Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Православная богословская энциклопедия

На протяжении почти двух тысячелетий, христианство мучительно пытается понять, кто такой антихрист . Порой это походит на параноидальную шизофрению, когда ‘’видели’’ в Петре 1-м, Наполеоне, Ленине, Гитлере и т.д.; однако мир ещё не перевернулся от их пришествий. Такова уж склонность человека, ‘’видеть’’ какие либо ‘’признаки’’; но что такое на самом деле антихрист , поможет нам понять только Писание, при содействии Духа Святого (1Кор.2:9-14.).

Оба определения антихриста относятся к отрицанию истины о том, кто такой Иисус Христос. Это самые важные истины Вселенной. По этой причине первые советы католической церкви с величайшей строгостью осуждали малейшее отступление от истины об Иисусе Христе или Троице. И поэтому величайшими врагами Иисуса Христа в истории были не люди, которые причинили временный вред последователям Христа, но те, кто был самым эффективным и кощунственным в нападении на правду об Иисусе Христе, - который является самой основой вечного спасения.

Поэтому в определении «Антихрист» Священное Писание ссылается на конкретное нападение на истину об Иисусе Христе, конкретное нападение на истину о Богочеловеке. Священное Писание относится конкретно к запутыванию Иисуса и отрицанию того, что Иисус есть Христос. Эти две вещи служат отличительной чертой антихриста, согласно Священному Писанию, и эти две вещи ясно указывают на нападение на истину воплощения Сына Божьего.

Итак, проблема ‘’поиска’’ признаков конца дней была уже в первом веке, и апостол Павел писал:

‘’Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов ’’ (2Фесс.2:1,2).

Одним из самых ранних и самых известных людей в истории Церкви, которые извратили учение о воплощении, был еретик пятого века Несторий, который был осужден Советом Эфеса в этом году. Случай с еретическим Несторием очень важен для идентификации к Антихристу и тому, как он захватил Ватикан, как мы увидим, потому что ересь Нестория была специфической ересью, которая вписывается в определение Библии для антихриста.

Т.: Очень важно, чтобы читатель понял, что Иисус, Воплощённое Слово - это один божественный человек, один Христос. Халкидонский собор в 451 году определил католическую догму о том, что воплощенный Христос имеет две природы: один божественный и один человек, ипостасно объединенный в одной божественной личности Сына Божьего, вечного Слова.

Чтобы легче понять, кто такой антихрист, мы начнём с послания апостола Иоанна:

‘’Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист , и теперь появилось много антихристов , то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но [они вышли, и] через то открылось, что не все наши. Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это , отвергающий Отца и Сына’’ (1Иоан.2:18,19,22).

Несторий был еретиком, который отрицал католическую догму о воплощении в попытке отделить Иисуса, таким образом, извращая истину воплощения, говоря, что Христос есть два человека: один божественный и другой человек. Подумайте об этом факте: доктрина Нестория о «разделении Христа» была конкретной доктриной Антихриста, как описано в Священном Писании, поскольку это будет особенно актуально в ближайшем будущем.

Чтобы понять учение Нестория, мы должны вкратце повторить католическую истину Воплощения. Католическая церковь учит, что вечное Слово - Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы - приняло человеческую природу и стало истинным человеком. Наш Господь Иисус Христос - это вечное Слово, сделанное плотью. Он истинный Бог и истинный человек. Он один Христос - один божественный человек с двумя натурами.

Данные стихи наиболее прямо и точно указывают на тех, кто знал нашего Господа Христа, но отступив, стали Ему в оппозицию. Из этого можно сделать вывод, что антихрист, это лица, злонамеренно действующие в своих интересах, отвергая путь Христа. О таких отступниках писали апостолы Пётр и Иуда:

‘’Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении’’ (2Пет.2:1,2).

Но Несторий отверг, что наш Господь Иисус Христос - человек. Несторий хулил Иисуса на двух людей. Несторий хулил, что Сын Божий не стал человеком в воплощении, но что Сын Божий определенно соединился с человеком, называемым Иисусом. И, убедившись, что Сын Божий не стал человеком, а скорее присоединился к человеку по имени Иисус в воплощении, Несторий разделил или разделил нашего Господа Иисуса Христа на два человека.

Это та же самая доктрина, описанная Иоанном как учение Антихриста. Звучит знакомо? Также называется Христианство. Он говорит нам, что, поскольку Сын Божий был соединен с каждым человеком в воплощении, то есть потому, что Сын Божий растворялся в каждом человеке в воплощении, имя для христианства - это глубокое оцепенение для каждого человека, потому что в этом случае каждый человек - Иисус Христос. Каждый человек действительно есть Сын Божий и истинный человек.

‘’Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в [повод к] распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа. Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей’’ (Иуд.1:4,11).

Принять что-то значит «овладеть им». Это означает, что человек должен понять, что он богочеловек, чтобы понять самого себя. Евангелие благих вестей о человеке. Он определил это в обоих направлениях, потому что его послание заключалось в том, что каждый человек - Иисус Христос.

На самом деле, эта цитата особенно показательна. Это означает, что каждый человек - это Иисус Христос. Галатам 1: 8-9: Но если мы или ангел с неба проповедуем вам Евангелие, отличное от того, что мы проповедовали вам, пусть он будет проклят. В главе 16 Евангелия от Матфея записано одно из самых важных событий в истории христианства.


Примером этого, можно назвать фарисеев и саддукеев времени Христа, а так же лжеапостолов, которые внешне казались служителями Бога - но по сути являлись слугами дьявола (Иоан.8:37-44.), не желая признать пришедшего Господа поставленного Всевышним.

Анти отец, анти сын, анти дух…

Наш Господин уходя на небо сказал: ‘’Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа’’ (Матф.28:19). Но в оппозиции Всевышнему, так же есть:

Когда Иисус пришел в регион Кесарии Филипповой, он спросил своих учеников: Кто говорит людям, что Сын Человеческий есть? Они ответили: одни, Иоанн Креститель; другие, чем Илия; другие, чем Иеремия или один из пророков. И Он сказал им: «Но кто вы говорите, что я?» Взяв слово Симон Петр, он сказал: Ты - Мессия, Сын Бога живого.

В этот драматический момент в истории спасения Святой Петр исповедует истину, лежащую в основе Евангелия. Он правильно заявил, что Иисус есть Христос, Сын Бога живого. Вы Христос, Сын Бога живого. В этих словах есть вера Церкви. В этих словах есть, по сути, новая истина, конечная и конечная истина о человеке, Сыне Бога живого - «Ты Христос, Сын Бога живого».

  1. отец – дьявол.
  2. сын – царь человеческий (Откр.13:1,2. Дан.11:36.37.).
  3. дух – лжехристы и лжепророки [антихристы: 1Иоан.2:19. Откр.13:11-15.].


Понимая это, мы сможем более подробно разобраться, что же на самом деле апостол Павел имел в виду, когда писал послание 2Фесс.2:3,4,7-10.

Он даже зашел так далеко, что сказал, что это «новая истина» - новая истина, которую он раскрывает. Он был там, чтобы проповедовать человека на месте Христа, поэтому он изначально изложил свое учение об антихристе. Значение этого дискурса нельзя недооценивать.

Он был там, чтобы заменить Евангелие Иисуса Христа евангелием человека, подобного Христу; он был там, чтобы заменить правду об Иисусе Христе правдой о человеке. Истина о человеке заключается в том, что он Иисус Христос. Но в своих работах он также найдет бесчисленные ссылки на «правду о человеке» и «всю правду о человеке». Эта правда о человеке состоит в том, что он Иисус Христос.

Слова из 2Фесс.2:3 о ‘’отступлении, и человеке греха, сыне погибели’’ соответствуют предсказанию из книги Даниила: ‘’Под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве; и укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ святых’’ (Дан.8:23,24).

Это означает, что истина о человеке состоит в том, что он Иисус Христос. В Иоанна 1, 14 мы читаем о воплощении Сына Божьего: «И Слово стало плотью и обитало среди нас». Это буквально означает, что Сын Божий стал всей плотью, всем человечеством. Обратите внимание, что он помещает слово «плоть» в кавычки, что указывает на то, что каждый человек является «Словом, сделанным плотью» от Иоанна 1.

Это означает, что человек является воплощенным Словом. Это способ, которым человек, когда он ходит, вновь открывает себя. Это означает, что каждый человек обнаруживает, что он есть Бог в человеческом теле. Тайна Слова, сделанная плотью, - это тайна человека.


Далее в Дан.11:30-32 поясняется, что этот ‘’царь северный’’ или зверь из Откр.13:1,2 войдёт в соглашение с отступниками от святого завета [антихристами – т.е. зверем с двумя рогами, похожими на агнчьи: 1) лжехристами 2) лжепророками; см. Откр.13:11-15; 19:20.]. Он, царь – зверь, будет требовать к себе такого поклонения, словно он является Богом – 2Фес.2:4. Дан.11:36,37. Откр.13:4-8; 11:1,2.

Мария благословлена, потому что она верила в Человека. В Евангелии от Луки 1, 45 Елизавета говорит Марии. «Блажен, кто поверил, что то, что было сказано от Господа, исполнится». В Евангелии от Луки 1: 45 мы читаем, что Елизавета восхваляет Марию за ее веру в Господа.

В Евангелии от Луки 1: 45 говорится, что Мария верила в Господа. Он ясно говорил, что Господь, в котором Мария верила, есть каждый человек. Рождество - праздник рождения Иисуса Христа. Именно потому, что он был полностью Антихристом, который пришел, чтобы проповедовать человека на месте Христа. И этот Антихрист продолжал проповедовать свое рождественское послание на долгие годы.


Несмотря на то, что ‘’царь наглый’’, т.е. зверь с десятью рогами, так же в определённой степени является антихристом, всё же следует повториться, что главным образом антихрист, это отступники от святого завета . Принцип определения можно увидеть в Иоан.19:11(б),12: ‘’…посему более греха на том, кто предал Меня тебе. С этого [времени] Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю’’ (Иоан.19:11,12). Именно противниками, в первую очередь являлись отступники Израиля, священники (Матф.23:33,34.). Точно так же произойдёт и в последнее время; именно отступники от святого завета будут в первую очередь виновны в том, что они злонамеренно будут противиться Христу [имея знание о Нём]. Получив власть творить чудеса от дьявола [но прикрываясь тем, что творят их от имени Бога], они будут действовать против Христа (Матф.7:15-23; 24:24.); указывая на то, что именно они [лжехристы и лжепророки] являются мессиями (1Иоан.4:1-3.), указывающими на ‘’божественность’’ зверя с семью головами из Откр.13:1,2,11-15. И эти трое: дьявол, царь – зверь и антихрист [зверь с двумя рогами], будут действовать заодно (Откр.16:13,14.).

В рождественскую ночь правду о человеке не было объявлено. Единственная истина, о которой говорится, относится к рождению Спасителя: «Ибо до сего дня вам родился Спаситель, который есть Христос, Господь, в городе Давидовом». Слово «Богоявление» означает проявление Бога.

Но посмотрите, как этот Антихрист также определил каждого ребенка как прозрение Бога. Это указывает, согласно его собственному определению - и в согласии со всей его проповедью - что каждый ребенок, который приходит в мир, является Богом. В Откровении 3: 14 наш Господь Иисус Христос называет себя «аминь», верным и истинным свидетелем.

Вы спросите: а стоит ли бояться пришествия антихриста? Всё зависит от чистоты сердца каждого из нас; помните важный принцип из данных мест Писания: Матф.5:8. 2Фесс.2:10-12. И мир вам, всем любящим Бога. Аминь.

С.Иаковлев.

*** Так же, подробную информацию по данной теме, можно получить из статьи.

Слово антихрист имеет двоякое значение: общее и частное. В общем смысле антихристом называется всякий, кто отвергает, что Иисус есть Христос, кто не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, кто отвергает Отца и Сына. Так говорит об антихристе евангелист Иоанн Богослов в своем первом послании, прибавляя, что антихристов появилось много (2, 18, 22; 4, 3). Таких антихристов было много прежде, есть они и теперь, будет их много и впредь. Но эти антихристы суть только предшественники или предтечи антихриста в собственном или строгом смысле слова, о котором Иоанн же Богослов и в том же послании говорит: «вы слышали, что придет антихрист » (2,18). Этот антихрист один, он еще не пришел, но когда явится, и в отличие от своих предшественников, или антихристов не настоящих, называется великим или последним антихристом. Его то обыкновенно и разумеют, когда говорят об антихристе.

Томас сказал ему: мы не знаем, куда ты идешь; Как же тогда мы можем знать путь? Иисус Христос очень четко сказал нам, что Он - путь. Он полностью осознавал тот факт, что только Иисус Христос - это путь. Да, этот человек, который говорил на 14 языках, который был самым заметным человеком в мире, который путешествовал больше миль, чем кто-либо еще в истории, и говорил с большим количеством людей, чем кто-либо в истории, полностью осознавал, что Иисус Христос это путь.

Рассматривая эту невероятную проповедь, мы должны помнить слова Иоанна Крестителя в Евангелии. Святой Иоанн Креститель проповедовал до того, как Христос начал свою общественную жизнь. Иоанна 1, 23: «Я - голос, который плачет в пустыне: прямо следуйте пути Господню».

Слово антихрист греческое (ό αντί-χριςτος ). Оно означает противника или врага Христа, обманно выдающего себя Христом; предлог αντί: в сложении с другим словом значит обыкновенно против, но значить также вместо. Что антихрист действительно будет и врагом или противником Христа и лжехристом, об этом свидетельствует Священное Писание. Апостол Павел описывает человека греха, т. е. антихриста, так: «Противящийся и превозносящейся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божиим сядет он как Бог, выдавая себя за Бога » (2 Фесс. 2, 4). Он будет противится Богу и Христу и выдавать себя за Бога. Иисус Христос сказал иудеям: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете » (Иоан. 5,43). Иной - антихрист; иудеи примут его за ожидаемого ими Мессию или Христа. Указание на антихриста, как лжехриста, есть и в речи Иисуса Христа о кончине мира (Матф. 24, 24).

Это означает, что человек есть Господь. Еще раз обратите внимание на ясное сообщение о замене в этих последних двух цитатах одной и той же энциклики. В Евангелии от Иоанна 14, 6 наш Господь идентифицирует себя не только как путь, но и как истину. Он хотел поставить перед своим лицом все, что человек правдивый, - что каждый человек на самом деле является Христом, которого не знал Пилат, - и сам Пилат не мог понять, кто этот человек!

Помимо «истины», одним из главных титулов нашего Господа Иисуса Христа является то, что Он «Слово». Иоанна 1, 1: «В начале было Слово, и Слово было в Боге, и Слово было Богом». Это явно означает, что человек есть Слово, истина, Сын Божий. В Иоанна 14, 6 наш Господь Иисус Христос идентифицирует себя не только как путь и истину, но и как жизнь.

В Писании антихристу даны и многие другие названия. Он - «нечестивый » (Иса. 11,4), «опустошитель » (Дан. 9, 27), «человек греха » или «человек беззакония », «сын погибели », «беззаконник » (2 Фесс. 2, 3.8), «малый рог », выросший среди десяти рогов четвертого, ужасного и весьма сильного, зверя (Дан. 7 гл.), зверь, выходящий из моря с семью головами и десятью рогами, похожий на барса, медведя и льва (Апок. 13, 1-2), «зверь багряный », выходящий из бездны, восьмой из числа семи (Апок. 17 гл.). Все эти названия нарицательные, или описательные, как нарицательное же имя есть и антихрист. Собственное имя антихриста в Писании не открыто и не известно, «потому что оно не достойно быть возвещенным от Духа Святаго » (Ириней Лионский), В Апокалипсисе (13, 18) указано только число имени зверя, т. е., антихриста, которое поэтому и называется числом звериным. Это число 666. Апокалипсис написан на греческом языке, в котором, как и в славянском, буквы алфавита означают и числа. Богословы поэтому полагают, что имя антихриста будет состоять из таких букв, сумма чисел которых будет равна 666. Уже древние находили не мало таких имен. Например, святой Ириней в сочинении: «Против ересей» (Кн. V, гл. 30), указывал следующие имена Εύανδας, λατεΐνος , τειταν , и из них наиболее подходящим к антихристу признавал последнее из этих имен, но не утверждал этого решительно. Позднейшие богословы нашли еще не мало имен, числовая сумма букв которых равна 666.

Иисус Христос говорит нам, что Он есть жизнь. В своем первом послании св. Иоанн Евангелист подтверждает эту истину описанием Господа нашего Иисуса Христа как «слова жизни» и «вечной жизни». В этом глубоком прохождении Священного Писания святой Иоанн определяет Иисуса Христа как вечную жизнь, как сказал нам наш Господь. На самом деле, что говорит Антихрист о том же отрывке в Священном Писании?

Но, как мы видели, в проповеди Антихриста это не противоречие. В своей проповеди, говоря о «вечной жизни», речь идет о человеке, и говоря о человеке говорит о «вечной жизни». В Евхаристии содержится тело, кровь, душа и божественность Господа нашего Иисуса Христа. Это ясно означает, что каждый человек имеет тело, кровь, душу и божественность Христа, потому что каждый человек есть Христос.

Антихрист будет одно определенное лицо, человек. Это видно из многих мест Писания. Так, Иисус Христос называет его иным, который придет во имя свое (Иоан. 5, 43). Иоанн Богослов отличает его от многих антихристов (1, 2,18). Апостол Павел описывает его как одно определенное лицо, называя его человеком греха, сыном погибели, беззаконником, противящимся и превозносящимся (2 Фесс. 2 гл.). В Апокалипсисе под образом зверя и в книге пророка Даниила под, видом малого рога и царя, антихрист описывается как одно определенное лицо (Апок. 13 и 17 гл.; Дан. 7 и 11 гл.). Древняя вселенская церковь устами знаменитых отцов и учителей своих, постоянно исповедовала учение об антихристе, как единоличном человеке, и это учение в то время было столь твердо и несомненно всеми признаваемо, что даже никто из тогдашних еретиков не уклонялся от него, и никому и в голову не приходило отвергнуть это учение, или усомниться в его истинности. И в последующие времена все богословы православной восточной церкви и все богословы римско-латинской церкви признавали и доселе признают антихриста одним определенным лицом. Учение протестантов и русских раскольников беспоповцев, будто антихрист есть лицо коллективное и означает множество лиц - антихристов, или же означает дух зла, проявляющейся в этих лицах и вообще в людях, противоречит Священному Писанию и Преданию Церкви вселенской и проистекло преимущественно из неприязни протестантов к папам и латинской церкви и беспоповцев к православной русской церкви, есть учение ложное, еретическое. В новейшее время даже и из протестантских ученых многие уже не держатся этого учения, не смотря на то, что оно провозглашено было Лютером и даже внесено в Шмалкальденские члены, одну из символических книг протестантского исповедания. Ложно также учение протестантского рационалиста Бретшнейдера, будто антихрист есть олицетворение зла.

Каждый человек - Христос, распятый. Человек не видит своих страданий в страданиях Христа, потому что человек не Христос. Когда мы размышляем о Христе, умершем на кресте, мы не думаем о местах, где оскорбляют человека, потому что человек не распят Христос.

Мы являемся свидетелями процесса смерти на Балканах и, к сожалению, беспомощных свидетелей этого. Христос все еще умирает посреди трагических событий, происходящих в этой части мира, и это было предметом нашего размышления. Христос продолжает свою агонию во многих наших братьях и сестрах: в мужчинах, женщинах и детях, в молодых и старых, во многих христианах и мусульманах, в верующих и неверующих.

Антихрист по природе своей будет такой же человек, как и все люди, и родится так же, как рождаются все люди. Мнения некоторых, будто антихристом будет дьявол воплотившийся, или будто он произойдет от смешения злого духа с женщиною, не имеют основания ни в Священном Писании, ни в Церковном Предании и ложны. «Кто-же он будет? » спрашивает Иоанн Златоуст об антихристе. «Ужели сатана? Нет, но человек некий, который воспримет всю его силу » (Беседа 3-я на 2-е Послание к Фессалоникийцам). «Не сам дьявол сделается человеком , говорить Иоанн Дамаскин, - подобно тому, как вочеловечился Господь, - да не будет! но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действования сатаны. Ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит дьяволу поселиться в нем » (Точное изложение православный веры. Кн. 4, гл. 26).

Частые вопросы о том, где родится и от кого произойдет антихрист, решаются различно. Распространено мнение, что антихрист произойдет от иудеев, и именно - из колена Данова, так как Иаков в пророчестве о Дане назвал его «змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад » (Быт. 49, 17-18). Конь - быстробегущий век жизни мира. Мнение это, высказанное святым Ипполитом римским (Сказание о Христе и антихристе. Гл. 14 и 15), подтверждают тем, что из каждого колена сынов Израилевых было избрано по двенадцать тысяч рабов Бога, на челах которых была положена печать, а из колена Данова запечатленных не было, и оно даже не упомянуто (Апок. 7 гл.). Другие полагают, что антихрист произойдет из язычества; а иные думают, что он произойдет из христианства, конечно, извращенного. С древности было распространено мнение, что он произойдет от незаконной связи. Местом рождения одни признают Вавилон, другие Рим. В древнехристианские времена образовалась легенда о Нероне, как антихристе, имевшая два вида. По одной легенде Нерон не был убить, а ушел к Парфянам, скрытно живет там и некогда явится в виде антихриста, причем жестоко накажет Рим и римлян. По другому сказанию Нерон был действительно убит, но воскреснет, и воскресший Нерон будет антихрист.

Антихрист явится непосредственно пред вторым пришествием Христовым, пред кончиной мира, как это видно из книги Даниила (7, 11 и 12 главы), из Апокалипсиса (12, 13, 17, 20 главы), из Евангелий (Мф. 24 гл.; Марк. 13 гл.; Лук. 17 и 21 гл.) и из Второго Послания к Фессалоникийцам (2 гл). Но так как никто не знает, когда придет Иисус Христос и наступит кончина мира, то неизвестно также и время пришествия антихриста.

Впрочем, в Священном Писании все-таки указаны предвестники и признаки, имеющее предварить пришествие антихриста. Пришествие антихриста будет подготовлено в течении очень долгого времени. Отдаленное подготовление и предвестие пришествия антихриста апостолы видели уже в свое время. Апостол Павел назвал это подготовление тайною беззакония уже действующею (2 Фесс. 2, 7), разумея под этим, быть может, действование сатаны, который пока сеет зло тайно, а при антихристе и в антихристе выступить на открытую и ожесточенную борьбу против Христа и Царства Божия на земле (Апок. 12 гл.). Иисус Христос притчей о пшенице и плевелах (Мате. 13, 24-30) учит нас, что на земле совместно растут и развиваются добро и зло и будут расти до кончины мира. Исторический опыт подтверждает это о прошлых временах. Рост плевел или зла в человеческом роде и подготовит пришествие антихриста. В частности подготовителями пришествия антихриста являются предшественники или предтечи его; это люди особенно нечестивые и боговраждебные, или антихристы в широком смысле слова. О таких антихристах Иоанн Богослов говорит: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов: то мы и познаем из того, что последнее время » (1 Иоан. 2, 18). Далее он говорит, что «дух антихриста... и теперь есть уже в мире » (4, 3). Это дух противления Богу и воплотившемуся Сыну Божию, Христу. Иные из таких антихристов признаются прообразами антихриста. Таков был в ветхом завете Антиох Епифан или Антиох IV, царь сирийский, жестоко гнавший иудеев и веру их и домогавшийся даже совсем искоренить их, как об этом пророчески предсказано в книге Даниила, а исторически повествуется в книгах Маккавейских. Прообразами антихриста иные считают также Валаама и Голиафа, как противников Моисея и Давида, которые были прообразами Христа. Полагают также, что антихрист предизображен в царе тирском у пророка Иезекииля (28 гл.), а, может быть также, и в царе вавилонском у пророка Исаии (14 гл.). Это отдаленные подготовители пришествия антихриста. Более явное и сильное подготовление пришествия антихриста будет в последние времена, когда приблизится время его явления и когда рост зла особенно усилится. Иисус Христос в речи о разрушении Иерусалима и кончине мира, апостол Павел в посланиях к Тимофею и Иоанн Богослов в Апокалипсисе предсказали, что в последние времена умножатся и распространятся пороки, нечестие и неверие, а вера оскудеет и любовь охладеет. Во втором послании к Фессалоникийцам этот чрезвычайный упадок веры и добродетели и необычайная сила боговраждебности, нечестия и развращения названы одним выразительным словом: отступление или апостасия . Иные полагали, что апостол назвал отступлением антихриста, но на самом деле он отличает отступление от антихриста, хотя и поставляет их вместе, потому что отступление подготовит пришествие антихриста, а антихрист, пришедши, еще более усилит отступление. Было высказано много и других мнений об отступлении. Под отступлением разумели, - то отступление народов от римской империи, причем предполагалось, что римская империя будет существовать до пришествия антихриста, пред пришествием антихриста склонится к падению, а антихристом будет окончательно разрушена, - то отпадение иудеев, по мнению одних от своей веры, по мнению других от власти римлян, - то отпадение всех вообще народов от подчинения правительствам, законам, установленному порядку. Хотя последнее из этих мнений правдоподобнее прочих и имеет некоторое значение, но более оснований под отступлением разуметь преимущественно отступление от веры в Бога, упадок религии и нравственности и распространение и умножение среди людей пороков, нечестия и безбожия. Конечно, религиозно-нравственный упадок неизбежно вызовет упадок установившегося строя семьи, общества и государства. Кроме того, в связи с упадком религии и нравственности и с расстройством общественных отношений умножатся бедствия людей, которые будут частью - естественным следствием усилившейся порочности людей, частью - наказанием Божиим за нее. Из этой-то бездны зла и бедственного состояния людей и возникнет антихрист. Вот почему Иоанн Богослов видел его выходящим, под видом зверя, то из моря, то из бездны (Апок. 13 и 17 гл.). «В грядущем звере, говорить святой Ириней, будет возглавление всего нечестия и всякого коварства, чтобы вся богоотступническая сила, собравшись и заключившись в нем, ввержена была в печь огненную... В нем возглавляется все шести - тысячелетнее богоотступничество (Ириней, как и некоторые другие, держался ошибочного мнения, что в настоящем своем состоянии мир будет существовать 6000 лет, а затем начнется тысячелетнее царство Христово на земле), неправда, нечестие, лжепророчество и обман, почему и найдет на землю потоп огненный... Он возглавит в себе все дьявольское заблуждение, все дьявольское богоотступничество » (Против ересей. Кн. V, гл. 25 и 29).

Непосредственно предваряющим пришествие антихриста событием будет взятие от среды удерживающего (το χατέχον ) и держащего (ό χατέχων ). Солунян, взволнованных слухами о наступлении дня Христова, апостол Павел успокоил, сказавши, что день Христов не наступить, пока не придете отступление и не явится человек греха, т. е. антихрист, а явиться человеку греха препятствует удерживающее ; но как только держащий будет (взят) от среды, так явится беззаконник. Солуняне знали, что разумел апостол под удерживающим и держащим , из устной его беседы с ними (2 Фес. 2, 5). Но в Послании значение этих таинственных слов не объяснено, и многовековые усилия богословской науки уяснить, отгадать и определить смысл их не увенчались успехом. Высказано много различных мнений о смысле этих слов, но и доселе никто не знает, какое из них есть истинное мнение. Можно сказать, что одни мнения более, а другие менее правдоподобны: но даже и наилучшие из них имеют значение не больше, как предположений и догадок. Одни богословы отличают удерживающее от держащего , другие отождествляют их. Одни богословы под удерживающим разумеют римскую империю, а под держащим - римских императоров; другие обобщают это мнение, разумея под этими словами государственную власть и государственный законный порядок и представителей их - государей; иные разумеют под ними нравственный строй общества; еще иные - высших ангелов, как хранителей царств и народов; еще иные - Иисуса Христа. Смысл слов столь темен и уяснить его столь трудно, что блаженный Августин прямо сказал, что он не знает, что они значат (О граде Божием. Кн. 20, гл. 19).

Общий характер признаков и предвестников пришествия антихриста - продолжительность их обнаружения, а потому и неопределенность; а относительно одного из признаков - взятая от среды удерживающего и держащего - нельзя даже с уверенностью сказать, что означает самый признак. Вот одна из причин, почему люди много раз ошибочно принимали за антихриста разных лиц. Но когда антихрист действительно придет, то при помощи указанных в Писании признаков многие истинно-верующие узнают его, как это высказал Ефрем Сирин. Во времена антихриста, кроме Писания, люди будут предуведомлены о пришествии его еще от двух свидетелей, которые, будучи посланы Богом, будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, и по окончании свидетельства будут побеждены и убиты антихристом (Апок. 11 гл.). Один из свидетелей ясно указан в Писании; это - пророк Илия (Малах. 4, 5. 6; ср. Мф. 17, 10. 11; Мар. 9, 11. 12; Лук. 1, 17). По преданию, основанному на словах Послания Иуды (14 и 15 ст.), а также на том, что Енох, как и Илия, живой взят на небо, другим свидетелем признают именно Еноха. Но неизвестно, за сколько времени до пришествия антихриста явятся они. По учению святого Ипполита Римского они возьмут половину последней седьмины мира (Сказание о Христе и антихристе, гл. 43); по-видимому, первую половину седьмины. Если это так, то они явятся за три с половиною года до пришествия антихриста, и антихрист убьет их тотчас по пришествии своем. Но возможно, что они явятся только немного ранее антихриста, а потому время их проповедывания отчасти совпадет с временем царствования антихриста.

Многим не легко будет узнать антихриста потому, что, как думали Кирилл Иерусалимский (15-е Огласительное Слово) и Ефрем Сирин (Слово на пришествие Господне...), в начале он хитро покажет себя человеком добродетельным, кротким, человеколюбивым, и только после того, как он привлечет к себе многих и усилится, он обнаружить свою злобу во всей силе.

Характер антихриста и его царствования живо и подробно описан в книге Даниила, во Втором Послании к Фессалоникийцам и в Апокалипсисе. Антихрист будет обладать большими дарованиями, но способности свои он употребит только на совершение зла. «Его пришествие будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными » (2 Фесс. 2, 9). Например, он будет как бы смертельно ранен, но исцелеет, так что удивится вся земля (Апок. 13, 3). Чудеса его названы ложными или потому, что цель их - обман и обольщение людей, или потому, что они будут чудеса только кажущиеся, похожие на фокусы. Тем не менее совершение их едва ли будет возможно без знания тайн природы, превосходящего знание других людей. Впрочем, поразительные чудеса свои он будет совершать силою дьявола. Да и вообще природные его способности будут чрезвычайно усилены действованием в нем и чрез него сатаны, который вселится в него, совершенно овладеет им и сделает его своим орудием. Как пришествие антихриста, так и вся его жизнь будет по действие сатаны. Сатана даст ему «силу свою, и престол свой, и великую власть » (Апок. 13. 2). Поэтому сила и власть антихриста будут, с одной стороны, чрезвычайно велики, а с другой, в высшей степени злотворны. Дано ему будет «вести войну со святыми и победить их »; дана будет ему «власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца ». Поклонятся зверю, говоря: «Кто подобен зверю сему, и кто может сразиться с ним »? (Апок. 13, 3. 4). Как в Апокалипсисе, так и в книге Даниила он изображается могущественным страшным и все-истребляющим завоевателем (Дан. 7, 9, 11 и 12 гл.). Это всемирный губительный завоеватель, властелин и тиран. Но власть свою над народами он приобретет не чрез одни только победоносные и разрушительные завоевания: сила его еще будет заключаться в обольщении людей лестью, коварством и чудесами. Ясные свидетельства об этом есть в книге Даниила (8, 23. 25; 11, 32), в Апокалипсисе (13, 3. 4), во Втором Послании к Фессалоникийцам (2, 9-12) и в Евангелиях (Мф. 24, 24; Марк. 13, 22). В совершении чудес, в обольщении людей, а также, и в наследственном подчинении их антихристу, ему будет помогать зверь из земли или лжепророк, который даже и огонь будет низводить с неба пред людьми и вложит «дух в образ зверя, чтобы образ зверя и: говорил, и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя » (Апок. 13, 15). Впрочем, антихрист обольстит только нечестивых (Дан. 11, 32), не записанных в книге жизни у Агнца (Апок. 13, 8; Дан. 12, 1), «погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения » (2 Фесс. 2, 10), т. е. таких, которые были бы нечестивы и погибли бы и без антихриста, а избранных он будет усиливаться обольстить, но не успеет (Мф. 24, 24; Марк. 13, 22). Ему дано будет только в войне победить святых (Анок, 13, 7; 7, 21, 25; 11, 33) и убивать их (Апок. 13, 15; 20, 4). Но губить и истреблять их, до конца не дано будет ему (Дан. 7, 26). Дни великой скорби, какой не было от начала мира до ныне, и не будет, сократятся ради избранных, а иначе не спаслась бы никакая плоть (Мф. 24, 21. 22; Мар. 13, 20). Как обольщением, так и насилием антихрист будет губить людей. Поэтому он назван «сыном погибели », ибо и других погубить и сам погибнет (2 Фесс. 2, 3. 8-12; Апок. 13, 17 и 20 гл.; Дан. 11, 45). Он «человек греха » и «беззаконник » (2 Фесс. 2, 3, 8); потому что, воспринявши от своих предков природу, проникнутую в высшей степени злом, а от дьявола еще всю злобу его, он и сам будет проникнут злом и других будет вести к злу. Все желания его сердца, все силы, способности, мысли и действия его, проникнутого злом существа, направлены к тому, чтобы искоренять добро и сеять зло. С сатанинской гордостью он будет превозноситься выше Бога, богов и святыни (2 Фесс. 2, 4); не уважит никакого божества и возмечтает отменить служение истинному Богу, ибо возвеличит себя выше всех (Дан. 7, 25; 11, 36. 37); будет богохульствовать (Дан. 7, 25; 11, 36; Апок. 13, 1. 6). Отвергая и осмеивая истинного Бога и богов, отвергая и истребляя всякую религию, и в особенности христианство, попирая и уничтожая всякую святыню, он только себя одного объявит богом и Христом, сядет в храме, как Бог, и только себе одному потребует божеского поклонения и служения (Дан. 11, 36. 38; Мф. 24, 23. 24; 2 Фесс. 2, 4; Апок. 13 гл.). Поклоняться себе, как Богу, он расположит людей лестью, обманом и чудесами. На кого не подействуют эти средства, тех он будет заставлять поклоняться себе всевозможными лишениями и гонениями: нельзя будет ничего ни покупать, ни продавать тем, кто не поклонится зверю и не допустить положить «начертание, или имя зверя, или число имени его на правую руку, или на чело » (Апок. 13, 16, 17). А упорствующие будут убиваемы (Апок. 13, 15). Попирая и уничтожая все божественное и святое, антихрист будет уничтожать и все человеческое. Он желанья жен не уважит (Дан. 11, 17), т. е. будучи жесток и действуя по своему произволу, он будет нарушать и уничтожать установленный Богом строй человеческого общежития, будет попирать брак и основанные на браке семью и общество. Он будет издеваться над законами Божескими и человеческими.

Безбожное и губительное царствование антихриста продолжится три с половиною года. В книге Даниила предсказано, что святые будут преданы в руку малого рога «до времени, времен и полувремени » (7, 25; 12, 7; ср. Апок. 12, 14). По объяснению блаженного Августина «время » означает год, «времена » - два года (число двойственное), «полувремя » - полугодие (О граде Божием кн. 20, гл. 23). Правильность этого объяснения подтверждается параллельными местами из книги Даниила и Апокалипсиса, где тот же период времени обозначается яснее. В книге Даниила сказано: «со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней » (12, 11), т. е., со времени воцарения антихриста до конца его. В пророчестве о седьминах прекращения жертвы и приношения, стояние мерзости запустения на святом месте и погибель опустошителя приурочены к половине седьмины, т. е., к трем годам с половиною. А в Апокалипсисе прямо сказано, что зверю из моря «дана власть действовать сорок два месяца » (13, 5; Ср. 11, 2).

После сорока двухмесячного губительного царствования антихрист погибнет. «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечем убивает, тому самому надлежит быть убиту мечем » (Апок. 13, 10). Зверь из бездны пойдет в погибель (Апок. 17, 11). Антихрист «придет к своему концу, и никто не поможет ему » (Дан. 11, 45). У него будет отнята «власть губить и истреблять до конца » (Дан. 7, 26). «Бог-ли не защитит избранных своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре » (Лук. 18, 7, 8). «Господь Иисус убьет антихриста духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово (в русск. перев. слово 39-е, в 8-й ч. творений Ефрема, издание Московской Духовной Академии); Слово на пришествие Господне, (в русск. переводе 94-е в 4-й части творений Ефрема). Иоанна Златоуста: Беседы на Второе Послание к Фессалоникийцам , Бес. 8 и 4; его же изъяснение многих других мест Писания, содержащие учение об антихристе, Творения Златоуста переведены Петербургской Духовной Академией. Блаженного Августина: О граде Божием, кн. XX, многие главы, - творений Августина ч. 6, изд. при Киевской Духовной Академии. Блаженного Феодорита: Сокращенное изложение божественных догматов, гл. 28, в русск. переводе творений ч. 6-я; его же толкования на Даниила, на 2-е послание к Фессалоникийцам и на другие книги Послания, где есть учение об антихристе. Творения Феодорита переведены при Московской Духовной Академии; Иоанна Дамаскина: Точное изложение православный веры . Кн. IV, гл. 26. Переводы Московской Духовной Академии, Бронзова и другие. Андрея Кесарийского: Толкование на Апокалипсис . Старинный перевод на славяно-русском языке Лаврентия Зизания. Новые переводы; П. М. Б. два издания в 1882 и 1884 г.; братством Петра митрополита Московского издан старинный славянский и новый русский перевод в 1889 г. Толкование на Апокалипсис Аревы, подражавшего Андрею, и толкование на Апокалипсис Примазия Адруметского епископа, менее авторитетны. Последующая богословская литература. В православной церкви: Стефана Яворского: Знамения пришествия антихристова и кончины века, от писаний божественных явленна, апостольскому же вопросу: что есть знамение Твоего пришествия и кончины века, согласующая. Об антихристе (курсовое сочинение Сабурова). Прибавления к Творениям Святых Отцов ч. 17-я. Богословского, Человек беззакония, в «Православном Собеседнике» 1885 г. т. 2-й (это буквальный перевод статьи Дёллингера). Н. Виноградова, Антихристианство и антихрист по учению Христа и апостолов. 1883 г.; О конечных судьбах мира и человека. 1887 и 1889 г, Орлова, Критический разбор главнейших мнений об антихристе, «Православное Обозрение» 1889 г. А. Беляева, О безбожии и антихристе. Т. 1-й, подготовление, признаки и время пришествия антихриста. Сергиев Посад, 1898 г. Сочинения римско-латинских богословов: Beilarmini: Disputationes de controversils christianae fidei; controversia 3-я, lib. 3. Lessins: De antichristo et ejus praecursoribus. 1611 г. Malvenda: De antichristo. 1647. Rohm.: Protestantische Lehre vom Antichrist. 1891 r. Рационалистическое сочинение Ренана: L`Antichrist. Сочинения протестантские: Auberlen: Der Prophet Daniel und die Offenbarung Iohannis. 1854. В русском переводе протоиерея Романова: Пророк Даниил и Апокалипсис святого Иоанна. 1882. F. Philippi: Die biblische und kirchliche Lehre von Antichrist. 1877. Многие другие сочинения, которые только частью касаются антихриста, указаны в нашей книге «О безбожии и антихристе».

* Александр Дмитриевич Беляев,
доктор богословия, профессор
Московской духовной академии

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 1, стлб. 821. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1900 г. Орфография современная.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Кулинарные рецепты и фоторецепты
Салат с соевым соусом мясом огурцом и помидором
Гречневая каша с вешенками