Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Колонный зал храма. Карнакский храм

Ипет-Исут, Карнакский храм - крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта, главное государственное святилище Нового царства. Расположен в современном Карнаке, небольшом селении, лежащем на восточном берегу Нила в 2,5 км от Луксора. С 1979 года этот храм, вместе с Луксорским храмом и фиванскими некрополями, включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ипет-Реc, Луксорский храм - развалины центрального храма Амона-Ра, на правом берегу Нила, в южной части Фив, в пределах современного города Луксор.

Карнакский храм

Карнакский храм - это храмовый комплекс размером 1,5 км. на 700 метров, состоящего из 33 храмов и залов, который дополнялся и изменялся в течении двух тысячелетий. Каждый фараон старался внести в храм свою лепту и увековечить свое имя, и свои заслуги.

Храм в Карнаке - храмовый комплекс, состоит из трех частей:

Центральная часть посвящена богу Амону, ее занимает храм Амона Ра. Это самый большой и интересный храм, который начали строить в период правления Аменхотепа III. 134 шестнадцатиметровые колонны (фото реконструкции справа) с многочисленными барельефами, подпиравшими некогда свод, расположились в 16 рядов и образовали священный коридор. На вершине каждой колонны могли разместиться около 50-ти человек, а каждый барельеф содержит цветные, позолоченные изображения, описывающие восхождение фараона к Богам.

  • Южнее расположился храм Мут, царице Мут и жене Амону-Ра.
  • Севернее находятся руины храма Монту.

Значимые изменения в строительстве, Карнакский храм получил во времена царствования Аменхотепа III, Рамсеса I, Рамсеса II, Рамсеса III, царицы Хатшепсут, Тутмоса I, Тутмоса III, ливийских царей ХХII династии и Птолемея.

При правлении царицы Хатшепсут были установлены два гигантских, тридцатиметровых обелиска в ее честь и восемь пилонов в храме Амона.

храмовый комплекс в Карнаке При Тутмосе III, Карнакский храм был застроен стенами, а на барельефах были сделаны изображения с победами египетского народа.

Южнее Карнакского храма находится Священное озеро - пруд омовения, возле которого установлена колонна, ее венчает масштабный жук-скоробей . Для древних египтян, жук-скоробей был священным символом благоденствия.

Луксорский храм - Храм Амон-Ра

Луксорский храм, как и храм в Карнаке, это храмовый комплекс построенный в честь бога Амон-Ра. Его начали строить еще при фараоне Аменофисе в XIV веке до н.э., и в годы расцвета древнего Египта, он состоял из нескольких дворов окруженных гигантскими колоннами и статуями фараонам. Это храмовый комплекс размером 208 метров в длинну и 54 метра в ширину, на внутренних стенах которого имеются многочисленные барельефы изображающие культовые обряды в храме, а внешние стены украшены барельефами победоносной битве Рамсеса II при Кадеше.

На протяжении тысячелетий храм достраивался и видоизменялся, он становился красивее и величественнее, ведь каждый фараон считал своим долгом увековечить бога Амон-Ра - божественного отца всех фараонов, и оставить о себе память.

Мало, что сохранилось от первоначального величия, и сегодня храм в Луксоре, это в большей степени развалины. Возле входа главного пилона остались всего три из шести огромных, 20-ти метровых статуи Рамзесу II и его супруге Нефертари. А из двух украшавших вход обелисков, остался лишь один. Второй обелиск, в 1830 году был подарен Франции за разгадку и расшифровку египетских иероглифов.

Началом упадка и забвения египетской культуры стало поражение войску Александра Македонского. Армии завоевателей сменялись, но Египет уже не мог им противостоять.

Со временем, Луксорский храм пришел в упадок и был занесен слоем песка, мусора и грунта , из под земли торчать лишь верхушки колонн. Многие ученые утверждают, что благодаря именно этому храм в Луксоре не был полностью разрушен.

На территории храма размещался военный лагерь римского войска, были построены христианская церковь и мечеть Абу-эль-Хаггаг, которая так и осталась стоять на своем месте после раскопок.

Сюрпризы раскопок не прекращаются и в наше время, тайны Луксора и его сокровища открываются людям. Так, в 1989 году, во время реконструкции храма, был найден тайник, в котором находились уникальные статуи ранее украшавшие храм. Жрецы укрыли древнейшие ценности от разграбления и уничтожения, и сейчас благодаря их заботе, мы можем увидеть эти статуи во многих музеях Египта и в музее Луксора.

Карнакский храм и Луксорский храм - это два величественных храмовых комплекса, которые напоминают нам о расцвете древнего Египта и временах царствования фараонов.

Музейный комплекс и туристический центр Луксора, это достопримечательности "Города живых" и "Города мертвых" . Город мертвых разместился на противоположном, левом берегу реки Нила, это знаменитый некрополь - Долины Фараонов и Долины Цариц, о котором будет рассказано в статье "Луксор Город мертвых - Долина Царей и храм царицы Хатшепсут".

Факты о Луксорском храме Амон-Ра

  1. Декоративное убранство . Колонные и стены гипостиля были украшены многоцветными рельефами со сценами подвигов царей, битв и религиозных обрядов. Портреты фараонов дошли до нас искаженными или стесанными, а иероглифы, обозначавшие их имена, были переписаны фараонами последующих династий. Таким способом каждый новый правитель стремился увековечить память о своем роде и возвеличить себя самого.
  2. Пилоны . Для возведения массивных башен (пилонов) каменные блоки втаскивали наверх по насыпи из земли и кирпича, покрытой илом. Такая насыпь сохранилась у центральной части наружного пилона, оставшегося незаконченным.
  3. Аллея сфинксов . Вдоль дороги, ведущей от причала к пилонам входа, сохранилась часть аллеи из сорока каменных сфинксов с телом льва и головой барана (священного животного Амона). В дни праздников по аллее проносили статую Амона, царя всех богов. Торжественная процессия сопровождала божество до пристани – там начиналось ритуальное плавание по Нилу до храма в Луксоре и обратно.
  4. Центральная ось . Главные залы и дворцы располагались симметрично вдоль дороги, ведущей к святилищу. После завершения работ вокруг храма возводили ограду. К ней пристраивали ворота, устанавливали памятные знаки.
  5. Строительство . Каждую новую часть сооружения засыпали землей, создавая площадку, куда поднимали каменные плиты и балки. После завершения работ постройку откапывали, и ее архитектурные формы представали взору зрителей.
  6. Волшебный зал . Огромный колонный зал перекрывала каменная крыша. Синие потолки были расписаны желтыми звездами и парящими коршунами. Свет проникал через решетки центрального нефа. Диаметр каждой из 12 колонн, поддерживавших свод – 3,6 метров. За ними располагались еще 7 рядов по 9 колонн. Уходя в полумрак, этот каменный лес создавал впечатление бесконечного пространства.
  7. Наружный пилон . К наружному пилону (высота 42,6 м) прикреплялись мачты из корабельного леса. На них развевались огромные флаги, и вход в храм был виден издалека.
  8. Наружный двор . Возле павильона фараона Тахарки (не сохранился) останавливалась основная часть торжественной процессии: пройти внутрь могли только посвященные.
  9. Внутренний двор . Входом во внутренние дворы служили пилоны, перед ними устанавливали обелиски.
  10. Священное озеро . Искусственное озеро на территории храмового комплекса играло важную роль в ежедневных обрядах купаний и омовений. В нем также разводили водоплавающих птиц для церемонии жертвоприношения.
  11. Святилище . В глубине храма находилось маленькое темное святилище со статуей бога. Амона, стоявшей на ладье.
  12. Садовый павильон . В старейшей части комплекса находился Садовый павильон фараона Тутмоса III. Его стены были расписаны изображениями животных, птиц и растений.
  13. Обелиск царицы Хатшепсут . Обелиск из асуанского гранита с верхушкой, облицованной электром (сплав золота с серебром), доставили в Карнак на барже. С помощью насыпей и рычагов его опустили в вырытую в песке яму. Высота мемориального сооружения – около 30 метров.

Сегодня в обзоре выдающийся храм древнеегипетского зодчего Инени – храм Амона Ра в Карнаке. Заложил он его в XVI в. до н.э. на берегу реки Нил в столице Древнего Египта Фивы. В этот период отмечается расцвет города, намечается бурное строительство храмов и дворцов. Украшением для богатого и значимого города должен был стать храм верховного божества. О нем и пойдет речь далее. Фото, видео и карта в комплекте.

История и описание храма Амона в Карнаке

Типичный египетский храм того времени имеет прямоугольную форму с фасадом, обращенным к Нилу. Дорога к фасаду украшается сфинксами. Вход обычно имеет вид пилона, перед которым стоят обелиски и статуи царя. Дальше располагается здание храма с местами для молений, библиотеками, колонными залами и т.д.

Таким же является и рассматриваемый нами храм Амона в Карнаке. А являясь храмом главного божества в столице, любой правитель старался преумножить красоту этого места, восхваляя Ра и свое божественное происхождение. В храме отражена и история Египта за годы его существования, на колоннах и стенах вырезались иероглифы и изображения, рассказывающие об исторической славе египетского царства.

Главнй храм Амона

Таким образом, всего на строительство храма ушло примерно две тысячи лет. На его развитие даже повлияли римские императоры. А за годы своего существования храм разросся до огромного комплекса: храм бога Амона Ра в Карнаке, храм Птаха, Аменхотепа II , Маат и др.

Над храмом работали лучшие зодчие страны, которые постоянно улучшали вид храма. Храм, аллея сфинксов к Нилу, пилон, массивная стена – все в классических деталях египетских храмов.

Аллея сфинксов

За пилоном располагается колонный зал, еще один пилон, храмы Сети II и Рамсеса III , сфинксы, статуя Рамсеса II , здание храма, библиотека, молельни и т.д.

Статуя Рамзеса II

С приходом новой XIX династии возникла необходимость в возвеличивании и храмового комплекса. В этот период размеры приобретают грандиозные масштабы. Так, например, новопостроенный пилон имел длину 156 метров.

Одно из красивейших мест храма – колонный зал. В площадке 103 метра на 52 метра размещаются 134 колонны в 16 рядов. Центральные колонны достигают 23 метров в высоту, остальные по 13 метров. Каждая из колонн примерно по 10 метров в окружности. Колонны, как и стены, покрыты иероглифами и изображениями.

Колонный зал

Еще одной дополнением новой династии стало строительство храма богини Мут. Храм располагается южнее храма Амон-Ра, частично окружен озером. Храм выделяется строгим планом, центральной колоннадой, статуями богини Мут (женщина с львиной головой).

Также стоит отметить обелиск царицы Хатшепсут. Обелиск имеет высоту почти 30 метров и по праву признан самым большим в Египте.

План храма Амона в Карнаке

Интересующиеся могут изучить план храма Амона в Карнаке:

Интересным фактом является то, что храм бога Солнца не ориентирован по Солнцу. Но русские строители здесь не при чем, оказывается, что центральная ось ориентирована на восход Солнца в самый короткий день в году, который являлся значимым праздником в жизни египетских первообывателей. Также и Нил в районе Фив меняет курс на восход, как раз согласно этому и был выстроен храм. Но правда ли это или только догадки останется навечно в тайнах истории. А нам остается лишь любоваться архитектурным гением людей, живших задолго до нас.

В двух с половиной километрах к северу от современного египетского мегаполиса Луксор на месте Древних Фив находится деревня Карнак. Названа как самый масштабный храмовый комплекс Древнего мира на восточном берегу Нила, посвященный Амону-Ра. Две главные оси храма: с севера на юг и с запада на восток. В самом обобщенном варианте комплекс принято делитъ на зоны Амона-Ра, Манту (бога войны) и Мут (жены Амона).

«САМОЕ СОВЕРШЕННОЕ МЕСТО»

Святилище в Карнаке, как и Луксорский храм, посвящено «Божественной Триаде» - Амону-Ра, который являет себя людям в виде Солнца, его супруге Мути их сыну Хонсу, повелителю Луны.

При взгляде на руины этих храмов с большой высоты, когда видна и соединяющая их почти двухкилометровая Дорога сфинксов, они вызывают ассоциации с двумя чашами символических весов, поддерживающих равновесие на земле: в государстве, в природе, на земле и в небесной сфере. Карнакский храм - северная чаша этих весов, Луксорский - южная. Северная перевешивает: и по площади, и по художественному уровню, хотя это не значит, что Луксорский храм уступает ему во всем. Было ли так задумано - неизвестно, но со временем Карнакский храм египтяне стали называть «самым совершенным местом». Подразумевалось, в той ойкумене, каковой ее представляли себе древние египтяне.

Таким храм стал не сразу. Строительство его длилось почти 20 столетий. Египтологи ведут здесь отсчет от самых древних из частично сохранившихся сооружений Карнака, как, например, возведенный в эпоху Среднего царства храм Сенусерта I ХХ в. до н. э. Многие археологи-египтологи полагают, что строительство могло быть начато и гораздо раньше, в XXVIII в. до н. э. В ХХ в. дон. э. святилище Амона было небольшим. Первым, кто, как считается, начал расширять его, был фараон XVlll династии Тутмос I (правил ок. 1504-1492 гг. до н. э.). При нем были установлены обелиски и статуи, изображавшие фараона в облике, само собой, Осириса, выбиты барельефы, отделанные золотом, изображающие священнодействующего Тутмоса. Руководил всеми работами зодчий Инени.

Дело отца продолжила «ее царское величество» Хатшепсут (правила в 1525-1503 гг. до н. э.), положившись на мэтра архитектуры Сененмута, которому доверяла безгранично - и не слепо, а по делам его. При ней появились новое строение из красного песчаника для ладьи Амона-Ра, украшенное изысканными рельефами, также позолоченными, и два обелиска из гранита с черно-красными зернами. Тутмос 111 (правил ок. 1525-1473 гг. дон. э.) возвел Большой храм Амона-Ра. Фараон и полководец сам разрабатывал его проект, о чем рассказывает выбитая на одной из стен надпись. Филигранно расписанные колонны храма символизировали столбы царского паланкина, стела у входа в гипостильный зал изображала Тутмоса и его 62 предшественников («Царский список Карнака», хранится в Лувре) . К храму примыкает «Ботанический сад», представляющий природный мир долины Нила и стран, где фараон воевал. О его военных подвигах рассказывает «Зал анналов» с двумя стелами с изображениями священных папируса и лилии. Тутмос 111 возвел также храм богини войны Сехмет, скульптура которой сохранилась.

Сехмет часто отождествляется с Мут, которая, как и Сехмет, иногда изображалась с львиной головой. В южной части комплекса возле озера Ишеру, примыкавшего к храму Мут, стояли десятки статуй Сехмет. У многих из них отбита верхняя часть туловища, очевидно, охотниками за древностями. Чтобы задобрить богиню-воительницу, Аменхотеп III (правил ок. 1388-1353 / 1351 гг. дон. э.) всего возвел 700 статуй Сехмет вокруг храма Мут, второго по счету. При нем появился и храм Хонсу. В первом тысячелетии до н. э. в Карнаке возводится несколько небольших святилищ Осириса. В XV-XIII вв. до н. э. появилась Дорога сфинксов, на рубеже XIV-XIII вв. до н. э. при Сети 1 (правил ок. 1290- 1279 гг. дон. э.) и его сыне Рамзесе 11 Великом (правил ок. 1279-1213 гг. дон. э.) в храме Амона был воздвигнут роскошно украшенный и великолепный в архитектурном отношении гипостильный зал.

Строительство на территории храма продолжалось и после краха Нового царства ~ при царях династии Ряд сфинксов с бараньими головами, расположенный внутри храма Амона-Ра. Птолемеев и при римлянах. Последним из сильных мира сего, внесших вклад в облик храма, был император Домициан (правил в 81-96 гг. н. э.).


АЛЛЕГОРИИ БОЖЕСТВЕННОЙ СИЛЫ

Архитектурный ансамбль Карнакского храма лежит сегодня в руинах, составляющих своего рода лабиринт по истории духовной жизни Древних Фив, и путешествие по этому лабиринту приносит множество открытий.

Первое описание комплекса появилось в 1668 г., когда его увидели два французских миссионера. А название ему - Карнак, что означает «груда камней» - по аналогии с комплексом мегалитов в Бретани дал тоже француз, монах-иезуит и ученый Клод Сикар, изучавший египетские древности как археолог в 1707-1726 гг. Профессиональные раскопки в Карнаке начались во второй половине XIX в.

В храмах ансамбля не осталось, конечно, и следа ни от какой позолоты. Были разрушены, изувечены, похищены многие статуи, но, по счастью, и сохранилось тоже немало благодаря монументальности сооружений и скульптурных форм. По всему, что сохранилось, вполне можно представить, каким величественным было это святилище, когда Фивы были городом процветающим, а вокруг храма стояли утопающие в садах дворцы высокопоставленных вельмож. Вокруг многих храмов комплекса также цвели сады: при обилии солнца и воды практически круглый год. Во времена фараонов русло Нила пролегало ближе к храму, и в месяцы, когда его воды имели самый низкий уровень, можно было спуститься к кромке берега по ступеням западной стены. Изменения в природе и климате, войны и неизбежно сопутствующие им разрушения и разорения, землетрясения, которых здесь было тоже немало, песчаные бури сделали свое дело. Относительно заносов песка необходима оговорка: во многих случаях благодаря им были словно законсервированы многие скульптуры и фрагменты зданий, раскопанные затем археологами.

В Карнакском храме поражает еще вот что. У него не могло быть никакого единого плана строительства, напротив, некоторые фараоны не гнушались при возведении храмов во имя себя, великих, разбирать храмы своих предшественников, а уже в Новое время камни храмов растаскивались всеми подряд, почти открыто, для строительства обычных жилых домов. И все же, как ни удивительно, остается впечатление, что план был: настолько гармоничен комплекс, хотя создавался в разные не то что века - в разные эпохи.

Может быть, потому, что все властители Фив, от первых правивших здесь фараонов до римлян, предоставляли полную свободу творчества зодчим, скульпторам и художникам. А те следовали главному принципу искусства древних веков - создавать как можно более выразительные аллегории силы богов и властителей: как известно, в Древнем считалось, что все фараоны имеют божественное происхождение. Из поколения в поколение непосредственные исполнители заказов царей принципы преемственности художественных методов соблюдали как святые заповеди. Эти принципы: гармоничные пропорции зданий и сооружений, какими бы большими они ни были; одухотворенные лица идеально отшлифованных скульптур - боги ли это, фараоны ли, жрецы или обычные люди. Барельефы и расцвеченные минеральными красками изящные рельефы - каждый представлял собой В карнакских статуях всегда подчеркнута массивность пальцев ног. динамичный по сюжету рассказ о каком-то ритуале, работе, событии, сражении в лицах и с множеством подробностей. Все изображенные предметы, животные и растения также имеют прекрасные формы.

Лучше остальных сохранилась западная часть комплекса, из всех эпох - сооружения периода Нового царства (ок. 1580-1070 гг. дон. э.) . По нему проходят экскурсии (за исключением тех зон, где продолжают работать археологи) . Самые посещаемые части комплекса - это собственно храм Амона-Ра и гипостильный зал, давным-давно лишившийся крыши, но не утративший своего магического притяжения. Каждый по-своему, прекрасны и другие храмы, посвященные Мут и Хонсу, другим божествам и фараонам, большие и малые (часовни). А также обелиски, памятники, пилоны, ограды, Священный пруд, в котором проходили ритуальные церемонии на ладьях и омовения.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Главный храм Амона-Ра, его передний пилон.

■ Храм бога Хонсу, начатый при Рамзесе III, законченный при Херихоре.

■ «Священная ладья» Рамзеса II.

■ Храм Ипет (построен при Птолемее VIII).

■ Небольшой храм бога Птаха.

■ Храм Аменхотепа II.

■ Храм богини Мут.

■ Храм Камутеф.

■ Священное озеро.

■ Большой гипостильный зал.

■ Дорога сфинксов.

■ Аллея сфинксов, ведущая к храму богини Мут.

■ Луксорский музей, Музей мумификации (тоже в Луксоре).

■ Экспонаты из Карнакского храма в Египетском музее в Каире.



ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ В культуре Древнего Египта, как и в других древних государствах, существовала традиция при строительстве храмов воплощать мифы о Сотворении мира. В Лейденском папирусе сказано: «Фивы - образец для всех городов. Вода и земля были в них в начале. И появился песок, чтобы обозначить границу пахотных земель и их основную почву на холме. Так стала земля. Потом появились люди, чтобы благоустроить все города». Не правда ли - это образ острова? Совершенно верно - острова Священной земли Творения, с которого началось «первое время». (Лейденский папирус - это от голландского города Лейден, где он хранится.)

■ Священными цветами в Древнем Египте были лилия и лотос. Колонны Карнакского храма с левой, северной стороны украшали изображениями стеблей папируса - геральдического и тоже священного символа Нижнего Египта, колонны, стоящие справа, - лилиями, символом Верхнего Египта. Иногда изображение этого цветка называют лотосом. Это неверно. А вот египетские скульпторы ничего не путали: у лилий характерно изогнуты лепестки. Секрет появления в Египте лилий в качестве символа прост. Первыми его стали использовать правители Египта додинастической эпохи, а они по происхождению были иноземцами, почти все - из тех краев, где лилия, в отличие от Египта, цветок распространенный даже и в дикорастущем виде.

■ Амон-Ра не сразу стал верховным богом древних египтян и демиургом. Сначала это был Амон, небесный покровитель Фив и только, имевший и женскую ипостась - Имунет. В период Среднего царства Амон становится отдельным божеством, повелителем воздуха. Начиная с XVIII династии (1550- 1292 гг. дон. э.) Нового царства, Амон отождествляется с верховным солнечным богом гелипольского пантеона, носившим имена Атум, Ра, Птах, и обретает новое имя Амон-Ра как глава египетского пантеона богов, первый и, так сказать, «государственный», общенациональный бог. Тут нельзя, однако, не добавить, что в некоторых монументальных сооружениях периода Среднего царства его уже называли Амоном-Ра, но еще редко, эпизодически.

■ Жук-скарабей - самый известный амулет Древнего Египта, воплощение Хепри - бога созидательного утреннего солнца, символа воскресения и перерождения. В мумиях фараонов сердце заменяли статуэткой скарабея. На берегу Священного озера стоит статуя скарабея, высеченного из черно-красного гранита. По поверьям, если обойти ее семь раз, все желания сбудутся, но только благородные и страстные желания. А по мелочам Хепри лучше не беспокоить: все может случиться ровно наоборот.

■ Считается, что когда-то по обеим сторонам Дороги сфинксов ее охраняли 1350 их изображений с телом льва и головой барана - священных животных Амона-Ра. Раскопано около 900 фигур, а совсем недавно было найдено еще 12 немного в стороне от Дороги. У этих сфинксов головы снесены, а на постаментах выбито имя Нектанеба 1, основателя последней династии фараонов, умершего в 362 г. дон. э.


Во времена Древнего Египта на месте нынешней деревни Карнак, расположенной на восточном берегу Нила невдалеке от крупного административного центра Луксора, находился крупнейший город той эпохи Фивы. На протяжении нескольких столетий он являлся столицей всего государства. Именно здесь четыре тысячи лет назад началось строительство самого крупного храмового комплекса, известного сегодня как храм в Карнаке.

Величайший из богов Древнего Египтак

Прежде чем начать рассказ об этом уникальном сооружении, следует хотя бы кратко познакомиться с тем, ради кого тысячи рабов возводили его в течение нескольких столетий. Среди пантеона многочисленных египетских богов Амон занимал главенствующее положение. Он олицетворял собой солнце - то есть ту силу, которой была подчинена вся жизнь на берегах Нила.

Теплом своих лучей оно превращало зерно в полновесный колос, но оно же могло иссушить землю, оставив на месте цветущей нивы мёртвую пустыню. Каждое утро оно, юное и жгучее, восходило на небеса и, пройдя свой дневной путь, старело и в бессилии падало за горизонт, чтобы завтра начать всё сначала. Так же было предначертано и людям - в вечном круговороте жизни стареть, умирать и вновь возрождаться в своих детях.

Храм в Карнаке

Этому величайшему из богов были посвящены и Луксорский. Храм, о котором ведется наш рассказ, изначально состоял из трёх частей. Первая из них была посвящена ему самому, то есть великому и могучему богу Амону Ра, вторая - его жене Мут, покровительствовавшей всем царицам, которым суждено было осчастливить землю своим появлением на ней, и, наконец, третья - их сыну Хонсу. Таким образом, план храмового комплекса в Карнаке изначально демонстрировал ряд сооружений, расположенных на общей оси и предназначенных для поклонения этой священной триаде.

Четыре тысячи лет назад Фивы, являясь столицей Египта, были самым густонаселённым её городом, в котором проживало почти полмиллиона человек. Многочисленные и победоносные войны обеспечили его поступлением дани от покорённых народов и неисчислимыми толпами рабов. Неудивительно, что фараоны могли себе позволить затраты на строительство, колоссальное даже по нынешним меркам. И денег, и рабочих рук было в избытке.

Каменная летопись на берегу Нила

Возводился храм бога Амона в Карнаке в период с XVI по XI век до н. э., и все фараоны, правившие в эти века, старались увековечить в нём свои имена, сохранив о себе память. Тутмос I, например, возвёл многочисленные обелиски и статуи, изображавшие его в образе Не страдал излишней скромностью и его внук Тутмос III, построивший так называемый зал Анналов, на стенах которого были высечены рассказы о его блистательных военных победах. Он же прославил свои завоевания в Азии, возведя в северной части комплекса храм богини войны Сехмет.

Сценами из жизни фараонов покрыты и многочисленные колонны, украшающие Храм Амона Ра в Карнаке. История, охватывающая многие века жизни Древнего Египта, сохранена в этих каменных летописях. Кроме повелителей страны в их сюжетах важное место занимают жрецы, чьё влияние и значение в общественной жизни возрастало по мере расширения комплекса.

О пользе образования

Весьма любопытна в этом плане местная легенда, рассказывающая о том, как некий жрец дерзнул бороться за власть с самим фараоном. Он настолько преуспел в своём деле, что у владыки появились серьёзные опасения потерять трон. Не желая рисковать, он приказал воинам схватить жреца и как изменника придать смерти.

Но по стечению обстоятельств царская стража явилась в храм именно в тот день и час, когда должно было наступить солнечное затмение, о котором жрец, несомненно, знал, поскольку был, как и все его коллеги, отменным астрономом. Поднявшись в нужный момент на стену храма, он возвёл руки к небу, и на глазах у всех повелел солнцу скрыться, чтобы в наступившей тьме сгинули все его враги. Нетрудно представить реакцию собравшихся, когда вслед за его словами землю покрыл мрак. Кончилось тем, что просвещённый жрец занял место фараона, убитого в тот день толпой по его приказанию.

Фараоны - строители храма

Храм бога Амона в Карнаке был значительно расширен XIII веке до н. э. Его строителями в этот период стали фараон Сети I и его сын Рамсес II, своими деяниями заслуживший звания Великого. Они воздвигли на территории храмового комплекса Гипостильный зал, способный поразить своими размерами не только жителей тех давних времён, но наших современников. На площади пять тысяч квадратных метров шестнадцатью рядами были установлены сто тридцать четыре колонны, покрытые золотыми пластинами.

Труды царицы Хатшепсут

В XV веке до н. э. храм бога Амона в Карнаке значительно дополнила женщина-фараон по имени Хатшепсут. Продолжая дело своего отца Тутмоса II, она возвела в нём ряд пилонов - ворот в форме усечённой пирамиды, увеличила почти в полтора раза храм богини Мут, и построила отдельное святилище небесной барки Амона Ра, названное впоследствии Красной капеллой. На стенах этого сооружения, возведённого из чёрного и красного гранита, древними мастерами были высечены сцены её коронации.

Однако этому святилищу не суждено было дожить до наших дней. Спустя столетие оно было разрушено другим повелителем Египта - Аменхотепом III. Гранитные блоки, из которых оно состояло, использовались в качестве строительного материала для возведения других сооружений. И только значительно позже, в так называемый эллинистический период при Александре Македонском, святилище было воссоздано, но в значительно изменённом виде.

В годы правления Хатшепсут храм Амона Ра в Карнаке был украшен четырьмя монолитными каменными обелисками - самыми большими из существовавших в то время в Египте. Один из них сохранился до наших дней. Высеченный из красного гранита, он достигает в высоту тридцати метров.

В те же годы царица готовилась поразить мир ещё большим сооружением. При ней началось изготовление другого монолита, самого высокого за всю историю Древнего Египта. По замыслу создателей, он должен был подняться над землёй на сорок один метр и весить не менее тысячи двухсот тонн. Но эта работа по ряду причин так и не была завершена.

Дальнейшее строительство комплекса

На стыке XIV и XIII веков до н. э., уже при фараоне Хоремхебе, были выстроены ещё три пилона и появилась знаменитая аллея сфинксов. Правители следующей династии также немало потрудились. Храм бога Амона в Карнаке они соединили с берегом Нила дорогой, по обеим сторонам которой были установлены бараноголовые сфинксы. На территории комплекса они возвели ещё одну колоннаду, два новых пилона, и в довершение всего установили сами себе монументальные статуи.

Новогодняя молитва Амону

Со временем поклонение Амону приобрело характер общегосударственной религии. Ежегодно в августе, когда происходит разлив Нила, его статую торжественно выносили из храма и по аллее сфинксов в сопровождении многолюдной процессии доставляли в Луксор, где божество обновлялось вместе с землёй, возрождённой после долгих месяцев засухи.

Здесь сам фараон в молитве, обращённой к богам, и в первую очередь к великому Амону Ра, испрашивал их благословения в новом году. Завершив молитву, он выходил к народу, заполнившему всю прилегающую к храму территорию, и, стоя лицом к Нилу, они все вместе пели хвалебную песнь реке, столь щедро излившей свои воды на иссушенный солнцем Карнак.

Достопримечательность Египта - храм Амона Ра

Но прошли столетия, и мир изменил своё лицо. Ушли в прошлое но остались под палящим африканским солнцем памятники той эпохи бережно сохраняемые потомками их строителей. В 1979 году в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО появился и Карнакский Храм (Амон Ра). Описание, история и сегодняшний день этого уникального сооружения оказались под пристальным вниманием мировой общественности, и ежегодно привлекают к нему сотни тысяч туристов. Неудивительно, что доход, приносимый ими государству, является важной составляющей частью бюджета.

И хотя за долгие столетия среди прочих древностей Египта был разрушен и Храм бога Амона в Карнаке, отзывы посетивших его свидетельствуют, что даже в руинах он производит неизгладимое впечатление своим величием. На сайтах туристических компаний, осуществляющих туры в Египет, где побывавшие в этой удивительной стране делятся своими впечатлениями, неизменно появляются свидетельства восхищения вызванного столь грандиозным сооружением и тем колоссальным трудом, который был затрачен на его возведение.

Стоит ли удивляться тому, что этот храмовый комплекс входит в число наиболее популярных туристических маршрутов наших дней. Едва ли где-нибудь на свете можно найти хоть и на большом, но всё же ограниченном пространстве такое обилие исторических памятников, отстоящих друг от друга по времени их создания на десятки столетий. Кроме того, в последние годы на его территории ежедневно проводятся грандиозные шоу, включающие в себя световые и звуковые эффекты и рассказывающие об истории храма. Всё это делает его посещение необыкновенно интересным и запоминающимся.


Карнакский храм - самый большой в мире религиозный комплекс, главное государственное святилище Древнего Египта, основной исторический памятник страны и вторая самая посещаемая достопримечательность после пирамид Гизы. Его сложно сравнить с каким-либо другим храмом мира, потому что ни по масштабу, ни по количеству культурных слоев и эпох равных ему нет. Храм строили непрерывно в течение почти двух (!) тысячелетий, общая площадь храма – более двух квадратных километров, главный зал с колонадами по площади равен собору Святого Петра в Риме и собору Святого Павла в Лондоне вместе взятым, внутри храма – несколько десятков огромных религиозных сооружений, построенных фараонами нескольких династий, а стены храма – важнейший источник сведений об истории Древнего Египта.



Один только макет Карнакского храма, который стоит в местном музее, производит колоссальное впечатление: храм – это буквально целый город из сооружений фантастической красоты. Даже в очень быстром темпе с одного конца храма на другой надо идти около 20-25 минут, чтобы обойти весь храм по периметру – нужно больше часа, а уж чтобы обойти всю территорию храма в неспешном темпе и вовсе нужен целый день.



Карнакский храм посвящён богу Амону-Ра, египетскому богу солнца, который стал главным египетским божеством сразу после того, как Фивы стали столицей Древнего Египта. Его начали строить более 4-х тысяч лет назад, и каждый новый фараон считал своим долгом как-то увековечить своё имя, добавляя к храму всё новые и новые строения. В результате, Карнакский храм – это 33 различных религиозных сооружения и зала разных эпох.



Карнакский храм некогда был соединён широкой мощёной трёхкилометров алеей сфинксов с Луксорским храмом, который стоит в центре города. От самой аллеи сейчас остались только небольшие фрагменты, расположенные около одного и другого храмов, общей длиной в пару сотен метров. По приказу городских властей сейчас идёт очистка всей территории, по которой ранее пролегала эта аллея. Эти места хотят превратить в исторический сектор, а аллею - восстановить настолько, насколько это возможно.



Часть сфинксов, которые были найдены целыми на территории бывшей аллеи, сейчас хранятся внутри Карнакского храма. У них довольно интересное и не совсем типичное для сфинксов строение: тело льва и голова барана. Дело в том, что баран считался священным животным бога Амона, которому и посвящён храм. Около лап сфинксов стоят фигуры не то фараонов, не то жрецов храма.



Вход в храм проходил через серию огромных пилонов – ворот без верха, которые отделяли внутренние части храма друг от друга. То тут, то там встречаются статуи фараонов, строивших тот или иной фрагмент храма.



Огромная колонада статуй фараона:



Кажется, это Рамзес II, но точно не уверена:



Дальше идёт самая главная и самая впечатляющая часть храма – огромный колонный зал, спроектированный при Рамзесе I и построенный при Сети I и Рамзесе II. На площади в полквадратных километра расположены 134 колонны, поставленные в 16 рядов. Каждая из колонн высотой в 23 метра (это приблизительно как 8-этажное здание) и шириной такой, что чтобы обхватить всю колонну, требуется 6 человек. В древности зал использовали для священных ритуалов, праздников и зрелищ.



Если присмотреться, то видно, что нижние ярусы колонн сильно пострадали. Дело в том, что храм стоит близко к реке, и когда Нил разливался, то вода доходила и до храма и покрывала нижние ярусы колонн водой. В это время, по задумке, храм должен был напоминать местные болота, на которых растёт растение, из которого делали папирусные свитки, столь популярные в Древнем Египте.




Изначально все колонны были украшены цветными изображениями, высеченными на камне. Со временем краски выцвели и сейчас остатки цветных изображений можно увидеть только в тех уголках храма, куда не попадало солнце. Например, на нижних частях верхних перекрытий храма:



Изображения на колоннах – это история восхождения египетских фараонов к богам:




Многие стены храма украшены изображениями военных подвигов фараонов. На изображениях обычно можно увидеть огромное мощное войско фараона, которое побеждает своих врагов, мелких человечков, которые валяются под колесницей и просят пощады у фараона:



Враги фараона под ногами его колесницы:



Рядом стоят те, кто просит у фараона пощады:



Интересно, что имена фараонов, как правило, высекались очень глубокими прорезями на камне. Связано это с тем, что каждый новый фараон хотел быть самым известным и самым великим, и для этого часто пытался стереть имя своих предшественников со стен храма, заменив его на своё. Чтобы это не удавалось, фараоны стали высекать свои имена гораздо более глубокими прорезями, чем все остальные изображения:




Вообще, по стенам Карнакского храма можно читать всю историю Древнего Египта. Это самый крупный из всех известных археологических памятников, и именно отсюда египтологи почерпнули много информации о событиях тех времен. Здесь есть изображения победоносных походов царей и их трофеев, есть истории конфликтов с соседними государствами, а на одной из стен есть текст Кадешского мирного договора с хеттами – самого древнего мирного договора в истории человечества (глиняная табличка с текстом этого договора сейчас хранится в музее Древнего Востока в Стамбуле, а сам текст - высечен на камне, стоящем в холле штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке).




На территории храма есть несколько обелисков, поставленных разными фараонами. Самые известные из них – это обелиски, поставленные царицей Хатшепсут. Один из них стоит до сих пор, половина другого сейчас лежит около местного священного озера. Считается, что это были два самых высоких обелиска Древнего Египта, верхняя пирамида которых была украшена золотом и серебром.



Приёмный сын царицы Хатшепсут, Тутмозис III, ставший после её смерти фараоном, настолько не любил свою мачеху и её славу, что приказал повсюду в храме уничтожить её изображения:




Ещё какой-то из фараонов:



В самой дальней части храма стоят постройки фараонов Среднего Царства. Это одни из самых древних построек в Карнаке. Считается, что это священные места храма, где и сидел когда-то сам бог Амон.



Самое святое место в храме – это небольшой чёрный камень, который считается алтарём. По преданию, на нём некогда хранился камень Ипет Соут, так называемая "матерь вселенной". Для египтян Ипет Соут был чем-то типа философского камня, который, по легенде, был доставлен в Египет из древней Атлантиды. В священных египетских текстах Ипет Соут называется "сокровищем мира", доставшимся фараонам от самих богов. По преданию, камень позже увезли из Египта куда-то в Гималаи, в таинственную страну Шамбалу, и теперь он хранится где-то в Тибете на вершине одной из гор.



В разные стороны от основной, главной оси храма, разбросаны различные сооружения более поздних периодов. Пока я ходила по храму, я ещё более-менее помнила, где поcтройка какого фараона, сейчас уже помню только про самые основные. Вот это, кажется, колонный зал Тутмозиса III:



Если завернуть в самые дальние уголки храма и немного полазить по камням, то можно попасть в верхние, совершенно закрытые пространства храма, куда не попадало солнце. Здесь лучше всего сохранились древние цвета, и можно приблизительно представить, насколько ярким и цветным был храм в те времена:







Простые смертные в храм не пускались: только фараоны, приближенные к ним лица, жрецы и рабочие, строившие что-то на территории храма. Однако фараон Тутмозис III гордился своими постройками и храмом вообще, поэтому в стене со стороны своих достроек к храму он сделал небольшую пристройку, с которой открывался вид на храм, и любой смертный мог лицезреть храм с этого ракурса:



Стены с рассказами о подвигах фараонов и восхвалением богов:




Вид на храм от одной из стен:



В южной части храма находится так называемое древнее священное озеро – искусственный водоем, где жрецы несколько раз в день устраивали священные омовения. Время от времени здесь проводились ритуалы, посвящённые богу Амону: по озеру пускалась золотая ладья бога Амона и лодки его свиты. Рядом с озером лежат остатки огромного обелиска Хатшепсут, на котором изображена история её коронации.




Есть здесь и ещё одна важная для древних египтян колонна со священным жуком-скарабеем. Древние египтяне считали, что эта колонна – древние часы, отмеряющие время мира. Каждый год колонна миллиметр за миллиметром погружается под землю, и когда сидящий на ней скарабей окончательно исчезнет из виду, наступит конец света:



В дальних углах храма расположены святилища, посвящённые богине Мут (богине неба), жене Амона, и богу Хонсу (богу луны) – сыну Амона и Мут. Храм Мут почти полностью разрушен, а вот храм Хонсу сохранился вполне себе неплохо. Где-то между ними ещё пара почти полностью разрушенных строений разных эпох:




Что интересно, до храма Хонсу почти не доходят туристы. Он расположен на отшибе, и от главного входа сюда надо идти более получаса. Кроме меня, на территории храма были только трое китайцев и два охранника. Шум и гам центральных улиц Карнакского храма здесь исчез, и впервые за весь день удалось остаться наедине с прекрасным:







Это самая-самая дальняя часть храма, за воротами начинаются жилые кварталы:






Ну вот, вроде, и всё. Карнакский храм – однозначно то место, где обязательно надо побывать хотя бы раз в жизни. На меня он произвёл даже более сильное впечатление, чем пирамиды Гизы. Хотя как вообще можно сравнивать памятники мирового значения...



Использованы материалы сайта: http://marina-pavlova.livejournal.com/
Включайся в дискуссию
Читайте также
Физика школьная. Альтернативная наука. Темы школьной физики
Где найти хорошего репетитора по английскому языку?
Как правильно жарить шашлык?