиц Бари. В невысокий сезон при наличии мест заселяют обычно сразу (не ждут чек ин 12:00).

Удобное месторасположение. Дружелюбный персонал. Номера просторные, ванная комната душевая кабина. В номере электрический чайник, 2 кружки, растворимые чайные пакетики чай, каркаде, кофе. Сейф платный,10 евро/сутки.

Гости также могут отдохнуть на шезлонгах на террасе верхнего этажа.

Для паломников приехавших посетить Базилику Святого Николая.
Отель Hotel Adria 3* расположен приблизительно в 1 километре от базилики, и в 700 метрах от Храма святого Николая, в зоне исторического центра Бари.

Перейдя по ссылке, вы сможете подобрать и забронировать различные варианты размещения отелях Бари >>


Как в Бари добраться до базилики святителя Николая:

В морской порт города Бари приходят паромы из Греции и Черногории. От порта до базилики вы сможете дойти пешком.
-от железнодорожной станции Бари: via Sparano - Cattedrale - via Carmine - Arco san Nicola - Piazza San Nicola
-с автострады S.S. 96, S.S. 98, S.S.16 (Foggia-Bari) Tangenziale - Uscita Fiera -Porto-Lungomare A.De Tullio - Arco san Nicola - Largo Urbano II - Piazza san Nicola.
-с автострады S.S.16 (Lecce - Bari) съезд l"uscita Lungomare - Lungomare Imperatore Traiano - Arco san Nicola - Largo Urbano II - Piazza san Nicola.
-с автострады A14 uscita Bari Nord - tangenziale (направление на Foggia) - uscita Fiera - Porto - Lungomare A.De Tullio - Arco san Nicola - Largo Urbano II - Piazza san Nicola. uscita Bari Sud - tangenziale (направление на Foggia) - uscita Fiera - Porto - Lungomare A.De Tullio - Arco san Nicola - Largo Urbano II - Piazza san Nicola.
-с автострады S.S. 100 Tarato-Bari via G.Amendola - via Magna Grecia - via Peucetia - via Apulia
- по набережной в направлении Porto - Arco san Nicola - Largo Urbano II - Piazza san Nicola

Как добраться в Бари до Церкови Николая Чудотворца (храм-подворье):

Адрес:Бари, виа Бенедетто Кроче

Координаты: 41.110267,16.872381

Включайся в дискуссию
Читайте также
Кулинарные рецепты и фоторецепты
Салат с соевым соусом мясом огурцом и помидором
Гречневая каша с вешенками