Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кто ввел термин жизненное пространство. Личное и жизненное пространства

Чаще всего понятие «жизненное пространство» употребляют со словом «организация», подразумевая наведение порядка на своем рабочем месте, распределение рабочего времени и прочие мероприятия, связанные с самоорганизацией. Никто не будет спорить, что такого рода организация и оптимизация жизненного пространства очень важна, так как без этого достичь успеха в любой из сфер жизни невозможно. Но есть более интересное определение жизненного пространства, которое ему дает психология, вот с этой точки зрения мы его и рассмотрим.

Психология жизненного пространства

Это понятие было введено психологом Куртом Левиным, который считал, что человеческая жизнь проходит не столько в реальном мире, сколько в мире, сформированном его сознанием на основании накопленных знаний и опыта. При этом психолог предлагал рассматривать личность и ее представления о мире как единое целое, а все факторы, влияющие на его сознание, он называл жизненным пространством. Надо заметить, что это пространство совершенно не подчиняется физическим законам, человек может сидеть в одиночной камере, но при этом его жизненное пространство будет охватывать километры. На его размеры оказывает влияние мировоззрение человека, и чем оно шире, тем большим жизненным пространством личность может обладать.

Размеры этого пространства не постоянны, увеличиваясь по мере взросления. Чаще всего своего максимума оно достигает к середине жизни, постепенно уменьшаясь к старости. Жизненное пространство может уменьшаться у тяжелобольного или подавленного человека, ему ничего не интересно, нет тяги к новым знаниям и знакомствам. Иногда этот процесс может быть обратимым.

Если никаких серьезных болезней нет и до старости еще далеко, свое жизненное пространство можно легко расширить. Нужно просто перестать быть равнодушной, в мире происходит столько всего интересного – ученые совершают открытия, появляется новая музыка, фильмы и книги, археологи раскапывают древние города, перечень этот можно продолжать бесконечно. Наша жизнь – это книга, и только от нас зависит, будет она наполнена удивительными историями или на ее изломанных блеклых страницах останется только серость и грязь.

Хотя мы начали с человека и впоследствии окружили его психологической средой, было бы ближе к левиновской идее (идти от общего к частному) начать с жизненного пространства и дифференцировать в нем человека и среду. Ибо жизненное пространство есть вселенная психолога; это вся психологическая реальность. Оно содержит тотальность возможных событий, способных повлиять на поведение индивида. Оно включает все, что нужно знать для понимания конкретного поведения человеческого индивида в данной психологической среде и в данное время. Поведение (B, behavior) есть функция (f, function) жизненного пространства: B = f(L).

"Задача динамической психологии – однозначно вывести поведение данного индивида из тотальности психологических событий, существующих в жизненном пространстве в данный момент" (Lewin, 1936а).

Тот факт, что жизненное пространство окружено физическим миром, не означает, что жизненное пространство – часть физического мира. (Рис. 9-3.) Скорее, жизненное пространство и пространство за его пределами – дифференцированные и отдельные регионы большей тотальности. Что это за тотальность, – какова эта большая вселенная – конечная или бесконечная, являет она хаос или космос – не имеет к психологии никакого отношения, за исключением одного важного момента. События, существующие во внешнем регионе и соседствующие с границей жизненного пространства – Левин назвал этот регион "внешней оболочкой жизненного пространства" – могут материально воздействовать на психологическую среду. То есть непсихологические события могут изменять психологические. Левин полагал, что изучение событий, происходящих во внешней оболочке, может быть названо "психологической экологией". (1951, гл. VIII). Первый шаг психологического исследования – установить природу событий, существующих на границе жизненного пространства, поскольку эти факты помогут определить, что возможно, а что – нет, что может случиться в жизненном пространстве, а что не может. Левин проделал эту работу перед тем, как предпринял исследование пищевых навыков у людей и возможности их изменения. (1943, 1951, гл. VIII).

События в психологической среде также могут вызывать изменения в физическом мире. Между этими двумя мирами – двустороннее сообщение. Соответственно, говорят, что граница между жизненным пространством и внешним миром обладает свойством проницаемости. Граница напоминает проницаемую мембрану или сеть – скорее, чем стену или жесткий барьер. Отметим по ходу дела, что физический мир не может прямо коммуницировать с человеком, равно как и человек не может напрямую коммуницировать с внешним миром. Событие, прежде чем повлиять на человека или испытать его влияние, должно стать фактом психологической среды. Это ясно при взгляде на рисунок, изображающий человека полностью окруженным пространством психологической среды.

Указание на проницаемую границу между жизненным пространством и физическим миром чрезвычайно важно. Поскольку события в непсихологическом мире могут кардинально менять все течение событий в жизненном пространстве, предсказания, основанные только на знании психологических законов, несерьезны. Никогда нельзя быть уверенным заранее, что какое-то событие из внешней оболочки не нарушит границу жизненного пространства и не перевернет вверх тормашками психологическую среду. Случайная встреча, неожиданный телефонный звонок, авария, как известно, могут изменить течение жизни. Поэтому, подчеркивает Левин, для психолога реальнее понять конкретную, в данный момент существующую психологическую ситуацию при помощи описания и объяснения в терминах теории поля, нежели попытаться предсказать, как собирается вести себя человек в некотором будущем.

Следует отметить другое свойство жизненного пространства. Хотя человек окружен психологической средой, он – не часть среды и не включен в нее. Психологическая среда заканчивается у периметра круга, так же, как непсихологический мир – у периметра эллипса. Однако, граница между человеком и средой также проницаемы. Это означает, что события среды могут влиять на человека, P=f(E), и наоборот, E=f(P). Прежде, чем мы перейдем к обсуждению природы этих явлений, следует ввести еще одну дифференциацию в отношении структуры человека и среды.

Жизненное пространство человека — это некая область его бытия в природной и общественной реальности. Жизнь каждого человека ограничена возрастными пределами, запрограммированными в его генотипе, и конкретными условиями существования. Относительная кратковременность пребывания индивида в этом мире не дает ему возможности полностью реализовать себя даже при наличии благоприятных условий.

Поэтому жизненное пространство каждой личности принципиально не замкнуто, непрерывно переходя в жизненное пространство других людей. Оно предстает как совокупность множества объективных связей и отношений, в которые вынужден постоянно вступать человеческий индивид на протяжении всей своей жизни и деятельности. Кроме того, необходимо отметить неисчерпаемость жизненного пространства человека в количественном и качественном отношениях. Речь идет о весьма специфических особенностях протекания жизни в детстве и молодости, зрелости и старости, а также в различных географических, климатических, исторических и социально-культурных условиях становления и саморазвития личности, ее расцвета.

Сугубо человеческие задатки у ребенка — это продукт длительной природной эволюции живой материи, отразившейся в наследственно закрепленном генотипе. Однако в реальной жизни эта «закодированная» информация сама по себе реализоваться не может. Для этого необходимы определенные условия. Даже элементарные, заданные природой способности к речи, прямохождению и т.п. развиваются у ребенка постепенно, в процессе практического постижения им исторически сложившихся стереотипов владения языком, абстрактного мышления и т.д. Ведь способность мыслить (особенно понятийно) не проявляется сама по себе, а формируется при активном участии окружающих в результате жизнедеятельности человека в общественной среде. Именно общественные связи и отношения определяют то исходное жизненное пространство ребенка, которое дает ему шанс стать востребованной обществом личностью, возможно, даже выдающейся, и при этом развить в себе уникальную индивидуальность. Исходя из этого, жизненное пространство человека следует понимать как некую возможность мыслить, чувствовать, любить и быть любимым, созидать и т.д.

Человек — единственное земное существо, которое осознает свою роль во Вселенной и чувствует ответственность за собственные поступки, постоянно развивает и укрепляет в себе личностные качества. Психологи давно и не без основания утверждают, что человеческий индивид не рождается личностью, а становится ею в результате общения и воспитания. «Поэтому-то мы и не говорим о личности новорожденного или личности младенца, — утверждал известный советский психолог А.Н. Леонтьев (1903-1979), — хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях онтогенеза не менее ярко, чем на более возрастных этапах» . Жизненное пространство человека как личности включает в себя все специфические параметры протекания познавательных и творческих процессов, интеллектуальные и эмоционально-чувственные способности, способы мышления и стили восприятия мира, морально-этические и правовые формы общения и множество иных свойств и качеств в сфере организации личностного бытия.

Таким образом, жизненное пространство личности философы определяют как объективные территориально-временные обстоятельства и субъективно-личностные факторы жизнедеятельности человека, которые позволяют ему сознательно строить свою собственную жизнь (судьбу), предполагающую тот или иной смысл, а также цели и средства, находящиеся в сложных и неоднозначных отношениях между собой. Такое жизненное пространство, будучи по содержанию общественным феноменом, по форме для каждой отдельной личности всегда проявляется строго индивидуально. Оно открывается с момента рождения человека, но не завершается умиранием. В четко очерченных границах территориально-временного жизненного пространства человеческий индивид фактически совершает внутреннее восхождение от некоего природного существа к духовной личности, чувства, мысли и дела которой продолжают жить и развиваться в других людях. «Нет, весь я не умру — душа в заветной лире мой прах переживет», — писал А.С. Пушкин . Действительно, жизненное пространство личности выходит далеко за пределы ее физического существования, причем масштабы его определяются тем, насколько она социально и духовно значима.

Вопрос о жизненном пространстве тесно связан с проблемой отношения к природе как к объективному полю реального бытия. Издавна природу называли матерью, человек обязан был любить и беречь ее. С Нового времени отношение к природе меняется: она становится мастерской человека, который, будучи подотчетен только одному Богу, превращается в ее господина. Природа с тех пор предстает как некая инертная сила, требующая покорения. Вспомним в этой связи известные высказывания, ставшие афоризмами: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней хозяин», «Нечего ждать милости от природы -взять ее наша задача!». И только возникшие глобальные проблемы привели человечество к осознанию того, что природа — его родной дом. А это значит, что о нем надо заботиться как о самом себе: беречь, сохранять и восстанавливать все утраченное.

Жизненное пространство человека ныне характеризуется как особая социально-культурная, духовно-нравственная атмосфера. А потому вся ответственность за его формирование и за сохранение морального климата в обществе лежит на самих людях. Следует отметить, что разного рода проекты по преобразованию природы, совершенствованию общества, а также выбираемые средства и способы решения конфликтных ситуаций никогда не были и в принципе не могут быть исключительно безошибочными. Они всегда содержат в себе немалую долю риска. Однако это вовсе не означает, что деятельность человечества с каждым днем становится все более негативной, как вырождается и оно само, снижая уровень своей нравственной ответственности. Наоборот, жизненное пространство современного человека, неразрывно связанное с культурой, созиданием ценностей, а также с критическим осознанием собственных достижений и промахов, улучшается. Однако сегодня каждому человеку как никогда следует стремиться быть самим собой, то есть определять четкие и ясные цели на всех временных этапах жизнедеятельности и не отступать от них, «быть для самого себя» (Э. Фромм).

Когда же индивид осваивает шаблонный тип личности, навязываемый ему несовершенным обществом, он перестает быть самим собой. Исчезает различие между собственным «Я» и окружающим миром, более того, появляется осознанный страх перед одиночеством и собственным бессилием. Из этого следует, что каждый член общества обязан овладевать искусством жить по-человечески. Иначе говоря, он должен научиться самостоятельно заботиться о своем физическом и нравственном состоянии. Разумный образ жизни обнаруживает меру в желаниях, полезную и даже необходимую для физического и духовного самосовершенствования. Поиски такой меры удовольствия от жизни, которая сделала бы человека счастливым на всех этапах его жизненного пути (от младенчества до глубокой старости), ведутся давно — еще со времен Гиппократа. Все это тесно связано с проблемой смысла жизни, найти который — значит, по сути, обрести себя, обнаружить «в-самом-себе-бытие», то есть постигнуть свои потенциальные духовные возможности, определить свою роль в природной среде, найти собственное место в потоке социального движения.

Если индивид не обретет «в-самом-себе-бытия», его существование по отношению к вечности будет пустым, призрачным. Человеческая жизнь должна иметь назначение, цели и разнообразные средства их достижения. Проблема утраты человеком смысла жизни имеет сегодня не столько психологический характер, сколько социально-моральный. Этим во многом и объясняются социально-нравственные патологии, которые вызывают сегодня нестерпимую боль в общественном организме. Речь идет о разгуле преступности, зачастую жестокой и бессмысленной, о распространении опасных заболеваний, алкоголизма, наркомании, о росте самоубийств. Скольких человеческих трагедий могло бы не быть, если бы люди не были столь ограничены в реализации своих потенциальных творческих возможностей, не были бы лишены стремления строить свою жизнь в полном согласии с разумом, совестью.

Осмысленно принимать на себя всю полноту ответственности за свои действия, поступки, за реализацию своих планов — это значит найти смысл собственной жизни, то есть обнаружить свое истинное «Я», «осуществить» себя в себе. Однако осуществить себя до конца удается далеко не каждому человеку. А причиной тому служит несовершенное общество, которое сделало его личностью, но ограничило его саморазвитие. Именно об этом писал Сент-Экзюпери: «Тот, кто работает киркой, хочет, чтобы в каждом ударе кирки был смысл. Когда киркой работает каторжник, каждый ее удар только унижает каторжника, но если кирка в руках изыскателя, каждый ее удар возвышает изыскателя. Каторга не там, где работают киркой. Она ужасна не тем, что это тяжкий труд. Каторга там, где удары кирки лишены смысла, где труд не соединяет человека с людьми» .

В настоящее время значительно возрос интерес к философскому осмыслению проблем смерти, с неизбежностью которой человеку очень трудно смириться. Эта сторона осознания жизни имеет непреходящее значение, ведь смерть есть ее незримое продолжение.


Шкуратова И.П. Личность и ее жизненное пространство


// Психология личности. Учебн. пособие под ред. П.Н.Ермакова И В.А.Лабунской. М.: ЭКСМО, 2007, с.167-184.


2.3.Личность и ее жизненное пространство

1. Понятие жизненного пространства


Понятие жизненного пространства ввел в психологию Курт Левин для того, чтобы показать, что истинной средой обитания личности является не физическая реальность и не социальная среда, а лишь те их фрагменты, которые отражены в сознании человека и на которых основывается его поведение. В связи с этим он предложил рассматривать человека и его среду как одну констелляцию взаимозависимых факторов, а совокупность этих факторов получила название жизненного пространства.

Жизненное пространство, по мысли К. Левина, подчиняется психологическим законам, которые существенно отличаются от физических. Например, расстояние от дома до школы для школьника не равно расстоянию от школы до дома, поскольку дом притягивает его, а школа отталкивает. Жизненное пространство личности определяется не столько теми материальными благами, которыми она владеет, сколько знаниями о мире, и возможностью влияния на процессы, в нем происходящие. Так, например, физическое пространство жизни человека могут составлять десятки квадратных метров, но его жизненное пространство может распространяться до космических пределов. Широта жизненного пространства всегда связана с масштабом мировоззрения данной личности.

К.Левин первым поставил перед психологами вопрос о том, с какой средой взаимодействует человек. Философы-материалисты пытались доказать, что восприятие мира едино для всех, и есть некая истина в последней инстанции, к которой стремится наше знание. Однако, современная наука исходит из признания множественности вариантов отражения окружающей действительности, каждый из которых имеет право на существование и изучение.

Жизненное пространство изображалось К.Левиным в виде овала, в центре которого находится круг, символизирующий собой внутренний мир личности. Жизненное пространство имеет две основных границы: внешняя отделяет жизненное пространство от реального физического и социального макромиров, внутренняя отделяет внутренний мир личности от ее психологической среды в пределах жизненного пространства. Оболочкой внутреннего пространства служит сенсомоторная область, которая, по мысли К.Левина, служит некоторым фильтром между внутренней и внешней средой.

У новорожденного ребенка жизненное пространство недифференцировано: он плохо выделяет границы своего тела, у него нет представлений о прошлом и будущем. По мере взросления детей у них происходит расширение жизненного пространства во времени и в пространстве. Начинает расти дифференциация между реальным и ирреальным уровнями жизненного пространства. Реальный уровень связан с отражением реальных событий, происходящих в физическом и социальном мирах, ирреальный наполнен фантазиями, желаниями и страхами. Степень дифференцированности внутренних и внешних областей жизненного пространства взаимосвязаны между собой. Чем более структурированной является сама личность, тем более структурировано ее представление об окружающем мире.

Растущая дифференциация сопровождается ростом интеграционных процессов, которые проявляются в увеличении сложности и иерархичности организации жизненного пространства. К.Левин считал , что существует тесная связь между интеллектом или, точнее психологическим возрастом, и степенью структурированности его жизненного пространства. Наиболее бурно структурирование жизненного пространства происходит в детском и подростковом возрасте, поскольку в этот период происходит стремительное накопление знаний о мире и о самом себе.

Те сферы жизни, о которых человек наиболее осведомлен, К.Левин называл пространством свободного движения. К таким областям, например, относятся профессиональные знания. Каждый хороший специалист чувствует себя свободно в своей сфере, но, попадая в чужую профессиональную среду, ощущает себя новичком, нуждающимся в помощи профессионала. Под влиянием эмоционального напряжения, утраты безопасности, тяжелой болезни, старения может возникать регрессия жизненного пространства, которая проявляется в сокращении временной перспективы, снижении дифференциации отдельных областей и дезинтеграции. Эта регрессия может быть временной или необратимой.

Для более детального анализа К.Левин ввел также понятие психологического поля, в качестве которого выступает некоторый срез жизненного пространства, рассмотренный в данный момент времени. Человек, оказываясь в какой-то жизненной ситуации, взаимодействует с ограниченным количеством людей и объектов, и выступает в какой-то одной роли, но при этом за его плечами стоит огромный опыт, который навсегда включен в его жизненное пространство. Поэтому любая его поведенческая реакция несет в себе заряд этого опыта, и полностью может быть понята только как следствие этого опыта, а также как шаг в реализации будущих планов. К.Левин подчеркивал, что прошлое представлено в настоящем психологическом поле знаниями, установками, пережитыми чувствами в отношении тех факторов, которые воздействуют в данный момент на личность, а также теми подструктурами внутреннего мира личности, которые сформировались ранее. Будущее представлено теми планами, целями, ожиданиями, которые имеют отношение к происходящему в данный момент времени.

Если подбирать образ, который бы описывал жизненное пространство, то лучше всего подойдет веретено. Оно представляет собой палочку, которая исходит из одной точки, расширяется к середине и сужается ко второму концу. Так же и жизненное пространство человека расширяется от детства к зрелости, а под старость сужается. Наиболее широкая часть «веретена» приходится на пик жизненной активности человека, когда у него много социальных контактов, он достаточно информирован по широкому кругу вопросов, его внутренний мир богат и хорошо структурирован. По мере старения у человека могут отмирать целые области его жизненного пространства: профессиональные, политические, родственные. Они остаются представленными только прошлыми воспоминаниями, но не имеют перспективы развития.

Дж.Келли существенно подкрепил представления К.Левина об индивидуальном характере образа мира, разработав теорию личностных конструктов. Она основана на методологии конструктивного альтернативизма, согласно которой каждый человек воспринимает мир по-своему, через сетку своей системы координат. Единицами этой системы являются личностные конструкты, т.е. критерии по которым человек сравнивает и оценивает объекты окружающей действительности. Дж. Келли утверждает, что на нас оказывают влияние не события, а наша интерпретация этих событий, которая зависит от нашей системы представлений.

В последнее десятилетие в отечественной психологии усилился интерес к изучению жизненного пространства личности, ее образа мира и картины собственного жизненного пути. Нартова-Бочавер С.К. обосновывает высокую степень эвристичности понятия «психологическое пространство личности», указывая на то, что состояние границ собственного психологического мира в значительной мере определяет отношение человека к элементам среды, т.е. его мироотношение в целом. В зависимости от того, воспринимается ли окружающий мир как чуждый или родственный, строится и собственная деятельность человека в нем.

2. Характеристики жизненного пространства личности


К. Левин основными характеристиками жизненного пространства личности считал степень его структурированности и интегрированности, широту временной перспективы, а также степень проницаемости его границ.

Рассмотрим, какие характеристики жизненного пространства личности предлагают современные авторы.

А.А.Бодалев выделяет три параметра субъективного пространства мира:

а) объем или протяженность этого пространства, которые определяются тем, что запечатлевается и актуализируется в сознании человека из окружающего его объективного пространства;

б) степень связи содержательного наполнения этого субъективного пространства мира с настоящим, прошлым и будущим;

в) зависимость содержательного богатства субъективного пространства мира от сформированности личности.

В качестве факторов, определяющих эти характеристики, автор называет возраст человека, его природно-социальное окружение, профессию, образ жизни, образованность и личностные особенности.

Л.П.Гримак выделяет две реальности: 1) информационно-энергетические и топологические взаимоотношения индивидуума с окружающим жизненным пространством и 2) субъективное моделирование внутреннего психологического пространства личности, на основе которого строятся взаимодействия с реальным миром. По его мнению, первостепенное влияние на субъективный комфорт человека оказывают такие характеристики внутреннего психологического пространства, как его величина и четкость границ. Человек может воспринимать свое внутреннее пространство слишком большим и незаполненным, и тогда ему будет неуютно. Наоборот, ощущение тесноты этого пространства ведет к переживанию несвободы, зависимости. Полноценная «конструкция» субъективной модели жизненного пространства человека предполагает, что все три ее компонента (прошлое, настоящее и будущее) имеются в наличии, доступны для мысленного обозрения и не закрывают друг друга.

В НЛП их соотношение называется линией времени. В частности, Тед Джеймс описывает два типа линий времени:

1. англо-европейский тип («рядом со временем»), при котором линия времени находится перед глазами субъекта, таким образом, что прошлое находится слева, а будущее - справа;

2. арабский тип («сквозь время»), при котором линия времени пронзает человека, таким образом, что прошлое оказывается сзади, а будущее впереди.

Люди первого типа более ориентированы в линии своей жизни, свой опыт они хранят в виде систематизированных картинок прошлого и сравнительно легко находят мысленно необходимую из них. Люди второго типа постоянно пребывают в настоящем, плохо представляют свое будущее и не способны продуктивно использовать прошлый опыт.

П.И. Яничев исследовал структурные свойства личного времени, которые отражаются и переживаются субъектом.

Непрерывность - прерывность. Восприятие неизменности течения времени, невозможности его остановить.

Объективность - субъективность. Его объективность выступает для человека независимостью его течения от его действий. Уход в себя, поглощенность внутренними процессами создает ощущение собственного времени.

Необратимость - обратимость. Необратимость физического времени и обратимость психологического создают у человека иллюзии.

Универсальность - локальность. Речь идет об универсальном времени для живых и неживых объектов. Наряду с ним существуют свои шкалы и масштабы времени.

Равномерность - неравномерность. Описывает темп течения времени. Существует много данных, свидетельствующих об изменении скорости течения времени в связи с его наполненностью событиями.

По данным автора, адекватнее всего и раньше всего детьми отражаются такие свойства как непрерывность и объективность. Необратимость и универсальность усваиваются хуже: половина старших дошкольников считает, что можно оказаться в прошлом.

Известный представитель трансперсональной психологии К.Уилбер считает, что проблемы конкретной личности проистекают из того, где она проводит границу между собой и окружающим миром. Чем обширнее пространство самоотождествления человека, тем большее содержание мира человек осознает как свое. Он приводит четыре варианта решения вопроса о том, где проходит граница между Я и не-Я:

А) уровень «маски» - самая узкая территория Я, которая приравнена только к части своего сознания, к тому, что человек предъявляет окружающим;

Б) уровень эго - граница проходит между сознанием человека и его телом, при этом существует конфликт между духовным и телесным;

В) организм в целом - граница проходит между телом и внешним миром, душа с телом находятся в гармонии и единстве, но они противопоставляются миру;

Г) отождествление себя со Вселенной, расширение пространства своего Я до бесконечности.

По мнению К.Уилбера , любая граница становится источником конфликтов, поэтому психотерапия должна быть направлена на расширение пространства Я, на достижение сознания единства с другими людьми и миром в целом.

Итак, жизненное пространство личности изменяется в ходе жизненного пути личности и обладает рядом характеристик, которые подвергаются изменению под влиянием средовых и внутриличностных факторов.

1. Широта жизненного пространства. Она определяется по числу тех областей реального мира, которые субъект считает относящимися к его жизни и которые нашли отражение в его картине мира.

2. Степень дифференцированности ее отдельных частей. Эту характеристику надо рассматривать в двух аспектах: а) внутриличностную дифференцированность и б) дифференцированность внешних областей жизненного пространства. Хотя К.Левин утверждал, что между этими видами дифференцированности существует прямая связь по степени выраженности, все-таки прямого соответствия между компонентами личности и областями жизненного пространства нет.

3. Степень организованности и согласованности ее частей. Она также должна рассматриваться в двух аспектах: внутриличностная структурированность и организация внешних областей жизненного пространства. Даная характеристика предполагает анализ наличия или отсутствия четкой структуры, субординационных и координационных связей.

4. Проницаемость внешних границ жизненного пространства. Она может проявляться как в открытости информационному и энергетическому потоку со стороны реальных физического и социального миров, так и в ответном информационно-энергетическом потоке со стороны субъекта жизненного пространства. Аутизм личности может рассматриваться как проявление плохой проницаемости внешних границ. Можно предположить разные варианты проницаемости, образованные степенью проницаемости изнутри и извне: двусторонняя хорошая или плохая проницаемость и односторонняя проницаемость, при которой информация в одну сторону поступает хуже, чем в другую.

5.Проницаемость внутренних границ жизненного пространства, отделяющих внутренний мир личности от ее остальных частей жизненного пространства. Здесь также проницаемость носит двусторонний характер, но касается баланса между сенсорным и моторным (точнее, поведенческим) компонентами личности. Этот баланс также можно назвать импрессивно-экспрессивным.

6. Степень реалистичности - ирреалистичности жизненного пространства. Она определяется по соответствию психологического жизненного пространства его прототипу, т.е. реальному миру. Она должна возрастать по мере накопления человеком его знаний о реальной среде. Существенный уклон в ирреалистичность жизненного пространства у личности свидетельствует о наличии у нее психических отклонений. Иногда такая искаженная картина мира может служить источником художественного творчества, поскольку искусство рассчитано именно на создание новых пространств бытия.

7. Степень активности управления своим жизненным пространством со стороны личности. В работах К.Левина фигурирует термин «поле власти», под которым он понимал способность одного человека индуцировать силы, действующие на другого человека. Он считал, что можно выделить силу и границы поля власти у каждого человека. Поле власти «ведущего» всегда больше, чем поле власти «ведомого». К.Левин иллюстрирует это понятие, на примере того, как изменяется поведение детей в присутствии авторитетного для них взрослого (например, воспитателя). Человек, обладающий властью над другим человеком, может индуцировать в нем потребности в соответствии со своими целями. Поле власти всегда уже, чем психологическое поле, так как в одних областях человек обладает большой властью, а в других нет. В процессе взаимодействия людей их поля пересекаются, и в каждом конкретном случае соотношение сил меняется.

8. Степень заселенности жизненного пространства людьми. Определяется числом лиц, которые включаются субъектом в жизненное пространство. Это, прежде всего, значимые для него люди из семейно-родственной, деловой и дружеской сфер общения. Но это совсем не обязательно симпатичные ему люди. Главное, что они были выделены из множества других людей по какому-то критерию, запомнились ему из прошлого, оказали на него влияние, иногда самим фактом существования. Заселять жизненное пространство могут также знаменитые люди, о которых человек читал или слышал, литературные или кинематографические герои. Для личности имеет значение, являются ли эти люди лицами из прошлого или это по большей части реальные люди, с которыми он видится в настоящее время.

9. Широта временной ретроспективы и перспективы. К.Левин отмечал , что у маленького ребенка практически нет ни прошлого, ни будущего. Его будущее измеряется часами. Но с возрастом человек начинает заглядывать очень далеко в свое будущее, строя долгосрочные планы. Старые люди уже не имеют такой перспективы, зато они обладают богатством своего прошлого, поэтому их ретроспектива может быть очень большой. Однако, это не означает, что у двух людей одного возраста временные характеристики жизненного пространства одинаковы. Ретроспектива определяется тем, насколько события из прошлого влияют на поведение человека в настоящем, или, иначе говоря, насколько он извлекает опыт из своего прошлого. Перспектива определяется тем, насколько планы и мечты оказывают сильное влияние на реальное поведение в настоящем.

2. Степень дифференцированности временных отрезков. Определяется дробностью временных интервалов, которые служат определенными вехами. Для одних людей единицей анализа может выступать год или даже месяцы, для других пятилетия или десятилетия (до школы, школа, вуз и т.д.). Известно, что события недавнего прошлого более дифференцированы, чем давние события.

3. Целостность временной перспективы и ее структурированность. Под целостностью мы понимаем преемственность впечатлений прошлого, настоящего и будущего, при которой настоящее рассматривается как естественный переход от прошлых событий к предстоящим. При таком восприятии своего жизненного пути человек видит в своих сегодняшних поступках следствия прошлого опыта и влияние будущих целей. Что касается структурированности, то она связана с восприятием связей между событиями и их категоризации по степени значимости для субъекта. Неструктурированность проявляется в рядоположности событий разной степени важности.

4. Степень событийной насыщенности жизненного пространства. Эта характеристика определяется количеством событий, которые субъект считает важными вехами своего жизненного пути. Д.Келли отмечал , что на событии не выгравировано его значение, люди сами придают ему определенную ценность. В соответствии с этим, человек, который ценит те радости, которые ему посылает жизнь, будет воспринимать свою жизнь как богатую радостными событиями.

Изучение личности через данные характеристики позволяет психологу увидеть мир ее глазами и помочь оптимизировать мировосприятие.

3. Стратегии взаимодействия личности со средой


Восприятие личностью окружающей действительности имеет субъективную природу, поскольку обусловлено характером интерпретации жизненных событий. Находясь в одинаковых жизненных обстоятельствах, одни люди рассматривают окружающих людей как лидеров, за которыми надо следовать, другие - как конкурентов в борьбе за жизненные блага, третьи - как единомышленников в достижении общих целей.

В психологии существует большое количество типологий личности, но между ними существует много общего, что обусловлено ограниченным набором стратегий взаимодействия субъекта с внешним миром.

А.В.Либин , предлагая единую концепцию стиля человека, в качестве основных характеристик взаимодействия человека с физической и социальной средой называет следующие.

Интенсивность - умеренность, которая характеризует энергетический потенциал личности и степень активности в освоении и преобразовании среды;

Устойчивость - изменчивость, которая определяет богатство репертуара поведенческих стратегий личности;

Широта - узость диапазона взаимодействия, которая проявляется в степени артикулированности поведения:

Включенность - дистантность как мера автономности функционирования субъекта.

Наиболее основополагающей из перечисленных характеристик является последняя, поскольку именно она задает направленность взаимодействия субъекта с внешним миром. В рамках этого параметра можно рассмотреть два крайних варианта: дистантность в разных формах (избегание, уход, созерцательность) и активное взаимодействие с предметной средой. Если же в качестве среды рассмотреть область социального взаимодействия, то активное взаимодействие приобретет еще две характеристики: знак и позицию. В результате мы получим следующую схему взаимодействия субъекта с другими людьми.


Рис. 1.Основные стратегии межличностного взаимодействия.


Рассмотрим, насколько эти стратегии представлены в типологиях личности, предложенных зарубежными психологами.

Э.Фромм описал пять социальных типов характера:

Рецептивный, для которого характерна зависимость от других людей и пассивность;

Эксплуатирующий, который характеризуется агрессивностью, стремлением подчинять себе других людей, эгоцентризмом;

Накапливающий, которого отличает стремление к изоляции от других людей, ригидность, сдержанность;

Рыночный, который с одной стороны является открытым для нового, любознательным, но с другой стороны циничным и опустошенным;

Продуктивный - единственный вариант продуктивного типа личности, который сочетает в себе главные положительные черты (независимость, спокойствие, доброжелательность, креативность).

Если соотнести эти типы характеров с предложенной схемой, то обнаружится следующее соответствие.

Рецептивный относится к стратегии подчинения;

Эксплуататорский - к стратегии негативного доминирования;

Накопительский - к стратегии избегания;

Рыночный - к стратегии конкуренции;

Продуктивный - к стратегии сотрудничества.

К.Хорни предложила классификацию, состоящую из трех личностных типов в соответствии с ведущей ориентацией в отношениях с другими людьми:

Уступчивый тип (подчиняющийся и пассивный);

Враждебный тип (доминантный и агрессивный);

Обособленный тип (уединяющийся и самодостаточный).

Нетрудно заметить, что они полностью соответствуют стратегиям подчинения, негативного доминирования и избегания.

Особенно ярко вышеописанные стратегии представлены в типологиях, основанных на межличностных отношениях и стилях общения.

По мнению Д.Шмертца , всех людей можно подразделить на две группы, в зависимости от того, как они разрешают конфликт между двумя противоположными потребностями: принадлежать другим людям, иметь с ними тесные контакты и быть свободным, внутренне интегрированным.

Он предлагает классификацию личностей в зависимости от их установки на других людей, степени социализованности и вида агрессии. Уровень социализованности в его типологии возрастает от первого типа к четвертому в обеих колонках. Первые два варианта в обеих колонках характеризуются внешним проявлением агрессии, а третий и четвертый типы - подавлением агрессии или направленностью ее на себя.

Таблица 1.
Типология личностей по Шмерцу.


принадлежность к другим людям

Личности, которые предпочитают

автономию от людей

1.Низко социализированные.

1. Изолированные.

2. Эксплуататорские.

Лицемерные, садистические.

2. Высокомерные.

Нарциссизм.

3.Подавленные.

Пассивно-агрессивные личности.

3. Отстраненные.

Пассивно-агрессивные и избегающие.

4. Стремящиеся к близости.

Мазохистский тип.

4. Покорные.


Как видно из описания этих типов, они также разделяются по признакам дистанции, знака и позиции в отношениях с другими людьми.

Классификация Т.Лири основана на сочетании двух параметров: доминирование-подчинение и дружелюбие-враждебность. Сочетание дружелюбия и доминирования соответствует стратегии позитивного доминирования, сочетание дружелюбия и подчинения - стратегии подчинения, сочетание враждебности и доминирования соответствует стратегии негативного доминирования, сочетание враждебности и подчинения близко по смыслу стратегии избегания.

Типология, предложенная К.Юнгом , является наиболее общепризнанной в зарубежной психологии. Она построена, с одной стороны, на критерии направленности личности на внутренний или внешний мир, с другой стороны, на ведущем канале получения информации (ощущении, интуиции, мышлении и чувстве). Сочетание экстраверсии или интроверсии с доминирующим каналом информации дает восемь вариантов личностных типов. К.Юнг считал основополагающим для определения типа личности источник информации, на основе которого личность выстраивает свое поведение, иными словами, ее ментальный опыт.

М.Майерс и К.Бригг в конце 50-х годов прошлого столетия разработали классификацию личностей, основанную на идеях К.Юнга, которая включает 16 типов. В ее основу положено три критерия из теории К.Юнга и один новый:

способ пополнения запаса энергии (экстраверсия - интроверсия);

способ сбора информации (сенсорность - интуиция);

способ принятия решения (мышление - чувствование);

способ организации взаимодействия с внешним миром (решение - восприятие).

Комбинации из этих характеристик дают 16 типов личности, на которые авторы и их последователи опираются при подборе работы, а также в разнообразных формах консультирования.

Типология Г.Айзенка перекликается с типологией К.Юнга. Один параметр даже сохранил юнговское название экстраверсия-интроверсия. Правда, Г.Айзенк подчеркивал, что его понимание этого параметра иное, так как он ставит эти характеристики в зависимость от отношения между корой головного мозга и подкорковыми образованиями. Однако, описание интровертов и экстравертов у Г.Айзенка аналогично юнговскому. Интроверты - это лица, ориентированные на свой внутренний мир, а экстраверты - на внешний мир. Нейротизм - эмоциональная стабильность характеризует степень эмоциональной отзывчивости на внешние и внутренние стимулы.

Таблица 2
Характеристики типов личности с ориентацией
на внутренний и внешний мир


Преимущественная ориентация на внутренний мир

Преимущественная ориентация на внешний мир

Интроверсия

Экстраверсия

Созерцательность

Активность

Внутренний локус контроля

Внешний локус контроля

Эгоцентризм

Альтероцентризм

Автономия

Принадлежность к группе


В завершение рассмотрим, какие личностные особенности детерминируют выбор стратегии взаимодействия со средой.


Позитивное доминирование. Избирается лицами, ориентированными на активное взаимодействие с другими людьми. Чувствующими в себе силу для организации и руководства деятельности других людей. Уверенными в себе. Энергичными. Стремящимися к созиданию.

Формы взаимодействия с другими людьми: наставничество, управление, опека.

Негативное доминирование. Избирается лицами, ориентированными на подчинение себе других людей или ориентированными на предметную деятельность, ради которой это подчинение осуществляется. Чувствующими в себе силу для жесткого контроля за деятельностью других людей. Уверенными в своих преимуществах в плане конкуренции с окружающими.

Формы взаимодействия с другими людьми: деспотизм, жесткое командование.

Подчинение. Избирается лицами, стремящимися к взаимодействию с другими людьми на фоне недостаточной самостоятельности. Не уверены в своих способностях, знаниях, силах. Боятся одиночества и ответственности за свои действия. Пассивны. Могут избирать данную позицию ради обучения, накопления опыта и знаний, тогда это сочетается с активностью.

Формы взаимодействия с другими людьми: ученичество, ассистирование, поклонение, служение.

Избегание. Избирается лицами, ориентированными на свой внутренний мир. Ослабленными болезнью или возрастом. С недостаточной уверенностью в себе и своих способностях. Пассивными. Депрессивными. Созерцательными. Самодостаточными. Независимыми.

Формы взаимодействия с другими людьми: уход в работу, затворничество, отшельничество.

Паритетные отношения. Избираются гармонично ориентированными лицами, которые не стремятся использовать других людей как средство для достижения своих целей, но и сами тоже не становятся в позицию ведомого.

Креативные, с адекватной Я-концепцией.

Формы взаимодействия с другими людьми: сотрудничество, партнерство, кооперация.

Каждый человек в разнообразных жизненных ситуациях прибегает к разным стратегиям взаимодействия с другими людьми, поскольку он исполняет большое количество социальных ролей, но наряду с этим существует предпочитаемая стратегия, которая наиболее соответствует его индивидуальности.


Литература



1. Бодалев А.А. Общее и особенное в субъективном пространстве мира и факторы, которые их определяют // Мир психологии, 1999, 4, с.26-29.

2. Гримак Л.П. Гипноз в формировании здорового психологического пространства личности // Мир психологии, 1999, 4, с.81-90.

3. Келли Дж. Теория личности. Психология личных конструктов. С-Пб.: Речь, 2000. - 249 с.

4. Левин К. Теория поля в социальных науках. С-Пб.: Речь, 2000. - 368 с.

5. Либин А.В. Единая концепция стиля человека: метафора или реальность? // Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 1998.- 310 с.

6. Нартова-Бочаваер С.К. Понятие "психологическое пространство личности" и его эвристические возможности // Психологическая наука и образование, 2002, № 1.

7. Уилбер К. Никаких границ. М. 1998.

8. Фромм Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1992. - С.1-115.

9. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Прогресс, 1993. -480 с.

10. Юнг К.-Г. Психологические типы С-Пб.: Ювента, 1995. - 715 с.

11. Яничев П.И. Развитие структуры переживаемого-отражаемого времени // Ежегодник РПО в 8 томах. Т.8. С-Пб: Изд-во С-ПбГУ, 2003, с.668-673.

12. Schmertz J. The Oderliness of the Psychodynamic Structuring of Personality //
Psychology, A Journal of Human Behavior. 1991, vol.28, No. 2, pp.15-26.

В биологии под жизненным пространством понимают среднюю площадь, приходящуюся на одну особь популяции. Хотя некоторые животные подобно людям метят и защищают свою территорию, но уже на конечно биологическом уровне (см. источник) видно, что решительно жизненное пространство может носить статистический характер и далеко не всегда у этого пространства есть быть может четкие границы (примечание переводчика) .

Также из наших биологических корней идет потребность у человека в своем пространстве, в своей доле ресурсов, даже если на каком-то этапе она не осознаваема. А вот осознаваться она может по-разному, соответственно выражаться в разных действиях. Например, одно племя выращивает точно домашних животных , другое считает, что проще все отбирать у соседей.

Поэтому при отсутствии самого термина " решительно жизненное пространство ", оно было, конечно, и у первобытных людей и у древних римлян. Однако формальному введению любого термина всегда сопутствует и новое, более мощное и конкретное наполнение. Термин приписывают Ф.Ратцелю (1844-1904), у которого есть труд прямо под таким названием "Жизненное пространство" (1901г.), являющийся одной из разновидностей социал-дарвинизма. По другим источникам понятие относят к 70-м годам XIX века.

К определенно настоящему времени может быть наибольший интерес , пожалуй, вызывает теория личности Курта Левина (1890-1947), где понятие точно жизненного пространства (примечание переводчика) именно занимает центральное место и ярко отражает социальную функцию человека. Его считают первым, кто ввел понятие точно жизненного пространства (примечание переводчика) в психологии. По К.Левину решительно жизненное пространство - это не несколько соток за высоким забором, а вся деятельность других людей. Жизненное пространство определяется прежде всего знаниями и возможностями влияния на окружающий мир. К.Левин подчеркивал динамичность пространства.

Например, зашел гражданин наверняка совершенно случайно в шахматный клуб, клуб собаководов или офис политической партии, познакомился с людьми, обнаружил взаимные интересы, и вот уже пошло расширяться решительно жизненное пространство ...

Я не буду воспроизводить здесь подробные построения К.Левина и безусловно других авторов . Все это при желании нетрудно найти. Моя цель: чтобы у специалистов возникло это желание. А еще хотелось бы обратить свое внимание на небезобидность появления всех новых терминов, в частности, уже обсуждавшейся на сайте зоны комфорта. Нет как бы наиболее вероятно ничего плохого , когда подобные понятия как бы наиболее вероятно широко используются (примечание переводчика) специалистами. Но в массы они нередко выходят совсем с иным наполнением, отражающим корыстные и политические цели.

Каждое новое слово, услышанное человеком, автоматически вызывает реакцию: почему не знаю? почему не делаю так, как уже все делают? Новое слово всегда материализует потребности, находящиеся на скорей всего уровне подсознания . Скажем, в свое время некоторые граждане в СССР считали, что "секса у нас нет". Может, его и правда не было в некотором роде. Но вошло в обиход слово - и секс пошел гулять...

Хотя заповедям не одна тысяча лет, но появилось понятие "права человека", собрались под этот лозунг люди, и пошли права гулять по миру, став чуть ли не дежурным инструментом политики, а то и жестоких столкновений. И разумеется, все за права человека, за мир и дружбу.

Аналогично услышанные в массах слова " решительно жизненное пространство " и "зона комфорта" далеко не всегда вызывают интерес к знаниям, к установлению контактов между людьми. Первая реакция совсем иная: а где мое решительно жизненное пространство ? не посмел ли кто-нибудь на него наступить?

Поэтому я вовсе не в восторге от новых словечек, идущих в основном с Запада и далеко не всегда способствующих взаимопониманию между людьми. Вроде бы цель у тамошних политиков, философов, психологов самая благородная: не заострять внимание на социальных конфликтах и все переводить в нейтральные бесклассовые термины. Но получается ли это на самом деле?

Наоборот, советскому обществу была свойственна другая крайность: все объяснять классовой борьбой. Договорились до того, что разговорный язык объявили классовым. (Правда, "отец народов" лично вовремя охладил пыл слишком любезных ученых.)

  • Избавиться от комплексов

    Как избавится от комплексовСитуация: Любопытно, что многим детям, живущим в семьях с очень скромным достатком, даже в голову...

  • Искусство беседы

    Ольга П., менеджер торгового представительстваОбычно для small talk выбирают максимально безобидные и легкие темы, которые...

  • Агрессия по отношению к себе

    Агрессия и самобичеваниеВ Средние века во Франции существовала секта флагеллантов – самобичующихся. Считалось, что самобичевание,...

  • Управлять деньгами

    Психология личности. Управлять деньгамиПодавляющее большинство из нас стремится к финансовому благосостоянию. Причины на...

  • Сегодня старшеклассник - завтра студент

    В Ломоносовской школе-пансион с учениками старших классов ведется серьезная психологическая работа, направленная на ПРИНЯТИЕ...

  • Раннее детство

    Раннее детство. Развитие может быть психики ребенка (источник не известен) в решительно раннем детстве (источник не известен)...

  • Депрессия. Рак XXI века?

    При этом не столь важно, какому богу молится желающий продлить свои дни на земле человек. Необходимо регулярно посещать службы...

Включайся в дискуссию
Читайте также
Хрущёва «О культе личности и его последствиях»: неоднозначная оценка»
Первые советские космонавты
Причины молочницы, симптомы, признаки, профилактика…