Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Существование болотной шишиги. Шишига в славянской и христианской мифологии — нечистая сила или дух-помощник Шишига мифология

Шишигой в славянской мифологии и былинах чаще всего называют существо женского пола.

Кто такая шишига

Как правило небольших размеров сгорбленная старуха с длинными всклоченными волосами, которая обожает жить в местах, куда не заходят люди. Такими местами стали небольшин речки и озера, где она может прятаться в высоких камышах. Любит шуметь по ночам, днем отсыпается.

Образ жизни шишиги и взаимодействие с людьми

Шишига всегда была исключительно отрицательным персонажем славянской мифологии и всегда приносила людям только плохое. Ее уродливая внешность нисколько не компенсируется еще более ужасным характером. Шишига ночью устраивает большой шум, мешая всей округе спать. А если же кто-то осмелится подойти к ее владениям ночью, она без раздумий нападает и утаскивает на дно водоема.

Силы шишиге не занимать, ведь, как и все представители нечистой силы, она обладает рядом сверхъестественных способностей, включая нечеловеческую физическую силу. В мифологии также говориться, что шишига способна выходить в лес, поле и даже поселиться в человеческом доме. Однако в таком случае, беды от нее ждать не нужно - она лишь будет мелко проказничать, а вреда никому из людей не принесет.

Существо может поглумиться над человеком, который, не помолившись с утра, начал вести дела. И все же, если духа постоянно сердить, то он начинает вредить человеку. Сначала шишига просто прячет мелкие предметы в те места, где человеку их чрезвычайно трудно найти. Дабы подобного не случалось, существует специальный ритуал, цель которого - задобрить шишигу. Он чрезвычайно прост: следует всего лишь оставить стакан молока и немного хлеба. После подобного обеда шишига в большинстве случаев перестает вредить по хозяйству.

Шишига - символ несчастья

Мифы гласят, что человек, который увидел шишигу может в скором времени уйти из жизни раньше своего срока. Если рядом проходит пьяный человек и видит на болоте шишигу, то она чаще всего попытается его затащить под воду и утопить. Это говорит о том, что шишигами в древности пугали пьяниц, чтобы те меньше пили, ибо в конечном счете, их ждет гибель от рук шишиги.

На «охоту» существо отправляется в ночное время - днем шишига любит хорошенько выспаться. Ночью же ходит она практически или полностью голой, всегда с распущенными волосами. Шишигой пугали и детей, чтобы те не купались в ночное время, а уж тем более без разрешения. Родители говорили, что шишига может без проблем утянуть непослушных детей под воду и сделать их своими пленниками на всю жизнь, что куда более страшно, нежели умереть.

ГАЗ 66 или в просторечье шишига - это российский грузовой автомобиль, выпущенный в советское время и имеющий колесную формулу 4х4, грузоподъемность 2,0 т и кабину, расположенную над двигателем. С 1960 по 1990 г. этот двухосный полноприводный грузовик был самым распространенным автотранспортом в народном хозяйстве и армии СССР и России. Конструктором автомашины был А.Д. Просвирнин.

ГАЗ 66 является автомобилем повышенной проходимости, предназначенным для эксплуатации по бездорожью и сложных дорожных условиях (снег, заболоченность, рыхлость и т.д.). Его высокую проходимость обеспечивают самоблокирующие дифференциалы заднего и переднего мостов, а также большой дородный просвет и регулируемое давление в шинах. Подкачка шин обеспечивается за счет компрессора с приводом от двигателя. Двигатель имеет предпусковой подогреватель ПЖБ-12. Рабочая тормозная система является гидравлической раздельной с вакуумным усилителем, а стояночная - барабанным трансмиссионным тормозом. Машина снабжена гидравлическим усилителем рулевого управления.

Наиболее важными особенностями являются:

  • сбалансированное расположение центра тяжести;
  • практически одинаковая нагрузка на заднюю и переднюю ось, обеспеченная компактностью кабины над двигателем;
  • неординарное месторасположение органов управления (например, рычаг коробки переключения передач располагается с правой стороны и сзади от шофера).

Широко использовался в десантных войсках, но с 1980 г. частично, а с 1990 г. массово начал списываться с армейских подразделений. Впоследствии был заменен автомобилем ГАЗ-3308 «Садко», обладающим подобной ходовой частью, но большей длиной.

Шишига - частый персонаж легенд, сказок и примет. Иногда он встречается в древних заговорах, дошедших из времен, когда человек был ближе к потустороннему, чем сейчас. Узнайте, что это за существо и каков его нрав.

В статье:

Шишига - общее название нечистой силы и домашних духов

У слова «шишига» немало синонимов - шишиган, шиш, шишок . Известную представительницу нечистой силы кикимору иногда называют шишиморой . В некоторых легендах шишок - собирательный образ духов и существ, живущих в домах большинства людей. Последних тоже причисляют к силам зла. От чертей и бесов их отличает возможность сосуществовать с человеком без вреда для него.

В старину назвать шишом могли , лешего, болотника, банника, овинника, беса или черта. Соответствует и список мест обитания - в доме за печью, в лесу, на болоте, в бане, овине. Это название получило распространение на западе России. Легенды других регионов часто используют его по отношению к нечистым духам, которые не имеют ничего общего с вышеуказанными сущностями, но об этом ниже.

Изначально так называли духов, не несущих вреда человеку, если их не разгневать. С приходом христианства произносить вслух слова «черт» или «бес» стали бояться. Известная примета - нельзя звать черта, иначе он явится . Люди опасались накликать нечистую силу, поэтому называли ее одним из привычных названий, употребляемых по отношению к другим потусторонним существам.

Шишигой именовали людей, которые контактировали с нечистью, умели вызывать её и колдовать, например, деревенских ведьм. На Печоре так называли Бабу-Ягу.

Шишок или шишка - черт, пакостник и помощник ведьм

Что означает слово «шишига» в русских легендах и сказках? В некоторых из них можно проследить четкую аналогию этого персонажа с чертом . Что интересно, прическа бесов на старинных русских иконах тоже называлась шиш.

На то, что это название было синонимом к слову «черт», указывает и этнограф Иосаф Железнов. Он приводит в пример уральские предания по которым атаман Ермак Тимофеевич имел в услужении шишигов, или чертей. Когда сил казаков не хватало для победы в сражении, атаман выставлял против врагов армию нечисти. Подобно чертям, шишиги прислуживают ведьмам и колдунам.

Согласно поверьям, шиш обитает в доме, овине, бане. Забредает он также на болота и в леса. В жилище вреда от такой нечисти мало. Чтобы поселиться вместе с человеком, требуется разрешение домового, а он заботится о порядке. Поэтому шиш либо не будет вредить, либо его прогонит домовой-хозяин.

Но что грозит людям, которые живут без домового или не дружат с ним? Шиш, который полюбит париться в бане, может приставать к женщинам. Особенно если они предпочитают темное время суток, когда нечисть более активна. В старину не ходили в баню ночью, поскольку там парится шиш. Он также может подменить новорожденного, еще некрещеного младенца на своего. По легендам, черти и эльфы тоже отдают детенышей на воспитание людям.

В лесу встреча с таким духом может серьезно напугать. Они громко кричат и стонут, скрипят ветками и насылают страшные видения. Пугать предпочитают детей и женщин. На болотах «благодаря» этому существу можно угодить в топь. В Новгороде верили, что оно задерживает лошадь в пути.

Шишигу можно наслать колдовством в качестве мести. Поселить в доме или бане нечистую силу - неплохой способ испортить недругу жизнь. Кроме этого, шишом называли обозленного домового, который наказывал нерадивых, ленивых домовладельцев. В этом случае действия похожи на атаку злых сил, но они направлены на благое дело - отучить от лени и научить вести хозяйство.

Если верить христианской мифологии, шишига боится креста, молитвы и святой воды. В старину для того, чтобы выгнать ее из бани, парили лен. Его боится любая нечисть.

Шишига болотная, речная и лесная - опасное существо в услужении водяного и лешего

Легенды про шишиг из различных частей страны различаются между собой. В Сибири шишигу, или шишимору, связывают только с водяным, лешим и болотником. При этом источники разделяют эти понятия и указывают, что сущность находится в услужении одного из трех хозяев.

Выглядит она малопривлекательно - горбата и некрасива, отличается небольшим ростом. Шишига всегда женского пола . Ведет ночной образ жизни. Как и вся нечистая сила, шишига появляется после заката и уходит прочь к рассвету.

По легендам, ею может стать покойница. Девочка-шишига - умершая некрещенной, без имени. Такие становятся или безыменными русалками . Последние отличаются от тем, что лысые и некрасивые, предпочитают мелкие речки и озера, обитают в зарослях камыша. Они набрасываются на случайных прохожих и топят их. Могут защекотать до смерти. Особенно не любят шумные пьяные компании, которые нарушают покой нечисти.

Кикимора и болотная шишига - синонимы. Это существо живет на болотах. В Коми верят, что увидевший его долго не проживет - утонет или умрет другим образом. Возможно, это связано с тем, что кикиморы топят встреченных людей в болотах или заманивают в топь. Они могут появиться и в жилище. По легендам, кикимор в жены берут только домовые, банники и овинники. Но если домовой приносит пользу, изредка пугая нерадивых хозяев, то от кикиморы один лишь вред. Она тщательно следит за тем, чтобы жильцы соблюдали приметы. Если кто-то пойдет в баню ночью, задержится в овине после заката, запустит хозяйство - обязательно накажет.

Лесная шишига, или лешенка, обитает в непролазных лесных чащах. Она способна заставить человека заблудиться в лесу. О таком явлении говорят - «блуд водит». Лешенка может запутать даже там, где потеряться, казалось бы, невозможно. Она может водить человека до тех пор, пока он не умрет от жажды и голода. По легендам, лешенка преследует одну цель - съесть ослабевшего человека или его труп. Кроме этого, она пугает путников криками и стонами. Ее считают супругой лешего, и к нему в старину обращались, чтобы избавиться от козней шишиги.

Бог Шишига - есть ли такой в славянском пантеоне

Люди, которые только начали изучать славянский пантеон, иногда ошибаются и считают, что был такой бог - Шишига. Предпосылок для этого немало. Известно, что славяне всегда пытались подружиться с нечистью, живущей вокруг них. Сам факт ее существования заставлял наших предков задуматься о том, что худой мир лучше доброй ссоры. Обряды задабривания сущностей были довольно схожи со славлениями богов, и вполне реально перепутать их между собой.

Языческий бог Шишига не существовал в славянском пантеоне. Так именовали духов, живущих неподалеку от людей или даже в домах. Выше описано, что это - и синоним к слову «черт», и общее название для всех духов и сущностей.

Славяне верили, что в начале , или в первый день лета, особенно активен шиш. Это время считали самым подходящим для того, чтобы на год вперед установить мир с нечистым. К водоемам носили одежду для русалчат, оставляли рушники и ленты на деревьях для болотных и лесных духов. Угощали домового, банника и овинника.

Шишига болотная, речная и лесная — опасное существо в услужении водяного и лешего.

Легенды про шишиг из различных частей страны отличаются между собой. Так, например, в Сибири шишигу связывают только с водяным, лешим и болотником. При этом источники разделяют эти понятия между собой. Шишига, или шишимора, если верить им — сущность, которая находится в услужении водяного, лешего или хозяина болот. Выглядит эта сущность малопривлекательно — она горбата и некрасива, отличается небольшим ростом. Шишига — всегда существо женского пола. Она ведет ночной образ жизни. Как и вся нечистая сила, шишига появляется после заката, и уходит прочь к рассвету. По легендам, таковой может стать покойница. Девочка-шишига — умершая некрещенной, без имени. Такие становятся кикиморами или безыменными русалками. Последние отличаются от обычных русалок тем, что они лысые и некрасивые. Безыменные русалки предпочитают мелкие речки и озера, обитают в зарослях камыша. Они набрасываются на случайных прохожих и топят их. Могут и защекотать до смерти. Особенно не любят шумные пьяные компании, которые нарушают покой нечисти. Кикимора и шишига болотная — синонимы. Как можно догадаться из названия, это существо живет на болотах. В Коми верят, что увидевший его долго не проживет — утонет или умрет другим образом. Возможно, это связано с тем, что кикиморы топят встреченных людей в болотах или заманивают в топь. Они могут появиться и в доме. По легендам, кикимор в жены берут только домовые, банники и овинники. Но, если домовой приносит пользу, изредка пугая нерадивых хозяев, то от кикиморы один лишь вред. Она тщательно следит за тем, чтобы жильцы соблюдали приметы. Если кто-то пойдет в баню ночью, задержится в овине после заката, запустит хозяйство — обязательно накажет. Лесная шишига, или лешенка обитает в непролазных лесных чащах. Она способна заставить человека заблудиться в лесу. О таком явлении говорят — «блуд водит». Лешенка может «заблудить» даже там, где потеряться, казалось бы, невозможно. Она может водить человека до тех пор, пока он не умрет от жажды и голода. По легендам, лешенка преследует одну цель — съесть ослабевшего человека или его труп. Кроме этого, она пугает путников криками и стонами. Ее считают супругой лешего, и к нему в старину обращались, чтобы избавиться от козней шишиги.

Языческий бог Шишига — есть ли такой в славянском пантеоне.

Люди, которые только начали изучать славянский пантеон, иногда ошибаются и считают, что был такой бог — Шишига. Предпосылок для этого немало. Известно, что славяне всегда пытались подружиться с нечистью, живущей вокруг них. Сам факт ее существования заставлял наших предков задуматься о том, что худой мир лучше доброй ссоры. Обряды задабривания сущностей были довольно схожи со славлениями богов, и вполне реально перепутать их между собой. Языческий бог Шишига не существовал в славянском пантеоне. Так называли духов, живущих неподалеку от людей или даже в домах. Выше описано, что это — и синоним к слову «черт», и общее название для всех духов и сущностей, и вид болотной, речной и лесной нечисти. Славяне верили, что в начале Русальей недели, или в первый день лета особенно активен шиш. Поэтому это время считали самым подходящим для того, чтобы на год вперед установить мир с нечистым. К водоемам носили одежду для русалчат, оставляли рушники и ленты на деревьях для болотных и лесных духов. Разумеется, угощали домового, банника и овинника. Однако не только этому был посвящен праздник начала лета. В старину его называли Днем Духов. Это день, когда умершие могут явиться в гости живым родственникам. Праздник духов во многом был похож на Самайн или Хэллоуин. Только отдавать почести было принято не только усопшим родственникам, но и людям, которые после смерти превратились в шишков. В целом, у слова «шишига» имеется несколько значений. Так называли нечистую силу и домашних духов вроде домового и банника, тоже имевших не совсем божественное происхождение. Кроме этого, в некоторых регионах это слово служило синонимом черта или беса. Встречается в литературе и другое значение — род болотной, речной и лесной нечисти. Иногда ошибочно считают, что Шишига — языческий бог, но это не так.

Шишиги — по славянской мифологии, «маленькие, горбатые существа, брюхатые, холодные, с сучковатыми руками».

Считалось, что шишига ходит голой, со взъерошенными волосами, набрасывается на зазевавшихся прохожих и тащит их в воду, приносит беду пьяницам.

В отличие от водяного, шишига обитает в камышах, предпочитая мелкие речушки и водоемы, при этом отличаясь «мелочностью своих пакостей». Название свое эта тварь получила за то, что волосы на голове у нее стоят шишом, то есть кучей, ворохом.

Шишига играет важную роль в мифологии коми. Считалось, что иногда она вылезала из воды, и ее видели сидящей на крутом берегу Камы, над омутом, расчесывающей длинные черные волосы. Ею пугали и пугают до сих пор детей, предостерегая от купания в омутах угрозой, что их «утащит шишига».

В славянском и финно-угорском фольклоре ее считают либо разновидностью кикимор или русалок, либо самостоятельным персонажем. По разным версиям, она является обитателем лесов либо водится в прудах, мелких речках или озерах, а излюбленным местом ее обитания являются заросли камыша.

Шишиг представляли в образе обнаженных женщин (иногда — горбатых) обычного размера с растрепанными волосами, которые они безуспешно расчесывали гребнем, а порой еще и с хвостом. В частности, у А. М. Ремизова можно прочитать, что если шишига «накроет» человека хвостом, то он непременно пропадет, причем безвозвратно.

Лесные шишиги нападают на людей, съедают и обгладывают косточки. Водяные — озорничают, подкрадываются к купающимся и начинают их щекотать, но могут и в воду утащить с берега. Увидевшему ее путнику предстояло вскоре утонуть или же умереть по какой-либо другой причине.

Впрочем, рассказывают историю, которая не совсем вписывается в подобные предположения.

Некий рыбак, выйдя однажды на берег озера, увидел шишигу, которая сидела на кочке и заплетала свои волосы в косу.

Та, заметив мужика, нырнула в воду, а гребень, которым чесала волосы, оставила на той самой кочке.

Рыбак подплыл к кочке на лодке, взял гребень и принес его к себе в избу. В тот же день, лишь только стемнело и все семейство улеглось спать, послышалось постукивание в дверь и голос шишиги, жалобно умолявший рыбака возвратить ей гребень. Рыбак отворил окно и выбросил гребень — схватила его шишига и исчезла.

На Самарской Луке старожилы и сейчас говорят, что шишиги охотно поселяются под мостками на реке Аскуле. Примечательно, что тамошний дух особенно не любят пьяных, и если кто-то из местных жителей, будучи «под градусом», решится отправиться к берегу, то пропадет.

Помимо этого, шишиги наказывают за хулиганство. Рассказывают историю о том, как подвыпившая компания молодежи из соседнего села, погоняв на мотоциклах кошек, отправилась на шашлыки и, за недостатком дров, разворотила колодец.

Но потом, возвращаясь домой, все были до смерти напуганы представившейся на пути нагой женщиной безобразного вида и спешно ретировались.

Иногда шишигой называли русалку, которая выглядела как старуха с зелеными волосами и щекотала любителей купания. Днем эта нечисть не опасна, она отсыпается после ночных проказ. С наступлением же сумерек она начинает проявлять активность и выискивать жертв либо на берегу, либо в лесу, дабы утащить на дно водоема.

Шишигу, похожую на кикимору-пустодомку, представляли ряженые во время Святок: ее изображали в бабьем сарафане, но без головного убора, с распущенными волосами; причем играть ее мог и парень, одетый по-старушечьи, в лохмотьях, с горшком на голове вместо кокошника.

Обильно представлена шишига и народных поговорках: «Да чтоб ее лешие в лесу удавили, чтоб шишиги в реке утопили»; «Ягабиха страшна шошычиха. Баба-яга та же шошычи-ха и есть»; «Шишига свадьбу играет» (чертова свадьба); «Вино жрут, как шишиги».

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шишига в славянской и христианской мифологии — нечистая сила или дух-помощник Шишига мифология
Что значит
Роль природы в жизни человека Проблема природы аргументы егэ