Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Роль христианской церкви в средние века. В чём состояло влияние церкви на жизнь средневекового человека? Изменялось ли положение католической церкви в европе в течение средневековья? В чем состояло влияние церкви

Церковь в средневековом обществе играла очень важную роль, Своим религиозно-моральным авторитетом она продвигала идею божественного происхождения королевской власти, а также призывала народ к смирению и покорности. Церковный приход являлся одной из важнейших форм организации социального общения людей. В нем осуществлялся идеологический и нравственный контроль над населением.

Католическая церковь строилась как авторитарно-монархическая организация. Все высшие священнослужители назначались Ватиканом. Власть пап считалась выше власти Вселенских соборов (собраний высшего духовенства). Религиозность населения усиливала роль церкви в обществе, а экономическая, политическая и культурная деятельность духовенства способствовала поддержанию религиозности в канонизированной форме.

Одной из главных задач церкви стала задача формирования и поддержки религиозного миропонимания жизни. Оно было основано на требовании умерщвления плоти и освобождения духа, которое заключено в философии аскетизма. В этих условиях церковь культивировала институт монашества. Первой формой монашества было отшельничество по принципу уединения в пустыне по примеру Св. Антония, позднее – объединение в общины по примеру Св. Пахомия. Затем появляется черное и белое духовенство. В 529 г. Фома Наурсийский организует первый общежитийный монастырь в Монтекассино (Италия). Презрение к миру, выражавшееся в стремлении к монашеской жизни, – одна из важнейших черт средневековой культуры.

Естественно, в реальной жизни не представлялось возможным полное пренебрежение обыденной человеческой деятельностью, в силу чего церковь создала обширную систему регламентации общественной жизни путем ограничения ее проявлений различными правилами, предписаниями, обычаями и т. д. В то же время для поддержания беспрекословного авторитета церкви, сохранения чистоты ее догматов делается упор на развитие не рационального, а главным образом эмоционального восприятия действительности и основ вероучения. С одной стороны, признавались греховными любые проявления плотских страстей. Они заменялись страстной, подчас фанатической любовью к Христу и Деве Марии. С другой стороны, культивировалась непримиримая ненависть к врагам христианства. Вера в видения, чудесные исцеления, посещения людей нечистой силой были неотъемлемой частью индивидуального и общественного сознания. Люди жили в атмосфере чуда, считавшегося повседневной реальностью.

В борьбе за религиозное единство Западной Европы, необходимость поддерживать свой авторитет и незыблемость позиций католической церкви. требовалась постоянная защита официальной церковной доктрины в области догматики и культа от многочисленных ересей. Сами ереси возникли еще во времена раннего средневековья. В тот период они во многом отражали процесс становления церкви, ее иерархического устройства, так что во главе еретических движений даже стояли представители епископата. Среди наиболее распространенных ранних ересей можно выделить, например, монофизитство (отрицало учение о двойственной, богочеловеческой природе Христа), несторианство (доказывало положение о «самостоятельно существующей» человеческой природе Христа) адопцианскую ересь, в основе которой лежала идея об усыновлении (adopcio) Богом человеческого сына Христа.

Во времена расцвета средневековья ереси были направлены уже против самого института церкви, значительной части клира (гр. klеros – общее наименование служителей церкви, против всепроникающей церковной регламентации жизни. К таким ересям можно отнести ереси катаров (Италия, Фландрия, Франция, XI–XIII вв.), вальденсов (Франция, конец XII в.), лоллардов (Антверпен, особое распространение получила в Англии), альбигойцев (Франция, XII–XIII вв.) и др. Еретические движения классического средневековья отражали в основном интересы малоимущих сословий, выступали против церковного землевладения, проповедовали философию аскетизма. Одновременно они выдвигали идеи, направленные против отдельных догматов церкви.

Католическая церковь в период своего наивысшего могущества беспощадно подавляла ереси. Для борьбы с ересями в конце ХII в. была создана система специальных церковных трибуналов – инквизиция (от лат. inqusitio – розыск). С XIII в. она стала самостоятельным учреждением под верховной властью пап. Деятельность инквизиции была направлена не только против еретиков, но и против различных проявлений вольнодумства, колдовства, знахарства и т. п. Широко использовалось доносительство. В процессе тайного дознания в застенках инквизиции у жертв, обычно с помощью пыток, вырывалось признание вины. Кроме этого для устрашения церковные трибуналы практиковали аутодафе (лат. actus fidei, исп. auto de fe, букв. – акт веры) – публичные казни, сожжения еретиков, ибо считалось, что огонь наиболее полно уничтожает преступника. Существенным был тот факт, что часть расходов по содержанию инквизиции покрывалась из сумм, конфискованных у казненных еретиков.

Другим орудием церкви против еретиков стали нищенствующие монашеские ордена – францисканцы и доминиканцы. Оба ордена были основаны в XIII в. Из представителей ордена «братьев-проповедников» – доминиканцев, которых еще называли псами господними, обычно формировались суды инквизиции. Орден францисканцев был провозглашен нищенствующим: монахам предписывалось жить только подаянием, одеваться в грубую одежду, ходить босиком, подпоясываться веревкой и не иметь никакой собственности. Его целью стало отвлечение от ересей городской бедноты.

Кроме того, в практику католической церкви входит продажа индульгенций – свидетельств об отпущения грехов. было разработано целое учение об индульгенциях. Цена индульгенции зависела от тяжести совершенного преступления, существовал своего рода «прейскурант» цен на отпущение грехов. Доходы от продажи стали немаловажным источником пополнения церковной казны. Со временем, торговля индульгенциями принимает характер беззастенчивой наживы и косвенным образом начинает способствовать распространению пороков. Эта деятельность католической церкви весьма способствовал распространению еретических движений.

Люди средних веков жили в постоянном ожидании страшного Суда и конца света, в страхе перед дьяволом. Ради упрочения собственного авторитета церковь усугубляла эти страхи, часто играла на них, а также указывала на «слуг» дьявола: мусульман, евреев, женщин, ведьм и колдунов. Доминиканцы в ХV в. утверждали, что каждый третий христианин является ведьмой или колдуном. В это же время была написана книга «Молот ведьм», в которой описывалось, кто такие ведьмы, как их изобличать, судить и карать. Пик гонений на ведьм пришелся на 1560–1630 гг. В это время были сожжены сотни тысяч человек. Общее же число жертв инквизиции оценивается некоторыми историками в несколько млн. человек.

Религиозные мотивы часто играли главную роль в захватнических войнах. Так, в XI–XIII вв. были предприняты так называемые крестовые походы западноевропейских феодалов на Восток. Осенью 1095 г. римский папа Урбан II впервые призвал Западную Европу к крестовым походам. Официальной целью крестовых походов было освобождение «гроба господня». Однако, наряду с этим, крестовые походы были призваны решить и иные задачи.

К XI в. в Западной Европе земля была уже практически полностью поделена между светскими и церковными феодалами. Наследовать землю сеньора, по обычаю, мог только его старший сын. Этот принцип наследования получил название майорат. Младшие сыновья образовали многочисленный слой феодалов, не имевших земли и желавших получить ее любым путем. Католическая церковь не без основания опасалась, как бы эти рыцари не стали покушаться на ее обширные владения. Кроме того, католическая церковь во главе с папой римским стремились распространить свое влияние на новые территории и за их счет увеличить свои доходы. Слухи о богатствах стран Восточного Средиземноморья, которые распространяли путешественники-богомольцы (пилигримы), побывавшие в Палестине, возбуждали алчность рыцарей. Девизом крестоносцев стал призыв папы римского: «Пусть увенчает двойная награда тех, кто раньше не щадил себя в ущерб своей плоти и души». Освобождение «гроба господня» сопровождалось захватом рыцарями-крестоносцами заморских земель, городов, богатств.

В результате первых походов (Первый крестовый поход состоялся в 1095–1099 гг.) крестоносцам удалось создать свои государства на территории Палестины. Первым на плодородных землях Святой земли, как европейцы называли тогда Палестину, было основано королевство Иерусалимское (на территории Южной Сирии и Палестины), затем были основаны княжество Антиохийское, графство Эдесское и Триполитанское. Пришедшие с рыцарями крестьяне почти ничего не получили, и поэтому в дальнейшем все меньшее их число участвовало в крестовых походах.

C целью упрочения владений крестоносцев вскоре после Первого крестового похода были созданы особые организации – духовно-рыцарские ордена. Орден тамплиеров (или храмовников) создавался для охраны идущих в Иерусалим паломников. Иоанниты (или госпитальеры) содержали госпиталь св. Иоанна Иерусалимского, в котором лечились больные, бедные паломники, раненные рыцари. В конце XII в. возник орден, посвященный Деве Марии, большинство членов которого были выходцами из Германии, поэтому его назвали Тевтонский (или Немецкий). Ордены были полувоенными-полу­монашескими объединениями. Под монашеским плащом «орденских братьев» (у тамплиеров – белого цвета с красным крестом, у госпитальеров – красного с белым крестом, у тевтонских рыцарей – белого с черным крестом) скрывались рыцарские латы. Задачами орденов являлись оборона и расширение владений крестоносцев, а также подавление выступлений местного населения. Ордены имели централизованное устройство. Их возглавляли великие магистры, и подчинялись они непосредственно папе. Ордена пользовались множеством привилегий и со временем стали богатейшими землевладельцами не только на Востоке, но и в Западной Европе.

В XII в. рыцарям пришлось много раз собираться на войну под знаком креста (Второй крестовый поход – 1147–1149 гг.; Третий крестовый поход – 1189–1192 гг.), чтобы удержать захваченные территории. Однако все кресто­вые походы терпели неудачи. Когда в начале XIII в. по призыву папы Иннокентия III в был организован Четвертый крестовый поход (1202–1204 гг.), французские, итальянские и немецкие рыцари не стали сражаться против мусульман, а обрушились на христианское государство Византию. В апреле 1204 г. рыцари захватили и разграбили ее столицу Константинополь. За падением Константинополя последовал захват половины Византийской империи, где крестоносцы основали свое государство – Латинскую империю, которая просуществовала всего 57 лет (1204–1261 гг.).

Крестовые походы принесли много бедствий, они не только не достигли своей прямой цели, но и принесли гибель сотням тысяч их участников и сопровождались тратой колоссальных средств европейских государств. В то же время они стимулировали развитие контактов с Востоком. Влияние исламского мира (Египта, Марокко, Испании, Персии и даже Индии), где побывали крестоносцы, проявилось в знакомстве не только с новой религией – исламом, но и с новой культурой.

Значение крестовых походов для Западной Европы было велико. Небывалого расцвета достигло мореплавание. Расширились торговые отношения, главными проводниками которых были итальянские купцы из Венеции, Генуи, Пизы, Амальфи и др. В Европу потекли деньги, что приводило к упадку натурального хозяйства и содействовало экономическому перевороту и развитию товарно-денежных отношений. С востока в Европу было привезено много полезных растений, например шафран, абрикос, лимон, фисташки (сами эти слова – арабские). Вошли в широкое употребление рис, появился сахар. В значительном количестве ввозились произведения высокораз­витой на Востоке ткацкой промышленности – ситец, кисея, дорогие шелковые ткани (бархат, атлас), а также ковры, ювелирные изделия, краски т. п. Знакомство с этими предметами и способом их изготовления привело к развитию подобных же отраслей в Европе (например, во Франции – ковроткачества по восточным образцам, а ковры получили название «сарацины»). На Востоке были позаимствованы многие предметы одежды и домашнего обихода, которые до сих пор носят арабские названия: юбка, альков, софа и др. В европейские языки проникли и закрепились арабские понятия и слова, их обозначающие: адмирал, амулет, талисман, таможня и др.

Крестовые походы познакомили западных ученых с арабской и греческой наукой (в частности, с трудами Аристотеля). Значительно расширились географические знания европейцев, успехи сделали также математика, астрономия, медицина, естествознание, история. В европейском искусстве с эпохи крестовых походов замечается влияние византийского и мусульманского искусства. Например, в архитектуре появляются подковообразные и остроконечные арки, арки в виде трилистника, плоские крыши; в художественных ремеслах популярным становится орнамент арабески (назван так, потому что он похож на арабскую вязь). Благодаря крестовым походам обогатилась поэзия – появились новые сюжеты, новые стихотворные форм.

Введение

Средневековье длилось почти тысячу лет – с V по XV век. В этот исторический период произошли огромные изменения в мировой истории: разрушился колосс Римской империи, затем Византии. Варварские племена после завоевания Рима создали на европейском континенте собственные государства с определяющейся национальной культурой.

В этот период в мире происходит очень много изменений во всех областях развития государств.

Не обошли стороной эти изменения и культуру и религию. У каждого народа в эпоху средневековья сложилась своя история развития культуры, влияния на нее религии.

Во все времена людям надо было во что-то верить, на кого-то надеяться, кому-то поклоняться, кого-то бояться, чем-то объяснять необъяснимое, и это неведомое у всех народов было свое.

Были язычники, мусульмане, христиане т.д.

В это время основной религией на Западе и на Руси считалось Христианство. Но, если русским средневековьем считалось XIII–XVстолетия, то на Западе это конец средневековья и Ренессанс, т.е.

самые плодовитые годы в становлении западноевропейской культуры. У нас же, по крайней мере, первые два из этих трех веков приходятся на разгром, культурную изоляцию от Запада и застой, из которого Русь только-только начинает выкарабкиваться в самом конце XIV и XVвеках.

Именно поэтому хотелось бы отдельно разобраться, как повлияло христианство на культуру западноевропейских народов и Руси.

Чтобы понять, как происходило влияние религии на культуру нужно понять, как люди жили в это время, о чем думали, что их волновало, заботило больше всего тогда.

Утверждение христианства в качестве государственной религии в некоторых странах, начиная с IV века и его активное распространение привели к существенной переориентации всех сфер позднеантичной духовной культуры в русло новой мировоззренческой системы.

Самым непосредственным образом были захвачены этим процессом и все виды художественной деятельности. Фактически началось формирование новой теории искусства, предпосылки которой сложились уже в раннехристианский период. Отцы Церкви внесли в этот процесс свою весомую лепту.

Общая характеристика эпохи средневековья

В средневековье натуральное хозяйство было примитивным, производительные силы, техника были развиты слабо.

Войны и эпидемии обескровливали народы. Любую мысль, идущую вразрез с церковными догмами, инквизиция подавляла, жестоко расправляясь с носителями еретических учений и подозреваемыми в пособничестве дьяволу.

В это время начинают применяться машины, появляются ветряные мельницы, водяное колесо, рулевое управление, книгопечатание и многое другое.

Само понятие «средневековье» никак не может быть некой целостностью.

Выделяют Раннее, Высокое средневековье и Закат. Каждый период имеет свои особенности духовной сферы и культуры.

Столкновение культурных ориентаций рождало многослойность и противоречивость сознания средневекового человека. Простолюдин, живущий во власти народных верований и примитивных образов, имел зачатки христианского мировоззрения.

Образованный человек не был полностью свободен от языческий представлений. Однако для всех несомненной доминантой была религия.

Сущность средневекового способа отношения к миру определялась божественной моделью мира, которая поддерживалась всеми имеющимися в распоряжении церкви (и подчиненного ей государства) средствами. Эта модель и определяла особенности средневековой эпохи.

В качестве основных черт этой модели можно выделить следующие:

— специфически средневековое понимание Вселенной, где Бог выступает главной мировой творческой силой, вмешательство человека в божественное дело было недопустимо;

— средневековый монотеизм, в котором Вселенная мыслилась как абсолютно подчиненная Богу, которому только и доступны законы природы и божественный космос.

Это сила, беспредельно могущественнее человека и довлела над ним;

— человек – ничтожное, слабое, греховное существо, пылинка в божественном мире, и частицы божественного мира ему доступны только через искупление грехов и поклонение Богу.

Центральным событием средневековой модели мира был Бог. В это событие вписывалась вся совокупность сверхсложной общественной иерархии событий средневекового мира.

Особое место в этой иерархии занимала церковь, на которую была возложена божественная миссия.

Основное население средневековья составляли крестьяне.

2. Процесс христианизации в средневековье

Идеологическая позиция церкви состояла в том, что она фактически была на стороне господ, являясь к тому же сама крупнейшей собственницей. И все же церковь старалась сглаживать конфликты в обществе, проповедуя равенство перед Богом, смирение и святость бедности.

Бедняки испытывают беды и невзгоды на земле, но они божьи избранники, достойные Царства небесного. Нищета – моральное достоинство.

Средневековая церковь признавала труд следствием первородного греха. Труд для обогащения осуждался. Труд аскета – труд для искоренения праздности, для обуздания плоти, для нравственного совершенствования считался богоугодным делом.

2.1 Процесс христианизации в Европе

В Европе общество в сознании людей делилось на три основных социальных слоя: церковников, крестьян и рыцарей.

Социальными идеалами была жизнь святых и героические подвиги воина. Процесс христианизации протекал с большими сложностями. Государство использовало свой авторитет и силу для искоренения язычества и насаждения христианства. Крестьянин исключался из системы публично-правовых правил, не мог быть воином. Люди, помнившие своих свободных предков, тяжело переживали свою кабалу.

Народ связывал свою свободу и независимость с языческой верой, а христианизацию – с властью и гнетом государства.

Принимались самые разносторонние меры по искоренению языческих суеверий. Особенное внимание уделяется обрядам, связанным с культом сил природы. Гадания, заклинания, прорицания также считались запретными и жестоко наказывались.

Церковь в борьбе с язычеством использовала не только наказания, но и осторожное приспособление.

Папа Григорий I был сторонником постепенной замены языческих религиозных стереотипов на христианские обряды. Он советовал не уничтожать языческих капищ, а опрыскать их святой водой и заменить идолов на алтари и мощи святых. Жертвоприношение животных нужно заменить праздничными днями, когда животных будут резать во славу Господа и для питания. Он рекомендовал взамен языческого обхода полей, совершаемого для урожайности, устраивать процессии на Троицу.

Жизнь крестьян в средние века определялась сменой времен года, каждый человек проходит один и тот же круг событий.

Постоянная занятость и ориентация на традиции и обрядность делали невозможным выход за рамки цикличности.

Христианство вместо цикличного течения времени, естественного для крестьянина, насаждало линейное историческое течение времени со Сверхсобытием Страшного суда в его конце. Страх перед воздаянием за грехи становится мощным фактором приобщения к христианству.

Осуществлялся и обратный процесс – христианство усваивало язычество и подвергало его изменениям.

Это объяснялось несколькими причинами. Одной из них являлось то, что сами священники часто были происхождением из крестьян и во многом оставались язычниками. Еще одной из причин было то, что поклонение святым было связано с потребностями большинства населения, не способного понять абстрактного Бога и нуждавшегося в поклонении зримому, понятному образу. Духовенство возносило святых за благочестие, добродетели, христианскую святость, паства ценила в них прежде всего их способность к магии: умение творить чудеса, исцелять, защищать.

Средневековый человек существовал на грани небытия: голод, войны, эпидемии уносили множество жизней, до старости почти никто не доживал, очень высока была детская смертность. Человек чувствовал острую необходимость защиты от подступающих со всех сторон опасностей.

Церковь не могла не взять на себя функции магической защиты человека.

Некоторые магические ритуалы перешли в христианскую обрядность почти без изменений. Более того, церковь даже умножила и усложнила ритуальную жизнь. Почитание Бога осуществлялось в христианской церкви с помощью таинств, таких как причащение, крещение, священство. Также использовались – освященная вода, хлеб, свечи. Освященные предметы использовались дома и в быту. Богословы видели в этом всем только символику и не признавали их сверхъестественной силы.

Простолюдины же использовали их, прежде всего как амулеты: не для очищения от грехов и причащения к Богу, а для защиты от болезней, наговоров, порчи.

Крестьяне использовали церковные дары даже для излечения скота.

Чрезмерная ритуализация выхолащивала духовную сущность веры, механизировала общение с Богом. Обряды вырождались в механическое, бессмысленное повторение. Верующие, для того, чтобы очиститься от грехов, могли обойтись без высокого душевного настроя, одним формальным выполнением обрядов.

Церковь не могла отменить суеверия, ритуалы и обряды, искажающие основы католической веры, ибо они были неотъемлемой частью менталитета средневекового человека, и без них христианское учение не могло быть принято.

2.2 Процесс христианизации на Руси

Первые века русской средневековой культуры. Приходящиеся в основном на период Киевской Руси, пронизаны светлой радостью узнавания нового, открытия неизвестного.

В свете нового миропонимания иными предстали перед славянином и мир природы, и сам человек, и их взаимоотношения, не говоря уже о духовном, освятившем все давно вроде бы знакомые вещи и явления новым светом.

До бесконечности раздвинулись традиционные достаточно узкие горизонты – географический и исторический, социальный и духовный.

Осознавая все это, а главное – себя целью и венцом творения, образом самого Творца, человек с детской непосредственностью радовался открытию мира. Радостным мироощущением наполнены вся его жизнь и творчество, им одухотворено его эстктическое сознание; оно выступало, наконец, важным стимулом быстрого взлета культурыв Киевской Руси.

Христианство в средневековье

Роль церкви в жизни западноевропейского средневекового общества, которое многие историки называют христианским обществом или христианским миров, была всеобъемлющей: религия и церковь заполняли всю жизнь человека феодальной эпохи от рождения до смерти.

Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом, и выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству. Средневековая церковь была организована на строго иерархических началах. Во главе ее стоял римский первосвященник — папа, имевший собственное государство в Средней Италии, ему были подчинены архиепископы и епископы во всех странах Европы.

Это были крупнейшие феодалы, обладавшие целыми княжествами и принадлежавшими к верхушке феодального общества. Монополизировав в обществе, состоящем главным образом из воинов и крестьян, культуру, науку, грамотность, церковь обладала огромными ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной эпохи. Умело пользуясь этими средствами, церковь сосредоточила в своих руках огромную власть: короли и сеньоры, нуждаясь в ее помощи, осыпают ее подарками и привилегиями, стараются купить ее расположение и содействие.

В то же время церковь умиротворяла общество: она стремилась сглаживать социальные конфликты, призывая к милосердию по отношению к угнетенным и обездоленным, к прекращению беззаконий, к раздаче милостыни беднякам. Бедности даже отдавался нравственный приоритет. Церковь привлекает под свою защиту множество нуждавшихся в покровительстве крестьян, предоставляет им земли для поселения, поощряет освобождение чужих рабов, попадавших при этом в зависимость от нее.

В беспокойное феодальное время люди стремились под защиту монастыря.

Монастырь же был и самым взыскательным хозяином, сохранявшим наиболее тяжелые формы феодальной эксплуатации. Церковь являлась крупнейшим землевладельцем феодального мира и неустанно умножала свои материальные богатства. Монастыри одними из первых переходят к товарному хозяйству, к производству для рынка, берут на хранение сокровища и деньги, предоставляют ссуды. Под покровительством церкви, соединяясь с церковными праздниками, возникают ярмарки и рынки, паломничество ко святым местам, сливаются с торговыми путешествиями.

Продолжая использовать в своих целях экономическое могущество, церковь в XI-XIII вв. фактически возглавляет торговое и колонизационное движение европейцев на Восток («крестовые походы»), организовав для их финансирования огромные денежные сборы. После прекращения «походов» эти средства стали использовать для усиления папской казны.

Наивысшего могущества церковная организация достигает в XII-XIII вв., превратившись в мощную финансовую организацию с неограниченной властью над своими структурами и исключительными политическим влиянием.

Стоя на консервативных позициях, церковь учила, что каждый член общества должен жить в соответствии со своим правовым и имущественным статусом и не добиваться его изменения. Идеология трех «сословий», распространившаяся в Европе в X веке, выдвигала на первое место монахов, людей, преданных молитве и стоящих над обществом.

Роль церкви в средние века

Происходила постепенная аристократизация духовенства и монашества.

Однако на ряду с официальной церковной доктриной в Средние века широко была распространена народная религиозность, выходившая далеко за рамки церкви и христианской догмы.

Бог воспринимался как таинственная сила, присутствующая в священных местах, олицетворение блага и справедливости. Эта народная религиозность разделялась и основной массой священников, за исключением церковной элиты — ученых епископов и аббатов. Большое значение имела вера в посредников между Богом и людьми — ангелов и святых, в которых мирян больше привлекали не христианские добродетели, а творимые ими чудеса, воспринимаемые как доказательство их могущества и святости.

Однако нельзя не отметить положительную роль церкви и христианской доктрины в становлении Средневековой цивилизации.

Церковь заботилась о больных, бедных, сиротах и стариках. Она контролировала образование и производство книг. Благодаря влиянию христианства, к IX веку в средневековом обществе утвердилось принципиально новое понимание семьи и брака, знакомое нам понятие «брак» отсутствовало в позднеантичной и древнегерманской традициях, не было тогда и привычного для нас понятия «семьи».

В эпоху раннего средневековья практиковались браки между близкими родственниками, обычным явлением были много численные брачные связи, которые уступали к тому же кровнородственным связям. Именно с этим положением боролась церковь: проблемы брака, как одного из христианских таинств, с VI века становятся чуть ли не главной темой многих теологических сочинений. Принципиальным достижением церкви этого периода истории следует считать создание супружеской ячейки, как нормальной формы семейной жизни, существующей до сих пор.

Даже технический прогресс в средневековой Европе был связан, по мнению многих ученых, с распространением христианской доктрины и, как следствие, с изменением отношения человека к природе.

Речь идет, в частности, об отказе от дохристианской системы запретов и табу, сдерживавших развитие сельского хозяйства: природа перестала быть объектом религиозного поклонения и источником страхов. Новая экономическая ситуация, сложившаяся техническим усовершенствованиям и изобретениям способствовала значительному повышению уровня жизни, весьма устойчивому на протяжении нескольких столетий феодальной эпохи.

Таким образом, можно сделать вывод, что Средневековье было закономерным и необходимым этапом развития христианской цивилизации.

В Средневековом европейском обществе личность человека в целом ценилась выше, чем в Античности, хотя бы потому, что средневековое мировоззрение, проникнутое духом христианства, не выделяло человека из окружающего мира, из-за склонности к целостному видению мира. Следовательно, нельзя говорить о духовной диктатуре церкви над средневековым человеком, которая якобы препятствовала развитию личности.

На Западе Европы церковь обычно играла стабилизирующую, консервативную роль, то есть как раз обеспечивала благоприятные условия для развития личности. Представить духовные искания средневекового человека вне церкви невозможно. Именно познание мира и Бога, вдохновляемое церковными идеалами, породило красочную, многообразную, живую культуру Средневековья.

Именно церковь создавала университеты и школы, поощряла богословские диспуты и книгопечатание.

Распространение христианства в эпоху Раннего Средневековья в Западной Европе и христианизация Руси: сходство и различие.

Христианство явилось стержнем европейской культуры и обеспечило переход от античности к средневековью. Долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на средневековье как на "темные века". Основы такой позиции были заложены просветителями.

Однако история культуры западноевропейского общества была не столь однозначна, одно несомненно — всякультурная жизнь Средневековой Европы этого периода в значительной степени определялась христианством, которое уже в IV в. из гонимой становится государственной религией в Римской империи.

Из движения, оппозиционного официальному Риму, христианство превращается в духовную, идеологическую опору Римского государства. В это время на Вселенских церковных соборах принимается ряд ведущих положений христианского вероучения — символ веры.

Эти положения объявляются обязательными для всех христиан. Основой христианского учения была вера в воскресение Христа, воскресение мертвых, Божественную Троицу.

Понятие Божественной Троицы трактовалось следующим образом.

Бог един во всех трех лицах: Бог-отец — сотворитель мира, Бог-сын, Иисус Христос, — искупитель грехов и Бог Дух Святой — были абсолютно соравны и совечны друг другу.

Несмотря на сильное расхождение между идеальным и реальным, все же сама социальная и повседневная жизнь людей в средние века была попыткой, стремлением воплощать христианские идеалы в практической деятельности.

Поэтому рассмотрим идеалы, к которым были устремлены многие усилия людей того времени, и отметим особенности отражения этих идеалов в реальной жизни.

В средние века формируется теологическая концепция культуры (греч. theos — бог), согласно которой бог выступает центром мироздания, его активным, творческим началом, источником и причиной всего существующего.

Это обусловлено тем, что абсолютной ценностью является Бог. Средневековая картина мира, религиозность данной культуры принципиально глубинно отличается от всех предыдущих, т.е. языческих культур.

Бог в христианстве — Единый, Личностный и Духовный, то есть абсолютно внематериальный. Также Бог наделяется множеством добродетельных качеств: Бог Всеблагий, Бог есть Любовь, Бог — Абсолютное Добро.

Благодаря такому духовному и абсолютно позитивному пониманию Бога особое значение в религиозной картине мира обретает человек.

Человек — образ Божий, величайшая ценность после Бога, занимает главенствующее место на Земле. Главное в человеке — душа. Одно из выдающихся достижений христианской религии — дар свободы воли человеку, т.е. право выбора между добром и злом, Богом и дьяволом.

Христианство в средневековье

Благодаря наличию темных сил, зла, Средневековую культуру часто называют дуалистичной (двойственной): на одном ее полюсе — Бог, ангелы, святые,на другом — Дьявол и его темное воинство (бесы, колдуны, еретики).

Трагедия человека состоит в том, что он может злоупотребить свободой воли. Так и случилось с первым человеком — Адамом. Он уклонился от запретов Бога в сторону соблазнов дьявола.

Этот процесс называется грехопадением. Грех — результат уклонения человека от Бога. Именно из-за греха в мир вошли страдания, войны, болезни и смерть.

По христианскому учению сам, своими силами человек вернуться к Богу не может. Для этого человеку нужен посредник — Спаситель. Спасителями в Средневековой христианской картине мира выступают Христос и Его Церковь (в Западной Европе — католическая). Поэтому наряду с категориейгреха большую роль в картине мира Средневековья занимает проблема спасения души каждого человека.

Таким образом, в христианской идеологии место человека занимает бог — творец, место понятия "культура", столь ценимого в античности, занимаетпонятие "культ".

С точки зрения этимологической в этом понятии также имеется значение возделывания иусовершенствования. Однако, основной акцент в этом понятии переносится на заботу, поклонение и почитание. При этом имеется в виду почитание высшей, сверхъестественной силы, которая распоряжается судьбами мира и человека. Согласно христианской концепции смысл жизни человека заключается в том, чтобы подготовиться к подлинной жизни, посмертной, потусторонней. Поэтому повседневная, земная, реальная жизнь утрачивает свою самоценность.

Она рассматривается лишь как подготовка к жизни вечной, посмертной. Основной акцент делается на загробную жизнь, загробное воздаяние. Спасение даруется не всем, а только тем, кто живет по евангельским заповедям.

Вся жизнь человека в Средние века выстаивается между двумя точками отсчета — грехом и спасением. Для ухода от первого и достижения последнего человеку даются следующие условия: следование христианским заповедям, совершение добрых дел, уклонение от соблазнов, исповедание своих грехов, активная молитвенная и церковная жизнь не только для монахов, но и для мирян.

Таким образом, в христианстве ужесточаются требования к нравственной жизни человека.

Основные христианские ценности — вера, надежда, любовь.

Духовной основой средневековой культуры стало христианство, однако в различных этногеографических, политических, социально-экономических условиях возникали региональные варианты средневековых христианских культур.

Наиболее выдающимися стали культуры Византии и средневекового Запада.

Уже с III в. н. э. различия между Восточной и Западной Римской империей становились всё более заметными: Запад переживал упадок, а положение Востока было благоприятным, так как её территории не подвергались вторжениям варваров, стремившихся в Рим – «вечный город».

В 330 г. император Константин I перенес столицу в город Константинополь, «Новый Рим». В 395 г. Римская империя окончательно распалась.

Это способствовало обособлению западной церкви во главе с римским епископом (папой) от восточных церквей во главе с патриархами – константинопольским, антиохийским, иерусалимским. Соперничество за влияние между этими церквами завершилось в 1054 г. расколом – «Великой схизмой».

Оба направления – католицизм и православие – имеют ряд особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации, отразив специфику экономического и политического развития феодальных отношений обоих регионов.

Католическая церковь строго централизована, имеет единый всемирный центр – Ватикан (в Риме), являющийся резиденцией папы римского. В католицизме папа считается наместником Иисуса Христа на земле и преемником апостола Петра.

Он непогрешим в делах веры и нравственности, его власть выше светской власти и вселенских соборов. Светской власти в лице императора отводилась забота о земном благосостояния и политическом единстве общества. Светский правитель – лишь орудие в руках церкви, и только папское благословение ставит его над другими людьми. Более того, папа имеет право не только короновать, но и смещать императора.

Возвышению папства способствовали варвары, захватившие империю и унаследовавшие религию побеждённых.

Они считались не с императором, а с папой римским, закрепив за ним право направлять и вести христианский мир к высшей цели – вечному спасению. В VIII в. образовалось уже целое Папское государство, в которое входили земли Римской области и Равеннского экзархата.

Теократические притязания папства были в немалой степени вдохновлены идейными установками Августина Блаженного (354–430). В главном своем труде «О граде Божьем» Августин изложил свое видение истории и форм правления. Используя метафору о двух градах – небесном и земном – он представил концепцию церкви – града Божьего – как иерархической, строго дисциплинированной организации, обладающий исключительным правом быть посредником между Богом и людьми, высшим судьей в делах духовных и мирских.

Источником католического вероучения считается не только Священное Писание, но и Священное Предание – суждения пап в вопросах веры и постановления вселенских соборов католической церкви.

Духовенство даёт обет безбрачия (целибат). Особенностью католичества является также культ Богоматери – Святой Девы Марии, признание догматов о её непорочном зачатии, телесном вознесении. Католицизму свойственен пышный театрализованный культ, широкое почитание всевозможных реликвий.

Католицизм отличался крайней нетерпимостью по отношению к «вероотступникам».

Это выражалось не только в полемике с еретическими богословами, но и физических расправах над еретиками. Тот же Августин разработал целый ряд рекомендаций по применению к инакомыслящим разного рода репрессий, включая пытки и казни.

Затем родилась инквизиция – священный трибунал, жертвами которого на долгое время стали свободомыслие, научное знание, принадлежность к другой вере.

Православие получило распространение главным образом на Ближнем Востоке, в Восточной и Юго-Восточной Европе. Основу этого вероучения составляют Библия и Священное предание. Оно исходит из признания триединого Бога – творца и управителя вселенной, загробного мира, посмертного воздаяния, искупительной миссии Иисуса Христа, открывшего возможность для спасения человечества, на котором лежит печать первородного греха.

Центром православия стала Византия.

Характер отношений между светской властью и церковью отличался здесь значительным своеобразием по сравнению с Западом. Союз церкви с государством строился на руководящей роли императорской власти, которая обладала сакральными функциями и имела право участвовать в решении церковных вопросов.

Политическая и идеологическая поддержка церкви со стороны государства способствовала тому, что епископы и монастыри превращались в крупных земельных собственников.

Роль христианской церкви в средние века.

В Византии им принадлежали не только земельные угодья, но позднее и ремесленные мастерские (эргастерии). Служители церкви были освобождены от налогов, торговых пошлин, военной службы и получали десятину – одну десятую часть от государственных доходов. Киевская Русь в 988 г. переняла именно эту модель христианства, что имело важные последствия в истории России, отразившись, прежде всего, на развитии государственности, национальном самосознании, культуре и международном престиже.

окончательно формируются различия между православной и католической церквами. Эти различия имели не только религиозно-догматический, но и социально-экономический и политический характер, не только отражали различия в общественной структуре и культуре Византии и Запада, но и демонстрировали устойчивые социально-психологические расхождения.

Западной религиозности свойственна глубокая экзальтация. Для верований греков была характерна отвлеченная философская рассудочность, приверженность к трансцендентным идеям. Взволнованное воображение латинян постоянно устремлялось к крестным страданиям Христа, страшным мукам грешников в аду. В православной церкви на первый план выдвигались радостно-просветленные моменты жизни Христа, его преображение и воскрешение; души верующих устремлялись к божественному свету, к победе добра над злом.

Серьезный удар по византийской цивилизации нанесли так называемые Крестовые походы – походы на Восток, организованные западноевропейскими феодалами и католической церковью.

Объявив целью походов на Ближний Восток борьбу с «неверными» (мусульманами) и освобождение Гроба Господня и Святой земли (Палестины), крестоносцы направили свой четвертый поход против Византии. Захват Константинополя крестоносцами в 1204 г. привел к ее распаду и образованию Латинской империи (1204–1261). Католическая церковь прилагала большие усилия для распространения среди греков католического вероучения. Но одновременно византийская культура стала оказывать влияние на просвещенных людей с Запада.

Среди средневековых западноевропейских интеллектуалов росли и крепли идеи эллинского самосознания. На Запад перекочевало множество византийских сокровищ и художественных ценностей. Византийские императоры из династии Палеологов восстановили империю. В XIV в.

византийское искусство пережило новый и последний период подъема. И все же заключительные столетия существования империи характеризовались нестабильностью экономики, территориальными потерями, нескончаемыми феодальными усобицами и нарастающим турецким натиском.

Произошла четкая поляризация двух основных течений в византийской идеологии – предренессансного, связанного с зарождением идей гуманизма, и религиозно-мистического.

Общение византийских эрудитов с итальянскими учеными, писателями, поэтами оказало влияние на формирование раннего гуманизма в Италии.

Именно византийским мыслителям суждено было открыть западным гуманистам прекрасный мир греко-римской древности, познакомить их с классической античной литературой, с подлинной философией Платона и Аристотеля. Термин «византийский гуманизм» обозначает тот культурный, духовно-интеллектуальный, психологический и эстетический комплекс, который по своим признакам может считаться аналогом итальянского гуманизма. Широчайшие познания византийских философов, богословов, филологов, риторов вызывали безграничное восхищение итальянских гуманистов, многие из которых стали учениками и последователями византийских ученых.

Византия пала под натиском турок. Однако вклад этой цивилизации в мировую культуру оценивается по достоинству.

Прежде всего, следует отметить, что Византия стала своего рода мостом между западной и восточной культурами. Она оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие многих стран средневековой Европы.

Наиболее интенсивно византийское культурное влияние сказалось в тех странах, где утвердилось православие. В первую очередь это касается России.

При подготовке данного вопроса необходимо осмысление терминологии (христианство, православие, католицизм, церковь, богословие, храм, духовенство, литургия) и категорий, имеющих отношение к религиозной жизни Восточной Римской империи и средневекового Запада.

Следует подумать над тем, почему развитие христианства в Византии существенно отличалось от западного пути: какие причины способствовали этому? Можно ли считать византийский вариант христианства принципиально отличающимся от римско-католического, или же это различие иллюзорно и опирается на нерелигиозные факторы?

Подумайте и осветите следующие вопросы: Вселенские Соборы и их роль в формировании христианских догматов; специфика византийского православия (восточного христианства); развитие православного богословия в трудах «отцов церкви»; феномен иконоборчества; теократическая концепция императорской власти, союз императора и церкви; структура и организация византийской церкви; особенности византийского православного культа; византийское монашество и его роль в общественно-политической жизни империи.

В завершении анализа данного комплекса проблем следует подумать над тем, в какой степени жизнь империи оказалась под воздействием религиозного сознания, как религиозная сфера взаимодействовала со светскими проявлениями жизни, разрешились ли противоречия православного понимания мира и языческих представлений, бытовавших в обыденном сознании жителей Византии.

По проблеме раскола в христианстве и в вопросе о возникновении двух его ветвей – католицизма и православия – следует обратить внимание на следующие моменты: в чем заключались причины раскола христианской церкви; какой путь религиозного спасения предлагали римско-католическая и православная церкви; каковы наиболее существенные различия между этими двумя конфессиями; какие функции выполняла церковь в эпоху распада Римской империи и образования варварских государств; что позволило католической церкви стать мощной политической силой; что такое теократия; как воплощался идеал теократии в теории Августина о «двух градах».

Важны и следующие вопросы: когда в Западной Европе появилось папство; что способствовало его усилению; почему духовный авторитет папства со временем стал падать; какую роль в религии играл институт монашества; в чем состояли главные задачи организуемых церковью монастырей и монашеских орденов; что такое ересь; в чем причина длительного существования многочисленных ересей в Средние века; как христианская церковь относилась к «лжеучениям»?

В заключение подведите итоги и сделайте выводы относительно того, в чем же заключено коренное различие в развитии культур средневекового Запада и Византии. Необходимо также выделить и аспект единства, общности этих культур во всемирном историко-культурном процессе.

Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 6068 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.003 с)…

Влияние церкви на развитие общества в Средние века

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИИ

Кафедра Государственно-Правовых дисциплин.

РЕФЕРАТ

По курсу: История отечественного государства и права.

На тему: Влияние христианства на развитие права и государства в Киевской Руси.

Выполнил: студент группы № 312

Тойсов С.Ю.

Преподаватель: Доцент Павлов В.С.

Санкт-Петербург.

1.Влияние Церкви на развитие общества в Средние века.

2.Принятие христианства в Киевской Руси.

3.Становление и развитие Церкви в русском государстве.

4.Монастыри в Киевской Руси.

5.Влияние Церкви на становление государственности.

6.Церковь и право.

7.Киевская Русь – первое Российское государство.

8.Список литературы.

Влияние церкви на развитие общества в Средние века.

Период возникновения Киевской Руси пришелся на время начала так называемого Классического Средневековья.

В этот период происходило зарождение и формирование современных народов: французов, немцев, англичан, поляков, болгар и, конечно же русских. Средневековье создало новый городской образ жизни, высокие образцы духовной и художественной культуры, в том числе институты научного познания и образования.

Средневековое общество – это, по преимуществу, аграрное общество, базирующееся на ручном труде и феодальных общественно-экономических отношениях.

1.3. Роль церкви в средневековом обществе

Для данного общества характерна устойчивая и малоподвижная система ценностей и представлений, основанная на религиозных заповедях и учении церкви.

Церковь в эпоху Средневековья представляла собой практически независимую, автономно управляющуюся политическую и духовную организацию.

В своей деятельности она руководствовалась собственными, для себя выработанными на базе библейских преданий и христианской традиции правилами, которые сложились в особую систему канонического права. В силу значимости христианских правил для средневекового религиозного общества каноническое право обязывало своими требованиями не только священнослужителей и людей церкви, но и всех верующих, включая государственные и политические установления “христианских государств”.

Такое особое значение церковных правил опиралось на доктрину исключительной, “единоспасающей роли церкви”, разработанной одним из отцов церкви, крупнейшим духовным и политическим мыслителем IV века св. Августином. Для выполнения этой великой миссии Церковь изначально наделена не только правами духовного научения, но и принуждения, обязанностью “искоренять греховность дел и помыслов” верующих. Источники канонического права были едины для всех содержательных канонов христианства.

Отправным считалось Священное писание, включая Ветхий и Новый заветы. Произведениями отцов церкви Василия Великого, Григория Богосолва, св. Августина было дано растолкование Евангелия и богословской доктрины Писания, установлены основные обряды и догматы церкви, правила исполнения епископской и священнической должности, критерии церковных таинств, в том числе брака, расписаны главнейшие нарушения церковных правил. Постановлениями церковных соборов (съездов епископов) были установлены важнейшие правила в вероучении, оценке еретических учений и отступлений от церковного канона.

Созданные на основе позднего римского права кодексы были прямо заимствованы в практике церковных судов.

В Европе Средневековье – это период становления новой формы Западной цивилизации – европейской христианской цивилизации.

Она формируется на территории бывшей Римской империи, которая раскололась на две части: Восточную (Византийскую) и Западную Римскую империю.

Христианство и во времена античности не представляло собой единой организации.

На территории Римской империи существовал ряд христианских церквей, имевших вероучительные, обрядовые и организационные отличия. Между руководством этих церквей велась ожесточенная борьба за гегемонию в христианском мире.

Наиболее активно эту борьбу вели глава Западной Римской церкви – папа Римский и глава Византийской церкви – Константинопольский патриарх.

В IX веке началось догматическое и административное обособление восточной церкви, которое завершилось в XI веке. Формальным актом раскола христианства на католическую и православную церковь была взаимная анафема (церковное проклятие), которому предали друг друга папа Римский и Константинопольский патриарх 16 июня 1054 года.

Несмотря на внутренние противоречия христианских церквей, духовной основой всей Европейской цивилизации является христианство.

В условиях распада Римской империи, ее политических и хозяйственных институтов, упадка культуры христианство и его организации – католическая и православная церковь – в течение многих веков были единственными общими для всех стран и народов Европы духовным и социальным институтом.

Христианство формировало единое мировоззрение, нравственные нормы, ценности и образцы поведения, а католическая и православная церкви были не только духовные, но и весьма влиятельные политические организации. Поэтому процесс становления Европейской цивилизации в значительной мере представлял собой процесс христианизации – приобщения языческих народов к христианской культуре, верованиям и обычаям, вступления в христианские организации – католические и православные церкви.

1.Перечислите этапы европейской средневековой истории, назовите их хронологические рамки. Что нового в жизни общества появилось на каждом из них?
2.Назовите наиболее крупные средневековые государства в странах Азии, Америки и Африки.В чем состояли особенности Средневековья в этих странах?
3.Перечислите империи эпохи Средневековья. Какие из них сохранились к концу 15 века?
4.Каков был вклад арабской исламской цивилизации в историю и культуру средневекового мира?
5.Что такое сословное общество? Каковы были положение и обязанности каждого сословия в средневековом обществе?
6.Как вы считаете, разъединение или сплачивало средневековое общество сословное деление?
7. Какие объединения создавали люди одного сословия или рода занятий в средневековой Европе?Почему люди нуждались в таких объединениях?
8.В каких областях жизни в эпоху Средневековья особенно важную роль играли города? Почему?
9. В чем состояли влияние церкви на жизни средневекового человека?
Изменялось ли положение католической церкви в Европе в течение Средневековья?
10. Как вы считаете, какие новые учения, события, люди позднего Средневековья приблизили Новое временя?
11. Многие учёные называют современный мир прямым наследником Средневековья. Какие фактами можно доказать эту точку зрения?

1.Наука о народонаселении.

2.Большие группы людей со своими правами и обязанностями. 3.Система
мероприятий, направленная на изоляцию какого
– либо государства. 4. Государство, владеющее колониями. 5. Стремление
обеспечить первенствующую роль церкви и религии в жизни общества. 6.
Освобождение от предрассудков, угнетения, отмена ограничений, уравнение женщин
в правах с мужчинами. 7. Создание крупной, тяжёлой промышленности. 8.
Противодействие, противопоставление своих взглядов, своей политики какой-либо
другой политике.9. Рост городского населения. 10. Въезд иностранцев в
какую-либо страну на постоянное место жительства. 11. Перемещение, переселение,
связанное со сменой места жительства. 12. Ограничение влияния церкви на все
сферы жизни общества.

Решите кроссворд.1) Наиболее распространённый злак, который сеял средневековый человек. (5 букв)

2) Сельскохозяйственное орудие, с помощью которого рыхлили землю. (4 буквы)
3) Сельскохозяйственное орудие, с помощью которого средневековый человек мог глубоко вспахивать землю. (5 букв)
4) Сельскохозяйственная культура, распространение которой в Европе началось с Испании. (3 буквы)
5) Сельскохозяйственная культура, завоевавшая симпатии земледельцев в Европе только к концу 8 века. (4 буквы)
6) Сельскохозяйственная культура, выращиваемая в Европе до распространения пшеницы. (4 буквы)
НУ БЛИН ОТВЕТЬТЕ ХОТЬ НА 1 ВОПРОС

ПОМОГИТЕ!!!ОЧЕНЬ СРОЧНО!!!

1.Где обитали финноугорские племена?Как повлияли природно-климатические условия мест обитания на занятия, быт и верования финноугорских племён?
2.Каковы были взаимоотношения между славянскими и финноугорскими племенам?В чём выразилось влияние друг на друга?
3.Расскажите о возникновении Волжской Булгарии.В чём вы видите свойство и различия Волжской Булгарии и Хазарского каганата?
4.Чем привлекала восточпых славян Византия?

ВОПРОСЫ

1. Как церковь влияла на сознание людей? В чем проявлялось влияние церкви на развитие средневековой христианской культуры?

Сознание людей средневековой Европы был неразрывно связан с христианской религией. Церковь проповедовала основы христианской морали, следование которым позволило бы человеку надеяться на спасение. Она порицала людей за стремление к наживе, противопоставляя этому пороку идеалы бедности и аскетизма. Отстаивая идею равенства всех людей перед Богом, церковники вместе с тем делили верующих на духовенство и мирян. Духовенство отличалось особым качеством - священством, которое шло от самого Христа и передавалось из поколения в поколение во время специального обряда. Считалось, что верующие были не способны самостоятельно, без священников отыскать пути к спасению, понять слово Божье. Спасение душ верующих могло быть только коллективным, в лоне церкви. Поэтому Библия была для рядовых мирян запретна, толковать ее дозволялось только священнослужителям.

Христианство было стержнем средневековой европейской культуры. Основной целью искусства считалось прославление деяний Бога, напоминание людям об их земном долге, о воздаянии праведникам и наказании грешников. Земная плотская красота считалась грешной, в искусстве господствовал канон - особые правила изображения. Античное искусство как языческое подвергалось гонениям. По распоряжению духовенства уничтожались древние храмы, статуи, рукописи. Некоторые античные памятники литературы и искусства уцелели благодаря тому, что христиане использовали их в своих интересах. К ним относились, например, произведения Аристотеля, некоторые здания, превращенные в церкви.

Центрами культуры в Западной Европе долгое время были монастыри. Монахи сумели сохранить то немногое из античного и раннехристианского наследия, что не было уничтожено и разрушено варварами. Они переписывали книги, сохраняя знания для будущих поколений, вели хроники - записи важнейших событий, произошедших в том или ином году. При этом, хотя сами монастыри были своеобразными островками культуры среди моря неграмотности, многие монахи были необразованны. Уровень образования прихожан был минимальным.

Средневековая христианская культура опиралась не на записанное, запечатленное слово, а на изустные проповеди, молитвы, предания. Человек Средневековья привык рассматривать окружающую действительность как некий текст, систему символов, содержащих высший смысл. Поэтому средневековое искусство, прежде всего живопись, стремилось по-своему истолковать Библию.

Мир, согласно представлениям европейца Средневековья, являлся своеобразной ареной противоборства небесных и адских сил. Искусство должно было приближать человека к Богу. Вследствие этого именно храмы - «дома Бога», украшенные фресками и статуями с изображениями святых, содержавшие библиотеки с религиозной литературой, были сосредоточением художественной культуры Средневековья.

2. Чем отличалось представление средневекового человека об окружающем мире и его устройстве от современных представлений?

В условиях отсутствия достоверных научных знаний о природе представление о мироздании средневекового человека было основано на религии. Картина мира основывалась на полном, безусловном противопоставлении Бога и природы, неба и земли, души и тела.

Согласно представлениям европейца Средневековья мир являлся своеобразной ареной противоборства небесных и адских сил, и все были абсолютно уверены в возможности чудес. Отсюда строгое соблюдение религиозных обрядов, которые должны были помочь человеку властвовать над природой.

Считалось, что «Град Небесный» строен в соответствии с иерархией его обитателей. Выше всех находится Бог, ниже - апостолы, архангелы, ангелы и другие небесные существа. Эту иерархию повторяют и обитатели «Града земного»: папа, кардиналы, священники и простые миряне. При этом земная мирская жизнь противопоставлялась небесной загробной жизни. Церковь учила, что все удовольствия земной жизни представляют собой обман, ибо мир есть арена проделок сатаны. Главное назначение человеческой жизни - подготовка к загробной жизни, к спасению. Между небесным и земным мирами существует невидимая лестница, по которой люди стремятся попасть в рай. Ангелы помогают праведникам достичь желаемой цели, грешники же срываются и падают в ад.

Представления современного человека о мире основываются на науке, а не на религии.

3. Какое влияние на развитие «мира идей» современного Запада оказала рыцарская и городская культура?

Рыцарская и городская культуры оказали большое влияние на развитие «мира идей» современного Запада. Они привнесли светскость. Светская культура, будучи одним из компонентов западноевропейской средневековой культуры, оставалась христианской по своему характеру. Вместе с тем сам образ и стиль жизни рыцарства и горожан предопределили их сосредоточенность на земном, выработали особые воззрения, этические нормы, традиции, культурные ценности.

В обязанности рыцаря входила не только защита чести и достоинства сюзерена. Традиция требовала от рыцаря следовать определенным "правилам чести", так называемому "кодексу рыцарской чести". Основа кодекса – идея верности долгу, кодекс регулировал правила ведения боя и т.д. Вопреки религии, которая прославляла аскетизм, рыцарская культура воспевала земные радости, выражала надежду на торжество справедливости уже в этой, земной жизни.

В городах зарождался новый образ жизни, новое видение мира, новый тип людей. Горожанин, независимый от любой иной власти, кроме магистрата, видел мир по-иному, чем крестьянин. Стремящийся к успеху, он стал новым типом личности.

4. В чем состояло своеобразие крестьянской культуры?

Своеобразие крестьянской культуры:

Тесная связь с природой;

Почтительное отношение к традициям и обычаям старины, размеренный порядок жизни, в котором с трудом утверждались новые идеи и ценности (консерватизм);

Большое значение общины;

Сохранение остатков древних верований, что приводило к смеси христианства и языческих суеверий.

5. Почему именно города стали центрами формирования новых духовных ценностей европейцев?

Потому что именно жители города - банкиры, купцы, ремесленники, врачи, адвокаты – были людьми предприимчивыми и более склонными к новшествам. От умения вести дела и расторопности зависело их благополучие. В городе труд и богатство были признаками достоинства человека.

Жизнь делала горожан любознательными. Купцу необходимы были сведения в различных областях знаний: по праву, географии, арифметике, иностранным языкам. Ремесленник должен был знать счет и письмо, разбираться в свойствах материалов - металлов, шерсти, кожи, пеньки, меха. Горожане высоко ценили собственный опыт, знания, навыки и умения, заимствованные друг у друга.

В городах возникла система светского образования.

ЗАДАНИЯ

2. Прочитайте стихотворение Бертрана де Борна:

Жду битвы как блага из благ:

В ней доблести - соль,

Все прочее - ноль

С ней рядом. Солдат

Не знает утрат.

Вся жизнь - боевая страда:

Походный разбить бивуак,

Стеной обнести города,

Добыть больше шлемов и шпаг -

Господь, не неволь

Ждать лучшей из доль:

Любовных услад

Мне слаще звон лат.

К какому жанру средневековой литературы относится это произведение? По каким признакам можно судить об этом? К какому социальному слою принадлежал, по вашему мнению, автор стихотворения?

Это стихотворение относиться к жанру рыцарской литературы. Об этом говорит желание автора участвовать в бою и походах, показать свою доблесть и храбрость. Я думаю, что автор этого стихотворения относился к рыцарскому сословию.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Краткая биография бориса годунова самое главное
Правление бориса годунова
Психосоматика от а до я Психосоматические заболевания причины и лечение народными средствами