Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что является грехом. Какие грехи бывают у человека с точки зрения православной церкви

Грех сме́ртный – грех, ведущий к погибели души, искажающий замысл Божий о человеке.

Чем отличается смертный грех от обычного?

Различение грехов на смертные и не смертные весьма условно, ибо всякий грех, будь он малым или великим, разлучает человека с Богом, источником жизни, и человек согрешивший неизбежно умирает, хотя и не тотчас после грехопадения. Это видно из Библии, из повествования о грехопадении прародителей рода человеческого Адама и Евы. Не велик был (по нынешним меркам) грех вкусить плода от запретного древа, но через этот грех умерли и Ева и Адам, и по сей день все умирают…

Кроме этого, в современном понимании, когда говорят о грехе «смертном», то имеется в виду, что тяжкий смертный грех убивает душу человека в том смысле, что она становится неспособной к Богообщению до тех пор, пока не покается и не оставит этот грех. К таким грехам относятся убийство, блуд, всякая бесчеловечная жестокость, богохульство, ересь, оккультизм и магия, и т. д.

Но и незначительные, мелкие «не смертные» грехи могут умертвить душу грешника, лишить ее общения с Богом, когда человек не кается в них, и они большим грузом лежат на душе. К примеру, одна песчинка нам не в тягость, а если их накопится целый мешок, то этот груз придавит нас.

Что такое смертный грех?

Что такое смертный грех и чем он отличается от других «несмертных» грехов? Если ты повинен в смертном грехе и искренне покаешься в нем на исповеди, простит ли через священника Бог этот грех или нет? И еще хочется узнать: те грехи, в которых всей душой и сердцем покаялся на исповеди, и священник отпустил эти грехи, если больше их не совершать, за них не будет судить Бог?

Отвечает священник Дионисий Толстов:

Когда человек произносит такое словосочетание, как «смертный грех», тогда сразу же по логике мышления хочется задать вопрос: а что такое несмертный грех? Разделение грехов на смертные и несмертные – лишь условность. На самом деле любой грех смертный, любой грех – это начало погибели. Святитель перечисляет восемь смертных грехов ( , см. также ниже). Но эти восемь грехов – это лишь классификация всех возможных грехов, которые может совершить человек; это как бы восемь групп, на которые подразделяются все они. указывает, что причина всех грехов и их источник состоит в трех страстях: это себялюбие, сластолюбие и сребролюбие. Но, однако, этими тремя пороками не охватывается вся бездна грехов – это лишь начальные условия греховности. Так же и с теми восьмью смертными грехами – это классификация. Каждый грех должен быть уврачеван покаянием. Если человек принес искреннее покаяние в своих грехах, то, конечно, Бог ему простит исповеданные грехи. Именно для этого и существует исповедь. «Покайтесь и веруйте в Евангелие», – говорится в начале Евангелия от Марка. За раскаянный грех человек не понесет осуждения. «Не бывает греха непрощаемого, кроме греха нераскаянного», – говорят Святые Отцы. Бог по своей неизреченной любви к роду человеческому установил таинство исповеди. И приступая к таинству покаяния, мы должны твердо верить, что Бог простит все наши грехи. Святитель говорил: «Покаявшиеся блудники вменяются с девственниками». Вот какова сила покаяния!

иеромонах Иов (Гумеров) :
«Как болезни бывают обычные и смертельные, так и грехи бывают менее или более тяжкие, то есть смертные… Смертные грехи истребляют в человеке любовь к Богу и делают человека мертвым для восприятия Божественной благодати. Тяжелый грех настолько травмирует душу, что ей потом очень сложно вернуться в нормальное свое состояние.
«Выражение «смертный грех» имеет основание в словах св. апостола Иоанна Богослова (). В греческом тексте стоит прос фанатон – грех, который идет к смерти. Под смертью имеется ввиду духовная смерть, которая лишает человека вечного блаженства в Царстве Небесном».

священник Георгий Кочетков
В Ветхом Завете ряд преступлений наказывался смертной казнью. Отсюда и возникло понятие смертного греха, т. е. такого поступка, следствием которого является смерть. При этом никакое достойное смерти преступление не может быть прощено или заменено выкупом (), т. е. человек не может изменить своей участи даже покаянием. Такой подход возник из убеждения, что ряд поступков человек может совершить только в том случае, если он уже давно пребывает вне связи с Источником Жизни или, точнее, черпает вдохновение в источнике чуждом. Другими словами, если человек совершает смертный грех, то это значит, что он нарушил Завет и поддерживает свою жизнь за счет разрушения окружающего мира и людей. Таким образом, смертный грех – это не просто преступление, которое, согласно законодательству, карается смертной казнью, но и некая констатация того факта, что человек, совершающий такое дело, внутренне уже мертв и должен быть упокоен, чтобы от него не пострадали живые члены общины. Конечно, с точки зрения секулярного гуманизма такой подход весьма жесток, но такой взгляд на жизнь и человека чужд библейскому сознанию. Мы же не должны забывать, что в ветхозаветные времена не существовало иного способа прервать распространение тяжкого греха в народе Божьем, кроме такого, когда носитель смерти подвергается смертной казни.

святитель :
«Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, богохульство, отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабеж, воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида.
Только один из этих грехов – – не подлежит врачеванию , но каждый из них умерщвляет душу и делает ее неспособною для вечного блаженства, доколе она не очистит себя удовлетворительным покаянием…
Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, аще и умрет, оживет (). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно – когда смертный грех обратится в навык!».

С.М. Масленников:
В 1 томе святителя есть перечень страстей с примерами их проявления, а в 3 томе имеется приведённый им перечень смертных грехов.
Мы сделали так: сравнили примеры грехов в страстях с примерами смертных грехов и оказалось, что смертные грехи входят у святителя в перечень грехов по каждой страсти в соответствие со своей страстью. Из этого уже легко сделать вывод: страсть – это болезнь души, подобная дереву, приносящему ядовитые плоды – грехи и некоторые из этих грехов наиболее тяжки, потому что даже при одноразовом проявлении они разрушают мир с Богом, отступает благодать – такие грехи святитель назвал смертными.

Вопреки распространенному мнению, выражение «семь смертных грехов» отнюдь не указывает на некие семь поступков, которые бы являлись самыми тяжелыми грехами. В действительности список таких поступков может быть намного длиннее. А число «семь» указывает здесь лишь на условное объединение этих грехов в семь основных групп.

Впервые такую классификацию предложил святитель Григорий Великий в 590 году. Хотя наряду с ней в Церкви всегда существовала и другая классификация, насчитывающая не семь, а восемь основных греховных страстей. Страстью называется навык души, который сформировался в ней от многократного повторения одних и тех же грехов и стал как бы природным ее качеством - так, что человек не может избавиться от страсти даже когда поймет, что она приносит ему уже не удовольствие, а мучение. Собственно, слово «страсть» в церковнославянском языке как раз и означает - страдание.

Св. Феофан Затворник пишет об отличии смертного греха от менее тяжкого: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его . Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный . …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой ».

Смертными эти грехи называются потому, что отпадение человеческой души от Бога - это смерть души. Без благодатной связи со своим Создателем душа мертвеет, становится неспособной к переживанию духовной радости ни в земной жизни человека, ни в посмертном своем существовании.

И не так уж важно, на сколько категорий подразделяются эти грехи - на семь или на восемь. Гораздо важнее помнить о той страшной опасности, которую таит в себе любой такой грех, и всячески стараться избегать этих смертоносных ловушек. А еще - знать, что даже для согрешивших таким грехом остается возможность спасения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин 11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно - когда смертный грех обратится в навык!»

А преподобный Исаак Сирин сказал еще определеннее: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».

Семь смертных грехов

1.  Гордость

«Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других - одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным.

…Как узнается гордый и чем исцеляется? Узнается потому, что домогается предпочтения. А исцеляется, если будет верить суду Сказавшего: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак 4:6). Впрочем, надо знать, что, хотя убоится суда, произнесенного за гордость, однако не может исцелиться от этой страсти, если не оставит всех помышлений о своей предпочтительности».

Свт. Василий Великий

Гордость - самодовольное упоение собственными достоинствами, подлинными или мнимыми. Овладев человеком, она отсекает его сначала от людей малознакомых, потом - от родных и друзей. И наконец - от самого Бога. Никто не нужен гордому, даже восторг окружающих его не интересует, и лишь в себе самом он видит источник собственного счастья. Но как любой грех, гордость не приносит подлинной радости. Внутреннее противостояние всему и вся иссушает душу гордого человека, самодовольство, словно короста, покрывает ее грубым панцирем, под которым она мертвеет и становится неспособной к любви, дружбе и даже к простому искреннему общению.

2  Зависть


«Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая <…> ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого - убогим, счастливого - несчастным. Вот цель зависти - видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».

Святитель Илья Минятий

Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для самых страшных преступлений. А также бесчисленного множества больших и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.

Но даже если и не вырвется этот зверь наружу в виде преступления или конкретного поступка, то разве легче от этого будет самому завистнику? Ведь, в конце концов, таким страшным мироощущением он просто преждевременно загонит в себя в могилу, но даже смерть не прекратит его страданий. Потому что после смерти зависть будет терзать его душу с еще большей силой, но уже без малейшей надежды на ее утоление.

3 Чревоугодие


«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Чревоугодие - рабство собственному желудку. Оно может проявлять себя не только в безумном обжорстве за праздничным столом, но и в кулинарной разборчивости, в тонком различении оттенков вкуса, в предпочтении изысканных блюд простой пище. С точки зрения культуры между грубым обжорой и утонченным гурманом - пропасть. Но оба они - рабы своего пищевого поведения. И для того, и для другого еда перестала быть средством поддержания жизни тела, превратившись в вожделенную цель жизни души.

4 Блуд


«…сознание все более и более наполняется картинами сладострастия, грязными, жгучими и соблазнительными. Сила и ядовитый чад этих образов, чарующих и позорных, таковы, что вытесняют из души все возвышенные мысли и желания, которые увлекали (молодого человека) раньше. Нередко бывает, что человек не в состоянии думать более ни о чем другом: им всецело владеет демон страсти. На каждую женщину он не может смотреть иначе, как на самку. Мысли одна другой грязнее ползут в его отуманенном мозгу, а в сердце одно желание - удовлетворить свою похоть. Это уже состояние животного или, вернее, хуже животного, потому что животные не доходят до того разврата, до которого доходит человек».

Священномученик Василий Кинешемский

Грех блуда включает в себя все проявления половой активности человека вопреки естественному способу их осуществления в браке. Беспорядочная половая жизнь, супружеские измены, всевозможные извращения - все это различные виды проявления блудной страсти в человеке. Но хотя это и телесная страсть, истоки ее лежат в сфере ума и воображения. Поэтому к блуду Церковь относит и непристойные мечтания, просмотр порнографических и эротических материалов, рассказ и слушание похабных анекдотов и шуток - все то, что способно возбудить в человеке фантазии на сексуальную тему, из которых потом вырастают и телесные грехи блуда.

5 Гнев

«Посмотри на гнев, какие знаки своего мучительства он оставляет. Смотри, что человек делает в гневе: как негодует и шумит, клянет и ругает сам себя, терзает и бьет, ударяет по голове и лицу своему, и весь трясется, как в лихорадке, словом, он похож на бесноватого. Если внешний вид его так неприятен, что же делается в его бедной душе? …Видишь какой страшный яд скрыт в душе, и как горько он мучит человека! Его жестокие и тлетворные проявления говорят о нем».

Святитель Тихон Задонский

Человек в гневе страшен. А между тем гнев - естественное свойство человеческой души, вложенное в нее Богом для отвержения всего греховного и неподобающего. Этот полезный гнев был извращен в человеке грехом и превратился в гнев на ближних людей порой по самым ничтожным поводам. Обиды другим людям, ругань, оскорбления, крики, драки, убийства - все это дела неправедного гнева.

6 Алчность (корыстолюбие)

«Корысть есть ненасытимое желание иметь, или искание и стяжание вещей под видом пользы, затем только, чтобы сказать об них: мои. Предметов этой страсти множество: дом со всеми его частями, поля, слуги, а главное - деньги, потому что ими можно всё доставать».

Святитель Феофан Затворник

Иногда считают, что этим духовным недугом могут страдать исключительно богатые люди, уже обладающие богатством и стремящиеся его преумножить. Однако и человек среднего достатка, и малоимущий, и совершенно нищий - все подвержены этой страсти, поскольку заключается она не в обладании вещами, материальными благами и богатством, а - в болезненном, непреодолимом желании ими обладать.

7 Уныние (лень)


«Уныние - это продолжительное и одновременное движение яростной и вожделеющей части души. Первая неистовствует по поводу того, что находится в ее распоряжении, вторая, напротив, тоскует по тому, чего ей недостает».

Евагрий Понтийский

Унынием принято считать общее расслабление душевных и телесных сил, соединенное с крайним пессимизмом. Но важно понимать, что уныние наступает у человека вследствие глубокой рассогласованности способностей его души, ревностности (эмоционально окрашенного стремления к действию) и воли.

В обычном состоянии воля определяет для человека цель его устремлений, а ревностность является «мотором», который позволяет двигаться к ней, преодолевая трудности. При унынии же человек направляет ревностность на свое нынешнее, далекое от поставленной цели состояние, а воля, оставшись без «двигателя», превращается в постоянный источник тоски о несбывшихся планах. Эти две силы унывающего человека вместо движения к цели как бы «тянут» его душу в разные стороны, доводя ее до полного изнеможения.

Такая рассогласованность - результат отпадения человека от Бога, трагическое следствие попытки устремить все силы своей души к земным вещам и радостям, в то время как даны они нам были для устремления к радостям небесным.

Никто не поставит под сомнение мудрость такой книги, как Библия, в которой можно найти хороший совет, подходящий для практически любой жизненной ситуации. На её страницах упоминается о героях и злодеях, пороках и добродетелях. Отметим, что Библия всегда пытается объяснить суть своего поучения и показать наглядным образом, используя истории, а не просто указывает на то, что нужно делать. К Священным христианским текстам относятся труды известных деятелей в сфере религии, поскольку они считались гласом Бога на Земле. В христианстве 7 смертных грехов расписаны очень подробно.

История возникновения списка из семи грехов

Смертные грехи в православии отличаются друг от друга тяжестью, возможностью их искупить. Говоря о грехах, особое внимание следует уделять семи смертным грехам. О них слышали многие, но не всем известно, какие грехи входят в этот список и их отличие. Грехи назвали смертными не просто так, ведь в христианстве считается, что этим грехам подвластно привести душу человека к гибели. Заметим, что семь грехов, хоть всеобщее мнение в этом уверено, не описаны в Библии, потому что их концепция появилась позже, чем само Священное письмо. Считают, что основой послужили труды монаха, которого звали Евгарий Понтийский. Он составил список, в который попали восемь человеческих пороков. Под конец 6 века папой Римским Григорием I Великим он был сокращён до семи позиций.

Если авто у вас есть, но срочно нужны деньги, вот автозалог машина остается у вас, что очень удобно.

Почему грехи назвали смертными

Конечно же, эти грехи не настолько страшны, по мнению теологов. Они не являются такими, которые невозможно искупить, просто их наличие способно привести человека к тому, что он станет хуже. Если хорошо постараться, можно прожить жизнь так, чтобы не нарушить ни одной заповеди из десяти, но вот прожить так, чтобы не согрешить одним из семи грехов, невозможно.

По сути, семь грехов были в нас заложены матушкой-природой. При определённых обстоятельствах человек мог выжить, идя наперекор учениям об этих грехах, но, несмотря на это, считается, что это не может дать хорошие плоды.

Если вы ничего не слышали о том, что под собой подразумевают 7 смертных грехов, список с короткими объяснениями, представленный ниже, поспособствует раскрытию этого вопроса.

Итак, семь смертных грехов:

  • Людям свойственно желать богатства, стараться заполучать материальные ценности. При этом они даже не задумываются, нужны ли они им вообще. Вся жизнь этих несчастных превращается в слепое накопительство драгоценностей, денег, имущества. При этом, такие люди пытаются получить больше, чем они имеют, не зная меры, даже не желая её знать. Имя этому греху – АЛЧНОСТЬ.
  • Если человека постоянно преследуют многие неудачи, он попросту прекращает стремиться ко всему. Со временем, жизнь, которую он влачит, начинает его устраивать, в ней ничего не происходит, но нет и всякой суеты, и нервотрёпки. Этот грех – ЛЕНЬ, он атакует безжалостно и быстро, и если у человека не хватает сил подавить её один раз, то потеря личности гарантирована.
  • Для многих характерно делать что-либо, пытаясь стать выше других. Чаще всего все совершённые поступки именно для этого им и нужны. Ими начинают восхищаться в обществе, и людях, подверженных греху ГОРДЫНИ, начинает зарождаться огонь, сжигающий все самые лучшие чувства, хранящиеся в душе. Проходит время, и человек думает уже только о себе любимом.
  • Конечно, инстинкт размножения был заложен в каждом человеке. Но есть те, кто не может насытиться сексом, ставшим для них образом жизни. В своих мыслях они развивают только ПОХОТЬ, входящую в 7 смертных грехов. Каждый по-своему зависим от секса, но злоупотребление им до добра не доводило.
  • ЗАВИСТЬ не всегда бывает белой. Часто она становиться причиной для эскалации ссор и совершения преступлений. Не каждому дано с лёгкостью воспринимать тот факт, что его близкие, родственники, друзья смогли создать для себя лучшие условия для жизни. В истории можно найти множество примеров, когда зависть становилась причиной убийства.
  • Человек, объедающийся от пуза, не вызывает приятных эмоций. Еда нужна для поддержания жизни, чтобы иметь возможность совершить что-то значимое и прекрасное. Но люди, подверженные греху ЧРЕВОУГОДИЯ, считают, что они пришли на свет именно для того, чтобы есть.
  • Последним грехом можно назвать ГНЕВ. Часто ли мы сдерживаемся, когда эмоции бьют через край? Сначала рубим с плеча, а потом уже только наблюдаем за необратимостью последствий.

Людям свойственно совершать перечисленные грехи, поскольку каждый этап жизни подбрасывает новые переживания и проблемы, человек сталкивается со сладостями побед и горечью поражений, тем самым, то возносясь на свой собственный Олимп, то падая в бездну отчаяния. Когда на жизненном пути случается встретиться с каким-либо грехом, стоит остановиться и подумать, бросить критический взгляд на свою жизнь и постараться стать лучше, очиститься.

Грех - религиозное понятие, подразумевающее полное или частичное, прямое или косвенное нарушение человеком установленных табу в результате сознательных поступков, противоречащее нормам этой религии. Часто под ним понимают и нарушение общепринятых этических и моральных норм данного общества.

В православной традиции грех - то деяние, которое наносит вред душе человека. Важно в первую очередь не то, какие грехи бывают у человека, а вечное посмертное осуждение и муки ада для тех, кто искренне не раскается в содеянном.

Грехи в православии

Какие бывают грехи в православии? Существуют различные классификации. Наиболее распространена следующая.

  • Грехи против собственной личности. Не приветствуется излишнее самолюбование и нарциссизм. Наоборот, рекомендуется смирение и послушание. К этой же категории относятся ложь, зависть и пустословие, лень, стойкая обида и показное хорошее поведение, чрезмерная концентрация на физическом здоровье в ущерб духовному. Еще - употребление спиртных напитков и наркотических средств, азартные игры, увлечение эротикой и порнографией, измена супругу, секс вне брака (церковного) и любые мысли на этот счет.


  • Грехи против других людей. Ненависть к ближним, неумение искренне прощать и забывать обиды, нежелание отказаться от мести. В эту же категорию попадает непочтительное отношение к родителям и другим старшим по возрасту людям, неисполнение данных обещаний и невозвращение вовремя взятого в долг. Также это советы, подталкивающие других к греховным поступкам (например, аборту) и развращение, воровство, отказ в помощи при возможности ее оказать, безответственное отношение к своей работе и плодам чужого труда. Еще - отказ от родительских обязанностей, пренебрежение воспитанием детей, злословие и распространение клеветы и даже просто сплетен, насмешки за спиной и лицемерие в лицо.
  • Грехи против Бога. В первую очередь - несоблюдение его воли, выраженной в библейских заповедях и канонических текстах. Также - маловерие, отсутствие благодарности, притворная религиозность, подверженность суевериям. К ним же относится частое упоминание Бога без достойного повода, богохульство, недовольство тяготами и испытаниями, выпавшими в жизни, неискренние молитвы и нерегулярное посещение храмов, суицидальные мысли.



Смертные грехи

Какие бывают смертные грехи? Они сформулированы почти полторы тысячи лет назад. Общее для них то, что совершивший любой из них навсегда теряет свою бессмертную душу, которая погибает. Без покаяния пути к спасению нет.

  1. Гордыня. Начинается все с приписывания себе вымышленных достоинств, поднимающих над остальными. Затем прекращается общение, знакомство и всякие контакты с теми, кто считается неподходящей компанией по причине низкого социального статуса, недостаточного интеллектуального развития, и так далее. Рвутся связи с друзьями и близкими. В результате душевная черствость ведет к неспособности любить.
  2. Зависть. Желание обладать тем, что есть у других.
  3. Чревоугодие. Помните, что мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть. В пище важно соблюдать умеренность. Бесконтрольное обжорство и отказ от пищи духовной ради еды ведут к смерти души.
  4. Блуд. В эту категорию попадают беспорядочные связи, любые сексуальные извращения, измена супругу или супруге, внебрачные связи. Причем не только на деле, но и в мыслях.
  5. Алчность. Помимо денег и вещей в жизни есть гораздо более важные вещи. Для человека, который выше всего ставит материальное благополучие и патологическое стремление обладать какими-то вещами, путь к спасению закрыт по определению.
  6. Гнев. Существует, конечно, и справедливый гнев, объектом которого является все греховное и нечестивое. Но опасен тот, которые направлен против ближних, выражаясь в нецензурных оскорблениях, брани, рукоприкладстве.
  7. Уныние. Частые жалобы на жизненные невзгоды и трудности, общий пессимизм, концентрация на случившихся неудачах и сорвавшихся планах.

Видео по теме статьи

7 смертных грехов – греховные страсти, которые, по мнению Церкви, являются пагубными для души человека, ибо, отворачивают оную от Бога.

Обратите, сразу, внимание на понятие «страсть». Страсть, здесь, понимается, как привычка души – устойчивое свойство личности человека, которое определяет эту личность.

А так как эта страсть греховна – мешает человеку нормально жить, он, буквально, СТРАДАЕТ, снедаемый этой греховной страстью.

Я уже высказывал мнение, впрочем, совершенно не оригинальное, что большинство церковных наставлений по правильной жизни человека, есть общечеловеческие ценности.

Например, мораль жизни человека, коя вкладывается в уста Иисуса Христа и изложена в Евангелиях, не что иное, как принципы нравственной жизни человека.

Притом, вне зависимости от того, верует он в бога или является атеистом в той или иной степени. Смотрите, серию статей об этом:

На мой взгляд, 7 смертных грехов – это упрощённое наставление по правилам жизни человека, в отличие, например, от заповедей Иисуса Христа, где требуется некое растолковывание и определённая доля «ума и фантазии», для понимания.

То есть, иначе говоря, 7 смертных грехов – это, как раз, правила жизни человека изложенные для современного человека .

Ибо, именно наш современник, в массе своей, привык читать и понимать всю информацию по диагонали, и падок на простое и короткое изложение информации.

7 смертных грехов – это, как раз, в духе тех лозунговых рекламных заголовков, на которые привыкли реагировать и читатели оффлайн, и читатели онлайн в интернете.

7 смертных грехов, перечень

1. Гордыня
2. Зависть
3. Чревоугодие
4. Блуд
5. Гнев
6. Алчность
7. Уныние

В религии, наличие хоть одного из 7 смертных грехов, является пороком, который отвращает человека от бога и, следовательно, делает человека и его жизнь греховной, грешной.

Но, позвольте вас заверить, что и отсутствие мыслей о грехопадении перед богом, и, даже, вообще непонимание греховности своих свойств и поступков на их основе, не делает жизнь человека беззаботной.

Ибо, наличие у личности хоть одного из 7 смертных грехов, самым негативным образом влияет не только на социальную и личную жизнь человека, но и отражается на его психическом и телесном здоровье.

В истинности этого, мы сейчас убедимся, коротко рассмотрев суть каждого из 7 смертных грехов.

7 смертных грехов – пороки, которые мешают жить

1. Грех № 1 – Гордыня

В основе это порока, лежит идея человека, что он представляет собой нечто значительно большее и значимое, чем другие люди. Все, или в массе своей, за редкими исключениями.

Из этой идеи следует соответствующее ей отношение к окружающим людям: презрение и пренебрежение, как «близнецы-братья».

При этом, гордыня имеет свойства прогрессировать: сначала, например, пренебрежение распространяется на более бедных. Затем, эти бедные начинают считаться более глупыми, необразованными и бесчувственными.

И так далее, пока гордыня не начнёт проявляться уже ко всем окружающим, включая и близких людей. Ибо, все обладают какими-то свойствами, которые, на взгляд гордеца, делают их значительно хуже его, единственного и неповторимого.

Церковь добавляет: В конечном счёте, гордец начинает считать себя выше самого Бога. Это ли не смертельный грех!?

Страдает гордец? Конечно: как он отторгает социум, пренебрегая его членами, так и социум, в отношениях с ним, будет нести только негатив, в ответ.

Смертельно опасно быть гордецом? Кто-то сомневается? Гордыня, чрезмерная гордость – один из 7 смертных грехов. Жизнь и верующих, и неверующих, подтверждает это.


2. Грех № 2 – Зависть

Зависть – это переживания человека по поводу того, что кто-то, в чём-то и как-то живёт лучше его.

Завистник обладает абсолютной порочностью личности и психики, ибо, вместо того, чтобы искать добра себе, он ищет зла другим.

Иначе говоря: вместо того, чтобы улучшать свою жизнь, он тратит свою жизнь на то, чтобы сделать жизнь других хуже.

Завистник видит своё счастье в том, что известные ему люди стали хуже, чем он: беднее, чем он, глупее, болезненнее, несчастнее, и так далее.

И этот порок, как и всякое внутреннее содержание личности, проявляется вовне. Завистник не только завидует, но и может сделать всё что угодно, даже пойти на преступление, чтобы потешить свою страсть: увидеть, что кто-то его стараниями стал жить хуже, чем он.

Зависть – смертный грех из 7 смертных грехов? Безусловно, — зачёт.


3. Грех №3 – Чревоугодие

Что церковники, что диетологи, выделяют такие 3 разновидности чревоугодия:

— Приём пищи в неустановленное время.
— Поедание чрезмерного количества пищи – обжорство.
— Привередливость в еде: отдание предпочтения изысканной пище.

С точки зрения церкви и диетологов, человек должен питаться в установленное время, не объедаться, и отдавать предпочтение натуральной, простой пище.

Но суть не в этом: человек не должен становиться рабом своего живота. Нужно соблюдать принцип: Есть, ради того, чтобы жить, а не жить, ради того, чтобы есть.

Чревоугодие – один из 7 смертных грехов. Кто-нибудь сомневается?

4. Грех №4 – Блуд

Сексуальные страсти, когда сексуальная жизнь становится доминирующей в жизни человека, поглощая все другие человеческие проявления, приводит к деградации человека – возврату его, в основном, к его животной ипостаси.

Понятно, что сексуальные страсти разрушают и психическое и телесное здоровье личности.

И церковь, и сексологи, и медики, едины в мнении: беспорядочная половая жизнь, частая смена и неразборчивость в сексуальных партнёрах, измены и сексуальные извращения – это психические и телесные заболевания, и способ укоротить себе жизнь.

О сомнительном удовольствии блуда, не знает только тот, кто с ним не сталкивался, и у кого не хватаем воображения его, блуд, увидеть без порно прикрас.

Так же, как и чревоугодие, блуд – это болезненное развитие в человеке животных начал. Ибо, даже в животном мире, редко наблюдается разрушительная, болезненная чрезмерность в питании и в занятиях сексом. Животные, в этом плане, человечнее некоторых людей.

Блуд – четвёртый порок в череде 7 смертных грехов.

5. Грех № 5 – Гнев

Гнев – это почти неуправляемое, крайне негативное эмоциональное состояние, направленное вовне – на кого-то или, реже, на что-то. Ещё реже, на самого себя.

Гнев, как страстная привычка человека, опасен тем, что человек «в гневе страшен» — утрачивает или начинает утрачивать, контроль над своими мыслями и поступками.

Обратите внимание, что гнев, вслед за чревоугодием и блудом, — это тоже крайнее проявление животной ипостаси человека. Вернее, даже: доминирование – преобладание животных начал в человеке над человеческими качествами.

Гнев – один из 7 смертных грехов человека. Без сомнения.


6. Грех № 6 – Алчность

Алчность – более сложный порок, в ряду 7 смертных грехов. Ибо, если мы будем понимать под алчностью стремление к богатству – обогащение, то будем вынуждены признать, что большинство людей страдают этим пороком.

При этом, алчности подвергнуты и богатые, и бедные, и, даже, нищие. Но, суть алчности не в стремлении к богатству, как таковому, а в стремлении к чрезмерности в обладании вещами и деньгами.

То есть, говоря языком русских сказок, алчность – это когда человеку «всё мало».

Иначе говоря, народный, здоровый разум, давно понял, что есть, теоретически и прагматически, ДОСТАТОЧНОЕ количество всего, что нужно человеку для НОРМАЛЬНОЙ и здоровой жизни.

Желание чего-либо сверх этого разумного предела – и есть алчность, которая делает человека больным телесно и психически. А возможно, его и погубит.

Неслучайно, синонимом алчности служит слово «корыстолюбие». Корысть – выгода. А так ли уж нормальна и здорова жизнь ради выгоды?


7. Грех № 7 – Уныние

Уныние – расслабление сознания (души) и тела человека, которое в быту мы привыкли называть более понятным словом – лень. Лень – это состояние угнетения и период восстановления психики и организма перед новой активностью.

В норме, каждый здоровый человек периодически испытывает и уныние, и его проявление — лень.

Но, уныние, как ничего неделание, может стать страстным желанием, которому хочется предаваться снова и снова. Человек, который ничего не делает, а только жалуется, как ему плохо живётся – это человек подверженный одному из 7 смертных грехов.

В религиозных проповедях, толкованиях и разъяснениях, бывает, выделяют восемь и более смертных грехов человека. Как правило, дополнительные пороки образуются от разного толкования существующих 7 смертных грехов.

Например, страсть уныния разделяют на печаль и собственно уныние. Представляя жизнь некоторых церковных деятелей, можно понять причины такого разделения, и желания покопаться в этих, да и в других тонкостях пороков человеческой души.

Что касается лично моей позиции, то я бы, смело, в 7 смертных грехов, поместил бы ещё один: Властолюбие. Ибо, считаю, вслед за многими людьми, в том числе из научной среды, что властолюбие – это болезненный порок определённой группы людей.

Они, властолюбцы, испытывают болезненную страсть к власти над людьми.

Самое печальное, здесь, что большинство людей, подверженных этому пороку, его реализовывают. Более того, передают его, этот порок, в наследие своим детям.

Рассматривает ли Церковь этот вопрос? Конечно, обойти его она не может, НО, а хочет ли!? Сам факт невнесения этого порока в перечень 7 смертных грехов, говорит за себя. НО, это большая и отдельная тема, которая не вполне в русле тематики нашего сайта.

Смысл-то в чём? Как вы могли сами убедиться и до чтения моего скромного поста, 7 смертных грехов – это правила нормальной и здоровой жизни человека. Указания, как не надо жить, чтобы не делать, и без того проблемную жизнь человека, ещё более проблемной, несчастной и не здоровой.

Хотите избавиться или преодостеречься от 7 смертных грехов? Разве для этого обязательно становиться верующим, дабы «убояться кары божией»?

На мой взгляд, вполне достаточно желания жить нормальной, а местами и счастливой, светской, а не религиозной жизнью. Бояться надо не бога, а своей испорченной, самим собой, жизни.

Ну, это на мой взгляд. А вы, как считаете?
7 смертных грехов – только для верующих, или для всех живущих на земле?

Ещё статьи по этой тематике:

Включайся в дискуссию
Читайте также
Где найти хорошего репетитора по английскому языку?
Как правильно жарить шашлык?
Кулинарные рецепты и фоторецепты