Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Школьный гид. Минеева О.А

Обзор УМК.

Лесная Е. Н., учитель английского языка, МБОУ СОШ №4 с УИОП им. Г. К. Жукова.

Хорошая книга - лучший советчик и друг человека. А учебник по английскому - лучший друг того, кто решил изучать язык международного общения. Как же выбрать себе «товарища» среди нескольких десятков пособий. Выбор учебника - один из важнейших факторов, от которого будет зависеть эффективность изучения английского языка. Учебник должен быть построен методически правильно, оснащен интересными и полезными материалами, качественными закрепляющими упражнениями. Скучное пособие может отбить всякую охоту заниматься изучение языка. Сегодня на рынке представлен широчайший выбор учебников, как отечественных, так и зарубежных. Именно поэтому так сложно подобрать такое пособие, которое окажется наиболее подходящим. Разнообразие и доступность книг для изучения языков упростило задачу, но и одновременно усложнило выбор.

Проанализировав представленные разными издательствами на нашем рынке пособия для изучения английского языка в младшей и средней школе, я остановилась на издательстве Макмиллан, поскольку здесь имеется самый широкий выбор УМК. Каждый учебник разделен на несколько уровней, что позволяет выбрать тот, который соответствует уровню знаний детей. Темы и задания в учебниках подобраны с учетом интересов различных возрастных групп. Яркие, современные и увлекательные, они являются неотъемлемыми помощниками учителя в обучении и мотивировании. Все учебники построены таким образом, чтобы развивать все языковые навыки учащихся: письменная речь, чтение, восприятие на слух и разговорная речь.

Все курсы включают подробные книги для учителей, которые содержат поурочные планы, дополнительные здания и копируемый раздаточный материал для работы на уроке. Форма подачи материала в этих пособиях - учебник с изложением материала от простого к сложному. Представленные учебники можно использовать как для основных, так и для дополнительных занятий.

Начнем с Brilliant Russian Edition . Новое издание учебно-методического комплекта Brilliant , предназначенное для учащихся 2-4 классов, разработано специально для общеобразовательных учреждений РФ и соответствует Государственному стандарту начального общего образования по иностранному языку . Основные характеристики УМК: - интегрированный подход к обучению языковым навыкам и речевым умениям; - знакомство учащихся с реалиями и бытом разных стран (« Мир вокруг нас »); - формирование у учащихся навыков самостоятельного чтения («Читаем с удовольствием!»); - формирование у учащихся навыков оценки своих успехов в изучении языка («Мой языковой портфель»); - обучающие игры и проектные работы, стимулирующие интерес учащихся к изучению английского языка.

УМК Way Ahead - шестиуровневый курс английского языка, реализующий личностно- ориентированный подход в обучении детей младшего и среднего школьного возраста. Тематика, содержание упражнений и типы заданий составлены с учетом интересов ребенка, его возрастных (физических и психологических) особенностей.
Опыт использования УМК в российских школах показывает, что материал учебника позволяет учителю успешно выполнить все требования стандарта начального общего образования по английскому языку.

Macmillan Next Move - семиуровневый курс английского языка для учащихся 1-7 классов. В основе обучения английскому языку лежат диалоги, характерные для реальных жизненных ситуаций, интересные статьи о разных странах, красочные иллюстрации.
Комплект для учащегося включает в себя Книгу для учащегося, Рабочую тетрадь и DVD-ROM с видеоматериалом и дополнительными тренировочными заданиями. Учительский комплект состоит из Книги для учителя, DVD-ROM для работы в классе на интерактивной доске, кода к интернет-ресурсу Teacher Website с дополнительным методическим и дидактическим материалом. Дополнительно предлагается аудиодиск для работы в классе.

Так же представлены другие УМК для развития дополнительных аспектов языка.

Если к основному курсу нужно подключить более углубленное изучение грамматики, то можно взять Macmillan Primary Grammar - трехуровневый курс практической грамматики английского языка для начальной школы.
Основные характеристики пособия:
. соответствие требованиям Государственного стандарта начального и основного общего образования;
. четкая структура уроков;
. Книга для учителя представлена на русском языке;
. интегрированный подход к формированию языковых (грамматических, лексических, фонетических) навыков и развитию речевых умений;
. упражнения на формирование правильного произношения;
. объяснение грамматических явлений на русском языке;
. использование игровых элементов при закреплении изучаемого грамматического материала.

На начальном этапе изучения языка важную роль играет изучение правил чтения. Для этого можно рекомендовать н аглядное пособие «Английский язык. Правила чтения», которое состоит из шести цветных плакатов, иллюстрирующих основные правила чтения:
. гласных букв в открытых и закрытых слогах;
. гласных перед ‘r’;
. сочетаний гласных букв;
. сочетаний согласных букв.
Основные характеристики:
. правила чтения даются на примере слов и предложений;
. данное пособие может быть использовано с любым УМК по английскому языку для начальной школы.

Для успешной сдачи экзаменов в старшей школе и в будущем для сдачи международных экзаменов нужны навыки, знания и опыт сдачи экзаменов в целом. Поэтому эти навыки мы можем формировать уже в младшей школе.

The Cambridge ESOL Young Learners English Tests - первый опыт сдачи экзаменов для младших школьников, и очень важно, чтобы он был положительным. Для этого авторы включили в сборники тестов яркие иллюстрации, а в Книге для учителя разместили методические рекомендации, как сделать подготовку к экзаменам Starters, Movers и Flyers интересной.

Основные характеристики:
. каждая из трех книг предлагает четыре полных теста соответствующего уровня;
. красочные иллюстрации на страницах тестов, превращающие монотонную тренировку в увлекательное занятие;
. материал тестов, написанный опытными преподавателями, методистами, экзаменаторами;
. в разделе Speaking picture представлены пошаговые инструкции по выполнению устной части экзамена;
. доступная для скачивания здесь Книга для учителя к каждому уровню, разъясняющая процедуру экзамена и содержащая дополнительные задания.

Некоторые представленные ранее УМК являются многоуровневыми и могут быть использованы для изучения языка и в средней школе. К ним можно еще добавить следующие пособия.

Hot Spot - курс английского языка, рассчитанный на учащихся от 10 лет и старше (5-9 классы) . УМК Hot Spot в максимальной степени учитывает особенности психологии подростков и их возрастные интересы, а познавательные тексты и рассказы, современный дизайн и прекрасные фотоиллюстрации способствуют повышению их мотивации к изучению английского языка.
Основные характеристики:
. разделы Check Your English в конце каждого урока способствуют развитию у учащихся навыков самостоятельной работы;
. каждый раздел Extra special включает проектное задание;
. в Рабочую тетрадь включен «Дневник успеваемости», в котором ученик может фиксировать и оценивать результаты своей работы.

Motivate! - новый четырёхуровневый курс английского языка для подростков от 10 до 14 лет с разным уровнем языковой и культурологической подготовки.
Основные характеристики
. разнообразные виды упражнений, направленные на развитие коммуникативной компетенции;
. тщательная работа над развитием продуктивных умений и навыков - говорения и письменной речи;
. уникальная по своему наполнению Рабочая тетрадь, включающая в себя дополнительные упражнения, направленные на формирование лексических и грамматических навыков, развитие продуктивных видов речи, социокультурной компетенции и универсальных учебных действий.

Для расширения знаний по грамматике и практического их использования можно порекомендовать УМК Grammar Goals - новый шестиуровневый курс грамматики английского языка для детей в возрасте от 6 до 12 лет. Великолепные иллюстрации, простые и понятные объяснения грамматических явлений, интересные примеры, отобранные с учётом возрастных особенностей и интересов учащихся, разнообразные упражнения превращают изучение грамматики в увлекательное занятие! Задания в каждом разделе представлены тремя уровнями сложности Bronze, Silver и Gold, что не только повышает мотивацию учащихся, но и способствует развитию таких универсальных учебных действий, как планирование, рефлексия, самоконтроль и самооценка.

Первые три уровня Grammar Goals могут служить эффективным дополнительным пособием по грамматике к любому учебному курс для начальной школы, уровни 4-6 могут быть использованы в качестве дополнительного пособия в 5-7 классах.
Основные характеристики
. тщательно выстроенная система упражнений идеально подходит для работы в группах с разноуровневой подготовкой учащихся;
. задания экзаменационного характера позволяют использовать пособие как начальный этап подготовки к итоговой аттестации в школе или к международным экзаменам уровней Starter-B1;
. формат заданий способствует развитию критического мышления и метапредметных умений и навыков;
. особое внимание уделяется развитию умений в письменной речи, а именно умений писать электронное сообщение, рассказ, письмо личного характера, составлять описание и т. п.;
. CD-ROM к каждому учебнику содержит 50 дополнительных интерактивных упражнений; в СD-ROM к учебникам уровней 1-4 включён словарь в картинках .

Эффективность обучения иностранным языкам зависит от качества учебно-методического и кадрового обеспечения образовательного процесса, от их соответствия современным требованиям личности, общества и государства. А выбор УМК зависит от целевой аудитории, уровня владения языком, стиля преподавания, от поставленных целей и предполагаемых результатов.

Какое бы учебное пособие мы не выбрали, всегда стоить помнить, что преподавание - это творческий процесс и уроки по любому УМК можно сделать интересными, познавательными и занимательными.

УМК «Enjoy English» - это завершенный курс английского языка для массовой школы, обеспечивающий преемственность между начальной, средней и старшей ступенями обучения. Включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки к использованию в общеобразовательных учреждениях. Соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Название учебника: «Enjoy English» (Английский с удовольствием)

Предмет: иностранный язык (английский)

Класс: 1 - 4

Тип образовательного учреждения: общеобразовательное

Завершенность предметной линии: завершена

Состав УМК:

Учебник

Рабочая тетрадь

Книга для учителя

Аудиоприложение (CD MP3)

Обучающие компьютерные программы

Интерактивные плакаты

УМК полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту II поколения и Программе начального общего образования, которые гарантируют:

Равные возможности получения качественного начального общего образования;

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания, овладение учащимися духовными ценностями и культурой многонационального и поликонфессионального народа России;

Условия индивидуального развития всех учащихся;

Обучение в рамках системно-деятельностного подхода;

Использование коммуникативного метода обучения;

Развитие универсальных учебных действий (УУД);

Формирование межкультурной компетенции.

Учебник построен на реальных аутентичных ситуациях. Уроки в «Enjoy English» - это отдельное маленькое приключение. Например, когда изучают домашних животных - играют в журналистов, готовящих репортаж с фермы; когда изучают диких животных - играют в зоопарк. У каждого урока - свой сюжет. Каждый урок - небольшое путешествие или представление артистов «театра». Таким образом, еще в самом начале, когда учитель дает установку на урок, он ставит цель. И, конечно же, чтобы этой цели достичь, ученикам надо совершить ряд последовательных действий. Если они готовят репортаж, им надо:

Узнать, как называются животные;

Научиться узнавать их по иллюстрациям;

Научиться произносить слова и т.д.

Таким образом, деятельность, помимо чисто речевой функции, приобретает более широкое значение. Она превращается в приключение, но в то же время ребенок видит конечную цель. Упражнения позволяют эту цель четко соблюдать за счет того, что прописана последовательность шагов.

УМК предполагает, в соответствии с ФГОС, включение учащихся в диалог культур - России и англо-говорящих стран. Дети с начальных страниц учебника попадают в мир англоязычных героев и в игровой форме начинают знакомиться с культурой стран изучаемого языка. С первого урока ученики знакомятся с английскими словами, похожими по звучанию на русские (lamp, piano, sofa, sportsman…), наглядно убеждаясь, что между нашими языками есть «мостик», хоть и маленький, но очень важный.

Социокультурная направленность процесса обучения английскому языку предполагает широкое привлечение лингвострановедческих материалов, которые дают учащимся возможность лучше овладеть английским языком через знакомство с культурой, бытом, реалиями, ценностными ориентирами людей, для которых английский язык является родным.

В учебниках много аудитивных упражнений. Школьники учатся понимать на слух тексты монологического и диалогического характера, построенные на знакомом лексико-грамматическом материале: небольшое простое сообщение, беседа героев учебника, стихи, рифмовки, песни (тексты песен простые и понятные, музыка легко запоминается). Проверка понимания содержания услышанного происходит в разных формах: учащимся предлагается ответить на вопрос, заполнить таблицу, найти героя на картинке и назвать его, составить о герое рассказ, исправить его утверждения, закончить предложение и т.д. При выполнении этих упражнений используются иллюстрации учебника или слайды компьютерной программы.

Обучение лексике происходит комплексно: введение и семантизация лексических единиц, выполнение системы упражнений, направленных на употребление этой лексики на уровне словосочетания, предложения и сверхфразового единства. Кроме того, большое внимание уделяется дозировке лексики (не более 6 слов за урок во втором классе) и ее повторяемости. Одним из самых эффективных способов семантизации является наглядность (изобразительная, предметная, деятельностная), в УМК «Enjoy English» предусмотрено использование всех ее видов (Приложения Е,Ж - урок 10, второй класс, знакомство с глаголами).

Как прием формирования основы грамматических действий используется грамматическое моделирование. В качестве компонентов модели используются знакомые детям геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг с различными дополнительными элементами), а также некоторые «живые» сказочные герои. Все новые правила в учебнике представляет «Мг. Rulе».

Многие материалы учебника способствуют духовно-нравственному развитию ребенка: диалоги этикетного характера, обсуждение ситуаций, требующих морального выбора, развития умения избегать конфликтов, вести себя обдуманно и учитывать мнение окружающих.

Технология формирования у детей техники чтения в УМК «Enjoy English-2» учитывает школьный опыт учеников в изучении родного языка, возрастные особенности второклассников, дает осознанные овладения техническими навыками чтения, опирается на родной язык, ориентирована на развитие способности к общению.

При обучении технике чтения используется подход “от буквы к звуку”, который считается не очень эффективным. Но знакомство с буквами происходит на протяжении всего устного периода (первого полугодия), где на каждом уроке дети знакомятся с одной буквой английского алфавита, запоминают её название и звуки, которые она может обозначать. Поэтому ко второму полугодию, когда начинается этап обучения чтению, дети знают весь алфавит и все английские звуки, а это позволит им запоминать правила чтения и читать слова, предложения и тексты.

Большое внимание уделяется формированию орфографических навыков и творческой письменной речи. Для формирования орфографических навыков используется цветовая сигнализация (гласная буква в открытом слоге - красный цвет, гласная в закрытом слоге - зелёный, согласная - синий, не читающаяся буква - черный, сочетания гласных - оранжевый) и разнообразные упражнения: вставить в слова пропущенные буквы; записать слова с определёнными звуками; составить слова из букв, буквосочетаний; решить кроссворды; выписать из текста слова, словосочетания и предложения; заполнить таблицу по образцу; подписать картинки и т.д. Также очень много заданий для формирования творческой письменной речи: ответить письменно на вопросы к тексту, к иллюстрации; закончить предложение, пользуясь рисунком; описать персонаж учебника; написать письмо от имени сказочного героя; написать рассказ о животном и т.д.

УМК «Enjoy English» формирует некоторые универсальные лингвистические понятия (звук, буква, слово, предложение), наблюдаемые в родном и английском языках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности школьников.

Таким образом, основными характеристиками данного методического комплекса являются:

Приоритет коммуникативной цели в обучении английскому языку;

Деятельностный и личностно ориентированный характер обучения (моделирование условий общения в ролевой игре; использование разных форм работы - индивидуальных, парных, групповых, коллективных; использование проектной методики; взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности - аудированию, говорению, чтению, письму);

Социокультурная направленность процесса обучения английскому языку. Курс насыщен детским сказочным и музыкальным фольклором, через который дети знакомятся с обычаями, особенностями быта и взаимоотношений англичан, с жизнью своих зарубежных сверстников, что создает и поддерживает мотивацию к изучению английского языка.

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

Минеева Ольга Александровна
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иноязычной профессиональной коммуникации


Аннотация
Данная статья посвящена описанию электронного учебно-методического комплекса «Английский язык», разработанного в информационной образовательной среде Moodle и внедренного в учебный процесс преподавателями кафедры иноязычной профессиональной коммуникации НГПУ им. К. Минина.

ELECTRONIC EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEX «ENGLISH FOR STUDENT OF NON-LINGUISTIC FACULTIES»

Mineeva Olga Alexandrovna
Nizhny Novgorod State Pedagogical University after K. Minin
PhD in Pedagogical Science, associate professor of Chair «Foreign language professional communication»


Abstract
The experience of the use of Moodle resources in English language teaching is presented on the example of development of the electronic educational-methodical complex «English for student of non-linguistic faculties» at Minin State Pedagogical University of Nizhny Novgorod.

Введение новых образовательных стандартов в системе высшего образования в России ориентировано на повышение качества образования и предусматривает создания новых учебных программ и новых учебно-методических комплексов. В этой связи происходит перераспределение учебной нагрузки за счет сокращения часов, отведенных на аудиторные занятия, и увеличения доли самостоятельной работы студентов. Поэтому для обеспечения должного качества учебного процесса в вузах наряду с традиционными средствами обучения внедряются информационно-коммуникационные технологии, разрабатываются и используются электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) дисциплин. Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), это «структурированная совокупность электронных образовательных ресурсов, содержащих взаимосвязанный образовательный контент и предназначенных для совместного применения в образовательном процессе» .

В Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина осуществляется работа по разработке и использованию в процессе обучения электронных учебно-методических комплексов, которые базируются в виртуальной образовательной среде Moodle.

Эффективность обучения английскому языку студентов бакалавриата нелингвистических специальностей в условиях малого количества часов, отведенных на аудиторную работу, в большой степени зависит от методически грамотно составленного ЭУМК по дисциплине . Существенной поддержкой в очном обучении служит ЭУМК «Английский язык», разработанный преподавателями кафедры иноязычной профессиональной коммуникации НГПУ им. К. Минина. Далее мы рассмотрим структуру и содержание названного выше курса.

Структура и образовательный контент ЭУМК «Английский язык» были определены спецификой учебной дисциплины «Иностранный язык», требованиями образовательных программ и другими нормативными и документами . Учебный предмет «Английский язык» изучается студентами на первом курсе в первом и втором семестрах и на втором курсе в первом семестре.

Основными целями разработки и внедрения ЭУМК «Английский язык» явились:

– организация сопровождения образовательного процесса по дисциплине «Английский язык» учебными, учебно-методическими, справочными и другими материалами в электронной форме, повышающими качество подготовки учащихся;

– повышение эффективности управления самостоятельной работой учащихся ;

ЭУМК «Английский язык» имеет тематическую структуризацию и включает в себя:

инструктивный блок организационно-методического характера. В данном блоке располагаются:

– аннотация ЭУМК с указанием разработчиков ЭУМК, целевой группы, подходов, принципов и методов обучения;

– цели, задачи и образовательные результаты. Целью дисциплины «Английский язык» является формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов, позволяющей им интегрироваться в международную профессиональную среду и использовать иностранный язык как средство межкультурного и профессионального общения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: – сформировать у студентов систему знаний об особенностях изучаемого языка (фонетических, лексико-грамматических, стилистических, культурологических) в сопоставлении с родным языком; – научить студентов находить, воспринимать, и обрабатывать в соответствии с поставленной задачей различную информацию на иностранном языке, полученную из печатаных и электронных источников в рамках социокультурной и профессиональной сфер общения; – сформировать у студентов навыки и умения грамотно, аргументировано и логически верно строить устную и письменную речь на английском языке в ситуациях межличностного и межкультурного взаимодействия; – сформировать готовность студентов к использованию иностранного языка как средства общекультурного развития, самообразования и профессионального самосовершенствования;

– инструкция по работе с ЭУМК, являющаяся комплексом рекомендаций, помогающих студенту организовать процесс обучения оптимальным образом;

– рейтинг-план учащегося, разработанный в соответствии с учебной программой дисциплины и определяющий порядок изучения элементов дисциплины согласно плану проведения учебных занятий всех видов и контрольных мероприятий. Он включает в себя сроки прохождения элемента учебного плана через конкретные виды деятельности, формы отчетности и виды контроля;

– в учебный блок дисциплины включены специально отобранные и четко структурированные дидактические материалы, представляющие собой совокупность разнообразных учебно-методических материалов и средств, позволяющих оптимизировать процесс взаимодействия преподавателя со студентами. Дидактический блок представлен совокупностью теоретических и практических материалов дисциплины. Рассмотрим их:

Теоретический материал по изучаемым темам представлен с использованием элемента Moodle Лекция. Содержание лекций направлено на оперативность, достоверность, полноту и глубину изучения учебного материала: лекция разбита на части, сопровождается контрольными вопросами в конце лекции. В тексте лекций имеются ссылки на иллюстрации и заимствованный материал (учебники, пособия), внутри текста размещены гиперссылки на презентации, видео, аудиоматериалы и другие образовательные ресурсы.

Практические материалы включают в себя практические и самостоятельные работы, содержат полное дидактическое описание, включающее цель занятия (работы), образовательные результаты и/или формируемые компетенции, вопросы и/или задания (задачи), выносимые на занятие (работу), ссылки и/или гиперссылки на ресурсы и литературные источники, необходимые для подготовки ответов или выполнения заданий (задач), а также показатели и критерии оценки задания (работы) обучающегося на занятии, если они входят в рейтинг-план. К практическим материалам относятся также тренировочные тесты, содержащие открытые правильные ответы и пояснения к ним .

– в блок контроля включены средства проверки знаний и материалы для проведения входного, текущего, рубежного контроля; материалы для проведения промежуточной аттестации учащихся (зачет / экзамен).

Материалы для проведения промежуточной аттестации студентов представлены: – рекомендациями по подготовке к экзамену (зачету); – контрольными вопросами к экзамену (зачету), где перечень вопросов представляется в заданной последовательности и в полном соответствии с заявленным содержанием ЭУМК; – типовыми практическими заданиями на экзамен (зачет), приводятся алгоритмы и/или примеры выполнения этих заданий; – тренировочными и/или контрольными тестами по всему содержанию ЭУМК; – критериями и показателями оценки ответа учащегося на экзамене (зачете).

– в информационно-справочном блоке представлены ресурсы для изучения курса. Информационно-справочные материалы включают в себя:

– словарь основных слов и выражений, а также терминов, охватывающий теоретический и практический материал всего ЭУМК и выполненный с помощью элемента «Глоссарий» и функцией автосвязывания объектов;

  • Даричева М. В. Опыт применения информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Вестник Мининского университета. 2013. № 1 (1). С. 14.
  • Карпенко Т.Е. Структурирование дистанционного курса по иностранному языку в контексте кредитной системы обучения // Знание. 2015. № 11-1. С. 104-109
  • Черемисина Харрер И.А. Использование информационных технологий при изучении профессионально ориентированного английского языка // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 8 (149). С. 71-74
  • Положение об электронном обучении и дистанционных образовательных технологиях НГПУ им. К.Минина [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/HwNL/kYsn65rQ2 (дата обращения: 15.12.2016г.)
  • Минеева О.А., Клопова Ю.В. Использование LMS Moodle для организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70215 (дата обращения: 20.11.2016).
  • Минеева О.А., Даричева М.В. Организация тестирования в системе MOODLE при обучении иностранному языку // Научно-педагогическое обозрение. 2016. №3. С. 81-86
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Учебно-методический комплекс «English» («Английский язык»)

    Предметная линия учебников «Английский язык 2-11» (авторы Кузовлев В.П., Лапа Н. М., Перегудова Э.Ш. и др.) в соответствии с регламентом, принятым Министерством образования и науки РФ, включена в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ. Научным руководителем авторского коллектива является академик Пассов Е.И, автор программы-концепции коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур».

    Завершенная линия учебников для 2-11 классов общеобразовательных учреждений разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) и Примерной программы начального общего образования по иностранному языку, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) и Примерной программы основного общего образования по иностранному языку. Содержание учебников соотнесено также с Фундаментальным ядром содержания общего образования, Программой формирования универсальных учебных действий и другими основными документами, обеспечивающими реализацию ФГОС. Содержание всех учебников позволяет достичь планируемых результатов обучения, предусмотренных ФГОС: личностных, метапредметных и предметных.

    Название учебника: «English» («Английский язык»)

    Предмет: иностранный язык (английский)

    Класс: 2 - 4

    Издательство: «Просвещение»

    Тип образовательного учреждения: общеобразовательное

    Завершенность предметной линии: завершена

    Состав УМК:

    Книга для учащихся (Student"s Book) с 2011г. выходит в двух частях с диском ABBYY

    Рабочая тетрадь (Activity Book)

    Книга для чтения

    Книга для учителя (Teacher"s Book)

    Аудиоприложение (CD MP3)

    - грамматический справочник с упражнениями (Grammar Book with Exercises)

    - прописи (Handwriting Book)

    - электронное приложение

    Контрольные задания для 2 - 4 классов (Assessment Tasks. 2-4)

    Аудиокурс к контрольным заданиям для 2 - 4 классов (Assessment Tasks. 2 - 4. MP3)

    Наглядно-дидактический материал

    Демонстрационные таблицы с методическими рекомендациями

    Учебные фильмы для учителей (с фрагментами уроков)

    Положительным моментом для выбора этого УМК является наличие полного методического портфеля, который, с одной стороны, обеспечивает преемственность между начальной, средней и старшей школой, а с другой стороны - избавляет учителя от рутинной работы и освобождает время для создания действительно продуманных творческий уроков. Авторами УМК созданы рабочие программы, календарно-тематическое поурочное планирование. Кроме того, сняты фильмы по технологии коммуникативного иноязычного образования, создан сайт УМК, на котором регулярно появляются все новинки УМК, можно найти исчерпывающие ответы на все вопросы по работе с составными частями предметной линии, получить консультацию по интересующим вопросам. Таким образом, интернет-поддержка предоставляет не только учителям, но и учащимся возможность получать дополнительные материалы и дополнительные упражнения, рассчитанные на разные уровни обученности, дополнительные материалы для подготовки к итоговой аттестации, знакомит с лучшими ученическими проектами, дает возможность размещать свои собственные проекты, скачивать необходимые аудиокурсы в формате MP3.

    Учебник построен в соответствии с базисным учебным планом: 2 часа в неделю для 2-4 классов и 3 часа в неделю для 5-11 классов. Материал в учебниках организован в циклы. Исключение составляет Учебник для 2 класса, где материал поделен на 2 полугодия и объединен в единую сюжетную линию. Каждый цикл в Учебниках имеет свое название и знакомит российских школьников с определенной сферой жизни их сверстников из англоязычных стран. В основу овладения речевым материалом во всех учебниках положен принцип комплексности, предполагающий взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности.

    Циклы имеют единую структуру, которая включает в себя

    уроки формирования произносительных навыков (2 кл.)

    уроки формирования лексических навыков

    уроки формирования грамматических навыков

    уроки совершенствования речевых навыков в монологической и диалогической формах речи

    уроки развития умения самоконтроля и самооценки

    В Учебник включено несколько приложений:

    Грамматический справочник;

    Лингвострановедческий справочник, дающий краткие пояснения некоторых фактов культуры стран изучаемого языка и России;

    Англо-русский словарь;

    Список имен собственных и географических названий;

    Таблица форм неправильных глаголов;

    Приложение «Учись учиться», содержащее памятки для формирования СУУ и универсальных учебных действий.

    Учебники тесно связаны с другими компонентами УМК. В них содержатся ссылки на Рабочую тетрадь и книгу для чтения.

    Рабочая тетрадь предназначена для активизации и систематизации представленного в Учебнике материала. Каждый урок в Рабочей тетради соотносится с соответствующим уроком в Учебнике и имеет одинаковое с ним название. Рабочие тетради используется как на уроке, так и дома. Если в Учебнике большинство упражнений построено на материале детской культуры англоязычных стран, то в Рабочей тетради многие упражнения основаны на родной культуре, что позволяет детям глубже осознать ее особенности. Рабочие тетради содержат раздел “All about me”, в котором учащиеся пишут о себе, своей семье, друзьях, школе, городе и т. д.

    Книга для чтения составлена таким образом, чтобы домашнее чтение органически включалось в содержание всего цикла уроков, развивая и углубляя его содержание. Обучение чтению строится на отрывках из художественных произведений, предназначенных для учащихся данной возрастной группы и популярных среди английских и американских сверстников. В книгу для чтения наряду с произведениями классиков детской литературы включены отрывки из произведений наиболее популярных современных авторов. В неё также вошли разнообразные типы аутентичных текстов: короткие рассказы, отрывки из литературных произведений, комиксы, стихи, и т.д. Тексты сопровождаются разнообразными упражнениями для развития умения читать. Книга для чтения снабжена англо-русским словарём, лингвострановедческим справочником, списком личных имён и географических названий.

    Прописи для 2 класса содержат занимательные развивающие задания, выполняя которые учащиеся не только учатся правильно писать буквы английского алфавита, но и становятся участниками забавных историй, знакомятся со сказочными героями. Овладение написанием букв английского алфавита происходит в той последовательности, в которой они изучаются в учебнике.

    Контрольные задания содержит четвертные и годовые контрольные работы и задания к ним в тестовых форматах по всем видам речевой деятельности. Каждая из контрольных работ соотносится с материалом циклов уроков в УМК “English 2-11”, разработана с учетом изучаемого в них лексико-грамматического материала и построена в соответствии с форматами и требованиями итоговой аттестации для начальной школы. Этот компонент УМК помогает учащимся как можно лучше подготовиться к новым объективным формам и средствам итогового контроля, которые предполагается применять при проведении итоговой аттестации по окончании начальной школы, а учителю грамотно организовать оценку учебных достижений учащихся в основных видах речевой деятельности. В компонент также входит компакт-диск (СD) в формате MP3, который содержит тексты контрольных заданий для проверки умения понимать речь на слух.

    Грамматический справочник с упражнениями содержит грамматические правила с иллюстрациями и примерами, обеспечивающими пошаговое овладение материалом, упражнения для более прочного усвоения грамматических явлений, раздел «Проверь себя», состоящий из вопросов и упражнений на проверку пройденного материала, а также ключи ко всем упражнениям для самопроверки. Грамматический справочник может использоваться как самостоятельное пособие родителями, желающими помочь ребенку в более глубоком усвоении основ грамматики английского языка.

    Аудиоприложение (CD, MP3) призвано помочь ученикам лучше овладеть произносительной стороной речи и умением понимать речь на слух. В аудиоприложении все упражнения записаны носителями языка.

    Учебный диск представляет собой компонент УМК, включающий: аудиокурс (в формате MP3), содержащий аутентичные аудиозаписи текстов и упражнений для совершенствования произносительной стороны речи, а также для дальнейшего развития умения понимать речь на слух; электронный словарь ABBYY Lingvo, позволяющий не только получить перевод незнакомых слов, но и прослушать их правильное произношение; интерактивную программу ABBYY Lingvo Tutor, содержащую дополнительные комплексы упражнений для более прочного овладения новыми лексическими единицами уроков.

    УМК разработан на основе концепции коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур». Эта концепция полностью соответствует требованиям нового образовательного стандарта. В учебниках данного УМК эти требования реализованы через четыре глобальных аспекта иноязычного образования - познавательный (социокультурный), развивающий, воспитательный и учебный. УМК не только обеспечивает обучение английскому языку, но и развивает индивидуальность ученика в диалоге культур. Используется деятельностный подход, ведущей целью является формирование коммуникативной компетенции, которая, в свою очередь, включает лингвистический, социолингвистический и прагматический компоненты. Последний компонент означает практическое овладение изучаемым языком с учетом личностных характеристик ученика, особенностей его предыдущего языкового опыта, культуры, приобретенных ранее умений и навыков (в том числе общеучебного характера). Под практической целью обучения иностранному языку в методике принято понимать необходимость обеспечить допрофессиональный уровень владения языком, позволяющий последующее доучивание в соответствии с потребностями специальности или личными интересами учащихся.

    В УМК «Английский язык» нашел отражение социокультурный подход в обучении (Е.И.Пассов, В.В.Сафонова, П.В.Сысоев, С.Г.Тер-Минасова). Уроки по данному УМК спланированы таким образом, что учитель стремится создать условия для формирования у учащихся межкультурной компетенции, предполагающей интерес к особенностям чужой культуры, к установлению полилога культур через использование в учебном процессе аутентичных (взятых из жизни) материалов. Центральное место в педагогическом процессе должно занять формирование способности к межкультурной коммуникации, что особенно важно сейчас, когда «смешение народов, языков, культур» достигло невиданного размаха и, как всегда, остро встала проблема воспитания терпимости к чужим нравам и обычаям, пробуждения уважения и интереса к ним. Поэтому одной из актуальных проблем в преподавании иностранного языка сегодня является необходимость более глубокого изучения мира носителей языка и, как следствие, формирование социокультурной компетенции учащихся.

    Целью познавательного (социокультурного) аспекта является овладение знаниями о культуре другого народа, включая знания о языке как части иностранной культуры. Для этого в УМК используются различные средства:

    Отображение актуальной действительности (иллюстрации, фото, слайды, компьютерные программы, анкеты, билеты, этикетки, репродукции картин художников стран изучаемого языка);

    Отрывки из текстовых произведений (художественной, справочной и научно-энциклопедической литературы, материалов СМИ, путеводителей, карт и т. п.);

    Аутентичные диалоговые тексты для высказываний; объяснение и показ строя языка; речевые образцы; правила-инструкции; структурные и функциональные обобщения;

    Фоновые знания, содержащиеся в топонимике, пословицах, крылатых выражениях, безэквивалентной лексике; сведения о невербальных средствах общения и многое другое.

    Выбор учителем УМК для обучения иностранному языку также предполагает не только знание им всех входящих в него компонентов, но и понимание их дидактического значения. Эффект использования каждого компонента возможен лишь в том случае, когда учитель знает - что, где и когда целесообразно использовать в образовательном процессе. Сама идея УМК заключается в том, чтобы максимально активизировать и интеллектуальную, и эмоциональную сферы личности учащихся, задействовать все каналы поступления информации. Исключение хотя бы одного компонента, включённого авторами в УМК, отрицательно скажется на результатах обучения, так как нарушит заложенную в него систему. В связи с этим желательно следовать рекомендациям книги для учителя. В циклах содержится избыточный материал, который обеспечивает ученикам возможность выбора материала в зависимости от интересов, способностей и уровня обученности. Избранный подход дает возможность последовательно осуществлять принцип индивидуализации обучения, позволяя более способным учащимся усваивать материал, выходящий за рамки базового курса.

    УМК прошли проверку временем. При переизданиях устранены недостатки, выявленные в ходе их использования, а также учтены пожелания учеников, учителей, рекомендации методистов. Содержательная сторона учебника подверглась сокращению и обновлению в изданиях 2010-2011гг. Заменены устаревшие сведения и сведения, потерявшие актуальность для современных подростков. Сокращён объём новых лексических единиц (ЛЕ), предназначенных как для продуктивного, так и для рецептивного усвоения. Усилилась повторяемость речевого материала, а также работа над грамматической стороной речи. Достоинством данного УМК является его соответствие учебным целям, возрастным особенностям и интересам детей, современным технологиям обучения, а также его эффективность при индивидуальных занятиях с детьми. Избранная структура учебника и методика изложения опирается на современные педагогические технологии. Учебник содержит достаточно упражнений для организации различного рода учебной деятельности. Упражнения продуманы, удачно подобран иллюстративный ряд. Учебник успешно решает задачу, поставленную авторами: развитие индивидуальности в диалоге культур.

    Отличительной чертой УМК является то, что основная часть груза по соблюдению закона адекватности при воплощении ее в учебниках снята с учителя и взята на себя авторами учебников: все уроки спланированы так, что их можно использовать как готовые сценарии. Это обеспечит «прожиточный минимум» грамотности и основу управления процессом, соблюдение системы планирования. В таком подходе - основа дальнейшего творчества учителя, избавленного от рутинного планирования, на которое у него почти нет времени. Творчество можно и нужно проявлять, главным образом, в процессе воплощения учебника в конкретном классе и в планировании резервных уроков (их, как правило, 20 %).

    Положительным является то, что предлагаемая Концепция отказывается от контроля, используемого на основе политики «кнута и пряника», поскольку это превращает образовательную деятельность в противоборство учителя и учеников и противоречит взаимодействию как сути общения.

    Контроль по самой своей природе агрессивен, поэтому дело не в его усовершенствовании. Снять отрицательные свойства контроля можно только одним путем - сделать его средством управления процессом образования. В этом случае выявляются те «инструменты», с помощью которых это управление осуществляется. Для учителя это: открытый контроль, скрытый контроль, коррекция, наблюдение, учет, оценка, отметка. Для ученика - самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка и взаимооценка. Генеральной линией следует считать при этом перевод учащихся на режим самоконтроля. Их следует учить, как контролировать и корректировать себя. В результате они избавятся от иждивенчества, ибо будут обладать собственным психофизиологическим аппаратом регуляции своей деятельности, а это воспитывает ответственность в человеке.

    При всех положительных качествах УМК есть некоторые отрицательные стороны. Прежде всего, это перегруженность некоторых тем лексическими единицами и грамматическими структурами. Соответственно, эти темы требуют большего количества уроков (часов), отведенных на их отработку. Для выполнения некоторые домашних заданий необходимо большое количество времени, отдельные уроки перенасыщены лексическим материалом, недостаточно упражнений для отработки и закрепления некоторых грамматических явлений (для высказываний учащихся по речевому образцу, например, требуются дополнительные опоры). Кроме того, сама форма отдельных упражнений затрудняет работу, так как пункты заданий не имеют нумерации, а выделены маркером-списком.

    В целом, данная предметная линия учебников позволяет учителю работать творчески, развивает личность учащегося и позволяет достичь планируемых результатов обучения, предусмотренных ФГОС: личностных, метапредметных и предметных.

    Для продуктивного овладения учащимися всеми аспектами иноязычной культуры предусмотрена система средств (памятки и специальные упражнения) для развития у учащихся умения учиться, разработанных с учетом специфики всех видов заданий. Данная система призвана вооружить учащихся рациональными приемами овладения ИК и подготовить к самостоятельной работе над языком не только в классе, но и дома.

    В УМК большое значение отводится играм как способу обучения иноязычной устной речи. Именно в этом виде упражнений формируются основные компоненты самостоятельной учебной деятельности (упражнения “Let"s play”, “Let"s sing”, “Role play”).

    В данном УМК предоставлено много возможностей для развития способностей к самостоятельной работе над языком, а следовательно, и способностей к саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие универсальных учебных действий является тем механизмом, который обеспечивает самостоятельность учебной деятельности младшего школьника при овладении иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.

    В УМК «Английский язык» реализован подход от «звука к букве», от звуковой формы слова к его графической форме, то есть «путь звукового письма». Этот подход показал свою эффективность на практике. Подход от «звука к букве» работает при обучении чтению детей уже овладевших (во время устного вводного курса во 2 классе) элементарными умениями устной речи. Подход этот продуктивный. При обучении технике чтения используется особая технология, которая предусматривает овладение детьми транскрипцией как зрительной опорой для усвоения алфавита и правил чтения, что облегчает овладение умением читать на английском языке. (Приложение Л)

    Слова, которые читаются не по правилам;

    Слова, которые пишутся по-разному, а читаются одинаково.

    Подход от «звука к букве» близок и понятен ученику младшей школы (и учит читать). Основным условием эффективности такого подхода является устный вводный курс (1 четверть 2 класса). Так создаются условия для перехода к чтению и письму, близкие условиям чтения на родном языке. Использование транскрипции помогает детям в дальнейшем усвоить чтение гласных, чтение буквосочетаний.

    Учебный аспект является средством реализации познавательного (социокультурного), развивающего и воспитательного аспектов иноязычнойкультуры. На первом году в области обучения чтению используется комплексный подход, перед учеником 2 класса ставятся следующие задачи:

    Научиться пользоваться англо-русским словарем;

    Изучить алфавит;

    Научиться пользоваться лингвострановедческим словарем;

    Научиться читать по правилам: согласные, имеющие устойчивые однозначные графемно-фонемные связи; согласные, имеющие разное звучание в зависимости от позиции в слове; некоторые сочетания согласных, образующих новый звук (sh, ch, nk, ng, th);

    Научиться догадываться о значении лексических единиц по рисункам, по аналогии с родным языком, по контексту (Приложение Л);

    Развить скорость чтения.

    Обучение чтению гласных букв - задача второго года обучения. В 3 классе чтение выступает как средство и цель обучения иноязычной культуре. Продолжается работа над техникой чтения. Основное внимание уделяется обучению правилам чтения гласных букв и их некоторых сочетаний. Ученик учится понимать тексты.

    В 4 классе чтение выступает как средство и цель обучения иноязычной культуре. Развитие умения читать остается одной из главных целей обучения в 4 классе, реализация которой происходит как в Учебнике, так и в Книге для чтения. Согласно программе, по окончании 4 класса школьники, овладевающие деятельностью чтения на английском языке, должны уметь читать вслух с правильным ударением и интонацией, понимать содержание текстов, находить в тексте интересующую информацию.

    Очень важно, что на начальном этапе обучения чтению тексты и фразы напечатаны крупным шрифтом. Это позволяет избегать зрительного переутомления.

    Овладение чтением на английском языке представляет достаточную трудность для учащихся, родным языком которых является русский и в силу различий, существующих между алфавитами, и в силу графических и орфографических особенностей английского языка. Некоторые дети имеют затруднения при обучении чтению. Так, например, не всем сразу удается сопоставить букву «Cc» со звуком [k], научиться чтению гласных в сочетании с другими буквами (ear, ai, all, au, ir,ur, er). Но в целом, дети усваивают навыки чтения достаточно хорошо.

    Данный УМК обеспечивает осознанное овладение грамматической стороной речи. Стратегия овладения речевым материалом от рецептивных видов речевой деятельности к продуктивным распространяется и на овладение грамматической стороной речи.

    Процесс овладения грамматической стороной речи включен в общий контекст общения и происходит в специально отобранных, коммуникативно-ценных речевых образцах; во взаимосвязи с обучением чтению и лексической стороной речи; сознательно, с использованием правил-инструкций.

    Комплексы упражнений в Учебнике и Рабочей тетради помогают формировать и развивать грамматические навыки; развивается способность к выявлению языковых закономерностей при выведении правил. Обеспечивается большая повторяемость грамматического материала в новых ситуациях общения и разных видах деятельности. Некоторые условно-речевые упражнения включены в качестве дополнительных упражнений в Книге для учителя. Процесс обучения грамматической стороной речи происходит не изолированно, он включен в общий контекст общения, когда используются различные ситуации. Формирование грамматических навыков проходит определенные стадии от восприятия грамматического явления до его репродукции.

    Уроки по формированию грамматических навыков имеют следующие черты: в каждом грамматическом явлении выделяются функциональные и формальные особенности, которые подаются не сразу, а порциями. Работа по формированию навыков строится с учетом того, чем учащиеся уже овладели Например, Past Simple подается в сравнении с Present Simple (4 класс, упр.1, 2, стр. 9 - 10); Present Perfect - с Past Simple (4 класс, упр. 1, 2, стр.69 - 70). (Приложение М)

    На уроках формирования грамматических навыков выделяются следующие основные этапы: презентация грамматического явления и автоматизация грамматического явления. Необходимо, чтобы ученики поняли, когда употребляется данное грамматическое явление и как образуется.

    Показ функционирования явления происходит на примере текстов разного характера (диалогического, монологического). Учащиеся слушают (со зрительной опорой) или читают текст и отвечают на предложенные в Учебнике вопросы, находя и читая предложения с данным грамматическим явлением. Многие упражнения дают учащимся возможность подумать и проанализировать особенности грамматического явления, развивая, таким образом, их способность к выявлению языковых закономерностей и выведению правил.

    Использование правил-инструкций делает процесс овладения грамматическим явлением сознательным и таким образом помогает учащимся лучше овладеть явлением. Таким образом, овладение грамматическим явлением происходит фактически на основе овладения речевым образцом.

    Автоматизация употребления грамматического явления осуществляется в ходе выполнения следующих упражнений:

    Имитативных, когда учащиеся считывают и повторяют за диктором грамматическую форму в готовом виде. Происходит запоминание формальной стороны модели.

    Подстановочных, когда учащиеся в речевой образец подставляют лексические единицы - упражнение 2, страница 58, (4 класс, рабочая тетрадь); упражнение 1, страница 74, (4 класс, рабочая тетрадь). Тем самым увеличивается способность к репродукции на основе аналогии.

    Трансформационных, когда учащиеся трансформируют грамматическую форму - упражнение 2, страница 70 (2 класс, рабочая тетрадь), упражнение 2, страница 84 (2 класс, рабочая тетрадь). (Приложение Н)

    Репродуктивных, когда учащиеся самостоятельно воспроизводят грамматическую форму - упражнение 2, страница 62 (4 класс, рабочая тетрадь), упражнение 2, страница 75 (4 класс, рабочая тетрадь). (Приложение Н)

    На уроках по формированию грамматических навыков используется данная выше последовательность упражнений, и это помогает развивать грамматические навыки учеников.

    В УМК «Английский язык» (В.П. Кузовлева) большое внимание уделяется обучению письменной речи, а именно графике, каллиграфии и орфографии. При овладении графической стороной английского языка учащиеся пишут полупечатным шрифтом, что в дальнейшем значительно облегчает процесс обучения чтению, благодаря сходству начертания букв. Для того, чтобы запомнить графические образы буквы и закрепить навык ее написания, сформировать умение писать слова, словосочетания и предложения, учащиеся выполняют специально подобранные упражнения в рабочей тетради.

    Письмо также рассматривается как цель и как средство обучения. В УМК поставлены следующие задачи в области письма: овладеть правилами английской каллиграфии, овладеть правилами орфографии в соответствии с изученными правилами чтения согласных; научиться сообщать в письменном виде элементарные сведения о себе. Обучение каллиграфии в УМК-2 начинается с первого урока и проходит несколько стадий. Во 2 классе в 1 четверти в рабочей тетради ученики обводят слова по контуру, затем пишут в Прописях буквы, названия которых они могут прочитать по транскрипции. Учащиеся списывают или вписывают в речевой образец слова полупечатным шрифтом.

    Во второй, третьей и четвертой четвертях ученики самостоятельно пишут полупечатным шрифтом. Для развития навыков орфографии и письма в Учебнике и Рабочей тетради даются упражнения под рубрикой «Учитесь писать правильно», “Words for Frederick”, “All about me”, “In your culture”.

    В 3, 4 классах ученики учатся письменно фиксировать ключевые слова, для устного высказывания; выписывают из текста нужную информацию; пишут письмо или рассказ по аналогии с образцом (упражнения в разделе “Writing”).

    Формирование творческой письменной речи также есть в данном УМК. Дети учатся отвечать на письмо друга, пишут письмо Санта Клаусу, пишут книгу о придуманном друге, о себе и своей семье, опираясь на ключевые слова.

    Данный российский УМК позволяет успешно развивать речевые способности учащихся, учитывает опыт учащихся на родном языке, соответствует их возрастным возможностям и интересам и поэтому обеспечивает высокую мотивацию в процессе обучения английскому языку.

    В каждом учебнике в качестве собеседников выступают знакомые сказочные герои - драконы, монстры, животные.

    В начальной школе игра остается ведущим видом деятельности, поэтому все ситуации и темы для общения носят игровой характер.

    В связи с тем, что в УМК используется правило избыточности речевого материала, в речи усваивается только тот речевой материал, который соответствует индивидуальности каждого учащегося. Из лексических групп дети выбирают и используют в речи только те слова, которые лично им необходимы. Это способствует более прочному усвоению материала. В этом УМК используется стратегия «выбирая и используя, овладевай».

    В среднем ученик запоминает три, четыре слова за урок. При этом некоторые слова схожи по звучанию с родным языком учащихся и не представляют трудностей для овладения.

    В УМК дети изучают следующие темы: «Семья», «Помощь по дому», «Игры и игрушки», «Праздники», «Свободное время», «Занятия спортом», «Путешествия», «Друзья», «Любимые питомцы» и «Любимые персонажи». У детей развивается догадка по аналогии с родным языком, по рисунку и по контексту.

    В УМК тщательно отобран и дозирован для данного возраста речевой материал. Предусмотрен невысокий темп продвижения, чтобы у учащихся не сложилось убеждение, что они не способны усвоить материал, организована большая повторяемость материала в новых ситуациях общения.

    Данный УМК соответствует возрастным интересам учащихся за счет организации обучения на основе диалога культур. Овладение речевым материалом сопровождается познанием интересных фактов родной культуры и страны изучаемого языка.

    Семантизация новых лексических единиц осуществляется в процессе восприятия текстов разного характера: высказываний британских и американских детей, диалогов, подписей к картинкам.

    Речевой образец сопровождают, как правило, упражнения, направленные на формирование лексических и грамматических навыков говорения. Иногда содержательное заполнение образца вызывают у учащихся трудности. Нужно показать учащимся возможные пути превращения любого высказывания в «свое»: взять в готовом виде из текста то, что согласуется с их мыслями и чувствами.

    Все темы и ситуации для общения соответствуют возрастным способностям младших школьников. Детям интересно слушать, читать, беседовать и писать об этом.

    В данном УМК разумно используются и сочетаются все известные технологии раннего обучения, что сближает его с лучшими современными учебниками, а по оформлению не уступает этим учебникам, превосходя их по информационной насыщенности. В полной мере реализуется принцип наглядности, который способен сделать уроки английского языка более разнообразными, доступными и развивающими. Представленный в учебниках и рабочих тетрадях зрительный ряд выполняет различные дидактические функции. Вот наиболее очевидные из них:

    красочные рисунки служат для семантизации лексики (учащиеся очень легко справляются с заданиями этого типа);

    речевые образцы построены таким образом, что они обеспечивают адекватное использование новых лексических единиц или грамматических явлений. Наличие таких схем помогает детям свободно включаться в беседу или строить монологическое высказывание;

    сюжетные картинки способствуют формированию умений в устной речи в разных ее формах: монологической (учащиеся описывают сказочных героев, сюжеты, изображенные на картинках) и диалогической;

    иллюстрации к печатным и аудитивным текстам служат опорой для понимания прочитанного и услышанного.

    Использование в данном УМК яркой наглядности, интересных сюжетных линий, аудиокассет оказывает огромную помощь в освоении новых лексических единиц, развитии навыков чтения и речи, создании возможностей объективного контроля, снятии психологических трудностей и барьеров, возникающих так или иначе у детей младшего школьного возраста (стеснительность, нежелание говорить). Все вышеперечисленное служит привитию интереса к изучению английского языка, а также предоставляет дополнительные возможности к выполнению каких-либо заданий сверх нормы на тренировку, закрепление изученного материала.

    Таким образом, основными отличительными характеристиками УМК «English» являются следующие.

    Серия УМК очень удобно разделена по классам (в младшей школе по четвертям). Структуры уроков в каждой четверти несколько отличаются друг от друга, это объясняется спецификой целей обучения на каждом конкретном этапе. Все уроки являются комплексными.

    Главной целью познавательного (социокультурного) аспекта ИК в УМК является духовное совершенствование учащихся на базе знакомства и понимания детской культуры англоязычных стран в ее диалоге с родной культурой.

    Интерес представляет и концепция диалога культур, в которой образовательная цель понимается как овладение учеником иноязычной культурой. Развитие индивидуальности происходит за счет того, что ученик овладевает не только знаниями, умениями и навыками, а иноязычной культурой.

    Одной из главных отличительных черт данного УМК является то, что перед каждым уроком (в книге для учителя) четко определяются цели не только в учебном, но также в познавательном, развивающем и воспитательном аспектах.

    Каждое упражнение в УМК познавательно, так как строится на интересном для младшего школьника факте культуры (англоязычных стран или родной), и не только чему-то обучает, но также развивает и воспитывает учащихся.

    Особенность данного УМК заключается в том, что технология обучения основывается на комплексном подходе к овладению основными видами речевой деятельности. Новый материал усваивается одновременно во всех четырех видах речевой деятельности, когда участвуют все анализаторы: слуховой, речедвигательный, зрительный и моторно-графический, что не только способствует более прочному усвоению материала, но и позволяет ученику компенсировать недостающую способность за счет более развитых.

    Каждый урок представлен, как сценарий в полном объеме, включая материал для аудирования и чтения.

    Широко представлены творческие виды деятельности (проекты)

    Предусмотрены учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся. УМК разработан в соответствии с психологическими особенностями младших школьников, учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

    В полной мере реализуется подход к развитию личностных качеств и способностей ребенка в процессе приобретения им опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

    Познавательная и коммуникативная деятельность организованы на основе зрительного восприятия реалий детской культуры (сказочные герои, герои мультфильмов, литературные герои).

    Большое количество заданий побуждают детей создавать собственную книжку, придуманного друга, волшебный остров.

    В УМК широко использованы самые разнообразные игры.

    В данном УМК акцент сделан и на коммуникативную, и на познавательную функцию языка.

    УМК (В.П. Кузовлева) помогает формировать положительное отношение к предмету и способствует развивать разные виды мотивации.

    УМК способствует формированию мотивации успеха учащихся.

    Для повышения эффективности овладения говорением необходимо поддерживать мотивацию учащихся к изучаемому языку, применять многоуровневое общение, учитывать психические и возрастные особенности учащихся, тем самым косвенно говорили о необходимости применения личностно-ориентированного подхода обучения. В статье проводится основных УМК по английскому языку.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Обучение говорению протекает на всех периодах овладения иностранным языком. На наш взгляд, наиболее ярко игровые ситуации в обучении говорению прослеживаются в учебно-методических комплексах по английскому языку именно на начальном этапе в силу возрастных и психологических особенностей учащихся младшего школьного возраста.

    Проанализировав учебники по английскому языку, рекомендованные Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009-2010 учебный год, и учитывая мнения учителей английского языка , мы выделили 3 учебника, которые, на наш взгляд, не только отвечают современным требованиям к изучению английского языка с учетом личностно и коммуникативно-ориентированного подхода, но отличаются разнообразием игровых форм подачи материала и активно апробируются в общеобразовательных школах страны.

    1. «Милли»/ «Millie-2» и «Millie-3». Авторы Азарова С.И., Дужинина Э.Н., Ермолаева Е.В.

    Британский Совет совместно с издательством «Титул» создали серии учебников для начальных классов общеобразовательной школы Millie (2 – 4 классы), преимущества которых, на наш взгляд, состоят в том, что в них созданы подлинно коммуникативные ситуации, раскрываемые с помощью игр, интервью, песен, рифмовок и историй, представлены разнообразные виды деятельности на уроке: активное использование движения, мимики и жестов (разыгрывание историй, построенных на действии и др.), истории с захватывающим сюжетом в каждом разделе учебника, использование элементов ручной работы на уроках (разрезной материал дается в Рабочей тетради).

    Обучение строится на интересах и потребностях младших школьников: учитываются психологические и возрастные особенности каждого ребенка; дети активно вовлекаются в процесс обучения с помощью действия и движения; темы и ситуации игрового общения близки учащимся начальной школы, а предлагаемый им языковой материал позволяет им выразить свои мысли и чувства в игре, стимулирует общение со сверстниками на английском языке; весь материал аутентичен; контроль и проверка знаний проводятся через самопроверку и самооценку; игровые упражнения не только закрепляют языковой материал, но и развивают логику, учат решать задачи и проводить исследования; общение на уроке не ограничивается только схемой «учитель – ученик», а учит сотрудничать друг с другом в парах и группах; интересная и познавательная информация о мире и России формирует у детей уважение и доброжелательное отношение к разным культурам. Весь курс построен таким образом, что обучение ведется как занимательная игра, в которой дети выступают и в роли ведущего и зрителей.

    2. УМК «Английский язык» для 2-4 классов авторского коллектива: С.Г. Терминасова, Л.М. Узунова, Д.С. Обукаускайте, Е.И. Сухина, Ю.У. Собещанская, издательства «АСТ» «Астрель» обеспечивает обучение в контексте коммуникативно-деятельностного, социокультурного и личностно-ориентированного подходов к развитию школьников; включает естественные ситуации общения, объединенные в увлекательную сказку реальными и фантастическими персонажами; создает мотивацию, интерес на уроках английского языка с помощью смешных и веселых героев.

    3. Более подробно остановимся на серии УМК «Enjoy English» авторов Биболетовой М.З. и др. (все уровни) для начальной и общей школы в новой редакции, в которых, по мнению учителей английского языка, наиболее ярко прослеживается игровая линия подачи материала. Данная серия сохранила основные принципы: приоритет коммуникативной цели в обучении английскому языку, соблюдение деятельностного, личностно-ориентированного характера обучения, сбалансированное и взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности, учет опыта детей в родном языке, развитие когнитивных способностей учащихся, использование современных эффективных технологий обучения, социокультурная направленность процесса обучения английскому языку. Учебный материал перераспределен с учетом возрастных особенностей учащихся, а также реальных условий обучения английскому языку в начальной школе, больше внимания уделено обучению говорению с использование новой тематический лексике, усилено внимание к обучению аудированию.

    Курс насыщен детским сказочным и музыкальным фольклором, особенностями быта и взаимоотношений англичан, с жизнью своих сверстников, что создает и поддерживает мотивацию к учению английского языка. Каждый из учеников серии «Enjoy English» имеет свой сюжет. Например, «Enjoy English, 1» представляет собой занимательную игру в путешественников, предлагая стать героями странствующего театра, что позволяет кратко проигрывать разные ситуации именно в игровой форме. А сам курс завершается постановкой спектакля, что также является моделью игрового общения.

    Учебник «Enjoy English, 2» представляет собой также игровое путешествие с Хоббитом, который знакомит учащихся с различным лексическим, грамматическим и фонетическим материалом с помощью игровых ситуаций. Учебник насыщен наглядными компонентами игрового общения, что делает уроки интересными и увлекательными для младших школьников. Также, в книге для учителя содержатся рекомендации по обучению коммуникативным умениям, примерные конспекты занятий, сценарии спектаклей, что позволяет учителя намного сэкономить время на разработку уроков и больше времени для творчества учителя.

    В данном учебном курсе широко использованы игры для обучения иностранному языку. Сюжетная игра «Сказочный кукольный театр» включает игры с правилами, разнообразные варианты ролевых, познавательных, лингвистических игр. Чем больше дети погружаются в атмосферу игры с непредсказуемым результатом, но по четким правилам, тем успешнее проходит обучение.

    Выполняя многочисленные коммуникативные упражнения, младшие школьники развивают необходимые речевые умения в аудировании, говорении, чтении и письменной речи и повторяют из урока в урок пройденный языковой материал.

    В данном курсе преобладает имитативный подход в обучении языковым навыкам и речевым умениям. Одной из главных характеристик «Enjoy English» является опора на сознание учащихся, поскольку доказано, что сбалансированный коммуникативно-когнитивный подход, в русле которого написан курс, дает стабильно высокий результат в обучении иностранному языку во внеязыковой среде. В «Enjoy English» при формировании умений в говорении учащиеся строят свои высказывания с опорой на план, ключевые слова.

    Формирование языковых навыков и речевых умений на сознательной основе позволяет сделать их более прочными и гибкими, как показало многолетнее экспериментальное и опытное обучение английскому языку. Представленный в учебнике зрительный ряд выполняет возложенные на него дидактические функции.

    Пассов, Е.И . Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 2000. – С. 12.

    Обсуждение эффективности применения рекомендованных УМК проходило на форуме учителей иностранных языков www. pedsovet.ru/forum/


    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Краткая биография бориса годунова самое главное
    Правление бориса годунова
    Психосоматика от а до я Психосоматические заболевания причины и лечение народными средствами